Путешествие в невидимый мир
Введение
Микроорганизмы – собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер – менее 0,1 мм). В состав микроорганизмов входят как безъядерные (прокариоты: бактерии, археи), так и эукариоты: некоторые грибы, протисты, но не вирусы, которые обычно выделяют в отдельную группу. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. В настоящей статье рассмотрим отдельных представителей невидимого мира – бактерий (Bacteria, от др.гр. – палочка). Бактерии – одна из основных групп живых организмов. До конца 1970-х годов термин «бактерии» был синонимом прокариот, но в 1977 на основании данных молекулярной систематики прокариоты были разделены на царства Архебактерий (Archeobacteria) и Эубактерий (Eubacteria). Со временем, чтобы подчеркнуть отличия между ними, они были переименованы на домены «Архей» и «Бактерий» соответственно.
История
На протяжении тысячелетий человек жил в
окружении невидимых существ, использовал
продукты их жизнедеятельности (например, при
выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении
вина и уксуса), страдал, когда эти существа
являлись причинами болезней или портили запасы
пищи, но не подозревал об их присутствии. Не
подозревал потому, что не видел, а не видел
потому, что размеры этих микросуществ лежали
много ниже того предела видимости, на который
способен человеческий глаз.
Но мысли о существовании невидимых существ можно
найти в разные периоды времени. Однако,
древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – 377 до н.э.)
высказывал предположение о том, что заразные
болезни вызываются невидимыми живыми
существами. Авиценна (ок. 980 – 1037) в «Каноне
медицины» писал о «невидимых» возбудителях чумы,
оспы и других заболеваний. Подобные мысли, можно
обнаружить и в трудах итальянского врача,
астронома и поэта Дж. Фpaкастро (J. Fracastro, 1478 – 1553).
Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был
голландец Антони ван Левенгук. Мануфактурщик из
Дельфта, который для изучения строения волокон
льна сделал линзы в оправе, но в дальнейшем
достиг совершенства своих оптических линз до
увеличения в 200 –270 раз, не зная себе равных.
Человеком, который своими работами положил
начало современной микробиологии, был
выдающийся французский ученый Луи Пастер (Louis
Pasteur, 1822 – 1895). Научная деятельность Л. Пастера
многогранна и охватывала все основные проблемы
того времени, связанные с жизнедеятельностью
микроорганизмов. Заслуги Л. Пастера
хронизированы на мемориальной доске прибитой у
входа в его первую лабораторию. Надпись эта
гласит: «Здесь была лаборатория Л. Пастера: 1857 г.
– Брожения. 1860 г. – Самопроизвольное зарождение.
1865 г. – Болезни вина и пива. 1868 г. – Болезни
шелковичных червей. 1881 г. – Зараза и вакцина. 1885 г.
– Пpeдoxpaнение от бешенства».
Одним из основоположников медицинской
микробиологии наряду с Л. Пастером явился
немецкий микробиолог Р. Кох (R. Koch, 1843–1910),
занимавшийся изучением возбудителей
инфекционных заболеваний. Свои исследования Р.
Кох начал, с изучения сибирской язвы и в 1877 г.
опубликовал работу, посвященную возбудителю
этого заболевания – Bacillus anthracis. Вслед за этим его
внимание привлекла другая тяжелая и широко
распространенная болезнь того времени –
туберкулез. В 1882 г. Р.Кох сообщил об открытии
возбудителя туберкулеза, который в его честь был
назван «палочкой Коха».
Успехи микробиологии во второй половине XIX в. привели к обнаружению чрезвычайного разнообразия типов жизни в микромире. Следующий вопрос, заинтересовавший исследователей: как объяснить такое многообразие, определить его границы, выявить, на чем оно основано?
Разнообразие
Прокариоты или бактерии, древнейшие и
повсеместно распространенные организмы. По
сравнению с общим числом известных видов
животных, растений и низших эукариот число
описанных видов бактерий и архей составляет 0,2%.
Что ничтожно мало, если учесть, что бактерии
возникли более 3,5 млрд. лет назад и заселяют все
исследованные природные местообитания. Для
сравнения насекомых насчитывается более 1млн.
видов, а появились они менее 600 млн. лет назад.
Малочисленное число известных видов объясняется
двумя факторами: сложностью определения вида в
бактериологии; большинство прокариот не удается культивировать,
т. е вырастить и размножить на искусственных
питательных средах, из-за чего невозможна их
идентификация. Доля видов прокариот,
существующих, по имеющимся сведениям, в природе,
но не выделенных в виде культур оценивается как
95-99% всех микроорганизмов. Развитие современных
методов генетической расшифровки генома и
определения принадлежности к тому или иному виду
сделали большой прорыв, в микробиологии позволяя
выделить новые виды.
