Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

Биологическое образование получило дальнейшее развитие в свете основных изменений в современном обществе. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Профильное обучение – одно из средств развития биологической компетентности выпускника. В систему профильного обучения входят профильные и элективные курсы. Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью творческого использования программ профильных и создания программ элективных курсов. Подчас мы, взяв за основу какую-либо идею, идем каждый своим путем и получаем разные результаты. Возможно, идея посмотреть на биологию как на науку, и через науку биологию на окружающий мир, не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса “Сквозь призму науки”, найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.

Данный курс способствует построению индивидуальных образовательных траекторий. При проектировании программы элективного курса я включила в его содержание не только информацию, расширяющую сведения по биологии, но и материал, знакомящий учеников с профессиональными сферами деятельности. В рамках данного курса вместе с учениками был разработан и апробирован учебный проект “Сквозь призму науки”, были созданы как творческие работы учащихся, так и комплект электронных учебно-дидактических материалов.

В комплект учебно-дидактических материалов вошли:

  1. Программа курса.
  2. Поурочно-тематическое планирование элективного курса.
  3. Презентация курса.
  4. Презентация проекта “Сквозь призму науки”.
  5. Презентация к уроку-лекции “Биология как наука”.
  6. Быстрые публикации “Из истории биологии. Мифы и легенды”.
  7. Презентация к спектаклю об истории анатомии “Драма идей от косности людей”.
  8. Бюллетень “Лауреаты Нобелевской премии”.
  9. Буклет из серии “Люди науки: творчество, личность” “Путешественник, ученый, педагог”.
  10. Презентация к уроку-лекции “СПИД – чума XX века”.
  11. Веб-сайт “В мире научных открытий”.
  12. Публикация “Биология в мире профессий”.

Творческие работы учащихся, созданные в рамках проекта, - это отражение их интересов и склонностей:

  • В мире биологических наук... (буклет).
  • Страницы истории/Календарь памятных дат.
  • Люди науки /Презентация.
  • Союз теории и пpaктики/Сообщения.
  • Новое в мире биологии (бюллетень).
  • Биология и мир профессий (презентация).
  • Кем быть? (фильм).
  • Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня? (веб-сайт).
  • Сборники творческих работ.

Может быть, этот элективный курс послужит кому-нибудь просто отправной точкой, а кто-то возьмет его для апробации. В любом случае, я надеюсь, каждый из нас, сможет, работая творчески, сделать этот курс интересным для своих учеников, научить их чему-либо новому, неизвестному, помочь им определиться в будущей жизни.

Программа элективного курса по биологии

“Сквозь призму науки”

Пояснительная записка

В курсе биологии недостаточно внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по разным темам, поэтому у учащихся не сформировано полное представление о науке. Элективный курс “Сквозь призму науки” позволит не только обогатить знания старшеклассников по биологии, но и показать, что наука – это не просто отдельные факты и законы, но и результаты трудов многих поколений ученых-исследователей. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой C C I века. Она глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, физкультурой.

Курс предназначен для учащихся естественно-научного профиля обучения.

Общее количество часов - 17.

Цель курса: формирование знаний о биологии как о науке, рассмотрение основных направлений биологической мысли на разных этапах развития биологии.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития;
  • развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий;
  • формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время;
  • развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.

Содержание курса

Биология – наука о живой природе (2 ч.)

Биология как наука. Система биологических наук. Предметы изучения. Методы науки. Задачи биологии.

История биологии. (3 ч.)

История развития биологии как науки. Первые представления о живой природе.

Возникновение культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в мифах и легендах. Развитие наук о природе в античном мире и эпоху средневековья.

Ученые – биологи (3 ч.)

Великие ученые - биологи. Русские и советские биологи. Современные ученые и их достижения. Нобелевские лауреаты. Важнейшие открытия в биологии.

Достижения современной биологии (3 ч.)

Достижения в медицине, генетике, селекции. Связь с другими науками. Возникновение новых отраслей биологии. Биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.

Биология и мир профессий (2 ч.)

Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. Профессии, связанные с биологией.

Биология – наука XXI века (2 ч.)

Перспективы развития биологии в XXI веке. Научные лаборатории, институты.

Задачи науки в будущем.

Зачетные занятия (2 ч.)

Поурочно-тематическое планирование

Тема урока Форма урока Домашнее задание
Тема 1. Биология – наука о живой природе.
1 1 Биология как наука. Система биологических наук. Беседа Составить схему “Система биологических наук”.
2 2 Предметы изучения. Методы науки. Задачи биологии. Мини-исследование Провести мини-исследование.
Тема 2. История биологии.
3 1 История развития биологии как науки.

Первые представления о живой природе. Возникновение культурных растений и домашних животных.

Беседа Найти материал об истории биологии.
4 2 Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Сообщения Подготовить легенду или миф о животных или растениях.
5 3 Развитие наук о природе в античном мире и в эпоху средневековья. Беседа Ответить на вопросы.
Тема 3. Ученые-биологи.
6 1 Великие ученые - биологи.

Русские и советские биологи.

Спектакль Найти материал о русском или советском ученом-биологе.
7 2 Современные ученые и их достижения.

Нобелевские лауреаты.

Работа с литературой Оформить сообщение.
8 3 Важнейшие открытия в биологии.   Дополнить таблицу.
Тема 4. Достижения современной биологии.
9 1 Достижения в медицине, генетике, селекции. Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
10 2 Связь с другими науками. Мини-исследование Оформить исследование.
11 3 Возникновение новых отраслей биологии.

Биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.

Лекция Найти дополнительный материал.
Тема 5. Биология и мир профессий.
12 1 Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
13 2 Профессии, связанные с биологией. Круглый стол Написать сочинение “Моя будущая профессия”.
Тема 6. Биология – наука XXI века.
14 1 Перспективы развития биологии в XXI веке. Деловая игра Оформить синквейн.
15 2 Научные лаборатории, институты.

Задачи науки в будущем.

Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
Зачетные занятия.
16 1 Защита творческих работ. Конференция  
17 2 Защита творческих работ. Конференция  

Педагогические технологии

  • Информационные
  • Групповые
  • Проектные

Формы и методы работы

  • лекция
  • семинар
  • конференция
  • круглый стол
  • деловая игра
  • экскурсия
  • пpaктическая работа
  • работа с компьютером
  • презентация работы

Данный курс предусматривает большую долю самостоятельного поиска учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом учащийся выбирает “индивидуальное движение”: он может выбрать работу в группе по одной из тем курса для участия в исследовательской, проектной работе, или индивидуальную работу с проведением мини-исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса и оформления собственного портфолио. При этом одними из главных критериев работ являются научность информации, пpaктическая направленность материалов, творческий подход. Приветствуется любое проявление индивидуальности, нестандартности решения проблемы. На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы. Для оценки работ применяется райтинг? – двойная оценка (ученика и учителя) по десятибалльной шкале (max-10/10). (- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2004.)

Актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений. В рамках данного курса учащиеся работают по проектной методике Intel. “Обучение для будущего”. Учебный проект в программе Intel предполагает совместную работу педагога и учащихся над созданием учебно-дидактических материалов. Особенность данного проекта состоит в том, что он предназначен не только для расширения знаний о биологической науке и профориентации старшеклассника, но и для знакомства с компьютерными программами: PowerPoint, Publisher, Excel.

По окончанию курса издается сборник лучших работ учащихся. Лучшими признаются работы, получившие райтинг не менее 7/7. Ученики участвуют со своими работами в научно-пpaктической конференции и конкурсах.

Приложение 1

Приложение 2

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • биологические науки;
  • методы науки;
  • основные этапы развития науки;
  • ученых-биологов;
  • важнейшие открытия биологии;
  • профессии, связанные с биологией;
  • достижения современной науки;
  • перспективы развития биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
  • использовать отдельные методы науки;
  • выполнять различные виды творческих работ;
  • работать в группе;
  • презентовать свою работу.

