Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Общие цели и задачи.
- Привлечь внимание участников и руководителей к экологическим, нравственно-эстетическим и другим проблемам существующих в селе.
- Раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе и влияющего на здоровье.
- Овладеть методами слежения и оценки состояния сельской среды.
- Способствовать самоактуализации природных задатков участников НОУ, содействовать творческому развитию их личности, аргументирования своей точки зрения.
Задачи темы:
- Изучение состояния элементов озеленения сельской среды: парка, пришкольного участка.
- Оценка состояния деревьев, кустарников.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический.
Рекомендуемые места проведения работы: парк, пришкольный участок.
Материалы и оборудование: рулетка, линейка, лупа, калькулятор, бланк для описания физико-географической хаpaктеристики парка, таблица для внесения морфологических данных.
Ход урока
Тема нашего урока выбрана не случайно, ведь в этом году Чёрному Яру исполняется сколько лет? (380 лет.)
Правильно, 380 лет. Это вполне солидный возраст. История Чёрного Яра уходит в древние времена, даже в каменный век. О том свидетельствуют немые курганы, многие из которых раскопаны и изучены археологами. На уроках истории и географии вы знакомились с историей Чёрного Яра.
- А каков Чёрный Яр сегодня?
- Каким мы его хотим видеть?
- Что нужно для этого сделать?
Вот это те вопросы, на которые нам предстоит сегодня ответить.
В нашей работе могут участвовать все присутствующие: 9 класс, 10 класс и уважаемые гости, если у Вас будут интересные предложения, мы их с удовольствием выслушаем.
Все мы являемся жителями Чёрного Яра, который является для нас естественной средой обитания. Скажите, пожалуйста, в какой природной зоне расположен Чёрный Яр? (Чёрный Яр расположен в зоне полупустынь (Сев. часть Астpaxaнской области).)
А почему же тогда мы имеем возможность выращивать с.х. культуры, которая пользуется спросом во всей стране, у многих во дворах растут прекрасные фруктовые сады…?
(Учащиеся рассказывают о наличии и значении Волго-Ахтубинской поймы и искусственной системе орошения.)
Но мы сегодня поговорим о зелёных насаждениях села. Скажите, а какая самая крупная зелёная зона в Чёрном Яру? (Парк!)
Правильно - это парк. Посмотрите пожалуйста как он выглядит из космоса. (см. Приложение 1)
(Учащийся, выполнивший съёмку парка из космоса через Интернет, даёт полную хаpaктеристику (место расположения парка, границы и т.д.)
Ну а теперь давайте спустимся на землю и познакомимся с результатами исследования наших экспертов (уч-ся из НОУ).
(см. Приложение 2, Приложение 3)
Рассказ учащихся:
«Именно такие зелёные насаждения как наш парк смягчают климат, влияют на
чистоту и качество атмосферного воздуха. В парке, по нашим подсчётам,
произрастают 150 деревьев. Среди них клён, вяз, тополь, берёза, абрикос.
Среди зелени легче дышится, здесь не досаждают зной и пыль, что хаpaктерно для
нашей местности. Не утомляет резкий шум, а ведь в центре парка находится
танцплошадка. В летний жаркий день температура в парке на 10-15 градусов меньше
чем на открытом прострaнcтве. Зелёные насаждения на площади 1 га примерно в10
раз больше увлажняют и освежают воздух, чем водный бассейн той же площади. У нас
имеется карточка земельного участка нашего парка, которую нам любезно
предоставили в райкомземе. Площадь нашего парка составляет 38981м.кв.»
Члeны НОУ проделали огромную работу по изучению этого растительного компонента, находящегося в черте нашего села. Давайте подсчитаем, во сколько раз увлажняют и освежают воздух деревья нашего парка.
(Ученик решает задачу у доски.)
Ну, а теперь давайте рассмотрим физико-географическую хаpaктеристику территории парка. На последнем занятии мы с вами отправлялись в парк и у вас есть все данные в рабочем варианте. Занесите эти данные в бланк для описания. (см. Приложение 4)
А сейчас я хочу обратиться к девятиклассникам. Пока десятиклассники заполняют бланки, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: «Какое значение имеет парк в вашей жизни?»
