Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"
Цели и задачи:
- расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
- показать необходимость охраны природы;
- познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника;
- прививать любовь к родному краю;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.
Задачи:
- развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- образовательные: закрепить и пополнить знания;
- воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой работы.
Тип урока:
- лекция,
- дискуссия.
Оборудование:
- презентация,
- фотографии детей с природой края и нашего района.
План урок
- Вступительное слово учителя.
- Сообщения учащихся.
- Дискуссия о необходимости охраны природы.
- Викторина.
Ход урока
Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак.
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.
Организационный момент:
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщим знания о природе родного края и поговорим об истории создания Кавказского биосферного заповедника, о редких, исчезающих видах растений и животных, охраняемых на его территории. Проведём дискуссию о необходимости охраны природы.
Темы сообщений учащихся:
- “Из глубины веков”.
- “ Кубанская Охота”.
- “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
И так ребята, давайте послушаем первое сообщение:
Сообщение “ Из глубины веков”
Кавказ — богатейший в природном отношении
регион с древней историей. О ней на территории
Кавказского государственного природного
биосферного заповедника свидетельствуют более
100 культурно-исторических памятников различных
эпох. Это погрeбaльные сооружения эпохи ранней
бронзы — дольмены, с которыми мы подробно
знакомились в 5 классе и раннесредневековые
пастушеские постройки, оборонительно-жилые
комплексы, мегалиты с петроглифами — памятники
древней письменности, с символикой которых мы
уже знакомы.
Возникали и исчезали государства, а богатейшая
природа Кавказа оставалась восхищать и манить
человека. Воду из рек, текущих по территории
Кавказского заповедника, пили византийцы и
римляне, а в средневековье из генуэзских
городов-факторий с побережья Черного моря, по
этой местности, на Северный Кавказ проходили
купеческие караваны.
Нынешняя территория заповедника издавна была
заселена горскими племенами, известными под
общим названием “черкесы”, с их своеобразной
культурой, тесно связанной с жизнью природы —
лесов и гор. Путешественники отмечали наличие
хорошо разработанных участков пашни возле
горских аулов, но лес тоже был кормильцем, а также
защитником и лекарем: ведь малярии,
распространенной на морском побережье в горных
аулах не было. И среди местного населения в числе
религиозных верований — сначала христианства, а
затем мусульманства, неизменным оставалось
языческое поклонение священным рощам и деревьям.
Символическое “Дерево-господин”, украшенное
яркими ленточками, давало надежду на
благополучие в жизни.
Из сообщения вы с вами видим, что люди с древних времен покланялись природе Кавказа, берегли и охраняли ее.
Давайте послушаем дальше.
Сообщение “Кубанская Охота”.
После Кавказской войны (1817-1864 г.г.) царское
правительство России предложило горцам принять
русское подданство и переселиться на Кубанскую
низменность. Под влиянием турецкой пропаганды
они решили переселиться в единоверную Турцию.
Есть сведения, что это решение старейшины
принимали в священной самшитовой роще.
Свидетель переселения горцев краевед П.
Короленко писал: “В дремучих лесах, покрывающих
сплошной массой горы, тихо, как в пустыне. На
небольших полянах — обгорелые остатки аулов и
лишь жалобный вой голодных собак, да рокот
бушующих рек и моря нарушали глубокое безмолвие,
царившее повсюду. Печальными кажутся одичавшие
сады. Медведи и кабаны приходят по ночам собирать
падающие с деревьев плоды”.
Когда в 1866 г. был образован Черноморский округ,
большая часть переселенцев — русских, украинцев,
молдаван устремились в прибрежные районы, а в
предгорьях оставалось много свободных участков,
покрытых лесом и богатых дичью.
В 1888 году двое князей Романовых арендовали около
480 десятин земли в горах Западного Кавказа
(бассейн реки Лабы и часть бассейна реки Белой).
Так возникла “Кубанская Охота”, в 1892 г.
