Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Аркадий Гайдар. Обыкновенная биография в необыкновенное время

Аркадий Петрович Гайдар

22 января 2008 г. исполняется 104 года со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (н.ф. - Голиков)

Гайдар в переводе с татарского означает – «всадник, скачущий впереди». В старые времена воины – конники высылали вперед всадника, который скакал впереди всех и всматривался  в неизвестную даль, всегда готовый предупредить отряд. Такой псевдоним избрал себе Аркадий Петрович Гайдар. Рожденный эпохой Великого Октября, он всегда шел впереди, освещая своими произведениями путь в будущее, показывая пример гражданского мужества, патриотизма, высокой нравственности и душевной красоты.

Будущий писатель родился 22 января 1904 года  в городе Льгове, Курской губернии. Отец Петр Исидорович – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар 35- й дивизии, член партии. Мать Наталья Аркадьевна – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. В Льгове Аркадий провел первые пять лет своей жизни. Своеобразный характер мальчика складывался необычайно рано. Никто из родных и близких в семье Голиковых не помнят, чтобы маленький Аркадий капризничал по пустякам, жаловался на сестер и товарищей. В 1910 году семья Голиковых переехала в Нижний Новгород, а в 1912 году в Арзамас. Своим родным городом они всегда считали Арзамас. В этом городке Аркадий рос и учился. Не по годам крепкий, голубоглазый, лобастый Аркадий скоро стал самым главным «организатор» среди соседских мальчишек. Маленький Аркадий страстно любил театр и почти всегда участвовал в школьных спектаклях.

Я рос в городе Арзамасе. Там громко гудели колоколатридцати церквей, но не было слышно заводских гудков.

В этом доме с 1912 по 1918 годы жил детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Сначала поселились на ул.Большой в доме 128, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет.

Домик деревянный, обшит тесом, сруб построен в начале 70-х годов XIX века.

В доме четыре комнаты. По правой стороне дверь в гостиную, комната родителей, по левой - вход в кухню и детскую.

Гостиная. Самая большая и светлая комната в доме. В воскресные дни вся семья собиралась за квадратным столом.  Зажигалась керосиновая лампа с изящным цветным абажуром. Отец читал детям книги, рассказывал увлекательные истории о жизни и обычиях других народов, все вместе сочиняли короткие рассказы и стихи. «Не знаю о чем они были, - говорил позднее Гайдар, - о Красной Шапочке или о сером волке? Но на всю жизнь запомнилась большая мечта о хорошей жизни».

Комната родителей отгорожена от гостиной тонкой перегородкой. На старинном комоде маленькие, изящные, прямоугольной формы, каретные часы. Вещь, которой всегда так дорожила Наталья Аркадьевна. Эти часы, да еще серебряная чарка из походного сундучка ее отца - поручика А.Г. Салькова были реликвией всей семьи.

Кухня. Самая маленькая комната в доме. Много места занимает большая русская печь. На шестке глиняные горшки, сковородки, в углу стоят ухваты, кочерга. У окошка медный умывальник, под ним такой же таз на высоких металлических ножках, висит полотенце. У стены кухонный стол, на нем большой медный самовар по прозвищу "мокрый". Из этого самовара любила пить чай вся семья.

Детская. За овальным столом делал Аркадий торопливые скупые записи в дневнике, учил уроки, мучился над стихотворной строкой, доверял свои думы в письмах отцу на фронт. Над кроватью висит географическая карта - путеводная звезда путешествий в "дальние страны". Полка с книгами, когда-то прочитанными реалистом Голиковым.

"В доме всегда было много книг: они стояли на полках , лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Таечкой в то время были собственные книги с картинками, к которым мама сочиняла стихи". Но особенно любил Аркадий листать толстые тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. На всю жизнь сохранилась у него потом привычка читать "насквозь" энциклопедические словари.

Аркадию было тринадцать лет, когда свершилась Великая Отечественная война.

