Пищеварение в ротовой полости > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

Цель: Познакомить с процессами физической т химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов.

Задачи:

  • Обучающая: дать понятие муцин, лизоцин, амилаза, пульпа, состав слюны и ее регуляция, познакомить с видами зубов, их строением, химической и физической обработкой пищи.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, умение составлять аналитическую таблицу, делать записи и выделять главное при объяснении, навыки пpaктической работы.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к зубам и всей ротовой полости, правильного ухода за ними.

Оборудование:

  1. Таблица “Строение зубов”;
  2. Инструктивные карточки;
  3. Зеркало;
  4. Тестовое задание;
  5. Схемы зуба;
  6. Словарные слова.

Основное содержание:

Рассказ учителя.

1. Любой организм связан со средой через пищу. Эта необходимая или, как говорил И.П. Павлов, существенная связь. Не один раз в день, мы оставляем все свои дела, чтобы поесть. Пища не только источник энергии, необходимой для деятельности человека, но и материал для его роста и развития. В процессе пищеварения пища превращается в вещества, которые поступают в кровь. И.П. Павлов следующими словами выразил сущность пищеварения. “Сырой материал, поступающий в завод, проходит длинный ряд учреждений, в которых он подвергается известной механической и, главным образом химической обработке и через бесчисленные боковые ворота переводится в магазин тела. Кроме основной линии учреждений, по которой движется сырой материал, имеется ряд боковых химических фабрик, которые готовят химические реактивы для соответственной обработки сырого материала”.

Как вы можете объяснить слова И.П. Павлова о сущности пищеварения?

Длительный путь со сложной обработкой проходят продукты питания, прежде чем питательные вещества оказываются подготовленными для поступления в кровь. Весь путь пищевые массы у здорового человека совершают за 1–2 суток.

2. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости. Различные органы ротовой полости: губы, язык, зубы – органы речи, язык еще и орган чувств. Зубы и язык выполняют механическую функцию дробления пищи.

А какова же история развития зубов?

Сообщения обучающихся.

3. У взрослых людей 32 зуба. Начертите таблицу. В результате выполнения пpaктической работы мы с вами должны заполнить эту таблицу. Возьмите в руки зеркало и улыбнитесь. Я говорю, а вы подтверждаете мои слова, смотрите на зубы и язычком считаете, записываете в таблицу.

Типы зубов.

№ п/п Название Количество Строение Функция
1 Резцы 4(8) Плоские Откусывание
2 Клыки 2(4) Заостренные Откусывание
3 Коренные малые 4(8) Тупые Пережевывание
4 Коренные большие 6(12) тупые Пережевывание

Проверяем заполнение таблицы. Одинакова ли форма зубов, почему?

4. Строение зуба. Перед вами лежит схема зуба, по ходу моего объяснения записываете название части зуба на схеме.

Каждый зуб сидит в глубокой ячейке десен. Видимая часть зуба называется коронкой. Она покрыта богатой неорганическими солями тканью т– эмалью. В ней нет клеток и нервных окончаний. Здоровая эмаль желтовато-белого цвета. Вся костная масса зуба под эмалью состоит из дентина примерно такого же состава и прочности, как и обычная кость. Прочность дентина близка к прочности чугуна. Она зависит от минеральных солей. Но в растворе соляной кислоты зубы смягчаются, теряя минеральные соли. Дентин – это живая ткань (по составу он схож с костью, но не так порист) дентинные клетки обеспечивают жизнь зуба. Если эти клетки связаны с нервами и сосудами, они выделяют в дентин и удаляют из него соли Са. Внутренняя часть зуба полая – пульпа, заполняют полость кровеносные сосуды и нервы. Корень зуба покрыт другим костным веществом – цементом. Он похож на обыкновенную кость. Дентин, эмаль и цемент обеспечивают прочность зуба. Корень зуба окружен сетью нервных окончаний. Они воспринимают давление на зуб. Нервы губчатого вещества в полости зуба особенно чувствительны к температуре.

Проверка схемы.

Зуб – это живой орган с хорошей эмалевой защитой. Если она разрушается, в него проникают микробы, обильно населяющие ротовую полость. Они быстро разрушают дентин, губчатое вещество, обнажая чувствительные к боли нервы.

Сообщение обучающихся – “Здоровые зубы – здоровое тело”.

А вы знаете как нужно ухаживать за зубами?

5. В ротовой полости пища подвергается химическим и физическим воздействиям. Физические воздействия заключаются в размельчении, перетирании пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Размельчение пищи во рту происходит за счет жевательных движений. Сокращаются жевательные мышцы, которые перемещают нижнюю челюсть относительно верхней. Самые сильные в нашем организме жевательные мышцы развивают усилие до 400 кг. Например: цирковой гимнаст на трапеции удерживает силой этих мышц партнершу, которая сжимая в зубах гимнастический мундштук, свершает стремительные вращения. При движении челюсти зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу. Размельченная во рту пища пропитывается слюной и принимает вид, удобный для глотания. Жевание – это акт рефлекторный. Люди принимают пищу, подготовленную кулинарной обработкой. Однако, тщательное пережевывание даже такой пищи – это необходимое условие нормальной деятельности организма и прежде всего, его органов пищеварения. Хорошо прожеванная пища быстро пропитывается слюной и другими пищеварительными соками и подвергается необходимой химической обработке.

Плохо пережеванная и проглоченная кусками пища может повредить слизистую оболочку глотки, пищевода, желудка и, кроме того, не может быть в полной мере обработана пищеварительными соками. Очень часто это ведет к различным заболеваниям желудка. Несмотря на то, что хорошо пережеванная пища находится у человека во рту в среднем 15–18 секунд, она уже здесь подвергается химической переработке ферментами, содержащимися в слюне.

