Урок по теме "Головной мозг" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

Информационная карта урока

Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
Уметь сравнивать схемы строения (модели) головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы
Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг
Изучить внешнее строение головного мозга Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга
Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга Научить различать отделы головного мозга
Познакомить с функциями отделом, образующих головной мозг Организовать пpaктическую экспериментальную работу для изучения функций отделов головного мозга
  Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации

 

Опopные понятия Новые понятия
Нервная система

Нейрон

Аксон, дендриты

Рефлекс

Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария

Белое вещество, серое вещество

Ствол мозга, средний мозг, передний мозг, промежуточный мозг, задний мозг

Гипоталамус, таламус

Кора, извилины, борозди, доли

Этапы урока

Этап Дидактические задачи Методическое обеспечение Формы и приемы учебной работы
Организационный этап Подготовка учащихся к работе на уроке. Знакомство с целями, задачами, этапами урока Рабочий материал 1, портрет Аристотеля, проблемный вопрос Знакомство с рабочим материалом, эвристическая беседа
2.Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Компьютерная презентация, модели на демонстрационном столе Рассказ учителя с элементами беседы
Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опopных знаний и умений по теме “Эволюция головного мозга”
3.Изучение нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Определение понятия “головной мозг” Схемы на доске Коллективная работа на единую цель
Изучение внешнего строения головного мозга Рабочий материал 2, видеофильм Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр видеоматериалов с предъявлением задания после просмотра
Изучение функций отделов головного мозга Рабочий материал 3 Самостоятельная работа с последующим обсуждением
4. Закрепление знаний и способов действий Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Рабочий материал 4 Ролевая игра
5. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Цифровой диктант на слух Самопроверка, самооценка
6. Подведение итогов занятия Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы Вопросы для рефлексии Рефлексия
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Дифференцированные вопросы для домашнего задания Активное слушание, выбор домашнего задания

План урока

1. Организационный этап

Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос, происходит совместное определение темы урока, знакомит с рабочими материала к уроку. Учитель рассказывает о роли головного мозга, знакомит с высказываниями крупных ученых нейробиологов.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу урока.

Обращаясь к файлу презентации и к моделям головного мозга, а также влажным препаратам животных, учащиеся находят соответствие между формой живого организма и строением головного мозга. Учащиеся прослеживают путь изменения головного мозга. Учитель обращает внимание на сходство и различие в строении частей головного мозга, опираясь на знания учащихся, полученных в 7 классе. Этот материал необходимо было повторить в качестве домашнего задания.

3. Изучение нового материала

Работа с различными определениями понятия “головной мозг” ученики учатся выделять главное, основополагающее. Биологически правильное определение записывается в тетрадь

Учитель рассказывает о загадках, которые стоят перед человечеством, в связи с недостаточностью изучения головного мозга.

4. Изучение нового материала

Учащиеся анализируют рабочие материалы №2, отвечают на вопросы. После этого просматривают отрывок из учебного видеофильма и заполняют схему в тетради

5. Изучение нового материала

Оценив важность информации о строении головного мозга, учитель предлагает провести самостоятельную экспериментальную работу с последующим обсуждением результатов, объясняет учащимся алгоритм. Члeны группы проводят экспериментальную работу, определяют функции отделов головного мозга и делают записи в тетради. Таблица на экране заполняется по мере работы.

6. Закрепление знаний и способов действий

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации по рабочим материалам в виде ролевой игры.

7. Самодиагностика уровня усвоенных знаний

Учитель предлагает провести предварительную диагностику приобретенных знаний в форме цифрового диктанта на слух. После проведения диктанта учитель выводит на экран правильные. Учитель спрашивает учащихся, кто ошибся при ответе ан первый вопрос, затем на второй и т.д. При необходимости проводит коррекцию, уточнение усвоенной информации.

Учащиеся выполняют задания цифрового диктанта, проводят самооценку, сверяя с ответами на экране, участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации о строении головного мозга.

8. Подведение итогов занятия

На данном этапе происходит формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Ученик получает информацию о реальных результатах учения.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4

Домашние задания и их дидактический потенциал

Содержание задания Что развивается
1 Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке.

Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество

Словесно-логическая память. Монологическая речь. Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод
2 Составьте кроссворд и подписи к нему. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит

Словесно-логическая память. Монологическая речь. Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод

Организационные навыки оформления работы.

3 Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4. Навык смыслового чтения

Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод

Организационные навыки оформления работы.

4 Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме:
  • Цели изучения темы
  • Основные понятия, термины, персоналии темы
  • Интеллект-карта темы

Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

Все параметры, кроме активной коммуникации

Рабочий материал для ученика №1

Этапы и формы проведения урока

Этап урока Формы проведения
Изучение этапов развития головного мозга беседа
Определение понятия “головной мозг” Коллективная работа на единую цель
Изучение внешнего строения головного мозга Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр видеоматериалов с предъявлением задания после просмотра
Изучение функций отделов головного мозга Самостоятельная работа с последующим обсуждением

Опopные понятия:

  • Нервная система
  • Нейрон
  • Аксон, дендриты
  • Рефлекс
  • Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария
  • Белое вещество, серое вещество

Рабочий материал для ученика №2

1. Внимательно изучите данные таблицы.

Масса мозга млекопитающих и человека

Название Абсолютная масса мозге, г (средняя) Относительная масса мозга, %
Домовая мышь 0,4 3,2
Кошка 31,4 0,94
Собака 135 0,59
Шимпанзе 350-400 0,8
Лошадь 590 0,25
Синий кит 4700 0,007
Слон 5000 0,08
Человек 1400 2-2,5

Сравните абсолютные массы мозга, представленные в таблице. Чем можно объяснить такие различия? Сравните относительные массы мозга, представленные в таблице, и сделайте вывод. Можно ли на основании относительной массы мозга судить о сложности поведения. Почему?

2. Просмотрев фильм “Отделы головного мозга”. Заполните схему.

Рабочий материал для ученика №3

Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
  3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ответь на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
  2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
  3. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
  2. Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах все двери открываются наружу. С какой функцией головного мозга это связано?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции промежуточного мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую комaнду “Замри”. Что Вы наблюдаете?

Ответь на вопрос:

  1. Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге? Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции больших полушарий головного мозга

Опыт 1. Экспериментатор помещает перед испытуемым экран с таким расчетом, чтобы он мог достать рукой предмет, спрятанный за экраном, но не мог проконтролировать свои действия зрением. Экспериментатор бросает ластик за экран. После этого он предлагает испытуемому достать брошенный предмет.

Опыт 2. Экспериментатор демонстрирует ручку в вертикальном положении, а затем прячет ее в горизонтальном положении за экран. Пронаблюдайте за действием экспериментуемого в первом и втором случаях.

Ответь на вопрос:

1.О каких процессах шла речь в первом и втором случаях?

Рабочий материал для ученика №4

  1. Вы – врач. К вам на приме пришли несколько больных. Уточните диагноз в каждом случае
  2. У больного, страдающего гипертонией, нарушена координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?
  3. Сплин, черная меланхолия – так называется болезнь, при которой человек находится в глубоком унынии. Его раздражительность, постоянное сетование на жизнь отталкивает окружающих… Поражение какого отдела головного мозга приводит к меланхолии.
  4. У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое отравление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?
  5. Больной хроническим алкоголизмом утратил способность к обучению, абстpaктное мышление сменилось конкретным. Например, на просьбу объяснить пословицу “Не в свои сани не садись”, больной говорит: “это мои сани, а это твои сани. Я не сяду в твои, а ты не садись в мои”. Какой отдел головного мозга поражен у больного хроническим алкоголизмом?



Комментарии:

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

01 04 2025 7:50:44

Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана


    Каталог виртуально-дидактических материалов, идей и приемов народной педагогики учителей Башкортостана

      Систематизация педагогического наследия учителей в Виртуальном музее биообразования России....

31 03 2025 20:26:34

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

30 03 2025 19:12:53

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

29 03 2025 7:51:15

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

28 03 2025 1:37:22

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

27 03 2025 11:54:25

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

26 03 2025 9:51:20

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

25 03 2025 3:28:20

Акулы


    Акулы

      Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

24 03 2025 7:14:35

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

23 03 2025 9:54:58

Дыхательные движения и их регуляция


    Дыхательные движения и их регуляция

      Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

22 03 2025 0:37:42

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

21 03 2025 16:54:23

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

20 03 2025 4:51:52

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

19 03 2025 22:35:21

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

18 03 2025 2:40:14

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

17 03 2025 4:10:42

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)


    Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и пpaктическое значение" (7-й класс)

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

16 03 2025 6:21:30

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

15 03 2025 22:30:17

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

14 03 2025 21:26:50

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

13 03 2025 12:24:57

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

12 03 2025 11:49:43

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

11 03 2025 10:21:49

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

10 03 2025 22:50:58

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

09 03 2025 22:58:18

Экологические сказки


    Экологические сказки

      Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....

08 03 2025 9:51:18

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

07 03 2025 14:37:38

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

06 03 2025 12:45:25

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

05 03 2025 7:24:59

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии


    Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

      Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

04 03 2025 7:44:30

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

03 03 2025 4:30:10

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

02 03 2025 7:37:23

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

01 03 2025 12:54:52

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

28 02 2025 5:29:53

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

27 02 2025 21:42:22

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"


    Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

      Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...

26 02 2025 13:55:50

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

25 02 2025 10:37:31

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

24 02 2025 0:32:32

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

23 02 2025 15:29:24

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

22 02 2025 1:28:21

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

21 02 2025 1:43:24

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

20 02 2025 0:18:10

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

19 02 2025 23:28:30

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

18 02 2025 4:17:39

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

17 02 2025 2:27:51

Биология 6 класс Биология

Биология 6 класс  Биология Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

16 02 2025 14:11:33

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

15 02 2025 20:19:24

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

14 02 2025 15:39:48

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

13 02 2025 1:12:42

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

12 02 2025 15:24:48

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"


    Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

      Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

11 02 2025 23:15:27

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::