Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

Биологическое образование получило дальнейшее развитие в свете основных изменений в современном обществе. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы.

Профильное обучение – одно из средств развития биологической компетентности выпускника. В систему профильного обучения входят профильные и элективные курсы. Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью творческого использования программ профильных и создания программ элективных курсов. Подчас мы, взяв за основу какую-либо идею, идем каждый своим путем и получаем разные результаты. Возможно, идея посмотреть на биологию как на науку, и через науку биологию на окружающий мир, не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса “Сквозь призму науки”, найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.

Данный курс способствует построению индивидуальных образовательных траекторий. При проектировании программы элективного курса я включила в его содержание не только информацию, расширяющую сведения по биологии, но и материал, знакомящий учеников с профессиональными сферами деятельности. В рамках данного курса вместе с учениками был разработан и апробирован учебный проект “Сквозь призму науки”, были созданы как творческие работы учащихся, так и комплект электронных учебно-дидактических материалов.

В комплект учебно-дидактических материалов вошли:

  1. Программа курса.
  2. Поурочно-тематическое планирование элективного курса.
  3. Презентация курса.
  4. Презентация проекта “Сквозь призму науки”.
  5. Презентация к уроку-лекции “Биология как наука”.
  6. Быстрые публикации “Из истории биологии. Мифы и легенды”.
  7. Презентация к спектаклю об истории анатомии “Драма идей от косности людей”.
  8. Бюллетень “Лауреаты Нобелевской премии”.
  9. Буклет из серии “Люди науки: творчество, личность” “Путешественник, ученый, педагог”.
  10. Презентация к уроку-лекции “СПИД – чума XX века”.
  11. Веб-сайт “В мире научных открытий”.
  12. Публикация “Биология в мире профессий”.

Творческие работы учащихся, созданные в рамках проекта, - это отражение их интересов и склонностей:

  • В мире биологических наук... (буклет).
  • Страницы истории/Календарь памятных дат.
  • Люди науки /Презентация.
  • Союз теории и пpaктики/Сообщения.
  • Новое в мире биологии (бюллетень).
  • Биология и мир профессий (презентация).
  • Кем быть? (фильм).
  • Сказочные мечты или реальность завтрашнего дня? (веб-сайт).
  • Сборники творческих работ.

Может быть, этот элективный курс послужит кому-нибудь просто отправной точкой, а кто-то возьмет его для апробации. В любом случае, я надеюсь, каждый из нас, сможет, работая творчески, сделать этот курс интересным для своих учеников, научить их чему-либо новому, неизвестному, помочь им определиться в будущей жизни.

Программа элективного курса по биологии

“Сквозь призму науки”

Пояснительная записка

В курсе биологии недостаточно внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по разным темам, поэтому у учащихся не сформировано полное представление о науке. Элективный курс “Сквозь призму науки” позволит не только обогатить знания старшеклассников по биологии, но и показать, что наука – это не просто отдельные факты и законы, но и результаты трудов многих поколений ученых-исследователей. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой C C I века. Она глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, физкультурой.

Курс предназначен для учащихся естественно-научного профиля обучения.

Общее количество часов - 17.

Цель курса: формирование знаний о биологии как о науке, рассмотрение основных направлений биологической мысли на разных этапах развития биологии.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с системой биологических наук, достижениями и перспективами развития;
  • развитие биологических и поликультурных знаний на основе рассмотрения вопросов интеграции наук и внедрения биологии в мир профессий;
  • формирование целостного научного мировоззрения, биологического мышления, понимания значимости биологии в настоящее время;
  • развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к учению.

Содержание курса

Биология – наука о живой природе (2 ч.)

Биология как наука. Система биологических наук. Предметы изучения. Методы науки. Задачи биологии.

История биологии. (3 ч.)

История развития биологии как науки. Первые представления о живой природе.

Возникновение культурных растений и домашних животных. Мир человека древности в мифах и легендах. Развитие наук о природе в античном мире и эпоху средневековья.

Ученые – биологи (3 ч.)

Великие ученые - биологи. Русские и советские биологи. Современные ученые и их достижения. Нобелевские лауреаты. Важнейшие открытия в биологии.

Достижения современной биологии (3 ч.)

Достижения в медицине, генетике, селекции. Связь с другими науками. Возникновение новых отраслей биологии. Биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.

Биология и мир профессий (2 ч.)

Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. Профессии, связанные с биологией.

Биология – наука XXI века (2 ч.)

Перспективы развития биологии в XXI веке. Научные лаборатории, институты.

Задачи науки в будущем.

Зачетные занятия (2 ч.)

Поурочно-тематическое планирование

Тема урока Форма урока Домашнее задание
Тема 1. Биология – наука о живой природе.
1 1 Биология как наука. Система биологических наук. Беседа Составить схему “Система биологических наук”.
2 2 Предметы изучения. Методы науки. Задачи биологии. Мини-исследование Провести мини-исследование.
Тема 2. История биологии.
3 1 История развития биологии как науки.

Первые представления о живой природе. Возникновение культурных растений и домашних животных.

Беседа Найти материал об истории биологии.
4 2 Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Сообщения Подготовить легенду или миф о животных или растениях.
5 3 Развитие наук о природе в античном мире и в эпоху средневековья. Беседа Ответить на вопросы.
Тема 3. Ученые-биологи.
6 1 Великие ученые - биологи.

Русские и советские биологи.

Спектакль Найти материал о русском или советском ученом-биологе.
7 2 Современные ученые и их достижения.

Нобелевские лауреаты.

Работа с литературой Оформить сообщение.
8 3 Важнейшие открытия в биологии.   Дополнить таблицу.
Тема 4. Достижения современной биологии.
9 1 Достижения в медицине, генетике, селекции. Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
10 2 Связь с другими науками. Мини-исследование Оформить исследование.
11 3 Возникновение новых отраслей биологии.

Биофизика, бионика, биотехнология, генная и клеточная инженерия.

Лекция Найти дополнительный материал.
Тема 5. Биология и мир профессий.
12 1 Использование биологических знаний в различных сферах деятельности человека. Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
13 2 Профессии, связанные с биологией. Круглый стол Написать сочинение “Моя будущая профессия”.
Тема 6. Биология – наука XXI века.
14 1 Перспективы развития биологии в XXI веке. Деловая игра Оформить синквейн.
15 2 Научные лаборатории, институты.

Задачи науки в будущем.

Экскурсия Оформить отчет об экскурсии.
Зачетные занятия.
16 1 Защита творческих работ. Конференция  
17 2 Защита творческих работ. Конференция  

Педагогические технологии

  • Информационные
  • Групповые
  • Проектные

Формы и методы работы

  • лекция
  • семинар
  • конференция
  • круглый стол
  • деловая игра
  • экскурсия
  • пpaктическая работа
  • работа с компьютером
  • презентация работы

Данный курс предусматривает большую долю самостоятельного поиска учебного материала, работу с различными источниками информации, разнообразные формы занятий. При этом учащийся выбирает “индивидуальное движение”: он может выбрать работу в группе по одной из тем курса для участия в исследовательской, проектной работе, или индивидуальную работу с проведением мини-исследовательских, проектных, творческих работ по различным темам курса и оформления собственного портфолио. При этом одними из главных критериев работ являются научность информации, пpaктическая направленность материалов, творческий подход. Приветствуется любое проявление индивидуальности, нестандартности решения проблемы. На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся защищают свои работы. Для оценки работ применяется райтинг? – двойная оценка (ученика и учителя) по десятибалльной шкале (max-10/10). (- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2004.)

Актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений. В рамках данного курса учащиеся работают по проектной методике Intel. “Обучение для будущего”. Учебный проект в программе Intel предполагает совместную работу педагога и учащихся над созданием учебно-дидактических материалов. Особенность данного проекта состоит в том, что он предназначен не только для расширения знаний о биологической науке и профориентации старшеклассника, но и для знакомства с компьютерными программами: PowerPoint, Publisher, Excel.

По окончанию курса издается сборник лучших работ учащихся. Лучшими признаются работы, получившие райтинг не менее 7/7. Ученики участвуют со своими работами в научно-пpaктической конференции и конкурсах.

Приложение 1

Приложение 2

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • биологические науки;
  • методы науки;
  • основные этапы развития науки;
  • ученых-биологов;
  • важнейшие открытия биологии;
  • профессии, связанные с биологией;
  • достижения современной науки;
  • перспективы развития биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в научной, научно-популярной, публицистической информации по биологии;
  • использовать отдельные методы науки;
  • выполнять различные виды творческих работ;
  • работать в группе;
  • презентовать свою работу.

