Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"


Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани;
  • показать необходимость охраны природы;
  • познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника;
  • прививать любовь к родному краю;
  • развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески.

Задачи:

  • развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • образовательные: закрепить и пополнить знания;
  • воспитательные: привить навыки самостоятельной творческой и поисковой работы.

Тип урока:

  • лекция,
  • дискуссия.

Оборудование:

  • презентация,
  • фотографии детей с природой края и нашего района.

План урок

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщения учащихся.
  3. Дискуссия о необходимости охраны природы.
  4. Викторина.

Ход урока

Здесь чистый воздух, гор сквозняк
Не сможешь их забыть никак.
Пусть не затронет чистоты
И люди не сорвут цветы.
Прозрачный блеск не засорят
Оставят вечный здесь наряд.
Не надо брать все лишь себе
Оставьте что-то и Земле.
Она все это родила
Пусть будет счастлива она.

Организационный момент:

Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами обобщим знания о природе родного края и поговорим об истории создания Кавказского биосферного заповедника, о редких, исчезающих видах растений и животных, охраняемых на его территории. Проведём дискуссию о необходимости охраны природы.

Темы сообщений учащихся:

  1. “Из глубины веков”.
  2. “ Кубанская Охота”.
  3. “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.

И так ребята, давайте послушаем первое сообщение:

Сообщение “ Из глубины веков”

Кавказ — богатейший в природном отношении регион с древней историей. О ней на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника свидетельствуют более 100 культурно-исторических памятников различных эпох. Это погрeбaльные сооружения эпохи ранней бронзы — дольмены, с которыми мы подробно знакомились в 5 классе и раннесредневековые пастушеские постройки, оборонительно-жилые комплексы, мегалиты с петроглифами — памятники древней письменности, с символикой которых мы уже знакомы.
Возникали и исчезали государства, а богатейшая природа Кавказа оставалась восхищать и манить человека. Воду из рек, текущих по территории Кавказского заповедника, пили византийцы и римляне, а в средневековье из генуэзских городов-факторий с побережья Черного моря, по этой местности, на Северный Кавказ проходили купеческие караваны.
Нынешняя территория заповедника издавна была заселена горскими племенами, известными под общим названием “черкесы”, с их своеобразной культурой, тесно связанной с жизнью природы — лесов и гор. Путешественники отмечали наличие хорошо разработанных участков пашни возле горских аулов, но лес тоже был кормильцем, а также защитником и лекарем: ведь малярии, распространенной на морском побережье в горных аулах не было. И среди местного населения в числе религиозных верований — сначала христианства, а затем мусульманства, неизменным оставалось языческое поклонение священным рощам и деревьям. Символическое “Дерево-господин”, украшенное яркими ленточками, давало надежду на благополучие в жизни.

Из сообщения вы с вами видим, что люди с древних времен покланялись природе Кавказа, берегли и охраняли ее.

Давайте послушаем дальше.

Сообщение “Кубанская Охота”.

После Кавказской войны (1817-1864 г.г.) царское правительство России предложило горцам принять русское подданство и переселиться на Кубанскую низменность. Под влиянием турецкой пропаганды они решили переселиться в единоверную Турцию. Есть сведения, что это решение старейшины принимали в священной самшитовой роще.
Свидетель переселения горцев краевед П. Короленко писал: “В дремучих лесах, покрывающих сплошной массой горы, тихо, как в пустыне. На небольших полянах — обгорелые остатки аулов и лишь жалобный вой голодных собак, да рокот бушующих рек и моря нарушали глубокое безмолвие, царившее повсюду. Печальными кажутся одичавшие сады. Медведи и кабаны приходят по ночам собирать падающие с деревьев плоды”.
Когда в 1866 г. был образован Черноморский округ, большая часть переселенцев — русских, украинцев, молдаван устремились в прибрежные районы, а в предгорьях оставалось много свободных участков, покрытых лесом и богатых дичью.
В 1888 году двое князей Романовых арендовали около 480 десятин земли в горах Западного Кавказа (бассейн реки Лабы и часть бассейна реки Белой). Так возникла “Кубанская Охота”, в 1892 г. перешедшая к великому князю Сергею Михайловичу Романову, — писал автор первого путеводителя “По Кавказскому заповеднику”, заведующий Зоологической станцией заповедника А. Насимович. В станице Псебай было организовано управление, а на периферии Охоты в ряде точек (Бескес, Черноречье, Киша, Хамышки) размещалась охрана — егеря. Кроме того, для временных остановок в горах были построены деревянные балаганы (Малый и Большой Бамбак, Мастакан, Аспидный, Зубровый).
Почти весь год территория “Кубанской Охоты” была предоставлена на усмотрение егерей и управляющего, охотничьи выезды князей происходили в августе и сентябре, и то не каждый год. Такие виды как медведь, кабан и ряд ценных пушных, вроде кyницы и выдры, признававшиеся “вредными хищниками”, истрeблялись в течение круглого года, а на красную дичь (олени, серны и др.) охотился только хозяин и его гости, но и их отстрел достигал значительных размеров. Несколько лучше обстояло дело с зубрами, отстрел которых был невелик, и турами, придерживающимися труднодоступных районов.
М. Андриевский (1909 г.) свидетельствует, что в 1888 году в великокняжеской охоте участвовало 125 казаков, 25 гостей, было использовано 160 лошадей! А для обеспечения 99 участников охоты в Капустиной балке.
Поскольку в “Кубанской Охоте” для борьбы с бpaконьерством была проведена большая работа по прокладке троп, строительству мостов, и круглый год территория охранялась, можно считать, что с момента ее организации началась история сохранения уникального природного комплекса. Долгое время наблюдатели созданного позже Кавказского заповедника пользовались тропами и старыми сооружениями, производя их ремонт. С того времени в Кавказском заповеднике сохранились некоторые названия: “Княжеская тропа”, “Княжеский мост”, “Егерская поляна”, “Сергеев Гай” и др.
Договор аренды был действителен до 1907 г., и Казачья Рада приняла постановление о передаче земель великокняжеской охоты станичникам.

Из сообщения мы с вами узнали, что началось уничтожение животных в лесах Кавказа, но вместе с тем проводились мероприятия по борьбе с бpaконьерством и охраной животных.

Какие мероприятия проводились правительством России в царское время и после революции по охране территории нынешнего заповедника мы с вами узнаем из следующего сообщения.

Сообщение “Как это было - хроники организации Кавказского заповедника”.

  • 1906 г. - Рада Кубанского казачьего войска разделила земли бывшей “Великокняжеской охоты” между станицами и продлила срок их аренды до 1 сентября 1909 г.
  • Апрель 1909 г. - На заседании Императорской Академии Наук директор Зоологического музея Академии Наук академик Н.В. Насонов докладывает о чрезвычайной необходимости принять экстренные меры для сохранения зубра на Кавказе в интересах науки.
  • 1910 г. - Создается специальная комиссия для уточнения ряда вопросов на месте (от Академии Наук в ней был ученый А.А. Бялыницкий-Бируля).
  • 9 марта 1911 г. - Проект Положения о Кавказском зубровом заповеднике утверждается на заседании Академии Наук (докладчик В.Н. Насонов).
  • 1916 г. - Проект извлекается из архива для нового рассмотрения.
  • Март 1920 г. - Х.Г. Шапошников, лесничий Белореченского лесничества, выезжает в Армавир к уполномоченному Реввоенсовета Кавказского фронта Штейнгаузу, который обещает поддержку в организации заповедника.
  • Май 1920 г. - Х.Г. Шапошникову выдается мaндат Реввоенсовета Кавказского фронта как уполномоченному по организации заповедника.
  • Декабрь 1920 г. - Принимается Постановление Кубано-Черноморского ревкома “О создании Кубанского высокогорного заповедника” в границах, намеченных до Октябрьской революции Императорской Академией Наук. (Опубликовано 3 декабря 1920 г.). Х.Г. Шапошников назначается директором Кавказского заповедника. В связи с отсутствием средств на содержание заповедника он работает на этой должности на общественных началах.
  • 21 апреля 1921 г. - Начальник Главнауки Тер- Оганесов направляет наркому просвещения А.В. Луначарскому докладную о необходимости в срочном порядке объявить нагорную полосу Кубанской области государственным зубровым заповедником.
  • 12 мая 1924 г. - Утвержден Декрет СНК РСФСР “О создании Кавказского зубрового заповедника”.

