Путешествие в невидимый мир
Введение
Микроорганизмы – собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер – менее 0,1 мм). В состав микроорганизмов входят как безъядерные (прокариоты: бактерии, археи), так и эукариоты: некоторые грибы, протисты, но не вирусы, которые обычно выделяют в отдельную группу. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. В настоящей статье рассмотрим отдельных представителей невидимого мира – бактерий (Bacteria, от др.гр. – палочка). Бактерии – одна из основных групп живых организмов. До конца 1970-х годов термин «бактерии» был синонимом прокариот, но в 1977 на основании данных молекулярной систематики прокариоты были разделены на царства Архебактерий (Archeobacteria) и Эубактерий (Eubacteria). Со временем, чтобы подчеркнуть отличия между ними, они были переименованы на домены «Архей» и «Бактерий» соответственно.
История
На протяжении тысячелетий человек жил в
окружении невидимых существ, использовал
продукты их жизнедеятельности (например, при
выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении
вина и уксуса), страдал, когда эти существа
являлись причинами болезней или портили запасы
пищи, но не подозревал об их присутствии. Не
подозревал потому, что не видел, а не видел
потому, что размеры этих микросуществ лежали
много ниже того предела видимости, на который
способен человеческий глаз.
Но мысли о существовании невидимых существ можно
найти в разные периоды времени. Однако,
древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – 377 до н.э.)
высказывал предположение о том, что заразные
болезни вызываются невидимыми живыми
существами. Авиценна (ок. 980 – 1037) в «Каноне
медицины» писал о «невидимых» возбудителях чумы,
оспы и других заболеваний. Подобные мысли, можно
обнаружить и в трудах итальянского врача,
астронома и поэта Дж. Фpaкастро (J. Fracastro, 1478 – 1553).
Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был
голландец Антони ван Левенгук. Мануфактурщик из
Дельфта, который для изучения строения волокон
льна сделал линзы в оправе, но в дальнейшем
достиг совершенства своих оптических линз до
увеличения в 200 –270 раз, не зная себе равных.
Человеком, который своими работами положил
начало современной микробиологии, был
выдающийся французский ученый Луи Пастер (Louis
Pasteur, 1822 – 1895). Научная деятельность Л. Пастера
многогранна и охватывала все основные проблемы
того времени, связанные с жизнедеятельностью
микроорганизмов. Заслуги Л. Пастера
хронизированы на мемориальной доске прибитой у
входа в его первую лабораторию. Надпись эта
гласит: «Здесь была лаборатория Л. Пастера: 1857 г.
– Брожения. 1860 г. – Самопроизвольное зарождение.
1865 г. – Болезни вина и пива. 1868 г. – Болезни
шелковичных червей. 1881 г. – Зараза и вакцина. 1885 г.
– Пpeдoxpaнение от бешенства».
Одним из основоположников медицинской
микробиологии наряду с Л. Пастером явился
немецкий микробиолог Р. Кох (R. Koch, 1843–1910),
занимавшийся изучением возбудителей
инфекционных заболеваний. Свои исследования Р.
Кох начал, с изучения сибирской язвы и в 1877 г.
опубликовал работу, посвященную возбудителю
этого заболевания – Bacillus anthracis. Вслед за этим его
внимание привлекла другая тяжелая и широко
распространенная болезнь того времени –
туберкулез. В 1882 г. Р.Кох сообщил об открытии
возбудителя туберкулеза, который в его честь был
назван «палочкой Коха».
Успехи микробиологии во второй половине XIX в. привели к обнаружению чрезвычайного разнообразия типов жизни в микромире. Следующий вопрос, заинтересовавший исследователей: как объяснить такое многообразие, определить его границы, выявить, на чем оно основано?
Разнообразие
Прокариоты или бактерии, древнейшие и
повсеместно распространенные организмы. По
сравнению с общим числом известных видов
животных, растений и низших эукариот число
описанных видов бактерий и архей составляет 0,2%.
Что ничтожно мало, если учесть, что бактерии
возникли более 3,5 млрд. лет назад и заселяют все
исследованные природные местообитания. Для
сравнения насекомых насчитывается более 1млн.
видов, а появились они менее 600 млн. лет назад.
Малочисленное число известных видов объясняется
двумя факторами: сложностью определения вида в
бактериологии; большинство прокариот не удается культивировать,
т. е вырастить и размножить на искусственных
питательных средах, из-за чего невозможна их
идентификация. Доля видов прокариот,
существующих, по имеющимся сведениям, в природе,
но не выделенных в виде культур оценивается как
95-99% всех микроорганизмов. Развитие современных
методов генетической расшифровки генома и
определения принадлежности к тому или иному виду
сделали большой прорыв, в микробиологии позволяя
выделить новые виды.
