Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

Цели урока:

  • повторение темы, ее основных понятий, процессов и основных правил гигиены сердечно-сосудистой системы в игровой, занимательной форме;
  • развитие творческого потенциала личности ребенка и коллективного мышления в малых группах.

Задачи урока:

  • Образовательные – повторение, закрепление и учет знаний по темам "Внутренняя среда организма" и "Кровеносная система"; овладение способами деятельности в новых условиях.
  • Воспитательные – формирование диалектико-материалистического мировоззрения; развитие навыков самоконтроля, собранности, сосредоточенности, коллективного мышления; воспитание санитарно-гигиенических навыков; воспитание привычки к здоровому образу жизни; воспитание потребности к физическому совершенствованию.
  • Развивающие – развитие устойчивого произвольного внимания; развитие мыслительных способностей учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации); развитие логического мышления.

Оборудование: таблицы "Строение сердца", "Круги кровообращения", "Работа сердца", "Влияние алкоголя, никотина на сердечно-сосудистую систему", компьютеры.

План урока:

1. Вводная часть:

а) Цели и задачи урока.

б) Вводное слово учителя.

2. Выполнение заданий в группах по индивидуальным карточкам.

3. Проверка знаний на компьютере.

4. Выводы урока.

5. Подведение итогов соревнований групп.

Ход урока

1. Вводная часть урока.

А.Сообщение учащимся целей и задач урока.

Б. Вводное слово учителя.

Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с "нечистой силой" говорил: "Кровь, надо знать, совсем особый сок". В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавалась могучая сила: кровью скреплялись клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов "плакать кровью", древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы древней Греции считали кровь и душу одним целым. Гиппократ назначал душевнобольным людям кровь здоровых людей и думал, что у них здоровая душа.

2. А. Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма, а ее подвижность важнейшее условие жизни. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови и сегодня уже известны ее важнейшие свойства и значение.

Задание 1. Запишите на листе основные функции, выполняемые кровью в организме.

(Ответы заслушиваются по порядку номеров групп. Во время ответов на доску вывешиваются отпечатанные функции крови. Правильный ответ - 1 очко).

Б. Кровь состоит из двух частей – плазмы и форменных элементов. Каждый форменный элемент крови обладает своими особенностями и участвует в процессах обеспечивающих ее функции.

Задание 2. Каждая группа получает индивидуальную групповую карточку с которой работает по ходу урока. В "Задании 1" на карточках приведены несколько утверждений, характеризующих один из форменных элементов крови. Одно высказывание заведомо неправильное. Найдите неправильное утверждение и поясните ответ. (Правильный ответ 1 очко).

В. Процессы нашего организма сложны и разнообразны, они сопровождаются физиологическими особенностями и симптомами их протекания. Иногда, эти процессы не желательны, поэтому надо знать какую помощь необходимо оказать.

Задание 3. Опишите симптомы процесса, указанные в карточках как "Задание 3" и поясните, какую первую помощь необходимо при этом оказать (правильный, полный ответ – 3 балла).

Задание 4. Кровь у нас движется по замкнутой системе с определенной скоростью, которую придает работа сердца. Чтобы проверить, как вы усвоили его строение, я буду показывать по таблице части строения сердца, а вы записываете их названия.

Предлагаемые термины по строению сердца: эпикард, правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полая вена, створчатые клапаны, левое предсердие, легочная артерия, правое предсердие, легочная вена, перикард, полулунные клапаны.

Задание 5. Следующее задание поможет проверить ваши знания, связанные с процессами крови и кровеносной системы.

В "Задании 5" на ваших карточках приведены логические цепочки.

Определите, к какому процессу относится эта логическая цепочка, и какой термин в ней лишний.

Наше сердце неутомимо работает благодаря способности совмещать фазы отдыха и работы. Чередуя их и затрачивая на отдых столько же времени, сколько и на работу мы долгое время не чувствуем нашего "мотора" жизни. Но сердце не прощает нам небрежного отношения и, повзрослев, человек начинает задумываться над причинами, приведшими к заболеваниям. Основные причины и заболевания сердца уже изучены.

Задание 6. Каждая команда получает карточку, на которой указана одна из причин заболеваний. Ваша задача рассказать какое воздействие оказывает эта причина на сердце, кровеносные сосуды или состав крови (сообщение по опережающему заданию – 2-3 мин).

В целях закрепления предлагаю продолжить фразу, напечатанную на карточках, лежащих на столе по группам.

3. Задание 7. Следующее задание связано с работой на компьютере. На мониторах выведены вопросы тестов по теме "Кровообращение". Компьютер выставит вам оценки, которые будут учитываться при подведении итогов урока.

1 вариант.

1.Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?

2. В каких кровеносных сосудах расположены клапаны?

3. В каких сосудах кровь течет под наименьшим давлением?

4. В какой отдел сердца кровь попадает с большого круга кровообращения?

5. У какого отдела сердца самые мощные стенки?

6. Как называются клапаны, отделяющие предсердие от желудочка?

7. Как называется сосуд, который подходит к сердцу?

2 вариант.

