Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями строения члeнистоногих, как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями, с многообразием видов paкообразных, особенностями внешнего и внутреннего строения;
  • Продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения, жизнедеятельности животных.
  • Развивать основные приемы мыследеятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др.

Оборудование:

  • Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. Учеб. для общеобразоват.шк. – М.: Дрофа, 2002.
  • Плакаты: Внутреннее строение кольчатых червей и paкообразных.
  • Телевизор, видеомагнитофон, видеофильм “Paкообразные”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тестирование.(5 минут)

  1. Наружный слой paковины образован тончайшими пластинками извести.
  2. Некоторые моллюски не имеют paковины.
  3. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками.
  4. Орган дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие.
  5. Кровеносная система замкнутая.
  6. Все моллюски растительноядные животные.
  7. Органы выделения моллюсков – почки.
  8. Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  9. Щупальца головоногих – это видоизмененная нога.
  10. Мантия – это кожная складка.

Ответы: 1 -, 2 +, 3 -, 4 +, 5 -, 6 -, 7 +, 8 -, 9 +, 10 +.

III. Мотивация.

Учитель загадывает загадки, учащиеся их отгадывают. По мере отгадывания на классной доске вывешиваются картинки жука, paка, паука.

Без станка и без рук,
А холст ткет. (паук)

Летит воет,
Сядет – землю роет. (жук)

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу дорог.
Хоть имею, между прочим,
Очень много ног.
Он под берегом сидит
И клешнями шевелит,
Лупоглазый и усатый
Во все стороны глядит. (paк)

Учитель: Что общего между этими животными?

Ученик: Члeнистое тело, члeнистые ножки, поэтому их называют члeнистоногие.

Учитель: Как сформулируем тему урока?

Ученик: Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

Учитель: Что вы должны узнать о члeнистоногих?

(Дети говорят, учитель записывает их предположения на доске)

Учащиеся:

- внешнее строение

- внутреннее строение (все системы органов)

- образ жизни, местообитание

- представители

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Какие классы включает тип Члeнистоногие?

Самостоятельная работа в парах по учебнику стр. 144, 145, 158, 152 на 2 минуты

Укажите, сколько видов объединяет каждый класс, составьте схему.

(затем один ученик выходит к доске и чертит таблицу (Приложение))

Учитель: (дополняет схему) Тело хитинизированное, члeнистое, произошли от древних свободноживущих многощетинковых червей.

Учитель: Наиболее древними из члeнистоногих являются paкообразные.

Сейчас вы просмотрите видеофрагмент о многообразии paкообразных и о некоторых особенностях строения. (Видеофрагмент “Класс Paкообразные”)

Вопросы к фильму. (записаны на доске)

  1. Где обитают paкообразные? (океан, лужи, подземные воды).
  2. В чем проявляется разнообразие paкообразных? (разнообразные по форме, разные формы ног, окраска, размеры (1мм – 1м, Омар)).
  3. Значение paкообразных? (зоопланктон, пища другим животным, очищение морского дна от падали).
  4. Зачем paку клешни? (большой удерживает добычу, а другой измельчает ее, строит норы)
  5. Зачем paк – отшельник прячется в paковину? (прячет брюшко)
  6. Основные признаки paкообразных? (Внешний скелет, состоит из пластинок, соединенных перепонками, на каждом сегменте тела конечности).
  7. Какую функцию выполняют брюшные ножки? (6 месяцев самка носит свое потомство под брюшком).
  8. Сколько глаз у циклопа, почему так назван? (1 глаз, в честь греческого великана).

После просмотра фильма учитель проводит беседу по вопросам.

Строение тела.

Учитель: Из каких отделов состоит тело paка? (учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: Тело paкообразных состоит из трех отделов: головы, гpyди и брюшка, но у некоторых, например, у речного paка: голова и гpyдь слиты – головогpyдь и поэтому тело имеет 2 отдела: головогpyди и брюшко.

Учебник - стр.146 рисунок, таблица “Внешнее строение paкообразных”.

Учитель: Что расположено на брюшной стороне тела paка?

С брюшной стороны на теле paка расположены конечности, различающиеся строением и выполняемыми функциями.

Первые 2 пары - преобразованы в усики ротовой аппарат
3-я пара – верхние челюсти поддерживают
4 и 5-я пара – нижние челюсти и измельчают пищу
затем три пары – ногочелюстей.
Потом 5 пар – ходильных ног (на 1-й паре клешни).

На брюшке у высших paков тоже имеются ножки – плавательные.

Скелет – наружный, образован хитином.

Учитель: Что такое хитин? Какова особенность хитинового покрова?

Ответ на вопрос найдите на стр.146 учебника.

Ученик: Хитин – это особое органическое вещество. Хитиновый покров почти не растяжим. Это мешает росту молодых paков. Поэтому, paки периодически линяют. Под старым покровом образуется новый. Старый хитиновый покров лопается и сбрасывается. Paк быстро растет. По мере того, как хитин пропитывается известью, рост замедляется и затем совсем прекращается до следующей линьки. Изнутри к хитиновому покрову прикрепляются мышцы, и он играет роль наружного скелета.

Учитель: Органы чувств.

В отличие от кольчатых червей, paкообразные более высокоорганизованные животные.

Задание: Сравните строение нервной системы кольчатых червей и paкообразных.

Можно воспользоваться рисунками учебника на стр.128 и стр. 146, или плакатами с изображением внутреннего строения кольчатых червей и paкообразных.

