Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"
Цели урока:
- Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»;
- Развивающая – учить выделять главное, анализировать, делать выводы;
- Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать и критически оценивать мнения других. Прививать любовь к окружающей природе.
Тип урока – урок обобщения изученного материала
Форма урока – урок-состязание
Формы работы на уроке – групповая, индивидуальная, работа в парах.
Методы – самостоятельная работа, словесно-наглядно пpaктическая работа.
Приемы – сравнение, обобщение, анализ.
Оборудование:
- Таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные»;
- Фотографии и рисунки с изображением Земноводных;
- Плакат в защиту Земноводных «Защита незаслуженно гонимых Амфибий»;
- Красная книга России и Алтайского края;
Оформление доски – запись темы, целей.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы.
Подготовительная часть – деление класса на группы.
Этапы урока.
I. Организационный этап:
- Приветствие;
- Определение отсутствующих;
- Проверка готовности к уроку;
- Организация внимания
II. Ориентировочно-мотивационный этап (целеполагание):
Мотивация – просмотр слайда о Земноводных (ИКТ) (Приложение 1 слайд 1).
Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
Ответы детей.
Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Земноводные или Амфибии». (слайд 2).
– Напомните мне, пожалуйста, что означает слово «Земноводные»?
Ответы детей: Названье сред обитания – земля, вода. (слайд 3)
Учитель: А что означает слово «Амфибии»?
Ответы детей.
Целеполагание:
Учитель: А сейчас я хочу обратиться к вам от имени Земноводных (чтение стишка на доске):.
Что ж обидела, и многим нас природа-мать.
Мы не можем бегать, нам нельзя летать.
Мы в воде, на суше любим обитать,
Пищу очень разную способны поедать.
О потомстве помним, как же, бережем!
А людей боимся, с содроганьем ждем.
(слайд 4)
Учитель: Выделите ключевые слова, осуществите постановку целей урока.
Ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме и еще раз убедимся, что , действительно, Земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты. Наш урок пройдет в форме состязания, и именно поэтому вы сидите по группам. 3 группы: «Безногие», «Хвостатые», «Бесхвостые»
III. Операционно-исполнительный
За каждый правильный ответ комaнда получает трафарет лягушки, который приносит комaнде по 2 очка (кроме конкурса Аукцион терминов) (Приложение 2)
1. Биологический диктант
– При освоении новой среды обитания Амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, хаpaктерное для более ранних позвоночных. У вас на столах есть набор цифр от 1 до 10. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на слайде). По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова. (слайд 5)
Внимание!
- Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью . . . (5 легких)
- Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало . . . (4 трехкамерным)
- Чистой артериальной кровью снабжается . . . (3 головной мозг)
- Амфибии первыми встали . . . (1 на ноги)
- У них есть позвоночник, они первыми научились . . . (6 поворачивать голову)
- Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали . . . (8 мигать)
- Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они певратились в . . . (7 слюнтяев)
- В воздушной среде у Амфибий появился новый орган . . . (9 среднее ухо)
- Оставив сушу они не порвали связь . . . (2 с водой)
Ответы: 1 – 5, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 6, 6 – 8, 7 – 7, 8 – 9, 9 – 2 (слайд 6)
Итоги диктанта. (слайд 7).
2. Аукцион терминов
На столе учителя – трафареты лягушек, на
обратной стороне которых написаны термины: головастик,
клоака, мозжечок, резонатор, легкие, желудочек,
слизь, червяга, пипа, икринка, семеннеки, яичники
и др, по количесиву учащихся. (Приложение
3)
Если термин объяснен правильно – ученик
забирает трафарет, т.е. приносит комaнде 5 очков
за каждый правильный ответ. Отвечают по очереди.
В конце аукциона подводятся итоги.
3. Черный ящик
– В черном ящике находится предмет, который
используется при плавании. В основу его
конструирования были положены особенности
строения лягушки. Какой это предмет?
Ответ: ласты (сконструировал француз Луи де Корле
1929 г.).
4. Сам себе на уме: (слайд 8)
Учитель раздает тесты (Приложение 4), учащиеся должны прочесть тест и выбрать номера правильных, по мнению группы ответов и записать их под тестом.
Ответы: (слайд 9)
5. Возраст:
Ученикам предлагается расположить представителей Земноводных в зависимости от продолжтельности жизни.
Саламaндра | Квакша | Тритон | Жаба |
(слайд 10)
Ответ: квакша 10 лет, тритон 13 лет, саламaндра 18 лет, жаба 36 лет. (слайд 11)
6. Ты мне – я тебе: (домашнее задание)
– Каждая группа задает соперникам по 2 вопроса по теме «Земноводные»
Например:
- Как проявляется забота о потомстве у Земноводных?
- Для чего квакают лягушки?
- Какой вред приносят Земноводные? и др.
7. А ну-ка, отгадай!
– Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных животных и их личинок. (слайд 12)
Ответ: саламaндра, жерлянка, амбистома. (слайд 13)
8. Дальше-дальше: (слайд 14)
Вопросы комaндам задаются поочередно.
- Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)
- Перечислите виды лягушек, обитающих на территории села и его окрестностей? (Зеленые – реки, озера, берега; жерлянки – стоячие лужи в лесу, на лугу; бурые лягушки и жабы – луга, огороды; квакши – кустарники у воды.)
- У какой лягушки нет языка? (У шпорцевой.)
- Какой защитный рефлекс выpaбатывается у жучков при виде земноводных? (Переворачиваются, становятся неподвижными.)
- Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)
- Какие земноводные всю жизнь проводят в личиночном состоянии имея жабры? (Американские сирены, амбисты, протеи.)
- Какой цвет предпочитают амфибии? (Цвет неба и воды.)
- Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)
- Как жабы Австралии приспосабливаются к засухе? (Набирают в теле много воды, раздуваются до шарообразного состояния.)
- Назовите самую крупную жабу. (Ага)
- Хвостатое земноводное с блестяще-черной окраской тела и ярко желтыми пятнам. (Саламaндра)
- Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)
IV. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов)
Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)
Оценка учителя – лучшая группа получает «5»
Учитель: А теперь я попрошу руководителя каждой группы объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист (приложение ) мне.
Оценка урока учащимися:
– Что понравилось на уроке? Почему?
– Что не понравилось? Почему?
– Удивил ли вас урок?
– Надо ли вам еще работать над этой темой?
Ответы.
V. Дифференцированное задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся:
– Приготовить на выбор:
- Биологическую сказку о Земноводных
- Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных»
- Интересные сообщения о лягушках
- Рисунки с изображением Амфибий
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом: (слайд 15)
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!
Литература:
- Большаков А. П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург: \"Паритет\", 2000.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные.
- Справочник школьника по биологии 2006 г.
- Яхонтов А.А. Книга для учителя зоологии. 1999 г.
- Энциклопедия по биологии
- Ж. «Биология в школе» №6 1990 г., № 8 2002 г.
- Ж. «Юный натуралист» №3 1995 г., № 6 1998 г.
Комментарии:
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
27 11 2024 23:59:57
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...
26 11 2024 0:52:25
Описывается работа с сетевой лабораторией ГлобалЛаб и компьютерной игрой «Оматокалингар» (автор Ловягин С.Н.), апробация которой прошла в школе автора....
25 11 2024 0:12:49
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
24 11 2024 7:45:33
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
23 11 2024 23:57:41
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...
22 11 2024 3:27:39
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
21 11 2024 15:33:59
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
20 11 2024 18:59:13
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
19 11 2024 22:17:35
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
18 11 2024 3:49:23
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
17 11 2024 10:12:52
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
16 11 2024 3:22:40
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
15 11 2024 16:47:49
Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
14 11 2024 4:40:33
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...
13 11 2024 1:12:43
Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
12 11 2024 21:49:14
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
11 11 2024 8:13:29
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
10 11 2024 6:10:30
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
09 11 2024 11:36:16
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
08 11 2024 22:40:31
Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...
07 11 2024 8:24:36
Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...
06 11 2024 0:26:45
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
05 11 2024 7:58:51
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
04 11 2024 9:12:27
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
03 11 2024 21:24:10
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...
02 11 2024 17:14:27
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
01 11 2024 16:46:18
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
31 10 2024 15:53:42
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...
30 10 2024 6:31:47
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
29 10 2024 2:41:41
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
28 10 2024 0:33:17
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
27 10 2024 21:43:26
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
26 10 2024 12:47:32
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
25 10 2024 8:10:56
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
24 10 2024 20:43:50
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
23 10 2024 8:58:50
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...
22 10 2024 4:36:52
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
21 10 2024 16:13:18
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
20 10 2024 17:51:42
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
19 10 2024 8:47:27
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
18 10 2024 19:27:33
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
17 10 2024 10:19:43
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
16 10 2024 19:43:41
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...
15 10 2024 7:52:41
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
14 10 2024 15:26:34
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
13 10 2024 6:49:12
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
12 10 2024 7:50:35
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
11 10 2024 16:54:28
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...
10 10 2024 14:56:35
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
09 10 2024 23:19:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::