Элективный курс по биологии

Из всех органов чувств, глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы. Поэты
воспевали его, ораторы восхваляли,
философы прославляли,
а физики пытались подражать ему
как недостижимому образу
оптических приборов.
Герман Гельмгольц
Наши глаза являются важнейшим орудием познания внешнего мира, так как основная часть информации об окружающем поступает именно через орган зрения. По данным Министерства здравоохранения и специального обеспечения РФ, за последние 10 лет число детей с патологией зрения в России возросло в 1,5 раза. Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. За время обучения в школе число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз.
Максим Горький писал: «Ничего не может быть страшнее, как потеря зрения. Это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
Сохранение величайшей ценности – зрения неизмеримо важно со всех сторон человеческой деятельности, будь то учеба, досуг или повседневная жизнь. Основной задачей гигиены зрения детей является обеспечение наилучших условий для работы глаз. Это должно способствовать нормальному развитию детей, повышению зрительной работоспособности, предотвращению развития близорукости и других дефектов зрения.
Программа «Драгоценный дар» содержит необходимый минимум современных, медицинских, социологических и научных знаний о многообразии органов зрения в природе, строении и функции человеческого глаза, о правилах гигиены зрения.
Курс рассчитан на 15 часов, продолжительностью в 45минут. Занятия включают в себя изучение теоретического (лекции, беседы, диспуты) и пpaктического материала (тестовые задания, упражнения). Оканчивается курс защитой проектов по темам, которые будут предложены учащимся на первом занятии курса.
Цель курса
- Создание условий для формирования понимания ценности здоровья и бережливого отношения к нему, а также развития интеллектуальных и пpaктических умений, творческих способностей, умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Задачи курса
1. Расширить и углубить знания о строении, функциях и значении органа зрения в жизни человека и в природе.
2. Сформировать знания, умения и навыки по охране зрения.
3. Ознакомить и разучить с учащимися комплекс упражнений гимнастики для глаз.
4. Привить учащимся навыки исследовательской работы.
5. Познакомить учащихся с элементами проектной методики.
6. Оформить наблюдения с использованием информационных технологий.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- важнейшие валеологические понятия;
- правила гигиены органов зрения;
- особенности строения органов зрения человека и животных;
- причины заболеваний органов зрения;
- профилактические меры на пути преодоления глазных заболеваний;
- значение органов зрения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
- соблюдать правила гигиены органов зрения;
- выполнять упражнения по профилактике заболеваний органов зрения;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- делать обобщения;
- доказательно излагать материал;
- пользоваться справочной литературой.
Формы и методы обучения
Данный элективный курс - это целевой функциональный узел знаний, в котором теоретический и пpaктический материал различных тем по валеологии объединен в единую целостную систему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.
Данный курс можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности.
Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности и т.д. Объем учебного материала подобран оптимально, учащиеся не должны быть перегружены.
На первом занятии предусмотрен входное тестирование, диагностирующий анализ и предварительная оценка здоровья учащихся. Одной из форм обучения является лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции - вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению новых научных истин, которые следует понять и запомнить. Данный элективный курс предусматривает также лекционно-семинарскую и пpaктическую формы работы по темам, перечисленным в программе. Не менее важной является и проверка усвоения теоретических знаний. Переход к следующему, более сложному, этапу усвоения знаний ученик определяет с помощью учителя уже после усвоения 70%(по объему) знаний, понятий, умений, так как этот этап полностью посвящен самостоятельной учебной деятельностью.
Каждое занятие включает контроль усвоения и выполнения заданий. В данной программе используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Самоконтроль осуществляется учеником; он сравнивает полученные результаты с эталоном (карточкой – ответом) и сам оценивает уровень своих знаний. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил и исправил свои ошибки, после этого он может проверить задание партнера. Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными. После каждого занятия учащимся предлагаются домашние задания, которые включают работу с дополнительной литературой. В проведении занятий предусматривается использовать как учебные пособия для школы, так и дополнительные источники. Все учащиеся обеспечиваются справочными данными, дополнительным теоретическим материалом.
На занятиях элективного курса используются элементы проектной деятельности (оформление буклетов, альбомов, презентаций). Итоговое занятие предусматривает защиту проектов, темы которых предлагаются учащимся на первых занятиях курса.
Учебно – тематический план (Приложение 1)
Перечень тем проектов. (Приложение 8)
Темы пpaктических занятий
Тема № 1
1. Знакомство с целями и задачами курса.
2. Что изучает наука валеология?
1. Лекция с элементами беседы.
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем. Существует даже наука – валеология – наука о том, как сберечь здоровье.
При этом психологи подразумевают все его виды: физическое, интеллектуальное, личностное, социальное, эмоциональное, духовное.
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, с природой и с самим собой.
Оригинальное определение здоровья, дал ученый Е. Голдсмит: «Здоровье – такое состояние организма, которое дает возможность сохранять здоровье».
- Работа с валеологическим словарем.
- Валеологическая экспресс – диагностика.
- Обработка результатов тестирования.
- Составление рекомендаций по итогам теста.
Тема № 2
Строение глаза. Кто лучше видит: мужчина или женщина?
- Пpaктикум. Изучение строения глаза человека (работа с моделью глаза).
- Валеологический диктант.
- В глазе женщины больше белка, чем у мужчины, поскольку близкое, лицом к лицу, общение есть неотъемлемая часть связей между женщинами, а большая площадь белка глаза расширяет возможности, как при отправлении, так и при восприятии сигнала.
- Составление сравнительной таблицы.
