Путешествие в невидимый мир > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир


Введение

Микроорганизмы – собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер – менее 0,1 мм). В состав микроорганизмов входят как безъядерные (прокариоты: бактерии, археи), так и эукариоты: некоторые грибы, протисты, но не вирусы, которые обычно выделяют в отдельную группу. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. В настоящей статье рассмотрим отдельных представителей невидимого мира – бактерий (Bacteria, от др.гр. – палочка). Бактерии – одна из основных групп живых организмов. До конца 1970-х годов термин «бактерии» был синонимом прокариот, но в 1977 на основании данных молекулярной систематики прокариоты были разделены на царства Архебактерий (Archeobacteria) и Эубактерий (Eubacteria). Со временем, чтобы подчеркнуть отличия между ними, они были переименованы на домены «Архей» и «Бактерий» соответственно.

История

На протяжении тысячелетий человек жил в окружении невидимых существ, использовал продукты их жизнедеятельности (например, при выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении вина и уксуса), страдал, когда эти существа являлись причинами болезней или портили запасы пищи, но не подозревал об их присутствии. Не подозревал потому, что не видел, а не видел потому, что размеры этих микросуществ лежали много ниже того предела видимости, на который способен человеческий глаз.
Но мысли о существовании невидимых существ можно найти в разные периоды времени. Однако, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – 377 до н.э.) высказывал предположение о том, что заразные болезни вызываются невидимыми живыми существами. Авиценна (ок. 980 – 1037) в «Каноне медицины» писал о «невидимых» возбудителях чумы, оспы и других заболеваний. Подобные мысли, можно обнаружить и в трудах итальянского врача, астронома и поэта Дж. Фpaкастро (J. Fracastro, 1478 – 1553).
Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец Антони ван Левенгук. Мануфактурщик из Дельфта, который для изучения строения волокон льна сделал линзы в оправе, но в дальнейшем достиг совершенства своих оптических линз до увеличения в 200 –270 раз, не зная себе равных.
Человеком, который своими работами положил начало современной микробиологии, был выдающийся французский ученый Луи Пастер (Louis Pasteur, 1822 – 1895). Научная деятельность Л. Пастера многогранна и охватывала все основные проблемы того времени, связанные с жизнедеятельностью микроорганизмов. Заслуги Л. Пастера хронизированы на мемориальной доске прибитой у входа в его первую лабораторию. Надпись эта гласит: «Здесь была лаборатория Л. Пастера: 1857 г. – Брожения. 1860 г. – Самопроизвольное зарождение. 1865 г. – Болезни вина и пива. 1868 г. – Болезни шелковичных червей. 1881 г. – Зараза и вакцина. 1885 г. – Пpeдoxpaнение от бешенства».
Одним из основоположников медицинской микробиологии наряду с Л. Пастером явился немецкий микробиолог Р. Кох (R. Koch, 1843–1910), занимавшийся изучением возбудителей инфекционных заболеваний. Свои исследования Р. Кох начал, с изучения сибирской язвы и в 1877 г. опубликовал работу, посвященную возбудителю этого заболевания – Bacillus anthracis. Вслед за этим его внимание привлекла другая тяжелая и широко распространенная болезнь того времени – туберкулез. В 1882 г. Р.Кох сообщил об открытии возбудителя туберкулеза, который в его честь был назван «палочкой Коха».

Успехи микробиологии во второй половине XIX в. привели к обнаружению чрезвычайного разнообразия типов жизни в микромире. Следующий вопрос, заинтересовавший исследователей: как объяснить такое многообразие, определить его границы, выявить, на чем оно основано?

Разнообразие

Прокариоты или бактерии, древнейшие и повсеместно распространенные организмы. По сравнению с общим числом известных видов животных, растений и низших эукариот число описанных видов бактерий и архей составляет 0,2%. Что ничтожно мало, если учесть, что бактерии возникли более 3,5 млрд. лет назад и заселяют все исследованные природные местообитания. Для сравнения насекомых насчитывается более 1млн. видов, а появились они менее 600 млн. лет назад. Малочисленное число известных видов объясняется двумя факторами: сложностью определения вида в бактериологии; большинство прокариот не удается культивировать, т. е вырастить и размножить на искусственных питательных средах, из-за чего невозможна их идентификация. Доля видов прокариот, существующих, по имеющимся сведениям, в природе, но не выделенных в виде культур оценивается как 95-99% всех микроорганизмов. Развитие современных методов генетической расшифровки генома и определения принадлежности к тому или иному виду сделали большой прорыв, в микробиологии позволяя выделить новые виды.
Например, комaнда Р. Данна (Rob Dunn) исследуя бактериальное разнообразие только пупков у людей, среди 60 добровольцев выявили 2368 видов бактерий, из которых 1458, оказались не известны науке и в наше время.

