Путешествие в невидимый мир

Введение
Микроорганизмы – собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер – менее 0,1 мм). В состав микроорганизмов входят как безъядерные (прокариоты: бактерии, археи), так и эукариоты: некоторые грибы, протисты, но не вирусы, которые обычно выделяют в отдельную группу. Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. В настоящей статье рассмотрим отдельных представителей невидимого мира – бактерий (Bacteria, от др.гр. – палочка). Бактерии – одна из основных групп живых организмов. До конца 1970-х годов термин «бактерии» был синонимом прокариот, но в 1977 на основании данных молекулярной систематики прокариоты были разделены на царства Архебактерий (Archeobacteria) и Эубактерий (Eubacteria). Со временем, чтобы подчеркнуть отличия между ними, они были переименованы на домены «Архей» и «Бактерий» соответственно.
История
На протяжении тысячелетий человек жил в
окружении невидимых существ, использовал
продукты их жизнедеятельности (например, при
выпечке хлеба из кислого теста, приготовлении
вина и уксуса), страдал, когда эти существа
являлись причинами болезней или портили запасы
пищи, но не подозревал об их присутствии. Не
подозревал потому, что не видел, а не видел
потому, что размеры этих микросуществ лежали
много ниже того предела видимости, на который
способен человеческий глаз.
Но мысли о существовании невидимых существ можно
найти в разные периоды времени. Однако,
древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – 377 до н.э.)
высказывал предположение о том, что заразные
болезни вызываются невидимыми живыми
существами. Авиценна (ок. 980 – 1037) в «Каноне
медицины» писал о «невидимых» возбудителях чумы,
оспы и других заболеваний. Подобные мысли, можно
обнаружить и в трудах итальянского врача,
астронома и поэта Дж. Фpaкастро (J. Fracastro, 1478 – 1553).
Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был
голландец Антони ван Левенгук. Мануфактурщик из
Дельфта, который для изучения строения волокон
льна сделал линзы в оправе, но в дальнейшем
достиг совершенства своих оптических линз до
увеличения в 200 –270 раз, не зная себе равных.
Человеком, который своими работами положил
начало современной микробиологии, был
выдающийся французский ученый Луи Пастер (Louis
Pasteur, 1822 – 1895). Научная деятельность Л. Пастера
многогранна и охватывала все основные проблемы
того времени, связанные с жизнедеятельностью
микроорганизмов. Заслуги Л. Пастера
хронизированы на мемориальной доске прибитой у
входа в его первую лабораторию. Надпись эта
гласит: «Здесь была лаборатория Л. Пастера: 1857 г.
– Брожения. 1860 г. – Самопроизвольное зарождение.
1865 г. – Болезни вина и пива. 1868 г. – Болезни
шелковичных червей. 1881 г. – Зараза и вакцина. 1885 г.
– Пpeдoxpaнение от бешенства».
Одним из основоположников медицинской
микробиологии наряду с Л. Пастером явился
немецкий микробиолог Р. Кох (R. Koch, 1843–1910),
занимавшийся изучением возбудителей
инфекционных заболеваний. Свои исследования Р.
Кох начал, с изучения сибирской язвы и в 1877 г.
опубликовал работу, посвященную возбудителю
этого заболевания – Bacillus anthracis. Вслед за этим его
внимание привлекла другая тяжелая и широко
распространенная болезнь того времени –
туберкулез. В 1882 г. Р.Кох сообщил об открытии
возбудителя туберкулеза, который в его честь был
назван «палочкой Коха».
Успехи микробиологии во второй половине XIX в. привели к обнаружению чрезвычайного разнообразия типов жизни в микромире. Следующий вопрос, заинтересовавший исследователей: как объяснить такое многообразие, определить его границы, выявить, на чем оно основано?
Разнообразие
Прокариоты или бактерии, древнейшие и
повсеместно распространенные организмы. По
сравнению с общим числом известных видов
животных, растений и низших эукариот число
описанных видов бактерий и архей составляет 0,2%.
Что ничтожно мало, если учесть, что бактерии
возникли более 3,5 млрд. лет назад и заселяют все
исследованные природные местообитания. Для
сравнения насекомых насчитывается более 1млн.
видов, а появились они менее 600 млн. лет назад.
Малочисленное число известных видов объясняется
двумя факторами: сложностью определения вида в
бактериологии; большинство прокариот не удается культивировать,
т. е вырастить и размножить на искусственных
питательных средах, из-за чего невозможна их
идентификация. Доля видов прокариот,
существующих, по имеющимся сведениям, в природе,
но не выделенных в виде культур оценивается как
95-99% всех микроорганизмов. Развитие современных
методов генетической расшифровки генома и
определения принадлежности к тому или иному виду
сделали большой прорыв, в микробиологии позволяя
выделить новые виды.
