Урок по теме "Головной мозг" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

Информационная карта урока

Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
Уметь сравнивать схемы строения (модели) головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения Помочь обобщить знания предыдущих разделов курса о строении нервной системы
Проанализировать определения понятия головной мозг, сопоставить их и выделить основное Познакомить учащихся с различными формулировками понятия головной мозг
Изучить внешнее строение головного мозга Организовать самостоятельное выявление учащимися материала о внешнем строении головного мозга
Уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга Научить различать отделы головного мозга
Познакомить с функциями отделом, образующих головной мозг Организовать пpaктическую экспериментальную работу для изучения функций отделов головного мозга
  Разработать и представить учащимся развивающие задания для усвоения и диагностики учебной информации

 

Опopные понятия Новые понятия
Нервная система

Нейрон

Аксон, дендриты

Рефлекс

Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария

Белое вещество, серое вещество

Ствол мозга, средний мозг, передний мозг, промежуточный мозг, задний мозг

Гипоталамус, таламус

Кора, извилины, борозди, доли

Этапы урока

Этап Дидактические задачи Методическое обеспечение Формы и приемы учебной работы
Организационный этап Подготовка учащихся к работе на уроке. Знакомство с целями, задачами, этапами урока Рабочий материал 1, портрет Аристотеля, проблемный вопрос Знакомство с рабочим материалом, эвристическая беседа
2.Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Компьютерная презентация, модели на демонстрационном столе Рассказ учителя с элементами беседы
Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опopных знаний и умений по теме “Эволюция головного мозга”
3.Изучение нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Определение понятия “головной мозг” Схемы на доске Коллективная работа на единую цель
Изучение внешнего строения головного мозга Рабочий материал 2, видеофильм Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр видеоматериалов с предъявлением задания после просмотра
Изучение функций отделов головного мозга Рабочий материал 3 Самостоятельная работа с последующим обсуждением
4. Закрепление знаний и способов действий Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Рабочий материал 4 Ролевая игра
5. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Цифровой диктант на слух Самопроверка, самооценка
6. Подведение итогов занятия Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы Вопросы для рефлексии Рефлексия
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Дифференцированные вопросы для домашнего задания Активное слушание, выбор домашнего задания

План урока

1. Организационный этап

Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос, происходит совместное определение темы урока, знакомит с рабочими материала к уроку. Учитель рассказывает о роли головного мозга, знакомит с высказываниями крупных ученых нейробиологов.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу урока.

Обращаясь к файлу презентации и к моделям головного мозга, а также влажным препаратам животных, учащиеся находят соответствие между формой живого организма и строением головного мозга. Учащиеся прослеживают путь изменения головного мозга. Учитель обращает внимание на сходство и различие в строении частей головного мозга, опираясь на знания учащихся, полученных в 7 классе. Этот материал необходимо было повторить в качестве домашнего задания.

3. Изучение нового материала

Работа с различными определениями понятия “головной мозг” ученики учатся выделять главное, основополагающее. Биологически правильное определение записывается в тетрадь

Учитель рассказывает о загадках, которые стоят перед человечеством, в связи с недостаточностью изучения головного мозга.

4. Изучение нового материала

Учащиеся анализируют рабочие материалы №2, отвечают на вопросы. После этого просматривают отрывок из учебного видеофильма и заполняют схему в тетради

5. Изучение нового материала

Оценив важность информации о строении головного мозга, учитель предлагает провести самостоятельную экспериментальную работу с последующим обсуждением результатов, объясняет учащимся алгоритм. Члeны группы проводят экспериментальную работу, определяют функции отделов головного мозга и делают записи в тетради. Таблица на экране заполняется по мере работы.

6. Закрепление знаний и способов действий

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации по рабочим материалам в виде ролевой игры.

7. Самодиагностика уровня усвоенных знаний

Учитель предлагает провести предварительную диагностику приобретенных знаний в форме цифрового диктанта на слух. После проведения диктанта учитель выводит на экран правильные. Учитель спрашивает учащихся, кто ошибся при ответе ан первый вопрос, затем на второй и т.д. При необходимости проводит коррекцию, уточнение усвоенной информации.

Учащиеся выполняют задания цифрового диктанта, проводят самооценку, сверяя с ответами на экране, участвуют в общей оценке уровня усвоения всем классом информации о строении головного мозга.