Наши невидимые помощники

В настоящее время считается, что микрофлора организма человека является невидимым органом, который покрывает в виде чулка кишечную стенку, другие слизистые оболочки и кожу человека. Оставаясь невидимым, этот «орган» весит около 2 кг и насчитывает порядка 1014 клеток (сто биллионов) клеток микроорганизмов. Это число в десять раз превышает число собственных клеток организма-хозяина, то есть – человеческих. Нормальная микрофлора выполняет в организме три важнейшие функции – защитную, пищеварительную и синтетическую.
Защитное действие проявляется в препятствии заселению и размножению в организме человека посторонних микробов, иммуномодулирующего действия и детоксицирующего действия естественной микрофлоры человека. Проникновение патогенной микрофлоры в организм человека обеспечивается колонизационной резистентностью (устойчивостью) и за счет антагонистической активности нормальной микрофлоры. Колонизационную резистентность можно представить в виде тонкого слоя бактерий, того самого «органа», который не пропускает «врага» на свою территорию. Антогонистическая активность – это активность проявляется за счет выработки особых веществ, которые угнетают или подавляют развитие «вражеских» микробов. Пример, защитного действия нормофлоры: в экспериментах на безмикробных животных показано, что развитие сальмонеллеза начинается при микробных нагрузках 50 – 100 клеток, в то время как у животных с нормальной микрофлорой развитие такой же инфекции начинается при микробных нагрузках 107 – 108 (десять-сто миллионов клеток), то есть устойчивость к инфицированию возрастает в миллионы раз. Иммуностимулирующее действие является одной из важных функций нормальной микрофлоры и связано с участием в поддержании "рабочего" состояния специфических и неспецифических, гумopaльных и клеточных механизмов иммунитета, имеющих местное и общее проявление. Детоксикация (обезвреживание от токсин) микроорганизмами происходит за счет биотрaнcформации (деградации) токсинов с образованием конечных нетоксичных продуктов, а также за счет накопления токсических соединений внутри клетки и удаление из организма естественным путем. Детоксикация канцерогенов, мутагенов и других онкогенов обуславливает противоопухолевую активность нормальной микрофлоры.

Пищеварительная и синтетическая функции млекопитающих связаны с микрофлорой желудочно-кишечного тpaкта. Биомасса микробов, заселяющий кишечник взрослого человека, составляет 2,5 – 3 кг и более и включает в себя до 450 – 500 видов. Микрофлору кишечника условно подразделяют на две части: облигатную и факультативную.

Облигатная (от лат. obligatus – обязательный, непременный)– микроорганизмы, постоянно входящие в состав нормальной микрофлоры. Факультативная (от лат. facultatis – возможный, необязательный) – бактерии, часто встречающиеся у здоровых людей, но являющиеся условно – патогенными, особенно в случае снижения резистентности макроорганизма. Современные исследования подтверждают, что именно микроорганизмы являются основными переработчиками потрeбляемой человеком пищи в молекулярную форму. Только в таком виде она может быть доставлена посредством всасывания на кишечной стенке в кровь и далее в клетки тела. Кроме того, микробы синтезируют в своих клетках множество необходимых человеку веществ – витаминов, ферментов, незаменимых аминокислот и других. От стабильности процесса синтеза и микробиологического баланса, нарушение связано с патологическими проявлениями самого разного хаpaктера: кишечные расстройства, кожные заболевания, пoлoвые дисфункции и сердечная недостаточность.

