Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


    Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
  • показать необходимость охраны природы;
  • познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника;
  • прививать любовь к родному краю;
  • развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.

Задачи:

  • развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • образовательные: закрепить и пополнить знания;
  • воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой работы.

Тип урока:

  • лекция,
  • дискуссия.

Оборудование:

  • презентация,
  • фотографии детей с природой края и нашего района.

План урок

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Дискуссия о необходимости охраны природы.
  4. Викторина.

Ход урока

Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак.
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.

Организационный момент:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщим знания о природе родного края и поговорим об истории создания Кавказского биосферного заповедника, о редких, исчезающих видах растений и животных, охраняемых на его территории. Проведём дискуссию о необходимости охраны природы.

Темы сообщений учащихся:

  1. “Из глубины веков”.
  2. “ Кубанская Охота”.
  3. “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.

И так ребята, давайте послушаем первое сообщение:

Сообщение “ Из глубины веков”

Кавказ — богатейший в природном отношении регион с древней историей. О ней на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника свидетельствуют более 100 культурно-исторических памятников различных эпох. Это погрeбaльные сооружения эпохи ранней бронзы — дольмены, с которыми мы подробно знакомились в 5 классе и раннесредневековые пастушеские постройки, оборонительно-жилые комплексы, мегалиты с петроглифами — памятники древней письменности, с символикой которых мы уже знакомы.
Возникали и исчезали государства, а богатейшая природа Кавказа оставалась восхищать и манить человека. Воду из рек, текущих по территории Кавказского заповедника, пили византийцы и римляне, а в средневековье из генуэзских городов-факторий с побережья Черного моря, по этой местности, на Северный Кавказ проходили купеческие караваны.
Нынешняя территория заповедника издавна была заселена горскими племенами, известными под общим названием “черкесы”, с их своеобразной культурой, тесно связанной с жизнью природы — лесов и гор. Путешественники отмечали наличие хорошо разработанных участков пашни возле горских аулов, но лес тоже был кормильцем, а также защитником и лекарем: ведь малярии, распространенной на морском побережье в горных аулах не было. И среди местного населения в числе религиозных верований — сначала христианства, а затем мусульманства, неизменным оставалось языческое поклонение священным рощам и деревьям. Символическое “Дерево-господин”, украшенное яркими ленточками, давало надежду на благополучие в жизни.

Из сообщения вы с вами видим, что люди с древних времен покланялись природе Кавказа, берегли и охраняли ее.

Давайте послушаем дальше.

Сообщение “Кубанская Охота”.

После Кавказской войны (1817-1864 г.г.) царское правительство России предложило горцам принять русское подданство и переселиться на Кубанскую низменность. Под влиянием турецкой пропаганды они решили переселиться в единоверную Турцию. Есть сведения, что это решение старейшины принимали в священной самшитовой роще.
Свидетель переселения горцев краевед П. Короленко писал: “В дремучих лесах, покрывающих сплошной массой горы, тихо, как в пустыне. На небольших полянах — обгорелые остатки аулов и лишь жалобный вой голодных собак, да рокот бушующих рек и моря нарушали глубокое безмолвие, царившее повсюду. Печальными кажутся одичавшие сады. Медведи и кабаны приходят по ночам собирать падающие с деревьев плоды”.
Когда в 1866 г. был образован Черноморский округ, большая часть переселенцев — русских, украинцев, молдаван устремились в прибрежные районы, а в предгорьях оставалось много свободных участков, покрытых лесом и богатых дичью.
В 1888 году двое князей Романовых арендовали около 480 десятин земли в горах Западного Кавказа (бассейн реки Лабы и часть бассейна реки Белой). Так возникла “Кубанская Охота”, в 1892 г. перешедшая к великому князю Сергею Михайловичу Романову, — писал автор первого путеводителя “По Кавказскому заповеднику”, заведующий Зоологической станцией заповедника А. Насимович. В станице Псебай было организовано управление, а на периферии Охоты в ряде точек (Бескес, Черноречье, Киша, Хамышки) размещалась охрана — егеря. Кроме того, для временных остановок в горах были построены деревянные балаганы (Малый и Большой Бамбак, Мастакан, Аспидный, Зубровый).
Почти весь год территория “Кубанской Охоты” была предоставлена на усмотрение егерей и управляющего, охотничьи выезды князей происходили в августе и сентябре, и то не каждый год. Такие виды как медведь, кабан и ряд ценных пушных, вроде кyницы и выдры, признававшиеся “вредными хищниками”, истрeблялись в течение круглого года, а на красную дичь (олени, серны и др.) охотился только хозяин и его гости, но и их отстрел достигал значительных размеров. Несколько лучше обстояло дело с зубрами, отстрел которых был невелик, и турами, придерживающимися труднодоступных районов.
М. Андриевский (1909 г.) свидетельствует, что в 1888 году в великокняжеской охоте участвовало 125 казаков, 25 гостей, было использовано 160 лошадей! А для обеспечения 99 участников охоты в Капустиной балке.
Поскольку в “Кубанской Охоте” для борьбы с бpaконьерством была проведена большая работа по прокладке троп, строительству мостов, и круглый год территория охранялась, можно считать, что с момента ее организации началась история сохранения уникального природного комплекса. Долгое время наблюдатели созданного позже Кавказского заповедника пользовались тропами и старыми сооружениями, производя их ремонт. С того времени в Кавказском заповеднике сохранились некоторые названия: “Княжеская тропа”, “Княжеский мост”, “Егерская поляна”, “Сергеев Гай” и др.
Договор аренды был действителен до 1907 г., и Казачья Рада приняла постановление о передаче земель великокняжеской охоты станичникам.

