Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"
Цели и задачи:
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
- показать необходимость охраны природы;
- познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника;
- прививать любовь к родному краю;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.
Задачи:
- развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- образовательные: закрепить и пополнить знания;
- воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой работы.
Тип урока:
- лекция,
- дискуссия.
Оборудование:
- презентация,
- фотографии детей с природой края и нашего района.
План урок
- Вступительное слово учителя.
- Сообщения учащихся.
- Дискуссия о необходимости охраны природы.
- Викторина.
Ход урока
Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак.
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.
Организационный момент:
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщим знания о природе родного края и поговорим об истории создания Кавказского биосферного заповедника, о редких, исчезающих видах растений и животных, охраняемых на его территории. Проведём дискуссию о необходимости охраны природы.
Темы сообщений учащихся:
- “Из глубины веков”.
- “ Кубанская Охота”.
- “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
И так ребята, давайте послушаем первое сообщение:
Сообщение “ Из глубины веков”
Кавказ — богатейший в природном отношении
регион с древней историей. О ней на территории
Кавказского государственного природного
биосферного заповедника свидетельствуют более
100 культурно-исторических памятников различных
эпох. Это погрeбaльные сооружения эпохи ранней
бронзы — дольмены, с которыми мы подробно
знакомились в 5 классе и раннесредневековые
пастушеские постройки, оборонительно-жилые
комплексы, мегалиты с петроглифами — памятники
древней письменности, с символикой которых мы
уже знакомы.
Возникали и исчезали государства, а богатейшая
природа Кавказа оставалась восхищать и манить
человека. Воду из рек, текущих по территории
Кавказского заповедника, пили византийцы и
римляне, а в средневековье из генуэзских
городов-факторий с побережья Черного моря, по
этой местности, на Северный Кавказ проходили
купеческие караваны.
Нынешняя территория заповедника издавна была
заселена горскими племенами, известными под
общим названием “черкесы”, с их своеобразной
культурой, тесно связанной с жизнью природы —
лесов и гор. Путешественники отмечали наличие
хорошо разработанных участков пашни возле
горских аулов, но лес тоже был кормильцем, а также
защитником и лекарем: ведь малярии,
распространенной на морском побережье в горных
аулах не было. И среди местного населения в числе
религиозных верований — сначала христианства, а
затем мусульманства, неизменным оставалось
языческое поклонение священным рощам и деревьям.
Символическое “Дерево-господин”, украшенное
яркими ленточками, давало надежду на
благополучие в жизни.
Из сообщения вы с вами видим, что люди с древних времен покланялись природе Кавказа, берегли и охраняли ее.
Давайте послушаем дальше.
Сообщение “Кубанская Охота”.
После Кавказской войны (1817-1864 г.г.) царское
правительство России предложило горцам принять
русское подданство и переселиться на Кубанскую
низменность. Под влиянием турецкой пропаганды
они решили переселиться в единоверную Турцию.
Есть сведения, что это решение старейшины
принимали в священной самшитовой роще.
Свидетель переселения горцев краевед П.
Короленко писал: “В дремучих лесах, покрывающих
сплошной массой горы, тихо, как в пустыне. На
небольших полянах — обгорелые остатки аулов и
лишь жалобный вой голодных собак, да рокот
бушующих рек и моря нарушали глубокое безмолвие,
царившее повсюду. Печальными кажутся одичавшие
сады. Медведи и кабаны приходят по ночам собирать
падающие с деревьев плоды”.
Когда в 1866 г. был образован Черноморский округ,
большая часть переселенцев — русских, украинцев,
молдаван устремились в прибрежные районы, а в
предгорьях оставалось много свободных участков,
покрытых лесом и богатых дичью.
В 1888 году двое князей Романовых арендовали около
480 десятин земли в горах Западного Кавказа
(бассейн реки Лабы и часть бассейна реки Белой).
Так возникла “Кубанская Охота”, в 1892 г.