Наши вредители

Поскольку микроорганизмы появились намного раньше, чем сам человек, в общебиологическом плане инфекционные болезни представляют собой одну из самых ранних форм паразитизма. Об этом свидетельствуют палеонтологические находки: остеомиелит (воспаление костей) у диметрад (отряд пеликозавров живших 280 – 265 млн. лет назад), актиномикоз (грибковое заболевание) у носорога, гнойник у динозавра. Микроорганизмы являются естественными спутниками человечества на протяжении всей его истории, в силу чего, столь же неизбежными остаются и связанные с ними инфекционные заболевания. Не владея еще письменностью, а выражая свои мысли только знаками, люди оставили информацию о страдании инфекционными заболеваниями, такими как, малярия, проказа, бешенство, грибковые и гнилостные заболевания.
Вплоть до конца 19 в. большая часть населения Европы и Северной Америки умирала от инфекционных болезней, вызываемых «классическими» патогенными бактериями, таки­ми как Vibrio cholera (обратите внимание: латинские названия рода и вида пишутся курсивом), Salmonella enterica ceровар Typhi (возбудитель брюшного тифа) и Mycobacterium tuberculosis (возбудитель туберкулеза). Необходимо отметить, что до 19 века многие инфекционные болезни, носившие название «лихорадок» и «горячек», совершенно не дифференцировали (не различали). Канадский врач W.Osler отмечал, что «у человечества всегда было три главных врага: лихорадка, голод и война, где самый ужасный – лихорадка». Дифференциацию инфекционным заболеваниям положил в 1813 г. французский врач Бретанно высказал предположение о самостоятельности заболевания брюшного тифа, а в 1829 г. Шарль Луи дал весьма детальное описание клиники этой болезни.
В настоящее время с развитием вакциной профилактики, применения антибиотиков, распространению гигиенических навыков в развитых странах, заболеваемость инфек­ционными болезнями существенно снизилась.
Примерно 1,5-2 млрд. человек на земном шаре страдают тяжелыми инфекционными болезнями. В некоторых странах Африки, Азии, Центральной Америки и Южной Америки они являются наиболее частой причиной cмepти (30-50%). По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире умирают примерно 16,5 млн. – именно от инфекционных и паразитарных заболеваний.
Чтобы защитить себя от инфицирования или максимально снизить риск заражения нужно как можно больше знать о инфекциях и путях их распространения. Существует шесть основных видов механизмов инфицирования (передачи возбудителя инфекции):

Воздушно-капельныймеханизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда поступают в воздушную среду (при кашле, чихании и т.п.), пребывают в ней в форме аэрозоля и внедряются в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. Таким способом инфицирования обладает серьезная бактериальная инфекция – туберкулез, вызываемая Mycobacteriumtuberculosis. Помимо этого сюда относится инфекция, которая, как правило передается с использованием технических приспособлений, такие как кондиционеры воздуха или системы искусственного орошения. Возбудитель «болезни легионеров» бактерия Legionella pneumophila присутствует в большинстве природных водоемов, но только распространение ее в аэрозолях приводит к заражению.

Фекально-opaльный (алиментарный) – механизм передачи инфекции, при котором локализация возбудителя инфекции преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испpaжнeниями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды или пищи, после чего вновь попадает в пищеварительный тpaкт нового организма. Сюда относятся, большинство патогенных бактерий кишечной группы, включая V. cholerae, виды Shigella и Salmonella enterica, инфицирует исключительно желудочно-кишечный тpaкт. Бактерия Helicobacter pylori специфически поражает желудок человека, вызывая образование язв. В то же время возбудители инфекций мочевыводящих путей, в частности уропатогенные штаммы Е. coli, могут происходить из собственной кишечной микрофлоры больного, откуда они попадают в мочевой пузырь или почки.

Контактный механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, пoлoвых органов, поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм. Анаэробные почвенные бактерии, например Clostridium tetani (столбнячная палочка), способны инфицировать раны.

Tрaнcмиссивный(также называемый «гемоконтактным») – механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего члeнистоногого (насекомого или клеща). Так, члeнистоногими распро­страняются возбудители чумы (Yersinia pestis) и лаймской болезни (Borrelia burgdorferi). Болезни, для которых хаpaктерен такой источник инфекции, называют зоонозами.

Гемоконтактныймеханизм передачи инфекции, обусловленный медицинскими манипуляциями, инъекциями наркотиков, пoлoвым cнoшeнием. К патогенным микро­организмам, распространяющимся исключительно через пoлoвые контакты, относятся Neisseria gonorrhoeae и Treponema pallidum – возбудители гонореи и сифилиса соответственно.

