"Класс млекопитающие. Отряд приматы"
Задачи:
- Образовательные : познакомить учащихся с многообразием приматов; выявить их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными.
- Развивающие: показать сходство приматов с человеком; развивать логическое мышление и учебные умения – работать с дополнительными источниками информации, умение делать выводы; продолжить развитие умений анализировать, а именно сравнивать, обобщать; умение публичного выступления.
- Воспитательные : формировать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока : компьютерный.
Формы работы: индивидуальная , фронтальная, дидактические игры.
Оборудование: учебник, компьютер, компьютерные слайды, экран, проектор, видеофильмы, карточки с тестовыми заданиями , карточки с вопросами кроссворда , рисунки бананов.
План урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка
подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний (Устный ответ на вопросы по теме “Парнокопытные,
непарнокопытные”).
III. Изучение нового материала.
1. Общая хаpaктеристика отряду Приматов.
2. Хаpaктеристика подотрядам Приматов.
3. Выработка условных рефлексов у Человекообразных обезьян.
4. Сравнение человека и человекообразных обезьян.
5. Значение приматов в природе.
6. Приматы, занесенные в Красную книгу.
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда.
2. Тестирование.
3. Задание (называть ассоциации к понятию примат).
V. Домашнее задание.
VI. Итог.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Учитель. В предыдущих уроках мы познакомились с разными отрядами млекопитающих и определили их отличительные и сходные черты. Сейчас повторим материалы прошлого урока (Устный ответ на вопросы) (Презентация. Слайд 2).
1) Какие животные относятся к отряду Непарнокопытные и что их объединяет?
2) Какова была роль лошади для человека еще 100– 200 лет назад?
3) Какова роль лошади в жизни человека на современном этапе?
4) Каких животных относят к парнокопытным нежвачным?
5) Какие животные относятся к парнокопытным жвачным?
6) В чем заключается роль копытных животных в природе?
7) Каково значение копытных в жизни человека?
Учитель. Сегодня мы завершим изучение большой темы “Класс Млекопитающие”. Последний, и самый важный отряд в классе Млекопитающие, который мы изучим – отряд Приматы. (Слайд 1)
(Ознакомление с планом урока.) (Слайд 3)
III. Изучение нового материала.
Учитель. Термин “приматы”, означающий “один из первых”, впервые предложил в 1758 г. Карл Линней, объединив в отряд Приматов обезьян и человека. (Слайд 4)
Приматы – обитатели тропиков: большинство из них живет в густых лесных зарослях. Все другие древесные животные при лазании цепляются острыми когтями. В отличие от них приматы обхватывают ветку длинными, хорошо развитыми пальцами. На передних и задних конечностях приматов первый (большой) палец может противопоставляться остальным.Это позволяет зверю прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие предметы. Вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения – ими животные хватают пищу, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.
У обезьян прекрасный слух и острое зрение. Их глаза расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку.
Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых. Питаются они как растительной, так и животной пищей, но предпочитают все же сочные плоды. Детеныш у приматов рождается зрячим, но неспособным к самостоятельному передвижению. Он крепко вцепляется в шерсть матери, которая носит его с собой, придерживая одной рукой.
Обезьяны отличаются от других млекопитающих крупными размерами головного мозга, большие полушария которого имеют много извилин. Обоняние у них развито слабо, осязательных волос нет. Главными органами осязания им служат пальцы, а также оголенные ладони и подошвы стопы.
Обезьяны активны днем. Живут они стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные самцы, самки и подрастающие детеныши занимают подчиненное положение и выполняют его требования, передаваемые при помощи звуковых сигналов и жестов.
Отряд Приматы подразделяется на два подотряда : Низшие обезьяны, или Полуобезьяны и Высшие Приматы, или Обезьяны. (Слайд 5)
Учитель. К подотряду Полуобезьян относятся лемуры, долгопяты, тупаи . Зверьки мелкие, покрытые густой шерстью. Хвост длинный, густоопущенный. Большой палец кисти не у всех противопоставлен остальным, фаланги пальцев снабжены когтями. Представители – тонкий лори, лемур вари, руконожка, маки, тупайи – относятся к наиболее примитивным насекомоядным полуобезьянам. Распространены в Юго-Восточной Азии, Индонезии, на Мадагаскаре. (Слайд 6)
Сообщения учащихся о представителях подотряда Полуобезьян.
1-й ученик: Долгопяты живут на островах Борнео и Суматра, Бянгка и Белитунг, в Индонезии и на Филиппинах. Глаза весят больше, чем мозг. Хвост 135–275 см. Массой 100г. Охотятся на скорпионов и ядовитых змей. Любят новорожденных мышей, воробышек, хрущей.
Не синтезируют витамин С. Нижние зубы направлены не вперёд, а вверх.