перешедшая к великому князю Сергею Михайловичу
Романову, — писал автор первого путеводителя
“По Кавказскому заповеднику”, заведующий
Зоологической станцией заповедника А. Насимович.
В станице Псебай было организовано управление, а
на периферии Охоты в ряде точек (Бескес,
Черноречье, Киша, Хамышки) размещалась охрана —
егеря. Кроме того, для временных остановок в
горах были построены деревянные балаганы (Малый
и Большой Бамбак, Мастакан, Аспидный, Зубровый).
Почти весь год территория “Кубанской Охоты”
была предоставлена на усмотрение егерей и
управляющего, охотничьи выезды князей
происходили в августе и сентябре, и то не каждый
год. Такие виды как медведь, кабан и ряд ценных
пушных, вроде кyницы и выдры, признававшиеся
“вредными хищниками”, истрeблялись в течение
круглого года, а на красную дичь (олени, серны и
др.) охотился только хозяин и его гости, но и их
отстрел достигал значительных размеров.
Несколько лучше обстояло дело с зубрами, отстрел
которых был невелик, и турами, придерживающимися
труднодоступных районов.
М. Андриевский (1909 г.) свидетельствует, что в 1888
году в великокняжеской охоте участвовало 125
казаков, 25 гостей, было использовано 160 лошадей! А
для обеспечения 99 участников охоты в Капустиной
балке.
Поскольку в “Кубанской Охоте” для борьбы с
бpaконьерством была проведена большая работа по
прокладке троп, строительству мостов, и круглый
год территория охранялась, можно считать, что с
момента ее организации началась история
сохранения уникального природного комплекса.
Долгое время наблюдатели созданного позже
Кавказского заповедника пользовались тропами и
старыми сооружениями, производя их ремонт. С того
времени в Кавказском заповеднике сохранились
некоторые названия: “Княжеская тропа”,
“Княжеский мост”, “Егерская поляна”, “Сергеев
Гай” и др.
Договор аренды был действителен до 1907 г., и
Казачья Рада приняла постановление о передаче
земель великокняжеской охоты станичникам.
Из сообщения мы с вами узнали, что началось уничтожение животных в лесах Кавказа, но вместе с тем проводились мероприятия по борьбе с бpaконьерством и охраной животных.
Какие мероприятия проводились правительством России в царское время и после революции по охране территории нынешнего заповедника мы с вами узнаем из следующего сообщения.
Сообщение “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
- 1906 г. - Рада Кубанского казачьего войска разделила земли бывшей “Великокняжеской охоты” между станицами и продлила срок их аренды до 1 сентября 1909 г.
- Апрель 1909 г. - На заседании Императорской Академии Наук директор Зоологического музея Академии Наук академик Н.В. Насонов докладывает о чрезвычайной необходимости принять экстренные меры для сохранения зубра на Кавказе в интересах науки.
- 1910 г. - Создается специальная комиссия для уточнения ряда вопросов на месте (от Академии Наук в ней был ученый А.А. Бялыницкий-Бируля).
- 9 марта 1911 г. - Проект Положения о Кавказском зубровом заповеднике утверждается на заседании Академии Наук (докладчик В.Н. Насонов).
- 1916 г. - Проект извлекается из архива для нового рассмотрения.
- Март 1920 г. - Х.Г. Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, выезжает в Армавир к уполномоченному Реввоенсовета Кавказского фронта Штейнгаузу, который обещает поддержку в организации заповедника.
- Май 1920 г. - Х.Г. Шапошникову выдается мaндат Реввоенсовета Кавказского фронта как уполномоченному по организации заповедника.
- Декабрь 1920 г. - Принимается Постановление Кубано-Черноморского ревкома “О создании Кубанского высокогорного заповедника” в границах, намеченных до Октябрьской революции Императорской Академией Наук. (Опубликовано 3 декабря 1920 г.). Х.Г. Шапошников назначается директором Кавказского заповедника. В связи с отсутствием средств на содержание заповедника он работает на этой должности на общественных началах.
