Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

Цели урока:

  • повторение темы, ее основных понятий, процессов и основных правил гигиены сердечно-сосудистой системы в игровой, занимательной форме;
  • развитие творческого потенциала личности ребенка и коллективного мышления в малых группах.

Задачи урока:

  • Образовательные – повторение, закрепление и учет знаний по темам \"Внутренняя среда организма\" и \"Кровеносная система\"; овладение способами деятельности в новых условиях.
  • Воспитательные – формирование диалектико-материалистического мировоззрения; развитие навыков самоконтроля, собранности, сосредоточенности, коллективного мышления; воспитание санитарно-гигиенических навыков; воспитание привычки к здоровому образу жизни; воспитание потребности к физическому совершенствованию.
  • Развивающие – развитие устойчивого произвольного внимания; развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации) ; развитие логического мышления.

Оборудование: таблицы \"Строение сердца\", \"Круги кровообращения\", \"Работа сердца\", \"Влияние алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систему\", компьютеры.

План урока:

1. Вводная часть:

а) Цели и задачи урока.

б) Вводное слово учителя.

2. Выполнение заданий в группах по индивидуальным карточкам.

3. Проверка знаний на компьютере.

4. Выводы урока.

5. Подведение итогов соревнований групп.

Ход урока

1. Вводная часть урока.

А.Сообщение учащимся целей и задач урока.

Б. Вводное слово учителя.

Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с \"нечистой силой\" говорил: \"Кровь, надо знать, совсем особый сок\". В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавалась могучая сила: кровью скреплялись клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов \"плакать кровью\", древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы древней Греции считали кровь и душу одним целым. Гиппократ назначал душевнобольным людям кровь здоровых людей и думал, что у них здоровая душа.

2. А. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность важнейшее условие жизни. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови и сегодня уже известны ее важнейшие свойства и значение.

Задание 1. Запишите на листе основные функции, выполняемые кровью в организме.

(Ответы заслушиваются по порядку номеров групп. Во время ответов на доску вывешиваются отпечатанные функции крови. Правильный ответ - 1 очко).

Б. Кровь состоит из двух частей – плазмы и форменных элементов. Каждый форменный элемент крови обладает своими особенностями и участвует в процессах обеспечивающих ее функции.

Задание 2. Каждая группа получает индивидуальную групповую карточку с которой работает по ходу урока. В \"Задании 1\" на карточках приведены несколько утверждений, хаpaктеризующих один из форменных элементов крови. Одно высказывание заведомо неправильное. Найдите неправильное утверждение и поясните ответ. (Правильный ответ 1 очко).

В. Процессы нашего организма сложны и разнообразны, они сопровождаются физиологическими особенностями и симптомами их протекания. Иногда, эти процессы не желательны, поэтому надо знать какую помощь необходимо оказать.

Задание 3. Опишите симптомы процесса, указанные в карточках как \"Задание 3\" и поясните, какую первую помощь необходимо при этом оказать (правильный, полный ответ – 3 балла).

Задание 4. Кровь у нас движется по замкнутой системе с определенной скоростью, которую придает работа сердца. Чтобы проверить, как вы усвоили его строение, я буду показывать по таблице части строения сердца, а вы записываете их названия.

Предлагаемые термины по строению сердца: эпикард, правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полая вена, створчатые клапаны, левое предсердие, легочная артерия, правое предсердие, легочная вена, перикард, полулунные клапаны.

Задание 5. Следующее задание поможет проверить ваши знания, связанные с процессами крови и кровеносной системы.

В \"Задании 5\" на ваших карточках приведены логические цепочки.

Определите, к какому процессу относится эта логическая цепочка, и какой термин в ней лишний.

Наше сердце неутомимо работает благодаря способности совмещать фазы отдыха и работы. Чередуя их и затрачивая на отдых столько же времени, сколько и на работу мы долгое время не чувствуем нашего \"мотора\" жизни. Но сердце не прощает нам небрежного отношения и, повзрослев, человек начинает задумываться над причинами, приведшими к заболеваниям. Основные причины и заболевания сердца уже изучены.

Задание 6. Каждая комaнда получает карточку, на которой указана одна из причин заболеваний. Ваша задача рассказать какое воздействие оказывает эта причина на сердце, кровеносные сосуды или состав крови (сообщение по опережающему заданию – 2-3 мин).

В целях закрепления предлагаю продолжить фразу, напечатанную на карточках, лежащих на столе по группам.

3. Задание 7. Следующее задание связано с работой на компьютере. На мониторах выведены вопросы тестов по теме \"Кровообращение\". Компьютер выставит вам оценки, которые будут учитываться при подведении итогов урока.

1 вариант.

1.Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?

2. В каких кровеносных сосудах расположены клапаны?

3. В каких сосудах кровь течет под наименьшим давлением?

4. В какой отдел сердца кровь попадает с большого круга кровообращения?

5. У какого отдела сердца самые мощные стенки?

6. Как называются клапаны, отделяющие предсердие от желудочка?