Например, комaнда Р. Данна (Rob Dunn) исследуя
бактериальное разнообразие только пупков у
людей, среди 60 добровольцев выявили 2368 видов
бактерий, из которых 1458, оказались не известны
науке и в наше время.
Наши невидимые помощники
В настоящее время считается, что микрофлора
организма человека является невидимым органом,
который покрывает в виде чулка кишечную стенку,
другие слизистые оболочки и кожу человека.
Оставаясь невидимым, этот «орган» весит около 2
кг и насчитывает порядка 1014 клеток (сто
биллионов) клеток микроорганизмов. Это число в
десять раз превышает число собственных клеток
организма-хозяина, то есть – человеческих. Нормальная
микрофлора выполняет в организме три
важнейшие функции – защитную, пищеварительную
и синтетическую.
Защитное действие проявляется в
препятствии заселению и размножению в организме
человека посторонних микробов,
иммуномодулирующего действия и
детоксицирующего действия естественной
микрофлоры человека. Проникновение патогенной
микрофлоры в организм человека обеспечивается
колонизационной резистентностью (устойчивостью)
и за счет антагонистической активности
нормальной микрофлоры. Колонизационную
резистентность можно представить в виде тонкого
слоя бактерий, того самого «органа», который не
пропускает «врага» на свою территорию.
Антогонистическая активность – это активность
проявляется за счет выработки особых веществ,
которые угнетают или подавляют развитие
«вражеских» микробов. Пример, защитного действия
нормофлоры: в экспериментах на безмикробных
животных показано, что развитие сальмонеллеза
начинается при микробных нагрузках 50 – 100 клеток,
в то время как у животных с нормальной
микрофлорой развитие такой же инфекции
начинается при микробных нагрузках 107 – 108
(десять-сто миллионов клеток), то есть
устойчивость к инфицированию возрастает в
миллионы раз. Иммуностимулирующее действие
является одной из важных функций нормальной
микрофлоры и связано с участием в поддержании
\"рабочего\" состояния специфических и
неспецифических, гумopaльных и клеточных
механизмов иммунитета, имеющих местное и общее
проявление. Детоксикация (обезвреживание от
токсин) микроорганизмами происходит за счет
биотрaнcформации (деградации) токсинов с
образованием конечных нетоксичных продуктов, а
также за счет накопления токсических соединений
внутри клетки и удаление из организма
естественным путем. Детоксикация канцерогенов,
мутагенов и других онкогенов обуславливает
противоопухолевую активность нормальной
микрофлоры.
Пищеварительная и синтетическая функции млекопитающих связаны с микрофлорой желудочно-кишечного тpaкта. Биомасса микробов, заселяющий кишечник взрослого человека, составляет 2,5 – 3 кг и более и включает в себя до 450 – 500 видов. Микрофлору кишечника условно подразделяют на две части: облигатную и факультативную.
Облигатная (от лат. obligatus – обязательный, непременный)– микроорганизмы, постоянно входящие в состав нормальной микрофлоры. Факультативная (от лат. facultatis – возможный, необязательный) – бактерии, часто встречающиеся у здоровых людей, но являющиеся условно – патогенными, особенно в случае снижения резистентности макроорганизма. Современные исследования подтверждают, что именно микроорганизмы являются основными переработчиками потрeбляемой человеком пищи в молекулярную форму. Только в таком виде она может быть доставлена посредством всасывания на кишечной стенке в кровь и далее в клетки тела. Кроме того, микробы синтезируют в своих клетках множество необходимых человеку веществ – витаминов, ферментов, незаменимых аминокислот и других. От стабильности процесса синтеза и микробиологического баланса, нарушение связано с патологическими проявлениями самого разного хаpaктера: кишечные расстройства, кожные заболевания, пoлoвые дисфункции и сердечная недостаточность.
Наши вредители
Поскольку микроорганизмы появились намного
раньше, чем сам человек, в общебиологическом
плане инфекционные болезни представляют собой
одну из самых ранних форм паразитизма. Об этом
свидетельствуют палеонтологические находки:
остеомиелит (воспаление костей) у диметрад (отряд
пеликозавров живших 280 – 265 млн. лет назад),
актиномикоз (грибковое заболевание) у носорога,
гнойник у динозавра. Микроорганизмы являются
естественными спутниками человечества на
протяжении всей его истории, в силу чего, столь же
неизбежными остаются и связанные с ними
инфекционные заболевания. Не владея еще
письменностью, а выражая свои мысли только
знаками, люди оставили информацию о страдании
инфекционными заболеваниями, такими как,
малярия, проказа, бешенство, грибковые и
гнилостные заболевания.