Из сообщения мы с вами узнали, что началось уничтожение животных в лесах Кавказа, но вместе с тем проводились мероприятия по борьбе с бpaконьерством и охраной животных.

Какие мероприятия проводились правительством России в царское время и после революции по охране территории нынешнего заповедника мы с вами узнаем из следующего сообщения.

Сообщение “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.

  • 1906 г. - Рада Кубанского казачьего войска разделила земли бывшей “Великокняжеской охоты” между станицами и продлила срок их аренды до 1 сентября 1909 г.
  • Апрель 1909 г. - На заседании Императорской Академии Наук директор Зоологического музея Академии Наук академик Н.В. Насонов докладывает о чрезвычайной необходимости принять экстренные меры для сохранения зубра на Кавказе в интересах науки.
  • 1910 г. - Создается специальная комиссия для уточнения ряда вопросов на месте (от Академии Наук в ней был ученый А.А. Бялыницкий-Бируля).
  • 9 марта 1911 г. - Проект Положения о Кавказском зубровом заповеднике утверждается на заседании Академии Наук (докладчик В.Н. Насонов).
  • 1916 г. - Проект извлекается из архива для нового рассмотрения.
  • Март 1920 г. - Х.Г. Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, выезжает в Армавир к уполномоченному Реввоенсовета Кавказского фронта Штейнгаузу, который обещает поддержку в организации заповедника.
  • Май 1920 г. - Х.Г. Шапошникову выдается мaндат Реввоенсовета Кавказского фронта как уполномоченному по организации заповедника.
  • Декабрь 1920 г. - Принимается Постановление Кубано-Черноморского ревкома “О создании Кубанского высокогорного заповедника” в границах, намеченных до Октябрьской революции Императорской Академией Наук. (Опубликовано 3 декабря 1920 г.). Х.Г. Шапошников назначается директором Кавказского заповедника. В связи с отсутствием средств на содержание заповедника он работает на этой должности на общественных началах.
  • 21 апреля 1921 г. - Начальник Главнауки Тер- Оганесов направляет наркому просвещения А.В. Луначарскому докладную о необходимости в срочном порядке объявить нагорную полосу Кубанской области государственным зубровым заповедником.
  • 12 мая 1924 г. - Утвержден Декрет СНК РСФСР “О создании Кавказского зубрового заповедника”.

Из ваших сообщений мы узнали много интересного о создании Кавказского биосферного заповедника. Давайте продолжим знакомство с этим удивительным местом нашего края.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых – 22 %, эндемичных – 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Требует уточнения количественные хаpaктеристики многих групп беспозвоночных животных. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида.