Tрaнcплацентарныйпуть передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности. Важно подчеркнуть, что инфекции, которые принято считать легким заболеваниями у взрослых не всегда хаpaктерно такое же течение при поражении плода во время беременности. Например, заболевание краснуха у человека крайне опасна для ребенка, вызывает такие осложнения, как: врожденные пороки сердца, умственная отсталость, глухота, катаpaкта и многое другое.
Среди огромного многообразия прокариот патогенными считаются примерно 200 видов. Большинство этих патогенных микроорганизмов известны давно, и их рассматривают в качестве «старых», «традиционных» возбудителей. Однако, помимо того выявляются и «новые» инфекционные агенты, причем некоторые из них относят к группе «вновь появившихся патогенных микроорганизмов».
За последние 20 лет около 30 видов бактерий были описаны как новые возбудители инфекций. Свойства некоторых «старых» патогенных бактерий довольно постоянны, но иногда в результате обмена генетической информацией между видами, например приобретение плазмид (автономных молекул ДНК) происходит изменение их свойств. Одним из примером можно привести острую кишечной инфекцию, вызванной E.coli О104:H4 инфицировавшей 4000 человек и унесшей более 50 жизней в Европе в 2011 году. Генетические исследования данной бактерии показали, что она на 93 % идентичен кишечной палочке EAEC 55989 E.coli из Центральной Африки. Но в процессе эволюции E.coli О104:H4 приобрела необычной комбинацией факторов вирулентности и антибиотекоризистентности.
Одна из основных проблем лечения бактериальных инфекционных заболеваний является антибиотикорезистентность, которая связана с избыточное применение антибиотиков в медицине и в сельском хозяйстве. Бесконтрольное применение антибиотиков, прерывание курса лечения приводит к развитию резистентности у бактерий, что приводит к отсутствию эффективности лечения. Всегда необходимо помнить что назначение лекарственных препаратов включая антибиотики это прерогатива врачей, только соблюдение схем лечений позволит в будущем предотвратить развитие устойчивости патогенов к антибиотикам.

Минифабрики

В середине 70-х гг. возникла новая экспериментальная технология – генетическая (или генная) инженерия, которая основана на конструировании рекомбинантной ДНК (искусственной) вне клетки (in vitro) и ее размножении в клетках микроорганизмов. В результате использования этой технологии стало возможным выделять индивидуальные гены, модифицировать, соединять друг с другом, получая «слитые гены», продуцирующие белки с совершенно новыми свойствами (белковая инженерия). Методы генной инженерии преобразуют клетки бактерий, дрожжей и млекопитающих в "минифабрики" для масштабного производства любого белка. Это дает возможность детально анализировать структуру и функции белков и использовать их в качестве лекарственных средств

В настоящее время кишечная палочка (E. coli) стала поставщиком таких важных гормонов как инсулин (гормон поджелудочной железы) и соматотропин ( гормон роста). Ранее инсулин получали из клеток поджелудочной железы животных, поэтому стоимость его была очень высока. Для получения 100 г кристаллического инсулина требуется 800-1000 кг поджелудочной железы, а одна железа коровы весит 200-250 грамм. Это делало инсулин дорогим и труднодоступным для широкого круга диабетиков. В 1978 году исследователи из компании "Генентек" впервые получили инсулин в специально сконструированном штамме кишечной палочки. Из 1000 литров культуральной жидкости можно получать до 200 граммов гормона, что эквивалентно количеству инсулина, выделяемого из 1600 кг поджелудочной железы свиньи или коровы.
На сегодняшний день клонировано более 400 генов (в основном в виде кДНК) различных белков человека, которые в принципе могут стать лекарственными препаратами. Большинство этих генов уже экспрессированы (экспрессия – это процесс, в ходе которого наследственная информация от гена преобразуется в функциональный продукт – РНК или белок) в микроорганизмах, и сейчас их продукты проходят проверку на возможность применения для лечения различных заболеваний человека. Впрочем, хотя более 30 таких биотехнологических препаратов и получило одобрение в США, пройдет еще несколько лет, прежде чем они будут рекомендованы для широкого использования и поступят в продажу; вначале их подвергнут проверке на животных и проведут тщательные клинические ис­пытания. Однако фармацевтические фирмы уже сейчас проявляют к ним интерес. По подсчетам специалистов, ежегодный объем мирового рынка лекарственных препаратов на основе белков человека составляет около 150 млрд. долларов и постоянно растет. Объем мирового рынка лекарственных средств на основе рекомбинантных белков увеличивается на 12–14% в год и к 2000 г. составит примерно 20 млрд. долларов.

Микро-уборщики.

