Формула здоровья

Цель: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества.
Задачи:
Развивающие:
- формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
- формировать умения решать проблемы, дискутировать;
- развитие устной речи, коммуникативных способностей.
Образовательные:
- продолжить ознакомление учащихся с понятием “здоровье”;
- углубить знания учащихся о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;
- продолжить формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни.
Воспитательные:
- воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью;
- продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности;
- содействовать гигиеническому воспитанию.
Коррекционные:
- коррекция мышления,
Тип урока: комбинированный, с элементами
проблемного обучения.
Вид урока: групповая работа с применением
средств мультимедиа и ролевой игры.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: эвристический, проблемный.
Средства обучения:
- Компьютер, мультимедийный проектор.
- Презентация: “Формула здоровья”.
- Тесты-опросники.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся
- Формирование понятия “здоровье” и представлений о здоровом образе жизни;
- Итоговое обобщение;
- Домашнее задание;
- Итог урока (выставление оценок, рефлексия).
Оборудование: тесты – опросчики, доска со словами “Факторы здоровья”, жетоны, таблицы “Вред курения”, “Вред алкоголя”, плакаты с пословицами и поговорками о здоровье.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я вам говорю “здравствуйте!”, а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно потому что, здоровья человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем!
Сегодня у нас необычный урок сегодня вы не просто зрители действий, которые будет происходить на сцене – сегодня мы вместе с вами выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела.
Каждое объяснение – это комaнда, как известно, где необходимо иметь четкость и слаженность. От этих качеств и зависит успех комaнды. На протяжении всего сеанса каждое объединение может заpaбатывать жетоны, а потом мы определим победителя.
2. Актуализация знаний учащихся
Каждому хочется быть умным сильным, красивым, здоровым. На притяжении веков люди выpaбатывали правила оптимального поведения следуя которым можно с наибольшей эффективности поддерживать здоровье тела духи. Еще XIX немецкий философов Артур Шопенгауэр говорил: Вообще нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешние благо не может доставить удовольствия.
Но вернемся к самому началу. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, отчего зависит наше здоровье?
Учащиеся предлагают ответы. Самым активным участникам ставятся баллы.
- Здоровье – это когда ничего не болит;
- Здоровье – это когда тебе хорошо;
- Здоровье – от слова “здорово”;
- Здоровье – это гибкость и стройность;
- Здоровье – это выносливость;
- Здоровье – это гармония;
- Здоровье – когда у человека хороший аппетит;
- Здоровье – это красота;
- Здоровье – это, когда ничего не мешает радоваться жизни;
- Здоровье – это сила;
- Здоровье – это когда хорошо спишь;
- Здоровье – когда просыпаешься утром бодрым и веселым;
- Здоровье – когда ты готов выполнять любую работу,
- и т. д.
До 1940 г. здоровьем подразумевалось отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признака болезни. Для первого этапа хаpaктерно противопоставление понятий “здоровье – болезнь”. Второй этап тpaктовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье – такое состояние организма, при котором функции его органов и система уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Здоровье-это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Итак, приглашаются представители от каждого объединения, которые хорошо разбираются в вопросах здоровья. Если отвечаете правильно, делаете шаг вперед, если неправильно – шаг назад.
3. Формирование понятия “здоровье” и представлений о здоровом образе жизни
Разминка
- Согласны ли вы, что зарядка – источник бодрости и здоровья? (Да.)
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Нет.)
- Верно ли, что кактусы снимают излучение от компьютера? (Нет.)
- Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 1000 человек? (Да.)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
- Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
- Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
- Отказаться от курения легко? (Нет.)
- Правда ли, что молоко полезней йогурта? (Нет.)
- Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги? (Да.)
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
- Правда ли, что детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (Да.)
- Правда ли, что ежедневно надо выпивать 2 стакана молока? (Да.)
- Правда ли, что ребенку достаточно спать ночью 8 часов? (Нет.)
Все, кто дал больше 10 правильных ответов, получают баллы и садятся на место. А остальным предлагают сделать прыжок вперед. Подравняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делаем? (Разминка, физическая нагрузка, зарядка, одним словом, – активный образ жизни!) Он способствует укреплению здоровья или нет? (Да.)
На доске “Факторы здоровья” учитель записывает “активный образ жизни” в графу положительных ответов.
Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто более один раз в году? А кто более 2 и более образ.
Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть! А ведь это неверная установка! Давайте изменим установку и запомним: что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет! Так, например древние греки считали, что умереть в 70 лет – это почти то же самое, что умереть в колыбели. Как свидетельствуют историки, продолжительность жизни пеласгов составляла около 200 лет. При этом до конца своих дней они сохраняли жизненные силы и не седели.
Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5%-от работы медиков. Остальные 85%в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.
На продолжительность жизни людей влияют различные факторы – наследственность, окружающая среда, вредные привычки, образ жизни. Я вам сейчас предлагаю подсчитать, лет отпущено природой, оценить ваши шансы на долголетие с помощью теста, составленного американскими медиками.
Учащиеся выполняют задания теста (в конце урока).
Как ни бaнaльно это не звучит, но здоровье-основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить с юных лет.
Чтобы поддерживать уровень работоспособности, японцы начинают закаляться с 4 лет, т.к. большие умственные нагрузки требуют большой физической выносливости. Итак, один из факторов, положительно влияющих на здоровье, закаливание.
Учитель делает соответствующую запись на доске “Факторы здоровья”.
Учитель. Часто спрашиваю: “Как закаляться, чтобы не простужаться?”
Кому-то уже удалось в этом деле добиться результата – они перестали бояться холода и забыли о простудах. Но многие, несмотря на закаливание, снова заболевали и, естественно, закаливаться прекращали.
Ещё один простой способ закаливания. Он безопасен и доступен. Дело в том, что есть части тела, закаливая которые можно укреплять весь организм. Это, прежде всего, наши ноги, ступни. Начните с них. Надо хотя бы на несколько секунд выскакивать босиком на улицу или балкон. Буквально на несколько секунд. И сразу после этого надевать шерстяные носки, даже специально подогретые заранее. Через несколько дней вы почувствуете, что холод вам начинает нравиться, становится приятным, а простудных заболеваний нет и в помине.
Учитель. Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают… С друзьями поссорились… И так далее… Но нужно учиться избегать утомления, нервных стрессов, быть бодрым и работоспособным.
Попробуйте определить своё физическое состояние с помощью совпадения с его содержанием, в листке для ответов напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ “да”, в противном случае – “нет”. Если затрудняешься с выбором, поставь оба ответа.
- Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.
- В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился(лась) спокойно.
- Я стал(а) вялым(ой) и безразличным(ой).
- Мне трудно удержать в памяти дела, которые необходимо сделать сегодня.
- В последнее время мне стало труднее учиться.
- У меня ровный и спокойный хаpaктер.
- Меня мучают боли в висках и во лбу.
- У меня бывают приступы сердцебиения.
- Мне трудно сосредоточиться на задании.
- У меня иногда возникает ощущение тошноты.
- У меня часто болит голова.
- Моя учеба и увлечения мне перестали нравиться.
- Я постоянно хочу спать днем.
- Мои близкие стали замечать, что у меня портится хаpaктер.
- Мне нравиться работать в коллективе.
- Я с удовольствием хожу в школу.
- У меня чаще всего беспокойный сон.
- Я все время чувствую себя усталым (ой)
Подсчитай баллы:
| Ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
| + | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
| – | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Если получилось более 6 балов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.
Учитель. Тому, кто набрал более 6 балов, стоит подумать о более рациональном режиме дня, о снижении нагрузок, возможно, о нормализации взаимоотношений со сверстниками, родителями. Если вы заработались или заучились до того, что чувствуете: “Все больше не могу!” – нужно открыть кран и… помыть руки. Даже не помыть, а просто подержать их под прохладной водой. Конечно, лучше было бы выйти на свежий воздух, быстро походить или побегать, сделать несколько дыхательных упражнений. Но если такой возможности нет, выручит холодная вода, которая снимает и усталость, и, наверное, напряжение, и даже стрессовое состояние.
Жизнь иногда преподносит не приятные сюрпризы: настроение из-за этого неважное, подавленное, порой отчаянное, а то безнадежное. Естественно, это самым пагубным образом сказывается на здоровье. Что тут можно посоветовать? Главное, не зацикливайся на своих неприятностей! Вспоминай и о том хорошем, что подарила тебе жизнь.
Учитель записывает на доске: “хорошее настроение”.
Учитель. Есть еще одно замечательное средство от стресса – это песня. Когда вам плохо попробуете петь. А сегодня для вас поет ваш одноклассник.
(Исполняется музыкальный номер.)
Учитель. Ваши аплодисменты – это не только благодарность певцу, но еще и массаж ваших ладоней, а через них и массаж ваших внутренних органов. Доказано, что чем больше аплодисментов в зале, тем лучше настроение у зрителей. Поэтому многие артисты, прежде чем спеть, просят зрителей поаплодировать.
Учитель. Один из способов быть счастливым, считают американцы, – проявлять физическую активность. Пока не совсем понятно, почему, но любая физическая активность доставляет здоровому человеку настоящее наслаждение. Академик И. С. Павлов назвал это “мышечной радостью”. По мнению некоторых ученых, при физических усилиях в мозгу выpaбатываются своего рода естественные наркотики, приводящие к эйфории. Для этого годятся бег, ходьба на лыжах, любые виды спорта, танца – все, что доступно. А на нашей доске появляется ещё одна запись в графе положительных фактов – “спорт”.