7. Как называется сосуд, который подходит к сердцу?

2 вариант.

1. В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением

2. Какие клапаны во время сердечного цикла большее время закрыты?

3. Какие клапаны во время сердечного цикла открыты?

4. В какой отдел сердца кровь попадает из малого круга кровообращения?

5. Из какого отдела сердца кровь идет в малый круг кровообращения?

6. Какие клапаны находятся в сосудах?

7. Как называется сосуд, который отходит от сердца?

Вы сегодня много вспомнили, уже устали и поэтому последнее задание у нас будет немного шуточным.

Задание 7. Запишите свои варианты к загадкам в карточке группы.

Ответы:

  • 1 гр. – прививка, антитела, искусственный иммунитет.
  • 2 гр. – систола предсердий, систола желудочков, диастола, сердечный цикл.
  • 3 гр. - гемоглобин, газообмен, аорта, капилляры, клетки.
  • 4 гр. – тромбоциты, протромбин, фибрин, рана.

4. Выводы урока:

Каждому человеку нетрудно осязать и слышать биение сердца, приложив руку на гpyдь или на пульс. Гнев, радость, испуг вызывают резкий скачок в частоте сокращения сердца, мы это ощущаем, но вряд ли задумываемся, к каким последствиям это может привести. Сердце необходимо беречь, ведь именно оно своим тихим \"тук – тук\" скажет вам все о ваших чувствах, состоянии здоровья и поможет каждой клеточке справиться с проникшими в организм возбудителями заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья зависит от состояния сердечно-сосудистой системы, а главным гигиеническим условием ее охраны является отказ от курения и употрeбления спиртных напитков и подвижный образ жизни. Именно для того, чтобы знать, как дольше сохранить свое здоровье мы знакомимся со строение нашего организма. Я думаю, что знания, полученные на уроках о сердце и кровеносной системе и так хорошо закрепленные сегодня, надолго сохранятся в вашей памяти и помогут вам в жизни.

5. Подвожу итоги работы групп и благодарю всех.


Приложение 1

Индивидуальные карточки групп

Группа 1.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Клетки крови образуются в красном костном мозге.

Клетки крови образуются в лимфатических узлах.

Клетки крови образуются в легких.

Клетки крови образуются в селезенке.

б) Разрушение тромбоцитов начинается от соприкосновения с воздухом при ранении.

Растворимый фибриноген плазмы превращается в нерастворимый фибрин под действием тромбина.

Гепарин и фибринолизин – вещества помогающие образованию тромба.

Для остановки крови необходимо вводить вещества, содержащие ионы Са.

Задание 2. Продолжи фразу и обоснуй ответ.

- Если у тебя дурная привычка курить…

- Возрастная гипертония возникает в результате…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ГИПОТОНИЯ.

Задание 4. Запишите варианты ответов к загадке.

  • Не страдать болезнью, чтобы вводят слабые микробы.
  • Лимфоцит тут на ходу что-то выделил в среду.
  • Отчего микроб стал плох и, конечно, сразу сдох!
  • Жду я, письменно, ответа, что за вид иммунитета?

Задание 5. Какой принцип объединяет данные слова в логическую цепочку и, какой термин лишний.

а) Тромбопластин, фибрин, эритроцит, тромб, ферменты плазмы.

б) Агглютинация, донор, реципиент, переливание крови, ВИЧ.

Группа 2.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Эритроциты содержат гемоглобин.

Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.

Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска и округлое ядро.

б) При врожденном иммунитете в крови с рождения находятся антитела.

Во время прививки вводят готовые антитела.

Иммунитет, выработанный после болезни – приобретенный.

Для выработки искусственного иммунитета вводят сыворотку.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и обоснуй ответ.

- Если нетренированный человек пробежит марафон…

- Если развивается малокровие…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Задание 4. Запишите варианты ответов к загадкам.

  • Что за тяжкая работа! Сокращаюсь я без счета!
  • Утомления не знаю – что-то первым сокращаю.
  • Не сижу потом без дела, два еще сожму отдела.
  • И теперь, и в этом суть, можно мне передохнуть!

Задание 5. Какой принцип объединяет предложенные слова в логическую цепочку, и какой термин является лишним.

а) Левый желудочек, аорта, капилляры мозга и туловища, легочная вена.

б) Лимфоциты, фагоцитоз, тромбоциты, иммунитет, вакцина.

Группа 3.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Лейкоциты имеют амебоидную форму и способны передвигаться.

Процесс переваривания чужеродных частиц лейкоцитами называется фагоцитоз.

Фагоциты способны проникать сквозь стенки сосудов.

Гной – это скопление погибших тромбоцитов.

б) У людей различают 4 группы крови.

Агглютинация происходит при неправильном переливании крови.

Люди с 4 группой крови называются универсальными донорами.

Кровь 1 группы можно переливать всем людям.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и поясни ответ.