Второй и третий пальцы ноги – когти. Конечности оголённые. Способны поворачивать
голову на 180ºÑ (Слайд 7).
Наиболее примитивные из полуобезьян – тупаи, мелкие, похожие на белок зверьки,
обитающие в лесах Южной Азии.У них на пальцах не ногти, а еще когти, и большой
палец не может противостоять другим. Зубов 38, мозг гладкий, без борозд и
извилин.
У лемуров, населяющих Мадагаскар, большие пальцы могут противостоять другим, на всех пальцах ногти, кроме второго пальца стопы, вооруженного “туалетным” когтем – чесалкой.
Мордочка лисья, зубов 36. Это ночные животные тропических лесов, питающиеся плодами, насекомыми, птичьими яйцами и птенцами. Сейчас они исчезают вместе с лесами”. (Слайд 8–9)
2-й ученик: “В Африке и Южной Азии обитают представители лориевых.
Лори в переводе с голландского “клоун”. Размеры 12–40 см. Обитают в Южной и
Юго-Восточной Азии, Африке. Различают тонкого и толстого лори, потто.
Тонкий лори живёт в Индии, Шри-Ланке. Размером с бурундука: 25 см и 7 мм хвост.
Массой 280 г. Второй палец кисти редуцирован. Образ жизни ночной. Они похожи на
миниатюрных большеглазых медвежат”. (В / ф “Отряд Приматы”.)
Учитель. Подотряд Высшие Приматы объединяет широконосых, узконосых и человекообразных обезьян. (Слайд 10) Человекообразные обезьяны делятся на низшие человекообразные и высшие человекообразные обезьяны. К этому подотряду относят различных по величине приматов. Высота самых маленьких, например игрунок, 20–35 см, а наиболее крупных – до 2 м. У игрунков еще когтеобразные ногти, большой палец не противопоставляется другим и полушария мозга гладкие. Хвост “беличий”, не хватательный. У остальных приматов ногти широкие, вибриссы на лицевой части исчезли.
Мозг имеет много извилин и хорошо развит. Известно 139 видов. К этому подотряду относится и человек.
У этих обезьян и человека были общие предки, затем их развитие пошло различными путями. Сегодня, несмотря на большое количество общих черт в строении , различия весьма значительны.
Сообщения учащихся о представителях подотряда Высшие Приматы.
3-й ученик: “Самых примитивных обезьян объединяют в надсемейство широконосых. У них хрящевая носовая перегородка широкая и ноздри направлены вперед. Обитают они в Южной и Центральной Америке.
В этот подотряд входят игрунки, ревуны, паукообразные обезьяны. (Слайд 11)
Игрунки – жители тропической Америки. Карликовая игрунка обитает на
территории Бразилии, Перу, Эквадора. Размером с белку, массой 355 г. Имеет 32
зуба. Пальцы заканчиваются коготками. Свободно передвигается в любом положении,
даже вниз головой. Богатая грива – показатель хорошего здоровья и полноценного
питания. На игрунках изучают гепатит, лейкоз, пересадку органов, иммунитет.
Ревун обитает от Колумбии до устья Амaзoнки, на юг до Боливии. Растительнояден.
Паукообразные (коата) обитают в Южной Америке. Имеют цепкий хвост, который закручивается вокруг ветки и выполняет роль пятой конечности, на конце оголён, снабжён кожаным гребешком – это орган осязания.”
4-й ученик: “У узконосых обезьян лицевой отдел черепа выступает вперед, хвост длинный или короткий, но никогда не бывает хватательным. Обычно есть защечные мешки и седалищные мозоли– оголенные участки кожи в области седалищных мышц. Зубов 32, верхние клыки крупные, мозг хорошо развит (массой до 150 г). Из мартышковых наиболее известны макаки .Часто спускаются на землю. Хорошо известна макака – резус – подопытное животное медицины. (Слайды 12–14)
Гамадрилы, мaндрилы и анубисы – крупные, до 25 кг павианы Африки. (Слайд 15)
Гамадрил. Самцы длиной 80 см, длина хвоста 60 см. Масса 30 кг. Самки вдвое
меньше. Шерсть серая, у самцов образует пышную серебристо – серую мантию. Самки
серовато – бурые. Есть защёчные мешки. Встречается в Африке и Азии. Живут до 30
лет. Занесён в Красную книгу (Слайд 16). (В\ф “Гамадрилы”.)
Maндрил живёт на территории Камеруна, Африка. Имеет самую богатую и яркую
окраску в мире обезьян”. (Слайд 17)
Носачи – обезьяны среднего размера, но среди мелких мартышек кажутся великанами. Длина тела составляет 55–72 см, носачи имеют очень длинный хвост, который почти равен длине тела (66–75 см). Вес колeблется от 12 до 24 кг, причем самцы при одинаковой длине тела весят почти в два раза больше самок. Главная внешняя особенность этих обезьян – удивительный нос, который больше не встретишь ни у какого животного. Шерсть у этих обезьян короткая и прилегающая.
