Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

Цели:
- Образовательные: Познакомить учащихся с понятием “движение” как одним из главных свойств живых организмов, показать разнообразие способов движения животных;
- Развивающие: продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, сопоставлять среду обитания организма с приспособлениями к движению; реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
- Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.
Оборудование: таблицы по биологии
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, репродуктивный.
Ход урока
1. Изучение нового материала1. Проблемный вопрос: Почему движение важный признак всех живых организмов?
Эвристическая беседа.
Вопрос: Какие признаки живых организмов вы знаете?
Ответ: Признаками живых организмов являются: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.
Вопрос: Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны?
Ответ: Растения не способны на активное перемещение, но движутся листья и стeбли к солнцу. Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.
– Давайте посмотрим, как же двигаются животные.
Демонстрация видеороликов на мультимедийном проекторе: движение амебы, инфузории-туфельки.
Вопрос: Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов?
Ответ: У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички.
– Движется даже цитоплазма внутри клетки.
Демонстрация движения хлоропластов внутри клетки.
2. Проблемный вопрос: С чем связано многообразие приспособлений к передвижению у животных?
Демонстрация: передвижение животных в почве, воде, воздухе, наземной среде. Заполнение таблицы по мере демонстрации способов передвижения.
Таблица: “Способы передвижения организмов в различных средах”
| Среда обитания | Способ передвижения | организмы |
| почва | Сокращение мускулатуры | Дождевой червь |
| вода | Сокращение мускулатуры Плавники Реактивное движение Плавательные перепонки крылья |
Морская змея Рыбы кальмары лягушка пингвин |
| воздух | Крылья перепонки | Птицы Летучая мышь |
| Наземная среда | ноги | Птицы, звери |
Обсуждение:
– Назовите особенности различных сред обитания.
– Назовите особенности строения органов передвижения, связанные со средой обитания.
Обсуждение заканчивается выводом о связи способов передвижения со средой обитания.
– А сейчас рассмотрим подробнее движение наземных животных.
Большинство наземных животных – “ходильные” животные, т.е. при ходьбе они опираются на конечности – ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например, у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени.
Демонстрация изображения крокодила, варана.
Таким образом, достигается устойчивость тела, но скорость передвижения небольшая. У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.
Деление млекопитающих в зависимости от того как они опираются на стопу:
- стопоходящие
- пальцеходящие
- копытные
Вопрос: Почему копытные животные двигаются быстрее стопоходящих?
Ответ: Копытные животные передвигаются на кончиках одного или двух пальцев, что уменьшает площадь соприкосновения с землей и увеличивает скорость перемещения.
2. ЗакреплениеДемонстрация на экране различных животных.
– Расскажите, каким способом передвигаются эти животные.
Выполнение теста:
1. Инфузория передвигается с помощью:
А) ложноножек;
Б) ресничек;
В) жгутика;
Г) сокращения мышц.
2. Реактивный способ движения используют:
А) рыбы;
Б) пресмыкающиеся;
В) кальмары;
Г) киты.
3. У земноводных для передвижения в воде используют:
А) перепонки;
Б) плавники;
В) реактивное движение;
Г) ласты.
4.Пальцеходящее животное:
А) кошка;
Б) медведь;
В) лось;
Г) лошадь.
5.Стопоходящее животное:
3. Домашнее заданиеА) медведь;
Б) олень;
В) бapaн;
Г) волк.
Изучить Раздел 16, составить план рассказа об особенностях движения животных.
4. Подведение итогов урокаСписок литературы:
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика,1972.
- Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
- Сонин Н.И. \"Биология. Живой организм. 6 класс\", М.: Дрофа, 2006.
Комментарии:
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
13 11 2025 11:31:51
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
12 11 2025 17:29:42
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
11 11 2025 8:19:17
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
10 11 2025 1:13:35
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
09 11 2025 3:59:11
Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
08 11 2025 12:59:40
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
07 11 2025 21:46:57
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
06 11 2025 8:38:56
Свои функции в клетке рибосомы выполняют более активно в виде полирибосом. Эти комплексы способны одновременно синтезировать несколько молекул белка....
05 11 2025 8:41:11
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
04 11 2025 20:58:32
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
03 11 2025 22:40:22
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
02 11 2025 0:24:30
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
01 11 2025 12:24:41
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
31 10 2025 20:17:12
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
30 10 2025 23:30:53
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
29 10 2025 20:12:16
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
28 10 2025 0:41:36
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
27 10 2025 17:23:56
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
26 10 2025 11:31:59
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
25 10 2025 4:58:27
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
24 10 2025 3:37:55
Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....
23 10 2025 2:45:57
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
22 10 2025 2:24:18
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
21 10 2025 1:46:56
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
20 10 2025 6:16:31
Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
19 10 2025 13:43:23
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
18 10 2025 4:47:24
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
17 10 2025 3:26:52
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
16 10 2025 17:52:12
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
15 10 2025 16:25:55
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
14 10 2025 9:48:51
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
13 10 2025 0:53:33
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
12 10 2025 1:54:39
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 10 2025 21:27:12
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
10 10 2025 19:32:55
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
09 10 2025 11:16:59
Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....
08 10 2025 5:37:24
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
07 10 2025 6:17:35
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
06 10 2025 15:31:19
Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
05 10 2025 20:52:34
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
04 10 2025 0:36:13
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
03 10 2025 21:49:27
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер.
...
02 10 2025 13:35:32
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
01 10 2025 13:31:51
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
30 09 2025 6:41:49
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
29 09 2025 11:13:41
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
28 09 2025 19:13:45
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
27 09 2025 19:24:22
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
26 09 2025 11:18:31
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
25 09 2025 1:23:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны