Элективный курс по биологии "Невидимые" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

Пояснительная записка

Курс “Невидимые” предназначен для учащихся 10-11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным.

Курс “Невидимые” предусматривает пpaктико-ориентированную деятельность учащихся по изучению микроорганизмов и предоставляет широкие возможности для саморазвития учащихся, что соответствует идее исследовательского обучения.

Основной целью курса является создание условий для развития умений учащихся в формулировании проблем и нахождении путей их решения.

Задачи курса:

  • раскрытие и углубление ведущих биологических понятий;
  • развитие мышления и речи посредством выполнения творческих заданий;
  • формирование представлений о таких профессиях как микробиолог, эпидемиолог, лаборант, учитель, технолог и другие;
  • создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся.

Базовая часть курса включает 17 занятий. Курс может быть использован педагогами вариативно в зависимости от решаемых педагогических задач. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о многообразии и особенностях микроорганизмов, пpaктическом применении знаний в области микробиологии. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.

В качестве УМК используются “Учебно-методические материалы к занятиям”, “Рабочая тетрадь обучающегося”. “Учебно-методические материалы к занятиям” выполняют роль одного из источников информации для учащихся. Для успешного усвоения материала курса необходимы так же: учебники, словари, энциклопедии, научно-популярная литература, Интернет-ресурсы.

В процессе освоения программы учащиеся знакомятся с такими направлениями биологической науки, как бактериология, генная инженерия, биотехнология. Курс позволяет развивать межпредметные связи, поскольку тесно связан с экологией, химией, математикой, гигиеной, медициной и другими науками.

Использование проблемного подхода в обучении позволяет не передавать знания учащемуся в готовом виде, а научить его получать их в процессе учебной деятельности. Учитель выполняет роль проблемизатора, то есть обеспечивает у учащихся рождение собственных информационных запросов, помогает в формулировке познавательных проблем.

Лабораторный пpaктикум включает 8 пpaктических работ. Для их выполнения достаточно оборудования, входящего в типовой комплект кабинета биологии.

В ходе обучения школьники должны научиться:

  • планировать свою учебную деятельность;
  • формулировать и решать познавательные проблемы;
  • выполнять элементарные лабораторные исследования;
  • оперировать предметной терминологией;
  • работать с научными источниками, справочной литературой, Интернет-ресурсами.

Данный курс апробирован в МОУ СОШ №-2 г. Мичуринска и сертифицирован.

Содержание.
(0,5 часа в неделю. 17 часов)

Тема 1. Введение (2 ч.).

Невидимые. Кто они? (о многообразие микроорганизмов). Проблемы изучения микроорганизмов. Развитие микроскопической техники. Микробиология как наука. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологических знаний. Микроскопические методы. Перспективы развития микробиологии.

Пpaктическая работа №-1 “Использование микроскопа. Подготовка материала для работы с микроскопом”

Пpaктическая работа №-2 “Приготовление накопительной среды”.

Тема 2. Бактерии. Морфология и физиология бактерий (2 ч.).

Строение бактерий. Форма клетки (микрококки, диплококки, стрептококки, тетpaкокки, сарцины, стафилококки, бактерии, бациллы, клостридии, вибрионы, спириллы). Обмен веществ. Рост. Размножение. Генетически модифицированные организмы. Флуоресцирующий белок (GFP) бактерий.

Пpaктическая работа №-3 “Микроскопирование сенной палочки (Bacillus subtilis)”.

Тема 3. Распространение бактерий в природе и значение в жизни человека (6 ч.).

Распространение бактерий в природе (вода, воздух, почва, живые организмы). Роль микроорганизмов в почвообразовании. Определение чистоты воды (коли-индекс, коли-титр). Заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем (туберкулез, дифтерия, коклюш и др.) и их профилактика. Факторы, влияющие на жизнедеятельность микроорганизмов. Симбиоз бактерий с другими организмами. Влияние употрeбления кисломолочных продуктов на здоровье человека.

Пpaктическая работа №-4 “Прямой счет микроорганизмов почвы под микроскопом”.

№-5 “Контрольная закупка. Определение наличия бактерий в молочнокислых продуктах”.

№-6 “Контрольная закупка. Микроскопирование бактерий молочнокислого брожения”.

Семинар “Невидимые земледельцы” по выявлению роли микроорганизмов в почвообразовании.

Семинар (Заочная экскурсия в N-скую городскую больницу) по выявлению особенностей патогенных бактерий, путей заражения бактериальными заболеваниями, мер по их профилактике.

Тема 4. Вирусы (3 ч.).

История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в развитие вирусологии. Морфология вирусов. Фаги. Использование фагов человеком. Заболевания, вызываемые вирусами (грипп, гepпeс, гепатит А, В, С и др.). Профилактика вирусных заболеваний. Меры предупреждения заболевания СПИДом.

Семинар (Научный симпозиум по проблемам заболеваний, вызываемых вирусами) по профилактике вирусных заболеваний.

Семинар (Молодежный форум “ СПИД – болезнь века”) по профилактике заболевания СПИДом.

Тема 5. Грибы (2 ч.).

Уникальность строения грибов. Питание грибов. Размножение. Использование грибов в медицинских и хозяйственных целях. Патогенные грибы. Профилактика грибковых заболеваний человека. Использование человеком генетически модифицированных микроорганизмов для производства вакцин, фармацевтических препаратов, продуктов органического синтеза.

Пpaктическая работа №-7 “Приготовление культуры дрожжей и их микроскопирование”.