Родные определили Аркадия в Арзамасское училище. Но еще не начались занятия в классах, как разразилась война. Отца взяли в солдаты. На всю жизнь запомнил Гайдар минуты прощания с отцом. Все плакали: сестры, мать, соседи. Только десятилетний мальчик стоял у порога, закусив губы, крепился и не плакал. Наталья Аркадьевна осталась одна с четырьмя детьми. Для семьи Голиковых началась суровая жизнь. Как ни трудно было жившему в глухой провинции разобраться  в столпотворении политических споров, он сумел выбрать единственный верный путь - примкнул к большевикам. Четырнадцатилетним подростком (скрыв свой возраст) добровольно ушел на фронт. Пятнадцати лет окончил Киевские командирские курсы. Ему не было семнадцати лет, когда он принял командование полком. Без сомнения, велика была в этом роль семьи, домашнего воспитания. Родители Аркадия принадлежали к той части русской демократической интеллигенции, которая видела первейший свой долг в бескорыстном служении народу и бескомпромиссной борьбе за справедливость. Голиков не мыслил своей жизни вне военной карьеры, готовился поступать в военную академию. Но многочисленные ранения и болезни вынудили его в 1924 демобилизоваться из армии. Это было крушение всех его надежд. В отчаянии Голиков пишет "Прощальное письмо Красной армии", где уже проявились признаки литературного дарования. (Первая повесть "В дни поражения и побед", написанная на фронте, успеха ему не принесла). Но все же после мучительных размышлений о том, чем заниматься дальше, он принимает решение "служить пером"
Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах. Есть много версий происхождения литературного псевдонима писателя. Одна из них заключена уже в биографических данных Гайдара: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар с сыном Тимуром

Свое романтическое восприятие революции в ожидании грядущего светлого будущего он передает юным читателям. В своих героико-романтических произведениях он доверительно говорит с ними о Родине, о дружбе и предательстве.

Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне "РВС" (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Сказка о военной тайне, о Мальчише -Кибальчише и его твердом слове" (1933), "Военная тайна"(1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика" (1939), "Чук и Гек" (1939). Все книги Гайдара учат только хорошему, поэтому и сейчас многие из них входят в школьную программу по литературе.
По состоянию здоровья Гайдар не мог быть призван в армию. Но когда фашистская Германия напала на нашу страну, он сделал все, чтобы оказаться на фронте. Он ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Его не брали в регулярную армию, он стал партизаном. Он погиб, выручая товарищей. Это случилось 26 октября 1941 в бою под деревней Леплява, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду. Похоронен Гайдар на высоком берегу Днепра в г.Каневе.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенней вечной славою,
Спит у Днепропетровских берегов.
С.Маршак.

В Арзамасе и в г.Льгове открыты музеи А.П.Гайдара. Имя Аркадия Петровича Гайдара присвоено многим детским библиотекам страны. В 1981 году был учрежден "Знак Гайдара" для награждения лучших организаторов воспитательной работы с детьми и подростками. Почти все произведения А.П. Гайдара экранизированы. Первым вышел фильм "Дума про казака Голоту" по рассказу "РВС" (1937г.), позже появились фильмы "Чук и Гек" (1953г.), "Судьба барабанщика" (1955г.), "Военная тайна" (1958г.) и другие. Специально для телевидения создан трехсерийный фильм "Школа", фильмы "Бумбараш" (по мотивам ранних рассказов), "Пусть светит" и другие.

В фонде Российской государственной детской библиотеке собраны все произведения А.П.Гайдара. Имеются также ранние издания его книг: Четвертый блиндаж. - М.: Детгиз, 1935. - 36 с.: ил.

  • Голубая чашка / А.П. Гайдар; Худож. Б. Дехтерев. - М.: Детская литература, 1936. - Первое издание книги.
  • Дым в лесу / А.П. Гайдар; Худож. Ермолаев. - М.-Л. : Детская литература, 1939.  - Первое издание книги.
  • Горячий камень / А.П. Гайдар; Худож. И. Харькевич. - М.-Л.: Детская литература, 1949.

Большой популярностью у детей до сих пор пользуется повесть, написанная накануне Великой Отечественной войны, "Тимур и его команда" (1941). Появилась она вначале как киносценарий, затем писатель написал одноименную книгу. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение Действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

К сожалению, движение постигла участь, о которой прозорливо предупреждал писатель в своем киносценарии "Клятва Тимура": распад тимуровской команды под давлением бюрократической показухи.