Например, комaнда Р. Данна (Rob Dunn) исследуя
бактериальное разнообразие только пупков у
людей, среди 60 добровольцев выявили 2368 видов
бактерий, из которых 1458, оказались не известны
науке и в наше время.
Наши невидимые помощники
В настоящее время считается, что микрофлора
организма человека является невидимым органом,
который покрывает в виде чулка кишечную стенку,
другие слизистые оболочки и кожу человека.
Оставаясь невидимым, этот «орган» весит около 2
кг и насчитывает порядка 1014 клеток (сто
биллионов) клеток микроорганизмов. Это число в
десять раз превышает число собственных клеток
организма-хозяина, то есть – человеческих. Нормальная
микрофлора выполняет в организме три
важнейшие функции – защитную, пищеварительную
и синтетическую.
Защитное действие проявляется в
препятствии заселению и размножению в организме
человека посторонних микробов,
иммуномодулирующего действия и
детоксицирующего действия естественной
микрофлоры человека. Проникновение патогенной
микрофлоры в организм человека обеспечивается
колонизационной резистентностью (устойчивостью)
и за счет антагонистической активности
нормальной микрофлоры. Колонизационную
резистентность можно представить в виде тонкого
слоя бактерий, того самого «органа», который не
пропускает «врага» на свою территорию.
Антогонистическая активность – это активность
проявляется за счет выработки особых веществ,
которые угнетают или подавляют развитие
«вражеских» микробов. Пример, защитного действия
нормофлоры: в экспериментах на безмикробных
животных показано, что развитие сальмонеллеза
начинается при микробных нагрузках 50 – 100 клеток,
в то время как у животных с нормальной
микрофлорой развитие такой же инфекции
начинается при микробных нагрузках 107 – 108
(десять-сто миллионов клеток), то есть
устойчивость к инфицированию возрастает в
миллионы раз. Иммуностимулирующее действие
является одной из важных функций нормальной
микрофлоры и связано с участием в поддержании
\"рабочего\" состояния специфических и
неспецифических, гумopaльных и клеточных
механизмов иммунитета, имеющих местное и общее
проявление. Детоксикация (обезвреживание от
токсин) микроорганизмами происходит за счет
биотрaнcформации (деградации) токсинов с
образованием конечных нетоксичных продуктов, а
также за счет накопления токсических соединений
внутри клетки и удаление из организма
естественным путем. Детоксикация канцерогенов,
мутагенов и других онкогенов обуславливает
противоопухолевую активность нормальной
микрофлоры.
Пищеварительная и синтетическая функции млекопитающих связаны с микрофлорой желудочно-кишечного тpaкта. Биомасса микробов, заселяющий кишечник взрослого человека, составляет 2,5 – 3 кг и более и включает в себя до 450 – 500 видов. Микрофлору кишечника условно подразделяют на две части: облигатную и факультативную.
Облигатная (от лат. obligatus – обязательный, непременный)– микроорганизмы, постоянно входящие в состав нормальной микрофлоры. Факультативная (от лат. facultatis – возможный, необязательный) – бактерии, часто встречающиеся у здоровых людей, но являющиеся условно – патогенными, особенно в случае снижения резистентности макроорганизма. Современные исследования подтверждают, что именно микроорганизмы являются основными переработчиками потрeбляемой человеком пищи в молекулярную форму. Только в таком виде она может быть доставлена посредством всасывания на кишечной стенке в кровь и далее в клетки тела. Кроме того, микробы синтезируют в своих клетках множество необходимых человеку веществ – витаминов, ферментов, незаменимых аминокислот и других. От стабильности процесса синтеза и микробиологического баланса, нарушение связано с патологическими проявлениями самого разного хаpaктера: кишечные расстройства, кожные заболевания, пoлoвые дисфункции и сердечная недостаточность.
Наши вредители
Поскольку микроорганизмы появились намного
раньше, чем сам человек, в общебиологическом
плане инфекционные болезни представляют собой
одну из самых ранних форм паразитизма. Об этом
свидетельствуют палеонтологические находки:
остеомиелит (воспаление костей) у диметрад (отряд
пеликозавров живших 280 – 265 млн. лет назад),
актиномикоз (грибковое заболевание) у носорога,
гнойник у динозавра. Микроорганизмы являются
естественными спутниками человечества на
протяжении всей его истории, в силу чего, столь же
неизбежными остаются и связанные с ними
инфекционные заболевания. Не владея еще
письменностью, а выражая свои мысли только
знаками, люди оставили информацию о страдании
инфекционными заболеваниями, такими как,
малярия, проказа, бешенство, грибковые и
гнилостные заболевания.