Вплоть до конца 19 в. большая часть населения
Европы и Северной Америки умирала от
инфекционных болезней, вызываемых «классическими»
патогенными бактериями, такими как Vibrio cholera
(обратите внимание: латинские названия рода и
вида пишутся курсивом), Salmonella enterica ceровар Typhi
(возбудитель брюшного тифа) и Mycobacterium tuberculosis
(возбудитель туберкулеза). Необходимо отметить,
что до 19 века многие инфекционные болезни,
носившие название «лихорадок» и «горячек»,
совершенно не дифференцировали (не различали).
Канадский врач W.Osler отмечал, что «у человечества
всегда было три главных врага: лихорадка, голод и
война, где самый ужасный – лихорадка».
Дифференциацию инфекционным заболеваниям
положил в 1813 г. французский врач Бретанно
высказал предположение о самостоятельности
заболевания брюшного тифа, а в 1829 г. Шарль Луи дал
весьма детальное описание клиники этой болезни.
В настоящее время с развитием вакциной
профилактики, применения антибиотиков,
распространению гигиенических навыков в
развитых странах, заболеваемость инфекционными
болезнями существенно снизилась.
Примерно 1,5-2 млрд. человек на земном шаре
страдают тяжелыми инфекционными болезнями. В
некоторых странах Африки, Азии, Центральной
Америки и Южной Америки они являются наиболее
частой причиной cмepти (30-50%). По данным Всемирной
организации здравоохранения, ежегодно в мире
умирают примерно 16,5 млн. – именно от
инфекционных и паразитарных заболеваний.
Чтобы защитить себя от инфицирования или
максимально снизить риск заражения нужно как
можно больше знать о инфекциях и путях их
распространения. Существует шесть основных
видов механизмов инфицирования (передачи
возбудителя инфекции):
Воздушно-капельный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда поступают в воздушную среду (при кашле, чихании и т.п.), пребывают в ней в форме аэрозоля и внедряются в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. Таким способом инфицирования обладает серьезная бактериальная инфекция – туберкулез, вызываемая Mycobacteriumtuberculosis. Помимо этого сюда относится инфекция, которая, как правило передается с использованием технических приспособлений, такие как кондиционеры воздуха или системы искусственного орошения. Возбудитель «болезни легионеров» бактерия Legionella pneumophila присутствует в большинстве природных водоемов, но только распространение ее в аэрозолях приводит к заражению.
Фекально-opaльный (алиментарный) – механизм передачи инфекции, при котором локализация возбудителя инфекции преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испpaжнeниями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды или пищи, после чего вновь попадает в пищеварительный тpaкт нового организма. Сюда относятся, большинство патогенных бактерий кишечной группы, включая V. cholerae, виды Shigella и Salmonella enterica, инфицирует исключительно желудочно-кишечный тpaкт. Бактерия Helicobacter pylori специфически поражает желудок человека, вызывая образование язв. В то же время возбудители инфекций мочевыводящих путей, в частности уропатогенные штаммы Е. coli, могут происходить из собственной кишечной микрофлоры больного, откуда они попадают в мочевой пузырь или почки.
Контактный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, пoлoвых органов, поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм. Анаэробные почвенные бактерии, например Clostridium tetani (столбнячная палочка), способны инфицировать раны.
Tрaнcмиссивный(также называемый «гемоконтактным») – механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего члeнистоногого (насекомого или клеща). Так, члeнистоногими распространяются возбудители чумы (Yersinia pestis) и лаймской болезни (Borrelia burgdorferi). Болезни, для которых хаpaктерен такой источник инфекции, называют зоонозами.
Гемоконтактный – механизм передачи инфекции, обусловленный медицинскими манипуляциями, инъекциями наркотиков, пoлoвым cнoшeнием. К патогенным микроорганизмам, распространяющимся исключительно через пoлoвые контакты, относятся Neisseria gonorrhoeae и Treponema pallidum – возбудители гонореи и сифилиса соответственно.
Tрaнcплацентарныйпуть передачи
инфекции, при котором возбудитель инфекции
передается от матери к плоду во время
беременности. Важно подчеркнуть, что инфекции,
которые принято считать легким заболеваниями у
взрослых не всегда хаpaктерно такое же течение
при поражении плода во время беременности.