- Если происходит закупорка сосуда, снабжающего кровью сердце…

- Если сильно загрязнена рана…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ГИПЕРТОНИЯ

Задание 4. Запишите свои варианты ответов к загадке.

  • Нет белка в крови важней: состоит из двух частей.
  • В легких О2 забирает и название меняет.
  • Дальше, где-то протекая, кислород белок теряет.
  • С СО2 соединяясь, в крупный он сосуд впадает.

Задание 5. Какой принцип объединяет данные слова в логическую цепочку и, какое слово лишнее.

а). Артерии, вены, сосуды, предсердия, капилляры.

б) 0,5 м/ сек, 0,2- 0,06 м/сек, 0,5 10 м/сек, 120/70 мм рт. ст.

Группа 4.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Лейкоциты, выpaбатывающие антитела, называются лимфоцитами.

Действие антител универсально для всех возбудителей.

Антитела по химическому составу являются белками.

Антитела в крови сохраняются долгое время, так возникает невосприимчивость к некоторым заболеваниям.

б) Тромбоциты, клетки крови, участвуют в свертываемости крови.

Тромбоциты не имеют ядра.

В 1 мм содержится 4.4-5 млн. тромбоцитов.

Тромбоциты образуются в красном костном мозге и селезенке.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и поясни ответ.

а) Если нерационально, неправильно питаться и вести малоподвижный образ жизни…

б) Если никогда не делать прививки…

Задание 3.

Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Задание 4.

Запишите свои варианты ответов к загадке.

  • Чтобы крови была норма, клетки действуют проворно.
  • Воздух клетки разрушает и в тромбин их превращает.
  • Стенки ранки, словно ниткой, сшиты тонкой паутинкой.

Задание 5.

Определите, какой принцип объединяет данные слова в логические цепочки и, какой термин лишний.

а). Артериальное, венозное, внутреннее, лимфатическое.

б). Систола предсердий, систола желудочков, пульс, диастола, сердечный цикл.



Комментарии:

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

15 10 2025 12:29:38

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

14 10 2025 19:58:23

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

13 10 2025 12:59:18

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

12 10 2025 14:11:17

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

11 10 2025 0:41:32

Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога


    Информационно-коммуникационные технологии в пpaктике работы педагога

      В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

10 10 2025 11:40:19

Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"


    Урок-обощение по теме "Закономерности изменчивости"

      В конце изученной темы проводятся уроки-обобщения и систематизации знаний, уроки осмысления и самооценки изученного. Целью таких занятий является самовыявление детьми собственных пробелов в знаниях. Итогом работы является диагностика качества усвоения изученного материала, которая проводится на следующем уроке....

09 10 2025 3:45:47

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

08 10 2025 13:17:58

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

07 10 2025 12:20:41

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

06 10 2025 7:58:24

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

05 10 2025 0:17:15

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

04 10 2025 10:46:37

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения


    Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

      Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....

03 10 2025 21:37:57

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

02 10 2025 20:17:32

Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"


    Исследовательская работа: "Основные загрязнители биосферы"

      Данная работа предусматривает исследование видов загрязнения, основных загрязнителей биосферы. Цель работы: формирование экологического мышления и основ экологической культуры человека....

01 10 2025 12:14:11

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

30 09 2025 19:40:10

Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)


    Урок-игра "Визит к врачу" (Гигиена пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения)

      Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....

29 09 2025 22:46:12

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

28 09 2025 14:22:24

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

27 09 2025 2:47:18

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии


    Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

      В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

26 09 2025 15:49:32

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

25 09 2025 6:22:30

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

24 09 2025 10:29:51

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

23 09 2025 20:36:28

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

      Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....

22 09 2025 7:13:24

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

21 09 2025 20:55:39

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"


    Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

      Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

20 09 2025 16:17:29

Урок биологии "Состав крови"


    Урок биологии "Состав крови"

      Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...

19 09 2025 6:21:52

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая хаpaктеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

      Урок формирует образовательную базу, учит применять пpaктические навыки, изучает причинно-следственные связи и взаимозависимость отдельных природных компонентов, что служит теоретической основой для понимания обучающимися сути экологических проблем региона....

18 09 2025 11:51:32

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

17 09 2025 19:36:28

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

16 09 2025 2:15:38

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

15 09 2025 12:41:38

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."


    Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

      Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

14 09 2025 6:54:49

Организм как единое целое

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....

13 09 2025 3:46:58

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

12 09 2025 3:12:22

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

11 09 2025 19:49:42

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

10 09 2025 23:17:28

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

09 09 2025 2:12:24

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

08 09 2025 21:54:59

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

07 09 2025 9:13:36

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

06 09 2025 7:14:12

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

05 09 2025 2:59:34

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

04 09 2025 21:20:10

Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"


    Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"

      Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...

03 09 2025 4:49:25

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

02 09 2025 9:32:49

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

01 09 2025 18:40:45

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

31 08 2025 10:46:27

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

30 08 2025 13:44:47

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

29 08 2025 20:46:56

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

28 08 2025 17:33:35

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

27 08 2025 11:39:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::