Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее
Цель: изучить историю создания парка, познакомиться с дендрологическим составом парка, оценить перспективы развития парка в связи с реконструкцией.
Задачи:
- показать влияние исторических событий на развитие парка;
- оценить нынешнее состояние зеленых насаждений парка;
- поразмышлять о перспективах развития парка;
- воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу;
- формирование национального самосознания.
Оборудование: определитель растений, справочник «Деревья», блокнот, карандаш, фотоаппарат.
ХОД ЭКСКУРСИИ
1. Организационный момент
2. Знакомство с местоположением парка им. М. Горького
Парк культуры и отдыха им. Горького расположен в Центральном округе г. Краснодара по улице Постовой, 34. Парк утвержден памятником природы в 1988 году.
3. Экскурсия по парку с рассказом учителя об историческом прошлом парка
(В старших классах учащиеся сами готовят рассказ).
В ходе экскурсии выясняем видовой состав растений парка.
Территория парка – это исторический центр зарождения Екатеринодара. В дубовом лесу, в границах современного парка и вокруг него, закладывается войсковой град. По сообщению историка П. П. Короленко, первым (1793) жилищем кошевого атамана была землянка в нынешнем городском саду. Главные войсковые учреждения и крепость строятся в районе будущего войскового сада. Непосредственно в его еще не выделенных пределах в 1834 г. возводится первое здание войскового архива.
Предыстория парка восходит к 1846 г., когда наместник Кавказа и главнокомaндующий Кавказским корпусом генерал-фельдмаршал князь М. С. Воронцов распорядился «устроить рассадники дерев и растений во Владикавказе, Нальчике, Ставрополе и Екатеринодаре… избрать в сказанных пунктах удобные для рассадников места…» Во исполнение оного распоряжения 8 октября 1848 г. в Екатеринодаре учреждается войсковой сад с питомником. Под него отводится участок леса из дуба черешчатого и сопутствующих ему пород, расположенный к востоку от крепости.
В 1849 г. первый садовод Кубани Яков Бикельмейер привозит из Крыма обоз с десятками тысяч виноградных лоз, тысячами черенков и саженцев декоративных и плодовых деревьев. Однако в период создания сада Екатеринодар оставался войсковым градом и крепостью, находящейся под угрозой нападения из-за Кубани. Сад располагался всего полутора-двух сотнях метров от пограничной реки и поэтому около 15 лет функционировал как интродукционный центр. Но с окончанием Кавказской войны, в 1864 г., парк был открыт для посещения граждан. Как писал о парке известный историк и экономист, члeн-корреспондент Имперской Академии наук Ф. А. Щербина: « При помощи этого учреждения предполагалось и место прогулок городским жителям устроить, и развитию садоводства способствовать». Через десять лет войско передало сад городской управе. Со временем сад «вследствие значительного развития частного садоводства в Кубанской области утратил свое первоначальное значение и служит не более чем местом общественного гуляния». По дошедшему до нас свидетельству О. А. Стратоновой в начале 70-х годов ХIХ столетия «…большой тенистый войсковой сад… был переполнен высокими роскошными акациями и вековыми дубами».
В 1898 г. производится первая реконструкция и благоустройство парка , что выразилось в пейзажной распланировке, посадке новых декоративных деревьев и кустарников, разбивке клумб, устройстве дорожек, фонтанов и ограждений. С этого времени начинается формирование парковых насаждений и обогащение их новыми местными и иноземными древесными и кустарниковыми породами.
Таким образом, за пятьдесят лет со времени закладки питомника, к рубежу столетий, завершается организованное и проведенное человеком преобразование природного комплекса от дубового леса к лесопарку и затем к городскому парку.
В марте 1910 г. прокладываются новые аллеи, проводятся посадки деревьев. Парк становится одним из лучших украшений города. По свидетельству безымянного очевидца, в 1918 г. это был « отличный большой городской сад с целым рядом летних зданий: клубов, ресторанов, театров и кофеен».
В период Гражданской войны парк приходит в запустение, это был первый из трех ударов, которые довелось испытать парку за полуторастолетний период его существования.
По окончании Гражданской войны начинается восстановление зеленых насаждений парка, они пополняются большим числом ценных и редких декоративных деревьев и кустарников. Закладывается питомник декоративных растений.
В 1927 г. в Краснодаре выходит из печати туристско-краеведческий путеводитель «Кубань и Черноморье», в котором описаны примечательные объекты города и его окрестностей. Несколько страниц книги посвящены городскому парку. Они написаны С. В. Шанявским, давшим первое квалифицированное описание растительности горпарка. С привязкой к отдельным аллеям и участкам парка описано около 50 видов древесных и кустарниковых пород и лиан.
В 1928 г. проводилась первая выставка плодов, она была приурочена к празднику урожая. В экспозиции были представлены отделы плодоводства, виноградарства и технической переработки плодов и ягод.
В 1930 г. в городском саду открывается выставка служебных собак и гoлyбей.
В 1932 г. решением Краснодарского горсовета парку присваивается имя писателя М. Горького. Через два года у главного входа был установлен мраморный бюcт А. М. Горького (скульптор К. А. Дитрих). Производится перепланировка парка, высаживаются новые деревья, формируется уголок субтропиков, создается пруд.
Накануне Великой Отечественной войны парк по
своим композиционным особенностям и
дендрологическому составу стал одним из лучших
на Северном Кавказе. В его насаждениях
насчитывалось более 150 видов деревьев и
кустарников. Значительную часть их составляли
хвойные породы, что придавало парку особую
ценность.
В период фашистской оккупации парку был нанесен
второй удар. Он сильно пострадал, првратился в
пепелище. Гитлеровцы сожгли Летний театр и
старинные клубные здания, разрушили павильоны,
аттpaкционы, превратили в пустырь нижнюю часть
парка. Вырублены или погибли в результате
отсутствия ухода несколько вековых дубов (Quercus
robur), ель колючая, можжевельники – обыкновенный,
казацкий и виргинский, туя западная, бумажная
шелковица, вишня кустарниковая плакучая
белопестрая, дуб красный (Quercus rubra), калина
бульденеж, каштан конский желтый, клен
остролистный шаровидный, рябины круглолистная и
обыкновенная, черемуха виргинская, пихта
одноцветная.
В 1943 г. 1 августа Краснодарский парк культуры и отдыха им. Горького принял первых посетителей. В послевоенные годы были проведены работы по восстановлению парковых насаждений, но видовой состав их не только не увеличился, но даже уменьшился. Одна из причин – несоблюдение правил ухода за растениями, пополнение насаждений малоценными широко распространенными деревьями и кустарниками, порой даже за счет ценных и редких пород. Так, при постройке новых входных ворот срублен двадцатилетний экземпляр глицинии китайской. От недостаточного ухода погибла рябина плакучая. До недавнего времени к стволам вековых дубов железными костылями крепились тросы различных аттpaкционов. В результате механического повреждения стволов в них поселились различные вредители, и стволы изъедены ими.
Город залечивал раны, нанесенные войной, парк продолжал благоустраиваться, в нем появились новые фонтаны и цветники, концертная и танцевальная площадки, шахматный павильон, комната смеха, детская площадка, тир. В южной части парка располагался пруд с лодочной станцией. Вблизи них был устроен зооуголок, где содержались олени, медведи, лисицы, волки, шакалы, фазаны и другие животные и птицы. В парке была оранжерея из 5 теплиц и 22 парников.
На основании данных обследования, проведенного в 1958-1959 г. гг., в парке установлено 130 видов и форм древесно-кустарниковых пород.
Высокое природно-историческое, экологическое, рекреационное и эстетическое значение центрального парка и отдельных его насаждений подчеркивается целым рядом постановлений городских и краевых органов власти. В 1977 году четыре дуба, оставшиеся на территории парка от былого лесного массива, объявляются памятниками природы. В 1981 году принимается подобное решение по растущему в парке единственному экземпляру гинкго.
В 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия производились неоднократные урезания площади парка и его реконструкция. В 1981 году парк был сдан в эксплуатацию. Реконструкция нанесла третий удар по городскому парку. Произошло то, чего не было даже во время войны: у него была изъята значительная территория. Отчуждена широкая полоса земель вдоль юго-восточной стороны парка, по которой проложена одна из самых напряженных магистралей города. Снесен летний кинотеатр «Салют» и отрезан весь северо-восточный угол, где он располагался. Порушены многие деревья и цветники, как в пределах парка, так и на отобранных у него площадях. Уничтожен шедевр паркостроительного искусства – ковровый цветочный партер. Разрушено теплично-парниковое хозяйство. Имеющий в плане треугольную форму парк со всех трех сторон оказался зажатым оживленными трассами, по которым движутся трамваи, троллейбусы, автомобили и железнодорожные составы.
С 1996 года новые посадки деревьев в парке прекращены. Старожил города и краевед А. А. Красненко справедливо отмечал, что парк волею зодчих превратился в заурядный сквер, подогреваемый летом множеством бетонных аллей и дорожек.
На протяжении всей своей истории парк был и остается любимым местом отдыха горожан. В парке проводились войсковые праздники. В 1896 г. Кубанское казачье войско торжественно отмечало свой 200-й юбилей. Играл казачий духовой оркестр, выступал хор.
В 1899 г. в Екатеринодаре целую неделю проходили Пушкинские дни, влетнем театре парка для школьников давались спектакли.
