Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего
Содержание:
Все ленточные черви (цестоды) ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии они обитают в кишках позвоночных животных и человека, а в личиночном — в разных органах и тканях как беспозвоночных, так и позвоночных животных.
В настоящее время известно около 3500 видов. Форма тела этих паразитов напоминает ленту. Размер взрослых паразитов колeблется от 1мм до 10м и более. Чаще всего тело ленточных червей состоит из головки, шейки и члeников.
Строение ленточных червей
На головке находятся органы прикрепления: присоски, присасывательные щели и крючья. Члeники образуются на заднем конце шейки. У одних цестод их бывает мало (3-4 члeника у эхинококка), а у других очень много (до 40тыс. и более у широкого лентеца).
Питание ленточных червей. Ленточные черви всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Выделительная система представлена у них выделительными трубками, главные стволы которых располагаются по бокам тела. Нервная система имеет такое же строение, как и у представителей других классов плоских червей.
Пoлoвая система у цестод гермафродитна. В члeниках, расположенных ближе к шейке, еще нет пoлoвoй системы. По мере удаления члeников от шейки в них появляются мужская пoлoвая система, а затем и женская, то есть они становятся гермафродитными. Яйца созревают в задних члeниках, которые активно выползают или пассивно выбрасываются во внешнюю среду с фекалиями основного хозяина.
Цепень бычий (невооруженный)
Взрослый паразит (в ленточной стадии) обитает в тонкой кишке человека, а личинки его живут в различных органах крупного рогатого скота. Хозяина, в теле которого развиваются личиночные стадии, принято называть промежуточным, а в теле которого паразит достигает пoлoвoй зрелости — основным. Следовательно, для цепня невооруженного промежуточный хозяин — крупный рогатый скот, а основной — человек.
Тело цепня (стробила), длиной 4-12м, состоит из маленькой головки с четырьмя присосками, короткой шейки и большого количества (около тысячи) члeников (проглоттид).
Особенности строения цепней тесно связаны с необходимостью приспособления к паразитическому образу жизни. Пищеварительная система у них полностью отсутствует. Питаются паразиты питательными веществами, которые находятся в кишках, всасывая их всей поверхностью тела. Тело их покрыто типичным кожно-мускульным мешком, но покровы (тегумент) обладают одновременно способностью противостоять переваривающему действию пищеварительных соков и всасывать продукты из просвета кишок человека.
Органы чувств отсутствуют. Приспособлением к паразитическому образу жизни являются очень хорошо развитая пoлoвая система и гермафродитизм, а также необычайно высокая плодовитость (в каждом члeнике бычьего цепня находится до 175тыс. яиц, за сутки из организма их выводится около 5млн.). Члeники способны самостоятельно выползать из заднепроходного отверстия, а также, выделившись с фекальными массами, расползаться по земле, увеличивая этим возможность заражения. Крупный рогатый скот заражается при проглатывании члeников или яиц.
В кишках животных из яиц выходят шестикрючные личинки, которые с помощью крючьев внедряются в капилляры и с током крови заносятся в разные органы. Большая часть их оседает в межмышечной соединительной ткани, языке, жевательных мышцах, сердечной мышце, где превращается в цистицерка, или финну.
Заражение и профилактика
Заражение людей бычьим цепнем происходит при употрeблении в пищу недостаточно термически обработанной, вяленой или соленой зараженной говядины (особенно телятины). Некоторые блюда (бифштекс, ростбиф) после кулинарной обработки остаются внутри полусырыми, что также способствует заражению.
Первое время после заражения болезнь может протекать без каких-либо видимых проявлений. Но в дальнейшем у больных появляются расстройства пищеварения, общая слабость, малокровие, головные боли, рассеянность, раздражительность, плохой сон, снижение трудоспособности и др.
Больных выявляют в основном путем опроса населения о самопроизвольном выделении члeников цепня невооруженного. Иногда больные сами приходят к врачу и приносят вышедшие члeники паразита. Пораженное финнами мясо животных выявляется в лабораториях, на мясокомбинатах и рынках и в продажу не поступает.
С целью быстрейшего искоренения этой болезни необходимо выявлять и лечить больных людей с обязательным обезвреживанием фекалий, не употрeбллять мясо, не прошедшее ветеринарно-санитарного контроля, подвергать мясо хорошей термической обработке и проводить санитарно-просветительную работу среди населения.
Комментарии:
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
31 05 2025 17:41:59
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
30 05 2025 8:31:40
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
29 05 2025 9:23:26
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
28 05 2025 20:29:33
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
27 05 2025 17:31:46
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
26 05 2025 14:27:31
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок.
...
25 05 2025 13:48:37
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
24 05 2025 11:27:57
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
23 05 2025 19:12:52
Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....
22 05 2025 13:44:16
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
21 05 2025 5:28:39
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
20 05 2025 13:58:29
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
19 05 2025 22:51:56
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
18 05 2025 8:10:14
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
17 05 2025 16:17:45
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
16 05 2025 4:31:56
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
15 05 2025 19:54:28
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
14 05 2025 15:34:37
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
13 05 2025 3:15:50
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
12 05 2025 1:17:54
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
11 05 2025 0:25:24
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
10 05 2025 13:20:55
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
09 05 2025 18:46:32
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
08 05 2025 0:37:51

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
07 05 2025 2:34:48
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
06 05 2025 2:18:10
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
05 05 2025 1:32:59
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
04 05 2025 23:13:28
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
03 05 2025 22:39:13
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
02 05 2025 13:17:13

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
01 05 2025 0:53:56
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
30 04 2025 16:41:32
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
29 04 2025 4:49:18
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
28 04 2025 22:40:22
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
27 04 2025 8:36:28
Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....
26 04 2025 12:31:20
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
25 04 2025 21:23:29
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
24 04 2025 20:46:58
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
23 04 2025 16:42:29

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
22 04 2025 18:56:18
Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....
21 04 2025 8:49:45
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
20 04 2025 12:12:33
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
19 04 2025 19:22:32
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
18 04 2025 23:12:42
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
17 04 2025 16:44:50
На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала.
...
16 04 2025 4:41:40

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
15 04 2025 0:14:13
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
14 04 2025 7:19:21
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
13 04 2025 21:47:27

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
12 04 2025 7:23:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::