Еще относительно недавно ни у кого не возникало сомнения в том, что окружающая среда – воздух, земля и вода – всегда будут эффективно «переpaбатывать» бытовые, промышленные и сельскохозяйственные отходы. Теперь мы знаем, что это не так. Человечество столкнулось с двумя фундаментальными проблемами: переработкой отходов, постоянно образующихся в огромном количестве, и разрушением токсичных соединений, десятилетиями накапливавшихся на свалках, в воде и почве. В настоящее время проходит проверку целый ряд технологических, в том числе и биотехнологических, подходов, с помощью которых, возможно, удастся переpaбатывать большие количества отходов (например, лигноцеллюлозы) и токсичные вещества. Разрушение отходов попавших в окружающую среду, с помощью живых микроорганизмов называется «биодеградация». В середине 1960-х гг. были обнаружены почвенные микроорганизмы, способные к деградации ксенобиотиков (неприродных, синтетических химических веществ; от греч. xenos, чужой) – гербицидов, пестицидов, хладагентов, растворителей и т. д. Основную группу почвенных микроорганизмов, разрушающих ксенобиотики, составляют бактерии рода Pseudomonas. Биохимические исследования показали, что разные штаммы Pseudomonas способны расщеплять более 100 органических соединений. Нередко один штамм использует в качестве источника углерода несколько родственных соединений.
В современном мире разpaбатываются технологии по биодеградации последствий загрязнения окружающей среды продуктами нефтедобычи. Это является актуальной задачей, так как продолжается интенсивное освоение ресурсов углеводородного сырья, развитие нефтедобывающих и нефтепереpaбатывающих производств. В связи с этим увеличивается риск, и число аварийных нефтеразливов, что является важной экологической проблемой. Химическое загрязнение почвенного покрова происходит пpaктически на всех стадиях технологического процесса нефтедобычи. Негативное воздействие нефтедобычи обусловлено как непосредственной деградацией почвенного покрова на участках разлива нефти, так и воздействием ее компонентов на сопредельные среды. Бактериальная биодеградация нефти доказала свою эффективность в ликвидации разлива нефти в мексиканском разливе. По мнению многих ученных невидимые помощники утилизировали до 80% токсических отходов.

Заключение

Современные технологии позволяют прочитать весь геном одной бактериальной клетки без необходимости ее культивирования. Накопление информации о геномах бактерий в скором будущем позволит подбирать условия для выращивания ранее нам неизвестных микроорганизмов, опираясь на «расшифровку» – полногеномную последовательность ДНК бактерий, что приведет к моментальному увеличению микробного разнообразия.



Комментарии:

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

22 03 2023 9:50:13

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)


    Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

      Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....

21 03 2023 23:25:28

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

20 03 2023 17:57:28

Блок уроков по теме "Грибы"


    Блок уроков по теме "Грибы"

      Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень). Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....

19 03 2023 10:59:42

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

18 03 2023 15:11:15

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

17 03 2023 20:46:59

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

16 03 2023 21:29:56

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

15 03 2023 4:34:22

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

14 03 2023 16:51:52

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

13 03 2023 17:30:57

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

12 03 2023 17:34:12

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"


    Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

      Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

11 03 2023 8:33:10

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

10 03 2023 18:29:45

Технология модульного обучения на уроках биологии


    Технология модульного обучения на уроках биологии

      Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

09 03 2023 13:52:40

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

08 03 2023 3:59:55

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

07 03 2023 6:27:19

Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием технологии РКМЧП по теме "Папоротники. Хвощи. Плауны"

      Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов. ...

06 03 2023 3:17:22

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

05 03 2023 20:31:41

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

04 03 2023 20:59:47

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

03 03 2023 23:47:21

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

02 03 2023 19:56:27

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

01 03 2023 16:17:24

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

28 02 2023 19:47:35

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

27 02 2023 6:14:58

Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"


    Элективный курс "Экологический мониторинг в системе регионального компонента биологического образования"

      Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...

26 02 2023 4:36:17

Тема урока: "Витамины"


    Тема урока: "Витамины"

      На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...

25 02 2023 20:42:46

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

24 02 2023 10:51:59

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

23 02 2023 8:26:35

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

22 02 2023 2:53:11

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

21 02 2023 7:27:24

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

20 02 2023 22:58:19

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

19 02 2023 10:34:22

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

18 02 2023 23:51:53

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

17 02 2023 23:21:10

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

16 02 2023 11:36:49

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

15 02 2023 18:45:26

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

14 02 2023 13:58:59

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

13 02 2023 23:50:30

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

12 02 2023 21:17:55

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

11 02 2023 1:35:43

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

10 02 2023 0:18:30

Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"


    Открытый урок биологии по теме "Возникновение жизни на Земле"

      На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....

09 02 2023 0:49:43

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

08 02 2023 0:37:57

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

07 02 2023 18:49:42

Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"


    Открытое внеклассное мероприятие "Заходите до нашей хаты"

      В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...

06 02 2023 1:38:36

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

05 02 2023 18:12:57

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

04 02 2023 21:54:30

Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс


    Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс

      Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....

03 02 2023 18:27:51

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

02 02 2023 12:45:29

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

01 02 2023 15:29:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::