Например, заболевание краснуха у
человека крайне опасна для ребенка, вызывает
такие осложнения, как: врожденные пороки сердца,
умственная отсталость, глухота, катаpaкта и
многое другое.
Среди огромного многообразия прокариот
патогенными считаются примерно 200 видов.
Большинство этих патогенных микроорганизмов
известны давно, и их рассматривают в качестве
«старых», «традиционных» возбудителей. Однако,
помимо того выявляются и «новые» инфекционные
агенты, причем некоторые из них относят к группе
«вновь появившихся патогенных микроорганизмов».
За последние 20 лет около 30 видов бактерий были
описаны как новые возбудители инфекций. Свойства
некоторых «старых» патогенных бактерий довольно
постоянны, но иногда в результате обмена
генетической информацией между видами, например
приобретение плазмид (автономных молекул ДНК)
происходит изменение их свойств. Одним из
примером можно привести острую кишечной
инфекцию, вызванной E.coli О104:H4 инфицировавшей
4000 человек и унесшей более 50 жизней в Европе в 2011
году. Генетические исследования данной бактерии
показали, что она на 93 % идентичен кишечной
палочке EAEC 55989 E.coli из Центральной Африки. Но
в процессе эволюции E.coli О104:H4 приобрела
необычной комбинацией факторов вирулентности и
антибиотекоризистентности.
Одна из основных проблем лечения бактериальных
инфекционных заболеваний является
антибиотикорезистентность, которая связана с
избыточное применение антибиотиков в медицине и
в сельском хозяйстве. Бесконтрольное применение
антибиотиков, прерывание курса лечения приводит
к развитию резистентности у бактерий, что
приводит к отсутствию эффективности лечения.
Всегда необходимо помнить что назначение
лекарственных препаратов включая антибиотики
это прерогатива врачей, только соблюдение схем
лечений позволит в будущем предотвратить
развитие устойчивости патогенов к антибиотикам.
Минифабрики
В середине 70-х гг. возникла новая экспериментальная технология – генетическая (или генная) инженерия, которая основана на конструировании рекомбинантной ДНК (искусственной) вне клетки (in vitro) и ее размножении в клетках микроорганизмов. В результате использования этой технологии стало возможным выделять индивидуальные гены, модифицировать, соединять друг с другом, получая «слитые гены», продуцирующие белки с совершенно новыми свойствами (белковая инженерия). Методы генной инженерии преобразуют клетки бактерий, дрожжей и млекопитающих в \"минифабрики\" для масштабного производства любого белка. Это дает возможность детально анализировать структуру и функции белков и использовать их в качестве лекарственных средств
В настоящее время кишечная палочка (E. coli)
стала поставщиком таких важных гормонов как
инсулин (гормон поджелудочной железы) и
соматотропин ( гормон роста). Ранее инсулин
получали из клеток поджелудочной железы
животных, поэтому стоимость его была очень
высока. Для получения 100 г кристаллического
инсулина требуется 800-1000 кг поджелудочной железы,
а одна железа коровы весит 200-250 грамм. Это делало
инсулин дорогим и труднодоступным для широкого
круга диабетиков. В 1978 году исследователи из
компании \"Генентек\" впервые получили
инсулин в специально сконструированном штамме
кишечной палочки. Из 1000 литров культуральной
жидкости можно получать до 200 граммов гормона,
что эквивалентно количеству инсулина,
выделяемого из 1600 кг поджелудочной железы свиньи
или коровы.
На сегодняшний день клонировано более 400 генов (в
основном в виде кДНК) различных белков человека,
которые в принципе могут стать лекарственными
препаратами. Большинство этих генов уже
экспрессированы (экспрессия – это процесс, в
ходе которого наследственная информация от гена
преобразуется в функциональный продукт – РНК
или белок) в микроорганизмах, и сейчас их
продукты проходят проверку на возможность
применения для лечения различных заболеваний
человека. Впрочем, хотя более 30 таких
биотехнологических препаратов и получило
одобрение в США, пройдет еще несколько лет,
прежде чем они будут рекомендованы для широкого
использования и поступят в продажу; вначале их
подвергнут проверке на животных и проведут
тщательные клинические испытания. Однако
фармацевтические фирмы уже сейчас проявляют к
ним интерес. По подсчетам специалистов,
ежегодный объем мирового рынка лекарственных
препаратов на основе белков человека составляет
около 150 млрд. долларов и постоянно растет. Объем
мирового рынка лекарственных средств на основе
рекомбинантных белков увеличивается на 12–14% в
год и к 2000 г. составит примерно 20 млрд. долларов.
Микро-уборщики.
