Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока : Провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: \"Кровь и кровообращение\"

Задачи:

  • Образовательная задача: выявить степень усвоения учащимися знаний по теме: \"Кровь и кровообращение\"
  • Развивающая задача: продолжить развитие аналитических навыков, совершенствование навыков поисковой, исследовательской деятельности, способствовать развитию коммуникативных и организаторских навыков, самоконтроля.
  • Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: презентация по теме \"Кровь - зеркало здоровья\", микроскопы, препараты крови лягушки и человека, тонометр, фонендоскоп.

Тип урока: обобщение.

Форма работы: групповая.

Методы и приемы: Частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Презентация.

Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые гости!

Обращаю внимание на тему нашего урока: \"Кровь - зеркало здоровья\".

Вы понимаете, что речь пойдет о крови. Какова же будет цель нашего урока?

(Обобщить имеющиеся знания о крови, как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма)

Вам предлагается задание, которое называется :

Задание № 1 \"С ТОЧНОСТЬЮ ДО:\"

  1. 90 % (количество воды в крови).
  2. 300 г (масса сердца).
  3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
  6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
  7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
  11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
  12. 2,5 см (диаметр аорты).

Задание № 2

  1. Главная артерия большого круга кровообращения.
  2. Периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом.
  3. Сосуды, по которым кровь двигается к сердцу.
  4. Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам.
  5. Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия.
  6. Место расположения створчатых клапанов.
  7. Человек, дающий кровь для переливания.
  8. Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезни.
  9. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов.
  10. Болезнь, хаpaктеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава.

Ответы:

  1. Аорта
  2. Автоматия
  3. Вены
  4. Иммунитет
  5. Малый круг кровообращения
  6. Между предсердиями и желудочками
  7. Донор
  8. Вакцина
  9. Плазма
  10. Малокровие

Оценка:

  • \"5\" - 10 б
  • \"4\" - 8-9 б
  • \"3\" - 6-7 б

По каким показателям мы можем судить о здоровье человека? (ответы учащихся)

ПАМЯТКА

Температура тела = 36,6° С

Пульс = 60-80 уд/мин.

Кровяное давление (16-45 лет):

  • максимальное - 110-126 мм рт ст
  • минимальное - 60-85 мм рт ст

Анализ крови:

  • эритроциты - 4,5 - 5 млн в мл
  • лейкоциты - 4 - 9 тыс в мл
  • скорость оседания эритроцитов (СОЭ) - 1 - 1,5 мм/ч
  • содержание гемоглобина - 7-8 ммоль/л
  • концентрация глюкозы - 0,10 %

Задания для исследования:

Задание для группы №1

Исследовать строение эритроцитов крови человека и лягушки.

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы

  • Подготовьте микроскоп к работе.
  • Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  • Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
  • Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека    
  • Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  • Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
  • Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки    

Чьи эритроциты переносят больше кислорода и почему?

Задание для группы № 2

Тема исследования: \"Влияние нагрузки на частоту сердечных сокращений\"

Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое пульс?
  2. Где его можно обнаружить?
  3. Почему пульс можно прощупать в этих местах?
  4. О чем говорит частота пульса?

Проверьте свой пульс: (участие принимают 3 человека)

  1. Присесть, успокоиться и измерить свой пульс за 15 сек (Р1)
  2. Сделать 20 приседаний и вновь измерить свой пульс в положении стоя за 15 сек (Р2)
  3. Присесть на 1 минуту и в третий раз измерить свой пульс за 15 сек (Р3)
  4. Вычислить индекс Руфье по формуле 4 (Р1+Р2+Р3) - 200 /10

Если R меньше 0, то состояние сердечно-сосудистой системы отличное, менее 3 высокое, 3-5 хорошее, 6-10 удовлетворительное, 11-15 слабое

Задание для группы № 3

Тема исследования: Изучить анализ крови пациентов

Цель: изучить показатели крови пациентов, сделать вывод о состоянии здоровья организма, выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение. Разработать меры, препятствующие развитию болезни.

Пациент №1

Пациент жалуется на жажду, выделение большого количества мочи, слабость, головокружение. Анализ крови данного больного выглядит следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,5 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,3 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 6 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,5%

Пациент №2

После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 3,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 5,5 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,5 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 7 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни - меры профилактики.

Пациент №3

Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,0 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 2,5 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 11 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни - меры профилактики.

Задание для группы №4

Тема исследования: Провести анализ соответствия артериального давления между подсчетом по данным формулам и полученными измерениями.

Цель: проанализировать по результатам работы состояние здоровья одноклассников.

Предварительные сведения

Заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, инсульты, стенокардия, склероз артериальных сосудов, тромбозы) занимают первое место среди причин cмepтности людей во всем мире. Исследование артериального давления (АД) имеет большое значение для профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца.

В настоящее время для измерения артериального давления применяются тонометры (приборы для измерения АД). Артериальное давление измеряется в мм рт. ст. (например, 120/80 мм рт. ст.). Тонометр состоит из манжетки, манометра и баллончика для нагнетания воздуха в камеру манжетки. Манжетка охватывает плечо и соединяется с баллончиком и с манометром.

Ход работы

1. В положении сидя положите правую руку испытуемого на стол, повернув ладонью вверх.

2. Наложите на плечо нарукавную манжетку так, чтобы камера манжетки находилась над плечевой артерией. Нижняя часть манжетки должна быть на 2,5 см выше локтевого сгиба. Закрепите с помощью липучки манжетку, чтобы она плотно охватывала плечо. Руку испытуемого надо слегка согнуть в локтевом суставе.

