Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Памятник природы г. Краснодара - парк культуры и отдыха им. М.Горького: прошлое, настоящее, будущее


Цель: изучить историю создания парка, познакомиться с дендрологическим составом парка, оценить перспективы развития парка в связи с реконструкцией.

Задачи:

  • показать влияние исторических событий на развитие парка;
  • оценить нынешнее состояние зеленых насаждений парка;
  • поразмышлять о перспективах развития парка;
  • воспитывать у учащихся чувство любви к родному городу;
  • формирование национального самосознания.

Оборудование: определитель растений, справочник «Деревья», блокнот, карандаш, фотоаппарат.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1. Организационный момент

2. Знакомство с местоположением парка им. М. Горького

Парк культуры и отдыха им. Горького расположен в Центральном округе г. Краснодара по улице Постовой, 34. Парк утвержден памятником природы в 1988 году.

3. Экскурсия по парку с рассказом учителя об историческом прошлом парка

(В старших классах учащиеся сами готовят рассказ).

В ходе экскурсии выясняем видовой состав растений парка.

Территория парка – это исторический центр зарождения Екатеринодара. В дубовом лесу, в границах современного парка и вокруг него, закладывается войсковой град. По сообщению историка П. П. Короленко, первым (1793) жилищем кошевого атамана была землянка в нынешнем городском саду. Главные войсковые учреждения и крепость строятся в районе будущего войскового сада. Непосредственно в его еще не выделенных пределах в 1834 г. возводится первое здание войскового архива.

Предыстория парка восходит к 1846 г., когда наместник Кавказа и главнокомaндующий Кавказским корпусом генерал-фельдмаршал князь М. С. Воронцов распорядился «устроить рассадники дерев и растений во Владикавказе, Нальчике, Ставрополе и Екатеринодаре… избрать в сказанных пунктах удобные для рассадников места…» Во исполнение оного распоряжения 8 октября 1848 г. в Екатеринодаре учреждается войсковой сад с питомником. Под него отводится участок леса из дуба черешчатого и сопутствующих ему пород, расположенный к востоку от крепости.

В 1849 г. первый садовод Кубани Яков Бикельмейер привозит из Крыма обоз с десятками тысяч виноградных лоз, тысячами черенков и саженцев декоративных и плодовых деревьев. Однако в период создания сада Екатеринодар оставался войсковым градом и крепостью, находящейся под угрозой нападения из-за Кубани. Сад располагался всего полутора-двух сотнях метров от пограничной реки и поэтому около 15 лет функционировал как интродукционный центр. Но с окончанием Кавказской войны, в 1864 г., парк был открыт для посещения граждан. Как писал о парке известный историк и экономист, члeн-корреспондент Имперской Академии наук Ф. А. Щербина: « При помощи этого учреждения предполагалось и место прогулок городским жителям устроить, и развитию садоводства способствовать». Через десять лет войско передало сад городской управе. Со временем сад «вследствие значительного развития частного садоводства в Кубанской области утратил свое первоначальное значение и служит не более чем местом общественного гуляния». По дошедшему до нас свидетельству О. А. Стратоновой в начале 70-х годов ХIХ столетия «…большой тенистый войсковой сад… был переполнен высокими роскошными акациями и вековыми дубами».

В 1898 г. производится первая реконструкция и благоустройство парка , что выразилось в пейзажной распланировке, посадке новых декоративных деревьев и кустарников, разбивке клумб, устройстве дорожек, фонтанов и ограждений. С этого времени начинается формирование парковых насаждений и обогащение их новыми местными и иноземными древесными и кустарниковыми породами.

Таким образом, за пятьдесят лет со времени закладки питомника, к рубежу столетий, завершается организованное и проведенное человеком преобразование природного комплекса от дубового леса к лесопарку и затем к городскому парку.

В марте 1910 г. прокладываются новые аллеи, проводятся посадки деревьев. Парк становится одним из лучших украшений города. По свидетельству безымянного очевидца, в 1918 г. это был « отличный большой городской сад с целым рядом летних зданий: клубов, ресторанов, театров и кофеен».

В период Гражданской войны парк приходит в запустение, это был первый из трех ударов, которые довелось испытать парку за полуторастолетний период его существования.

По окончании Гражданской войны начинается восстановление зеленых насаждений парка, они пополняются большим числом ценных и редких декоративных деревьев и кустарников. Закладывается питомник декоративных растений.

В 1927 г. в Краснодаре выходит из печати туристско-краеведческий путеводитель «Кубань и Черноморье», в котором описаны примечательные объекты города и его окрестностей. Несколько страниц книги посвящены городскому парку. Они написаны С. В. Шанявским, давшим первое квалифицированное описание растительности горпарка. С привязкой к отдельным аллеям и участкам парка описано около 50 видов древесных и кустарниковых пород и лиан.

В 1928 г. проводилась первая выставка плодов, она была приурочена к празднику урожая. В экспозиции были представлены отделы плодоводства, виноградарства и технической переработки плодов и ягод.

