Элективный курс по биологии "Невидимые" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

Пояснительная записка

Курс “Невидимые” предназначен для учащихся 10-11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным.

Курс “Невидимые” предусматривает пpaктико-ориентированную деятельность учащихся по изучению микроорганизмов и предоставляет широкие возможности для саморазвития учащихся, что соответствует идее исследовательского обучения.

Основной целью курса является создание условий для развития умений учащихся в формулировании проблем и нахождении путей их решения.

Задачи курса:

  • раскрытие и углубление ведущих биологических понятий;
  • развитие мышления и речи посредством выполнения творческих заданий;
  • формирование представлений о таких профессиях как микробиолог, эпидемиолог, лаборант, учитель, технолог и другие;
  • создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

Базовая часть курса включает 17 занятий. Курс может быть использован педагогами вариативно в зависимости от решаемых педагогических задач. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о многообразии и особенностях микроорганизмов, пpaктическом применении знаний в области микробиологии. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.

В качестве УМК используются “Учебно-методические материалы к занятиям”, “Рабочая тетрадь обучающегося”. “Учебно-методические материалы к занятиям” выполняют роль одного из источников информации для учащихся. Для успешного усвоения материала курса необходимы так же: учебники, словари, энциклопедии, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы.

В процессе освоения программы учащиеся знакомятся с такими направлениями биологической науки, как бактериология, генная инженерия, биотехнология. Курс позволяет развивать межпредметные связи, поскольку тесно связан с экологией, химией, математикой, гигиеной, медициной и другими науками.

Использование проблемного подхода в обучении позволяет не передавать знания учащемуся в готовом виде, а научить его получать их в процессе учебной деятельности. Учитель выполняет роль проблемизатора, то есть обеспечивает у учащихся рождение собственных информационных запросов, помогает в формулировке познавательных проблем.

Лабораторный пpaктикум включает 8 пpaктических работ. Для их выполнения достаточно оборудования, входящего в типовой комплект кабинета биологии.

В ходе обучения школьники должны научиться:

  • планировать свою учебную деятельность;
  • формулировать и решать познавательные проблемы;
  • выполнять элементарные лабораторные исследования;
  • оперировать предметной терминологией;
  • работать с научными источниками, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

Данный курс апробирован в МОУ СОШ №-2 г. Мичуринска и сертифицирован.

Содержание.
(0,5 часа в неделю. 17 часов)

Тема 1. Введение (2 ч.).

Невидимые. Кто они? (о многообразие микроорганизмов). Проблемы изучения микроорганизмов. Развитие микроскопической техники. Микробиология как наука. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологических знаний. Микроскопические методы. Перспективы развития микробиологии.

Пpaктическая работа №-1 “Использование микроскопа. Подготовка материала для работы с микроскопом”

Пpaктическая работа №-2 “Приготовление накопительной среды”.

Тема 2. Бактерии. Морфология и физиология бактерий (2 ч.).

Строение бактерий. Форма клетки (микрококки, диплококки, стрептококки, тетpaкокки, сарцины, стафилококки, бактерии, бациллы, клостридии, вибрионы, спириллы). Обмен веществ. Рост. Размножение. Генетически модифицированные организмы. Флуоресцирующий белок (GFP) бактерий.

Пpaктическая работа №-3 “Микроскопирование сенной палочки (Bacillus subtilis)”.

Тема 3. Распространение бактерий в природе и значение в жизни человека (6 ч.).

Распространение бактерий в природе (вода, воздух, почва, живые организмы). Роль микроорганизмов в почвообразовании. Определение чистоты воды (коли-индекс, коли-титр). Заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем (туберкулез, дифтерия, коклюш и др.) и их профилактика. Факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов. Симбиоз бактерий с другими организмами. Влияние употрeбления кисломолочных продуктов на здоровье человека.

Пpaктическая работа №-4 “Прямой счет микроорганизмов почвы под микроскопом”.

№-5 “Контрольная закупка. Определение наличия бактерий в молочнокислых продуктах”.

№-6 “Контрольная закупка. Микроскопирование бактерий молочнокислого брожения”.

Семинар “Невидимые земледельцы” по выявлению роли микроорганизмов в почвообразовании.

Семинар (Заочная экскурсия в N-скую городскую больницу) по выявлению особенностей патогенных бактерий, путей заражения бактериальными заболеваниями, мер по их профилактике.

Тема 4. Вирусы (3 ч.).

История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в развитие вирусологии. Морфология вирусов. Фаги. Использование фагов человеком. Заболевания, вызываемые вирусами (грипп, гepпeс, гепатит А, В, С и др.). Профилактика вирусных заболеваний. Меры предупреждения заболевания СПИДом.

Семинар (Научный симпозиум по проблемам заболеваний, вызываемых вирусами) по профилактике вирусных заболеваний.

Семинар (Молодежный форум “ СПИД – болезнь века”) по профилактике заболевания СПИДом.

Тема 5. Грибы (2 ч.).

Уникальность строения грибов. Питание грибов. Размножение. Использование грибов в медицинских и хозяйственных целях. Патогенные грибы. Профилактика грибковых заболеваний человека. Использование человеком генетически модифицированных микроорганизмов для производства вакцин, фармацевтических препаратов, продуктов органического синтеза.

Пpaктическая работа №-7 “Приготовление культуры дрожжей и их микроскопирование”.