6. Слюнные железы. Записываем схему – состав слюны. (По ходу объяснения записывают ее состав.)

Слюна выpaбатывается в слюнных железах. У человека три пары крупных слюнных желез: околоушные, подчелюстные, подъязычные и множество мелких микроскопических желез. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость – эта жидкость слабощелочной реакции, она содержит 98–99% воды и 1,5% плотного остатка. Плотный остаток на 2 состоит из органических веществ, главным образом белков и ферментов. Белок слюны – муцин делает слюну клейкой. Благодаря муцину пропитанная слюной пища легче проглатывается. В составе слюны есть вещество белковой природы – лизоцин – оно вызывает гибель микробов, этим видно, можно объяснить, что раны и царапины слизистой оболочки ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности тела. Ферменты в ротовой полости расщепляют крахмал до глюкозы. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня. Вы легко можете убедиться, что в слюне есть фермент – амилаза. Пожуйте подольше кусок булки, не глотая, и вы ощутите сладкий вкус. Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар. Убедиться в том, что под действием амилазы крахмал расщепляется до сахара, можно при помощи другого опыта, который вы сделаете дома.

Лабораторная работа “Действие слюны на крахмал”. Инструктивная карточка. Учебник под редакцией А.Г. Драгомилова и Р.Д. Маша. Стр. 133.

Проверяем правильность заполнения схемы – “Состав слюны”.

Существует два типа отделения слюны.

Отделение слюны
Безусловное Условное
отделение слюны, возникающее
при раздражении механических, химических,
температурных рецепторов ротовой
полости


 

возникает в ответ на зрительные,
обонятельные, слуховые и др.
раздражители, они возникают
только при условии, если
действие этих раздражителей
совпадало раньше с приемом
пищи

  Что происходит с пищей дальше, мы узнаем на следующем уроке. У кого есть вопросы по данной теме урока? Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

Закрепление:

  1. Решите биологическую задачу: известная реклама гласит, что после еды во рту нарушается кислотно-щелочной баланс. Что это такое? Какая среда во рту человека в норме?
  2. Тестирование. (Подписать листочек, без исправлений, исправление считать ошибкой, закрыть учебники и тетради, поменяться листочками и поставить оценку по шкале.)
Количество ошибок Оценка
0 “5”
1–2 “4”
3–4 “3”
5 и < “2”

Подведение итогов. Домашнее задание.

Тест.

  1. В ротовой полости не происходит:
    а) механическое измельчение пищи
    б) уничтожение микробов
    в) расщепление жиров
  2. Защитную роль по обеззараживанию веществ и заживлению ран в ротовой полости выполняет:
    а) мальтаза
    б) лизоцим
    в) муцин
  3. Центр безусловного слюноотделительного рефлекса расположен в мозге:
    а) продолговатом
    б) промежуточном
    в) среднем
  4. Пища в ротовой полости задерживается на:
    а) 70–90 сек
    б) 10–15 сек
    в) 40–60 сек
  5. В ротовой полости ферменты действуют в среде:
    а) кислой
    б) щелочной
    в) нейтральной
  6. При расщеплении крахмала в ротовой полости образуется:
    а) глицерин
    б) глюкоза
    в) аминокислоты
  7. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез в количестве пар:
    а) 2
    б) 3
    в) 1
  8. Центр глотания расположен в мозге:
    а) продолговатом
    б) промежуточном
    в) среднем
  9. Пищеварительный канал состоит из органов расположенных в следующей последовательности:
    а) ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник
    б) ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
    в) ротовая полость, кишечник, желудок, пищевод
  10. Хаpaктерное заболевание в ротовой полости – это:
    а) гастрит
    б) кариес
    в) аппендицит



Комментарии:

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

24 08 2025 8:12:46

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

23 08 2025 10:27:55

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

22 08 2025 3:55:31

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

21 08 2025 21:41:33

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

20 08 2025 21:44:53

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

19 08 2025 1:37:48

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

18 08 2025 17:32:35

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

17 08 2025 2:45:25

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

16 08 2025 10:30:54

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

15 08 2025 22:10:50

Урок "Домашние лошади"


    Урок "Домашние лошади"

      При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

14 08 2025 5:18:30

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

13 08 2025 2:38:18

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

12 08 2025 8:40:50

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

11 08 2025 17:11:18

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

10 08 2025 0:42:11

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

09 08 2025 20:30:18

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

08 08 2025 8:39:25

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

07 08 2025 6:48:43

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

06 08 2025 19:44:55

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

05 08 2025 17:13:19

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

04 08 2025 21:26:19

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

03 08 2025 18:59:34

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

02 08 2025 14:12:49

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

01 08 2025 1:45:25

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

31 07 2025 22:13:59

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

30 07 2025 17:35:42

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

29 07 2025 12:16:25

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

28 07 2025 12:57:31

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

27 07 2025 7:40:43

"Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"


    "Развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроке обобщения по теме: "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...

26 07 2025 9:42:38

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

25 07 2025 4:19:25

Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость"

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....

24 07 2025 6:41:35

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

23 07 2025 0:32:19

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

22 07 2025 23:33:42

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

21 07 2025 10:45:55

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

20 07 2025 4:57:37

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

19 07 2025 6:36:32

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"


    Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

      Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

18 07 2025 3:43:38

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

17 07 2025 10:10:22

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

      Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

16 07 2025 23:59:14

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

15 07 2025 22:10:21

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

14 07 2025 13:30:17

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

13 07 2025 19:43:45

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"


    Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

      Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

12 07 2025 13:38:53

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

11 07 2025 20:12:37

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

10 07 2025 10:10:51

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

09 07 2025 21:31:49

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

08 07 2025 23:11:45

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

07 07 2025 3:39:31

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

06 07 2025 7:50:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::