Вплоть до конца 19 в. большая часть населения
Европы и Северной Америки умирала от
инфекционных болезней, вызываемых «классическими»
патогенными бактериями, такими как Vibrio cholera
(обратите внимание: латинские названия рода и
вида пишутся курсивом), Salmonella enterica ceровар Typhi
(возбудитель брюшного тифа) и Mycobacterium tuberculosis
(возбудитель туберкулеза). Необходимо отметить,
что до 19 века многие инфекционные болезни,
носившие название «лихорадок» и «горячек»,
совершенно не дифференцировали (не различали).
Канадский врач W.Osler отмечал, что «у человечества
всегда было три главных врага: лихорадка, голод и
война, где самый ужасный – лихорадка».
Дифференциацию инфекционным заболеваниям
положил в 1813 г. французский врач Бретанно
высказал предположение о самостоятельности
заболевания брюшного тифа, а в 1829 г. Шарль Луи дал
весьма детальное описание клиники этой болезни.
В настоящее время с развитием вакциной
профилактики, применения антибиотиков,
распространению гигиенических навыков в
развитых странах, заболеваемость инфекционными
болезнями существенно снизилась.
Примерно 1,5-2 млрд. человек на земном шаре
страдают тяжелыми инфекционными болезнями. В
некоторых странах Африки, Азии, Центральной
Америки и Южной Америки они являются наиболее
частой причиной cмepти (30-50%). По данным Всемирной
организации здравоохранения, ежегодно в мире
умирают примерно 16,5 млн. – именно от
инфекционных и паразитарных заболеваний.
Чтобы защитить себя от инфицирования или
максимально снизить риск заражения нужно как
можно больше знать о инфекциях и путях их
распространения. Существует шесть основных
видов механизмов инфицирования (передачи
возбудителя инфекции):
Воздушно-капельный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда поступают в воздушную среду (при кашле, чихании и т.п.), пребывают в ней в форме аэрозоля и внедряются в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. Таким способом инфицирования обладает серьезная бактериальная инфекция – туберкулез, вызываемая Mycobacteriumtuberculosis. Помимо этого сюда относится инфекция, которая, как правило передается с использованием технических приспособлений, такие как кондиционеры воздуха или системы искусственного орошения. Возбудитель «болезни легионеров» бактерия Legionella pneumophila присутствует в большинстве природных водоемов, но только распространение ее в аэрозолях приводит к заражению.
Фекально-opaльный (алиментарный) – механизм передачи инфекции, при котором локализация возбудителя инфекции преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испpaжнeниями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды или пищи, после чего вновь попадает в пищеварительный тpaкт нового организма. Сюда относятся, большинство патогенных бактерий кишечной группы, включая V. cholerae, виды Shigella и Salmonella enterica, инфицирует исключительно желудочно-кишечный тpaкт. Бактерия Helicobacter pylori специфически поражает желудок человека, вызывая образование язв. В то же время возбудители инфекций мочевыводящих путей, в частности уропатогенные штаммы Е. coli, могут происходить из собственной кишечной микрофлоры больного, откуда они попадают в мочевой пузырь или почки.
Контактный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, пoлoвых органов, поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм. Анаэробные почвенные бактерии, например Clostridium tetani (столбнячная палочка), способны инфицировать раны.
Tрaнcмиссивный(также называемый «гемоконтактным») – механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего члeнистоногого (насекомого или клеща). Так, члeнистоногими распространяются возбудители чумы (Yersinia pestis) и лаймской болезни (Borrelia burgdorferi). Болезни, для которых хаpaктерен такой источник инфекции, называют зоонозами.
Гемоконтактный – механизм передачи инфекции, обусловленный медицинскими манипуляциями, инъекциями наркотиков, пoлoвым cнoшeнием. К патогенным микроорганизмам, распространяющимся исключительно через пoлoвые контакты, относятся Neisseria gonorrhoeae и Treponema pallidum – возбудители гонореи и сифилиса соответственно.
Tрaнcплацентарныйпуть передачи
инфекции, при котором возбудитель инфекции
передается от матери к плоду во время
беременности. Важно подчеркнуть, что инфекции,
которые принято считать легким заболеваниями у
взрослых не всегда хаpaктерно такое же течение
при поражении плода во время беременности.
Например, заболевание краснуха у
человека крайне опасна для ребенка, вызывает
такие осложнения, как: врожденные пороки сердца,
умственная отсталость, глухота, катаpaкта и
многое другое.
