Выгонка луковичных растений в школе > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников

Рекомендации составлены для учителей средних школ в качестве руководства к проведению факультативов и опытнической работы.

Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. В предложенных методических рекомендациях даны основы выгонки некоторых луковичных растений – гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Эти многолетники наиболее эффектно смотрятся в выгонке, имеют красивые крупные цветки или соцветия. Их луковицы можно свободно купить в магазинах, на ярмарках или вырастить на пришкольных участках. После выгонки как горшечную культуру эти растения можно вернуть в открытый грунт и использовать повторно для выгонки или озеленения и размножения.

Горшечная культура – это одна из разновидностей выгонки. В отличие от выгонки на срез цветоносные побеги в начале цветения не срезают, а оставляют в контейнерах; отросшие растения должны иметь декоративный вид в горшках. Цветоносные побеги, выращенные во внесезонное время, украшают интерьеры помещений, дополняя ассортимент традиционных комнатных декоративных растений, главным образом, выходцев из тропиков и субтропиков.

Горшечная культура – регулярное производство в течение года продукции, которая имеет товарный вид при начале окрашивания нижних бутонов в соцветии – в нашей стране развита слабо. Основные причины: во-первых, необходимы современные фитотроны для хранения луковиц и поэтапной выгонки с камерами, различными по условиям содержания растений, прежде всего, по температуре и освещенности; во-вторых, трaнcпортировка к местам реализации продукции в контейнерах гораздо проблематичнее по сравнению со срезкой. Однако в условиях учебных классов школы, школьных теплицах горшечная культура предпочтительнее срезки, так как живые, развивающиеся побеги дольше цветут, можно проследить все фенологические фазы взрослых растений в учебное время, луковицы после отмирания побегов можно вернуть в грунт.

Выгонка гиацинтов и тюльпанов

Луковицы немахровых сортов гиацинта - наиболее подходящие объекты. Они очень хорошо поддаются выгонке, имеют типичное кистевидное соцветие, и из одной луковицы получается сразу несколько десятков цветков.

Луковицы тюльпана более доступны, образуют крупные цветки, однако выгонка их удается хуже, из одной луковицы обычно получают только один цветок.

До выгонки луковицы тюльпанов и гиацинтов хранят в теплом сухом месте, недоступном для грызунов. Луковицы высаживают в сентябре-октябре в горшки диаметром 10 см. На дно горшка кладут черепок, которым прикрывают дренажное отверстие, затем насыпают садовую землю, верхний уровень ее должен отставать от края горшка на 2–3 см. Субстрат обильно поливают водой и осторожно вдавливают в него луковицы (вкручивать их нельзя!) так, чтобы на поверхности осталась только верхняя треть луковицы. Почву уплотняют пальцами. В горшок диаметром 10 см высаживают одну луковицу гиацинта или три луковицы тюльпана, следя за тем, чтобы они не соприкасались друг с другом И со стенками горшка. Горшки заворачивают в непрозрачные полиэтиленовые пакеты и хранят при температуре +4–б°С (в подвале, гараже, холодильнике и т.п.). Горшки с луковицами тюльпана хранятся при таких условиях 1,5–2 месяца, с луковицами гиацинта -2–2,5 месяца. За это время они успевают укорениться и дать ростки. Горшки просматривают, следят за тем, чтобы не высохла почва, наблюдают за развитием ростков. Когда они достигнут 5–10 см, горшки вносят в прохладную комнату и сразу же накрывают плотным бумажным колпаком. Это делается для постепенно го “приучения” растений к свету и для их безболезненного перехода от влажных условии содержания к сухому воздуху комнат. Накрывание молодых ростков также приводит к тому, что в темноте цветонос вытягивается раньше листьев. Растения держат закрытыми в течение 8-9 дней, затем укрытие снимают. После растения зацветут приблизительно через 20–30 дней.

Уход за содержащимися в комнатах гиацинтами и тюльпанами заключается в поддержании влажности земляного кома и окружающего воздуха. Растения содержат на светлом месте вдали от отопительных приборов, не допуская сквозняков и прямых темных лучей. Идеальная температура для содержания – +15–8°С.

Для того чтобы растения не искривлялись, горшки время от времени поворачивают разными сторонами к свету. Дня продления времени цветения гиацинтов и тюльпанов их содержат на свету при температуре +10–12°С.

После того как цветение закончится, у тюльпанов срезают цветки, а у гиацинтов соцветия. оставляя цветоносы. Растения продолжают поливать до июня-июля, затем полив прекращают, дают высохнуть почве и надземной части растений, извлекают луковицы и хранят их до сентября-октября для высадки в открытый грунт. Повторная выгонка луковиц возможна лишь через несколько лет.

Выгонку гиацинтов и тюльпанов можно проводить не только в почве, но и в воде. Для этого специальный сосуд или высокую вазочку заполняют водой (чтобы вода не испортилась, в нее добавляют немного толченого древесного угля), луковицу \"сажают\" так, чтобы она касалась воды только донцем. Затем сосуд с луковицей помешают в непрозрачный полиэтиленовый пакет и далее поступают так же. как при выгонке луковиц в горшках.

Выгонка лилий

Для выгонки используют сорта лилий из раздела 1 Гибриды Азиатские. Они наиболее распространены в нашей стране и зацветают раньше сортов из других разделов.

Луковицы лилии выкапывают в сентябре-октябре, когда стeбли их уже высохли, и высаживают в горшки. Следует учесть, что лилии достигают высоты 1 м и более, в связи с чем они требуют больших емкостей. Почвенную смесь готовят из дерновой земли, перегноя и промытого крупнозернистого речного песка (3:1:1). Можно добавить немного торфа. В горшке обязательно устраивается дренаж из черепков или кусочков кирпичей. Азиатские лилии образуют надлуковичные корни и поэтому нал луковицей должно быть не менее 5 см земли. почву поливают, и горшки помещают на хранение при постоянной температуре +2–5°С (подвал, холодильник и т.п.). В таких условиях луковицы находятся не менее 1,5 месяцев. В ноябре декабре горшки переносят в тенистое помещение при температуре +16–18°С (при более высокой температуре растения могут сильно вытянуться). Когда появятся ростки, горшки ставят на подоконники. В зимнее время желательно осуществлять дополнительное освещение лилий. Растения следует поливать, подкармливать, периодически опрыскивать водой и раствором фунгицида. Период с момента внесения луковиц в теплое помещение до цветения лилий составляет 2-3 месяца, это зависим от сорта, условий и времени выгонки - ближе к весне она проходит быстрее.

После отцветания лилии содержат в горшках до весны, затем их высаживают к открытый грунт.

Лилия – одно из красивейших луковичных растений, используемых в декоративных целях. Сегодня роскошные цветоносные побеги лилий в срезке можно купить в цветочных магазинах в любое время года. В последние два десятилетия стала популярна в мире горшечная культура лилий.

Вырастить горшечную лилию в качестве подарка к весенним праздникам, например, к 8 марта, Пасхе, 9 мая, может оказаться увлекательным занятием для школьников. Подобные эксперименты способствуют углублению не только знаний по ботанике, но и развитию таких качеств, как трудолюбие, ответственность и бережное отношение к живому. Затратив усилия в этой области, хотелось бы рассчитывать на положительный результат. В данной статье мы обращаем внимание на наиболее ответственные моменты, которые могут повлиять на успех и качество выгонки.

Во многих литературных источниках говориться о простоте и легкости выгонки лилий в домашних условиях. Однако часто бывает невозможно регулировать температурный и световой режим, как требуется по технологии, что приводит к отрицательному результату. Технология выгонки лилий в производстве давно отработанна и сводится к созданию условий в различные фазы развития растений, близких к естественным. Вначале луковицам требуется период охлаждения для прохождения периода покоя (около 1,5 месяцев), затем растениям от начала отрастания до цветения нужно создать условия постепенного нарастания температуры и освещенности. В связи с тем, что лилии в природе цветут не весной, а летом, во время максимального светового дня, они более требовательны к температурному и световому режиму по сравнению с весенне-цветущими луковичными многолетниками, такими как тюльпаны, гиацинты, нарциссы, крокусы, сложнее их выгонять в комнатных условиях.

Тем не менее, можно подобрать сорта, более успешные при выгонке в условиях дефицита освещения и слаборегулируемых температурах. Для школьников наиболее реальными являются сорта Азиатских и ЛА (longiflorum/Asiatic) гибридов, которые можно успешно выращивать и размножать на пришкольных участках. Азиатские гибриды отличаются наибольшим разнообразием по окраске и форме цветков и соцветий, зимостойкие, неприхотливые, легкие в размножении. В Росси популярны сорта отечественной селекции, большинство из которых выведено во ВНИИ садоводства им. И.В. Мичурина. Еще к достоинствам Азиатских гибридов можно отнести отсутствие аромата, который, несмотря на приятный запах, может вызвать головокружение, головную боль и даже отравление.

