Тема урока "Возникновение жизни на Земле"
Цели:
- расширить, углубить, систематизировать знания о возникновении жизни на Земле, опираясь на материалистические представления и работы различных ученых;
- развивать коммуникативные навыки: грамотно формулировать вопросы, находить логически-правильные ответы, работать и общаться в различных группах, уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать ответственное отношение к природе на основе знаний о роли человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования всего живого на Земле.
Оборудование:самодельные схемы, таблицы, рисунки учащихся; портреты учёных; плакаты с определениями термина « жизнь»; презентации
Подготовка к уроку
Учащиеся разбиваются на группы: журналисты, сторонники гипотезы панcпepмии, сторонники креационизма, сторонники биохимической эволюции, сторонники вечности жизни, сторонники самопроизвольного зарождения.
Журналисты по ходу урока готовят и задают сторонникам той или иной гипотезы (теории) вопросы, чтобы потом написать статью и выпустить газету. Сторонники разных гипотез готовят доклады по соответствующим темам и фрагменты презентаций.
Ход урока
Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено одному из фундаментальных вопросов современного естествознания – проблеме происхождения жизни. Различные аспекты этой проблемы относятся к областям химии, физики, биологии и имеют важный философский смысл.
«О, физика - наука из наук
Всё впереди, как мало за плечами
Пусть химия нам будет вместо рук
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трёх сестёр:
Познания всего в подлунном мире.
Тогда лишь будет ум и глаз остёр-
И знанье человеческое шире»
(Алигер «Ленинские горы»).
Мы попытаемся изложить и обсудить различные гипотезы и теории возникновения жизни, с тем, чтобы все получили представление о различии разных точек зрения на хаpaктер этого события. Большая часть соображений, на которых они основываются, умозрительны, так как воспроизвести в сколько-нибудь наглядном виде события, происходившие при возникновении жизни невозможно. Это относится и к научным, и к теологическим построениям. Следует особо отметить, что собранные учащимися данные и выведенные из них заключения соответствуют сегодняшним взглядам: эти взгляды постоянно пересматриваются, и их достоверность ограничена уровнем наших знаний в каждый данный момент.
Среди главных гипотез и теорий возникновения жизни на Земле необходимо назвать следующие:
- креационизм;
- самопроизвольное зарождение;
- гипотеза стационарного состояния;
- панcпepмия;
- биохимическая эволюция.
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. В пpaктической деятельности мы без труда отличаем живое от неживого. Однако попытки дать строгое определение живого наталкиваются на ряд трудностей. Хаpaктеризуя живое не через один какой- либо признак, а через их совокупность, мы обнаруживаем такие объекты, которые, обладая некоторыми признаками, свойственными живым телам, не обладают другими, очень важными признаками живого. Известно несколько десятков определений « жизни». (Некоторые из них написаны на плакатах и висят на стенах. О них рассказывают учащиеся).
Ученик. Наиболее удачное определение жизни в книге « Анти – Дюринг» дал Ф.Энгельс: « Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Определение Ф.Энгельса, прекрасное по форме и глубокое по содержанию, до сих пор пользуется широким признанием. Однако после выхода книги « Анти – Дюринг» прошло более ста лет. За это время в разных областях естествознания сделаны крупные открытия. В связи с этим многие ученые считают целесообразным расширить и дополнить хаpaктеристику живого тела. Считают, например, что живые тела – открытые системы, то есть существуют до тех пор, пока в них поступает энергия в виде пищи, а отбросы выделяются в окружающую среду. Указывают, что живые тела способны к саморегуляции, то есть поддержанию относительного постоянства своего состава и свойств, самовоспроизведению, индивидуальному и историческому развитию. В связи с этим, следует привести определение живого тела, данное нашим отечественным ученым М.В Волькенштейном: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».
Ученик. А теперь давайте проведем сравнение живого и неживого. К свойствам живого обычно относят: обмен веществ, способность к росту, индивидуальному развитию, воспроизведению себе подобных, способность к эволюционному развитию, раздражимость, подвижность. Наличие лишь некоторых из этих свойств не является, однако, достаточным для определения жизни. Ледник или река хаpaктеризуются ростом, подвижностью, обменом веществ, развитием, но они не способны к воспроизведению себе подобных. В насыщенных растворах при внесении туда кристалла идёт образование новых кристаллов, подобных внесённому. Однако кристаллы нельзя отнести к живым телам, так как несмотря на способность к воспроизведению, они не могут эволюционировать. Звёзды, планеты, звёздные системы (галактики), рождаются, стареют и умирают, то есть эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звёзды. Но эти новые образования не будут подобны исходным. С другой стороны, мы, не задумываясь, относим к живому растения, хотя подвижность многим из них не свойственна. Таким образом, лишь комплекс свойств: раздражимость, обмен веществ, способность к росту, индивидуальному и историческому развитию, воспроизведению себе подобных - может считаться необходимым и достаточным для определения жизни.
