Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Цель урока: обобщение и закрепление знаний о строении и функциях органоидов эукариотической клетки.
Задачи:
- Образовательные: повторить строение и функции органоидов эукариотической клетки, сделать вывод , что клетка – биологическая система.
- Развивающие: продолжить формирование умений пользоваться цитологической терминологией, развивать логическое мышление через решение цитологических задач.
- Воспитательные: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, развивать умения работать самостоятельно.
Оборудование: текст конспекта урока, учебники, справочники школьника по биологии.
Базовые понятия и термины: клетка, биологическая система, органоиды, эукариотическая клетка, ферменты.
Концепция урока: научить учащихся решать цитологические задачи.
Личностная значимость изучаемого для обучающегося: использовать полученные знания и умения при сдаче ЕГЭ.
Планируемый результат: учащиеся углубляют знания; о строении и функциях органоидов эукариотической клетки, используют теоретический материал для решения пpaктических задач.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок с элементами пpaктической работы.
Методы: частично-поисковый.
Структура урока:
- Организационный момент
- Работа с конспектом урока( выполнение заданий)
- Рефлексия
- Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Сегодня вам предлагается совершить путешествие по эукариотической клетке в виде вируса. Задача в том, чтобы пройти испытания и попасть в ядро, но при этом необходимо сохранить свой генетический аппарат в целости. Вам предлагается выполнить ряд заданий, которые находятся на ваших столах в конспекте урока. Если вы правильно выполняете задание то переходите к следующему заданию, если задание вызывает затруднения, то необходимо обратиться к дополнительным источникам материала. Но все задания необходимо выполнить, только в этом случает генетический аппарат клетки не нарушит вирус.
II. Работа с конспектом урока
1. Проникновение в животную клетку
– Перед вами животная клетка, чтобы попасть
внутрь вы должны преодолеть – что?
– Как вы будете проникать в клетку: с помощью
фагоцитоза или с помощью мембранных белков?
Вопросы мембранных белков (да или нет)
- при активном трaнcпорте затрачивается энергия
- фагоцитоз – это вид эндоцитоза
- диффузия – это активный трaнcпорт
- клеточная стенка растений состоит из целлюлозы
- плазмалемма состоит из двух слоев липидов
- у животной клетки есть клеточная стенка
- клеточная стенка грибной клетки состоит из муреина
- в животной клетке есть крупная вакуоль
2. Вы находитесь в жидкой части животной клетки
– Вам необходимо составить два списка органоидов
А) растительной клетки Б) животной клетки
А теперь соотнесите органоиды с клетками, в которых они располагаются
Сравнительная хаpaктеристика биологических объектов
Клетка Признаки
А) Растительная
клетка
1)
клеточная стенка их хитина
Б) Грибная
клетка
2) наличие пластид
3) клеточная стенка из целлюлозы
4) осутствие пластид
5) наличие крупных вакуолей
6) запасное питательное вещество – гликоген
3. Навстречу вам мчатся ионы магния
Они просят вас о помощи, они заблyдились им надо попасть в растительную клетку, но куда именно они не помнят. Подскажите иону магния как ему попасть в растительную клетку ив какой органоид?
– Какие виды пластид есть в
растительной клетке?
– Какие функции они выполняют.
– Объясните процесс взаимопревращения
пластид друг в друга:
а) хлоропласты – хромопласты
б) лейкопласты – хлоропласты?
4. Вы оказались в пищеварительном пузырьке животной клетки
– К вам приближается одномембранный органоид.
Заполненный пищеварительными ферментами.
– Как называется данный органоид, какие
функции он выполняет?
Какая связь между этим органоидом и
комплексом Гольджи?
5. Гостеприимная эндоплазматическая сеть встречает вас. Вы двигаетесь по ее каналам, и вам необходимо распределить органоиды клетки в таблице
| органоиды | одномембранные | двумембранные | немембранные |
| ядро | |||
| ЭПС | |||
| жгутики | |||
| митохондрии | |||
| комплекс Гольджи | |||
| рибосомы | |||
| лизосомы | |||
| пластиды | |||
| реснички | |||
| клеточный центр |
– Вы двигаетесь по участку ЭПС, покрытой рибосомами. Как называется данный вид ЭПС? Какие функции выполняют рибосомы из чего они образованы?
6. ЭПС постепенно превратилась в систему плоских цистерн, полостей, трубочек.
– Где вы оказались? Какие функции выполняет данный органоид?
Задачи:
- Известно, что комплекс Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему?
- Какая взаимосвязь между ЭПС-рибосомами – комплексом Гольджи?
7. Вы встречаетесь с двухмембранным органоидом, внутренняя мембрана которого собрана в большие округлые складки. Его называют органоидом дыхания. Назовите этот органоид?
Задачи:
- Ядро, митохондрии, пластиды. То общего в этих органоидах? Какая особенность строения объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра?
- Общая масса митохондрии по отношению к массе клеток различных органоидов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?
