Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач


    Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

Цели занятия:

Образовательные:

  • расширить знания о гибридологическом методе исследования;
  • сформировать понятие “анализирующее скрещивание”, его использование в пpaктике сельского хозяйства;
  • сформировать у школьников знания о сущности и причинах неполного доминирования (промежуточного хаpaктера наследования).
  • убедить учащихся в том, что взаимоотношения между генами в клетке не всегда складываются по принципу полного доминирования одного гена над другим.
  • закрепить знания о роли хромосом в хранении и передаче наследственной информации, показать роль мейоза и оплодотворения в поддержании видового постоянства числа хромосом на примере анализирующего скрещивания и неполного доминирования;

Развивающие:

информационные

  • продолжить развитие умений у старшеклассников записывать схемы скрещивания в генном и хромосомном выражении;
  • развивать умение работать со схемами скрещивания, рисунками, текстом учебника, компьютером;
  • умения применять знания генетической терминологии и символики при проведении мысленного эксперимента и составлении схем скрещивания;

интеллектуальные:

  • развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного хаpaктера наследования)
  • умение анализировать (умения планировать экспериментальную пpaктическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента)
  • умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;

Воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле.
  • воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран
  • динамическая таблица для решения задач “Кроликовод”
  • индивидуальные карточки для решения задач на месте
  • сигнальные карточки с генотипами гомозиготных особей по доминантному и рецессивному признакам, генотипы гетерозиготных особей
  • схемы скрещивания, введены в компьютер
  • тестовые задания с выбором одного правильного ответа
  • задание на соответствие (работа за компьютером и на месте, для дальнейшей взаимопроверки)
  • дифференцированные карточки для домашнего задания
  • листы самоконтроля знаний и умений.

Ход урока

На доске эпиграф:

“Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему”
и находить в цепи происходящего начало и конец”.

Ж. Фабр [2] .

Вступительное слово учителя

Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даёт возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе пoлoвoго размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.

В мире мудрых мыслей:
Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден – вперёд! [3]

I. Актуализация знаний. (Стадия вызова)

1. Терминологическая разминка (устно, фронтально)

Продолжите мои мысли…

  1. наука о наследственности и……..
  2. основоположник науки генетики…
  3. основной метод генетики……..
  4. парные гены…………………..
  5. взаимоисключающие признаки…..
  6. особи, дающие один сорт гамет ……
  7. особи, дающие разные сорта гамет….
  8. признак, который подавляется……
  9. преобладающий признак………….
  10. совокупность всех генов организма………
  11. совокупность всех внешних и внутренних …..
  12. скрещивание особей, отличающихся по одной …..

2. Решение задач у доски с динамическими таблицами “Кроликовод” и “Садовод”, эти же задачи решают учащиеся на месте (взаимопроверка)

3. Решение задач на месте(самоконтроль)

Карточки для самоконтроля (по мере выполнения задания ученик сверяет свое решение с правильным ответом)

Карточка №1

У собак чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой. От скрещивания черной самки с коричневым самцом в потомстве все щенки оказались черными. 1) Какие генотипы родительских особей и потомства? Укажите генетическую закономерность.

Карточка №6

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухотонемоты -

рецессивный по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от бpaка гетерозиготных родителей? Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

Карточка №2

У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы и фенотипы гибридов второго поколения при возвратном скрещивании. Какие генетические закономерности при этом проявляются?

Карточка №7

Серого кролика скрестили с белой самкой. Гибриды первого поколения оказались все серые. Определите генотипы и фенотипы гибридов второго поколения при возвратном скрещивании с белой самкой.

Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

Карточка №3

При самоопылении растений томатов с нормальными листьями в потомстве из 360 растений – 90 были с удлиненными листьями. Определите хаpaктер наследования признаков и генотипы родительских особей.

Карточка №8

Карие глаза у человека – доминантный признак, гoлyбые глаза – рецессивный. Какое потомство можно ожидать от кареглазого отца и кареглазой матери? Определите генотипы и генотипы родителей и детей.

Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

Карточка №4

Черная окраска тела мухи дрозофилы является рецессивным признаком, а серая окраска - доминантной. Серая самка и черный самец дали только серое потомство. Определите генотипы родительских особей и потомства. Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

Карточка №9

Кареглазый мужчина женился на гoлyбоглазой женщине. У ребёнка – гoлyбые глаза. Каковы генотипы по цвету глаз у отца? У матери? У ребенка?

Карточка №5

У собак короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. При скрещивании собак с короткой шерстью в потомстве появился щенок с длинной шерстью. Определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства. Какая генетическая закономерность при этом проявляется?