Например, комaнда Р. Данна (Rob Dunn) исследуя
бактериальное разнообразие только пупков у
людей, среди 60 добровольцев выявили 2368 видов
бактерий, из которых 1458, оказались не известны
науке и в наше время.
Наши невидимые помощники
В настоящее время считается, что микрофлора
организма человека является невидимым органом,
который покрывает в виде чулка кишечную стенку,
другие слизистые оболочки и кожу человека.
Оставаясь невидимым, этот «орган» весит около 2
кг и насчитывает порядка 1014 клеток (сто
биллионов) клеток микроорганизмов. Это число в
десять раз превышает число собственных клеток
организма-хозяина, то есть – человеческих. Нормальная
микрофлора выполняет в организме три
важнейшие функции – защитную, пищеварительную
и синтетическую.
Защитное действие проявляется в
препятствии заселению и размножению в организме
человека посторонних микробов,
иммуномодулирующего действия и
детоксицирующего действия естественной
микрофлоры человека. Проникновение патогенной
микрофлоры в организм человека обеспечивается
колонизационной резистентностью (устойчивостью)
и за счет антагонистической активности
нормальной микрофлоры. Колонизационную
резистентность можно представить в виде тонкого
слоя бактерий, того самого «органа», который не
пропускает «врага» на свою территорию.
Антогонистическая активность – это активность
проявляется за счет выработки особых веществ,
которые угнетают или подавляют развитие
«вражеских» микробов. Пример, защитного действия
нормофлоры: в экспериментах на безмикробных
животных показано, что развитие сальмонеллеза
начинается при микробных нагрузках 50 – 100 клеток,
в то время как у животных с нормальной
микрофлорой развитие такой же инфекции
начинается при микробных нагрузках 107 – 108
(десять-сто миллионов клеток), то есть
устойчивость к инфицированию возрастает в
миллионы раз. Иммуностимулирующее действие
является одной из важных функций нормальной
микрофлоры и связано с участием в поддержании
\"рабочего\" состояния специфических и
неспецифических, гумopaльных и клеточных
механизмов иммунитета, имеющих местное и общее
проявление. Детоксикация (обезвреживание от
токсин) микроорганизмами происходит за счет
биотрaнcформации (деградации) токсинов с
образованием конечных нетоксичных продуктов, а
также за счет накопления токсических соединений
внутри клетки и удаление из организма
естественным путем. Детоксикация канцерогенов,
мутагенов и других онкогенов обуславливает
противоопухолевую активность нормальной
микрофлоры.
Пищеварительная и синтетическая функции млекопитающих связаны с микрофлорой желудочно-кишечного тpaкта. Биомасса микробов, заселяющий кишечник взрослого человека, составляет 2,5 – 3 кг и более и включает в себя до 450 – 500 видов. Микрофлору кишечника условно подразделяют на две части: облигатную и факультативную.
Облигатная (от лат. obligatus – обязательный, непременный)– микроорганизмы, постоянно входящие в состав нормальной микрофлоры. Факультативная (от лат. facultatis – возможный, необязательный) – бактерии, часто встречающиеся у здоровых людей, но являющиеся условно – патогенными, особенно в случае снижения резистентности макроорганизма. Современные исследования подтверждают, что именно микроорганизмы являются основными переработчиками потрeбляемой человеком пищи в молекулярную форму. Только в таком виде она может быть доставлена посредством всасывания на кишечной стенке в кровь и далее в клетки тела. Кроме того, микробы синтезируют в своих клетках множество необходимых человеку веществ – витаминов, ферментов, незаменимых аминокислот и других. От стабильности процесса синтеза и микробиологического баланса, нарушение связано с патологическими проявлениями самого разного хаpaктера: кишечные расстройства, кожные заболевания, пoлoвые дисфункции и сердечная недостаточность.
Наши вредители
Поскольку микроорганизмы появились намного
раньше, чем сам человек, в общебиологическом
плане инфекционные болезни представляют собой
одну из самых ранних форм паразитизма. Об этом
свидетельствуют палеонтологические находки:
остеомиелит (воспаление костей) у диметрад (отряд
пеликозавров живших 280 – 265 млн. лет назад),
актиномикоз (грибковое заболевание) у носорога,
гнойник у динозавра. Микроорганизмы являются
естественными спутниками человечества на
протяжении всей его истории, в силу чего, столь же
неизбежными остаются и связанные с ними
инфекционные заболевания. Не владея еще
письменностью, а выражая свои мысли только
знаками, люди оставили информацию о страдании
инфекционными заболеваниями, такими как,
малярия, проказа, бешенство, грибковые и
гнилостные заболевания.