Показ презентации: Приложение 1.

Слайд 2: Кавказский государственный биосферный заповедник - \"резервуар\" уникальной природы Западного Кавказа. Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов северной широты и 40-41 градус восточной долготы. Ландшафт заповедника хаpaктеризуется отметками 260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края (Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики Российской Федерации, вплотную примыкает к границам Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи (Хоста), в трех километрах от морского побережья находится заповедная тисо - самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.

Слайд 3: Географическое положение региона, близость теплого Черного моря, Главный Кавказский хрeбeт обусловили формирование на территории заповедника различных климатов - от влажного субтропического до сурового высокогорного. А вообще территория заповедника хаpaктеризуется большим разнообразием климатических условий. 62 процента территории заповедника занято лесами, луга занимают 21 процент площади, снежно-скальные ландшафты занимают 16 процентов, и около 1 процента территории приходится на реки и озера.

Слайд 4: Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений. Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.

Слайд 5: Папоротник является реликтовым растением- это означает, что он произрастает на территории нашего края, как пережиток флоры минувших геологических эпох. Много лет растение произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле-августе, используется в народной медицине. Рододендрон понтийский вечнозеленый реликтовый кустарник, который произрастает от уровня моря до высоты 2000 м. Цветет в апреле-июне иногда второй раз осенью, является лекарственным растением. Нуждается в охране. Еще не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса лекарственный Цикламен Черкесский. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Цветок нуждается в охране.

Слайд 6: Зимовник или морозник кавказский многолетнее вечнозеленое растение. Свое название он получил, потому что цветет зимой. Он тоже является лекарственным, поэтому массовая заготовка его для продажи и разрушение мест обитания привели к резкому сокращению его запасов. Требуется запрет на продажу его цветов. В марте в лесу цветут лилии и ароматная Примула. Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные садоводы выкапывают примулу и пересаживают в свои сады. В настоящее время этому цветку грозит полное уничтожение. Касатиковые (Ирисовые) уязвимый вид. Эндемик Предкавказья.
Распространение: Встречается малочисленными популяциями в Краснодарском, Ставропольском краях, в Чечено-Ингушетии и в Дагестане. Лимитирующие факторы: Сбор на букеты и выкопка корневищ садоводами-любителями для переноса в сады.

Слайд 7: Тюльпан Биберштейна. Кавказский биосферный заповедник. Очень редкий эндемичный вид белого колокольчика - колокольчик Лескова Campanula leskovii. Это очень красивое, но ядовитое многолетнее растение, которое цветет в лесах нижнего и среднего пояса гор в мае-июне. Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.

Слайд 8-9: Ознакомительные слайды о Кавказском биосферном заповеднике. Кавказский заповедник представляет собой выдающийся пример ненарушенного протекания природных процессов.
Он - один из центров, где из-за особенностей климата, обусловленного понижением западной части Главного Кавказского хребта, сохранились реликтовые растения - представители древней третичной флоры Кавказа (тис, понтийский рододендрон, лавровишня, пробковый дуб, граб и др.).
Своеобразие кавказскому лесу придают лианы, папоротники, орхидеи, здесь большое число декоративных растений. Один из многих уникальных объектов заповедника - гора Магишо (3161 м.). Здесь тысячелетиями сохраняются степные виды растений и животных.
Флора заповедника насчитывает около 3000 видов. Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе 16 - вечнозеленых лиственных и 7 хвойных.
Это - единственная территория обитания некоторых крупных млекопитающих, таких, как зубр, западно-кавказский тур, кавказский благородный олень, подвид бурого медведя и др. Обширная площадь заповедника позволяет сохранять репродуктивно и эволюционно-способные популяции.
Большую эстетическую ценность представляют разнообразные ландшафты заповедника.

Слайд 10: По данным ученых осталось: тис ягодный 199 веток. иглица колхидская 11 622 веток; подснежник Воронова 300 экземпляров растений; морозник кавказский 12 665 экземпляров растений; цикламен кавказский 30 430 экземпляров растений.

Слайд 11-12: Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная кyницы и др. Гордость заповедника – могучие зубры.