Из ваших сообщений мы узнали много интересного о создании Кавказского биосферного заповедника. Давайте продолжим знакомство с этим удивительным местом нашего края.

Кавказский государственный природный биосферный заповедник был основан 12 мая 1924 г. в целях сохранения и изучения горных лесов и альпийской полосы с населяющими их редкими животными и растениями. Кавказский заповедник - крупнейшая охраняемая территория Кавказа - второй по величине в Европе. Он является крупнейшим горно-лесным заповедником страны и эталоном нетронутой природы Северо-Западного Кавказа. Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа, является своеобразным “хранилищем” растительного и животного мира региона. Флора заповедника насчитывает около 1600 видов, из которых реликтовых – 22 %, эндемичных – 24 %. В Красную книгу России занесен 81 вид редких и исчезающих растений. Животный мир заповедника неоднороден по своему происхождению. Здесь встречаются представители средиземноморской, кавказской, колхидской и европейской фаун. В заповеднике проходит западная граница распространения многих высокогорных кавказских и лесных колхидских видов животных. Эндемичные и реликтовые виды встречаются во всех высотных поясах гор. Фауна заповедника включает 89 видов млекопитающих, 253 вида птиц, в т.ч. 112 гнездящихся, 9 видов земноводных, 16 пресмыкающихся, 21 вид рыб, 1 вид - круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Требует уточнения количественные хаpaктеристики многих групп беспозвоночных животных. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу – 3 вида.

Показ презентации: Приложение 1.

Слайд 2: Кавказский государственный биосферный заповедник - "резервуар" уникальной природы Западного Кавказа. Расположен он в координатах: 44-45,5 градусов северной широты и 40-41 градус восточной долготы. Ландшафт заповедника хаpaктеризуется отметками 260 - 3360 метров над уровнем моря. Заповедные земли расположены на территории Краснодарского края (Сочи, Мостовской район), Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской республики Российской Федерации, вплотную примыкает к границам Республики Абхазия. Непосредственно в Сочи (Хоста), в трех километрах от морского побережья находится заповедная тисо - самшитовая роща.
Общая площадь заповедных территории 280335 га.

Слайд 3: Географическое положение региона, близость теплого Черного моря, Главный Кавказский хрeбeт обусловили формирование на территории заповедника различных климатов - от влажного субтропического до сурового высокогорного. А вообще территория заповедника хаpaктеризуется большим разнообразием климатических условий. 62 процента территории заповедника занято лесами, луга занимают 21 процент площади, снежно-скальные ландшафты занимают 16 процентов, и около 1 процента территории приходится на реки и озера.

Слайд 4: Флора Кавказского заповедника насчитывает около 3000 видов, из которых более половины сосудистые растения. В составе дендрофлоры - 165 видов, из них 142 - листопадных, 16 - вечнозеленых лиственных и 7 - хвойных. Реликтовых видов - 22 процента, эндемичных - 24 процента от общего числа видов. Высокогорная флора включает 819 видов травянистых растений, из которых 287 - эндемики. В Красную книгу России занесено 30 видов редких и исчезающих растений. Фауна Кавказского заповедника насчитывает около 70 видов млекопитающихся, 241 вид птиц, в том числе 112 гнездящихся, 10 видов земноводных, 19 видов пресмыкающихся, 18 видов рыб. В Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных, в Международную Красную книгу - 3 вида.

Слайд 5: Папоротник является реликтовым растением- это означает, что он произрастает на территории нашего края, как пережиток флоры минувших геологических эпох. Много лет растение произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле-августе, используется в народной медицине. Рододендрон понтийский вечнозеленый реликтовый кустарник, который произрастает от уровня моря до высоты 2000 м. Цветет в апреле-июне иногда второй раз осенью, является лекарственным растением. Нуждается в охране. Еще не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса лекарственный Цикламен Черкесский. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Цветок нуждается в охране.