В 1930 г. в городском саду открывается выставка служебных собак и гoлyбей.

В 1932 г. решением Краснодарского горсовета парку присваивается имя писателя М. Горького. Через два года у главного входа был установлен мраморный бюcт А. М. Горького (скульптор К. А. Дитрих). Производится перепланировка парка, высаживаются новые деревья, формируется уголок субтропиков, создается пруд.

Накануне Великой Отечественной войны парк по своим композиционным особенностям и дендрологическому составу стал одним из лучших на Северном Кавказе. В его насаждениях насчитывалось более 150 видов деревьев и кустарников. Значительную часть их составляли хвойные породы, что придавало парку особую ценность.
В период фашистской оккупации парку был нанесен второй удар. Он сильно пострадал, првратился в пепелище. Гитлеровцы сожгли Летний театр и старинные клубные здания, разрушили павильоны, аттpaкционы, превратили в пустырь нижнюю часть парка. Вырублены или погибли в результате отсутствия ухода несколько вековых дубов (Quercus robur), ель колючая, можжевельники – обыкновенный, казацкий и виргинский, туя западная, бумажная шелковица, вишня кустарниковая плакучая белопестрая, дуб красный (Quercus rubra), калина бульденеж, каштан конский желтый, клен остролистный шаровидный, рябины круглолистная и обыкновенная, черемуха виргинская, пихта одноцветная.

В 1943 г. 1 августа Краснодарский парк культуры и отдыха им. Горького принял первых посетителей. В послевоенные годы были проведены работы по восстановлению парковых насаждений, но видовой состав их не только не увеличился, но даже уменьшился. Одна из причин – несоблюдение правил ухода за растениями, пополнение насаждений малоценными широко распространенными деревьями и кустарниками, порой даже за счет ценных и редких пород. Так, при постройке новых входных ворот срублен двадцатилетний экземпляр глицинии китайской. От недостаточного ухода погибла рябина плакучая. До недавнего времени к стволам вековых дубов железными костылями крепились тросы различных аттpaкционов. В результате механического повреждения стволов в них поселились различные вредители, и стволы изъедены ими.

Город залечивал раны, нанесенные войной, парк продолжал благоустраиваться, в нем появились новые фонтаны и цветники, концертная и танцевальная площадки, шахматный павильон, комната смеха, детская площадка, тир. В южной части парка располагался пруд с лодочной станцией. Вблизи них был устроен зооуголок, где содержались олени, медведи, лисицы, волки, шакалы, фазаны и другие животные и птицы. В парке была оранжерея из 5 теплиц и 22 парников.

На основании данных обследования, проведенного в 1958-1959 г. гг., в парке установлено 130 видов и форм древесно-кустарниковых пород.

Высокое природно-историческое, экологическое, рекреационное и эстетическое значение центрального парка и отдельных его насаждений подчеркивается целым рядом постановлений городских и краевых органов власти. В 1977 году четыре дуба, оставшиеся на территории парка от былого лесного массива, объявляются памятниками природы. В 1981 году принимается подобное решение по растущему в парке единственному экземпляру гинкго.

В 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия производились неоднократные урезания площади парка и его реконструкция. В 1981 году парк был сдан в эксплуатацию. Реконструкция нанесла третий удар по городскому парку. Произошло то, чего не было даже во время войны: у него была изъята значительная территория. Отчуждена широкая полоса земель вдоль юго-восточной стороны парка, по которой проложена одна из самых напряженных магистралей города. Снесен летний кинотеатр «Салют» и отрезан весь северо-восточный угол, где он располагался. Порушены многие деревья и цветники, как в пределах парка, так и на отобранных у него площадях. Уничтожен шедевр паркостроительного искусства – ковровый цветочный партер. Разрушено теплично-парниковое хозяйство. Имеющий в плане треугольную форму парк со всех трех сторон оказался зажатым оживленными трассами, по которым движутся трамваи, троллейбусы, автомобили и железнодорожные составы.

С 1996 года новые посадки деревьев в парке прекращены. Старожил города и краевед А. А. Красненко справедливо отмечал, что парк волею зодчих превратился в заурядный сквер, подогреваемый летом множеством бетонных аллей и дорожек.

На протяжении всей своей истории парк был и остается любимым местом отдыха горожан. В парке проводились войсковые праздники. В 1896 г. Кубанское казачье войско торжественно отмечало свой 200-й юбилей. Играл казачий духовой оркестр, выступал хор.

В 1899 г. в Екатеринодаре целую неделю проходили Пушкинские дни, влетнем театре парка для школьников давались спектакли.

В послевоенное время празднуются окончания учебного года. Для выпускников учебных заведений устраиваются гуляния, концерты.

Парк всегда был одним из культурных центров города. В разное время здесь выступали: Ф. И. Шаляпин, Е. В. Гельцер, В. Е. Дровяников, артисты Московского Малого театра, краснодарские музыканты.