Вплоть до конца 19 в. большая часть населения
Европы и Северной Америки умирала от
инфекционных болезней, вызываемых «классическими»
патогенными бактериями, такими как Vibrio cholera
(обратите внимание: латинские названия рода и
вида пишутся курсивом), Salmonella enterica ceровар Typhi
(возбудитель брюшного тифа) и Mycobacterium tuberculosis
(возбудитель туберкулеза). Необходимо отметить,
что до 19 века многие инфекционные болезни,
носившие название «лихорадок» и «горячек»,
совершенно не дифференцировали (не различали).
Канадский врач W.Osler отмечал, что «у человечества
всегда было три главных врага: лихорадка, голод и
война, где самый ужасный – лихорадка».
Дифференциацию инфекционным заболеваниям
положил в 1813 г. французский врач Бретанно
высказал предположение о самостоятельности
заболевания брюшного тифа, а в 1829 г. Шарль Луи дал
весьма детальное описание клиники этой болезни.
В настоящее время с развитием вакциной
профилактики, применения антибиотиков,
распространению гигиенических навыков в
развитых странах, заболеваемость инфекционными
болезнями существенно снизилась.
Примерно 1,5-2 млрд. человек на земном шаре
страдают тяжелыми инфекционными болезнями. В
некоторых странах Африки, Азии, Центральной
Америки и Южной Америки они являются наиболее
частой причиной cмepти (30-50%). По данным Всемирной
организации здравоохранения, ежегодно в мире
умирают примерно 16,5 млн. – именно от
инфекционных и паразитарных заболеваний.
Чтобы защитить себя от инфицирования или
максимально снизить риск заражения нужно как
можно больше знать о инфекциях и путях их
распространения. Существует шесть основных
видов механизмов инфицирования (передачи
возбудителя инфекции):
Воздушно-капельный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда поступают в воздушную среду (при кашле, чихании и т.п.), пребывают в ней в форме аэрозоля и внедряются в организм человека при вдыхании зараженного воздуха. Таким способом инфицирования обладает серьезная бактериальная инфекция – туберкулез, вызываемая Mycobacteriumtuberculosis. Помимо этого сюда относится инфекция, которая, как правило передается с использованием технических приспособлений, такие как кондиционеры воздуха или системы искусственного орошения. Возбудитель «болезни легионеров» бактерия Legionella pneumophila присутствует в большинстве природных водоемов, но только распространение ее в аэрозолях приводит к заражению.
Фекально-opaльный (алиментарный) – механизм передачи инфекции, при котором локализация возбудителя инфекции преимущественно в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испpaжнeниями (фекалиями, мочой) или рвотными массами. Проникновение в восприимчивый организм происходит через рот, главным образом при заглатывании загрязненной воды или пищи, после чего вновь попадает в пищеварительный тpaкт нового организма. Сюда относятся, большинство патогенных бактерий кишечной группы, включая V. cholerae, виды Shigella и Salmonella enterica, инфицирует исключительно желудочно-кишечный тpaкт. Бактерия Helicobacter pylori специфически поражает желудок человека, вызывая образование язв. В то же время возбудители инфекций мочевыводящих путей, в частности уропатогенные штаммы Е. coli, могут происходить из собственной кишечной микрофлоры больного, откуда они попадают в мочевой пузырь или почки.
Контактный – механизм передачи инфекции, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, пoлoвых органов, поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм. Анаэробные почвенные бактерии, например Clostridium tetani (столбнячная палочка), способны инфицировать раны.
Tрaнcмиссивный(также называемый «гемоконтактным») – механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего члeнистоногого (насекомого или клеща). Так, члeнистоногими распространяются возбудители чумы (Yersinia pestis) и лаймской болезни (Borrelia burgdorferi). Болезни, для которых хаpaктерен такой источник инфекции, называют зоонозами.
Гемоконтактный – механизм передачи инфекции, обусловленный медицинскими манипуляциями, инъекциями наркотиков, пoлoвым cнoшeнием. К патогенным микроорганизмам, распространяющимся исключительно через пoлoвые контакты, относятся Neisseria gonorrhoeae и Treponema pallidum – возбудители гонореи и сифилиса соответственно.
Tрaнcплацентарныйпуть передачи
инфекции, при котором возбудитель инфекции
передается от матери к плоду во время
беременности. Важно подчеркнуть, что инфекции,
которые принято считать легким заболеваниями у
взрослых не всегда хаpaктерно такое же течение
при поражении плода во время беременности.