В послевоенное время празднуются окончания учебного года. Для выпускников учебных заведений устраиваются гуляния, концерты.
Парк всегда был одним из культурных центров города. В разное время здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Е. В. Гельцер, В. Е. Дровяников, артисты Московского Малого театра, краснодарские музыканты.
Городской парк им. М. Горького играет в жизни Екатеринодара – Краснодара гораздо большую роль, чем просто зона отдыха. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной специалистом по озеленению городов и паркостроительному искусству, ученым биологом М. Р. Дюваль-Строевым, что парк и территория, на которой он расположен, - « место замечательное и святое».
4. Изучение видового состава растений парка
Самостоятельная работа учащихся в группах, заполнение инструктивных карточек.
Инструктивная карточка
Опишите три растения парка по плану:
- Ботаническое название растения.
- Местоположение растения в парке.
- Морфологическое описание растения.
- Место, занимаемое растением в сообществе и его связь с другими растениями.
- Оценка состояния растения в данный момент.
Пример заполнения карточки:
1) Орех черный (Juglans nigra L.)
2) Орех черный составляет одну из аллей парка.
3) Летне-зеленое дерево с довольно широкой
высокосводчатой кроной. Ствол внушительный,
толстый, прямой. Кора темно-коричневая,
рассеченная регулярным рисунком из узких и
толстых полос. Листья непарноперистые,
очередные, длиной 30-50 см , сложные с 7-11 парами
заостренных спереди листочков длиной 6-11 см. Плод
(костянка) длиной 3-5 см., сочного зеленого цвета,
гладкий, в период созревания не раскрывается.
4) Занимает верхний ярус посадки, создает тень для
травянистых растений.
5) Растения имеют здоровый вид, ровные стволы,
обильно и ежегодно плодоносят, дают много тени.
Стволы высоко очищены от сухих веток, видно, что
за деревьями ухаживают.
5. Обсуждение результатов работы
Формулирование выводов: в настоящее время растения парка находятся в удовлетворительном состоянии, за ними осуществляется уход. За последние несколько лет в парке даже появились новые цветочные композиции на клумбах.
1. Знакомство с дубом Великаном, расположенным
на территории парка.
В парке расположены четыре экземпляра дуба
черешчатого, сохранившиеся от леса, когда-то
росшего на месте парка. Состояние их хорошее,
дубы относятся к памятникам природы г.
Краснодара.
Дуб Великан учрежден памятником природы в 1977
году. Возраст дерева около 600 лет. Высота дуба
черешчатого 27 м, диаметр кроны 28 м, окружность
ствола 5,15 м. Очень много сухих веток. Центральные
ветки спилены. Имеется дупло на высоте 1,8 м, оно
заложено кирпичной кладкой. В 2004 году в ствол
попала молния и сильно повредила дерево, оторвав
большую ветку. В двух метрах от ствола проходит
асфальтированная аллея. Дерево плодоносит.
Значение дуба: историческое, познавательное,
экологическое, рекреационное.
2. Обсуждение плана реконструкции парка.
Специалисты ООО «Архиград» разработали план
реконструкции парка, провели зонирование
территории, распределив участки для
аттpaкционов, массовых,
спортивно-развлекательных мероприятий, тихого
отдыха. Главный вход решено сделать на
пересечении улиц Захарова и Постовой. Парку
хотят вернуть историческую арку по улице
Постовой. Будет восстановлена малая горка.
Восемь колонн беседки уже обкладывают кирпичом,
скоро приступят к реконструкции купола. Зеленые
насаждения убирать не будут, но сеть дорожек
будет перекроена по-новому. В парке сменят плитку
и огородят территорию забором. Многие жители
города обеспокоены планом строительства
спортивного комплекса, который предусматривает
трехэтажное здание, зеленые спортплощадки и
подземную парковку на 300 мест. Стройка
запланирована на месте ветхих сооружений
хозчасти и по заявлениям разработчиков не
пострадает ни одно дерево. Однако, по мнению
общественности, целесообразность такой
постройки под вопросом: рядом новый
спорткомплекс «Олимп» и стадион «Юность», зачем
в парке коммерческое спортивное сооружение?
3. Выводы и предложения учащихся.
Парк культуры и отдыха им. М. Горького является
историческим и культурным наследием города.
Предлагаем осуществлять научный подход к выбору,
посадке и уходу за растениями парка. Поскольку
Краснодар является южной столицей, предлагаем
высаживать в парке растения, хаpaктерные для
Северного Кавказа, так чтобы у гостей парка сразу
создавалось ощущение южного города. А также
провести общественные слушания по вопросу
реконструкции парка.
Дополнительные задания при проведении экскурсии в зимний период
При проведении экскурсии в зимний период учащиеся могут выполнить следующие задания по группам. Для учащихся 6-х классов предлагаются задания № 1 и 2, а для учащихся 7-х классов добавляется задание № 3.
