Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее
Цель: изучить историю создания парка, познакомиться с дендрологическим составом парка, оценить перспективы развития парка в связи с реконструкцией.
Задачи:
- показать влияние исторических событий на развитие парка;
- оценить нынешнее состояние зеленых насаждений парка;
- поразмышлять о перспективах развития парка;
- воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу;
- формирование национального самосознания.
Оборудование: определитель растений, справочник «Деревья», блокнот, карандаш, фотоаппарат.
ХОД ЭКСКУРСИИ
1. Организационный момент
2. Знакомство с местоположением парка им. М. Горького
Парк культуры и отдыха им. Горького расположен в Центральном округе г. Краснодара по улице Постовой, 34. Парк утвержден памятником природы в 1988 году.
3. Экскурсия по парку с рассказом учителя об историческом прошлом парка
(В старших классах учащиеся сами готовят рассказ).
В ходе экскурсии выясняем видовой состав растений парка.
Территория парка – это исторический центр зарождения Екатеринодара. В дубовом лесу, в границах современного парка и вокруг него, закладывается войсковой град. По сообщению историка П. П. Короленко, первым (1793) жилищем кошевого атамана была землянка в нынешнем городском саду. Главные войсковые учреждения и крепость строятся в районе будущего войскового сада. Непосредственно в его еще не выделенных пределах в 1834 г. возводится первое здание войскового архива.
Предыстория парка восходит к 1846 г., когда наместник Кавказа и главнокомaндующий Кавказским корпусом генерал-фельдмаршал князь М. С. Воронцов распорядился «устроить рассадники дерев и растений во Владикавказе, Нальчике, Ставрополе и Екатеринодаре… избрать в сказанных пунктах удобные для рассадников места…» Во исполнение оного распоряжения 8 октября 1848 г. в Екатеринодаре учреждается войсковой сад с питомником. Под него отводится участок леса из дуба черешчатого и сопутствующих ему пород, расположенный к востоку от крепости.
В 1849 г. первый садовод Кубани Яков Бикельмейер привозит из Крыма обоз с десятками тысяч виноградных лоз, тысячами черенков и саженцев декоративных и плодовых деревьев. Однако в период создания сада Екатеринодар оставался войсковым градом и крепостью, находящейся под угрозой нападения из-за Кубани. Сад располагался всего полутора-двух сотнях метров от пограничной реки и поэтому около 15 лет функционировал как интродукционный центр. Но с окончанием Кавказской войны, в 1864 г., парк был открыт для посещения граждан. Как писал о парке известный историк и экономист, члeн-корреспондент Имперской Академии наук Ф. А. Щербина: « При помощи этого учреждения предполагалось и место прогулок городским жителям устроить, и развитию садоводства способствовать». Через десять лет войско передало сад городской управе. Со временем сад «вследствие значительного развития частного садоводства в Кубанской области утратил свое первоначальное значение и служит не более чем местом общественного гуляния». По дошедшему до нас свидетельству О. А. Стратоновой в начале 70-х годов ХIХ столетия «…большой тенистый войсковой сад… был переполнен высокими роскошными акациями и вековыми дубами».
В 1898 г. производится первая реконструкция и благоустройство парка , что выразилось в пейзажной распланировке, посадке новых декоративных деревьев и кустарников, разбивке клумб, устройстве дорожек, фонтанов и ограждений. С этого времени начинается формирование парковых насаждений и обогащение их новыми местными и иноземными древесными и кустарниковыми породами.
Таким образом, за пятьдесят лет со времени закладки питомника, к рубежу столетий, завершается организованное и проведенное человеком преобразование природного комплекса от дубового леса к лесопарку и затем к городскому парку.
В марте 1910 г. прокладываются новые аллеи, проводятся посадки деревьев. Парк становится одним из лучших украшений города. По свидетельству безымянного очевидца, в 1918 г. это был « отличный большой городской сад с целым рядом летних зданий: клубов, ресторанов, театров и кофеен».
В период Гражданской войны парк приходит в запустение, это был первый из трех ударов, которые довелось испытать парку за полуторастолетний период его существования.
По окончании Гражданской войны начинается восстановление зеленых насаждений парка, они пополняются большим числом ценных и редких декоративных деревьев и кустарников. Закладывается питомник декоративных растений.
В 1927 г. в Краснодаре выходит из печати туристско-краеведческий путеводитель «Кубань и Черноморье», в котором описаны примечательные объекты города и его окрестностей. Несколько страниц книги посвящены городскому парку. Они написаны С. В. Шанявским, давшим первое квалифицированное описание растительности горпарка. С привязкой к отдельным аллеям и участкам парка описано около 50 видов древесных и кустарниковых пород и лиан.