Например, заболевание краснуха у
человека крайне опасна для ребенка, вызывает
такие осложнения, как: врожденные пороки сердца,
умственная отсталость, глухота, катаpaкта и
многое другое.
Среди огромного многообразия прокариот
патогенными считаются примерно 200 видов.
Большинство этих патогенных микроорганизмов
известны давно, и их рассматривают в качестве
«старых», «традиционных» возбудителей. Однако,
помимо того выявляются и «новые» инфекционные
агенты, причем некоторые из них относят к группе
«вновь появившихся патогенных микроорганизмов».
За последние 20 лет около 30 видов бактерий были
описаны как новые возбудители инфекций. Свойства
некоторых «старых» патогенных бактерий довольно
постоянны, но иногда в результате обмена
генетической информацией между видами, например
приобретение плазмид (автономных молекул ДНК)
происходит изменение их свойств. Одним из
примером можно привести острую кишечной
инфекцию, вызванной E.coli О104:H4 инфицировавшей
4000 человек и унесшей более 50 жизней в Европе в 2011
году. Генетические исследования данной бактерии
показали, что она на 93 % идентичен кишечной
палочке EAEC 55989 E.coli из Центральной Африки. Но
в процессе эволюции E.coli О104:H4 приобрела
необычной комбинацией факторов вирулентности и
антибиотекоризистентности.
Одна из основных проблем лечения бактериальных
инфекционных заболеваний является
антибиотикорезистентность, которая связана с
избыточное применение антибиотиков в медицине и
в сельском хозяйстве. Бесконтрольное применение
антибиотиков, прерывание курса лечения приводит
к развитию резистентности у бактерий, что
приводит к отсутствию эффективности лечения.
Всегда необходимо помнить что назначение
лекарственных препаратов включая антибиотики
это прерогатива врачей, только соблюдение схем
лечений позволит в будущем предотвратить
развитие устойчивости патогенов к антибиотикам.
Минифабрики
В середине 70-х гг. возникла новая экспериментальная технология – генетическая (или генная) инженерия, которая основана на конструировании рекомбинантной ДНК (искусственной) вне клетки (in vitro) и ее размножении в клетках микроорганизмов. В результате использования этой технологии стало возможным выделять индивидуальные гены, модифицировать, соединять друг с другом, получая «слитые гены», продуцирующие белки с совершенно новыми свойствами (белковая инженерия). Методы генной инженерии преобразуют клетки бактерий, дрожжей и млекопитающих в \"минифабрики\" для масштабного производства любого белка. Это дает возможность детально анализировать структуру и функции белков и использовать их в качестве лекарственных средств
В настоящее время кишечная палочка (E. coli)
стала поставщиком таких важных гормонов как
инсулин (гормон поджелудочной железы) и
соматотропин ( гормон роста). Ранее инсулин
получали из клеток поджелудочной железы
животных, поэтому стоимость его была очень
высока. Для получения 100 г кристаллического
инсулина требуется 800-1000 кг поджелудочной железы,
а одна железа коровы весит 200-250 грамм. Это делало
инсулин дорогим и труднодоступным для широкого
круга диабетиков. В 1978 году исследователи из
компании \"Генентек\" впервые получили
инсулин в специально сконструированном штамме
кишечной палочки. Из 1000 литров культуральной
жидкости можно получать до 200 граммов гормона,
что эквивалентно количеству инсулина,
выделяемого из 1600 кг поджелудочной железы свиньи
или коровы.
На сегодняшний день клонировано более 400 генов (в
основном в виде кДНК) различных белков человека,
которые в принципе могут стать лекарственными
препаратами. Большинство этих генов уже
экспрессированы (экспрессия – это процесс, в
ходе которого наследственная информация от гена
преобразуется в функциональный продукт – РНК
или белок) в микроорганизмах, и сейчас их
продукты проходят проверку на возможность
применения для лечения различных заболеваний
человека. Впрочем, хотя более 30 таких
биотехнологических препаратов и получило
одобрение в США, пройдет еще несколько лет,
прежде чем они будут рекомендованы для широкого
использования и поступят в продажу; вначале их
подвергнут проверке на животных и проведут
тщательные клинические испытания. Однако
фармацевтические фирмы уже сейчас проявляют к
ним интерес. По подсчетам специалистов,
ежегодный объем мирового рынка лекарственных
препаратов на основе белков человека составляет
около 150 млрд. долларов и постоянно растет. Объем
мирового рынка лекарственных средств на основе
рекомбинантных белков увеличивается на 12–14% в
год и к 2000 г. составит примерно 20 млрд. долларов.
Микро-уборщики.
