Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"
Цели:
- Образовательные . Повышение интеллекта учащихся, воспитание чувства любви к живым организмам.
- Воспитательные : Формирование в ходе игры коллективизма.
- Познавательные : Развитие памяти, внимания, речи.
Оборудование: Энциклопедии, выставка рисунков учащихся, портреты детских писателей.
В игре участвуют 4 комaнды по 5 участников.
Задается вопросник. Набравшие наибольшее очко участвуют в финале.
Вопросник I тура “Чудеса живой природы”.
- Самое маленькое растение? (ряска)
- Самое большое растение? (эвкалипт)
- Самый большой медведь? (белый медведь)
- Самая высокая трава? (бамбук)
- Самая ядовитая змея? (кобра)
- Самая большая рыба – людоед? (акула)
- Самый крупный цветок? (раффлезия)
- Самый длинный из змей? (сетчатый питон)
- Самое толстокожее животное? (бегемот)
- Самая крупная хищная птица? (кондор)
- Самое быстрое животное? (гепард)
- Самое маленькое существо на Земле? (летающая фея)
Финал игры.
I этап. “Наука”.
Найди правильные ответы:
1. Наука о растениях: а) зоология б) биология
в) экология г) ботаника
2. Наука о животных: а) зоология б) биология
в) экология г) ботаника
3. Наука о грибах: а) зоология б) бриология
в) микология г) экология
4. Наука о птицах: а) орнитология б) химия
в) география г) астрономия
5. Наука о рыбах: а) зоология б) орнитология
в) ихтиология г) астрология
6. Наука о мхах: а) бриология б) зоология
в) метеорология г) география
7. Наука о паразитах: а) зоология б) гельминтология
в) биология г) экология
8. Наука о живых организмах во взаимодействии со средой обитания: а) биология
б) география
в) экология
г) зоология
Ответы: 1г; 2а; 3в; 4а; 5в; 6в; 7в; 8в.
- Говорят, некто летом прихорашивается, зимой раздевается (лиственница)
- Хотя я с огромными двумя рогами, да не водяной бык (жук)
- Полетел бы, кабы кровь да плоть (птичий пух)
- Я как певунья знаменита, но Прокопьев день наступает - язык мой присыхает (кукушка)
- Хвост крючком, нос пятачком (свинья)
II этап. “ Литературный салон”.
Какой город славится поющими животными? (Бремен)
Какие две рыбы в русских сказках выполняли все желания? (золотая рыбка, щука)
Помните стихи Маршала?
“Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы”.
Кто же это был? (воробей)Кто был принц из сказки про Чиполлино? (лимон)
Подумай кого спас храбрый комарик в стихотворении Чуковского? (мука)
Как звали героя, получившего на день рождения шнурок, пустой горшок, лопнувший шарик? (ослик Иа)
Угадай, что за птица. Подсказкой тебе будут служить слова известной песни:
“Между небом и землей
..... вьется” (жаворонок)Какая птица помогла Дюймовочке сбежать от мыши и крота? (ласточка)
Напарник Лебедя и Щуки, тянувший с ним воз? (paк)
Необычное двухголовое животное, которое обезьяны подарили Айболиту (тянитолкай)
Игра со зрителями. Загадки.
- Кто на своей голове лес носит (олень)
- На зиму на юг летит, в марте первым прилетит (грач)
- Пестрая крякуша ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку (утка)
- Хвост зеленый - как огонь: обожжет, лишь только тронь (крапива)
- Заворчал живой замок, лег у двери поперек. Две медали на гpyди. Лучше в дом не заходи! (собака)
III этап. Дикие животные.
- Ориентация этих животных основана на эхолокации издаваемых ими звуков (летучие мыши и дельфины)
- Гибрид белуги и стерляди (бестер)
- Где прячутся рыбки немеусы (медуза физалия)
- Где живет снежный барс (высоко в горах)
- Какое животное проливает обильные слезы (крокодил)
- Какие птицы охотятся на большой высоте (стрижи)
- Где хранят леопарды свою добычу (на деревьях)
- Паразиты птиц (пухоеды и клещи)
- Самая близкая к человеку обезьяна (шимпанзе)
- Как называют сумчатых барсуков (бандикуты)
Игра со зрителями. Загадки.
- Известно с давних нам времен, что эта птица почтальон (гoлyбь)
- Большой с усами под мостом, перед грозою бьет хвостом (сом)
- В глухом лесу живет пeтyx зовут “глухим”, но он не глух (глухарь).
IV этап. “Растения”.
