Лаборатория фитоинвазий    

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

Цели:

  • расширить, углубить, систематизировать знания о возникновении жизни на Земле, опираясь на материалистические представления и работы различных ученых;
  • развивать коммуникативные навыки: грамотно формулировать вопросы, находить логически-правильные ответы, работать и общаться в различных группах, уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать ответственное отношение к природе на основе знаний о роли человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования всего живого на Земле.

Оборудование:самодельные схемы, таблицы, рисунки учащихся; портреты учёных; плакаты с определениями термина « жизнь»; презентации

Подготовка к уроку

Учащиеся разбиваются на группы: журналисты, сторонники гипотезы панспермии, сторонники креационизма, сторонники биохимической эволюции, сторонники вечности жизни, сторонники самопроизвольного зарождения.

Журналисты по ходу урока готовят и задают сторонникам той или иной гипотезы (теории) вопросы, чтобы потом написать статью и выпустить газету. Сторонники разных гипотез готовят доклады по соответствующим темам и фрагменты презентаций.

Ход урока

Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено одному из фундаментальных вопросов современного естествознания – проблеме происхождения жизни. Различные аспекты этой проблемы относятся к областям химии, физики, биологии и имеют важный философский смысл.

«О, физика - наука из наук
Всё впереди, как мало за плечами
Пусть химия нам будет вместо рук
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр:
Познания всего в подлунном мире.
Тогда лишь будет ум и глаз остёр-
И знанье человеческое шире»
(Алигер «Ленинские горы»).

Мы попытаемся изложить и обсудить различные гипотезы и теории возникновения жизни, с тем, чтобы все получили представление о различии разных точек зрения на характер этого события. Большая часть соображений, на которых они основываются, умозрительны, так как воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни невозможно. Это относится и к научным, и к теологическим построениям. Следует особо отметить, что собранные учащимися данные и выведенные из них заключения соответствуют сегодняшним взглядам: эти взгляды постоянно пересматриваются, и их достоверность ограничена уровнем наших знаний в каждый данный момент.

Среди главных гипотез и теорий возникновения жизни на Земле необходимо назвать следующие:

  • креационизм;
  • самопроизвольное зарождение;
  • гипотеза стационарного состояния;
  • панспермия;
  • биохимическая эволюция.

На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. В практической деятельности мы без труда отличаем живое от неживого. Однако попытки дать строгое определение живого наталкиваются на ряд трудностей. Характеризуя живое не через один какой- либо признак, а через их совокупность, мы обнаруживаем такие объекты, которые, обладая некоторыми признаками, свойственными живым телам, не обладают другими, очень важными признаками живого. Известно несколько десятков определений « жизни». (Некоторые из них написаны на плакатах и висят на стенах. О них рассказывают учащиеся).

Ученик. Наиболее удачное определение жизни в книге « Анти – Дюринг» дал Ф.Энгельс: « Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Определение Ф.Энгельса, прекрасное по форме и глубокое по содержанию, до сих пор пользуется широким признанием. Однако после выхода книги « Анти – Дюринг» прошло более ста лет. За это время в разных областях естествознания сделаны крупные открытия. В связи с этим многие ученые считают целесообразным расширить и дополнить характеристику живого тела. Считают, например, что живые тела – открытые системы, то есть существуют до тех пор, пока в них поступает энергия в виде пищи, а отбросы выделяются в окружающую среду. Указывают, что живые тела способны к саморегуляции, то есть поддержанию относительного постоянства своего состава и свойств, самовоспроизведению, индивидуальному и историческому развитию. В связи с этим, следует привести определение живого тела, данное нашим отечественным ученым М.В Волькенштейном: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Ученик. А теперь давайте проведем сравнение живого и неживого. К свойствам живого обычно относят: обмен веществ, способность к росту, индивидуальному развитию, воспроизведению себе подобных, способность к эволюционному развитию, раздражимость, подвижность. Наличие лишь некоторых из этих свойств не является, однако, достаточным для определения жизни. Ледник или река характеризуются ростом, подвижностью, обменом веществ, развитием, но они не способны к воспроизведению себе подобных. В насыщенных растворах при внесении туда кристалла идёт образование новых кристаллов, подобных внесённому. Однако кристаллы нельзя отнести к живым телам, так как несмотря на способность к воспроизведению, они не могут эволюционировать. Звёзды, планеты, звёздные системы (галактики), рождаются, стареют и умирают, то есть эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звёзды. Но эти новые образования не будут подобны исходным. С другой стороны, мы, не задумываясь, относим к живому растения, хотя подвижность многим из них не свойственна. Таким образом, лишь комплекс свойств: раздражимость, обмен веществ, способность к росту, индивидуальному и историческому развитию, воспроизведению себе подобных - может считаться необходимым и достаточным для определения жизни.