Еще относительно недавно ни у кого не возникало
сомнения в том, что окружающая среда – воздух,
земля и вода – всегда будут эффективно
«переpaбатывать» бытовые, промышленные и
сельскохозяйственные отходы. Теперь мы знаем,
что это не так. Человечество столкнулось с двумя
фундаментальными проблемами: переработкой
отходов, постоянно образующихся в огромном
количестве, и разрушением токсичных соединений,
десятилетиями накапливавшихся на свалках, в воде
и почве. В настоящее время проходит проверку
целый ряд технологических, в том числе и
биотехнологических, подходов, с помощью которых,
возможно, удастся переpaбатывать большие
количества отходов (например, лигноцеллюлозы) и
токсичные вещества. Разрушение отходов попавших
в окружающую среду, с помощью живых
микроорганизмов называется «биодеградация». В
середине 1960-х гг. были обнаружены почвенные
микроорганизмы, способные к деградации
ксенобиотиков (неприродных, синтетических
химических веществ; от греч. xenos, чужой) –
гербицидов, пестицидов, хладагентов,
растворителей и т. д. Основную группу почвенных
микроорганизмов, разрушающих ксенобиотики,
составляют бактерии рода Pseudomonas. Биохимические
исследования показали, что разные штаммы Pseudomonas
способны расщеплять более 100 органических
соединений. Нередко один штамм использует в
качестве источника углерода несколько
родственных соединений.
В современном мире разpaбатываются технологии
по биодеградации последствий загрязнения
окружающей среды продуктами нефтедобычи. Это
является актуальной задачей, так как
продолжается интенсивное освоение ресурсов
углеводородного сырья, развитие нефтедобывающих
и нефтепереpaбатывающих производств. В связи с
этим увеличивается риск, и число аварийных
нефтеразливов, что является важной
экологической проблемой. Химическое загрязнение
почвенного покрова происходит пpaктически на
всех стадиях технологического процесса
нефтедобычи. Негативное воздействие нефтедобычи
обусловлено как непосредственной деградацией
почвенного покрова на участках разлива нефти,
так и воздействием ее компонентов на
сопредельные среды. Бактериальная биодеградация
нефти доказала свою эффективность в ликвидации
разлива нефти в мексиканском разливе. По мнению
многих ученных невидимые помощники
утилизировали до 80% токсических отходов.
Заключение
Современные технологии позволяют прочитать весь геном одной бактериальной клетки без необходимости ее культивирования. Накопление информации о геномах бактерий в скором будущем позволит подбирать условия для выращивания ранее нам неизвестных микроорганизмов, опираясь на «расшифровку» – полногеномную последовательность ДНК бактерий, что приведет к моментальному увеличению микробного разнообразия.
Комментарии:
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
04 12 2025 17:26:40
Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....
03 12 2025 10:48:45
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
02 12 2025 19:42:59
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
01 12 2025 2:50:28
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
30 11 2025 6:38:14
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
29 11 2025 13:37:32
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
28 11 2025 16:28:45
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
27 11 2025 14:36:11
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
26 11 2025 12:39:37
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
25 11 2025 9:54:57
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
24 11 2025 21:19:16
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
23 11 2025 12:44:49
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
22 11 2025 17:32:35
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
21 11 2025 22:22:40
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
20 11 2025 18:16:34
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
19 11 2025 21:44:25
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
18 11 2025 7:35:11
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
17 11 2025 14:30:43
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
16 11 2025 14:11:50
Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....
15 11 2025 23:40:14
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
14 11 2025 12:20:36
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
13 11 2025 8:57:49
Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
12 11 2025 14:47:15
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
11 11 2025 17:22:45
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
10 11 2025 14:14:26
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
09 11 2025 8:10:34
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
08 11 2025 18:10:34
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
07 11 2025 10:44:40
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
06 11 2025 6:53:40
Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....
05 11 2025 4:38:15
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
04 11 2025 3:24:16
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
03 11 2025 23:55:10
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
02 11 2025 10:21:54
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
01 11 2025 5:37:29
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
31 10 2025 3:31:50
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
30 10 2025 11:35:19
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
29 10 2025 2:25:12
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
28 10 2025 9:21:56
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
27 10 2025 17:49:37
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
26 10 2025 23:28:32
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
25 10 2025 19:55:58
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
24 10 2025 0:26:50
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
23 10 2025 19:54:50
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
22 10 2025 0:28:44
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
21 10 2025 14:53:43
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся.
...
20 10 2025 11:34:57
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
19 10 2025 1:21:42
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
18 10 2025 11:20:35
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
17 10 2025 4:56:38
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
16 10 2025 15:41:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




