Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"
Цель урока: исследование личностных качеств учащихся с использованием различных методик, исходя из интересов ребёнка в отношении организации исследований (индивидуальная работа или работа в группах).
Образовательные задачи: познакомиться с различными методами исследования личностных качеств человека.
Развивающие: развитие исследовательских умений учащихся при диагностике их личностных качеств;
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся толерантность при работе в группах, объективно оценивать себя и других учащихся.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, спички (счетные палочки), бумажные листы с незаконченными изображениями - по количеству учащихся в классе, простые карандаши, диагностические карты, часы с секундной стрелкой, отпечатанные таблички со словами “внимание”, “память”, “воображение”, “мышление”.
Ход урока
I. Организационный момент.
На экране появляются слова:
“Познай самого себя”
Сократ
Учитель предлагает данное высказывание, в качестве девиза урока. Организовывает беседу с учащимися, для выявления понимания смысла этих слов.
II. Активизация познавательной деятельности (восприятие, осмысливание информации).
Учитель интересуется, в каком классе учатся ребята. Звучит очевидный ответ: “В 8-ом”. Педагог продолжает и обращается с тем, что предлагает обозначить свою цель пребывания в 9-ом классе, на следующий учебный год: в первую очередь успешно сдать экзамены. Что для этого необходимо? Хорошо подготовиться. А какие личностные качества должны быть хорошо развиты для успешной подготовки? Память, мышление, внимание, воображение, - отвечают учащиеся. Таким образом, учащиеся, оглашают основные понятия урока. Они незамедлительно появляются на экране: внимание, память, воображение, мышление.
Продолжением данной беседы является обсуждение того, что необходимо для лучшего запоминания материала. Учащиеся выдвигают различные предложения. В ответ на них учитель предлагает посмотреть на экран и обнаружить там рекомендации для лучшего запоминания материала, некоторые из них прозвучали из уст детей.
Для лучшего запоминания необходимо:
- Составление плана, конспекта, таблицы, схемы, использование условных значков, рисунков.
- Понимание смысла прочитанного.
- Выявление логической связи.
- Использование дополнительных источников информации: словарей, энциклопедий. [1], [2]
III. Изучение новой темы (пpaктическая работа).
Учитель предлагает осмотреться учащимся и предположить то, что предстоит сегодня делать на уроке. В классе находятся компьютеры с табличками “Внимание”, “Память”, с заданиями, диагностирующими уровень развития соответствующего личностного качества учащегося. Отдельно стоят столы, на одном лежат спички и стоит табличка “Мышление”, на другом бумажные листы с незаконченными изображениями и стоит табличка “Воображение”.
Для фиксации результатов диагностики каждому учащемуся розданы диагностические карты – учитель поясняет, как заполнять карту. На экране аналогичная карта, той, что на столах у детей.
Диагностическая карта
Личностное качество | Уровень развития |
Внимание | |
Память | |
Воображение | |
Мышление |
Учащиеся выдвигают множество предположений. Учитель направляет беседу, подводя к тому, что будет осуществляться исследование личностных качеств ребят. А как это будет происходить решать им самим – или самостоятельно: в группах, либо индивидуально, или с помощью учителя. Право выбора предоставляется в связи с тем, что урок основан на использовании личностно – ориентированной технологии обучения. Учитель поясняет, что нужно сделать на рабочих местах:
Для диагностики памяти предложено следующее:
“Постарайтесь за 1мин запомнить предметы, изображенные на рисунке, а затем назвать их в таком же порядке. Определите процент правильно названных предметов (число предметов, названных вами правильно, надо разделить на общее число предметов и частное умножить на 100). Оцените точность вашей памяти по шкале: 90-100% - “отлично”; 70-90% - “очень хорошо”; 50-70% - “хорошо”; 30-50% - “удовлетворительно”; 10-30% - “плохо”; 0-10% - “очень плохо”. [1]
Диагностика внимания осуществляется с использованием следующего материала:
“Определите объем своего внимания. Для этого в течение 3-4 с рассматривайте рисунок, а затем перечислите предметы, которые запомнились. Сколько предметов вы запомнили? Оцените ваше внимание по шкале: 11-12 предметов - “отлично”; 9-10 предметов - “очень хорошо”; 6-8 предметов - “хорошо”; 4-5 предметов - “удовлетворительно”; 2-3 предмета - “плохо”; 0-1 предмет - “очень плохо”.[1]
Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов. Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты. Оцените ваше воображение по шкале: 8-9 изображений удалось продолжить - “отлично”; 6-7 изображений - “очень хорошо”; 4-5 изображений - “хорошо”; 2-3 изображения - “удовлетворительно”; 0-1 изображения - “плохо”. [2]