Ученик. А теперь посмотрим ещё раз на определения « жизни», которые мы представили вашему вниманию и может быть кто – то попытается дать своё определение жизни.

  1. Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел (Ф. Энгельс, «Анти – Дюринг»)
  2. Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии (К. Гробстейн)
  3. Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот (М. В. Волькенштейн)
  4. Жизнь – это особая, наиболее сложно организованная форма движения материи, возникшая на определенном этапе ее развития, и представленная в виде живых систем – организмов (А.И. Опарин)
  5. Жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма (Аристотель)
  6. Жизнь - «химическая функция» (А. Л. Лавуазье)
  7. Жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» (Г. Р. Тревиранус).
  8. Жизнь - это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии.

Учитель. Пришло время познакомить вас с ответом на вопрос « Как возникла жизнь на Земле?»

Свой ответ вам представляют сторонники креационизма (выступление учащихся).

Вопросы журналистов. Согласно вашей гипотезы наша планета Земля и все её обитатели созданы богом или каким-либо другим сверхестественным существом. А зачем это было нужно? Из вашего выступления следует, что Библия – это завет людям. А каково ваше отношение к этой книге? Вы руководствуетесь в жизни теми заповедями, которые в ней даются?

Учитель. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту гипотезу.

В качестве альтернативы креацианизму в древнем Китае, Вавилоне и Египте была распространена гипотеза самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. Послушаем сторонников этой гипотезы (выступление учащихся).

Вопросы журналистов. Ван Гельмонт, весьма знаменитый и удачливый ученый, описывая свой опыт, допустил ошибку, назвав срок три недели. Как вы думаете, почему это можно назвать ошибкой? В чем состояло, по-вашему мнению, исходное представление Реди? (Он подверг сомнению идею спонтанного зарождения.) Какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в опытах Спалланцани? (Образование спор). К каким практическим достижениям привели теоретические споры по проблеме происхождения жизни? (научный спор Спалланцани и Нидхэма натолкнул на мысль о возможности консервации продуктов, а в результате спора Пастера и Пуше возникла пастеризация. Доказав микробную основу инфекционных заболеваний, Л. Пастер заложил фундамент для создания английским хирургом Дж. Листером теории антисептики, после чего в медицине начала применяться стерилизация ран и хирургических инструментов).

Учитель. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только гипотеза стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос. Слушаем сторонников этой гипотезы (выступление учащихся).

Вопросы журналистов. Вы в своем выступлении сослались на метод радиоактивного распада, применяемый при определении возраста Земли. В чем его суть? (за каждые 100 мл. лет из 1кг. урана независимо от внешних условий остается 985г., а образуется 13г. свинца и 2г. гелия. Определив количество свинца и гелия в пробе породы, можно установить геологический возраст).

Учитель. Еще одна гипотеза не предлагает никаких механизмов для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о её внеземном происхождении. Это гипотеза панспермии. Сторонники данной гипотезы, ваша очередь (выступление учащихся).

Вопросы журналистов. Что вам известно о возможности существования жизни на других планетах? (При помощи космических приборов были получены подробные снимки поверхности, свидетельствующие о том, что Меркурий - безжизненная планета. Венера обладает атмосферой, которая состоит из углекислого газа, не пропускающего теплового излучения от поверхности Венеры. Поэтому температура поверхности этой планеты 400°С. При такой температуре не могут существовать вода в жидком состоянии и органический материал. На поверхности Венеры жизнь невозможна. В результате исследовательских работ, проведенных на Марсе космическими аппаратами «Викинг-1» и «Викинг-2», положительные результаты получены не были. Хотя ученые считают, что места посадки для этих аппаратов были выбраны неудачно. Поэтому исследование Марса продолжается).
Учитель.Наиболее плодотворной оказалась гипотеза биохимической эволюции. Важным здесь явилось предположение А.И.Опарина, что атмосфера первичной Земли была не такой как сейчас и первым шагом на пути возникновения жизни на Земле стала химическая эволюция.

