Выгонка луковичных растений в школе
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников
Рекомендации составлены для учителей средних школ в качестве руководства к проведению факультативов и опытнической работы.
Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. В предложенных методических рекомендациях даны основы выгонки некоторых луковичных растений – гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Эти многолетники наиболее эффектно смотрятся в выгонке, имеют красивые крупные цветки или соцветия. Их луковицы можно свободно купить в магазинах, на ярмарках или вырастить на пришкольных участках. После выгонки как горшечную культуру эти растения можно вернуть в открытый грунт и использовать повторно для выгонки или озеленения и размножения.
Горшечная культура – это одна из разновидностей выгонки. В отличие от выгонки на срез цветоносные побеги в начале цветения не срезают, а оставляют в контейнерах; отросшие растения должны иметь декоративный вид в горшках. Цветоносные побеги, выращенные во внесезонное время, украшают интерьеры помещений, дополняя ассортимент традиционных комнатных декоративных растений, главным образом, выходцев из тропиков и субтропиков.
Горшечная культура – регулярное производство в течение года продукции, которая имеет товарный вид при начале окрашивания нижних бутонов в соцветии – в нашей стране развита слабо. Основные причины: во-первых, необходимы современные фитотроны для хранения луковиц и поэтапной выгонки с камерами, различными по условиям содержания растений, прежде всего, по температуре и освещенности; во-вторых, трaнcпортировка к местам реализации продукции в контейнерах гораздо проблематичнее по сравнению со срезкой. Однако в условиях учебных классов школы, школьных теплицах горшечная культура предпочтительнее срезки, так как живые, развивающиеся побеги дольше цветут, можно проследить все фенологические фазы взрослых растений в учебное время, луковицы после отмирания побегов можно вернуть в грунт.
Выгонка гиацинтов и тюльпанов
Луковицы немахровых сортов гиацинта - наиболее подходящие объекты. Они очень хорошо поддаются выгонке, имеют типичное кистевидное соцветие, и из одной луковицы получается сразу несколько десятков цветков.
Луковицы тюльпана более доступны, образуют крупные цветки, однако выгонка их удается хуже, из одной луковицы обычно получают только один цветок.
До выгонки луковицы тюльпанов и гиацинтов хранят в теплом сухом месте, недоступном для грызунов. Луковицы высаживают в сентябре-октябре в горшки диаметром 10 см. На дно горшка кладут черепок, которым прикрывают дренажное отверстие, затем насыпают садовую землю, верхний уровень ее должен отставать от края горшка на 2–3 см. Субстрат обильно поливают водой и осторожно вдавливают в него луковицы (вкручивать их нельзя!) так, чтобы на поверхности осталась только верхняя треть луковицы. Почву уплотняют пальцами. В горшок диаметром 10 см высаживают одну луковицу гиацинта или три луковицы тюльпана, следя за тем, чтобы они не соприкасались друг с другом И со стенками горшка. Горшки заворачивают в непрозрачные полиэтиленовые пакеты и хранят при температуре +4–б°С (в подвале, гараже, холодильнике и т.п.). Горшки с луковицами тюльпана хранятся при таких условиях 1,5–2 месяца, с луковицами гиацинта -2–2,5 месяца. За это время они успевают укорениться и дать ростки. Горшки просматривают, следят за тем, чтобы не высохла почва, наблюдают за развитием ростков. Когда они достигнут 5–10 см, горшки вносят в прохладную комнату и сразу же накрывают плотным бумажным колпаком. Это делается для постепенно го “приучения” растений к свету и для их безболезненного перехода от влажных условии содержания к сухому воздуху комнат. Накрывание молодых ростков также приводит к тому, что в темноте цветонос вытягивается раньше листьев. Растения держат закрытыми в течение 8-9 дней, затем укрытие снимают. После растения зацветут приблизительно через 20–30 дней.
Уход за содержащимися в комнатах гиацинтами и тюльпанами заключается в поддержании влажности земляного кома и окружающего воздуха. Растения содержат на светлом месте вдали от отопительных приборов, не допуская сквозняков и прямых темных лучей. Идеальная температура для содержания – +15–8°С.
Для того чтобы растения не искривлялись, горшки время от времени поворачивают разными сторонами к свету. Дня продления времени цветения гиацинтов и тюльпанов их содержат на свету при температуре +10–12°С.
После того как цветение закончится, у тюльпанов срезают цветки, а у гиацинтов соцветия. оставляя цветоносы. Растения продолжают поливать до июня-июля, затем полив прекращают, дают высохнуть почве и надземной части растений, извлекают луковицы и хранят их до сентября-октября для высадки в открытый грунт. Повторная выгонка луковиц возможна лишь через несколько лет.
Выгонку гиацинтов и тюльпанов можно проводить не только в почве, но и в воде. Для этого специальный сосуд или высокую вазочку заполняют водой (чтобы вода не испортилась, в нее добавляют немного толченого древесного угля), луковицу \"сажают\" так, чтобы она касалась воды только донцем. Затем сосуд с луковицей помешают в непрозрачный полиэтиленовый пакет и далее поступают так же. как при выгонке луковиц в горшках.
Выгонка лилий
Для выгонки используют сорта лилий из раздела 1 Гибриды Азиатские. Они наиболее распространены в нашей стране и зацветают раньше сортов из других разделов.
Луковицы лилии выкапывают в сентябре-октябре, когда стeбли их уже высохли, и высаживают в горшки. Следует учесть, что лилии достигают высоты 1 м и более, в связи с чем они требуют больших емкостей. Почвенную смесь готовят из дерновой земли, перегноя и промытого крупнозернистого речного песка (3:1:1). Можно добавить немного торфа. В горшке обязательно устраивается дренаж из черепков или кусочков кирпичей. Азиатские лилии образуют надлуковичные корни и поэтому нал луковицей должно быть не менее 5 см земли. почву поливают, и горшки помещают на хранение при постоянной температуре +2–5°С (подвал, холодильник и т.п.). В таких условиях луковицы находятся не менее 1,5 месяцев. В ноябре декабре горшки переносят в тенистое помещение при температуре +16–18°С (при более высокой температуре растения могут сильно вытянуться). Когда появятся ростки, горшки ставят на подоконники. В зимнее время желательно осуществлять дополнительное освещение лилий. Растения следует поливать, подкармливать, периодически опрыскивать водой и раствором фунгицида. Период с момента внесения луковиц в теплое помещение до цветения лилий составляет 2-3 месяца, это зависим от сорта, условий и времени выгонки - ближе к весне она проходит быстрее.
После отцветания лилии содержат в горшках до весны, затем их высаживают к открытый грунт.
Лилия – одно из красивейших луковичных растений, используемых в декоративных целях. Сегодня роскошные цветоносные побеги лилий в срезке можно купить в цветочных магазинах в любое время года. В последние два десятилетия стала популярна в мире горшечная культура лилий.
Вырастить горшечную лилию в качестве подарка к весенним праздникам, например, к 8 марта, Пасхе, 9 мая, может оказаться увлекательным занятием для школьников. Подобные эксперименты способствуют углублению не только знаний по ботанике, но и развитию таких качеств, как трудолюбие, ответственность и бережное отношение к живому. Затратив усилия в этой области, хотелось бы рассчитывать на положительный результат. В данной статье мы обращаем внимание на наиболее ответственные моменты, которые могут повлиять на успех и качество выгонки.
Во многих литературных источниках говориться о простоте и легкости выгонки лилий в домашних условиях. Однако часто бывает невозможно регулировать температурный и световой режим, как требуется по технологии, что приводит к отрицательному результату. Технология выгонки лилий в производстве давно отработанна и сводится к созданию условий в различные фазы развития растений, близких к естественным. Вначале луковицам требуется период охлаждения для прохождения периода покоя (около 1,5 месяцев), затем растениям от начала отрастания до цветения нужно создать условия постепенного нарастания температуры и освещенности. В связи с тем, что лилии в природе цветут не весной, а летом, во время максимального светового дня, они более требовательны к температурному и световому режиму по сравнению с весенне-цветущими луковичными многолетниками, такими как тюльпаны, гиацинты, нарциссы, крокусы, сложнее их выгонять в комнатных условиях.
Тем не менее, можно подобрать сорта, более успешные при выгонке в условиях дефицита освещения и слаборегулируемых температурах. Для школьников наиболее реальными являются сорта Азиатских и ЛА (longiflorum/Asiatic) гибридов, которые можно успешно выращивать и размножать на пришкольных участках. Азиатские гибриды отличаются наибольшим разнообразием по окраске и форме цветков и соцветий, зимостойкие, неприхотливые, легкие в размножении. В Росси популярны сорта отечественной селекции, большинство из которых выведено во ВНИИ садоводства им. И.В. Мичурина. Еще к достоинствам Азиатских гибридов можно отнести отсутствие аромата, который, несмотря на приятный запах, может вызвать головокружение, головную боль и даже отравление.
Выкапывать луковицы для выгонки лучше в конце вегетации растений, не раньше октября, когда надземные части побегов полностью увяли, усохли. Пока побеги живут, продолжается формирование почек возобновления, из которых разовьются цветоносные побеги при выгонке. Луковицы должны быть здоровыми, без вредителей и признаков гнилей, больше 3 см в диаметре. Чем крупнее луковица, тем взрослее растение, и тем больше цветков может сформироваться в почках возобновления.
Для того, чтобы побеги начали отрастать, луковицы должны пройти период покоя при низких положительных температурах (ниже 5–8 °С) в течение 6 недель (в холодном погребе, холодильнике). Частично они находятся в таком состоянии в сентябре-октябре во время понижения температур, главным образом, по ночам. Так как придаточные подлуковичные корни живут больше одного года, важно содержать луковицы при хранении в умеренно влажном состоянии, не допуская их засыхания и отмирания, например, во влажном субстрате или в увлажненном материале (ткани, газетной бумаге). При повышенной влажности, плохом дренаже луковицы легко загнивают.
Но не следует торопиться при выгонке лилий. Так как эти растения требовательны к условиям освещения, лучше приступать к выгонке не раньше января, когда продолжительность светового дня начнет расти и будет достаточной во время бутонизации и цветения. При расположении контейнеров на подоконниках или стеллажах в кабинетах с окнами, расположенными к югу, можно обойтись без дополнительной подсветки.
Особое внимание при выгонке следует уделить субстрату и своевременному умеренному поливу. Застоя воды эти растения не переносят. Избыточное увлажнение может привести к загниванию луковиц при плохом дренаже и тяжелом субстрате. На ранних этапах развития побегов засыхание или вымокание сдерживает отрастание или приводит к отмиранию побегов, в фазу бутонизации – к сбрасыванию бутонов. Субстрат должен быть легким, пористым и питательным. Для облегчения субстрата можно использовать песок, опилки, торф, перлит, вермикулит в соотношении 2–3 части почвы и 1 часть “разрыхлителя”.
Недостаточная глубина посадки и объем горшка также не на пользу лилии. При слое субстрата над луковицей менее 5 см в подземной части цветоносного побега будет сформировано меньше придаточных корней, которые выполняют важную роль в почвенном питании. Кроме того, достаточный надлуковичный слой субстрата способствует большей устойчивости побегов, луковица будет находиться в лучших условиях увлажнения, так как верхний слой быстро подсыхает. Под луковицей слой субстрата должен быть глубиной не менее 7–8 см для обеспечения нормального роста корней. Недостаток небольших узких горшков - уменьшается площадь питания, требуются более частые поливы и подкормки.
Продолжительность выгонки, то есть время от начала отрастания побегов до цветения для Азиатских и ЛА гибридов составляет 60–90 дней, зависит как от сортовых особенностей, так и от условий выращивания. Существует обратная зависимость между длиной выгоночного периода и температуры и освещенности – чем выше температура, тем короче период выгонки. Однако в начале отрастания побегов температура не должна быть выше 14 °С. В это время продолжается закладка и дифференциация зачаточных цветков. Чем выше температура будет в этот период, тем в более короткое время пройдет этот этап органогенеза, и тем меньше цветков сформируется в соцветии. Поэтому, как правило, при выгонке число цветков всегда меньше (на 30 % и более), чем в условиях открытого грунта. Имеет смысл подбирать для выгонки сорта с наибольшим числом цветков, формирующихся в соцветиях в условиях открытого грунта. В этом случае и в не очень благоприятных для выгонки условиях можно будет получить на цветоносные побегах не единичные цветки, а красивое соцветие.
Азиатские и ЛА гибриды лилий весьма разнообразны по морфологическим признакам. Сорта отличаются по высоте генеративных побегов, форме цветков и соцветий, направлению и окраске цветков, опушению, строению листьев и окраске стeбля. Для горшечной культуры предпочтительнее невысокорослые (низко- и седнерослые) сорта, с высотой взрослых генеративных побегов в условиях открытого грунта не более 80–90 см, с прочным стeблем. Развитие горшечной культуры в Европе явилось стимулом для создания селекционерами низкорослых сортов с высотой побегов 40–50 см. У высокорослых сортов при неравномерном и недостаточном освещении стeбли могут сильно искривляться и даже полегать.
В условиях учебной лаборатории и средней щколы № 42 перспективными для выгонки оказались невысокорослые Азиатские гибриды ‘Рондо’, ‘Карусель’, ‘Мария’, ‘Пелеринка’, ‘Ротонда’, ‘Руфина’, ‘Сюзанна’, ‘Эстафета’, “Лионелла”. Имели тонкие полегающие стeбли побеги сортов ‘Вера’, ‘Доброе утро’, ‘Калинка’, ‘Сиреневая кудрявая’. Замечательно смотрелись в контейнерах цветоносные побеги высокорослых сортов ‘Анастасия’, ‘Оксана’, ‘Эмблема’ с прочными стeблями.
Широкий сортимент лилий позволяет проводить увлекательную опытническую работу по выращиванию, сортоизучению, размножению и выгонке этих замечательных высокодекоративных растений. Заслуживают внимания и дизайнерские находки при выращивании лилий во внесезонное время в горшках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анциферов А.В. Выгонка цветущих растений // Биология в школе, 2003. - № 6. С. 72-74.
- Былов В.Н. Выгонка цветочных луковичных растений. (Биологические основы.) /В.Н. Былов, Е.Н. Зайцева. – М.: Наука, 1990. С. 240.
- Весна приходит по желанию // Цветоводство, 2007. - № 2. С. 36-38.
- Завадская Л.В. Выгонка растений. – М.: Изд. Дом МСП, 2006. С. 154.
- Кокорева В. Технология и особенности выгонки луковичных цветов. Тюльпан, калла, лилия // Гавриш, 2007. - № 4. С. 34-38.
- Оспищева Н.В. Сорокопудова О.А. Биологические основы выгонки лилий // Гавриш, 2008. - № 1. С. 33-36.
- Шашкова Л. Выгонка цветов // Цветоводство, 2006. - № 5. – С. 64-65.
Комментарии:
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
31 08 2025 19:56:47
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
30 08 2025 11:16:19
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
29 08 2025 20:30:55
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
28 08 2025 17:32:55
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации.
...
27 08 2025 21:18:18
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
26 08 2025 11:56:27
Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....
25 08 2025 19:57:56
На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....
24 08 2025 1:49:20
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
23 08 2025 8:46:37
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
22 08 2025 1:25:21
В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....
21 08 2025 21:16:38
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
20 08 2025 7:41:11
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
19 08 2025 11:13:44
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
18 08 2025 8:46:51
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
17 08 2025 10:42:32
Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....
16 08 2025 3:41:50
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
15 08 2025 7:44:16
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
14 08 2025 9:41:27
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
13 08 2025 12:51:31
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
12 08 2025 12:13:29
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
11 08 2025 6:38:49
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
10 08 2025 5:56:11
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
09 08 2025 3:45:54

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
08 08 2025 1:23:24
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
07 08 2025 20:55:51
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
06 08 2025 13:31:45
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
05 08 2025 7:20:15
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
04 08 2025 12:14:32
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
03 08 2025 19:19:25
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 08 2025 23:37:40
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
01 08 2025 11:38:31
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
31 07 2025 5:55:10
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
30 07 2025 12:58:26
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
29 07 2025 6:47:42
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
28 07 2025 18:56:19
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
27 07 2025 2:12:26
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
26 07 2025 17:16:58
В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....
25 07 2025 4:23:43
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
24 07 2025 10:42:27
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
23 07 2025 16:53:26
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
22 07 2025 15:48:19
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
21 07 2025 20:24:19
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
20 07 2025 6:38:12
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
19 07 2025 11:30:59
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
18 07 2025 21:59:34
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
17 07 2025 18:37:10
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
16 07 2025 15:18:22
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
15 07 2025 9:53:31
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
14 07 2025 6:57:35
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
13 07 2025 11:10:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::