Карточка №10

А - нормальный слух, а - глухонемота. У глухонемой женщины родился глухонемой ребенок. Определите, какие могут быть генотипы отца, если нам неизвестен его фенотип?

4. Остальные учащиеся работают с тестами по вариантам (проверяются сразу)

Вариант №1 Вариант №2
1) Основоположник науки генетики:

1-Морган
2-Мендель
3-Мичурин
4-Вавилов

2) Основной метод генетики:

1- генеалогический
2-цитогенетический
3-гибридологический
4-биохимический

3) Совокупность всех генов организмы- это:

1-геном
2-фенотип
3-генотип
4-генофонд

4) Взаимоисключающие признаки - это:

1-доминатные
2-аллельные
3-рецессивные
4- альтернативные

5) Количество возможных генотипов при скрещивании типа: Аа х Аа

1-1
2-2
3-3
4-4

6) Количественное отношение при законе расщепления:

1-2:1
2-3:1
3-1:1
4-1:2:1

1) Ген – это часть молекулы:

1-белка
2-ДНК
3-РНК
4-АТФ

2) Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление:

1-альтернативные
2-гомозиготные
3- гетерозиготные
4-контрастирующие

3) Фенотип – это совокупность:

1-генов одного организма
2-генов данной популяции
3-внешних и внутренних признаков организма
4- физиологических признаков

4) К возвратному скрещиванию относят скрещивание:

1-Аа х Аа
2-Аа х аа
3-АА х аа
4-Аа х Аа

5) Правило единообразия первого поколения:

1-100%
2-75%
3-25%
4-30%

6) Количество возможных генотипов при скрещивании типа ААх аа

1-1
2-2
3-3
4-4

II. Изучение нового материала. (Осмысление и закрепление)

Перед изучением нового материала обращаю внимание на мудрые мысли Анвари о силе знания.

Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми. [3].

На доске (возможно на экране или мониторе компьютера) иллюстрационная схема скрещивания плодов клубники с красными и белыми плодами - при полном и неполном доминировании. Приложение№1

Вопросы классу:

  • Какой признак доминантный?
  • Какой рецессивный?
  • Чем отличаются данные схемы?
  • Какая генетическая закономерность проявляется при данных скрещиваниях у гибридов первого поколения?
  • Какое расщепление по генотипу и фенотипу будет при неполном доминировании?

Формулирование вывода: при неполном доминировании каждому генотипу соответствует свой фенотип, расщепление -1:2:1.Запишите генотипы данного скрещивания в тетрадь.

Ролевая игра “Помощь кинологу” (проблемная ситуация)

Мужчина купил собаку чёрной масти и желает убедиться в её чистопородности. С кем вы посоветуете её скрестить, чтобы убедиться в том, что его не обманули? – (групповая форма деятельности: самостоятельная работа с учебником, работа со схемами скрещивания за компьютером) Приложение №2

Формулирование вывода: чтобы установить генотип особи, имеющий доминантный признак необходимо данную особь скрестить с гомозиготной рецессивной особью, если в потомстве происходит расщепление (1:1), значит особь – гетерозиготная, такое скрещивание называется - анализирующее.

III. Домашнее задание

Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика. Через решение задач определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.

1) индивидуальная дифференцированная карточка

Определить вероятность рождения гладких морских свинок в следующих случаях, если известно, что доминантный признак - вихрастость, рецессивный – гладкость шерсти.

Какие генетические закономерности при этом проявляются?

1) обе родительские особи гомозиготные вихрастые;

2) одна особь гомозиготная вихрастая, другая гладкая;

3) одна гетерозиготная вихрастая, другая гладкая;

4) обе особи гетерозиготные по вихрастости;

5) одна особь гомозиготная по вихрастости, другая гетерозиготная;

6) обе особи гладкошерстные.

Оценка “5”-6 заданий, “4”-4-5 заданий, “3”-3 и меньше.

2) Подготовить 10-15 вопросов к игре “Да- нет” (по желанию)

3) Подготовить карточку с терминами для выполнения задания “Разберемся с терминами”

IV. Закрепление

Обращаемся к словам эпиграфа.

1. Решение задач на неполное доминирование (устно) с использованием сигнальных карточек по самодельной схеме скрещивания корнеплодов редиса (фронтально, при этом учитель имеет возможность определить степень усвоения теоретических знаний сразу у всего класса).

2. Мысленный эксперимент как средство развития учебно-интеллектуальных умений.