(Выступление учащихся).

Учитель. Предположение А.И.Опарина получило щирокое признание и было подтверждено экспериментами. Особую известность получили опыты С.Миллера (1955) (выступление учащихся).

Учитель.Результаты этих экспериментов подтвердили справедливость предположений А.И.Опарина и доказали, что ещё до возникновения жизни на поверхности Земли химическим путем могли образоваться вещества, входящие в живые системы. А затем началась биологическая эволюция с концентрирования органических веществ (выступление учащихся).

Учитель. Хотя эту гипотезу, перешедшую в ранг теории, признают очень многие ученые, астроном Фред Хойл высказал мнение, что мысль о возникновении живого в результате описанных выше случайных взаимодействий молекул «столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747».

Вопросы журналистов. Могли ли простейшие органические соединения образоваться в космосе и попасть на первичную Землю? За счет какой энергии происходил синтез первых органических соединений на Земле? (Ультрафиолетовое излучение Солнца). Какие требования должны быть предъявлены к органическим молекулам, чтобы химическая эволюция могла перейти в биологическую? (Возникновение механизма воспроизведения себе подобных и наследования свойств предыдущих поколений). Какие характерные черты живых организмов вы видите у коацерватов? (Рост и обмен веществ с окружающей средой).

Учитель. Трудно сказать, каковы были первые исходные для всего живого формы организмов. По-видимому, возникая в различных частях планеты, они отличались друг от друга. Какова же была природа самых первых организмов, узнаем из выступления учащихся (выступление учащихся).

Учитель. Если сейчас на Земле где-нибудь в районах интенсивной вулканической деятельности и могут возникнуть достаточно сложные органические соединений, то вероятность сколько-нибудь продолжительного существования этих соединений ничтожна. Они немедленно будут окислены или использованы гетеротрофными организмами. Это понимал ещё Ч.Дарвин, в 1871 году он писал: «Но если бы сейчас (ах какое большое если!) в каком-либо тёплом водоёме, содержащем все необходимые соли аммония и фосфора и доступном воздействию света, тепла, электричества и т.п., химически образовался белок, способный к дальнейшим, всё более сложным преобразованиям, то это вещество немедленно было бы разрушено или поглощено, что было невозможно в период до возникновения живых существ». В настоящее время живое происходит от живого. Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.

Ученик. Несмотря на всё сказанное выше, проблема возникновения жизни остаётся нерешенной, и при всех огромных успехах биологии, химии, физики ответы на вопросы носят умозрительный характер. Вам был предложен в упрощенном виде сплав из имеющихся гипотез. Гипотезы, которая могла бы стать «руководящей» и превратиться во всеобъемлющую теорию, пока нет.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

24 09 2020 6:35:19

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

Урок изучения нового материала, урок-практикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

23 09 2020 19:49:20

Кровь

Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

22 09 2020 20:22:40

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

21 09 2020 0:21:11

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

20 09 2020 5:11:22

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

19 09 2020 1:11:17

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

18 09 2020 8:29:41

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

Внеклассное мероприятие " Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Команды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает команду из 5 человек. Команда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члены жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы своей команде. ...

17 09 2020 21:19:37

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире. ...

16 09 2020 4:31:32

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме « Опорно-двигательная система». Урок является примером использования интерактивного пособия « Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

15 09 2020 18:44:36

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

14 09 2020 17:43:42

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

13 09 2020 21:18:44

Учебно-полевая практика "Растительный мир улуса"

Назначение практики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

12 09 2020 19:52:36

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

11 09 2020 22:10:28

Интегрированные уроки биологии и физической культуры

Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

10 09 2020 9:27:45

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

09 09 2020 19:28:54

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить практические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

08 09 2020 8:59:15

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

07 09 2020 21:22:53

Проект-исследование "Биологические формы поведения паука-кругопряда"

В статье вы познакомитесь с пауками, их общей характеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, половой и оборонительной деятельностью. ...