Выкапывать луковицы для выгонки лучше в конце вегетации растений, не раньше октября, когда надземные части побегов полностью увяли, усохли. Пока побеги живут, продолжается формирование почек возобновления, из которых разовьются цветоносные побеги при выгонке. Луковицы должны быть здоровыми, без вредителей и признаков гнилей, больше 3 см в диаметре. Чем крупнее луковица, тем взрослее растение, и тем больше цветков может сформироваться в почках возобновления.

Для того, чтобы побеги начали отрастать, луковицы должны пройти период покоя при низких положительных температурах (ниже 5–8 °С) в течение 6 недель (в холодном погребе, холодильнике). Частично они находятся в таком состоянии в сентябре-октябре во время понижения температур, главным образом, по ночам. Так как придаточные подлуковичные корни живут больше одного года, важно содержать луковицы при хранении в умеренно влажном состоянии, не допуская их засыхания и отмирания, например, во влажном субстрате или в увлажненном материале (ткани, газетной бумаге). При повышенной влажности, плохом дренаже луковицы легко загнивают.

Но не следует торопиться при выгонке лилий. Так как эти растения требовательны к условиям освещения, лучше приступать к выгонке не раньше января, когда продолжительность светового дня начнет расти и будет достаточной во время бутонизации и цветения. При расположении контейнеров на подоконниках или стеллажах в кабинетах с окнами, расположенными к югу, можно обойтись без дополнительной подсветки.

Особое внимание при выгонке следует уделить субстрату и своевременному умеренному поливу. Застоя воды эти растения не переносят. Избыточное увлажнение может привести к загниванию луковиц при плохом дренаже и тяжелом субстрате. На ранних этапах развития побегов засыхание или вымокание сдерживает отрастание или приводит к отмиранию побегов, в фазу бутонизации – к сбрасыванию бутонов. Субстрат должен быть легким, пористым и питательным. Для облегчения субстрата можно использовать песок, опилки, торф, перлит, вермикулит в соотношении 2–3 части почвы и 1 часть “разрыхлителя”.

Недостаточная глубина посадки и объем горшка также не на пользу лилии. При слое субстрата над луковицей менее 5 см в подземной части цветоносного побега будет сформировано меньше придаточных корней, которые выполняют важную роль в почвенном питании. Кроме того, достаточный надлуковичный слой субстрата способствует большей устойчивости побегов, луковица будет находиться в лучших условиях увлажнения, так как верхний слой быстро подсыхает. Под луковицей слой субстрата должен быть глубиной не менее 7–8 см для обеспечения нормального роста корней. Недостаток небольших узких горшков - уменьшается площадь питания, требуются более частые поливы и подкормки.

Продолжительность выгонки, то есть время от начала отрастания побегов до цветения для Азиатских и ЛА гибридов составляет 60–90 дней, зависит как от сортовых особенностей, так и от условий выращивания. Существует обратная зависимость между длиной выгоночного периода и температуры и освещенности – чем выше температура, тем короче период выгонки. Однако в начале отрастания побегов температура не должна быть выше 14 °С. В это время продолжается закладка и дифференциация зачаточных цветков. Чем выше температура будет в этот период, тем в более короткое время пройдет этот этап органогенеза, и тем меньше цветков сформируется в соцветии. Поэтому, как правило, при выгонке число цветков всегда меньше (на 30 % и более), чем в условиях открытого грунта. Имеет смысл подбирать для выгонки сорта с наибольшим числом цветков, формирующихся в соцветиях в условиях открытого грунта. В этом случае и в не очень благоприятных для выгонки условиях можно будет получить на цветоносные побегах не единичные цветки, а красивое соцветие.

Азиатские и ЛА гибриды лилий весьма разнообразны по морфологическим признакам. Сорта отличаются по высоте генеративных побегов, форме цветков и соцветий, направлению и окраске цветков, опушению, строению листьев и окраске стeбля. Для горшечной культуры предпочтительнее невысокорослые (низко- и седнерослые) сорта, с высотой взрослых генеративных побегов в условиях открытого грунта не более 80–90 см, с прочным стeблем. Развитие горшечной культуры в Европе явилось стимулом для создания селекционерами низкорослых сортов с высотой побегов 40–50 см. У высокорослых сортов при неравномерном и недостаточном освещении стeбли могут сильно искривляться и даже полегать.