Среди огромного многообразия прокариот
патогенными считаются примерно 200 видов.
Большинство этих патогенных микроорганизмов
известны давно, и их рассматривают в качестве
«старых», «традиционных» возбудителей. Однако,
помимо того выявляются и «новые» инфекционные
агенты, причем некоторые из них относят к группе
«вновь появившихся патогенных микроорганизмов».
За последние 20 лет около 30 видов бактерий были
описаны как новые возбудители инфекций. Свойства
некоторых «старых» патогенных бактерий довольно
постоянны, но иногда в результате обмена
генетической информацией между видами, например
приобретение плазмид (автономных молекул ДНК)
происходит изменение их свойств. Одним из
примером можно привести острую кишечной
инфекцию, вызванной E.coli О104:H4 инфицировавшей
4000 человек и унесшей более 50 жизней в Европе в 2011
году. Генетические исследования данной бактерии
показали, что она на 93 % идентичен кишечной
палочке EAEC 55989 E.coli из Центральной Африки. Но
в процессе эволюции E.coli О104:H4 приобрела
необычной комбинацией факторов вирулентности и
антибиотекоризистентности.
Одна из основных проблем лечения бактериальных
инфекционных заболеваний является
антибиотикорезистентность, которая связана с
избыточное применение антибиотиков в медицине и
в сельском хозяйстве. Бесконтрольное применение
антибиотиков, прерывание курса лечения приводит
к развитию резистентности у бактерий, что
приводит к отсутствию эффективности лечения.
Всегда необходимо помнить что назначение
лекарственных препаратов включая антибиотики
это прерогатива врачей, только соблюдение схем
лечений позволит в будущем предотвратить
развитие устойчивости патогенов к антибиотикам.
Минифабрики
В середине 70-х гг. возникла новая экспериментальная технология – генетическая (или генная) инженерия, которая основана на конструировании рекомбинантной ДНК (искусственной) вне клетки (in vitro) и ее размножении в клетках микроорганизмов. В результате использования этой технологии стало возможным выделять индивидуальные гены, модифицировать, соединять друг с другом, получая «слитые гены», продуцирующие белки с совершенно новыми свойствами (белковая инженерия). Методы генной инженерии преобразуют клетки бактерий, дрожжей и млекопитающих в \"минифабрики\" для масштабного производства любого белка. Это дает возможность детально анализировать структуру и функции белков и использовать их в качестве лекарственных средств
В настоящее время кишечная палочка (E. coli)
стала поставщиком таких важных гормонов как
инсулин (гормон поджелудочной железы) и
соматотропин ( гормон роста). Ранее инсулин
получали из клеток поджелудочной железы
животных, поэтому стоимость его была очень
высока. Для получения 100 г кристаллического
инсулина требуется 800-1000 кг поджелудочной железы,
а одна железа коровы весит 200-250 грамм. Это делало
инсулин дорогим и труднодоступным для широкого
круга диабетиков. В 1978 году исследователи из
компании \"Генентек\" впервые получили
инсулин в специально сконструированном штамме
кишечной палочки. Из 1000 литров культуральной
жидкости можно получать до 200 граммов гормона,
что эквивалентно количеству инсулина,
выделяемого из 1600 кг поджелудочной железы свиньи
или коровы.
На сегодняшний день клонировано более 400 генов (в
основном в виде кДНК) различных белков человека,
которые в принципе могут стать лекарственными
препаратами. Большинство этих генов уже
экспрессированы (экспрессия – это процесс, в
ходе которого наследственная информация от гена
преобразуется в функциональный продукт – РНК
или белок) в микроорганизмах, и сейчас их
продукты проходят проверку на возможность
применения для лечения различных заболеваний
человека. Впрочем, хотя более 30 таких
биотехнологических препаратов и получило
одобрение в США, пройдет еще несколько лет,
прежде чем они будут рекомендованы для широкого
использования и поступят в продажу; вначале их
подвергнут проверке на животных и проведут
тщательные клинические испытания. Однако
фармацевтические фирмы уже сейчас проявляют к
ним интерес. По подсчетам специалистов,
ежегодный объем мирового рынка лекарственных
препаратов на основе белков человека составляет
около 150 млрд. долларов и постоянно растет. Объем
мирового рынка лекарственных средств на основе
рекомбинантных белков увеличивается на 12–14% в
год и к 2000 г. составит примерно 20 млрд. долларов.
Микро-уборщики.