8. Подведение итогов занятия

На данном этапе происходит формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение мировоззренческих идей. Ученик получает информацию о реальных результатах учения.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

В качестве домашнего задания предлагается выполнить по выбору задание 1-3, и как обязательное выступает задание №4

Домашние задания и их дидактический потенциал

Содержание задания Что развивается
1 Составьте связанный рассказ, в который входили бы следующие понятия. Запишите его в тетради. Приготовьте рассказать его на уроке.

Ориентировочный рефлекс, головной мозг, И.М. Сеченов, средний мозг, серое вещество, белое вещество

Словесно-логическая память. Монологическая речь. Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод
2 Составьте кроссворд и подписи к нему. Оформите работу на отдельном листе формата А4.

Рефлекс, мозжечок, гипоталамус, нейрон, ствол, аксон, тело, дендрит

Словесно-логическая память. Монологическая речь. Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод

Организационные навыки оформления работы.

3 Составьте тест для своих одноклассников из 10 вопросов к теме “Нервная система”. Для каждого вопроса придумайте три неверных и один правильный ответ. Оформите работу на отдельном листе формата А4. Навык смыслового чтения

Мыслительные навыки – синтез, логика, вывод

Организационные навыки оформления работы.

4 Составьте конспект изучения темы “Нервная система” в следующей форме:
  • Цели изучения темы
  • Основные понятия, термины, персоналии темы
  • Интеллект-карта темы

Придумайте форму и содержание зачетной работы. Оформите задание на отдельном листе.

Все параметры, кроме активной коммуникации

Рабочий материал для ученика №1

Этапы и формы проведения урока

Этап урока Формы проведения
Изучение этапов развития головного мозга беседа
Определение понятия “головной мозг” Коллективная работа на единую цель
Изучение внешнего строения головного мозга Усвоение нового материала через сравнение объектов, просмотр видеоматериалов с предъявлением задания после просмотра
Изучение функций отделов головного мозга Самостоятельная работа с последующим обсуждением

Опopные понятия:

  • Нервная система
  • Нейрон
  • Аксон, дендриты
  • Рефлекс
  • Мозжечок, продолговатый мозг, большие полушария
  • Белое вещество, серое вещество

Рабочий материал для ученика №2

1. Внимательно изучите данные таблицы.

Масса мозга млекопитающих и человека

Название Абсолютная масса мозге, г (средняя) Относительная масса мозга, %
Домовая мышь 0,4 3,2
Кошка 31,4 0,94
Собака 135 0,59
Шимпанзе 350-400 0,8
Лошадь 590 0,25
Синий кит 4700 0,007
Слон 5000 0,08
Человек 1400 2-2,5

Сравните абсолютные массы мозга, представленные в таблице. Чем можно объяснить такие различия? Сравните относительные массы мозга, представленные в таблице, и сделайте вывод. Можно ли на основании относительной массы мозга судить о сложности поведения. Почему?

2. Просмотрев фильм “Отделы головного мозга”. Заполните схему.

Рабочий материал для ученика №3

Выявите в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете

Опыт 2. Сделайте два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. Понаблюдайте за своим состоянием.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
  2. Какие еще функции этого отдела головного мозга Вам знакомы?
  3. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции мозжечка

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Работу проводите в парах. Один (испытуемый) сгибает сурку в локте. Другой (экспериментатор) захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает руку. Что происходит с рукой?

Ответь на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?
  2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?
  3. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так. Чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете?

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции спинного мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?
  2. Вы наверняка обращали внимание на то, что в общественных местах все двери открываются наружу. С какой функцией головного мозга это связано?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции промежуточного мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Занимайтесь своими делами. Экспериментатор неожиданно дает громкую комaнду “Замри”. Что Вы наблюдаете?

Ответь на вопрос:

  1. Центры каких рефлексов находятся в промежуточном мозге? Какие функции в промежуточном мозге выполняет гипоталамус?

Выявите в ходе экспериментальной работы функции больших полушарий головного мозга

Опыт 1. Экспериментатор помещает перед испытуемым экран с таким расчетом, чтобы он мог достать рукой предмет, спрятанный за экраном, но не мог проконтролировать свои действия зрением. Экспериментатор бросает ластик за экран. После этого он предлагает испытуемому достать брошенный предмет.

Опыт 2. Экспериментатор демонстрирует ручку в вертикальном положении, а затем прячет ее в горизонтальном положении за экран. Пронаблюдайте за действием экспериментуемого в первом и втором случаях.

Ответь на вопрос:

1.О каких процессах шла речь в первом и втором случаях?

Рабочий материал для ученика №4

  1. Вы – врач. К вам на приме пришли несколько больных. Уточните диагноз в каждом случае
  2. У больного, страдающего гипертонией, нарушена координация движений. При этом его умственные способности не пострадали. Поражение какого отдела головного мозга привело к такому результату?
  3. Сплин, черная меланхолия – так называется болезнь, при которой человек находится в глубоком унынии. Его раздражительность, постоянное сетование на жизнь отталкивает окружающих… Поражение какого отдела головного мозга приводит к меланхолии.
  4. У ребенка высокая температура и кашель, сопровождающийся рвотой. Родители обратились к врачу с подозрением на пищевое отравление. А после обследования больного врач диагностировал респираторное заболевание. Почему сильный кашель у ребенка часто сопровождается рвотой?
  5. Больной хроническим алкоголизмом утратил способность к обучению, абстpaктное мышление сменилось конкретным. Например, на просьбу объяснить пословицу “Не в свои сани не садись”, больной говорит: “это мои сани, а это твои сани. Я не сяду в твои, а ты не садись в мои”. Какой отдел головного мозга поражен у больного хроническим алкоголизмом?



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

30 06 2025 9:39:58

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

29 06 2025 8:32:56

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

28 06 2025 3:37:31

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

27 06 2025 12:41:37

Технологическая карта урока биологии по теме "Внешнее строение листа"

Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....

26 06 2025 2:58:44

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

25 06 2025 7:43:37

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

24 06 2025 12:23:35

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

23 06 2025 12:29:22

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

22 06 2025 10:46:53

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

21 06 2025 1:28:35

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

20 06 2025 7:11:25

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

19 06 2025 13:55:49

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

18 06 2025 4:52:51

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

17 06 2025 7:50:51

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

16 06 2025 9:54:48

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

15 06 2025 15:31:29

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

14 06 2025 20:43:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

13 06 2025 8:25:21

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

12 06 2025 15:44:19

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

11 06 2025 10:51:44

Общая хаpaктеристика высших споровых растений

Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации....

10 06 2025 11:25:46

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Урок сочетает различные формы и методы проведения урока, активизирует внимание и развивает аналитические навыки. ...

09 06 2025 14:21:17

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

08 06 2025 5:13:18

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

07 06 2025 3:17:29

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

06 06 2025 19:41:27

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

05 06 2025 17:50:51

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

04 06 2025 1:51:31

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"


    Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

      Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

03 06 2025 10:12:34

Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"


    Внеклассное мероприятие по теме "Жизнь под угрозой"

      Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...

02 06 2025 21:38:40

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

01 06 2025 12:43:19

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

31 05 2025 20:26:12

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

30 05 2025 11:39:50

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

29 05 2025 3:39:26

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

28 05 2025 9:43:52

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

27 05 2025 9:37:40

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

26 05 2025 9:46:44

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

25 05 2025 3:58:25

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

24 05 2025 5:58:11

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"


    Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

      В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

23 05 2025 6:19:36

Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс


    Урок зоологии "Тип Кишечнополостные. Многообразие". 7-й класс

      ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....

22 05 2025 2:17:48

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов

Тип Плоские черви: внешнее и внутреннее строение, системы органов Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....

21 05 2025 9:19:20

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"


    Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме "Эволюционное учение"

      Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе. ...

20 05 2025 19:46:24

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

19 05 2025 2:35:19

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

18 05 2025 3:55:30

Цветок


    Цветок

      Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....

17 05 2025 23:23:20

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

16 05 2025 3:45:50

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

15 05 2025 15:26:14

Внеклассное мероприятие по окружающему миру


    Внеклассное мероприятие по окружающему миру

      Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

14 05 2025 16:27:30

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

13 05 2025 14:52:47

Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ


    Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ

      Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....

12 05 2025 6:44:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::