Урок-прогноз "Путь к долголетию"
Пояснительная записка
Каждый хочет прожить долгую жизнь и не болеть. Очень часто люди бездумно относятся к своему здоровью, а затем приходится расплачиваться плохим самочувствием, болезнями и преждевременной старостью. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья это одна из проблем современного общества. Ведущая идея внедрения эффективных здоровьесберегающих технологий в образовании -“Здоровье - основа развития личности”.Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование. Роль учителя способствовать формированию культуры здоровья у школьников.
Образовательные цели:
- побудить подрастающее поколение изучать свой организм, укрепить здоровье;
- научиться анализировать свой образ жизни, выявлять причины нарушений в работе основных систем человеческого организма, дать понятие о мерах профилактики заболеваний;
- формировать умение рационально использовать время труда и отдыха;
- научить правилам сохранения правильной осанки, зрения, рационального питания;
- сформировать убеждение о необходимости соблюдения здорового образа жизни.
Развивающие цели:
- развивать стремление соблюдать режим дня, правило гигиены, умение избегать конфликтных ситуаций при общении с другими людьми, совершенствование психических качеств личности;
- развивать умение дорожить здоровьем, неприязненное отношение к вредным привычкам;
- развивать наблюдательность, навыки самонаблюдения, самоанализа; навык правильной самооценки,
- развивать умение проводить пpaктические исследования;
- развивать умение работать с научной, дополнительной, занимательной литературой по предмету изучения периодической печати, анализа полученных сведений от средств массовой информации;
- развивать навык творческого применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях.
Воспитательные цели:
- осуществлять гигиеническое воспитание, способствовать формированию здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека;
- воспитывать любовь к самому себе, желание прожить достойную, полноценную жизнь,
- воспитывать чувство дисциплинированности, уважительного отношения к себе, окружающим;
- осуществлять эстетическое воспитание, развивать эстетический вкус детей.
Оборудование: зеркала (по количеству учащихся), продукты питания, компьютер, мультимедийный проектор, табличные данные, листы прогнозирования.
Ход урока
Стадия вызова
Эпиграф урока
“Природа дала в распоряжение человека естественные способы оздоровления, с помощью которых он может восстанавливать здоровье, получать силу, продлевать молодость и жизнь. Она наделила человека разумом, способным постичь любые знания! Когда человек использует свой разум, Природа одобрительно улыбается ему. Когда же человек им не пользуется, она стоит рядом с безграничным терпением и состраданием. Ждёт, пока он поумнеет”.
Генеша
Стадия осмысления новой информации
1 этап
Говорят, что теория – это когда известно “ПОЧЕМУ”, но не ясно “КАК”; а пpaктика – это когда известно “КАК”, но неизвестно “ПОЧЕМУ”. Слияние теории и пpaктики должно позволить не только понять, объяснить, но и повлиять, изменить. Довольно часто во многих жизненных ситуациях мы сталкиваемся с последствиями своей деятельности, не задумываясь об их истинной причине. А предотвращать причины бывает уже поздно.
В настоящее время одна из перспективных научных разработок в биологии - область поиска способов по продлению жизни человека. Ещё в 1987 году на первой Всемирной ассамблее по здравоохранению, которая проходила в Вене, были определены “источники” для продления жизни.
Задание №1.Из предложенных вам названий этих источников составьте системообразующую схему (методика “круги Эйлера”). урок прогноз.ppt (слайд №8)
В: Что нового мы узнали?
Мы все прекрасно знаем “источники долговечности”, понимаем важность выполнения рекомендаций ученых, врачей. Мы знаем “как” и понимаем “почему” их нужно соблюдать. А следует ли человек известным теоретическим нормам?
2 этап
Сегодня на занятии мы попытаемся представить, что нас может ожидать в будущем, изучив свой образ жизни.
(Учащимся предлагается все наблюдения и измерения фиксировать в листах прогнозирования.) урок прогноз.ppt (слайд № 9)
В: О состоянии здоровья человека можно судить по многим признаками, и не всегда вовремя мы понимаем эти сигналы нашего организма. Назовите их. урок прогноз.ppt (слайд №10)
Задание №2.Внешние признаки часто являются определяющими. Тест “Покажите язык”.урок прогноз.ppt (слайд №11,12,13)
Диагностика заболеваний специалистами должна быть подтверждена несколькими фактическими данными.
Статистические данные свидетельствуют о том, что такие заболевания как миопия (близорукость) и искривление позвоночника диагностируются одновременно у одних и тех же людей.
Задание №3. Проведем такой эксперимент. Попробуйте четко увидеть указательный палец на расстоянии вытянутой руки и медленно приближайте его. Скоро вы почувствуете напряжение шейно-затылочных мышц.
В: Какой вывод можно сделать в ходе данного эксперимента?
