Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море
Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.
Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.
Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря (Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море) происходит знакомство с представителями водорослей, произрастающих в Черном море (кораллина - на линии прибоя розового цвета),цистозира (на глубине 20- 30 метров бурая водоросль более метра длиной), несколько глубже зеленая водоросль ульва (морской салат. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На этом же уроке вводятся понятия “бентоз”- растение и животные, обитающие на дне, “планктон”- растение и животные, обитающие в толще воды, “нектон”- активно плавающие существа- рыбы, дельфины.
Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.
Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.
Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.
Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.
Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.
Цель урока: подтвердить знания о новой группе растительных организмов и на этой основе познакомить учащихся с понятиями “бентос”, “планктон”, “фитопланктон”, ознакомить с представителями водорослей, произрастающих в Черном море.
Методы: рассказ-лекция, беседа.
Оборудование: изобразительные таблицы: “Водоросли”, “Размножение водорослей”, “Представители фитопланктона Черного моря”, “Многообразие водорослей”.
Тип урока: лекционный.
На доске написаны понятия: “бентос”, “планктон”, “нектон”, “фитопланктон”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме “Общая хаpaктеристика водорослей” для подготовки к новой теме.
Учитель предлагает учащимся вспомнить об особенностях строения одноклеточной водоросли хламидомонады, о способах ее размножения, об особенностях строения улотрикса, о значении этой группы растений в природе, народном хозяйстве.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения новых знаний путем прослушивания сообщения – лекция учителя.
Постановка задач перед учащимися:
- Записать “своими словами” понятия “бентос”, “фитопланктон”.
- Отметить в тетради несколько представлений изучаемой группы растений, их хаpaктерные особенности.
- Назвать группы крупных водорослей и основной признак, по которому их отличают.
V. Сообщение-лекция (рассказ) учителя по водорослям, обитающих в Черном море.
В морях и океанах обитают растения, животные и микроорганизмы, представляющие все ступени живых существ, от наиболее примитивных – бактерий, одноклеточных водорослей и простейших животных, до самых совершенных – цветковых растений и морских млекопитающих. Это положение целиком относится к Черному морю, как части Мирового океана.
По своему строению и образу жизни все животные и растения, обитающие в море, делятся на несколько жизненных форм. Основные из них – бентос, планктон, нектон. Мы остановимся на некоторых из этих понятий.
Бентос – (о древн. греч. “бентос” - глубина) – это все растения и животные, обитающие на дне моря. Они могут прикрепляться к камням и другим твердым поверхностям, как водоросли и мидии, зарываться в песок и ил, как различные черви, ползать по дну, как кpaбы.
Планктон – (от древн. греч. “планктос” - парящий) – в отличие от бентоса населяет не дно, а водную толщу. Это в основном микроскопические животные и растение, которых объединяет то, что они парят в толще воды и перемещаются по воле течения. К планктону относятся одноклеточные водоросли и мелкие животные, многие рачки, личинки донных животных, икра и личинки многих рыб.
Нектон – (от древн. греч. “нектос” - плавающий) – объединяет активно плавающих существ – рыб и дельфинов. Эти животные также населяют водную толщу, но в отличие от планктона, могут по своему желанию могут по своему желанию перемещаться на большие расстояния.
В Черном море обитают сотни видов растений. Одни из них, одноклеточные и микроскопические населяют толщу воды и входят в состав планктона. Их называют фитопланктон, в отличие от зоопланктона – животного планктона.
В фитопланктоне Черного моря насчитают 745 видов одноклеточных водорослей <Рисунок 1>. Это очень многочисленные существа: в одном литре морской воды их может быть несколько сотен тысяч или миллионов экземпляров.
Несмотря на мелкие размеры (обычно десятые, сотые и тысячные доли миллиметра) организмы фитопланктона, в том числе и водоросли, играют исключительно важную роль в море, прежде всего тем, что, используя неорганические вещества из морской воды, углекислый газ и солнечную энергию, они образуют в процессе фотосинтеза органические вещества и выделяют при этом кислород. Тем самым микроскопические водоросли фитопланктона толщи воды создают условия для жизни животных, которые нуждаются в готовом органическом веществе, а создавать его из неорганического вещества не могут. Кроме того, фитопланктон - это источник кислорода, который не только растворяется в морской воде, но и является Составной частью атмосферного воздуха.
Другая часть морских растений более знакома всем, кто бывал у моря. Это крупные водоросли, растущие на скалах, камнях, и других твёрдых подводных поверхностях. Они входят в состав фитобентоса, или растительного бентоса. Его роль в жизни моря столь же существенна, как и роль фитопланктона, но ограничивается мелководной прибрежной зоной, где эти водоросли могу произрастать. Ими питаются многие животные, в них строят гнёзда и откладывают икру, в зарослях находят укрытие от врагов.