Первая группа
Задание 1. Найти в зимнем парке березу бородавчатую. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Собрать коллекцию плодов и семян растений, у которых зимой происходит распространение. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Плоды или семена | Приспособление к распространению | Способ распространения |
Задание 3. Какие выработались приспособления у многолетних и однолетних растений к перенесению нeблагоприятных условий зимы?
Вторая группа
Задание 1. Найти дуб черешчатый. Описать форму кроны, цвет коры, расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Рассмотреть побеги деревьев и кустарников (береза бородавчатая, каштан конский, тополь, рябина, сирень). Отметить хаpaктерные признаки, по которым вы их определили. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Побег (рисунок) | Хаpaктерные признаки: расположение почек, их окраска. |
Задание 3. Почему деревья и кустарники сбрасывают листву на зиму ?
Третья группа
Задание 1. Найти в парке клен остролистный. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Найти растения с очередным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить в виде таблицы.
Название растения | Побег (рисунок) | Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах, липкость. |
Задание 3. Какие приспособления имеют вечнозеленые растения к перенесению зимнего периода? Происходит ли смена хвоинок у ели и сосны?
Четвертая группа
Задание 1. Найти липу широколистную. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.
Задание 2. Найти растения с супротивным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить задание в виде таблицы.
Название растения | Побег(рисунок) | Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах. |
Задание 3. Чем и почему почки деревьев и кустарников отличаются от почек травянистых растений?
Дополнительные пpaктические работы для учащихся 9-11 классов.
Пpaктическая работа «Изучение морфологического критерия вида».
Цель работы: обеспечить усвоение
понятия морфологического критерия вида,
закрепить
умение составлять описательную хаpaктеристику
живых организмов.
Ход работы:
1. Рассмотрите растения или животных двух видов,
запишите их названия.
2. Составьте морфологическую хаpaктеристику
представителя каждого вида, т.е. опишите
особенности их внешнего строения.
3. Сравните представителей двух видов, выявите
черты сходства и различия.
4. Результаты наблюдения занесите в таблицу.
Вид | Место обитания | Внешний вид | Сходства | Различия |
5. Сделайте вывод – может ли принадлежность организма к определенному виду определяться одним критерием.
Пpaктическая работа «Приспособление организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».
Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.
Ход работы:
1. Определить среду обитания растения или
животного, предложенного вам для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде
обитания.
3. Выявите относительный хаpaктер
приспособленности.
4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Название растения или животного | Условия обитания | Черты приспособленности | Биологическое значение приспособления | Относительный хаpaктер приспособленности |
5. На примере одного растения или животного ответьте на вопросы:
- Какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами хаpaктерных признаков приспособленности?
- Поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.
6. Сделайте вывод.
Список литературы:
- Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
- Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Периодика Кубани 2005.
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
29 11 2023 13:31:37
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
28 11 2023 2:11:35
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
27 11 2023 18:28:25
Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний.
...
26 11 2023 9:57:54
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
25 11 2023 16:32:44
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
24 11 2023 21:31:48
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
23 11 2023 17:51:17
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
22 11 2023 19:42:47
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
21 11 2023 0:19:37
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
20 11 2023 18:38:42
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
19 11 2023 4:48:31
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
18 11 2023 20:59:23
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
17 11 2023 18:58:36
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
16 11 2023 5:47:14
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
15 11 2023 13:45:23
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
14 11 2023 9:24:54
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
13 11 2023 8:53:58
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении.
...
12 11 2023 12:39:37
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
11 11 2023 3:33:29
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
10 11 2023 6:36:40
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
09 11 2023 3:21:33
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
08 11 2023 12:40:44
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
07 11 2023 11:37:26
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
06 11 2023 6:43:16
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
05 11 2023 13:26:39
Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....
04 11 2023 0:16:28
Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....
03 11 2023 23:19:46
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
02 11 2023 21:52:32
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
01 11 2023 18:50:15
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
31 10 2023 7:13:29
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
30 10 2023 22:49:32
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
29 10 2023 2:49:58
Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....
28 10 2023 21:43:40
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
27 10 2023 1:52:11
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
26 10 2023 0:30:27
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
25 10 2023 1:13:30
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
24 10 2023 20:13:44
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
23 10 2023 5:55:15
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
22 10 2023 11:34:41
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
21 10 2023 1:17:59
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
20 10 2023 8:41:54
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
19 10 2023 1:24:19
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
18 10 2023 16:48:49
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
17 10 2023 19:27:38
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
16 10 2023 14:19:30
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе.
...
15 10 2023 21:48:12
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
14 10 2023 9:28:59
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
13 10 2023 20:41:24
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
12 10 2023 15:10:15
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
11 10 2023 11:59:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::