Можно ли по фенотипу определить генотип особи, найдите убедительное доказательство - ролевая игра “Поможем зоотехнику?” (проблемная ситуация с использованием иллюстрированной схемы скрещивания, выполненной учащимися, нарисованной средствами MS Word,схема выводится на экран компьютера).

Предположим, имеется стадо коров, в котором есть животные чёрной и красной масти. Известно, что ген чёрной окраски шерсти – доминантный признак, а красной - рецессивный. В стаде есть чёрный бык с хорошими экстерьерными признаками, однако его генотип не известен. Какой генотип может иметь бык? С какой коровой необходимо скрестить, чтобы определить его чистопородность? ( Возможно решение задачи по двум вариантам:

  1. генотип АА,
  2. генотип – Аа
  3. анализ схем скрещивания)
  • Какие генетические закономерности проявляется при данных скрещиваниях?
  • Какое пpaктическое значение для человека имеют законы наследственности?

3. Задание на соответствие (генетические закономерности при моногибридном скрещивании)

Аа х Аа; 1:2:1 единообразие первого поколения
Аа х аа 100% закон расщепления
АА х аа 3:1 анализирующее скрещивание
Аа х Аа 1:1 неполное доминирование

V. Итог урока

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов.

Д. Дьюи [2]

Давайте вернёмся к листам самоконтроля. Сформулируйте вопросы, которые возможно возникли у вас по ходу урока, помня о том, что умение ставить правильные вопросы не менее важно, чем умение давать правильные ответы. Оцените наличие у себя умений, которыми вы пользовались, выполняя задания в ходе урока.

Заполнение листка самоконтроля.

Листок самоконтроля Ф. И учащегося класс
Этапы урока самооценка Что осталось не понятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)
Проверка знаний    
Изучение материала  
Закрепление  
Проверка умений:  
- составлять схемы скрещиваний  
- делать выводы  
- читать схемы скрещивания  
- работа на компьютере  

Литература:

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
  3. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.
  4. Бояринцева Н.Н. Развивающее обучение // Биология в школе.-1999, №3

Приложение



Комментарии:

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

11 02 2025 11:48:32

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

10 02 2025 19:55:25

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

      Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

09 02 2025 15:56:23

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

08 02 2025 21:32:36

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

07 02 2025 10:39:27

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

06 02 2025 15:36:55

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

05 02 2025 9:48:38

Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии


    Использование крупнолуковичных цветочных культур на уроках биологии

      В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....

04 02 2025 5:27:42

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

03 02 2025 18:43:59

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.


    Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

      Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

02 02 2025 20:45:33

Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Природные сообщества"

      Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....

01 02 2025 12:11:28

Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"


    Открытый урок "Эволюционная роль и значение естественного отбора"

      Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....

31 01 2025 13:20:25

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

      Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

30 01 2025 6:11:39

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

29 01 2025 19:48:18

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

28 01 2025 5:10:11

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

27 01 2025 13:46:35

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

26 01 2025 12:49:10

Урок по теме «Многообразие и значение паукообразных»

Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....

25 01 2025 6:12:16

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

24 01 2025 7:41:49

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

23 01 2025 9:39:23

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

22 01 2025 11:48:47

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

21 01 2025 20:14:42

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

20 01 2025 11:34:35

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

19 01 2025 16:20:50

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

18 01 2025 23:54:43

Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"


    Открытый урок "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке учащиеся знакомятся с представителями класса "Брюхоногие", "Двустворчатые" и "Головоногие моллюски"; с их значением в природе и жизни человека. Изучение дополнительного материала по данной теме, применение компьютера, а также разнообразных форм и методов повышает активность обучающихся и интерес к предмету. ...

17 01 2025 1:29:36

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

16 01 2025 11:32:54

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"


    Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

      Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

15 01 2025 5:55:45

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

14 01 2025 13:51:54

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

13 01 2025 13:23:57

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

12 01 2025 0:25:50

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

11 01 2025 15:41:30

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

10 01 2025 9:47:47

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

09 01 2025 22:56:49

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Paкообразные: строение, системы органов, значение в природе Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

08 01 2025 9:54:19

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

07 01 2025 7:58:50

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

06 01 2025 17:39:41

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"


    Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

      Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....

05 01 2025 16:35:43

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

04 01 2025 20:18:19

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

03 01 2025 8:55:15

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

02 01 2025 20:18:29

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

01 01 2025 3:47:49

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

31 12 2024 17:10:38

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

30 12 2024 23:44:35

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

29 12 2024 23:35:23

Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"


    Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

      В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

28 12 2024 22:13:43

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

27 12 2024 9:54:52

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

26 12 2024 7:13:50

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

25 12 2024 11:27:38

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

24 12 2024 23:51:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::