Еще относительно недавно ни у кого не возникало
сомнения в том, что окружающая среда – воздух,
земля и вода – всегда будут эффективно
«переpaбатывать» бытовые, промышленные и
сельскохозяйственные отходы. Теперь мы знаем,
что это не так. Человечество столкнулось с двумя
фундаментальными проблемами: переработкой
отходов, постоянно образующихся в огромном
количестве, и разрушением токсичных соединений,
десятилетиями накапливавшихся на свалках, в воде
и почве. В настоящее время проходит проверку
целый ряд технологических, в том числе и
биотехнологических, подходов, с помощью которых,
возможно, удастся переpaбатывать большие
количества отходов (например, лигноцеллюлозы) и
токсичные вещества. Разрушение отходов попавших
в окружающую среду, с помощью живых
микроорганизмов называется «биодеградация». В
середине 1960-х гг. были обнаружены почвенные
микроорганизмы, способные к деградации
ксенобиотиков (неприродных, синтетических
химических веществ; от греч. xenos, чужой) –
гербицидов, пестицидов, хладагентов,
растворителей и т. д. Основную группу почвенных
микроорганизмов, разрушающих ксенобиотики,
составляют бактерии рода Pseudomonas. Биохимические
исследования показали, что разные штаммы Pseudomonas
способны расщеплять более 100 органических
соединений. Нередко один штамм использует в
качестве источника углерода несколько
родственных соединений.
В современном мире разpaбатываются технологии
по биодеградации последствий загрязнения
окружающей среды продуктами нефтедобычи. Это
является актуальной задачей, так как
продолжается интенсивное освоение ресурсов
углеводородного сырья, развитие нефтедобывающих
и нефтепереpaбатывающих производств. В связи с
этим увеличивается риск, и число аварийных
нефтеразливов, что является важной
экологической проблемой. Химическое загрязнение
почвенного покрова происходит пpaктически на
всех стадиях технологического процесса
нефтедобычи. Негативное воздействие нефтедобычи
обусловлено как непосредственной деградацией
почвенного покрова на участках разлива нефти,
так и воздействием ее компонентов на
сопредельные среды. Бактериальная биодеградация
нефти доказала свою эффективность в ликвидации
разлива нефти в мексиканском разливе. По мнению
многих ученных невидимые помощники
утилизировали до 80% токсических отходов.
Заключение
Современные технологии позволяют прочитать весь геном одной бактериальной клетки без необходимости ее культивирования. Накопление информации о геномах бактерий в скором будущем позволит подбирать условия для выращивания ранее нам неизвестных микроорганизмов, опираясь на «расшифровку» – полногеномную последовательность ДНК бактерий, что приведет к моментальному увеличению микробного разнообразия.
Комментарии:
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
01 04 2025 1:58:57
Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....
31 03 2025 11:53:27
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
30 03 2025 5:48:48
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
29 03 2025 9:20:13
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
28 03 2025 7:11:14
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
27 03 2025 14:16:11
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
26 03 2025 8:48:30
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
25 03 2025 11:23:47
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
24 03 2025 15:59:38
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
23 03 2025 12:51:47
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
22 03 2025 10:40:44
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
21 03 2025 17:38:10

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
20 03 2025 21:21:47
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
19 03 2025 7:57:40
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
18 03 2025 1:48:55
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
17 03 2025 9:39:55
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
16 03 2025 23:15:19
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
15 03 2025 16:33:49
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
14 03 2025 5:49:21
Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...
13 03 2025 14:59:47
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
12 03 2025 21:56:41
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
11 03 2025 18:25:50
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
10 03 2025 7:36:50
Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....
09 03 2025 2:39:57
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
08 03 2025 22:37:36
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
07 03 2025 10:36:47
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
06 03 2025 5:32:33
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
05 03 2025 3:47:50
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
04 03 2025 5:35:41
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
03 03 2025 18:49:31
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
02 03 2025 9:11:41
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
01 03 2025 9:30:33
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
28 02 2025 15:40:42

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
27 02 2025 8:13:46
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
26 02 2025 12:20:38
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
25 02 2025 4:34:39
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
24 02 2025 8:44:49
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
23 02 2025 7:12:34
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 02 2025 11:10:15
Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
21 02 2025 3:17:23
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
20 02 2025 23:45:21
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
19 02 2025 19:54:14
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
18 02 2025 0:45:53
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
17 02 2025 16:36:44

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....
16 02 2025 6:17:47
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
15 02 2025 23:13:56
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
14 02 2025 17:45:12
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
13 02 2025 1:11:20
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
12 02 2025 19:51:17
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
11 02 2025 9:24:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::