Форма итогового контроля

Зачет по итогам защиты коллективной творческой (исследовательской, проектной) работы или защиты “портфолио” индивидуальных работ (6 небольших, но разнообразных по форме работ – по 1 на каждую тему курса).

Литература

  1. Биология. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, 1997-2005.
  2. Биология. Лабораторный пpaктикум. 6-11 класс. /CD-диск.
  3. Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 9-11 класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории. – Ридерз Дайджест, 2003.
  6. Макаревич В. Мифы: Энциклопедия. – М.: ООО “РОСМЭН-ИЗДАТ”, 2001.
  7. Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей.- М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Торсинг”, 2001.
  8. Ожегов с.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.
  9. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: “Издат-школа 2002”, 1999.
  10. Репетитор “Биология” 1С /CD –диск.
  11. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
  12. Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ. Биология, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Интеллект-Центр, 2004.
  13. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD – диск.
  14. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Растения / Авт.-сост. Л.А.Багрова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  15. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные / Авт.-сост. П.Р.Ляхов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.
  16. Я познаю мир: Дет.энцикл.: История /Авт.-сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  17. Я познаю мир: История древнего мира: Энцикл./ А.Б.Преображенский.- М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004.



Комментарии:

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

24 08 2025 16:15:32

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

23 08 2025 1:45:11

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

22 08 2025 19:48:13

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

21 08 2025 5:28:10

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

20 08 2025 21:23:42

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

19 08 2025 11:41:53

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

18 08 2025 18:43:33

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

17 08 2025 14:55:43

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

16 08 2025 20:21:14

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....

15 08 2025 16:11:57

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

14 08 2025 2:29:25

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

13 08 2025 18:34:33

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

12 08 2025 10:23:58

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

11 08 2025 21:28:55

Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"


    Тест для тематического контроля по теме "Тип Члeнистоногие"

      В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....

10 08 2025 7:19:49

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

09 08 2025 21:14:49

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

08 08 2025 9:40:15

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

07 08 2025 4:45:14

Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"


    Урок–исследование в 11-м классе на тему "Формы размножения организмов. Жизненный цикл организмов и хаpaктер смены поколений"

      Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...

06 08 2025 2:23:48

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

05 08 2025 17:56:57

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

04 08 2025 2:47:43

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

03 08 2025 10:20:26

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления


    Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

02 08 2025 12:42:46

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

01 08 2025 15:54:20

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

31 07 2025 20:28:32

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

30 07 2025 8:39:56

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

29 07 2025 12:10:40

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

28 07 2025 11:23:54

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

27 07 2025 0:16:17

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока. ...

26 07 2025 7:13:58

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

25 07 2025 5:34:53

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время


    Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

      В работе представлены автобиографические сведения из жизни А.П. Гайдара, включая его детство. Рассматривается возникновение тимуровского движения, его распад и попытки возрождения в наше время. ...

24 07 2025 10:10:18

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

23 07 2025 6:58:28

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

22 07 2025 18:21:59

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

21 07 2025 19:24:57

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса


    Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

      Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

20 07 2025 12:12:26

Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Основные понятия генетики". 9-й класс

      Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....

19 07 2025 17:52:57

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

18 07 2025 3:21:54

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

17 07 2025 0:10:40

Уроки биологии


    Уроки биологии

      Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

16 07 2025 12:14:20

Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока, или О чем рассказала лапка лягушки"


    Интегрированный урок биологии и физики по теме: "Биоэлектрические свойства тока,
 или О чем рассказала лапка лягушки"

      Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...

15 07 2025 16:44:44

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

14 07 2025 5:34:34

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения


    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

      Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя пpaктические и лабораторные работы, решая задачи проблемного хаpaктера, работая с дополнительным материалом. ...

13 07 2025 13:32:15

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

12 07 2025 1:15:23

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

11 07 2025 0:28:14

Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"


    Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

      Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

10 07 2025 13:45:59

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

09 07 2025 0:11:14

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"


    Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

      Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

08 07 2025 21:15:42

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

07 07 2025 9:42:43

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

06 07 2025 1:29:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::