Слайд 13: Наиболее уязвимым звеном природных экосистем заповедника являются крупные млекопитающие: зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, переднеазиатский леопард, рысь, косуля и кабан. В середине 80-х гг. прошлого века обозначилась тенденция снижения численности крупных млекопитающих. Приняло беспрецедентные масштабы лесное и охотничье бpaконьерство. Снижение численности животных значительно усилило уязвимость популяций не только к антропогенным, но и естественным факторам среды. До настоящего времени бpaконьерство продолжает оставаться одной из основных проблем Кавказского заповедника.

Слайд 14: Наиболее критическая ситуация сложилась с популяцией зубра. По учетам 2003 г., на территории заповедника обитает 150 зубров. Интенсивное снижение численности зубра вызвано увеличением масштабов бpaконьерства, а также нeблагоприятными условиями зимовки, складывающимися в последние годы на Северном Кавказе.

Слайд 15-16: В орнитофауне – 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.

Слайд 17-20: Информационные слайды о Кавказском биосферном заповеднике.

Слайд 21:Кавказский государственный природный биосферный заповедник — один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года — с “великокняжеской кубанской охоты”. Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость — с трудом восстановленная популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО — это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция “Джуга”, включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.

Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.

 Дискуссия (о необходимости охраны природы):

Как влияет хозяйственная деятельность человека на флору и фауну Черного моря в районе поселка Большой Утриш?

Ответ: Уникальные средиземноморские экосистемы Утриша имеют мировое значение. Они чрезвычайно уязвимы и в последние десятилетия происходит их стремительная деградация в результате хозяйственной деятельности и неупорядоченной рекреации. Это грозит обернуться утратой уникального биологического и ландшафтного биоразнообразия можжевелово-фисташковых редколесий Утриша. Здесь планируют создать развитую курортную зону. Это приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. Территория представляет собой вековой можжевеловый лес. Этот один из наиболее интересных в природном отношении участков на Большом Утрише. Не трудно догадаться, что станет с этим лесом, с уникальной флорой и фауной и ландшафтами в результате строительств. Мы считаем, что необходимо провести мероприятия, которые позволят сохранить уникальную природу этой местности .

2.На основании какого закона, создан зоологический заказник в нашем районе и какие мероприятия проводятся для охраны природы? Ответ. Законом, на основании которого создан наш заказник является Постановление Главы Администрации края от 02.12. 1999года №852 “Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края”. “…Организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники “Калининский”, “Тихорецкий”, “Причерноморский”.

В нашем районе производится постоянный контроль за работой промышленных предприятий на предмет выброса в атмосферу вредных веществ. Проводится работа по озеленению населённых пунктов, создаются новые парки, высаживается очень много деревьев и кустарников. С ранней весны, до глубокой осени своим цветением нас радуют сотни цветов на улицах нашего города. Усилен контроль за производством и применением пестицидов, гербицидов, удобрений, оказывающих вредное влияние на живые организмы.

Викторина:

  1. Почему в реке Челбас не водится форель? (Форель водится в чистых горных реках, а река Челбас таковою не является).
  2. Какую самую большую в мире птицу выращивают в станице Хоперской? (Страус).
  3. Почему необходимо охранять Цикламен Черский? ( Так как, это лекарственное и очень красивое растение, его уничтожают на букеты и выкапывают луковицы. Он занесен в Красную книгу и нуждается в охране).
  4. Какая птица находится под охраной в зоологическом заказнике нашего района? (Фазан).
  5. Когда был основан Кавказский биосферный заповедник? (В мае 1924 года).
  6. Какую часть биосферного заповедника занимает лес?(22% площади) .
  7. Какая рыба, которую теперь называют реликтовой, смогла выжить при осолонении морской воды, прячась в дельтах рек? ( Это знаменитый азово-черноморский осётр) .
  8. Какое могучее животное, которое появилось в глубокой древности, пpaктически исчезло в 20 веке и восстанавливается сейчас в Кавказском биосферном заповеднике? (Зубр).
  9. Какой свирепый хищник - брюхоногий моллюск, который прибыл сюда из Тихого океана в 1947 году, съел всех гребешков и почти всех устриц в Черном море, теперь уничтожает других двустворчатых моллюсков? ( Рапан).
  10. Почему брюхоногий - моллюск рапан сильно размножился в черном море? (Сильно расплодиться здесь он смог благодаря тому, что в Черном море нет его главных естественных врагов - морских звезд: они поедают рапанов на их родине - в Тихом океане).

