Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"
Цель урока: исследование личностных качеств учащихся с использованием различных методик, исходя из интересов ребёнка в отношении организации исследований (индивидуальная работа или работа в группах).
Образовательные задачи: познакомиться с различными методами исследования личностных качеств человека.
Развивающие: развитие исследовательских умений учащихся при диагностике их личностных качеств;
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся толерантность при работе в группах, объективно оценивать себя и других учащихся.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, спички (счетные палочки), бумажные листы с незаконченными изображениями - по количеству учащихся в классе, простые карандаши, диагностические карты, часы с секундной стрелкой, отпечатанные таблички со словами “внимание”, “память”, “воображение”, “мышление”.
Ход урока
I. Организационный момент.
На экране появляются слова:
“Познай самого себя”
Сократ
Учитель предлагает данное высказывание, в качестве девиза урока. Организовывает беседу с учащимися, для выявления понимания смысла этих слов.
II. Активизация познавательной деятельности (восприятие, осмысливание информации).
Учитель интересуется, в каком классе учатся ребята. Звучит очевидный ответ: “В 8-ом”. Педагог продолжает и обращается с тем, что предлагает обозначить свою цель пребывания в 9-ом классе, на следующий учебный год: в первую очередь успешно сдать экзамены. Что для этого необходимо? Хорошо подготовиться. А какие личностные качества должны быть хорошо развиты для успешной подготовки? Память, мышление, внимание, воображение, - отвечают учащиеся. Таким образом, учащиеся, оглашают основные понятия урока. Они незамедлительно появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление.
Продолжением данной беседы является обсуждение того, что необходимо для лучшего запоминания материала. Учащиеся выдвигают различные предложения. В ответ на них учитель предлагает посмотреть на экран и обнаружить там рекомендации для лучшего запоминания материала, некоторые из них прозвучали из уст детей.
Для лучшего запоминания необходимо:
- Составление плана, конспекта, таблицы, схемы, использование условных значков, рисунков.
- Понимание смысла прочитанного.
- Выявление логической связи.
- Использование дополнительных источников информации: словарей, энциклопедий. [1], [2]
III. Изучение новой темы (пpaктическая работа).
Учитель предлагает осмотреться учащимся и предположить то, что предстоит сегодня делать на уроке. В классе находятся компьютеры с табличками “Внимание”, “Память”, с заданиями, диагностирующими уровень развития соответствующего личностного качества учащегося. Отдельно стоят столы, на одном лежат спички и стоит табличка “Мышление”, на другом бумажные листы с незаконченными изображениями и стоит табличка “Воображение”.
Для фиксации результатов диагностики каждому учащемуся розданы диагностические карты – учитель поясняет, как заполнять карту. На экране аналогичная карта, той, что на столах у детей.
Диагностическая карта
Личностное качество | Уровень развития |
Внимание | |
Память | |
Воображение | |
Мышление |
Учащиеся выдвигают множество предположений. Учитель направляет беседу, подводя к тому, что будет осуществляться исследование личностных качеств ребят. А как это будет происходить решать им самим – или самостоятельно: в группах, либо индивидуально, или с помощью учителя. Право выбора предоставляется в связи с тем, что урок основан на использовании личностно – ориентированной технологии обучения. Учитель поясняет, что нужно сделать на рабочих местах:
Для диагностики памяти предложено следующее:
“Постарайтесь за 1мин запомнить предметы, изображенные на рисунке, а затем назвать их в таком же порядке. Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100). Оцените точность вашей памяти по шкале: 90-100% - “отлично”; 70-90% - “очень хорошо”; 50-70% - “хорошо”; 30-50% - “удовлетворительно”; 10-30% - “плохо”; 0-10% - “очень плохо”. [1]
Диагностика внимания осуществляется с использованием следующего материала:
“Определите объем своего внимания. Для этого в течение 3-4 с рассматривайте рисунок, а затем перечислите предметы, которые запомнились. Сколько предметов вы запомнили? Оцените ваше внимание по шкале: 11-12 предметов - “отлично”; 9-10 предметов - “очень хорошо”; 6-8 предметов - “хорошо”; 4-5 предметов - “удовлетворительно”; 2-3 предмета - “плохо”; 0-1 предмет - “очень плохо”.[1]
Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов. Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты. Оцените ваше воображение по шкале: 8-9 изображений удалось продолжить - “отлично”; 6-7 изображений - “очень хорошо”; 4-5 изображений - “хорошо”; 2-3 изображения - “удовлетворительно”; 0-1 изображения - “плохо”. [2]
Диагностика же мышления осуществляется при помощи обыкновенных спичек, или счетных палочек - они лежат на столе вместе с заданием, отпечатанным на листе: “Из 6 спичек постройте 4 треугольника так, чтобы каждая спичка была стороной треугольника”. Оцените ваше мышление: удалось построить – “отлично”, не удалось – “плохо”. Время для выполнения задания – 1 минута”. [2]