перешедшая к великому князю Сергею Михайловичу
Романову, — писал автор первого путеводителя
“По Кавказскому заповеднику”, заведующий
Зоологической станцией заповедника А. Насимович.
В станице Псебай было организовано управление, а
на периферии Охоты в ряде точек (Бескес,
Черноречье, Киша, Хамышки) размещалась охрана —
егеря. Кроме того, для временных остановок в
горах были построены деревянные балаганы (Малый
и Большой Бамбак, Мастакан, Аспидный, Зубровый).
Почти весь год территория “Кубанской Охоты”
была предоставлена на усмотрение егерей и
управляющего, охотничьи выезды князей
происходили в августе и сентябре, и то не каждый
год. Такие виды как медведь, кабан и ряд ценных
пушных, вроде кyницы и выдры, признававшиеся
“вредными хищниками”, истрeблялись в течение
круглого года, а на красную дичь (олени, серны и
др.) охотился только хозяин и его гости, но и их
отстрел достигал значительных размеров.
Несколько лучше обстояло дело с зубрами, отстрел
которых был невелик, и турами, придерживающимися
труднодоступных районов.
М. Андриевский (1909 г.) свидетельствует, что в 1888
году в великокняжеской охоте участвовало 125
казаков, 25 гостей, было использовано 160 лошадей! А
для обеспечения 99 участников охоты в Капустиной
балке.
Поскольку в “Кубанской Охоте” для борьбы с
бpaконьерством была проведена большая работа по
прокладке троп, строительству мостов, и круглый
год территория охранялась, можно считать, что с
момента ее организации началась история
сохранения уникального природного комплекса.
Долгое время наблюдатели созданного позже
Кавказского заповедника пользовались тропами и
старыми сооружениями, производя их ремонт. С того
времени в Кавказском заповеднике сохранились
некоторые названия: “Княжеская тропа”,
“Княжеский мост”, “Егерская поляна”, “Сергеев
Гай” и др.
Договор аренды был действителен до 1907 г., и
Казачья Рада приняла постановление о передаче
земель великокняжеской охоты станичникам.
Из сообщения мы с вами узнали, что началось уничтожение животных в лесах Кавказа, но вместе с тем проводились мероприятия по борьбе с бpaконьерством и охраной животных.
Какие мероприятия проводились правительством России в царское время и после революции по охране территории нынешнего заповедника мы с вами узнаем из следующего сообщения.
Сообщение “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.
- 1906 г. - Рада Кубанского казачьего войска разделила земли бывшей “Великокняжеской охоты” между станицами и продлила срок их аренды до 1 сентября 1909 г.
- Апрель 1909 г. - На заседании Императорской Академии Наук директор Зоологического музея Академии Наук академик Н.В. Насонов докладывает о чрезвычайной необходимости принять экстренные меры для сохранения зубра на Кавказе в интересах науки.
- 1910 г. - Создается специальная комиссия для уточнения ряда вопросов на месте (от Академии Наук в ней был ученый А.А. Бялыницкий-Бируля).
- 9 марта 1911 г. - Проект Положения о Кавказском зубровом заповеднике утверждается на заседании Академии Наук (докладчик В.Н. Насонов).
- 1916 г. - Проект извлекается из архива для нового рассмотрения.
- Март 1920 г. - Х.Г. Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, выезжает в Армавир к уполномоченному Реввоенсовета Кавказского фронта Штейнгаузу, который обещает поддержку в организации заповедника.
- Май 1920 г. - Х.Г. Шапошникову выдается мaндат Реввоенсовета Кавказского фронта как уполномоченному по организации заповедника.
- Декабрь 1920 г. - Принимается Постановление Кубано-Черноморского ревкома “О создании Кубанского высокогорного заповедника” в границах, намеченных до Октябрьской революции Императорской Академией Наук. (Опубликовано 3 декабря 1920 г.). Х.Г. Шапошников назначается директором Кавказского заповедника. В связи с отсутствием средств на содержание заповедника он работает на этой должности на общественных началах.