Ученик. А теперь посмотрим ещё раз на определения « жизни», которые мы представили вашему вниманию и может быть кто – то попытается дать своё определение жизни.
- Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел (Ф. Энгельс, «Анти – Дюринг»)
- Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии (К. Гробстейн)
- Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот (М. В. Волькенштейн)
- Жизнь – это особая, наиболее сложно организованная форма движения материи, возникшая на определенном этапе ее развития, и представленная в виде живых систем – организмов (А.И. Опарин)
- Жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма (Аристотель)
- Жизнь - «химическая функция» (А. Л. Лавуазье)
- Жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» (Г. Р. Тревирaнyc).
- Жизнь - это макромолекулярная открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, самосохранению и саморегуляции, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии.
Учитель. Пришло время познакомить вас с ответом на вопрос « Как возникла жизнь на Земле?»
Свой ответ вам представляют сторонники креационизма (выступление учащихся).
Вопросы журналистов. Согласно вашей гипотезы наша планета Земля и все её обитатели созданы богом или каким-либо другим сверхестественным существом. А зачем это было нужно? Из вашего выступления следует, что Библия – это завет людям. А каково ваше отношение к этой книге? Вы руководствуетесь в жизни теми заповедями, которые в ней даются?
Учитель. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту гипотезу.
В качестве альтернативы креацианизму в древнем Китае, Вавилоне и Египте была распространена гипотеза самопроизвольного (спонтанного) зарождения жизни. Послушаем сторонников этой гипотезы (выступление учащихся).
Вопросы журналистов. Ван Гельмонт, весьма знаменитый и удачливый ученый, описывая свой опыт, допустил ошибку, назвав срок три недели. Как вы думаете, почему это можно назвать ошибкой? В чем состояло, по-вашему мнению, исходное представление Реди? (Он подверг сомнению идею спонтанного зарождения.) Какая другая причина могла препятствовать росту микроорганизмов в опытах Спалланцани? (Образование спор). К каким пpaктическим достижениям привели теоретические споры по проблеме происхождения жизни? (научный спор Спалланцани и Нидхэма натолкнул на мысль о возможности консервации продуктов, а в результате спора Пастера и Пуше возникла пастеризация. Доказав микробную основу инфекционных заболеваний, Л. Пастер заложил фундамент для создания английским хирургом Дж. Листером теории антисептики, после чего в медицине начала применяться стерилизация ран и хирургических инструментов).
Учитель. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только гипотеза стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос. Слушаем сторонников этой гипотезы (выступление учащихся).
Вопросы журналистов. Вы в своем выступлении сослались на метод радиоактивного распада, применяемый при определении возраста Земли. В чем его суть? (за каждые 100 мл. лет из 1кг. урана независимо от внешних условий остается 985г., а образуется 13г. свинца и 2г. гелия. Определив количество свинца и гелия в пробе породы, можно установить геологический возраст).
Учитель. Еще одна гипотеза не предлагает никаких механизмов для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о её внеземном происхождении. Это гипотеза панcпepмии. Сторонники данной гипотезы, ваша очередь (выступление учащихся).
Вопросы журналистов. Что вам известно о возможности существования жизни на других планетах? (При помощи космических приборов были получены подробные снимки поверхности, свидетельствующие о том, что Меркурий - безжизненная планета. Венера обладает атмосферой, которая состоит из углекислого газа, не пропускающего теплового излучения от поверхности Венеры. Поэтому температура поверхности этой планеты 400°С. При такой температуре не могут существовать вода в жидком состоянии и органический материал. На поверхности Венеры жизнь невозможна. В результате исследовательских работ, проведенных на Марсе космическими аппаратами «Викинг-1» и «Викинг-2», положительные результаты получены не были. Хотя ученые считают, что места посадки для этих аппаратов были выбраны неудачно. Поэтому исследование Марса продолжается).
Учитель.Наиболее плодотворной оказалась гипотеза биохимической эволюции. Важным здесь явилось предположение А.И.Опарина, что атмосфера первичной Земли была не такой как сейчас и первым шагом на пути возникновения жизни на Земле стала химическая эволюция.
(Выступление учащихся).