06 09 2020 20:30:57

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

05 09 2020 15:11:40

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством З У Н учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

04 09 2020 18:32:20

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

03 09 2020 21:27:36

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

02 09 2020 8:31:46

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

01 09 2020 23:58:44

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры « Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

31 08 2020 18:13:20

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые характерные признаки ближайших родственников поэта и отрабатывают навыки работы в С У Б Д MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания характеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

30 08 2020 11:35:43

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В. В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

29 08 2020 17:42:56

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую практику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

28 08 2020 3:33:30

Работа сердца

Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме " Работа сердца"....

27 08 2020 2:19:49

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

26 08 2020 6:58:45

Методическая разработка открытого урока по биологии в 5-м классе на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....

25 08 2020 8:20:42

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок на тему " Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы " Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

24 08 2020 5:46:12

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Интеллектуальная игра по биологии и экологии " Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического К В Н или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

23 08 2020 17:44:27

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

22 08 2020 20:25:19

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе « Родная природа» в разделе « Животный мир Кировской области», тема « Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы « Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

21 08 2020 8:35:55

Обобщающий урок "Опорно-двигательная система"

Урок завершает изучение темы " Опорно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

20 08 2020 11:33:28

Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"

Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...

19 08 2020 13:49:53

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

18 08 2020 23:54:28

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

17 08 2020 12:57:28

Зеленые насаждения и их роль в селе Черный Яр

Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...

16 08 2020 11:26:24

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

15 08 2020 19:25:38

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

14 08 2020 8:49:47

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания характеристик классов членистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

13 08 2020 1:28:41

Сон и его значение

Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....

12 08 2020 6:13:14

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

11 08 2020 2:51:19

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

10 08 2020 16:58:58

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного пространства через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М. М. Пришвина « Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

09 08 2020 23:29:24

Конспект урока "Этапы эволюции человека"

Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спорных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

08 08 2020 21:36:17

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

07 08 2020 6:16:18

Разработка урока по биологии по теме "Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные"

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения членистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Ракообразных....

06 08 2020 12:26:59

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

05 08 2020 10:25:47

Как не надо сдавать экзамен ЕГЭ biologia's Blog

Хочу сегодня поделиться очень важной мыслью, она касается того как не надо сдавать экзамены. Дело в том, что вчера ко мне пришла ученица 11 класса, она недавно получила результаты репетиционного эк…...

04 08 2020 16:29:59

Природа – дом, в котором мы живём!

Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углублять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

03 08 2020 0:53:17

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

02 08 2020 22:21:17

Урок биологии по теме «Общая характеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к Е Г Э. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

01 08 2020 19:28:19

Урок биологии по теме "Органы дыхания: строение и функции". 8-й класс

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интерактивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....

31 07 2020 6:52:21

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

30 07 2020 13:16:47

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

29 07 2020 6:52:11

Тема урока "Кожа – наружный покровный орган"

Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В. В. Пасечника, по учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша, И. Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....

28 07 2020 7:31:39

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

27 07 2020 19:44:24

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме " Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

26 07 2020 19:41:38

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

25 07 2020 8:35:34

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

24 07 2020 8:40:51

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

23 07 2020 23:21:55

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской С Э С, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

22 07 2020 6:16:59

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

21 07 2020 6:45:17

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

20 07 2020 16:41:47

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

19 07 2020 17:55:54

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

18 07 2020 17:22:15

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

17 07 2020 0:28:13

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

16 07 2020 13:57:31

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

15 07 2020 17:13:57

Урок по теме «Класс пиявки»

Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

14 07 2020 16:31:58

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

13 07 2020 1:21:48

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

12 07 2020 23:10:32

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, практические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

11 07 2020 4:54:49

Личностно ориентированный урок по биологии

При изложении курса " Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....

10 07 2020 3:26:40

Урок-конференция "Человек на Земле"

Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

09 07 2020 18:56:54

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по У М К Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

08 07 2020 10:44:37

Тема урока: "Строение растительной клетки"

Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

07 07 2020 1:20:16

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения З О Ж в системе П П П способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

06 07 2020 9:49:47

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса « Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

05 07 2020 13:43:58

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

04 07 2020 17:16:39

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

03 07 2020 12:25:52

Урок с использованием ИКТ "Способы размножения растений"

На уроке формируются биологические понятия "половое, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "спермий", "сперматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....