В 1928 г. проводилась первая выставка плодов, она была приурочена к празднику урожая. В экспозиции были представлены отделы плодоводства, виноградарства и технической переработки плодов и ягод.
В 1930 г. в городском саду открывается выставка служебных собак и гoлyбей.
В 1932 г. решением Краснодарского горсовета парку присваивается имя писателя М. Горького. Через два года у главного входа был установлен мраморный бюcт А. М. Горького (скульптор К. А. Дитрих). Производится перепланировка парка, высаживаются новые деревья, формируется уголок субтропиков, создается пруд.
Накануне Великой Отечественной войны парк по
своим композиционным особенностям и
дендрологическому составу стал одним из лучших
на Северном Кавказе. В его насаждениях
насчитывалось более 150 видов деревьев и
кустарников. Значительную часть их составляли
хвойные породы, что придавало парку особую
ценность.
В период фашистской оккупации парку был нанесен
второй удар. Он сильно пострадал, првратился в
пепелище. Гитлеровцы сожгли Летний театр и
старинные клубные здания, разрушили павильоны,
аттpaкционы, превратили в пустырь нижнюю часть
парка. Вырублены или погибли в результате
отсутствия ухода несколько вековых дубов (Quercus
robur), ель колючая, можжевельники – обыкновенный,
казацкий и виргинский, туя западная, бумажная
шелковица, вишня кустарниковая плакучая
белопестрая, дуб красный (Quercus rubra), калина
бульденеж, каштан конский желтый, клен
остролистный шаровидный, рябины круглолистная и
обыкновенная, черемуха виргинская, пихта
одноцветная.
В 1943 г. 1 августа Краснодарский парк культуры и отдыха им. Горького принял первых посетителей. В послевоенные годы были проведены работы по восстановлению парковых насаждений, но видовой состав их не только не увеличился, но даже уменьшился. Одна из причин – несоблюдение правил ухода за растениями, пополнение насаждений малоценными широко распространенными деревьями и кустарниками, порой даже за счет ценных и редких пород. Так, при постройке новых входных ворот срублен двадцатилетний экземпляр глицинии китайской. От недостаточного ухода погибла рябина плакучая. До недавнего времени к стволам вековых дубов железными костылями крепились тросы различных аттpaкционов. В результате механического повреждения стволов в них поселились различные вредители, и стволы изъедены ими.
Город залечивал раны, нанесенные войной, парк продолжал благоустраиваться, в нем появились новые фонтаны и цветники, концертная и танцевальная площадки, шахматный павильон, комната смеха, детская площадка, тир. В южной части парка располагался пруд с лодочной станцией. Вблизи них был устроен зооуголок, где содержались олени, медведи, лисицы, волки, шакалы, фазаны и другие животные и птицы. В парке была оранжерея из 5 теплиц и 22 парников.
На основании данных обследования, проведенного в 1958-1959 г. гг., в парке установлено 130 видов и форм древесно-кустарниковых пород.
Высокое природно-историческое, экологическое, рекреационное и эстетическое значение центрального парка и отдельных его насаждений подчеркивается целым рядом постановлений городских и краевых органов власти. В 1977 году четыре дуба, оставшиеся на территории парка от былого лесного массива, объявляются памятниками природы. В 1981 году принимается подобное решение по растущему в парке единственному экземпляру гинкго.
В 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия производились неоднократные урезания площади парка и его реконструкция. В 1981 году парк был сдан в эксплуатацию. Реконструкция нанесла третий удар по городскому парку. Произошло то, чего не было даже во время войны: у него была изъята значительная территория. Отчуждена широкая полоса земель вдоль юго-восточной стороны парка, по которой проложена одна из самых напряженных магистралей города. Снесен летний кинотеатр «Салют» и отрезан весь северо-восточный угол, где он располагался. Порушены многие деревья и цветники, как в пределах парка, так и на отобранных у него площадях. Уничтожен шедевр паркостроительного искусства – ковровый цветочный партер. Разрушено теплично-парниковое хозяйство. Имеющий в плане треугольную форму парк со всех трех сторон оказался зажатым оживленными трассами, по которым движутся трамваи, троллейбусы, автомобили и железнодорожные составы.
С 1996 года новые посадки деревьев в парке прекращены. Старожил города и краевед А. А. Красненко справедливо отмечал, что парк волею зодчих превратился в заурядный сквер, подогреваемый летом множеством бетонных аллей и дорожек.
На протяжении всей своей истории парк был и остается любимым местом отдыха горожан. В парке проводились войсковые праздники. В 1896 г. Кубанское казачье войско торжественно отмечало свой 200-й юбилей. Играл казачий духовой оркестр, выступал хор.
В 1899 г. в Екатеринодаре целую неделю проходили Пушкинские дни, влетнем театре парка для школьников давались спектакли.
В послевоенное время празднуются окончания учебного года. Для выпускников учебных заведений устраиваются гуляния, концерты.
Парк всегда был одним из культурных центров города. В разное время здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Е. В. Гельцер, В. Е. Дровяников, артисты Московского Малого театра, краснодарские музыканты.
Городской парк им. М. Горького играет в жизни Екатеринодара – Краснодара гораздо большую роль, чем просто зона отдыха. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной специалистом по озеленению городов и паркостроительному искусству, ученым биологом М. Р. Дюваль-Строевым, что парк и территория, на которой он расположен, - « место замечательное и святое».
4. Изучение видового состава растений парка
Самостоятельная работа учащихся в группах, заполнение инструктивных карточек.
Инструктивная карточка
Опишите три растения парка по плану:
- Ботаническое название растения.
- Местоположение растения в парке.
- Морфологическое описание растения.
- Место, занимаемое растением в сообществе и его связь с другими растениями.
- Оценка состояния растения в данный момент.
Пример заполнения карточки:
1) Орех черный (Juglans nigra L.)
2) Орех черный составляет одну из аллей парка.
3) Летне-зеленое дерево с довольно широкой
высокосводчатой кроной. Ствол внушительный,
толстый, прямой. Кора темно-коричневая,
рассеченная регулярным рисунком из узких и
толстых полос. Листья непарноперистые,
очередные, длиной 30-50 см , сложные с 7-11 парами
заостренных спереди листочков длиной 6-11 см. Плод
(костянка) длиной 3-5 см., сочного зеленого цвета,
гладкий, в период созревания не раскрывается.
4) Занимает верхний ярус посадки, создает тень для
травянистых растений.
5) Растения имеют здоровый вид, ровные стволы,
обильно и ежегодно плодоносят, дают много тени.
Стволы высоко очищены от сухих веток, видно, что
за деревьями ухаживают.
5. Обсуждение результатов работы
Формулирование выводов: в настоящее время растения парка находятся в удовлетворительном состоянии, за ними осуществляется уход. За последние несколько лет в парке даже появились новые цветочные композиции на клумбах.
1. Знакомство с дубом Великаном, расположенным
на территории парка.
В парке расположены четыре экземпляра дуба
черешчатого, сохранившиеся от леса, когда-то
росшего на месте парка. Состояние их хорошее,
дубы относятся к памятникам природы г.
Краснодара.
Дуб Великан учрежден памятником природы в 1977
году. Возраст дерева около 600 лет. Высота дуба
черешчатого 27 м, диаметр кроны 28 м, окружность
ствола 5,15 м. Очень много сухих веток. Центральные
ветки спилены. Имеется дупло на высоте 1,8 м, оно
заложено кирпичной кладкой. В 2004 году в ствол
попала молния и сильно повредила дерево, оторвав
большую ветку. В двух метрах от ствола проходит
асфальтированная аллея. Дерево плодоносит.
Значение дуба: историческое, познавательное,
экологическое, рекреационное.
2. Обсуждение плана реконструкции парка.
Специалисты ООО «Архиград» разработали план
реконструкции парка, провели зонирование
территории, распределив участки для
аттpaкционов, массовых,
спортивно-развлекательных мероприятий, тихого
отдыха. Главный вход решено сделать на
пересечении улиц Захарова и Постовой. Парку
хотят вернуть историческую арку по улице
Постовой. Будет восстановлена малая горка.
Восемь колонн беседки уже обкладывают кирпичом,
скоро приступят к реконструкции купола. Зеленые
насаждения убирать не будут, но сеть дорожек
будет перекроена по-новому. В парке сменят плитку
и огородят территорию забором. Многие жители
города обеспокоены планом строительства
спортивного комплекса, который предусматривает
трехэтажное здание, зеленые спортплощадки и
подземную парковку на 300 мест. Стройка
запланирована на месте ветхих сооружений
хозчасти и по заявлениям разработчиков не
пострадает ни одно дерево. Однако, по мнению
общественности, целесообразность такой
постройки под вопросом: рядом новый
спорткомплекс «Олимп» и стадион «Юность», зачем
в парке коммерческое спортивное сооружение?
3. Выводы и предложения учащихся.
Парк культуры и отдыха им. М. Горького является
историческим и культурным наследием города.
Предлагаем осуществлять научный подход к выбору,
посадке и уходу за растениями парка. Поскольку
Краснодар является южной столицей, предлагаем
высаживать в парке растения, хаpaктерные для
Северного Кавказа, так чтобы у гостей парка сразу
создавалось ощущение южного города. А также
провести общественные слушания по вопросу
реконструкции парка.