Действительно между работой органов зрения и мышц шеи существует прямая зависимость. Если не соблюдать правила работы с текстом (например, расположение глаз не менее 30 см. от рассматриваемого объекта), то формируется так называемый “рефлекс склоненной головы”.
В настоящее время для восстановления здоровья медицина предлагает использовать и различные техники аутотренинга.
Включите спокойную, расслабляющую мелодию. Закройте глаза. Повторяйте вслух:
“Кровь хорошо омывает глазное дно”
“Глазное дно приятно тёплое”
“Я смотрю легко, вижу ясно и отчетливо”
Почувствуйте, как ваши глаза наполняются силой и энергией.
3 этап
Многие из нас занимаются спортом, но не всегда систематично. Достаточно простой тест поможет ответить на вопрос “А результативно?”
Задание№4. Требуется простоять в течение 1 минуты в позе “Ласточка”. (Все учащиеся выходят в центр класса и выполняют упражнение).
В:Почему достаточно сложно зафиксировать данное положение тела?
Действительно это упражнение хаpaктеризует развитие всех мышц тела.
Оценить результаты вы можете, используя следующую схему: урок прогноз.ppt (слайд №14)
4 этап
Рациональное питание – основа здоровья. Нормы питания зависят от возраста и вида деятельности человека. Сегодня разнообразие продуктов питания отвечает требованиям всех вкусовых диапазонов покупателей. При покупке и употрeблении продуктов чаще всего мы оцениваем срок годности, реже их состав и калорийность. Чаще мы покупаем разрекламированную продукцию, а насколько она нам полезна…
Задание№5.Вы принесли упаковки продуктов, которые употрeбляете не менее 2 раз в неделю. По табличным данным оцените наличие:
Пищевых добавок;
Калорийность 100 г. продукта;
Суточную норму килокалорий.
Сделайте вывод о соответствии хаpaктеристик продукта вашему возрасту и физической нагрузке. урок прогноз.ppt (слайд №15, 16)
5 этап
Очень часто мы слышим поговорку: “Все болезни от нервов”. Стрессы, нервные срывы, неврозы, что служит их причиной?
Задание №6. Психическое здоровье. Тест. Обработка результатов. урок прогноз.ppt (слайд №17, 18, 19)
Рефлексия
Задание №7.Заполнить в листе прогнозирования общий вывод по полученным результатам в виде синквейна, на ваш взгляд какой должен быть “путь к долголетию”? урок прогноз.ppt (слайд №9)
Хочется верить, что данный урок заставит вас задуматься о вашем будущем.
И закончить его мне бы хотелось словами известного французского ученого:
“Чтобы достигнуть вершины отведенной нам долговечности, не следует рассчитывать ни на жизненный эликсир, ни на золото алхимиков, ни на камень бесcмepтия…., ни на каких шарлатанов и ни на каких утешителей. Искусство продлить жизнь – искусство не сократить её”.урок прогноз.ppt (слайд 20)
А. Дастр
Комментарии:
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
17 01 2025 11:44:42
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
16 01 2025 7:14:19
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
15 01 2025 6:38:16
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
14 01 2025 16:30:35
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
13 01 2025 15:11:29
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
12 01 2025 2:14:35
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
11 01 2025 22:20:51
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
10 01 2025 14:15:21
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
09 01 2025 12:53:35
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
08 01 2025 4:53:57
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
07 01 2025 19:41:32
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
06 01 2025 11:31:44
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
05 01 2025 19:15:23
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...
04 01 2025 16:14:17
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
03 01 2025 19:39:24
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
02 01 2025 3:32:47
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...
01 01 2025 22:42:36
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
31 12 2024 1:14:59
Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...
30 12 2024 8:38:57
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
29 12 2024 19:34:54
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
28 12 2024 15:36:23
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
27 12 2024 22:49:33
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
26 12 2024 10:20:43
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
25 12 2024 16:51:12
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...
24 12 2024 11:14:50
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
23 12 2024 12:48:10
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
22 12 2024 1:34:50
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
21 12 2024 0:38:44
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
20 12 2024 3:58:43
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
19 12 2024 3:26:30
Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....
18 12 2024 16:55:51
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
17 12 2024 14:56:30
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
16 12 2024 17:44:47
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
15 12 2024 2:21:24
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
14 12 2024 11:49:47
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
13 12 2024 14:14:58
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
12 12 2024 14:16:10
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
11 12 2024 16:53:39
В течение нескольких лет в ОУ творческим коллективом учителей разpaбатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа ЮНЕСКО "Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...
10 12 2024 18:52:15
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
09 12 2024 4:16:48
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
08 12 2024 7:43:57
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
07 12 2024 2:58:19
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
06 12 2024 0:53:14
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
05 12 2024 15:48:11
Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
04 12 2024 18:55:16
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
03 12 2024 21:15:30
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
02 12 2024 8:54:48
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
01 12 2024 11:22:12
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
30 11 2024 18:46:37
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
29 11 2024 21:50:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::