3. Приложите фонендоскоп к лучевой артерии (должен быть слышен звук прохождения крови по артерии \"тук-тук\").

4. Баллончиком нагнетается воздух в камеру манжетки. При этом манжетка раздувается, тем самым сдавливая артерию. Исчезновение (на слух) ударов говорит о полном пережатии артерии. Запомните по манометру эту цифру, при которой исчез звук. Прибавьте надувания еще на 30 мм рт. ст. (это позволяет избежать ошибки).

5. Медленно начинайте выпускать воздух с помощью тонометра. Первый появившийся звук соответствует систолическому давлению (в норме 110-120 мм рт. ст.).

6. Продолжайте снижать уровень давления в манжетке, пока звук, затихая, не исчезнет. Исчезновение звука соответствует диастолическому давлению (в норме 70-80 мм рт. ст.)

Рассчитайте свое давление по формуле для молодого организма (до 20 лет)

АД верхнее = 1,7 х возраст + 95

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42

Проанализируйте по результатам работы состояние здоровья ваших одноклассников.

(Планируемые ответы исследования крови для учащихся группы № 3)

Пациент №1

Диагноз: сахарный диабет

Профилактика и лечение:

  • инъекции инсулина, позволяющие усваивать глюкозу клетками
  • исключить из питания сахар, продукта содержащие большое количество углеводов - крахмала
  • следить за уровнем глюкозы в крови

Пациент №2

Диагноз: малокровие - анемия

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание. Витамин В12 улучшает кроветворную функцию костного мозга (овощи, фрукты, мясо)
  • препараты, содержащие железо
  • прогулки на свежем воздухе (в лесу)

Пациент №3

Диагноз: ОРЗ или ОРВ - об этом свидетельствует лейкоцитоз, в организме идет воспаление

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание
  • проветривание помещений
  • прием антибиотиков
  • активный образ жизни - физ. культура
  • профилактические прививки

Решение познавательных задач:

Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла все же установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

В семье большое горе. На свет появился ребенок , который уже в первые сутки после рождения заболел желтухой. Болезнь прогрессировала и вызывала все большие осложнения. Такое случалось, когда человечеству не были известны некоторые свойства крови, без учета которых беременность заканчивалась или внутриутробной гибелью плода, или рождением нездорового ребенка. Что может стать причиной изложенного выше?

Завершить урок я хочу стихотворением Р. Гамзатова \"Прости меня, сердце мое\", в котором автор, обращаясь к сердцу, просит прощения и я думаю, что вы, изучив огромное функциональное значение сердца, его работу, его особенности, тоже можете обратится к своему сердцу с этими словами:

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало
Прости, мое сердце меня.
Как плетью, ох будь я неладен
Твое подгонял колотье
За то, что я был беспощаден,
Прости, меня сердце мое.
За то, что железным ты мнилось
И мог подставлять под копье
Тебя, я безумью на милость,
Прости, меня сердце мое.
Кружит, как над полем сражения,
Порой над тобой воронье
За подвиги долготерпенья
Прости, меня сердце мое!



Комментарии:

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

31 05 2025 0:49:31

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"


    Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

      Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

30 05 2025 23:33:23

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

29 05 2025 13:55:34

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

28 05 2025 12:31:17

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

27 05 2025 9:38:29

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

26 05 2025 8:57:31

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

25 05 2025 11:41:48

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

24 05 2025 4:48:34

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

23 05 2025 5:51:14

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

22 05 2025 8:13:29

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

21 05 2025 0:24:58

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

20 05 2025 12:56:25

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

19 05 2025 22:37:55

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

18 05 2025 5:20:33

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

17 05 2025 2:25:28

Задания юному зоологу


    Задания юному зоологу

      Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки. Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....

16 05 2025 23:58:37

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

15 05 2025 9:37:59

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

14 05 2025 12:53:24

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

13 05 2025 23:31:14

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

12 05 2025 8:23:26

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

11 05 2025 10:55:21

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

10 05 2025 23:36:13

Как научить детей биологии. Урок "Сад в классной комнате"

Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....

09 05 2025 20:30:11

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

08 05 2025 22:15:47

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

07 05 2025 3:26:41

В гостях у Красной книги


    В гостях у Красной книги

      Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

06 05 2025 8:25:56

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

05 05 2025 9:15:35

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

04 05 2025 0:34:20

Авторская программа курса "Культура здоровья"


    Авторская программа курса "Культура здоровья"

      Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....

03 05 2025 11:18:59

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

02 05 2025 4:32:39

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

01 05 2025 23:20:26

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

30 04 2025 1:54:53

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

29 04 2025 16:32:10

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

28 04 2025 9:14:56

Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"


    Урок по биологии в 10-м классе. Тема: "Генетика человека"

      Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий. ...

27 04 2025 7:36:44

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

26 04 2025 23:59:11

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

25 04 2025 8:39:52

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

24 04 2025 18:53:18

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

23 04 2025 0:26:46

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

22 04 2025 11:21:11

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

21 04 2025 13:46:50

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

20 04 2025 13:53:45

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

19 04 2025 21:16:43

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

18 04 2025 3:53:59

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

17 04 2025 19:56:34

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

16 04 2025 8:47:34

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

15 04 2025 19:15:31

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

14 04 2025 2:57:59

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс


    Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

      Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

13 04 2025 13:43:14

Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки


    Химический состав клетки. Углеводы, липиды, их роль в жизнедеятельности клетки

      Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....

12 04 2025 10:25:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::