Еще относительно недавно ни у кого не возникало
сомнения в том, что окружающая среда – воздух,
земля и вода – всегда будут эффективно
«переpaбатывать» бытовые, промышленные и
сельскохозяйственные отходы. Теперь мы знаем,
что это не так. Человечество столкнулось с двумя
фундаментальными проблемами: переработкой
отходов, постоянно образующихся в огромном
количестве, и разрушением токсичных соединений,
десятилетиями накапливавшихся на свалках, в воде
и почве. В настоящее время проходит проверку
целый ряд технологических, в том числе и
биотехнологических, подходов, с помощью которых,
возможно, удастся переpaбатывать большие
количества отходов (например, лигноцеллюлозы) и
токсичные вещества. Разрушение отходов попавших
в окружающую среду, с помощью живых
микроорганизмов называется «биодеградация». В
середине 1960-х гг. были обнаружены почвенные
микроорганизмы, способные к деградации
ксенобиотиков (неприродных, синтетических
химических веществ; от греч. xenos, чужой) –
гербицидов, пестицидов, хладагентов,
растворителей и т. д. Основную группу почвенных
микроорганизмов, разрушающих ксенобиотики,
составляют бактерии рода Pseudomonas. Биохимические
исследования показали, что разные штаммы Pseudomonas
способны расщеплять более 100 органических
соединений. Нередко один штамм использует в
качестве источника углерода несколько
родственных соединений.
В современном мире разpaбатываются технологии
по биодеградации последствий загрязнения
окружающей среды продуктами нефтедобычи. Это
является актуальной задачей, так как
продолжается интенсивное освоение ресурсов
углеводородного сырья, развитие нефтедобывающих
и нефтепереpaбатывающих производств. В связи с
этим увеличивается риск, и число аварийных
нефтеразливов, что является важной
экологической проблемой. Химическое загрязнение
почвенного покрова происходит пpaктически на
всех стадиях технологического процесса
нефтедобычи. Негативное воздействие нефтедобычи
обусловлено как непосредственной деградацией
почвенного покрова на участках разлива нефти,
так и воздействием ее компонентов на
сопредельные среды. Бактериальная биодеградация
нефти доказала свою эффективность в ликвидации
разлива нефти в мексиканском разливе. По мнению
многих ученных невидимые помощники
утилизировали до 80% токсических отходов.
Заключение
Современные технологии позволяют прочитать весь геном одной бактериальной клетки без необходимости ее культивирования. Накопление информации о геномах бактерий в скором будущем позволит подбирать условия для выращивания ранее нам неизвестных микроорганизмов, опираясь на «расшифровку» – полногеномную последовательность ДНК бактерий, что приведет к моментальному увеличению микробного разнообразия.
Комментарии:
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
27 11 2024 12:25:24
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе. ...
26 11 2024 18:12:33
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...
25 11 2024 5:34:31
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
24 11 2024 14:19:39
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...
23 11 2024 7:49:56
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
22 11 2024 15:32:20
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
21 11 2024 0:30:15
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...
20 11 2024 14:35:29
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
19 11 2024 6:46:36
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
18 11 2024 6:31:37
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
17 11 2024 1:45:31
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
16 11 2024 3:25:14
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
15 11 2024 6:51:20
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
14 11 2024 7:42:20
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
13 11 2024 23:30:40
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки. ...
12 11 2024 2:39:10
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
11 11 2024 16:17:39
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...
10 11 2024 14:52:43
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
09 11 2024 0:17:24
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
08 11 2024 21:58:39
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
07 11 2024 13:56:12
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
06 11 2024 17:56:16
При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....
05 11 2024 3:11:21
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
04 11 2024 11:53:43
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...
03 11 2024 20:40:18
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
02 11 2024 14:42:58
Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....
01 11 2024 10:22:30
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...
31 10 2024 19:48:15
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
30 10 2024 1:12:49
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
29 10 2024 17:19:39
Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....
28 10 2024 0:28:13
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
27 10 2024 20:49:21
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
26 10 2024 3:29:47
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
25 10 2024 4:55:52
Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....
24 10 2024 12:11:32
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
23 10 2024 3:42:34
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
22 10 2024 13:34:27
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
21 10 2024 2:18:47
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
20 10 2024 20:44:27
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
19 10 2024 17:53:49
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
18 10 2024 20:33:28
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
17 10 2024 3:14:57
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
16 10 2024 7:27:18
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
15 10 2024 14:43:13
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...
14 10 2024 16:52:28
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
13 10 2024 23:30:39
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
12 10 2024 7:41:31
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
11 10 2024 19:11:19
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
10 10 2024 10:11:40
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
09 10 2024 11:16:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::