02 07 2020 3:53:47

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма"

Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....

01 07 2020 1:30:13

По следам эволюции

Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы " Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

30 06 2020 5:38:37

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

29 06 2020 2:16:55

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

28 06 2020 5:34:31

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

27 06 2020 9:41:14

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

26 06 2020 15:35:42

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

25 06 2020 5:13:18

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

24 06 2020 0:25:10

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Клетки разных организмов имеют свои характерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

23 06 2020 9:56:30

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи « Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие У У Д, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

22 06 2020 0:40:16

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

21 06 2020 10:55:10

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

20 06 2020 21:10:33

Классификация цветковых растений. 6-й класс

Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....

19 06 2020 2:39:27

Класс двудольные. Семейство "Пасленовые"

Урок ботаники для 6-го класса по семейству « Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....

18 06 2020 18:10:59

Описание открытого урока "Царство Грибы"

Урок проводится в 7-м классе, после темы " Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы " Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование И К Т на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

17 06 2020 23:25:16

Кровеносная система

В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

16 06 2020 4:42:54

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

15 06 2020 8:56:20

Экологическими тропами родного края

Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

14 06 2020 1:12:42

Элективный курс для девочек 7–9-х классов "Жемчужина Вселенной"

Через реализацию данной программы обеспечивается половое воспитание девочек-подростков. Половое воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы морального, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....

13 06 2020 15:50:18

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

12 06 2020 13:24:57

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел " Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

11 06 2020 2:32:53

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

10 06 2020 23:24:48

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

09 06 2020 5:15:50

Исследовательская работа "Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии"

В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....

08 06 2020 5:50:33

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

07 06 2020 10:49:59

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

06 06 2020 14:58:50

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

05 06 2020 20:35:24

Вид. Признаки вида

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

04 06 2020 8:11:36

К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

Научные исследования и школьная практика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и М Х К. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии. ...

03 06 2020 7:57:40

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

02 06 2020 22:49:39

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на практике. ...

01 06 2020 16:59:57

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

31 05 2020 12:55:33

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

30 05 2020 14:44:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

29 05 2020 15:33:56

Внеклассное занятие "Не допустить беды"

Цель мероприятия: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствий....

28 05 2020 6:50:12

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

27 05 2020 12:26:48

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

26 05 2020 8:10:46

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

25 05 2020 20:29:50

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

24 05 2020 14:11:33

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

23 05 2020 19:31:52

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

22 05 2020 9:25:59

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса " Влияние курения на организм человека". ...

21 05 2020 17:54:54

Основные этапы развития жизни на Земле

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

20 05 2020 2:47:44

Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, характеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем " Мхи", " Папоротники", " Голосеменные растения". ...

19 05 2020 11:44:27

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

18 05 2020 19:18:23

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

Данный урок является первым в теме « Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В. В. Пасечника « Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства « Дрофа»....

17 05 2020 11:39:59

Роль собаки в жизни человека

В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

16 05 2020 17:43:16

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

15 05 2020 8:24:47

Интегрированный урок (физкультура + биология) по теме "Познавательно-развлекательные зоологические забеги"

Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость. ...

14 05 2020 9:19:28

"Светик, пушистое солнышко"

В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....

13 05 2020 3:27:10

Тема урока: "Космическая роль растений"

Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

12 05 2020 17:31:46

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок " Работа с текстом научного стиля " Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение. ...

11 05 2020 2:20:20

Мероприятие "Суд над табаком"

Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

10 05 2020 14:33:52

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

09 05 2020 11:27:37

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую характеристику бесполого размножения; определить практическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

08 05 2020 2:58:44

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

Урок " Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы " Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

07 05 2020 22:51:21

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

06 05 2020 17:29:14

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

05 05 2020 4:46:43

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

04 05 2020 23:30:19

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует Ф Г О С второго поколения....

03 05 2020 23:47:53

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

02 05 2020 23:46:10

Химический состав клетки. 5-й класс

Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

01 05 2020 13:30:31

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется практическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

30 04 2020 9:14:11

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

29 04 2020 6:49:36

Биосфера. 9-й класс

Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема " Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

28 04 2020 7:11:44

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)