Дополнительные задания при проведении экскурсии в зимний период
При проведении экскурсии в зимний период учащиеся могут выполнить следующие задания по группам. Для учащихся 6-х классов предлагаются задания № 1 и 2, а для учащихся 7-х классов добавляется задание № 3.
Первая группа
Задание 1. Найти в зимнем парке березу бородавчатую. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Собрать коллекцию плодов и семян растений, у которых зимой происходит распространение. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Плоды или семена | Приспособление к распространению | Способ распространения |
Задание 3. Какие выработались приспособления у многолетних и однолетних растений к перенесению нeблагоприятных условий зимы?
Вторая группа
Задание 1. Найти дуб черешчатый. Описать форму кроны, цвет коры, расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Рассмотреть побеги деревьев и кустарников (береза бородавчатая, каштан конский, тополь, рябина, сирень). Отметить хаpaктерные признаки, по которым вы их определили. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Побег (рисунок) | Хаpaктерные признаки: расположение почек, их окраска. |
Задание 3. Почему деревья и кустарники сбрасывают листву на зиму ?
Третья группа
Задание 1. Найти в парке клен остролистный. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Найти растения с очередным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Побег (рисунок) | Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах, липкость. |
Задание 3. Какие приспособления имеют вечнозеленые растения к перенесению зимнего периода? Происходит ли смена хвоинок у ели и сосны?
Четвертая группа
Задание 1. Найти липу широколистную. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Найти растения с супротивным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить задание в виде таблицы.
Название растения | Побег(рисунок) | Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах. |
Задание 3. Чем и почему почки деревьев и кустарников отличаются от почек травянистых растений?
Дополнительные пpaктические работы для учащихся 9-11 классов.
Пpaктическая работа «Изучение морфологического критерия вида».
Цель работы: обеспечить усвоение
понятия морфологического критерия вида,
закрепить
умение составлять описательную хаpaктеристику
живых организмов.
Ход работы:
1. Рассмотрите растения или животных двух видов,
запишите их названия.
2. Составьте морфологическую хаpaктеристику
представителя каждого вида, т.е. опишите
особенности их внешнего строения.
3. Сравните представителей двух видов, выявите
черты сходства и различия.
4. Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Вид | Место обитания | Внешний вид | Сходства | Различия |
5. Сделайте вывод – может ли принадлежность организма к определенному виду определяться одним критерием.
Пpaктическая работа «Приспособление организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».
Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.
Ход работы:
1. Определить среду обитания растения или
животного, предложенного вам для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде
обитания.
3. Выявите относительный хаpaктер
приспособленности.
4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Название растения или животного | Условия обитания | Черты приспособленности | Биологическое значение приспособления | Относительный хаpaктер приспособленности |
5. На примере одного растения или животного ответьте на вопросы:
- Какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами хаpaктерных признаков приспособленности?
- Поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.
6. Сделайте вывод.
Список литературы:
- Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
- Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Периодика Кубани 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
17 07 2025 0:31:24
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
16 07 2025 13:55:25
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
15 07 2025 20:32:40
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
14 07 2025 9:55:13
Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....
13 07 2025 6:57:19
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
12 07 2025 16:51:13
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
11 07 2025 17:29:43
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
10 07 2025 9:14:56
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
09 07 2025 15:18:11
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
08 07 2025 13:58:41
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
07 07 2025 20:54:13
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
06 07 2025 18:28:31
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
05 07 2025 13:49:21
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
04 07 2025 5:50:29
Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....
03 07 2025 7:42:45
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
02 07 2025 8:23:24
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
01 07 2025 18:13:13
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
30 06 2025 15:13:55
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
29 06 2025 5:19:51
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
28 06 2025 14:48:52
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
27 06 2025 1:43:50
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
26 06 2025 22:20:11
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
25 06 2025 7:10:27
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
24 06 2025 22:37:12
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
23 06 2025 20:10:59
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
22 06 2025 15:36:45
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
21 06 2025 10:53:34
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
20 06 2025 15:30:42
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
19 06 2025 20:24:50
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
18 06 2025 19:36:10
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
17 06 2025 22:55:43
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
16 06 2025 4:35:14
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
15 06 2025 10:23:40
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
14 06 2025 12:53:35
Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса «Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....
13 06 2025 1:46:58
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
12 06 2025 12:48:18

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
11 06 2025 19:40:34
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
10 06 2025 23:58:44
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
09 06 2025 0:15:21
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
08 06 2025 21:27:36

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
07 06 2025 2:36:52
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
06 06 2025 11:23:30
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
05 06 2025 15:59:37
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
04 06 2025 16:13:20
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
03 06 2025 2:18:46
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
02 06 2025 1:44:58
В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук.
...
01 06 2025 20:43:46
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
31 05 2025 4:59:19
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
30 05 2025 16:34:27

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
29 05 2025 1:35:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::