Носачи являются узкими эндемиками, то есть встречаются на ограниченной территории. Обитают они только на о. Борнео (Калимантан) Малайского архипелага и больше нигде в мире. Активны они преимущественно днем, большую часть времени держатся в кронах деревьев, на землю спускаются нечасто. (Слайд 18) (В /ф“Обезьяна носач”.)
Учитель. К низшим человекообразным обезьянам относятся гиббоны, орангутаны. Гиббоны живут в лесах Юго-Восточной Азии. Они невелики, сохранили седалищные мозоли. (Слайд 19)
Орангутаны – крупные , масса самцов до 189 кг, покрыты ярко– рыжей шерстью. Они редко спускаются на землю, живут на деревьях, питаются плодами , листьями, молодыми побегами (Слайд 20).
У высших человекообразных (наиболее развитых) обезьян мозг крупный (до 600 г), нет хвоста, защечных мешков и седалищных мозолей. В экваториальной Африке живут наиболее близкие к человеку горилла и шимпанзе .
Сообщения учащихся о человекообразных обезьян.
5-й ученик: “Самая крупная из человекообразных обезьян– горилла (до 250 кг), могучая, но весьма миролюбивая обезьяна влажных тропических лесов. Гориллы – строгие вегетарианцы. Тело покрыто густой короткой черной шерстью. (Слайд 21)
По земле горилла передвигается согнувшись, опираясь на тыльные стороны пальцев передней конечности. Встречается в экваториальной Африке. Питается сочными плодами, орехами, корнеплодами ” (В/ф “Горилла”.)
6-й ученик: “Шимпанзе – крупная обезьяна, высотой до 150 см, массой 45–50 кг. Руки длиннее ног. Ушные paковины по форме напоминают человеческие, шерсть темная, лицо лишено волос. (Слайд 22)
Температура тела шимпанзе 37,2ºС. В настоящее время это самый многочисленный вид из всех человекообразных обезьян. Количество особей, живущих на воле, оценивается в несколько десятков тысяч. Группы состоят из 5–30 особей, в которой предводительствует самый сильный из самцов. Большую часть дня проводят во взаимном ухаживании за шерстью и поисках пищи. Их рацион составляют плоды. Иногда едят муравьёв и термитов. Шимпанзе независимо от возраста выразительно демонстрирует своё настроение. Он высовывает язык, сосёт палец, грызёт различные предметы. Они огорчаются, плачут, радуются. Большую часть суток шимпанзе проводят на деревьях.
Различают два вида: шимпанзе обыкновенный и шимпанзе карликовый . Шимпанзе карликовый занесён в Красную книгу. (Слайд 23) Оба вида обитают в Центральной Африке. Кровь бонобо соответствующей группы можно переливать человеку”. (В/ф “Шимпанзе”.)
Учитель. Активная жизнь и разнообразие функций передних конечностей позволили то, что у приматов получило сильное развитие головной мозг, а это привело к сокращению лицевого отдела черепа.
Весь комплекс рука – глаза – мозг являются предпосылкой сложного поведения, связанного с применением различных предметов для достижения жизненных целей.
Обезьяны складывают ящики для того, чтобы достать висящий банан; мнут листья руками и этой губкой извлекают дождевую воду из углубления в дереве; с помощью шеста преодолевают водоем; травой очищают тело от грязи; очистив палочку, ковыряют ею в зубах; используют листья для изготовления конуса, чтобы напиться. (В/ф “Рассудочная деятельность обезьяны”.)
Сообщения учащегося о сходстве высших обезьян с человеком.
7-й ученик: “У высших обезьян те же группы крови, что у человека, болеют теми же инфекционными болезнями, например туберкулезом, гриппом.
Строение тела имеет очень большое сходство с человеческим, но есть и различия. Таз человека приспособлен к прямохождению, а обезьяна не может двигаться , находясь в вертикальном положении.
Биологические науки изучают человеческий организм. Нельзя забывать, что человек выделился из мира животных и представляет собой общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, возникшее на основе общественно-трудовой деятельности. Человек становится человеком только в обществе, где он развивается и живет” .
Учитель. Приматы в природе играют огромное пpaктическое значение. Они распространяют семена растений, контролируют рост и развитие растений. Обогащают почву органическими удобрениями, входят в пищевую цепь .
Большинство человекообразных обезьян занесены в Международную Красную книгу. Их численность уменьшается от пожаров в лесах и небрежного отношения человека к ним (Слайд 24–27 ).
Все живые существа рождаются для того, чтобы жить. Нельзя обижать животных и сорвать растения без надобности; не загрязнять природу, беречь ее богатства. Если природа обедняется, все живое исчезнет. Для них мир должен быть чистым. Человек – часть природы, значит , он тоже исчезнет с лица земли. Мы пришли в этот мир для того, чтобы жить и совершать великие дела.
Важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Давайте , все вместе выполним эту задачу!
Человек – венец природы, любимое ее дитя. И он никогда не сможет возвыситься над ней, потому что всегда будет чувствовать необходимость общения с ней, чтобы остаться Человеком .
Физкультминутка. (Слайд 28)
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
IV. Закрепление знаний.
1. Разгадывание кроссворда. (Слайд 29)
1) Наиболее примитивная насекомоядная полуобезьяна (тупайя) .
2) Самый крупный представитель человекообразных обезьян (горилла).
3) Представитель узконосых обезьян (павиан).
4) К какому классу относятся приматы? (Млекопитающие).
5) (Ушные paковины по форме напоминают человеческие (шимпанзе).
6) Имеют самую большую массу тела среди высших приматов (орангутан).
7) Представитель узконосых обезьян (мартышка).
2. Выполнение тестовых заданий. (Слайд 30)
1) Какой из органов чувств у приматов развит плохо?
А – зрения, Б – слуха, В – обоняния.
2) Общее число видов около:
А – 150, Б – 200, В – 260, г – 300.
3) Развитием какой части головного мозга связано образование условных рефлексов?
А – мозжечок,
Б – кора больших полушарий,
В – продолговатый мозг,
Г – промежуточный мозг.
4) Высшие приматы – наиболее высокоорганизованные животные, так как:
А – живут стадами,
Б – могут быстро передвигаться,
В – имеют высокоразвитый головной мозг,
Г – способны применять простейшие орудия
5) Самый маленький представитель подотряда Высших приматов:
А – игрунка,
Б – мaндрил,
В – макака,
Г – ревун.
(Сверяют правильность ответов по компьютеру , объясняют.) (Слайд 31)
3. Назовите ассоциации к понятию примат. Ассоциациями может быть слово, выражение, или целое предложение, начинающееся с определенной буквы. (Слайд 32)
П Р И М А Т
V. Домашнее задание. Изучить 35 параграф, выполнить задания по рабочей тетради, ответить на 1–3 вопросы. (Слайд 33)
VI. Итог.
Учитель. На этом уроке мы познакомились с отрядом приматов, их представителями и хаpaктерными особенностями. На уроке все были активны, молодцы! Сейчас подсчитайте свои бананы, у кого больше бананов? (По количеству бананов ставятся оценки.) Учитель комментирует оценки учащихся.
Я желаю вам успехов в учебе. Вырастайте вежливыми, умными, прилежными , образованными людьми! Где бы, кем бы вы не были , оставайтесь настоящими людьми! (Слайд 34) В заключении хочу прочитать стихотворение С. В.Михалкова “Будь человеком”:
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
Комментарии:
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
31 05 2025 10:26:43
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
30 05 2025 22:28:48
Цель урока: определить понятие «жизнь»; познакомиться с различными теориями происхождения жизни....
29 05 2025 13:57:17
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
28 05 2025 23:28:53
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
27 05 2025 18:15:31
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
26 05 2025 6:33:14
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
25 05 2025 7:48:58
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
24 05 2025 22:19:19
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
23 05 2025 6:14:29
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
22 05 2025 10:53:28
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
21 05 2025 21:41:47
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
20 05 2025 4:14:19
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
19 05 2025 17:46:32
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
18 05 2025 4:48:50
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
17 05 2025 10:44:21
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
16 05 2025 19:28:10
Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....
15 05 2025 7:47:45
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
14 05 2025 17:47:25
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
13 05 2025 19:26:56
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
12 05 2025 6:32:28
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
11 05 2025 15:14:20
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
10 05 2025 16:52:22

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
09 05 2025 5:32:55
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
08 05 2025 20:18:38
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
07 05 2025 21:42:31
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
06 05 2025 4:25:17
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
05 05 2025 21:23:41
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
04 05 2025 23:26:32
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
03 05 2025 14:58:24
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
02 05 2025 9:25:20
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
01 05 2025 16:28:25
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
30 04 2025 9:25:41
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
29 04 2025 15:24:38
В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии.
...
28 04 2025 18:45:43
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
27 04 2025 20:47:58
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
26 04 2025 6:22:22
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
25 04 2025 21:44:11
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
24 04 2025 17:59:58

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
23 04 2025 19:50:29
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
22 04 2025 19:49:27
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
21 04 2025 6:11:59
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
20 04 2025 4:25:46
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
19 04 2025 5:29:58
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
18 04 2025 14:10:52
Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....
17 04 2025 10:41:47
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
16 04 2025 20:55:49
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
15 04 2025 1:20:24
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
14 04 2025 10:44:42
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
13 04 2025 22:19:42
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
12 04 2025 4:29:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::