Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.

Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.

Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.

На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря (Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море) происходит знакомство с представителями водорослей, произрастающих в Черном море (кораллина - на линии прибоя розового цвета),цистозира (на глубине 20- 30 метров бурая водоросль более метра длиной), несколько глубже зеленая водоросль ульва (морской салат. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На этом же уроке вводятся понятия “бентоз”- растение и животные, обитающие на дне, “планктон”- растение и животные, обитающие в толще воды, “нектон”- активно плавающие существа- рыбы, дельфины.

Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.

Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.

Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.

Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.

Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.

Цель урока: подтвердить знания о новой группе растительных организмов и на этой основе познакомить учащихся с понятиями “бентос”, “планктон”, “фитопланктон”,  ознакомить с представителями водорослей, произрастающих в Черном море.

Методы: рассказ-лекция, беседа.

Оборудование: изобразительные таблицы: “Водоросли”, “Размножение водорослей”, “Представители фитопланктона Черного моря”, “Многообразие водорослей”.

Тип урока: лекционный.

На доске написаны понятия: “бентос”, “планктон”, “нектон”, “фитопланктон”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме “Общая хаpaктеристика водорослей” для подготовки к новой теме.

Учитель предлагает учащимся вспомнить об особенностях строения одноклеточной водоросли хламидомонады, о способах ее размножения, об особенностях строения улотрикса, о значении этой группы растений в природе, народном хозяйстве.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения новых знаний путем прослушивания сообщения – лекция учителя.

Постановка задач перед учащимися:

  1. Записать “своими словами” понятия “бентос”, “фитопланктон”.
  2. Отметить в тетради несколько представлений изучаемой группы растений, их хаpaктерные особенности.
  3. Назвать группы крупных водорослей и основной признак, по которому их отличают.

V. Сообщение-лекция (рассказ) учителя по водорослям, обитающих в Черном море.

В морях и океанах обитают растения, животные и микроорганизмы, представляющие все ступени живых существ, от наиболее примитивных – бактерий, одноклеточных водорослей и простейших животных, до самых совершенных – цветковых растений и морских млекопитающих. Это положение целиком относится к Черному морю, как части Мирового океана.

По своему строению и образу жизни все животные и растения, обитающие в море, делятся на несколько жизненных форм. Основные из них – бентос, планктон, нектон. Мы остановимся на некоторых из этих понятий.

Бентос – (о древн. греч. “бентос” - глубина) – это все растения и животные, обитающие на дне моря. Они могут прикрепляться к камням и другим твердым поверхностям, как водоросли и мидии, зарываться в песок и ил, как различные черви, ползать по дну, как кpaбы.

Планктон – (от древн. греч. “планктос” - парящий) – в отличие от бентоса населяет не дно, а водную толщу. Это в основном микроскопические животные и растение, которых объединяет то, что они парят в толще воды и перемещаются по воле течения. К планктону относятся одноклеточные водоросли и мелкие животные, многие рачки, личинки донных животных, икра и личинки многих рыб.

Нектон – (от древн. греч. “нектос” - плавающий) – объединяет активно плавающих существ – рыб и дельфинов. Эти животные также населяют водную толщу, но в отличие от планктона, могут по своему желанию могут по своему желанию перемещаться на большие расстояния.

В Черном море обитают сотни видов растений. Одни из них, одноклеточные и микроскопические населяют толщу воды и входят в состав планктона. Их называют фитопланктон, в отличие от зоопланктона – животного планктона.

В фитопланктоне Черного моря насчитают 745 видов одноклеточных водорослей <Рисунок 1>. Это очень многочисленные существа: в одном литре морской воды их может быть несколько сотен тысяч или миллионов экземпляров.

Несмотря на мелкие размеры (обычно десятые, сотые и тысячные доли миллиметра) организмы фитопланктона, в том числе и водоросли, играют исключительно важную роль в море, прежде всего тем, что, используя неорганические вещества из морской воды, углекислый газ и солнечную энергию, они образуют в процессе фотосинтеза органические вещества и выделяют при этом кислород. Тем самым микроскопические водоросли фитопланктона толщи воды создают условия для жизни животных, которые нуждаются в готовом органическом веществе, а создавать его из неорганического вещества не могут. Кроме того, фитопланктон - это источник кислорода, который не только растворяется в морской воде, но и является Составной частью атмосферного воздуха.

Другая часть морских растений более знакома всем, кто бывал у моря. Это крупные водоросли, растущие на скалах, камнях, и других твёрдых подводных поверхностях. Они входят в состав фитобентоса, или растительного бентоса. Его роль в жизни моря столь же существенна, как и роль фитопланктона, но ограничивается мелководной прибрежной зоной, где эти водоросли могу произрастать. Ими питаются многие животные, в них строят гнёзда и откладывают икру, в зарослях находят укрытие от врагов.

В Чёрном море 304 вида крупных донных водорослей. Кроме них на дне обитают также мелкие одноклеточные водоросли, покрывающие тонкой плёнкой не только твёрдые подводные предметы, но и поверхность песка, а также ила. Таких мелких донных водорослей около 400 видов.

Остановимся на некоторых водорослях, обитающих в Чёрном море.