Ученик: Нервная система paкообразных, как и кольчатых червей образована окологлоточным нервным кольцом, которое состоит из надглоточного и подглоточного узлов. От подглоточного нервного узла отходит брюшная нервная цепочка. Но у paкообразных надглоточный нервный узел развит больше (головной мозг), а, следовательно, и органы чувств должны быть развиты лучше.

Учитель: Что находится на голове paка?

Ученик: На голове paка находятся глаза, усики.

Учитель: Роль органов обоняния выполняют короткие усики (антеннулы), а органов осязания – длинные (антенны).

Кроме того, в основании антеннул (коротких усиков) расположен орган равновесия.

Стр. 146 учебника, рисунок

Образован орган равновесия пузырьком (статоцист), внутри которого на эпителии – чувствительные волоски.

В этот пузырек попадают песчинки (статолиты). При изменении положения тела, статолиты давят на чувствительные волоски – возникает возбуждение, которое по нервным волокнам передается в головной мозг.

Когда paки линяют, статолиты удаляются. Погружаясь в песок, животные пополняют запас песчинок.

Учитель: На голове, на стебельках расположены фасеточные глаза, которые имеют сложное строение.

Стр. 147 учебника, строение глаза

Глаз состоит из множества глазков – фасеток, их более 3000 (у речного paка). Каждый глазок отделен от других прослойкой черного пигмента. Каждый глазок видит свою часть предмета – зрение мозаичное.

Физминутка.

Музыка.

Учитель: Кровь в ваших венах застоялась, поэтому все дружно встаньте, потянитесь, 5 раз присядьте. Молодцы. Садитесь.

Самостоятельная работа по учебнику.

Учитель: На стр. 147 учебника найдите и выпишите в тетрадь особенности - I вариант – кровеносной системы, а II – вариант – дыхательной. Затем обменяйтесь и проверьте. (3 минуты)

(Кровеносная система – незамкнутая. Дыхательная система – жабры, трахеи).

Учитель: Пищеварительная система.

Имеет вид слегка изогнутой трубки.

(учитель показывает по таблице, делает схему пищеварительной системы на доске; дети следят по рисунку учебника на стр. 147 и схему записывают в тетради)

Учитель: Выделительная система.

Зеленые железы.

На стр.147 учебника показано строение органов выделения paков.

Каждая железа образована мешочком, от которого отходит каналец с железистыми стенками. От него отходит мочевой пузырь, который уже открывается наружу выделительной порой.

Учитель: Пoлoвая система.

Раздельнополые животные. Для них хаpaктерен пoлoвoй диморфизм.

- Что это такое?

Ученик: самки и самцы внешне отличаются друг от друга.

V. Первичное закрепление.

Стр. 150 – выбери правильные утверждения.

Стр. 151 – 2-й рисунок.

VI. Рефлексия.

Возвращаемся к целям, которые ставили вначале урока.

С чем познакомились?

VII. Домашнее задание.

Для всех: стр. 144-151,

По выбору: приготовить сообщение о paкообразных или составить кроссворд.



Комментарии:

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

22 11 2025 16:26:15

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

21 11 2025 23:55:46

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

20 11 2025 15:24:28

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски


    Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интеpaктивной доски

      Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....

19 11 2025 19:30:57

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

18 11 2025 23:17:25

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

17 11 2025 22:21:39

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"


    Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

      Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

16 11 2025 16:47:24

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

15 11 2025 1:21:24

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

14 11 2025 3:59:38

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

13 11 2025 20:45:23

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс


    Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

      Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

12 11 2025 15:26:57

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

11 11 2025 7:45:38

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

10 11 2025 15:56:50

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

09 11 2025 12:58:36

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

08 11 2025 11:19:50

Кровь и кровообращение

Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...

07 11 2025 7:13:53

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

06 11 2025 15:32:34

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

05 11 2025 16:18:45

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

04 11 2025 15:58:14

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс


    Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

      Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

03 11 2025 3:25:36

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

02 11 2025 15:34:49

Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"


    Урок-исследование. "Начальные этапы развития жизни на Земле"

      Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...

01 11 2025 0:42:29

Известное и неизвестное в мире животных


    Известное и неизвестное в мире животных

      Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся. Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение. ...

31 10 2025 3:17:24

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

30 10 2025 4:26:44

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

29 10 2025 6:37:25

Вид. Признаки вида


    Вид. Признаки вида

      Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

28 10 2025 20:17:40

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

27 10 2025 10:47:21

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

26 10 2025 19:58:33

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

25 10 2025 8:12:13

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

24 10 2025 0:35:46

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

23 10 2025 12:40:49

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

22 10 2025 0:28:34

Оплодотворение

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....

21 10 2025 13:41:25

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

20 10 2025 2:45:36

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)


    Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

      Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

19 10 2025 4:50:20

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

18 10 2025 8:47:33

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

17 10 2025 4:39:15

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

16 10 2025 22:56:39

Интегрированный урок "Газообмен в легких"


    Интегрированный урок "Газообмен в легких"

      В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром. В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....

15 10 2025 2:20:45

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

14 10 2025 17:44:44

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

13 10 2025 21:35:13

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

12 10 2025 9:42:57

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....

11 10 2025 20:30:39

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

10 10 2025 3:35:20

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

09 10 2025 19:59:40

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

08 10 2025 21:53:14

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

07 10 2025 3:40:57

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

06 10 2025 2:50:23

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

05 10 2025 16:28:54

Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"


    Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

04 10 2025 7:53:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::