- 21 апреля 1921 г. - Начальник Главнауки Тер- Оганесов направляет наркому просвещения А.В. Луначарскому докладную о необходимости в срочном порядке объявить нагорную полосу Кубанской области государственным зубровым заповедником.
- 12 мая 1924 г. - Утвержден Декрет СНК РСФСР “О создании Кавказского зубрового заповедника”.
Из ваших сообщений мы узнали много интересного о создании Кавказского биосферного заповедника. Давайте продолжим знакомство с этим удивительным местом нашего края.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых – 22 %, эндемичных – 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Требует уточнения количественные хаpaктеристики многих групп беспозвоночных животных. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида.
Показ презентации: Приложение 1.
Слайд 2: Кавказский государственный
биосферный заповедник - \"резервуар\"
уникальной природы Западного Кавказа.
Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов
северной широты и 40-41 градус восточной долготы.
Ландшафт заповедника хаpaктеризуется отметками
260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли
расположены на территории Краснодарского края
(Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и
Карачаево-Черкесской республики Российской
Федерации, вплотную примыкает к границам
Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи
(Хоста), в трех километрах от морского побережья
находится заповедная тисо - самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.
Слайд 3: Географическое положение региона, близость теплого Черного моря, Главный Кавказский хрeбeт обусловили формирование на территории заповедника различных климатов - от влажного субтропического до сурового высокогорного. А вообще территория заповедника хаpaктеризуется большим разнообразием климатических условий. 62 процента территории заповедника занято лесами, луга занимают 21 процент площади, снежно-скальные ландшафты занимают 16 процентов, и около 1 процента территории приходится на реки и озера.
Слайд 4: Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений. Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.
Слайд 5: Папоротник является реликтовым растением- это означает, что он произрастает на территории нашего края, как пережиток флоры минувших геологических эпох. Много лет растение произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле-августе, используется в народной медицине. Рододендрон понтийский вечнозеленый реликтовый кустарник, который произрастает от уровня моря до высоты 2000 м. Цветет в апреле-июне иногда второй раз осенью, является лекарственным растением. Нуждается в охране. Еще не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса лекарственный Цикламен Черкесский. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Цветок нуждается в охране.
Слайд 6: Зимовник или морозник кавказский
многолетнее вечнозеленое растение. Свое
название он получил, потому что цветет зимой. Он
тоже является лекарственным, поэтому массовая
заготовка его для продажи и разрушение мест
обитания привели к резкому сокращению его
запасов. Требуется запрет на продажу его цветов.
В марте в лесу цветут лилии и ароматная Примула.
Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные
садоводы выкапывают примулу и пересаживают в
свои сады. В настоящее время этому цветку грозит
полное уничтожение. Касатиковые (Ирисовые)
уязвимый вид. Эндемик Предкавказья.
Распространение: Встречается малочисленными
популяциями в Краснодарском, Ставропольском
краях, в Чечено-Ингушетии и в Дагестане.
Лимитирующие факторы: Сбор на букеты и выкопка
корневищ садоводами-любителями для переноса в
сады.
Слайд 7: Тюльпан Биберштейна. Кавказский биосферный заповедник. Очень редкий эндемичный вид белого колокольчика - колокольчик Лескова Campanula leskovii. Это очень красивое, но ядовитое многолетнее растение, которое цветет в лесах нижнего и среднего пояса гор в мае-июне. Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.
Слайд 8-9: Ознакомительные слайды о
Кавказском биосферном заповеднике. Кавказский
заповедник представляет собой выдающийся пример
ненарушенного протекания природных процессов.
Он - один из центров, где из-за особенностей
климата, обусловленного понижением западной
части Главного Кавказского хребта, сохранились
реликтовые растения - представители древней
третичной флоры Кавказа (тис, понтийский
рододендрон, лавровишня, пробковый дуб, граб и
др.).
Своеобразие кавказскому лесу придают лианы,
папоротники, орхидеи, здесь большое число
декоративных растений. Один из многих уникальных
объектов заповедника - гора Магишо (3161 м.). Здесь
тысячелетиями сохраняются степные виды растений
и животных.