Слайд 6: Зимовник или морозник кавказский многолетнее вечнозеленое растение. Свое название он получил, потому что цветет зимой. Он тоже является лекарственным, поэтому массовая заготовка его для продажи и разрушение мест обитания привели к резкому сокращению его запасов. Требуется запрет на продажу его цветов. В марте в лесу цветут лилии и ароматная Примула. Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные садоводы выкапывают примулу и пересаживают в свои сады. В настоящее время этому цветку грозит полное уничтожение. Касатиковые (Ирисовые) уязвимый вид. Эндемик Предкавказья.
Распространение: Встречается малочисленными популяциями в Краснодарском, Ставропольском краях, в Чечено-Ингушетии и в Дагестане. Лимитирующие факторы: Сбор на букеты и выкопка корневищ садоводами-любителями для переноса в сады.

Слайд 7: Тюльпан Биберштейна. Кавказский биосферный заповедник. Очень редкий эндемичный вид белого колокольчика - колокольчик Лескова Campanula leskovii. Это очень красивое, но ядовитое многолетнее растение, которое цветет в лесах нижнего и среднего пояса гор в мае-июне. Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.

Слайд 8-9: Ознакомительные слайды о Кавказском биосферном заповеднике. Кавказский заповедник представляет собой выдающийся пример ненарушенного протекания природных процессов.
Он - один из центров, где из-за особенностей климата, обусловленного понижением западной части Главного Кавказского хребта, сохранились реликтовые растения - представители древней третичной флоры Кавказа (тис, понтийский рододендрон, лавровишня, пробковый дуб, граб и др.).
Своеобразие кавказскому лесу придают лианы, папоротники, орхидеи, здесь большое число декоративных растений. Один из многих уникальных объектов заповедника - гора Магишо (3161 м.). Здесь тысячелетиями сохраняются степные виды растений и животных.
Флора заповедника насчитывает около 3000 видов. Здесь 165 видов деревьев и кустарников, в том числе 16 - вечнозеленых лиственных и 7 хвойных.
Это - единственная территория обитания некоторых крупных млекопитающих, таких, как зубр, западно-кавказский тур, кавказский благородный олень, подвид бурого медведя и др. Обширная площадь заповедника позволяет сохранять репродуктивно и эволюционно-способные популяции.
Большую эстетическую ценность представляют разнообразные ландшафты заповедника.

Слайд 10: По данным ученых осталось: тис ягодный 199 веток. иглица колхидская 11 622 веток; подснежник Воронова 300 экземпляров растений; морозник кавказский 12 665 экземпляров растений; цикламен кавказский 30 430 экземпляров растений.

Слайд 11-12: Богат и животный мир заповедника, включающий 74 вида млекопитающих: горный зубр, кубанский тур, кавказский благородный олень, косуля, кабан, кубанский волк, медведь, рысь, шакал, лисица, кавказский барсук, кавказская выдра, кавказский лесной кот, лесная и каменная кyницы и др. Гордость заповедника – могучие зубры.

Слайд 13: Наиболее уязвимым звеном природных экосистем заповедника являются крупные млекопитающие: зубр, благородный олень, бурый медведь, западно-кавказский тур, серна, переднеазиатский леопард, рысь, косуля и кабан. В середине 80-х гг. прошлого века обозначилась тенденция снижения численности крупных млекопитающих. Приняло беспрецедентные масштабы лесное и охотничье бpaконьерство. Снижение численности животных значительно усилило уязвимость популяций не только к антропогенным, но и естественным факторам среды. До настоящего времени бpaконьерство продолжает оставаться одной из основных проблем Кавказского заповедника.

Слайд 14: Наиболее критическая ситуация сложилась с популяцией зубра. По учетам 2003 г., на территории заповедника обитает 150 зубров. Интенсивное снижение численности зубра вызвано увеличением масштабов бpaконьерства, а также нeблагоприятными условиями зимовки, складывающимися в последние годы на Северном Кавказе.

Слайд 15-16: В орнитофауне – 241 вид: кавказский тетерев, кавказский улар, белоголовый сип, гриф, бородач, беркут и др., в том числе 112 гнездящихся видов.