1. В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением

2. Какие клапаны во время сердечного цикла большее время закрыты?

3. Какие клапаны во время сердечного цикла открыты?

4. В какой отдел сердца кровь попадает из малого круга кровообращения?

5. Из какого отдела сердца кровь идет в малый круг кровообращения?

6. Какие клапаны находятся в сосудах?

7. Как называется сосуд, который отходит от сердца?

Вы сегодня много вспомнили, уже устали и поэтому последнее задание у нас будет немного шуточным.

Задание 7. Запишите свои варианты к загадкам в карточке группы.

Ответы:

  • 1 гр. – прививка, антитела, искусственный иммунитет.
  • 2 гр. – систола предсердий, систола желудочков, диастола, сердечный цикл.
  • 3 гр. - гемоглобин, газообмен, аорта, капилляры, клетки.
  • 4 гр. – тромбоциты, протромбин, фибрин, рана.

4. Выводы урока:

Каждому человеку нетрудно осязать и слышать биение сердца, приложив руку на грудь или на пульс. Гнев, радость, испуг вызывают резкий скачок в частоте сокращения сердца, мы это ощущаем, но вряд ли задумываемся, к каким последствиям это может привести. Сердце необходимо беречь, ведь именно оно своим тихим "тук – тук" скажет вам все о ваших чувствах, состоянии здоровья и поможет каждой клеточке справиться с проникшими в организм возбудителями заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья зависит от состояния сердечно-сосудистой системы, а главным гигиеническим условием ее охраны является отказ от курения и употребления спиртных напитков и подвижный образ жизни. Именно для того, чтобы знать, как дольше сохранить свое здоровье мы знакомимся со строение нашего организма. Я думаю, что знания, полученные на уроках о сердце и кровеносной системе и так хорошо закрепленные сегодня, надолго сохранятся в вашей памяти и помогут вам в жизни.

5. Подвожу итоги работы групп и благодарю всех.


Приложение 1

Индивидуальные карточки групп

Группа 1.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Клетки крови образуются в красном костном мозге.

Клетки крови образуются в лимфатических узлах.

Клетки крови образуются в легких.

Клетки крови образуются в селезенке.

б) Разрушение тромбоцитов начинается от соприкосновения с воздухом при ранении.

Растворимый фибриноген плазмы превращается в нерастворимый фибрин под действием тромбина.

Гепарин и фибринолизин – вещества помогающие образованию тромба.

Для остановки крови необходимо вводить вещества, содержащие ионы Са.

Задание 2. Продолжи фразу и обоснуй ответ.

- Если у тебя дурная привычка курить…

- Возрастная гипертония возникает в результате…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ГИПОТОНИЯ.

Задание 4. Запишите варианты ответов к загадке.

  • Не страдать болезнью, чтобы вводят слабые микробы.
  • Лимфоцит тут на ходу что-то выделил в среду.
  • Отчего микроб стал плох и, конечно, сразу сдох!
  • Жду я, письменно, ответа, что за вид иммунитета?

Задание 5. Какой принцип объединяет данные слова в логическую цепочку и, какой термин лишний.

а) Тромбопластин, фибрин, эритроцит, тромб, ферменты плазмы.

б) Агглютинация, донор, реципиент, переливание крови, ВИЧ.

Группа 2.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Эритроциты содержат гемоглобин.

Образование эритроцитов происходит в красном костном мозге.

Кровь, насыщенная кислородом, называется артериальной.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска и округлое ядро.

б) При врожденном иммунитете в крови с рождения находятся антитела.

Во время прививки вводят готовые антитела.

Иммунитет, выработанный после болезни – приобретенный.

Для выработки искусственного иммунитета вводят сыворотку.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и обоснуй ответ.

- Если нетренированный человек пробежит марафон…

- Если развивается малокровие…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Задание 4. Запишите варианты ответов к загадкам.

  • Что за тяжкая работа! Сокращаюсь я без счета!
  • Утомления не знаю – что-то первым сокращаю.
  • Не сижу потом без дела, два еще сожму отдела.
  • И теперь, и в этом суть, можно мне передохнуть!

Задание 5. Какой принцип объединяет предложенные слова в логическую цепочку, и какой термин является лишним.

а) Левый желудочек, аорта, капилляры мозга и туловища, легочная вена.

б) Лимфоциты, фагоцитоз, тромбоциты, иммунитет, вакцина.

Группа 3.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Лейкоциты имеют амебоидную форму и способны передвигаться.

Процесс переваривания чужеродных частиц лейкоцитами называется фагоцитоз.

Фагоциты способны проникать сквозь стенки сосудов.

Гной – это скопление погибших тромбоцитов.

б) У людей различают 4 группы крови.

Агглютинация происходит при неправильном переливании крови.

Люди с 4 группой крови называются универсальными донорами.

Кровь 1 группы можно переливать всем людям.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и поясни ответ.

- Если происходит закупорка сосуда, снабжающего кровью сердце…

- Если сильно загрязнена рана…

Задание 3. Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ГИПЕРТОНИЯ

Задание 4. Запишите свои варианты ответов к загадке.