- Любимая еда паукообразной обезьяны (бананы)
- Как называются травы – долгожители (многолетники)
- Растения, приспособившиеся к жизни в засушливых местах (суккуленты)
- Какое растение опыляется птицами колибри (агава)
- Долгожитель среди деревьев (секвойя)
- Наиболее экономически важные растения (злаки)
- Растение образующее клеточный сок, действующее как антифриз (горный лютик)
- Какое растение имеет плоды похожие на тыкву (хлебное дерево)
- Хвойное дерево, имеющее самый большой плод (араукарин)
- Самое длинное растение (лиана)
Игра со зрителями. Загадки.
- Нечто, меньше сидящего дитяти, да сильнее быка есть, говорят (кочка)
- Посреди леса шаман камлает – беснуется (осина)
- Чужеродное дитя – впалыми глазами глядит, лисенок – светло-карими смотрит (след от cyчка и смола)
- Крохотная дeвoчка вышла на лужок. Желтая головушка, беленький венок (ромашка)
V этап. “ Грибы”
1. Плодовое тело этого гриба известно под названием “чертово яйцо” (веселка)
2. Грибы, создающие группы одиночных клеток (дрожжи)
3. Болезнь человека, вызванный грибом (стригущий лишай)
4. Этот гриб используется как антибиотик (пеницилл)
5. Органы размножения шампиньонов (базидии)
6. Сети узких трубчатых веточек грибов (шоры)
7. Специальные органы размножения грибов, где производятся споры (спорангии)
8. Несъедобный гриб, имеющий бархатную шляпку (желчный гриб)
9. Англичане называют его “скользский Джек” (масленок)
10. В переводе с французского этот гриб - просто гриб, гриб вообще (шампиньон)
Игра со зрителями. Загадки.
- Под сосною у дорожки кто стоит среди травы! Ножка есть, но нет сапожки, шляпы есть – нет головы (гриб)
- Имею я ребра, но выпуклые. Ножки белые, но полные (сморчок)
- Считают меня лесным санитаром. Живу я на мертвых деревьях (трутовик)
- На юге меня можно встретить и зимой. Похож я на очаровательный бокальчик (саркосцифа)
Литература.
1. Энциклопедия живой природы. Москва “Махаон” 2005г.
2. Атлас родной природы. Грибы. Москва. Изд. “Эгмонт Россия”. 2001г.
3. Якутские загадки. г. Якутск. “ Бичик”. 2002г.
4. Кроссворд для детей. Издательский Дом Собеседник. 2003, 2004, 2005.
Комментарии:
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...
12 12 2024 20:25:41
Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный хаpaктер. ...
11 12 2024 8:52:59
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
10 12 2024 7:34:45
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
09 12 2024 19:17:54
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
08 12 2024 10:56:12
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
07 12 2024 20:59:19
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...
06 12 2024 5:38:36
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
05 12 2024 6:18:59
Цели урока: создать условия для открытия учащимися особенностей работы сердца, способов регуляции работы сердца; способствовать развитию умения планировать предстоящую деятельность, находить способы решения проблем, оценивать достигнутое....
04 12 2024 1:45:47
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
03 12 2024 17:36:28
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
02 12 2024 3:50:52
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
01 12 2024 11:17:53
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
30 11 2024 10:36:46
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
29 11 2024 5:52:45
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
28 11 2024 2:16:45
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
27 11 2024 16:30:42
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
26 11 2024 21:36:21
Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....
25 11 2024 10:51:33
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
24 11 2024 1:30:30
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...
23 11 2024 12:21:40
Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...
22 11 2024 21:12:18
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
21 11 2024 23:37:52
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
20 11 2024 18:44:45
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
19 11 2024 19:44:45
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
18 11 2024 13:47:50
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
17 11 2024 10:13:30
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
16 11 2024 14:54:58
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
15 11 2024 15:38:41
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...
14 11 2024 13:27:47
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...
13 11 2024 0:28:50
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
12 11 2024 20:20:40
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
11 11 2024 2:45:33
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
10 11 2024 10:42:15
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
09 11 2024 19:37:42
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
08 11 2024 19:54:20
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
07 11 2024 18:17:16
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
06 11 2024 4:51:26
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
05 11 2024 4:15:58
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...
04 11 2024 19:44:56
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
03 11 2024 23:35:11
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
02 11 2024 16:57:31
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
01 11 2024 20:49:19
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...
31 10 2024 16:25:46
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
30 10 2024 11:32:33
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
29 10 2024 6:46:37
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
28 10 2024 16:46:19
Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....
27 10 2024 6:22:34
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
26 10 2024 5:57:27
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...
25 10 2024 5:32:20
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
24 10 2024 3:48:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::