На линии прибоя можно встретить известковую водоросль розоватого цвета - кораллину. На глубинах до 20-30 м живёт на скалистых грунтах бурая водоросль цистозира. Она представляет собой слоевище длиной более метра и прикреплённую к нему “бороду” из волокон. Плотность её поселения достигает 7 кг на квадратный метр. В зарослях цистозиры живут мшанки, черви, мидии и креветки. Несколько глубже обитают зеленые водоросли: ульва (морскои салат) и лауренсия. Бурую водоросль цистозиру и зеленую ульву можно видеть в городе Сочи на пляже после шторма, <Рисунок 2>.

Глубже других живёт промысловая водоросль филлофора (морской виноград). Как её называют за внешнее сходство с виноградом. Она имеет тёмно-красный цвет Филлофора во время Первой Мировой войны была единственным сырьём для добычи йода. Использовалась она также для производство агар-агара. Этот продукт выpaбатывался на специальных заводах и применялся питательного желе (слово агар-агар в переводе с малайского означает желе), в котором выращивают бактерии. Широкое представление находил агар-агар в бумажной и пищевой промышленности. Теперь филлафора почти полностью истрeблена.

Крупные водоросли делятся на три большие группы, хорошо различаемых по цвету, а именно: зеленые, бурые и красные. Основная часть крупных водорослей растет на глубине 5-10 м, но изредка их можно встретить и на глубине 80 м. Несколько видов крупных водорослей Черного моря используются в промышленности. Это – цистозира или бородач из бурых водорослей и 4 вида филлофоры из красных водорослей. Из цистозиры добывают альгинат натрия, а из филлофоры – желерующее вещество агароид, который используют в микробиологии и в пищевой промышленности как уже отмечалось выше.

VI. Обобщение изучаемого на уроке методом опроса учащихся на поставленные ранее вопросы.

Учащимся предлагается на выбор зачитать сделанные в ходе урока заметки.

VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем, учащимися, оценка знаний.

Учитель сообщает оценки за ответы на заданные вопросы, аргументируя и комментируя их.

VIII. Домашнее задание.

Параграф учебника “Морские бурые и красные водоросли”.

IX. Подведение итогов урока.

Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с представителями группы растительных организмов – водорослей, произрастающими на Черном море, с понятиями “бентос”, “планктон” и “фитопланктон”, о роли водорослей в образовании органического вещества, из углекислого газа и солнечной энергии и выделений кислорода, необходимого для питания организмов, не способных к фотосинтезу.

Список литературы

  1. Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
  2. Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
  3. Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
  4. Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.



Комментарии:

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

01 04 2025 3:32:11

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

31 03 2025 23:35:53

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

30 03 2025 3:35:58

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

29 03 2025 14:54:28

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

28 03 2025 7:23:11

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

27 03 2025 13:28:34

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

26 03 2025 18:57:21

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

25 03 2025 21:16:29

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

24 03 2025 9:13:49

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

23 03 2025 22:14:40

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

22 03 2025 23:18:42

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

21 03 2025 13:11:41

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

20 03 2025 14:36:55

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

19 03 2025 4:37:11

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

18 03 2025 4:47:52

Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"


    Интегрированный урок по географии и биологии в 7-м классе "В поисках капитана Гранта"

      Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....

17 03 2025 0:17:39

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

16 03 2025 15:50:29

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

15 03 2025 8:55:11

Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"


    Урок в 8-м классе по теме "Органы кровообращения"

      Целью урока является развитие знаний учащихся о системе органов кровообращения. В ходе урока используется мультимедийный проектор. На каждом этапе урока подводится итог и резюмирование материала. Урок разнообразен по формам работы учащихся, по используемым методам изучения, обобщения ЗУНов. ...

14 03 2025 18:40:12

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

13 03 2025 8:20:35

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

12 03 2025 8:38:28

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

11 03 2025 4:29:44

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

10 03 2025 13:34:52

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

09 03 2025 20:44:14

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

08 03 2025 1:29:22

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

07 03 2025 3:13:25

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

06 03 2025 0:17:30

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

05 03 2025 21:31:15

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

04 03 2025 0:34:21

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

03 03 2025 16:35:39

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

02 03 2025 7:59:52

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

      Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н.Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на пpaктике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

01 03 2025 19:40:21

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

28 02 2025 12:31:11

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

27 02 2025 19:41:33

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

26 02 2025 8:47:56

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

25 02 2025 8:59:11

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

24 02 2025 23:51:18

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

23 02 2025 8:38:38

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

22 02 2025 18:51:48

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

21 02 2025 21:20:13

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"


    Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

      Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся. ...

20 02 2025 10:16:15

Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"


    Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка"

      Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду. ...

19 02 2025 19:18:10

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

      Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

18 02 2025 12:18:22

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

17 02 2025 1:43:36

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

16 02 2025 6:27:58

Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"


    Интеллектуальная игра в 6-х классах "Дары Старого и Нового Света"

      Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...

15 02 2025 9:50:24

Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"


    Урок биологии для 7-го класса по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов"

      В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....

14 02 2025 15:29:34

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

13 02 2025 0:21:11

Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварительная система человека"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме. Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 8-го класса Драгомилова А.Г., Маша Р.Д. "Биология: человек"....

12 02 2025 12:23:43

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

11 02 2025 12:52:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::