Сегодня во многих школах предпринимаются попытки возродить это движение. На Алтае создано тимуровское движение - ребята из села Брусенцево и Романово.  помогают ветеранам и пожилым людям. В большинстве школ Приморья возобновилось тимуровское движение по оказанию практической помощи ветеранам. Участники патриотического воспитания молодежи в Приморье решили активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях, привлекать молодежь к подготовке таких знаменательных дат как 65 годовщина окончания Великой Отечественной войны, 70-летие со дня событий на острове Хасан, 40-я годовщина событий на острове Дамански . Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы , действует и сейчас . По всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл деятельности. Участники данных объединений и организаций целью своей деятельности считают помощь и поддержку ветеранов и членов их семей. Детско-молодежное движение в России является неоспоримым фактом на сегодняшний день. Последнее десятилетие дало возможность детским и молодежным объединениям не только на деле доказать свою жизнеспособность, но и стать самостоятельными юридическими лицами влияющими на государственную молодежную политику. Легенда – это не только опоэтизированная память о том, что отдалилось во времени. Это и второе неподвластное смерти бытие, когда личность продолжает участвовать в народной жизни, оказывать влияние на ее ход. Так живет с нами Аркадий Гайдар. В завершении хочется напомнить, что А. Гайдар занимает в детской литературе совершенно особое место. В свое время, С.Я. Маршак написал статью "Книга для детей должна быть произведением искусства", в которой он привел следующую иерархию замечательных деятелей литературы: - "Алексей Максимович Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар". Его он назвал "всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть веселым товарищем нашим ребятам, и чуть лукавым, себе на уме, воспитателем, обходящимся без поучений". С позиций сегодняшнего дня добавим: А. Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером, ему удалось создать образ Тимура, побеждающего своей порядочностью и добротой жизненное зло, притягательный для миллионов детей.

Белинский писал когда – то, что детским писателем надо родиться.

Аркадий Гайдар и в самом деле родился детским писателем. Он был жизнерадостен и добродушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был автором и героем своих книг. Таким он останется навсегда в памяти людей, которым довелось знать его при жизни, и в представлении тех, кто узнает о нем из книг, написанных Гайдаром и о Гайдаре.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

29 07 2021 22:37:32

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

29 07 2021 4:50:55

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая характеристика". 7-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса " Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

29 07 2021 1:59:23

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

29 07 2021 1:28:48

Интеллектуальная игра "Биопол"

Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разрабатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

29 07 2021 5:44:52

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

29 07 2021 1:15:16

Строение и функции кожи. 8-й класс

Данный урок (2-й по теме " Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный практикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....

29 07 2021 23:22:44

Особенности организации кольчатых червей

Урок по программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой « Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

29 07 2021 19:36:25

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

29 07 2021 18:32:22

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

29 07 2021 1:35:17

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

29 07 2021 19:24:24

"Птицы - наши друзья"

Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

29 07 2021 20:53:38

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

29 07 2021 4:52:45

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

29 07 2021 2:32:27

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

29 07 2021 5:30:38

Урок биологии по теме "Фотосинтез"

Урок разработан для учащихся 10 класса к теме " Фотосинтез", обучающихся по учебнику " Общая биология" под редакцией Д. Беляева, Г. Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

29 07 2021 14:50:18

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

29 07 2021 8:53:15

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: " Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: " Основные закономерности явлений наследственности"....

29 07 2021 22:57:57

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

29 07 2021 12:33:59

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний транспорт жидкости....

29 07 2021 23:57:18

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

29 07 2021 6:59:33

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

29 07 2021 18:14:27

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки практической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

29 07 2021 4:20:44

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: « Пищеварение», « Обмен веществ и энергии. Витамины»....

29 07 2021 21:59:49

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

29 07 2021 12:49:54

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....

29 07 2021 5:35:11

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

29 07 2021 9:40:56

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

29 07 2021 18:13:19

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

29 07 2021 8:49:48

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

Изучается закон сцепленного наследования Т. Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

29 07 2021 2:13:28

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

29 07 2021 11:54:44

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме « Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела « Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии « Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании И Т, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

29 07 2021 18:21:14

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

29 07 2021 8:11:18

Почвенное питание растений Биология

Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...

29 07 2021 19:21:12

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

29 07 2021 15:57:28

Обмен веществ и энергии

Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) " Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

29 07 2021 17:30:57

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Хромосомы состоят из хроматина — соединения Д Н К и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную пространственную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество Д Н К....

29 07 2021 19:24:25

Индивидуальное развитие растений Биология

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до смерти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

29 07 2021 9:46:45

Цветок растения. Строение, органы размножения (пестики и тычинки)

Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....

29 07 2021 8:24:12

Развитие эволюционных понятий в истории методики биологии (статья). Комплексное применение технологий обучения на уроках биологии (модульный урок)

Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....

29 07 2021 23:21:39

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой « Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

29 07 2021 12:13:50

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

29 07 2021 10:10:39

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме " Земноводные"....

29 07 2021 22:14:23

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

29 07 2021 4:24:30

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

29 07 2021 4:37:54

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

29 07 2021 10:51:39

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

29 07 2021 21:53:31

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

29 07 2021 7:50:17

Цветок

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....

29 07 2021 19:22:14

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

29 07 2021 8:35:54

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)