Слайд 17-20: Информационные слайды о Кавказском биосферном заповеднике.

Слайд 21:Кавказский государственный природный биосферный заповедник — один из старейших в России. Учрежден в мае 1924 года декретом Совнаркома. Известен же еще с 1888 года — с “великокняжеской кубанской охоты”. Это самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Расположен по обе стороны Главного Кавказского хребта. Включает в себя все ландшафтные зоны Большого Кавказа. Отличается высоким биоразнообразием: три тысячи редких видов растений, 70 видов млекопитающих, 241 вид птиц и 18 видов рыб. А главная гордость — с трудом восстановленная популяция горных зубров. В 1999 году заповедник включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО — это высший природоохранный статус мирового значения. Кавказский заповедник за годы своей деятельности стал одной из крупнейших научно-исследовательских природных лабораторий мира. С 1984 г. в заповеднике функционирует биосферная высокогорная станция “Джуга”, включенная в Международную программу комплексного мониторинга, основной целью которого является определение и прогнозирование состояния экосистем и их изменений под влиянием антропогенной нагрузки.

Заповедник играет ведущую роль в сохранении уникальных горных ландшафтов Северного Кавказа.

 Дискуссия (о необходимости охраны природы):

Как влияет хозяйственная деятельность человека на флору и фауну Черного моря в районе поселка Большой Утриш?

Ответ: Уникальные средиземноморские экосистемы Утриша имеют мировое значение. Они чрезвычайно уязвимы и в последние десятилетия происходит их стремительная деградация в результате хозяйственной деятельности и неупорядоченной рекреации. Это грозит обернуться утратой уникального биологического и ландшафтного биоразнообразия можжевелово-фисташковых редколесий Утриша. Здесь планируют создать развитую курортную зону. Это приведет к массовой вырубке реликтовых лесов, изменению ландшафтов и полному преобразованию уникальных природных комплексов. Территория представляет собой вековой можжевеловый лес. Этот один из наиболее интересных в природном отношении участков на Большом Утрише. Не трудно догадаться, что станет с этим лесом, с уникальной флорой и фауной и ландшафтами в результате строительств. Мы считаем, что необходимо провести мероприятия, которые позволят сохранить уникальную природу этой местности .

2.На основании какого закона, создан зоологический заказник в нашем районе и какие мероприятия проводятся для охраны природы? Ответ. Законом, на основании которого создан наш заказник является Постановление Главы Администрации края от 02.12. 1999года №852 “Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края”. “…Организовать на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники “Калининский”, “Тихорецкий”, “Причерноморский”.

В нашем районе производится постоянный контроль за работой промышленных предприятий на предмет выброса в атмосферу вредных веществ. Проводится работа по озеленению населённых пунктов, создаются новые парки, высаживается очень много деревьев и кустарников. С ранней весны, до глубокой осени своим цветением нас радуют сотни цветов на улицах нашего города. Усилен контроль за производством и применением пестицидов, гербицидов, удобрений, оказывающих вредное влияние на живые организмы.

Викторина:

  1. Почему в реке Челбас не водится форель? (Форель водится в чистых горных реках, а река Челбас таковою не является).
  2. Какую самую большую в мире птицу выращивают в станице Хоперской? (Страус).
  3. Почему необходимо охранять Цикламен Черский? ( Так как, это лекарственное и очень красивое растение, его уничтожают на букеты и выкапывают луковицы. Он занесен в Красную книгу и нуждается в охране).
  4. Какая птица находится под охраной в зоологическом заказнике нашего района? (Фазан).
  5. Когда был основан Кавказский биосферный заповедник? (В мае 1924 года).
  6. Какую часть биосферного заповедника занимает лес?(22% площади) .
  7. Какая рыба, которую теперь называют реликтовой, смогла выжить при осолонении морской воды, прячась в дельтах рек? ( Это знаменитый азово-черноморский осётр) .
  8. Какое могучее животное, которое появилось в глубокой древности, пpaктически исчезло в 20 веке и восстанавливается сейчас в Кавказском биосферном заповеднике? (Зубр).
  9. Какой свирепый хищник - брюхоногий моллюск, который прибыл сюда из Тихого океана в 1947 году, съел всех гребешков и почти всех устриц в Черном море, теперь уничтожает других двустворчатых моллюсков? ( Рапан).
  10. Почему брюхоногий - моллюск рапан сильно размножился в черном море? (Сильно расплодиться здесь он смог благодаря тому, что в Черном море нет его главных естественных врагов - морских звезд: они поедают рапанов на их родине - в Тихом океане).