- 21 апреля 1921 г. - Начальник Главнауки Тер- Оганесов направляет наркому просвещения А.В. Луначарскому докладную о необходимости в срочном порядке объявить нагорную полосу Кубанской области государственным зубровым заповедником.
- 12 мая 1924 г. - Утвержден Декрет СНК РСФСР “О создании Кавказского зубрового заповедника”.
Из ваших сообщений мы узнали много интересного о создании Кавказского биосферного заповедника. Давайте продолжим знакомство с этим удивительным местом нашего края.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых – 22 %, эндемичных – 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Требует уточнения количественные хаpaктеристики многих групп беспозвоночных животных. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида.
Показ презентации: Приложение 1.
Слайд 2: Кавказский государственный
биосферный заповедник - \"резервуар\"
уникальной природы Западного Кавказа.
Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов
северной широты и 40-41 градус восточной долготы.
Ландшафт заповедника хаpaктеризуется отметками
260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли
расположены на территории Краснодарского края
(Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и
Карачаево-Черкесской республики Российской
Федерации, вплотную примыкает к границам
Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи
(Хоста), в трех километрах от морского побережья
находится заповедная тисо - самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.
Слайд 3: Географическое положение региона, близость теплого Черного моря, Главный Кавказский хрeбeт обусловили формирование на территории заповедника различных климатов - от влажного субтропического до сурового высокогорного. А вообще территория заповедника хаpaктеризуется большим разнообразием климатических условий. 62 процента территории заповедника занято лесами, луга занимают 21 процент площади, снежно-скальные ландшафты занимают 16 процентов, и около 1 процента территории приходится на реки и озера.
Слайд 4: Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений. Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.
Слайд 5: Папоротник является реликтовым растением- это означает, что он произрастает на территории нашего края, как пережиток флоры минувших геологических эпох. Много лет растение произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле-августе, используется в народной медицине. Рододендрон понтийский вечнозеленый реликтовый кустарник, который произрастает от уровня моря до высоты 2000 м. Цветет в апреле-июне иногда второй раз осенью, является лекарственным растением. Нуждается в охране. Еще не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса лекарственный Цикламен Черкесский. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Цветок нуждается в охране.
Слайд 6: Зимовник или морозник кавказский
многолетнее вечнозеленое растение. Свое
название он получил, потому что цветет зимой. Он
тоже является лекарственным, поэтому массовая
заготовка его для продажи и разрушение мест
обитания привели к резкому сокращению его
запасов. Требуется запрет на продажу его цветов.
В марте в лесу цветут лилии и ароматная Примула.
Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные
садоводы выкапывают примулу и пересаживают в
свои сады. В настоящее время этому цветку грозит
полное уничтожение. Касатиковые (Ирисовые)
уязвимый вид. Эндемик Предкавказья.
Распространение: Встречается малочисленными
популяциями в Краснодарском, Ставропольском
краях, в Чечено-Ингушетии и в Дагестане.
Лимитирующие факторы: Сбор на букеты и выкопка
корневищ садоводами-любителями для переноса в
сады.
Слайд 7: Тюльпан Биберштейна. Кавказский биосферный заповедник. Очень редкий эндемичный вид белого колокольчика - колокольчик Лескова Campanula leskovii. Это очень красивое, но ядовитое многолетнее растение, которое цветет в лесах нижнего и среднего пояса гор в мае-июне. Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.
Слайд 8-9: Ознакомительные слайды о
Кавказском биосферном заповеднике. Кавказский
заповедник представляет собой выдающийся пример
ненарушенного протекания природных процессов.
Он - один из центров, где из-за особенностей
климата, обусловленного понижением западной
части Главного Кавказского хребта, сохранились
реликтовые растения - представители древней
третичной флоры Кавказа (тис, понтийский
рододендрон, лавровишня, пробковый дуб, граб и
др.).
Своеобразие кавказскому лесу придают лианы,
папоротники, орхидеи, здесь большое число
декоративных растений. Один из многих уникальных
объектов заповедника - гора Магишо (3161 м.). Здесь
тысячелетиями сохраняются степные виды растений
и животных.