Учитель. Предположение А.И.Опарина получило щирокое признание и было подтверждено экспериментами. Особую известность получили опыты С.Миллера (1955) (выступление учащихся).
Учитель.Результаты этих экспериментов подтвердили справедливость предположений А.И.Опарина и доказали, что ещё до возникновения жизни на поверхности Земли химическим путем могли образоваться вещества, входящие в живые системы. А затем началась биологическая эволюция с концентрирования органических веществ (выступление учащихся).
Учитель. Хотя эту гипотезу, перешедшую в ранг теории, признают очень многие ученые, астроном Фред Хойл высказал мнение, что мысль о возникновении живого в результате описанных выше случайных взаимодействий молекул «столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747».
Вопросы журналистов. Могли ли простейшие органические соединения образоваться в космосе и попасть на первичную Землю? За счет какой энергии происходил синтез первых органических соединений на Земле? (Ультрафиолетовое излучение Солнца). Какие требования должны быть предъявлены к органическим молекулам, чтобы химическая эволюция могла перейти в биологическую? (Возникновение механизма воспроизведения себе подобных и наследования свойств предыдущих поколений). Какие хаpaктерные черты живых организмов вы видите у коацерватов? (Рост и обмен веществ с окружающей средой).
Учитель. Трудно сказать, каковы были первые исходные для всего живого формы организмов. По-видимому, возникая в различных частях планеты, они отличались друг от друга. Какова же была природа самых первых организмов, узнаем из выступления учащихся (выступление учащихся).
Учитель. Если сейчас на Земле где-нибудь в районах интенсивной вулканической деятельности и могут возникнуть достаточно сложные органические соединений, то вероятность сколько-нибудь продолжительного существования этих соединений ничтожна. Они немедленно будут окислены или использованы гетеротрофными организмами. Это понимал ещё Ч.Дарвин, в 1871 году он писал: «Но если бы сейчас (ах какое большое если!) в каком-либо тёплом водоёме, содержащем все необходимые соли аммония и фосфора и доступном воздействию света, тепла, электричества и т.п., химически образовался белок, способный к дальнейшим, всё более сложным преобразованиям, то это вещество немедленно было бы разрушено или поглощено, что было невозможно в период до возникновения живых существ». В настоящее время живое происходит от живого. Возможность повторного возникновения жизни на Земле исключена.
Ученик. Несмотря на всё сказанное выше, проблема возникновения жизни остаётся нерешенной, и при всех огромных успехах биологии, химии, физики ответы на вопросы носят умозрительный хаpaктер. Вам был предложен в упрощенном виде сплав из имеющихся гипотез. Гипотезы, которая могла бы стать «руководящей» и превратиться во всеобъемлющую теорию, пока нет.
Комментарии:
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
25 08 2025 23:43:21
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
24 08 2025 23:14:53
Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....
23 08 2025 8:20:45
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
22 08 2025 22:15:10
Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов.
...
21 08 2025 14:47:16
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
20 08 2025 19:18:42
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
19 08 2025 9:13:56
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
18 08 2025 21:16:20
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
17 08 2025 4:19:30
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
16 08 2025 12:36:43
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
15 08 2025 23:59:41

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....
14 08 2025 15:55:34
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
13 08 2025 11:19:53
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
12 08 2025 17:48:56
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
11 08 2025 20:11:57
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
10 08 2025 4:43:51
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
09 08 2025 15:37:25
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
08 08 2025 12:14:22
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
07 08 2025 10:13:38
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
06 08 2025 20:28:19
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
05 08 2025 12:27:34
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
...
04 08 2025 21:29:31
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
03 08 2025 11:16:16
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
02 08 2025 15:49:22
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
01 08 2025 7:17:48
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
31 07 2025 16:44:44
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
30 07 2025 17:17:20
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
29 07 2025 15:23:49
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
28 07 2025 10:11:53
Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....
27 07 2025 6:38:14
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
26 07 2025 15:30:39
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
25 07 2025 19:14:26

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
24 07 2025 10:22:19
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
23 07 2025 6:16:34
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
22 07 2025 17:24:55
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
21 07 2025 20:32:30
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
20 07 2025 8:22:35
На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....
19 07 2025 0:58:31
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
18 07 2025 1:48:32
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
17 07 2025 12:37:18
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
16 07 2025 17:24:11

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
15 07 2025 20:33:12
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
14 07 2025 21:12:53
Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....
13 07 2025 4:49:37
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
12 07 2025 16:32:28
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
11 07 2025 10:42:31
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
10 07 2025 8:30:47
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
09 07 2025 11:20:15
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
08 07 2025 21:10:52
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
07 07 2025 10:28:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::