Форма итогового контроля

Зачет по итогам защиты коллективной творческой (исследовательской, проектной) работы или защиты “портфолио” индивидуальных работ (6 небольших, но разнообразных по форме работ – по 1 на каждую тему курса).

Литература

  1. Биология. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”, 1997-2005.
  2. Биология. Лабораторный пpaктикум. 6-11 класс. /CD-диск.
  3. Занимательные факты и материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 9-11 класс/авт. Сост. М.М.Бондарчук, Н.В.Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2005.
  4. Интернет-ресурсы.
  5. Как это было на самом деле? Нераскрытые тайны и удивительные повороты истории. – Ридерз Дайджест, 2003.
  6. Макаревич В. Мифы: Энциклопедия. – М.: ООО “РОСМЭН-ИЗДАТ”, 2001.
  7. Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей.- М.: ООО “Издательство АСТ”; Харьков: “Торсинг”, 2001.
  8. Ожегов с.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.
  9. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах, рисунках, схемах. – М.: “Издат-школа 2002”, 1999.
  10. Репетитор “Биология” 1С /CD –диск.
  11. Рувимский А.О., Шумный В.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
  12. Учебно-тренировочные материалы по ЕГЭ. Биология, Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова А.З. Интеллект-Центр, 2004.
  13. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD – диск.
  14. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Растения / Авт.-сост. Л.А.Багрова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  15. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Животные / Авт.-сост. П.Р.Ляхов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000.
  16. Я познаю мир: Дет.энцикл.: История /Авт.-сост. Н.В.Чудакова, А.В.Громов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  17. Я познаю мир: История древнего мира: Энцикл./ А.Б.Преображенский.- М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004.



Комментарии:

Органы и системы органов животных


    Органы и системы органов животных

      Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

12 09 2025 7:38:42

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

11 09 2025 19:57:19

Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

      Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....

10 09 2025 15:12:27

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

09 09 2025 14:46:31

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

08 09 2025 15:10:49

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

07 09 2025 11:21:21

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

06 09 2025 4:23:22

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"


    Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

      На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

05 09 2025 6:59:44

Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"


    Внеклассное мероприятие "Дорога знаний"

      Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....

04 09 2025 11:45:36

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

      Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

03 09 2025 0:28:39

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

02 09 2025 19:30:22

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

01 09 2025 12:54:25

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

31 08 2025 10:39:55

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

30 08 2025 5:15:14

Развитие жизни в протерозойскую эру

Развитие жизни в протерозойскую эру В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....

29 08 2025 22:22:22

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

28 08 2025 21:48:41

Урок "Строение сердца"

Основные задачи урока: развить понятие об особенностях строения сердца, обеспечить усвоение знаний о его приспособленности к выполняемым функциям, совершенствовать умение работать с муляжами; развивать умения сравнивать, обобщать; воспитывать самостоятельное мышление в зоне ближайшего развития. ...

27 08 2025 21:17:39

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


    Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее

      Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении. ...

26 08 2025 17:39:23

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)


    Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

      Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

25 08 2025 23:15:41

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

24 08 2025 21:51:46

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

23 08 2025 16:12:39

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

22 08 2025 21:31:30

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

21 08 2025 0:41:40

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии


    Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

      Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

20 08 2025 4:56:55

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

19 08 2025 6:55:51

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

18 08 2025 8:32:22

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

17 08 2025 13:41:21

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

16 08 2025 2:23:35

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

15 08 2025 1:14:40

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

14 08 2025 12:53:35

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"


    Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

      В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы. ...

13 08 2025 23:26:15

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

12 08 2025 8:58:55

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

11 08 2025 5:24:28

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

10 08 2025 23:50:13

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

09 08 2025 15:51:17

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

08 08 2025 21:23:41

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

07 08 2025 7:58:29

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

06 08 2025 11:48:27

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

05 08 2025 22:31:36

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

04 08 2025 1:30:43

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

03 08 2025 23:21:14

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

02 08 2025 18:44:52

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

01 08 2025 6:46:31

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

31 07 2025 22:37:22

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

30 07 2025 5:11:34

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

29 07 2025 4:44:40

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

28 07 2025 4:33:17

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

27 07 2025 10:46:11

Тема урока "Класс Птицы"


    Тема урока "Класс Птицы"

      На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...

26 07 2025 2:26:20

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

25 07 2025 7:24:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::