Флора заповедника насчитывает около 3000 видов.
Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе
16 - вечнозеленых лиственных и 7 хвойных.
Это - единственная территория обитания некоторых
крупных млекопитающих, таких, как зубр,
западно-кавказский тур, кавказский благородный
олень, подвид бурого медведя и др. Обширная
площадь заповедника позволяет сохранять
репродуктивно и эволюционно-способные
популяции.
Большую эстетическую ценность представляют
разнообразные ландшафты заповедника.
Слайд 10: По данным ученых осталось: тис ягодный 199 веток. иглица колхидская 11 622 веток; подснежник Воронова 300 экземпляров растений; морозник кавказский 12 665 экземпляров растений; цикламен кавказский 30 430 экземпляров растений.
Слайд 11-12: Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная кyницы и др. Гордость заповедника – могучие зубры.
Слайд 13: Наиболее уязвимым звеном природных экосистем заповедника являются крупные млекопитающие: зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, переднеазиатский леопард, рысь, косуля и кабан. В середине 80-х гг. прошлого века обозначилась тенденция снижения численности крупных млекопитающих. Приняло беспрецедентные масштабы лесное и охотничье бpaконьерство. Снижение численности животных значительно усилило уязвимость популяций не только к антропогенным, но и естественным факторам среды. До настоящего времени бpaконьерство продолжает оставаться одной из основных проблем Кавказского заповедника.
Слайд 14: Наиболее критическая ситуация сложилась с популяцией зубра. По учетам 2003 г., на территории заповедника обитает 150 зубров. Интенсивное снижение численности зубра вызвано увеличением масштабов бpaконьерства, а также нeблагоприятными условиями зимовки, складывающимися в последние годы на Северном Кавказе.
Слайд 15-16: В орнитофауне – 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.
Слайд 17-20: Информационные слайды о Кавказском биосферном заповеднике.
Слайд 21:Кавказский государственный природный биосферный заповедник — один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года — с “великокняжеской кубанской охоты”. Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость — с трудом восстановленная популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО — это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция “Джуга”, включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.
Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.
Дискуссия (о необходимости охраны природы):
Как влияет хозяйственная деятельность человека на флору и фауну Черного моря в районе поселка Большой Утриш?
Ответ: Уникальные средиземноморские экосистемы Утриша имеют мировое значение. Они чрезвычайно уязвимы и в последние десятилетия происходит их стремительная деградация в результате хозяйственной деятельности и неупорядоченной рекреации. Это грозит обернуться утратой уникального биологического и ландшафтного биоразнообразия можжевелово-фисташковых редколесий Утриша. Здесь планируют создать развитую курортную зону. Это приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. Территория представляет собой вековой можжевеловый лес. Этот один из наиболее интересных в природном отношении участков на Большом Утрише. Не трудно догадаться, что станет с этим лесом, с уникальной флорой и фауной и ландшафтами в результате строительств. Мы считаем, что необходимо провести мероприятия, которые позволят сохранить уникальную природу этой местности .
2.На основании какого закона, создан зоологический заказник в нашем районе и какие мероприятия проводятся для охраны природы? Ответ. Законом, на основании которого создан наш заказник является Постановление Главы Администрации края от 02.12. 1999года №852 “Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края”. “…Организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники “Калининский”, “Тихорецкий”, “Причерноморский”.
В нашем районе производится постоянный контроль за работой промышленных предприятий на предмет выброса в атмосферу вредных веществ. Проводится работа по озеленению населённых пунктов, создаются новые парки, высаживается очень много деревьев и кустарников. С ранней весны, до глубокой осени своим цветением нас радуют сотни цветов на улицах нашего города. Усилен контроль за производством и применением пестицидов, гербицидов, удобрений, оказывающих вредное влияние на живые организмы.
Викторина:
- Почему в реке Челбас не водится форель? (Форель водится в чистых горных реках, а река Челбас таковою не является).
- Какую самую большую в мире птицу выращивают в станице Хоперской? (Страус).