(Учащиеся и приглашенные гости оживлённо отвечают на данный вопрос.)
Девятиклассники получили опережающее задание разработать проекты по темам:
- Модернизация парка с.Чёрный Яр.
- Каким Вы видите наше село в будущем?
(Идёт защита первого проекта.)
Десятые классы закончили работу. Пожалуйста, охаpaктеризуйте её.
(Ученица знакомит всех с результатами описания.)
Следующий этап нашей работы: оценить состояние зелёных насаждений, заполнив шкалу визуальной оценки деревьев по внешним признакам, используя формулу и данные таблицы, которые лежат у вас на столах. (см. Приложение 5) А мы пока прослушаем проект 2.
(Идёт защита второго проекта.)
Члeны НОУ закончили работу, охаpaктеризуйте её.
А теперь давайте подумаем, какое значение оказывает человек на окружающую среду:
- Парка.
- Состояние села в целом.
(Ученики отвечают.)
А сейчас я попрошу вас выполнить упражнение. Раздаю список проблем. Ваше решение.
(Ученики отвечают устно.)
Ребята, а вот уже одно решение мы частично выполнили – это экологическое просвещение и воспитание.
Цель о которой я умышленно умолчала, но к которой мы пришли – «Воспитание природой».
Обращаюсь к высказыванию на доске:
«Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается у нас с детства».
И. Соколов-Митков.
А ещё мы только что провели экологический тренинг, на котором имели место развитие экологических установок личности, которая прослеживается в преодолении антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам, таким как наш Черноярский парк. Сегодня мы увидели взаимодействие Ваше с окружающей социосредой.
(Ученики делают вывод о проделанной работе.)
Спасибо. На сегодняшнем уроке помимо интересных работ , высказываний и логических умозаключений я увидела развитие эмоционально-чувствительной сферы личности.
Домашнее задание: «Составить паспорт своего дерева».
Объявление оценок.
Комментарии:
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
05 12 2025 0:58:37
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
04 12 2025 8:37:12
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
03 12 2025 18:42:23
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
02 12 2025 15:32:54
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
01 12 2025 16:55:14
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
30 11 2025 13:39:10
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
29 11 2025 0:10:39
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
28 11 2025 18:42:25
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
27 11 2025 2:16:27
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
26 11 2025 0:12:14
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
25 11 2025 14:14:10
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
24 11 2025 19:29:20
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
23 11 2025 17:53:47
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
22 11 2025 20:30:36
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
21 11 2025 5:12:27
Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....
20 11 2025 21:28:16
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
19 11 2025 15:45:40
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
18 11 2025 2:54:12
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
17 11 2025 10:23:25
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
16 11 2025 8:29:41
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
15 11 2025 15:59:51
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
14 11 2025 15:51:59
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
13 11 2025 19:15:49
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
12 11 2025 23:20:38
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....
11 11 2025 20:15:18
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
10 11 2025 1:49:16
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
09 11 2025 22:53:41
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
08 11 2025 20:15:29
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
07 11 2025 22:12:24
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
06 11 2025 9:53:25
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
05 11 2025 23:24:32
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
04 11 2025 10:34:36
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
03 11 2025 19:20:25
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
02 11 2025 7:41:28
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
01 11 2025 10:41:25
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
31 10 2025 20:55:36
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
30 10 2025 1:33:45
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
29 10 2025 21:47:14
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
28 10 2025 17:51:22
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
27 10 2025 14:31:34
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
26 10 2025 16:28:21
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
25 10 2025 23:59:15
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
24 10 2025 3:27:22
Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....
23 10 2025 13:31:43
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
22 10 2025 7:34:11
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
...
21 10 2025 8:53:53
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
20 10 2025 19:30:16
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
19 10 2025 18:33:33
На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....
18 10 2025 0:27:49
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
17 10 2025 6:30:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