Этот урок мне бы хотелась закончить стихами С. Островского

  • Как это страшно - умиранье рода,
    Всех поголовно, всех до одного,
    Когда опустошенная природа
    Уже не в силах сделать ничего.
    И поползет проказа запустенья,
    И пересохнут ниточки воды.
    И птицы вымрут.
    И падут растенья.
    И зверь не обойдет своей беды…
    Земля защиты требует.
    Защиты!

Она спасенья просит у людей.

Задумайтесь! И помните Вы тоже частичка живой природы и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных

Приложение 2.

При подготовке к уроку использовались:

1.Фотографии природы, выполненные детьми, и оформлены в виде газет.

2.Литература:

  • Т.И. Бурлаченко,
  • К.П. Казарян “Методические разработки по Кубановедению”
  • Большая Советская энциклопедия
  • В.И. Голиков “Фауна Кубани: видовой состав и экология”
  • Материал из книги, выпущенной в честь 80-летия КГПБЗ творческим коллективом сотрудников “Книга памяти наших сердец”.
  • Доклад ГУПР \"О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2003 г.\"



Комментарии:

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....

06 12 2023 8:35:10

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"


    Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

      На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

05 12 2023 19:16:41

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

04 12 2023 8:53:52

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

03 12 2023 4:42:40

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

02 12 2023 16:38:24

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

01 12 2023 22:46:29

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"


    Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

30 11 2023 4:24:51

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

29 11 2023 14:53:33

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

28 11 2023 7:16:52

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"


    Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

      Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

27 11 2023 4:19:10

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

26 11 2023 22:40:54

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

25 11 2023 6:41:57

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

24 11 2023 0:14:27

Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс


    Открытый урок по теме "Строение и функции кожи". 8-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....

23 11 2023 20:48:39

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

22 11 2023 7:43:49

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

21 11 2023 9:13:21

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

20 11 2023 22:21:32

Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок по биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья. ...

19 11 2023 5:18:36

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

18 11 2023 6:56:32

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

17 11 2023 20:31:27

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

16 11 2023 17:35:14

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

15 11 2023 8:31:52

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

14 11 2023 6:46:56

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

13 11 2023 2:38:32

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

12 11 2023 14:22:58

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

11 11 2023 15:56:53

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

10 11 2023 4:36:47

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

09 11 2023 21:44:28

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

08 11 2023 3:40:10

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)


    Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

      Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

07 11 2023 8:57:44

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

06 11 2023 5:42:33

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

      Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....

05 11 2023 11:55:31

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

04 11 2023 18:23:55

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

03 11 2023 15:13:22

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

02 11 2023 4:47:35

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

01 11 2023 6:51:48

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

31 10 2023 1:47:31

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

30 10 2023 3:48:53

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

29 10 2023 0:35:25

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

28 10 2023 17:50:24

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

      Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

27 10 2023 4:55:18

Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"


    Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"

      Учащиеся знакомятся с некоторыми страницами жизни и творчества великого Ч.Дарвина. Дарвин – человек, наделенный неутомимым терпением при собирании многочисленных фактов, имеющий удивительную способность выводить заключения, обладающий бесподобным слогом – словом, человек совершенный, способный для громадного труда, который он предпринял и выполнил. В материалы урока включены: презентация ученицы 11-го класса, сообщения учащихся, лабораторный пpaктикум, тест. ...

26 10 2023 19:41:12

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

25 10 2023 14:59:52

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

24 10 2023 23:22:12

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

23 10 2023 23:29:41

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

22 10 2023 20:34:21

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

21 10 2023 15:25:10

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

20 10 2023 16:19:25

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

19 10 2023 11:25:16

Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики


    Движение небесных тел Солнечной системы и Галактики

      Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....

18 10 2023 18:45:21

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::