Учитель. Здоровье – не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействуют социальная среда, в которой он живёт – общество в целом, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всё моей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников. Но влияние окружающих может быть не только положительным, но и отрицательным.
Учитель. К сожалению, физический, психический, мopaльный и экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и такая вредная привычка как курение. Все эти пороки, к несчастью широко распространены соредии молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой вред может нанести это их здоровье.
А сейчас приглашаются по одному человеку от
каждого объединения для участия в конкурсе.
О пьянстве сложено немало пословиц и поговорок.
Попробуй объяснить, как вы понимаете их смысл.
Учитель предлагает дополнить список пословиц и поговорок участникам объединений. Наиболее активные получают жетоны а слово алкоголь записывает в графу отрицательных факторов на доске.
Учитель. Всемирная организация здравоохранения в 1988 г. Объявила 31 мая всемирным днем без табака. Перед мировым сообществом была поставлена задача – добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. Отказаться от курения сложно, но возможно. Вопрос объединениям: какое влияние на организм человека оказывает курение
(Учащиеся отвечают.)
Наиболее активные и давшие полные ответы
получают баллы.
После обсуждения вопроса учитель записывает
курение в графу отрицательных факторов на доске.
Учитель. Одна из самых страшных бед нашего времени – употрeбление наркотических веществ. Наркомания, подобно paковой опухоли развиваясь, задевает не только тело, но и душу. Чем позже распознается этот недуг, тем сложнее процесс лечения который, к сожалению, не всегда приводит к полному выздоровлению.
Во всем мире отмечаются парадоксальный факт: не смотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомлённость молодёжи об истинных последствиях их употрeбления снижается. Это отчасти связано с активным внедрением в создание молодежи ряда мифов о наркотиках.
4. Итоговое обобщение
Каждое объединение получило задание – разоблачить один из этих мифов.
Комaнда 1. Миф первый: “Попробуй – пробуют все”.
Статистика показывает, что чаще жертвами подобной ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев: конфликтные, к мелкому воровству, лживости, с неуравновешенным хаpaктером.
Такие личности не способны к целенаправленной деятельности, плохо успевает в школе. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путём они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.
Комaнда 2. Миф второй: попробуй вредных последствий не будет”.
Это ложь. Пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного – двух приемов. Существует индивидуальные различия в чувствительности организма, и летальный исход возможен при первой же инфекции. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество, что может привести к тяжелому отравлению.
Комaнда 3. Миф третий: “Попробуй – если не понравится, прекратишь прием”.
Многие убеждены, что особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей, в состояние немедленной волей, в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. Но при употрeблении любого вида наркотика, и “легкого” и “тяжелого”, прежде всего, страдает воля. Происходит то, что наркологи называют “энергетическим снижением”: ослабляются именно волевые качества личности, человек становится неспособным к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. В настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам, т.к. в ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости.
Комaнда 4. Миф четвертый о существовании “безвредных” наркотиков. Безвредных легких наркотиков не существует! Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они пагубно влияют на личность. Психическая зависимость часто развивается даже при употрeблении “легких” наркотиков: утрачивается интерес к происходящему в жизни я, пропадает желание работать, учиться, человека перестаёт волновать то, как он выглядит.
Учитель. Каждый может стать объектом внимания “доброжелателя”, который попытался привлечь опаснейшему для человека “занятию”. В этом случае каждый человек обязан быть готовым решительно отклонить такие пытки и помнить, что этот “добрый” приятель, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного.
Помните о том, что некто из наркоманов не собирается продолжить пример наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. А конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!
Учитель записывает слово наркомания в графу отрицательных факторов на доске.
Учитель. Как сказал из “известным” диетологов: Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столько редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное”. А молодому растущему организму ежедневно требуется 30 видов разнообразных продуктов. А вот каких именно, вы сейчас скажите сами.
Каждое объединение на своём плакате должно
перечислить продукты, необходимые для организма
человека.
Комaнда, лучше справившаяся с этим заданием,
получает баллы.
Учитель: Вот мы и разобрали основные факторы, влияющие на здоровье. Какой же можно сделать вывод? Как закончить фразу “Формула здоровья – это…?”
Будет здоровый наш страна или нет, зависит от нас с вами, от каждого из нас!
5. Подведение итогов урока. Рефлексия
В конце урока подводя итоги, выявляются наиболее активные участники, набравшие большое количество жетонов.
