Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"
Цель урока: сформировать знания учащихся о зависимости свойств веществ от их строения.
Задачи урока:
- формирование первичных знаний о частицах вещества - молекулах, о расположении молекул в твёрдых, жидких и газообразных веществах;
- развивать речь учащихся, умение обобщать и делать выводы, аргументировано защищать свою точку зрения;
- формировать научно-материалистическое мировоззрение.
Оборудование:
- тела и вещества: вода, шарики, пластилин.
- инструкционные карты для выполнения лабораторной работы;
- жетоны и конверты.
Ход урока
Этапы урока.
1. Работа с классом
- Побеседуем (определение темы урока, постановка цели, что знаем, что необходимо узнать).
- Поработаем (показ презентации, актуализация знаний)
- Продемонстрируем (выполнение лабораторной работы)
- Объясним (составление опopного конспекта)
- Поиграем (рефлексия, игровой момент)
- Проверим (тестированный опрос)
2. Домашнее задание
3. Подсчёт жетонов выставление оценок, подведение итога урока.
Перед началом урока дежурные раздают на парты всё необходимое оборудование для урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тела.
Цель нашего урока – выяснить, какое строение имеют тела, что такое вещество, как строение веществ влияет на их свойства.
Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте определить, что мы сегодня будем изучать.
Учитель: Сейчас мы посмотрим несколько слайдов и попробуем вспомнить, что мы с вами уже знаем о телах, а что нам необходимо ещё узнать? Во время просмотра слайда ребята комментируют увиденное (Приложение 1)
(показ слайдов презентация Power Point)
Слайд-1. Что такое природа?
Слайд-2. Что мы знаем? Что нам необходимо узнать?
Слайд-3. Природа состоит из множества тел, предметов.
Слайд-4. Разные тела могут состоять из одинаковых веществ.
Слайд-5. Вещества могут находиться в трёх разных состояниях.
Слайд-6. Отчего зависят свойства тел?
Слайд-7. Вещества состоят из молекул?
Слайд-8. Выполнение теста. Подведение результатов работы)
Слайд-9. Какими свойствами хаpaктеризуются вещества?
Учитель: Итак, мы вспомнили, что такое тела и вещества, а теперь нам необходимо вспомнить, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкие и газы. Для этого нам предстоит выполнить задания лаб. работы. Посмотрите, на столе у вас есть карточки-инструкции, и необходимые тела и вещества.
Лабораторная работа № 3
Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных веществ.
Цель: определить, какими свойствами обладают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
- Сожмите кусочек пластилина в руке и отпустите. Изменилась ли его форма? Сделайте вывод, какое свойство вы наблюдали?
- Сожмите ластик в руке и отпустите. Изменилась ли его форма? Объём? Сделайте вывод, какое свойство твёрдых тел вы наблюдаете?
- Изменилась ли его форма и объём у твёрдых тел? Сделайте вывод, какое свойство твёрдых тел вы наблюдаете?
- Возьмите стакан с водой и перелейте воду в колбу. Что изменилось? Изменился ли объём воды? Сделайте вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдаете? Какое свойство жидкостей позволило им перелиться?
Надуйте воздушный шарик (не очень сильно) и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объёма. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделайте вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали? Почему изменяется объём воздуха?
Сделайте вывод, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости и газы?
Вывод: Тела состоят из веществ и свойства тел зависят от свойств веществ.
Учитель: Давайте составим схему и повторим, какие свойства мы можем наблюдать у веществ. (Рисунок 1)
(на доске учителем составляется опopный конспект), который учащиеся перерисовывают в тетрадь. По ходу составления о.к. учителем ведётся беседа по вопросам о свойствах веществ.
Учитель: Веществ огромное количество. Но каждое вещество хаpaктеризуется своими свойствами. Свойства веществ это те признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Беседа по вопросам:
- как называется свойство тел изменять форму, размер под воздействием других тел и восстанавливать их после прекращения воздействия?
- сохранять новую форму после воздействия?
- какими свойства обладают газы?
Твёрдые – сохраняют форму и объём.
Жидкие – сохраняют объём, но не сохраняют форму, обладают текучестью.
Газы – не сохраняют формы и занимают весь объём, который им предоставлен.
Дом. задание: повторить п.7
Игровой момент - молекулярное строение веществ.
Учитель: К доске вызываются несколько учащихся, которые пытаются изобразить строение веществ.
В твёрдых веществах молекулы расположены близко друг к другу. В жидких расстояния между молекулами больше, а в газообразных молекулы вообще не связаны.
Доказать что между молекулами есть промежутки, очень просто.
Сожмите шарик. Сжав, его вы изменили объём, уменьшив расстояния между молекулами.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру “светофор”, если вы согласны со мной, поднимайте зелёный жетон, а если нет то тогда красный.
- Пластилин – упругое тело.
- Газы занимают весь предоставленный им объём.
- Текучесть- это свойство жидкостей.
- Твёрдые вещества не сохраняют форму и объём.
- Свойства тел не зависят от их строения.
- Жидкости сохраняют объём, но не сохраняют форму.
- Вещества состоят из молекул.
Подсчёт жетонов и выставление оценок.
- “5” если ученик набрал 10 жетонов.
- “4” - 7 жетонов
В конце урока подводится итог. Ребята вспоминают, какая цель была у урока, и делают вывод.
Вывод: Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов зависит от их строения.
Д.з. изучить п.7. ответить на вопросы к параграфу.
Комментарии:
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...
27 11 2024 20:32:53
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
26 11 2024 18:33:35
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
25 11 2024 2:16:12
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
24 11 2024 5:10:28
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
23 11 2024 15:21:41
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
22 11 2024 4:27:44
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
21 11 2024 8:47:39
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
20 11 2024 1:26:11
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
19 11 2024 8:32:53
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...
18 11 2024 1:20:48
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
17 11 2024 21:51:42
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
16 11 2024 6:56:42
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
15 11 2024 1:34:58
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
14 11 2024 18:50:45
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
13 11 2024 8:34:38
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
12 11 2024 15:25:20
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
11 11 2024 14:45:43
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
10 11 2024 5:39:15
Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...
09 11 2024 5:52:24
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
08 11 2024 9:18:26
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
07 11 2024 21:22:21
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
06 11 2024 11:38:49
Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....
05 11 2024 11:36:14
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Кровь и кровообращение»...
04 11 2024 5:30:39
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
03 11 2024 23:28:36
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
02 11 2024 19:49:30
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 11 2024 8:27:16
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
31 10 2024 19:52:15
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
30 10 2024 21:18:21
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
29 10 2024 20:45:47
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
28 10 2024 23:58:32
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
27 10 2024 20:25:46
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...
26 10 2024 8:46:16
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
25 10 2024 17:48:25
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
24 10 2024 12:27:10
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...
23 10 2024 18:28:34
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
22 10 2024 4:31:25
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
21 10 2024 11:32:41
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
20 10 2024 16:20:21
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...
19 10 2024 1:56:20
В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...
18 10 2024 17:13:56
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
17 10 2024 1:26:31
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
16 10 2024 21:18:49
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
15 10 2024 19:51:50
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
14 10 2024 21:24:59
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
13 10 2024 7:49:29
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
12 10 2024 9:56:55
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
11 10 2024 23:30:54
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
10 10 2024 0:36:30
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
09 10 2024 8:35:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::