Диагностика же мышления осуществляется при помощи обыкновенных спичек, или счетных палочек - они лежат на столе вместе с заданием, отпечатанным на листе: “Из 6 спичек постройте 4 треугольника так, чтобы каждая спичка была стороной треугольника”. Оцените ваше мышление: удалось построить – “отлично”, не удалось – “плохо”. Время для выполнения задания – 1 минута”. [2]
Учащиеся, поэтапно выполняя задания, результаты заносят в диагностическую карту. После окончания работы, они анализируют, полученные данные.
IV.
В ходе фронтальной беседы с классом подводится итог урока, учащиеся делают выводы, о том, какие качества им необходимо развивать у себя. Возврат к высказыванию Сократа, верно ли оно выбрано девизом урока (ребята высказывают собственное мнение).
V. Домашнее задание.
Найти информацию о других (о тех, что не шла речь на уроке) различных методах исследования личностных качеств человека используя ресурсы библиотек, интернета, СМИ.
Литература, используемая при подготовке к уроку
- О.В. Петунин Познавательные процессы у человека: Разработки уроков. 8-9 классы – М.: Чистые пруды, 2005.
- Л.Г. Воронин и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология: Учеб. Пособие по факультатив. курсу для учащихся IX-X кл. – М.: Просвещение, 1984.
- Н.А. Алексеев Личностно-ориентированное обучение в школе.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Презентация
Комментарии:
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
24 08 2025 21:17:39
Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....
23 08 2025 9:14:20
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
22 08 2025 8:46:15
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
21 08 2025 4:29:31
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
20 08 2025 20:42:11
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
19 08 2025 0:15:22
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
18 08 2025 20:25:11
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
17 08 2025 3:28:47
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
16 08 2025 2:56:37
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
15 08 2025 15:11:35
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
14 08 2025 21:19:45
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
13 08 2025 16:18:31
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
12 08 2025 0:38:55
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
11 08 2025 13:31:43
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
10 08 2025 9:13:22
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
09 08 2025 23:57:52
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
08 08 2025 6:12:15
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
07 08 2025 11:57:58
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
06 08 2025 3:28:14
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете.
...
05 08 2025 18:42:41
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
04 08 2025 16:43:47
Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....
03 08 2025 12:41:10
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
02 08 2025 2:46:19
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
01 08 2025 0:58:33
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
31 07 2025 11:44:33
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
30 07 2025 17:23:13
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
29 07 2025 1:27:45
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
28 07 2025 5:21:54
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
27 07 2025 21:26:48
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
26 07 2025 14:32:21
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
25 07 2025 6:17:42
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
24 07 2025 22:26:48
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
23 07 2025 5:43:25
Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....
22 07 2025 3:43:46
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
21 07 2025 10:20:35
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
20 07 2025 18:38:42
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
19 07 2025 9:39:17
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
18 07 2025 6:49:59
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
17 07 2025 2:28:22
На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....
16 07 2025 14:44:50

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....
15 07 2025 16:17:33
В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....
14 07 2025 3:37:37
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
13 07 2025 10:39:32

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
12 07 2025 10:39:44
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
11 07 2025 2:36:49
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
10 07 2025 18:47:43
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал.
...
09 07 2025 11:32:26
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
08 07 2025 0:20:33
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
07 07 2025 11:38:42
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
06 07 2025 6:28:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::