Флора заповедника насчитывает около 3000 видов.
Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе
16 - вечнозеленых лиственных и 7 хвойных.
Это - единственная территория обитания некоторых
крупных млекопитающих, таких, как зубр,
западно-кавказский тур, кавказский благородный
олень, подвид бурого медведя и др. Обширная
площадь заповедника позволяет сохранять
репродуктивно и эволюционно-способные
популяции.
Большую эстетическую ценность представляют
разнообразные ландшафты заповедника.
Слайд 10: По данным ученых осталось: тис ягодный 199 веток. иглица колхидская 11 622 веток; подснежник Воронова 300 экземпляров растений; морозник кавказский 12 665 экземпляров растений; цикламен кавказский 30 430 экземпляров растений.
Слайд 11-12: Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная кyницы и др. Гордость заповедника – могучие зубры.
Слайд 13: Наиболее уязвимым звеном природных экосистем заповедника являются крупные млекопитающие: зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, переднеазиатский леопард, рысь, косуля и кабан. В середине 80-х гг. прошлого века обозначилась тенденция снижения численности крупных млекопитающих. Приняло беспрецедентные масштабы лесное и охотничье бpaконьерство. Снижение численности животных значительно усилило уязвимость популяций не только к антропогенным, но и естественным факторам среды. До настоящего времени бpaконьерство продолжает оставаться одной из основных проблем Кавказского заповедника.
Слайд 14: Наиболее критическая ситуация сложилась с популяцией зубра. По учетам 2003 г., на территории заповедника обитает 150 зубров. Интенсивное снижение численности зубра вызвано увеличением масштабов бpaконьерства, а также нeблагоприятными условиями зимовки, складывающимися в последние годы на Северном Кавказе.
Слайд 15-16: В орнитофауне – 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.
Слайд 17-20: Информационные слайды о Кавказском биосферном заповеднике.
Слайд 21:Кавказский государственный природный биосферный заповедник — один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года — с “великокняжеской кубанской охоты”. Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость — с трудом восстановленная популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО — это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция “Джуга”, включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.
Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.
Дискуссия (о необходимости охраны природы):
Как влияет хозяйственная деятельность человека на флору и фауну Черного моря в районе поселка Большой Утриш?
Ответ: Уникальные средиземноморские экосистемы Утриша имеют мировое значение. Они чрезвычайно уязвимы и в последние десятилетия происходит их стремительная деградация в результате хозяйственной деятельности и неупорядоченной рекреации. Это грозит обернуться утратой уникального биологического и ландшафтного биоразнообразия можжевелово-фисташковых редколесий Утриша. Здесь планируют создать развитую курортную зону. Это приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. Территория представляет собой вековой можжевеловый лес. Этот один из наиболее интересных в природном отношении участков на Большом Утрише. Не трудно догадаться, что станет с этим лесом, с уникальной флорой и фауной и ландшафтами в результате строительств. Мы считаем, что необходимо провести мероприятия, которые позволят сохранить уникальную природу этой местности .
2.На основании какого закона, создан зоологический заказник в нашем районе и какие мероприятия проводятся для охраны природы? Ответ. Законом, на основании которого создан наш заказник является Постановление Главы Администрации края от 02.12. 1999года №852 “Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края”. “…Организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники “Калининский”, “Тихорецкий”, “Причерноморский”.
В нашем районе производится постоянный контроль за работой промышленных предприятий на предмет выброса в атмосферу вредных веществ. Проводится работа по озеленению населённых пунктов, создаются новые парки, высаживается очень много деревьев и кустарников. С ранней весны, до глубокой осени своим цветением нас радуют сотни цветов на улицах нашего города. Усилен контроль за производством и применением пестицидов, гербицидов, удобрений, оказывающих вредное влияние на живые организмы.
Викторина:
- Почему в реке Челбас не водится форель? (Форель водится в чистых горных реках, а река Челбас таковою не является).
- Какую самую большую в мире птицу выращивают в станице Хоперской? (Страус).