  • Нет белка в крови важней: состоит из двух частей.
  • В легких О2 забирает и название меняет.
  • Дальше, где-то протекая, кислород белок теряет.
  • С СО2 соединяясь, в крупный он сосуд впадает.

Задание 5. Какой принцип объединяет данные слова в логическую цепочку и, какое слово лишнее.

а). Артерии, вены, сосуды, предсердия, капилляры.

б) 0,5 м/ сек, 0,2- 0,06 м/сек, 0,5 10 м/сек, 120/70 мм рт. ст.

Группа 4.

Задание 1. Из предложенных выражений выберите неправильное и дайте пояснение.

а) Лейкоциты, вырабатывающие антитела, называются лимфоцитами.

Действие антител универсально для всех возбудителей.

Антитела по химическому составу являются белками.

Антитела в крови сохраняются долгое время, так возникает невосприимчивость к некоторым заболеваниям.

б) Тромбоциты, клетки крови, участвуют в свертываемости крови.

Тромбоциты не имеют ядра.

В 1 мм содержится 4.4-5 млн. тромбоцитов.

Тромбоциты образуются в красном костном мозге и селезенке.

Задание 2. Продолжи начатую фразу и поясни ответ.

а) Если нерационально, неправильно питаться и вести малоподвижный образ жизни…

б) Если никогда не делать прививки…

Задание 3.

Опишите симптомы процесса и поясните, какую первую помощь необходимо оказать.

ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ.

Задание 4.

Запишите свои варианты ответов к загадке.

  • Чтобы крови была норма, клетки действуют проворно.
  • Воздух клетки разрушает и в тромбин их превращает.
  • Стенки ранки, словно ниткой, сшиты тонкой паутинкой.

Задание 5.

Определите, какой принцип объединяет данные слова в логические цепочки и, какой термин лишний.

а). Артериальное, венозное, внутреннее, лимфатическое.

б). Систола предсердий, систола желудочков, пульс, диастола, сердечный цикл.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

21 06 2021 5:33:58

Использование дополнительной литературы на уроках биологии

Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

20 06 2021 2:33:52

Здоровье человека. Биоритмы жизни

Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

19 06 2021 11:50:50

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Внеклассное мероприятие " Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта " Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разрабатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

18 06 2021 21:49:54

Деление клетки. Митоз

Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

17 06 2021 8:28:55

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, предохраняющих от иссушающего действия воздуха....

16 06 2021 13:16:58

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

15 06 2021 7:25:52

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. И К Т повышают познавательный интерес к предмету....

14 06 2021 22:27:46

Урок биологии по теме "Прокариотическая клетка. Бактерии"

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....

13 06 2021 9:29:50

Контрольно-обобщающий урок по биологии

Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме « Транспортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

12 06 2021 9:47:59

Урок биологии. Тема: "Характерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы " Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

11 06 2021 15:30:57

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»

На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

10 06 2021 0:46:49

Урок биологии по теме: "Митоз – основной способ деления клеток". 9-й класс

Представленная методическая разработка является вариантом практического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А. Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств И К Т, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков. ...

09 06 2021 4:25:36

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

08 06 2021 15:31:38

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

07 06 2021 10:44:10

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

06 06 2021 10:19:45

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

05 06 2021 14:32:46

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

04 06 2021 0:56:55

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

03 06 2021 10:45:23

Тема урока: "Особенности строения ДНК и РНК"

Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в Д Н К; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....

02 06 2021 23:27:30

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

01 06 2021 16:37:54

Птицы в фольклоре, мифах легендах

Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....

31 05 2021 23:47:52

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

30 05 2021 5:54:35

Особенности селекции растений

Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

29 05 2021 20:24:41

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

28 05 2021 2:13:46

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

27 05 2021 16:50:33

Лист - часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....

26 05 2021 12:32:48

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч. Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

25 05 2021 7:43:44

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, И К Т по программе Н. Н. Сонина....

24 05 2021 23:32:59

Мох. Общая характеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

23 05 2021 7:46:20

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

22 05 2021 7:42:58

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

21 05 2021 10:35:25

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: " Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

20 05 2021 20:52:47

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

19 05 2021 13:45:48

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

18 05 2021 20:11:20

Водоросли. Общая характеристика. 6-й класс

Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

17 05 2021 15:41:46

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

16 05 2021 16:34:31

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

Данный урок изучается в теме « Происхождение человека» в курсе « Биология» 11-го класса, носит межпредметный характер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики « Шляпы мышления»....

15 05 2021 19:57:25

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и хулиганов....

14 05 2021 13:57:26

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

13 05 2021 11:56:11

Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии

Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный характер....

12 05 2021 1:32:30

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание практического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса " Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

11 05 2021 2:58:57

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

10 05 2021 15:29:29

"Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....

09 05 2021 17:21:56

Элективный курс "Практическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

08 05 2021 4:51:27

Урок биологии в 6-м классе "Корень"

Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

07 05 2021 15:26:55

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

06 05 2021 5:37:52

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

05 05 2021 15:39:42

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

04 05 2021 12:42:21

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

03 05 2021 0:58:43

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)