Тема № 3
Чудеса природы.
1. Лекция с элементами беседы. (Приложение 2) (Приложение 11)
2. Составление сравнительной таблицы. Сравнение строения органа зрения у представителей различных классов животного мира.
3. Творческое задание. Сочинение. Какие бы вы хотели иметь глаза?
Тема № 4
Как различные цвета влияют на настроение человека?
1. Лекция с элементами беседы.
- Как различные цвета влияют на настроение человека?
- Разнообразие цветовой гаммы глаз человека и его зависимость от возраста, пигмента, наследства.
- Воздействие цвета на настроение человека. Активные и пассивные цвета.
- Почему автомобили, окрашенные в желтые цвета, реже оказываются участниками ДТП?
2. Работа с материалами СанПиН (рекомендуемый цвет мебели и стен в общеобразовательных учреждениях).
3. Элементы проектной деятельности. Дизайн классной комнаты. Цвет и настроение.
Тема № 5
История очков.
1. Лекция с элементами беседы.
- Очки словно удлиняют жизнь глаз.
- Археологические раскопки Помпеи и Тира.
- Цицерон: «При ослаблении зрения в старости ничего не остается, как только слушать чтение рабов».
- Наблюдения философа Сенеки.
2. Сообщения.
- Изумруд Нерона.
- Линзы из драгоценных камней.
- Черный, как стекло.
- 13 век - первые очки.
- Вид очков в России конца 15.
Тема № 6
По другую сторону стекла.
1. Экскурсия в аптечный пункт. Беседа с работниками аптеки.
2. Элементы проектной работы.
- Очки и овал лица.
- Имидж современного человека.
- Творческая работа. Разработка памяток по уходу за очками.
Тема № 7
Я и мое зрение.
1. Экскурсия в кабинет офтальмолога. Беседа со специалистами. Ознакомление с профессиональной деятельностью врача – офтальмолога, современной диагностической аппаратурой.
2. Элементы проектной деятельности. Факторы, влияющие на зрение.
Тема № 8
Близко – далеко. Цветовая слепота.
1. Лекция с элементами беседы.
У некоторых людей форма глазного яблока может быть вытянутой или сплюснутой. В связи, с чем развивается близорукость или дальнозоркость.
Существует заболевание глаз, при котором люди не различают цвета – дальтонизм. Распознали эту болезнь в 1875 году. Это наследственное заболевание.
- Сообщения. Наследственные заболевания глаз.
Тема №9
Хорошее настроение для глаз.
1. Тренинг. Ознакомление и выполнение комплекса упражнений гимнастики для глаз. (Приложение 3)
2. Творческая работа. Зарисовка схем упражнений гимнастики для глаз.
Тема № 10
Гигиена зрения. (Приложение 4)
Тема № 11
Глаза – зеркало души. (Приложение 5)
Тема № 12
Питание для глаз.
1.Работа в группах. Составление таблицы.
Краткая хаpaктеристика основных витаминов, необходимых для функционирования органа зрения
Тема № 13
Компьютер без опасности.
1. Лекция с элементами беседы. (Приложение 6)
2. Работа с материалами СанПиН (содержание кабинета информатики).
3. Экскурсия в кабинет информатики. Беседа с учителем информатики.
Тема № 14
Зрительный синдром. (Приложение 7)
Тема № 15
Давай посмотрим на мир.
Защита проектов (Приложение 8
Список рекомендуемой литературы (Приложение 9)
Приложение 10
Комментарии:
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
07 12 2025 18:35:48
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
06 12 2025 11:48:44
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
...
05 12 2025 22:22:14
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
04 12 2025 21:48:16
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
03 12 2025 20:44:17
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
02 12 2025 14:22:24
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
01 12 2025 8:27:18
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
30 11 2025 4:35:18
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
29 11 2025 13:42:50
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
28 11 2025 0:37:38
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
27 11 2025 23:46:52
Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....
26 11 2025 8:17:34
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
25 11 2025 19:58:52
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
24 11 2025 0:46:57
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
23 11 2025 15:25:43
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
22 11 2025 13:58:12
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
21 11 2025 4:51:10
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
20 11 2025 7:18:37
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
19 11 2025 4:18:47
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
18 11 2025 4:35:21
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
17 11 2025 10:14:33
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
16 11 2025 14:50:52
Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...
15 11 2025 23:21:50
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
14 11 2025 9:22:22
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
13 11 2025 10:19:24
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
12 11 2025 8:20:46
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
11 11 2025 18:50:49
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
10 11 2025 13:42:10
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
09 11 2025 22:56:51
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
08 11 2025 2:56:29
Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств.
...
07 11 2025 21:49:56
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
06 11 2025 15:26:58
Представлен конспект урока "Особенности пластического и энергетического обменов в растительной клетке". Данный урок может быть использован в качестве дидактического материала для проведения уроков курса "Общая биология" в 9–11-х классах....
05 11 2025 18:37:49
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
04 11 2025 6:35:16
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
03 11 2025 3:12:33
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
02 11 2025 4:51:15
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
01 11 2025 5:40:45
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
31 10 2025 18:57:30
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....
30 10 2025 16:28:43
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
29 10 2025 23:25:36
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
28 10 2025 2:18:43
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
27 10 2025 2:32:38
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
26 10 2025 1:22:28
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
25 10 2025 15:36:49
Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....
24 10 2025 22:22:33
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
23 10 2025 2:33:42
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
22 10 2025 1:59:53
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
21 10 2025 1:11:57
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
20 10 2025 10:56:41
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
19 10 2025 8:39:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"