В условиях учебной лаборатории и средней щколы № 42 перспективными для выгонки оказались невысокорослые Азиатские гибриды ‘Рондо’, ‘Карусель’, ‘Мария’, ‘Пелеринка’, ‘Ротонда’, ‘Руфина’, ‘Сюзанна’, ‘Эстафета’, “Лионелла”. Имели тонкие полегающие стeбли побеги сортов ‘Вера’, ‘Доброе утро’, ‘Калинка’, ‘Сиреневая кудрявая’. Замечательно смотрелись в контейнерах цветоносные побеги высокорослых сортов ‘Анастасия’, ‘Оксана’, ‘Эмблема’ с прочными стeблями.

Широкий сортимент лилий позволяет проводить увлекательную опытническую работу по выращиванию, сортоизучению, размножению и выгонке этих замечательных высокодекоративных растений. Заслуживают внимания и дизайнерские находки при выращивании лилий во внесезонное время в горшках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анциферов А.В. Выгонка цветущих растений // Биология в школе, 2003. - № 6. С. 72-74.
  2. Былов В.Н. Выгонка цветочных луковичных растений. (Биологические основы.) /В.Н. Былов, Е.Н. Зайцева. – М.: Наука, 1990. С. 240.
  3. Весна приходит по желанию // Цветоводство, 2007. - № 2. С. 36-38.
  4. Завадская Л.В. Выгонка растений. – М.: Изд. Дом МСП, 2006. С. 154.
  5. Кокорева В. Технология и особенности выгонки луковичных цветов. Тюльпан, калла, лилия // Гавриш, 2007. - № 4. С. 34-38.
  6. Оспищева Н.В. Сорокопудова О.А. Биологические основы выгонки лилий // Гавриш, 2008. - № 1. С. 33-36.
  7. Шашкова Л. Выгонка цветов // Цветоводство, 2006. - № 5. – С. 64-65.



Комментарии:

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

13 06 2025 22:24:58

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

12 06 2025 14:39:49

Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата


    Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

11 06 2025 10:36:15

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

10 06 2025 1:17:13

Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)


    Край, в котором я живу. (Комплексное исследование атмосферного воздуха п. Агинское)

      Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....

09 06 2025 17:20:54

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

08 06 2025 6:59:23

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

07 06 2025 12:30:47

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

06 06 2025 3:47:42

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

05 06 2025 9:48:31

Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"


    Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"

      На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...

04 06 2025 0:45:40

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

03 06 2025 0:50:25

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

02 06 2025 15:41:33

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

01 06 2025 5:28:39

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

31 05 2025 0:53:59

Игра-путешествие "Последний герой"


    Игра-путешествие "Последний герой"

      Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....

30 05 2025 1:10:48

Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума


    Методические материалы по подготовке летнего экологического пpaктикума

      В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....

29 05 2025 11:48:54

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

28 05 2025 10:30:38

"Свойства и функции белков". 10-й класс


    "Свойства и функции белков". 10-й класс

      Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

27 05 2025 20:53:22

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

26 05 2025 12:38:46

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

25 05 2025 21:54:26

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

24 05 2025 15:38:32

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

23 05 2025 20:44:27

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

22 05 2025 13:26:44

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

21 05 2025 14:14:44

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

20 05 2025 7:57:30

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

19 05 2025 7:11:45

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

18 05 2025 22:50:27

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

17 05 2025 3:51:45

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

16 05 2025 2:46:43

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

15 05 2025 22:59:43

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

14 05 2025 22:17:59

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

13 05 2025 4:52:31

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

12 05 2025 15:11:44

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

11 05 2025 14:45:21

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

      Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

10 05 2025 5:30:30

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"


    Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

      Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

09 05 2025 11:20:23

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

08 05 2025 10:55:13

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

07 05 2025 12:56:53

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

06 05 2025 16:41:37

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

05 05 2025 0:17:53

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

04 05 2025 1:43:36

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

03 05 2025 2:46:28

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

02 05 2025 14:30:56

Круговорот веществ в биосфере

Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....

01 05 2025 18:14:26

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

30 04 2025 23:41:30

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

29 04 2025 21:35:34

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

28 04 2025 9:22:12

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

27 04 2025 17:40:46

Страна папоротников

Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...

26 04 2025 21:28:41

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

25 04 2025 15:12:53

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::