Учащиеся, поэтапно выполняя задания, результаты заносят в диагностическую карту. После окончания работы, они анализируют, полученные данные.
IV.
В ходе фронтальной беседы с классом подводится итог урока, учащиеся делают выводы, о том, какие качества им необходимо развивать у себя. Возврат к высказыванию Сократа, верно ли оно выбрано девизом урока (ребята высказывают собственное мнение).
V. Домашнее задание.
Найти информацию о других (о тех, что не шла речь на уроке) различных методах исследования личностных качеств человека используя ресурсы библиотек, интернета, СМИ.
Литература, используемая при подготовке к уроку
- О.В. Петунин Познавательные процессы у человека: Разработки уроков. 8-9 классы – М.: Чистые пруды, 2005.
- Л.Г. Воронин и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учеб. Пособие по факультатив. курсу для учащихся IX-X кл. – М.: Просвещение, 1984.
- Н.А. Алексеев Личностно-ориентированное обучение в школе.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Презентация
Комментарии:
Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....
13 06 2025 0:41:26
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
12 06 2025 19:57:35
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
11 06 2025 19:26:57
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
10 06 2025 17:52:12
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
09 06 2025 6:32:34
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
08 06 2025 14:38:47
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
07 06 2025 19:36:39
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
06 06 2025 21:47:31
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
05 06 2025 3:54:11
Учебный процесс во многом является формализованным: как правило, учитель объясняет материал, а потом оценивает степень его усвоения при помощи пятибалльной системы оценок. Однако в последние годы получают распространение другие формы проведения уроков, которые играют позитивную роль, разнообразя учебный процесс. Турнир знаний по теме "Кровь" разработан для учащихся 9-х классов. Ребята по желанию объединяются в несколько комaнд, каждая должна выполнить ряд заданий; некоторые из них требуют предварительной подготовки.
...
04 06 2025 9:39:42
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
03 06 2025 20:57:52
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
02 06 2025 14:13:22
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
01 06 2025 7:42:20
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
31 05 2025 14:34:59
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
30 05 2025 11:54:13
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
29 05 2025 8:57:55
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
28 05 2025 9:55:27
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
27 05 2025 11:53:32
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
26 05 2025 8:55:18
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач.
...
25 05 2025 9:28:22
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
24 05 2025 2:26:50
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
23 05 2025 19:28:22
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
22 05 2025 13:43:16
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
21 05 2025 3:28:24
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
20 05 2025 16:25:16
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
19 05 2025 7:40:20
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
18 05 2025 17:16:48

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
17 05 2025 11:37:23
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
16 05 2025 3:19:27

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
15 05 2025 5:33:38
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
14 05 2025 20:34:47
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
13 05 2025 2:57:53

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
12 05 2025 9:15:10
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
11 05 2025 8:29:31

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
10 05 2025 23:11:59
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
09 05 2025 12:22:22
Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....
08 05 2025 22:55:52
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
07 05 2025 15:40:44
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
06 05 2025 22:47:19
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
05 05 2025 9:29:25
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
04 05 2025 23:31:21
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
03 05 2025 20:46:57
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
02 05 2025 5:16:51

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
01 05 2025 20:34:53
Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....
30 04 2025 21:52:52
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
29 04 2025 8:19:56
Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....
28 04 2025 6:47:13
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
27 04 2025 10:20:24
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
26 04 2025 23:39:13
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
25 04 2025 18:56:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::