Пpaктическая работа №-8 “Контрольная закупка. Определение сорта хлеба наиболее устойчивого к плесени”.

Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода.

Тема 6. Простейшие (1 ч.).

Морфологические особенности представителей типа Простейшие. Хаpaктеристика классов простейших. Болезни, вызываемые простейшими, их профилактика.

Семинар (Творческая лаборатория) по изучению простейших.

Тема 7. Заключение (1 ч.).

Представление исследовательских проектов.

Подведение итогов.

План семинара “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Страница из “Рабочей тетради учащихся” к семинару “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Учебно-тематический план занятий по элективному курсу “Невидимые”

10 – 11-е классы

№ п/п Наименование тем курса Всего часов

В том числе

Форма контроля
Лекция Пpaктическая работа Семинар Экскурсия            
Введение.
1. Предмет и задачи микробиологии. 1 час 1 1     педагогическое наблюдение
2. Таксономия и классификация микроорганизмов. 1 час 1 1      
Бактерии. Морфология и физиология бактерий.
3. Бактерии. Морфология и ультраструктура бактерий. 1 час 1 1     тестовый контроль
4 Физиология бактерий. 1 час 1      
Бактерии. Распространение бактерий в природе и в жизни человека.
5. “Невидимые земледельцы”. 1 час   1 1   сообщения
6. Микрофлора воды. 1 час 1      
7. Микрофлора воздуха. 1 час 1        
8. Влияние внешних факторов на микробы. 1 час 1        
9. Контрольная закупка (пpaктическая работа). 1 час   1      
10. Патогенные бактерии. 1 час     1   круглый стол
Вирусы.
11. Морфология. Ультраструктура вирусов. 1 час 1        
12. Заболевания, вызываемые вирусами. 1 час     1    
13. СПИД – болезнь века.       1    
Грибы.
14. Классификация. Строение грибов. Патогенные грибы. 1 час 1 1     тестовый контроль
15. Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода. 1 часа       1 отчет об экскурсии
Простейшие
16. Классификация. Морфология простейших Болезни, вызываемые простейшими. 1 час 1   1   тестовый контроль
Заключение
17. Заключительное занятие. 1 час         представление исследовательских проектов, подведение итогов конкурса на лучший словарь терминов

Литература

  1. Артамонов В.И. “Зеленые оpaкулы”. – М.: Мысль, 1989.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.1, М. “Мир”, 1990.
  3. Иникеев В.В., Лукомская К.А. “Руководство к пpaктическим занятиям по микробиологии”, М. “Просвещение”, 1983.
  4. Илларионов Э.Ф. “Поурочные разработки по биологии” М. “Вако”, 2003.
  5. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу, Л.1973.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика, 1972.
  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика, 1977.
  8. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т “Микробиология” М. “Колос”, 1978.
  9. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. “Микробиология” (с вирусологией и иммунологией), М. “Медицина”, 1981.
  10. Самсонов С.К. “Невидимые земледельцы” – М.: Мысль, 1987.
  11. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. М., 2003.



Комментарии:

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные


    Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

      Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....

19 04 2024 8:19:10

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

18 04 2024 15:15:29

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс


    Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

      При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

17 04 2024 18:49:59

Семейства класса двудольные растения

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....

16 04 2024 12:19:27

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

15 04 2024 5:49:18

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

14 04 2024 15:59:58

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

13 04 2024 11:58:20

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"


    Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

      Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

12 04 2024 5:47:46

Элективный курс "Решение генетических задач"


    Элективный курс "Решение генетических задач"

      Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

11 04 2024 1:38:57

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

10 04 2024 14:14:26

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"


    Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

      Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

09 04 2024 12:18:35

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

08 04 2024 6:28:59

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

07 04 2024 0:13:47

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

06 04 2024 11:31:31

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

05 04 2024 10:18:11

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

04 04 2024 18:48:22

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

03 04 2024 20:52:58

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

      Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

02 04 2024 19:32:49

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

01 04 2024 16:13:18

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

31 03 2024 12:46:34

Интегрированный урок биологии и русского языка "Целебный огород и фразеологизмы"

Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....

30 03 2024 17:51:49

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

29 03 2024 23:53:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

28 03 2024 3:35:10

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе


    Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

      Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....

27 03 2024 6:50:31

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

26 03 2024 15:24:28

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

25 03 2024 10:42:36

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

24 03 2024 0:25:57

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

23 03 2024 17:15:54

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

22 03 2024 23:25:55

Движение живых организмов Биология

Движение живых организмов  Биология Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....

21 03 2024 5:56:20

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

20 03 2024 13:50:12

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

19 03 2024 0:35:31

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

18 03 2024 22:36:32

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

17 03 2024 0:48:48

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

16 03 2024 9:17:24

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

15 03 2024 20:25:57

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

14 03 2024 8:55:59

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

13 03 2024 16:51:19

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

12 03 2024 22:32:16

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

11 03 2024 16:51:19

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс


    Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

      Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

10 03 2024 11:33:21

Урок-игра по теме "Отряды птиц"


    Урок-игра по теме "Отряды птиц"

      Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

09 03 2024 20:11:13

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

08 03 2024 15:30:36

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

07 03 2024 20:13:12

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

06 03 2024 5:56:30

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

05 03 2024 13:58:22

Обобщающий урок по теме: "Лист"

<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...

04 03 2024 4:56:11

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

03 03 2024 1:16:33

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

02 03 2024 8:20:11

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии


    Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

      Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

01 03 2024 15:31:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::