- Почему необходимо охранять Цикламен Черский? ( Так как, это лекарственное и очень красивое растение, его уничтожают на букеты и выкапывают луковицы. Он занесен в Красную книгу и нуждается в охране).
- Какая птица находится под охраной в зоологическом заказнике нашего района? (Фазан).
- Когда был основан Кавказский биосферный заповедник? (В мае 1924 года).
- Какую часть биосферного заповедника занимает лес?(22% площади) .
- Какая рыба, которую теперь называют реликтовой, смогла выжить при осолонении морской воды, прячась в дельтах рек? ( Это знаменитый азово-черноморский осётр) .
- Какое могучее животное, которое появилось в глубокой древности, пpaктически исчезло в 20 веке и восстанавливается сейчас в Кавказском биосферном заповеднике? (Зубр).
- Какой свирепый хищник - брюхоногий моллюск, который прибыл сюда из Тихого океана в 1947 году, съел всех гребешков и почти всех устриц в Черном море, теперь уничтожает других двустворчатых моллюсков? ( Рапан).
- Почему брюхоногий - моллюск рапан сильно размножился в черном море? (Сильно расплодиться здесь он смог благодаря тому, что в Черном море нет его главных естественных врагов - морских звезд: они поедают рапанов на их родине - в Тихом океане).
Этот урок мне бы хотелась закончить стихами С. Островского
- Как это страшно - умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут.
И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды…
Земля защиты требует.
Защиты!
Она спасенья просит у людей.
Задумайтесь! И помните Вы тоже частичка живой природы и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных
Приложение 2.
При подготовке к уроку использовались:
1.Фотографии природы, выполненные детьми, и оформлены в виде газет.
2.Литература:
- Т.И. Бурлаченко,
- К.П. Казарян “Методические разработки по Кубановедению”
- Большая Советская энциклопедия
- В.И. Голиков “Фауна Кубани: видовой состав и экология”
- Материал из книги, выпущенной в честь 80-летия КГПБЗ творческим коллективом сотрудников “Книга памяти наших сердец”.
- Доклад ГУПР \"О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2003 г.\"
Комментарии:
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
15 10 2025 6:54:45
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
14 10 2025 13:59:17
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
13 10 2025 2:20:31
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
12 10 2025 23:27:59

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....
11 10 2025 2:38:39
Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки.
...
10 10 2025 5:48:15
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
09 10 2025 9:39:47
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
08 10 2025 13:34:18
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
07 10 2025 13:27:31
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты".
...
06 10 2025 21:57:23
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание.
...
05 10 2025 11:40:47

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
04 10 2025 12:53:52
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
03 10 2025 15:16:19

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
02 10 2025 9:14:12

Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
01 10 2025 3:51:46
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
30 09 2025 18:46:46
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
29 09 2025 18:50:57
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
28 09 2025 10:19:21
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
27 09 2025 7:30:34
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
26 09 2025 17:46:34
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
25 09 2025 15:50:30
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
24 09 2025 14:20:52
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
23 09 2025 7:14:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
22 09 2025 0:57:57
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
21 09 2025 23:59:27
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
20 09 2025 15:54:56
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
19 09 2025 2:36:21
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
18 09 2025 13:39:14
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
17 09 2025 11:27:17
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
16 09 2025 10:25:53
Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....
15 09 2025 16:41:14
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
14 09 2025 11:32:46
На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....
13 09 2025 2:53:14
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
12 09 2025 10:24:57

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
11 09 2025 19:50:47
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
10 09 2025 21:53:20
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
09 09 2025 11:25:22
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
08 09 2025 23:17:48
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
07 09 2025 0:37:26
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
06 09 2025 6:59:58
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
05 09 2025 4:54:23
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
04 09 2025 13:48:12
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
03 09 2025 15:48:15
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
02 09 2025 2:14:40
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
01 09 2025 12:55:17
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
31 08 2025 14:57:49
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
30 08 2025 4:38:58
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
29 08 2025 23:29:29
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
28 08 2025 12:56:30
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
27 08 2025 2:21:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::