Пpaктическая работа №-8 “Контрольная закупка. Определение сорта хлеба наиболее устойчивого к плесени”.

Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода.

Тема 6. Простейшие (1 ч.).

Морфологические особенности представителей типа Простейшие. Хаpaктеристика классов простейших. Болезни, вызываемые простейшими, их профилактика.

Семинар (Творческая лаборатория) по изучению простейших.

Тема 7. Заключение (1 ч.).

Представление исследовательских проектов.

Подведение итогов.

План семинара “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Страница из “Рабочей тетради учащихся” к семинару “СПИД – болезнь века” в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Учебно-тематический план занятий по элективному курсу “Невидимые”

10 – 11-е классы

№ п/п Наименование тем курса Всего часов

В том числе

Форма контроля
Лекция Пpaктическая работа Семинар Экскурсия            
Введение.
1. Предмет и задачи микробиологии. 1 час 1 1     педагогическое наблюдение
2. Таксономия и классификация микроорганизмов. 1 час 1 1      
Бактерии. Морфология и физиология бактерий.
3. Бактерии. Морфология и ультраструктура бактерий. 1 час 1 1     тестовый контроль
4 Физиология бактерий. 1 час 1      
Бактерии. Распространение бактерий в природе и в жизни человека.
5. “Невидимые земледельцы”. 1 час   1 1   сообщения
6. Микрофлора воды. 1 час 1      
7. Микрофлора воздуха. 1 час 1        
8. Влияние внешних факторов на микробы. 1 час 1        
9. Контрольная закупка (пpaктическая работа). 1 час   1      
10. Патогенные бактерии. 1 час     1   круглый стол
Вирусы.
11. Морфология. Ультраструктура вирусов. 1 час 1        
12. Заболевания, вызываемые вирусами. 1 час     1    
13. СПИД – болезнь века.       1    
Грибы.
14. Классификация. Строение грибов. Патогенные грибы. 1 час 1 1     тестовый контроль
15. Экскурсия в ферментный цех Мичуринского спиртзавода. 1 часа       1 отчет об экскурсии
Простейшие
16. Классификация. Морфология простейших Болезни, вызываемые простейшими. 1 час 1   1   тестовый контроль
Заключение
17. Заключительное занятие. 1 час         представление исследовательских проектов, подведение итогов конкурса на лучший словарь терминов

Литература

  1. Артамонов В.И. “Зеленые оpaкулы”. – М.: Мысль, 1989.
  2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.1, М. “Мир”, 1990.
  3. Иникеев В.В., Лукомская К.А. “Руководство к пpaктическим занятиям по микробиологии”, М. “Просвещение”, 1983.
  4. Илларионов Э.Ф. “Поурочные разработки по биологии” М. “Вако”, 2003.
  5. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу, Л.1973.
  6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика, 1972.
  7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика, 1977.
  8. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т “Микробиология” М. “Колос”, 1978.
  9. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. “Микробиология” (с вирусологией и иммунологией), М. “Медицина”, 1981.
  10. Самсонов С.К. “Невидимые земледельцы” – М.: Мысль, 1987.
  11. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. М., 2003.



Комментарии:

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

27 11 2024 4:57:25

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

26 11 2024 23:14:45

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)


    Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

      Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

25 11 2024 2:21:46

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...

24 11 2024 12:26:27

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека

Биогеохимические процессы в биосфере, связанные с деятельностью человека Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....

23 11 2024 12:26:11

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"


    Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

      Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

22 11 2024 11:20:28

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

21 11 2024 23:16:14

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

20 11 2024 10:39:34

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

19 11 2024 6:42:19

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

18 11 2024 12:49:22

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

17 11 2024 17:48:55

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии


    Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

      В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

16 11 2024 0:12:13

Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов


    Внеклассное мероприятие по теме "В мире цветов" для учащихся 5–6-х классов

      Мероприятие представлено конспектом, заданиями и презентацией MS PowerPoint. Способствует развитию интереса к предмету и познавательной активности у учащихся. ...

15 11 2024 8:58:37

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"


    Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

      Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

14 11 2024 19:46:26

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

13 11 2024 7:54:51

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

12 11 2024 3:43:19

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

11 11 2024 14:58:47

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

10 11 2024 7:45:35

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

09 11 2024 8:54:24

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

08 11 2024 0:31:31

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

07 11 2024 8:17:53

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

06 11 2024 6:44:47

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

05 11 2024 10:38:39

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

04 11 2024 13:23:13

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

03 11 2024 1:42:18

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

02 11 2024 11:26:51

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

01 11 2024 11:59:43

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

31 10 2024 13:55:52

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

30 10 2024 12:12:40

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

29 10 2024 16:48:50

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

28 10 2024 7:50:44

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

27 10 2024 13:52:10

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

26 10 2024 10:12:17

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 10 2024 22:23:29

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

24 10 2024 2:12:37

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

23 10 2024 13:37:19

Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс


    Тема урока "Деревья и кустарники". 2-й класс

      Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....

22 10 2024 2:43:55

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

21 10 2024 16:51:25

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)


    Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

      Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода. ...

20 10 2024 18:50:11

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

19 10 2024 0:39:27

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....

18 10 2024 11:23:10

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

17 10 2024 2:16:12

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

16 10 2024 11:23:53

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

15 10 2024 18:20:15

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

14 10 2024 23:56:34

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

13 10 2024 17:51:39

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

12 10 2024 2:44:27

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

11 10 2024 5:18:31

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

10 10 2024 20:33:48

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

      Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

09 10 2024 0:16:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::