В Чёрном море 304 вида крупных донных водорослей. Кроме них на дне обитают также мелкие одноклеточные водоросли, покрывающие тонкой плёнкой не только твёрдые подводные предметы, но и поверхность песка, а также ила. Таких мелких донных водорослей около 400 видов.
Остановимся на некоторых водорослях, обитающих в Чёрном море.
На линии прибоя можно встретить известковую водоросль розоватого цвета - кораллину. На глубинах до 20-30 м живёт на скалистых грунтах бурая водоросль цистозира. Она представляет собой слоевище длиной более метра и прикреплённую к нему “бороду” из волокон. Плотность её поселения достигает 7 кг на квадратный метр. В зарослях цистозиры живут мшанки, черви, мидии и креветки. Несколько глубже обитают зеленые водоросли: ульва (морскои салат) и лауренсия. Бурую водоросль цистозиру и зеленую ульву можно видеть в городе Сочи на пляже после шторма, <Рисунок 2>.
Глубже других живёт промысловая водоросль филлофора (морской виноград). Как её называют за внешнее сходство с виноградом. Она имеет тёмно-красный цвет Филлофора во время Первой Мировой войны была единственным сырьём для добычи йода. Использовалась она также для производство агар-агара. Этот продукт выpaбатывался на специальных заводах и применялся питательного желе (слово агар-агар в переводе с малайского означает желе), в котором выращивают бактерии. Широкое представление находил агар-агар в бумажной и пищевой промышленности. Теперь филлафора почти полностью истрeблена.
Крупные водоросли делятся на три большие группы, хорошо различаемых по цвету, а именно: зеленые, бурые и красные. Основная часть крупных водорослей растет на глубине 5-10 м, но изредка их можно встретить и на глубине 80 м. Несколько видов крупных водорослей Черного моря используются в промышленности. Это – цистозира или бородач из бурых водорослей и 4 вида филлофоры из красных водорослей. Из цистозиры добывают альгинат натрия, а из филлофоры – желерующее вещество агароид, который используют в микробиологии и в пищевой промышленности как уже отмечалось выше.
VI. Обобщение изучаемого на уроке методом опроса учащихся на поставленные ранее вопросы.
Учащимся предлагается на выбор зачитать сделанные в ходе урока заметки.
VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем, учащимися, оценка знаний.
Учитель сообщает оценки за ответы на заданные вопросы, аргументируя и комментируя их.
VIII. Домашнее задание.
Параграф учебника “Морские бурые и красные водоросли”.
IX. Подведение итогов урока.
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с представителями группы растительных организмов – водорослей, произрастающими на Черном море, с понятиями “бентос”, “планктон” и “фитопланктон”, о роли водорослей в образовании органического вещества, из углекислого газа и солнечной энергии и выделений кислорода, необходимого для питания организмов, не способных к фотосинтезу.
Список литературы
- Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
- Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
- Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.
Комментарии:
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...
27 11 2024 14:13:28
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...
26 11 2024 18:17:49
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
25 11 2024 11:52:32
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
24 11 2024 3:30:12
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
23 11 2024 14:57:46
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения. ...
22 11 2024 9:13:30
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
21 11 2024 9:36:41
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...
20 11 2024 18:11:56
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
19 11 2024 7:46:23
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...
18 11 2024 8:57:35
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
17 11 2024 5:22:31
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
16 11 2024 23:38:57
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
15 11 2024 13:57:25
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
14 11 2024 8:38:36
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
13 11 2024 20:38:49
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
12 11 2024 2:52:50
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
11 11 2024 10:57:17
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
10 11 2024 8:50:10
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
09 11 2024 4:23:12
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
08 11 2024 23:30:23
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
07 11 2024 11:58:37
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...
06 11 2024 6:25:29
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
05 11 2024 6:37:28
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
04 11 2024 11:34:47
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
03 11 2024 4:48:35
Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....
02 11 2024 6:36:30
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
01 11 2024 7:49:57
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
31 10 2024 0:45:19
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
30 10 2024 6:57:18
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
29 10 2024 6:58:59
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
28 10 2024 0:30:18
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
27 10 2024 23:59:56
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
26 10 2024 8:30:55
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
25 10 2024 13:58:30
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
24 10 2024 20:40:44
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
23 10 2024 6:31:31
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
22 10 2024 17:32:40
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...
21 10 2024 17:11:52
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...
20 10 2024 5:52:47
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
19 10 2024 6:24:10
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
18 10 2024 20:14:20
Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....
17 10 2024 2:11:12
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
16 10 2024 16:39:32
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
15 10 2024 0:45:46
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
14 10 2024 8:20:19
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...
13 10 2024 0:28:45
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
12 10 2024 0:25:37
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
11 10 2024 20:25:13
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
10 10 2024 17:30:27
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
09 10 2024 3:19:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::