Этот урок мне бы хотелась закончить стихами С. Островского

  • Как это страшно - умиранье рода,
    Всех поголовно, всех до одного,
    Когда опустошенная природа
    Уже не в силах сделать ничего.
    И поползет проказа запустенья,
    И пересохнут ниточки воды.
    И птицы вымрут.
    И падут растенья.
    И зверь не обойдет своей беды…
    Земля защиты требует.
    Защиты!

Она спасенья просит у людей.

Задумайтесь! И помните Вы тоже частичка живой природы и в ваших силах спасти эти прекрасные цветы, реликтовые деревья, редких животных

Приложение 2.

При подготовке к уроку использовались:

1.Фотографии природы, выполненные детьми, и оформлены в виде газет.

2.Литература:

  • Т.И. Бурлаченко,
  • К.П. Казарян “Методические разработки по Кубановедению”
  • Большая Советская энциклопедия
  • В.И. Голиков “Фауна Кубани: видовой состав и экология”
  • Материал из книги, выпущенной в честь 80-летия КГПБЗ творческим коллективом сотрудников “Книга памяти наших сердец”.
  • Доклад ГУПР "О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2003 г."


Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

06 07 2022 14:29:27

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

05 07 2022 15:15:36

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла


    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках естественно-научного цикла

      О необходимости и особенностях использования ИКТ на уроках естественно-научных дисциплин....

04 07 2022 15:19:21

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

03 07 2022 12:50:15

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

02 07 2022 23:24:58

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

01 07 2022 3:52:37

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

30 06 2022 19:58:53

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

29 06 2022 16:54:20

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

28 06 2022 2:23:53

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

27 06 2022 20:51:52

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

26 06 2022 6:43:13

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

25 06 2022 15:46:25

Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах


    Реализация экологического компонента на уроках биологии в 6–8-х классах

      Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...

24 06 2022 2:53:14

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

23 06 2022 23:18:20

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

22 06 2022 5:55:28

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

21 06 2022 1:41:58

Творческая роль естественного отбора

Творческая роль естественного отбора Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

20 06 2022 12:17:43

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

19 06 2022 0:54:17

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

      Урок биологии в 6-м классе по теме «Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в хаpaктере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

18 06 2022 16:37:52

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

17 06 2022 17:19:43

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

16 06 2022 9:52:23

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

15 06 2022 0:28:42

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

14 06 2022 13:37:30

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

13 06 2022 16:51:19

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"


    Методическая разработка интегрированного урока (русский язык + биология) на тему "Н–НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

      Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....

12 06 2022 18:28:12

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

11 06 2022 2:59:15

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

10 06 2022 10:10:24

Животный мир и хозяйственная деятельность человека


    Животный мир и хозяйственная деятельность человека

      Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

09 06 2022 18:14:47

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

08 06 2022 10:35:46

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

07 06 2022 0:20:21

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

06 06 2022 17:49:32

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

05 06 2022 21:28:16

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

04 06 2022 10:31:16

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

03 06 2022 10:11:28

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

02 06 2022 14:46:23

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

01 06 2022 9:33:48

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

31 05 2022 17:20:34

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

30 05 2022 19:59:33

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и пpeдoxpaняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

29 05 2022 18:23:53

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

28 05 2022 19:53:21

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

27 05 2022 12:22:51

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

26 05 2022 17:12:34

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

25 05 2022 9:49:10

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

24 05 2022 18:55:13

Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"

      Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....

23 05 2022 17:52:12

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

22 05 2022 13:52:24

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

21 05 2022 18:53:16

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"


    Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

20 05 2022 15:35:13

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

19 05 2022 18:35:44

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

18 05 2022 12:34:51

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::