- Почему необходимо охранять Цикламен Черский? ( Так как, это лекарственное и очень красивое растение, его уничтожают на букеты и выкапывают луковицы. Он занесен в Красную книгу и нуждается в охране).
- Какая птица находится под охраной в зоологическом заказнике нашего района? (Фазан).
- Когда был основан Кавказский биосферный заповедник? (В мае 1924 года).
- Какую часть биосферного заповедника занимает лес?(22% площади) .
- Какая рыба, которую теперь называют реликтовой, смогла выжить при осолонении морской воды, прячась в дельтах рек? ( Это знаменитый азово-черноморский осётр) .
- Какое могучее животное, которое появилось в глубокой древности, пpaктически исчезло в 20 веке и восстанавливается сейчас в Кавказском биосферном заповеднике? (Зубр).
- Какой свирепый хищник - брюхоногий моллюск, который прибыл сюда из Тихого океана в 1947 году, съел всех гребешков и почти всех устриц в Черном море, теперь уничтожает других двустворчатых моллюсков? ( Рапан).
- Почему брюхоногий - моллюск рапан сильно размножился в черном море? (Сильно расплодиться здесь он смог благодаря тому, что в Черном море нет его главных естественных врагов - морских звезд: они поедают рапанов на их родине - в Тихом океане).
Этот урок мне бы хотелась закончить стихами С. Островского
- Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут.
И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды…
Земля защиты требует.
Защиты!
Она спасенья просит у людей.
Задумайтесь! И помните Вы тоже частичка живой природы и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных
Приложение 2.
При подготовке к уроку использовались:
1.Фотографии природы, выполненные детьми, и оформлены в виде газет.
2.Литература:
- Т.И. Бурлаченко,
- К.П. Казарян “Методические разработки по Кубановедению”
- Большая Советская энциклопедия
- В.И. Голиков “Фауна Кубани: видовой состав и экология”
- Материал из книги, выпущенной в честь 80-летия КГПБЗ творческим коллективом сотрудников “Книга памяти наших сердец”.
- Доклад ГУПР \"О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2003 г.\"
Комментарии:
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга. ...
27 11 2024 21:28:14
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
26 11 2024 16:26:47
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
25 11 2024 7:33:10
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
24 11 2024 11:40:36
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
23 11 2024 19:50:36
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
22 11 2024 11:10:24
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
21 11 2024 0:59:17
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
20 11 2024 22:25:31
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
19 11 2024 5:41:18
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
18 11 2024 22:46:34
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...
17 11 2024 18:49:27
Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...
16 11 2024 2:47:28
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...
15 11 2024 17:26:23
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
14 11 2024 10:59:37
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
13 11 2024 2:16:28
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
12 11 2024 11:43:20
Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....
11 11 2024 8:23:22
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
10 11 2024 16:12:10
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
09 11 2024 2:20:23
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
08 11 2024 0:23:49
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
07 11 2024 12:36:50
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...
06 11 2024 0:36:21
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
05 11 2024 7:28:30
В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани. ...
04 11 2024 22:54:34
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
03 11 2024 13:28:16
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
02 11 2024 7:35:27
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
01 11 2024 16:24:36
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
31 10 2024 12:51:53
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
30 10 2024 9:34:16
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...
29 10 2024 1:35:50
Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....
28 10 2024 21:43:44
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
27 10 2024 15:16:49
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
26 10 2024 17:37:10
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
25 10 2024 20:30:18
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
24 10 2024 5:20:21
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
23 10 2024 8:10:45
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
22 10 2024 12:42:42
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
21 10 2024 8:22:11
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
20 10 2024 2:31:22
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
19 10 2024 17:28:41
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
18 10 2024 23:54:41
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
17 10 2024 2:45:34
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...
16 10 2024 16:12:41
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...
15 10 2024 15:39:53
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
14 10 2024 20:33:52
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
13 10 2024 23:55:36
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
12 10 2024 8:55:58
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
11 10 2024 8:20:36
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
10 10 2024 16:34:29
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
09 10 2024 21:31:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::