Сравнительная хаpaктеристика биологических объектов
Строение и функции Органоиды
1) расщепление органических веществ до
мономеров А) лизосомы
2) окисляют органические вещества
Б)
митохондрии
3) отграничены от цитоплазмы одной мембраной
4) отграничены от цитоплазмы двумя мембранами
5) содержат кристы
6) не содержат крист
8. Вы приближаетесь к двум центриолям клеточного центра
Центриолям необходимо помочь, скоро деление клетки, им нужно создать свою копию, чтобы управлять цитоскелетом, жгутиками, ресничками. Своей будущей второй центриоли им нужно объяснить, что значит 9х3, а жгутикам и ресничкам надо объяснить формулу 9х2+2. Помогите, понять в чем тут дело?
Ответьте на вопросы:
– Какую роль выполняют жгутики и реснички?
– Функции цитоскелета?
9. Последний шаг – и вы в ядре
Выполните задания.
1) Вставьте пропущенные слова в тексте
Клетки всех живых организмов сходны по своему строению и состоят из трех основных структурных компонентов:_______, _______ и____________. Клеточная мембрана состоит из двойного слоя_________ и встроенных в него_____________. Главным хранилищем наследственной информации в клетке считается________в котором располагаются_________ отвечающие за передачу наследственных признаков.
2) Решите задачу
Дана молекула ДНК: АТТ-ГГЦ-ЦЦЦ-ААТ-ГАТ-ГГА
Построите:
- Вторую нить ДНК
- и-РНК
- Посчитайте длину ДНК
- Посчитайте количество водородных связей в ДНК
- Посчитайте процентное количество нуклеотидов ДНК
3) Установите соответствие между буквами и цифрами
Органоиды клетки Функции
А) плазматическая
мембрана
1) участвует в
пиноцитозе
Б)
рибосома
2)
трaнcпорт веществ по клетке, деление на отсеки
В)
митохондрии 3)
имеет кристы
Г)
лизосомы
4)
хаpaктерны для растительной клетки
Д)
пластиды
5) состоит из двух субъединиц
Е)
ЭПС
6) имеется три разновидности
Ж)
ядро
7) выполняет защитную функцию
З) комплекс
Гольджи
8) движение органоидов
И) клеточный
центр 9)
фотосинтез
К) цитоскелет
10)
синтез белка
Л) жгутики и
реснички 11)
хранение наследственной информации
12)
немембранные
13)
синтез липидов, углеводов
14)
содержит ДНК
15)
одномембранные
16)
обеспечение клеток энергией
17)
«мусорщик» клетки
18)
двухмембранные
19)
связь клетки с внешней средой
20)
управляет работой клетки
21)
есть только у растений
22)
есть только у животных
III. Рефлексия
Итак, вы успешно защитили свою клетку от проникновения вирусной частицы.
Ответьте на вопросы:
– Вам было трудно?
– Самые трудные задания?
– Вам было интересно?
– Что вам не понравилось?
– Всем большое спасибо. За урок все получают оценки. Молодцы!!
IV. Домашнее задание
Подготовиться к зачетной работе по теме «Эукариотическая клетка».
Комментарии:
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
02 12 2025 11:48:13
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
01 12 2025 11:53:12
Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....
30 11 2025 18:52:38
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
29 11 2025 7:45:57
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
28 11 2025 13:36:55
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов.
...
27 11 2025 2:10:34
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
26 11 2025 19:25:39
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
25 11 2025 6:33:16
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
24 11 2025 7:56:14
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.
...
23 11 2025 0:52:42
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
22 11 2025 6:48:30
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
21 11 2025 10:37:32
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
20 11 2025 8:49:42
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
19 11 2025 3:26:57
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
18 11 2025 20:10:25
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
17 11 2025 16:22:44
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
16 11 2025 20:16:40
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
15 11 2025 2:44:41
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
14 11 2025 11:11:53
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
13 11 2025 22:27:54
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
12 11 2025 6:34:55
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
11 11 2025 19:55:42
Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе.
...
10 11 2025 5:52:22
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
09 11 2025 3:37:16
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
08 11 2025 8:38:48
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
07 11 2025 8:31:53
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
06 11 2025 17:48:57
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
05 11 2025 20:36:41
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
04 11 2025 0:36:53
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
03 11 2025 3:39:44
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
02 11 2025 9:35:50
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
01 11 2025 6:49:50
Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч.Айтматов «Тавро Кассандры», роман М,Булгакова «Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н.Кольцова, А.Богданова, И.Иванова, И.Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....
31 10 2025 0:44:20
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
30 10 2025 16:34:14
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
29 10 2025 22:25:41
Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
28 10 2025 2:38:57
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
27 10 2025 10:12:44
Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
26 10 2025 18:26:52
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
25 10 2025 8:10:57
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
24 10 2025 19:24:24
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
23 10 2025 21:21:27
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
22 10 2025 11:32:31
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
21 10 2025 21:58:22
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
20 10 2025 19:12:56
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
19 10 2025 23:18:54
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
18 10 2025 5:56:52
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
17 10 2025 2:51:50
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
16 10 2025 11:34:51
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
15 10 2025 22:43:43
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
14 10 2025 4:29:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