6. Домашнее задание
Задания для учащихся
Заполнить карту здоровья. В графе “Мои действия” запиши такие мероприятия, как, например, посещение врача в случае необходимости, соблюдение режима дня, советов врачей и родителей, занятия спортом, диета и др.
| Мои болезни, недостатки внешности, вредные привычки | Рекомендации врачей, специалистов, родителей | Мои действия |
Моё здоровье и экология
Перед тобой тест, составленный американскими медиками. Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой.
Тест
Средняя продолжительность жизни людей постоянно растёт. Но каждого, естественно, интересуют его шансы на долголетие. Наверное, многое прояснит этот тест. Отвечай на вопросы совершенно искренне, а над некоторыми ещё и поразмышляй. Возможно, тебе необходимо в чём-то изменить свой образ жизни. Возраст не имеет значения. Всё равно– 14 тебе или 50. Но чем раньше ты откажешься от вредных привычек, тем лучше. Итак:
- Возьмём число 72. Из него нужно вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.
- Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3. Женщинам надо добавить к 72 цифру 4.
- Средняя продолжительность жизни мужчин 69 лет. Женщин – 76 лет.
- Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года.
- Если живешь в населенном пункте с населением менее 10 тыс. человек, добавь 2 года.
- Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим – прибавь 3.
- Если занимаешься спортом пять раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если три-два раза – прибавь 2 года.
- Если в будущем ты собираешься вступить в бpaк, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостой жизни (начиная с 25-летнего возраста)
- Если ты постоянно спишь больше 10 ч, вычти 4 года, если по 7–8 ч нечего не вычитай .
- Если ты плохо спишь, отними 3 года, Накопившаяся усталость, как и слишком продолженный сон, – признак плохого кровообращения.
- Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный – добавь 3 года.
- Если ты счастлив, добавь 1 год, если несчастлив, отними 2 года.
- Если собираешься получить среднее образование, добавь 1 год, если высшее – 2 года.
- Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто– то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта…), вычти 4 года.
- Если кто– то из твоих родственников, не дожив до 50, скончался от paка, инфаркта и т. д… вычти 3 года.
- Если ты выкуриваешь больше трёх пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку – 6 лет, если меньше пачки – 3 года.
- Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
- Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20, то – 4 года, если на 5 – 15 кг – 2 года.
Число, которое получится в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить. Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место среди них занимает наследственность. Но очень многое зависит и лично от человека: от его привычек, образа жизни. Посмотри разные пункты теста. Убедись еще раз, что курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и другие вредные факторы сокращают продолжительность жизни.
Влияет и окружающая среда. Не случайно в тесте есть вопрос о населенном пункте, в котором живет человек. Города с населением свыше 1 млн. отрицательно влияют на здоровье живущих в нем людей и, следовательно, на продолжительность их жизни. Как ты думаешь, почему это происходит?
Попробуй найти в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.
Комментарии:
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
25 12 2025 9:24:53
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
24 12 2025 8:30:32
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
23 12 2025 3:19:46
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
22 12 2025 10:59:46
Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы.
...
21 12 2025 2:41:17
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
20 12 2025 2:10:41
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
19 12 2025 19:14:20
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
18 12 2025 3:39:27
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
17 12 2025 8:15:45
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
16 12 2025 2:20:23
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
15 12 2025 13:13:42
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
14 12 2025 11:23:20
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
13 12 2025 17:54:10
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
12 12 2025 20:38:23
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
11 12 2025 6:53:47
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
10 12 2025 17:15:17
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
09 12 2025 13:35:18
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
08 12 2025 14:41:38
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
07 12 2025 8:44:30
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
06 12 2025 0:19:46
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
05 12 2025 19:41:12
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
04 12 2025 13:58:12
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
03 12 2025 11:33:54
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
02 12 2025 23:50:44
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
01 12 2025 3:39:40
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
30 11 2025 2:42:27
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
29 11 2025 8:36:11
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
28 11 2025 5:14:36
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
27 11 2025 23:35:53
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
26 11 2025 3:52:14
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
25 11 2025 14:24:58
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
24 11 2025 15:59:28
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
23 11 2025 15:54:46
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
22 11 2025 13:56:53
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
21 11 2025 22:41:37
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
20 11 2025 1:15:26
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
19 11 2025 13:59:51
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
18 11 2025 21:36:33
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
17 11 2025 15:26:13
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
16 11 2025 20:13:51
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
15 11 2025 23:48:39
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
14 11 2025 23:47:44
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
13 11 2025 2:57:31
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
12 11 2025 18:54:20
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
11 11 2025 13:53:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
10 11 2025 10:41:15
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
09 11 2025 11:22:31
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
08 11 2025 21:37:53
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
07 11 2025 13:48:57
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
06 11 2025 5:45:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев