Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"
Цели урока:
- Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»;
- Развивающая – учить выделять главное, анализировать, делать выводы;
- Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать и критически оценивать мнения других. Прививать любовь к окружающей природе.
Тип урока – урок обобщения изученного материала
Форма урока – урок-состязание
Формы работы на уроке – групповая, индивидуальная, работа в парах.
Методы – самостоятельная работа, словесно-наглядно пpaктическая работа.
Приемы – сравнение, обобщение, анализ.
Оборудование:
- Таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные»;
- Фотографии и рисунки с изображением Земноводных;
- Плакат в защиту Земноводных «Защита незаслуженно гонимых Амфибий»;
- Красная книга России и Алтайского края;
Оформление доски – запись темы, целей.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы.
Подготовительная часть – деление класса на группы.
Этапы урока.
I. Организационный этап:
- Приветствие;
- Определение отсутствующих;
- Проверка готовности к уроку;
- Организация внимания
II. Ориентировочно-мотивационный этап (целеполагание):
Мотивация – просмотр слайда о Земноводных (ИКТ) (Приложение 1 слайд 1).
Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?
Ответы детей.
Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Земноводные или Амфибии». (слайд 2).
– Напомните мне, пожалуйста, что означает слово «Земноводные»?
Ответы детей: Названье сред обитания – земля, вода. (слайд 3)
Учитель: А что означает слово «Амфибии»?
Ответы детей.
Целеполагание:
Учитель: А сейчас я хочу обратиться к вам от имени Земноводных (чтение стишка на доске):.
Что ж обидела, и многим нас природа-мать.
Мы не можем бегать, нам нельзя летать.
Мы в воде, на суше любим обитать,
Пищу очень разную способны поедать.
О потомстве помним, как же, бережем!
А людей боимся, с содроганьем ждем.
(слайд 4)
Учитель: Выделите ключевые слова, осуществите постановку целей урока.
Ответы детей.
Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим знания по данной теме и еще раз убедимся, что , действительно, Земноводные не столь совершенны, но они полезны и требуют защиты. Наш урок пройдет в форме состязания, и именно поэтому вы сидите по группам. 3 группы: «Безногие», «Хвостатые», «Бесхвостые»
III. Операционно-исполнительный
За каждый правильный ответ комaнда получает трафарет лягушки, который приносит комaнде по 2 очка (кроме конкурса Аукцион терминов) (Приложение 2)
1. Биологический диктант
– При освоении новой среды обитания Амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, хаpaктерное для более ранних позвоночных. У вас на столах есть набор цифр от 1 до 10. Я буду зачитывать текст, в котором пропущены слова, эти слова перед вами (на слайде). По ходу моего чтения вы должны найти нужную цифру, которая является кодом данного слова. (слайд 5)
Внимание!
- Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью . . . (5 легких)
- Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало . . . (4 трехкамерным)
- Чистой артериальной кровью снабжается . . . (3 головной мозг)
- Амфибии первыми встали . . . (1 на ноги)
- У них есть позвоночник, они первыми научились . . . (6 поворачивать голову)
- Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали . . . (8 мигать)
- Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу они певратились в . . . (7 слюнтяев)
- В воздушной среде у Амфибий появился новый орган . . . (9 среднее ухо)
- Оставив сушу они не порвали связь . . . (2 с водой)
Ответы: 1 – 5, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 6, 6 – 8, 7 – 7, 8 – 9, 9 – 2 (слайд 6)
Итоги диктанта. (слайд 7).
2. Аукцион терминов
На столе учителя – трафареты лягушек, на
обратной стороне которых написаны термины: головастик,
клоака, мозжечок, резонатор, легкие, желудочек,
слизь, червяга, пипа, икринка, семеннеки, яичники
и др, по количесиву учащихся. (Приложение
3)
Если термин объяснен правильно – ученик
забирает трафарет, т.е. приносит комaнде 5 очков
за каждый правильный ответ. Отвечают по очереди.
В конце аукциона подводятся итоги.
3. Черный ящик
– В черном ящике находится предмет, который
используется при плавании. В основу его
конструирования были положены особенности
строения лягушки. Какой это предмет?
Ответ: ласты (сконструировал француз Луи де Корле
1929 г.).
4. Сам себе на уме: (слайд 8)
Учитель раздает тесты (Приложение 4), учащиеся должны прочесть тест и выбрать номера правильных, по мнению группы ответов и записать их под тестом.
Ответы: (слайд 9)
5. Возраст:
Ученикам предлагается расположить представителей Земноводных в зависимости от продолжтельности жизни.
Саламaндра | Квакша | Тритон | Жаба |
(слайд 10)
Ответ: квакша 10 лет, тритон 13 лет, саламaндра 18 лет, жаба 36 лет. (слайд 11)
6. Ты мне – я тебе: (домашнее задание)
– Каждая группа задает соперникам по 2 вопроса по теме «Земноводные»
Например:
- Как проявляется забота о потомстве у Земноводных?
- Для чего квакают лягушки?
- Какой вред приносят Земноводные? и др.
7. А ну-ка, отгадай!
– Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных животных и их личинок. (слайд 12)
Ответ: саламaндра, жерлянка, амбистома. (слайд 13)
8. Дальше-дальше: (слайд 14)
Вопросы комaндам задаются поочередно.
- Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)
- Перечислите виды лягушек, обитающих на территории села и его окрестностей? (Зеленые – реки, озера, берега; жерлянки – стоячие лужи в лесу, на лугу; бурые лягушки и жабы – луга, огороды; квакши – кустарники у воды.)
- У какой лягушки нет языка? (У шпорцевой.)
- Какой защитный рефлекс выpaбатывается у жучков при виде земноводных? (Переворачиваются, становятся неподвижными.)
- Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)
- Какие земноводные всю жизнь проводят в личиночном состоянии имея жабры? (Американские сирены, амбисты, протеи.)
- Какой цвет предпочитают амфибии? (Цвет неба и воды.)
- Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)
- Как жабы Австралии приспосабливаются к засухе? (Набирают в теле много воды, раздуваются до шарообразного состояния.)
- Назовите самую крупную жабу. (Ага)
- Хвостатое земноводное с блестяще-черной окраской тела и ярко желтыми пятнам. (Саламaндра)
- Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)
IV. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов)
Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)
Оценка учителя – лучшая группа получает «5»
Учитель: А теперь я попрошу руководителя каждой группы объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист (приложение ) мне.
Оценка урока учащимися:
– Что понравилось на уроке? Почему?
– Что не понравилось? Почему?
– Удивил ли вас урок?
– Надо ли вам еще работать над этой темой?
Ответы.
V. Дифференцированное задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся:
– Приготовить на выбор:
- Биологическую сказку о Земноводных
- Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных»
- Интересные сообщения о лягушках
- Рисунки с изображением Амфибий
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом: (слайд 15)
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы! Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До свидания!
Литература:
- Большаков А. П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург: \"Паритет\", 2000.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные.
- Справочник школьника по биологии 2006 г.
- Яхонтов А.А. Книга для учителя зоологии. 1999 г.
- Энциклопедия по биологии
- Ж. «Биология в школе» №6 1990 г., № 8 2002 г.
- Ж. «Юный натуралист» №3 1995 г., № 6 1998 г.
Комментарии:
Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....
22 06 2025 12:21:45
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
21 06 2025 20:49:27
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
20 06 2025 6:43:42
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
19 06 2025 5:46:16
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
18 06 2025 23:18:15
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
17 06 2025 5:24:33
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
16 06 2025 16:39:18
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
15 06 2025 4:46:31
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
14 06 2025 15:15:49
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
13 06 2025 22:28:40
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
12 06 2025 23:32:12
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
11 06 2025 11:34:29
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
10 06 2025 5:31:59
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
09 06 2025 15:28:31
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
08 06 2025 1:53:55
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
07 06 2025 18:37:17
Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....
06 06 2025 16:30:13

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
05 06 2025 21:31:35
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
04 06 2025 2:45:51
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
03 06 2025 23:11:41
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
02 06 2025 0:49:31
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
01 06 2025 8:26:10
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
31 05 2025 16:49:50
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
30 05 2025 20:43:24
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
29 05 2025 15:53:18
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
28 05 2025 12:24:22
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
27 05 2025 1:52:23
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
26 05 2025 22:54:47
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
25 05 2025 5:54:13
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
24 05 2025 6:35:30
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
23 05 2025 23:25:17
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
22 05 2025 20:44:46
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
21 05 2025 14:29:42
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
20 05 2025 23:32:46
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
19 05 2025 2:13:16
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
18 05 2025 18:27:32
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
17 05 2025 17:19:52
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
16 05 2025 4:48:25
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
15 05 2025 6:16:13
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
14 05 2025 10:18:25

Первый урок при изучении раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В.В. Пасечника в 9-м классе по курсу «Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....
13 05 2025 0:51:37
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
12 05 2025 5:17:20
Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса «Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....
11 05 2025 14:27:44
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
10 05 2025 15:47:59
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
09 05 2025 5:31:49
Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока.
...
08 05 2025 10:44:24
Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....
07 05 2025 16:29:35
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
06 05 2025 20:22:43
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
05 05 2025 4:42:22

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
04 05 2025 4:15:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::