Городской парк им. М. Горького играет в жизни Екатеринодара – Краснодара гораздо большую роль, чем просто зона отдыха. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной специалистом по озеленению городов и паркостроительному искусству, ученым биологом М. Р. Дюваль-Строевым, что парк и территория, на которой он расположен, - « место замечательное и святое».

4. Изучение видового состава растений парка

Самостоятельная работа учащихся в группах, заполнение инструктивных карточек.

Инструктивная карточка

Опишите три растения парка по плану:

  1. Ботаническое название растения.
  2. Местоположение растения в парке.
  3. Морфологическое описание растения.
  4. Место, занимаемое растением в сообществе и его связь с другими растениями.
  5. Оценка состояния растения в данный момент.

Пример заполнения карточки:

1) Орех черный (Juglans nigra L.)
2) Орех черный составляет одну из аллей парка.
3) Летне-зеленое дерево с довольно широкой высокосводчатой кроной. Ствол внушительный, толстый, прямой. Кора темно-коричневая, рассеченная регулярным рисунком из узких и толстых полос. Листья непарноперистые, очередные, длиной 30-50 см , сложные с 7-11 парами заостренных спереди листочков длиной 6-11 см. Плод (костянка) длиной 3-5 см., сочного зеленого цвета, гладкий, в период созревания не раскрывается.
4) Занимает верхний ярус посадки, создает тень для травянистых растений.
5) Растения имеют здоровый вид, ровные стволы, обильно и ежегодно плодоносят, дают много тени. Стволы высоко очищены от сухих веток, видно, что за деревьями ухаживают.

5. Обсуждение результатов работы

Формулирование выводов: в настоящее время растения парка находятся в удовлетворительном состоянии, за ними осуществляется уход. За последние несколько лет в парке даже появились новые цветочные композиции на клумбах.

1. Знакомство с дубом Великаном, расположенным на территории парка.
В парке расположены четыре экземпляра дуба черешчатого, сохранившиеся от леса, когда-то росшего на месте парка. Состояние их хорошее, дубы относятся к памятникам природы г. Краснодара.
Дуб Великан учрежден памятником природы в 1977 году. Возраст дерева около 600 лет. Высота дуба черешчатого 27 м, диаметр кроны 28 м, окружность ствола 5,15 м. Очень много сухих веток. Центральные ветки спилены. Имеется дупло на высоте 1,8 м, оно заложено кирпичной кладкой. В 2004 году в ствол попала молния и сильно повредила дерево, оторвав большую ветку. В двух метрах от ствола проходит асфальтированная аллея. Дерево плодоносит.
Значение дуба: историческое, познавательное, экологическое, рекреационное.

2. Обсуждение плана реконструкции парка.
Специалисты ООО «Архиград» разработали план реконструкции парка, провели зонирование территории, распределив участки для аттpaкционов, массовых, спортивно-развлекательных мероприятий, тихого отдыха. Главный вход решено сделать на пересечении улиц Захарова и Постовой. Парку хотят вернуть историческую арку по улице Постовой. Будет восстановлена малая горка. Восемь колонн беседки уже обкладывают кирпичом, скоро приступят к реконструкции купола. Зеленые насаждения убирать не будут, но сеть дорожек будет перекроена по-новому. В парке сменят плитку и огородят территорию забором. Многие жители города обеспокоены планом строительства спортивного комплекса, который предусматривает трехэтажное здание, зеленые спортплощадки и подземную парковку на 300 мест. Стройка запланирована на месте ветхих сооружений хозчасти и по заявлениям разработчиков не пострадает ни одно дерево. Однако, по мнению общественности, целесообразность такой постройки под вопросом: рядом новый спорткомплекс «Олимп» и стадион «Юность», зачем в парке коммерческое спортивное сооружение?

3. Выводы и предложения учащихся.
Парк культуры и отдыха им. М. Горького является историческим и культурным наследием города. Предлагаем осуществлять научный подход к выбору, посадке и уходу за растениями парка. Поскольку Краснодар является южной столицей, предлагаем высаживать в парке растения, хаpaктерные для Северного Кавказа, так чтобы у гостей парка сразу создавалось ощущение южного города. А также провести общественные слушания по вопросу реконструкции парка.

Дополнительные задания при проведении экскурсии в зимний период

При проведении экскурсии в зимний период учащиеся могут выполнить следующие задания по группам. Для учащихся 6-х классов предлагаются задания № 1 и 2, а для учащихся 7-х классов добавляется задание № 3.

Первая группа

Задание 1. Найти в зимнем парке березу бородавчатую. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.

Задание 2. Собрать коллекцию плодов и семян растений, у которых зимой происходит распространение. Оформить в виде таблицы.

Название растения Плоды или семена Приспособление к распространению Способ распространения
       

Задание 3. Какие выработались приспособления у многолетних и однолетних растений к перенесению нeблагоприятных условий зимы?

Вторая группа

Задание 1. Найти дуб черешчатый. Описать форму кроны, цвет коры, расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.

Задание 2. Рассмотреть побеги деревьев и кустарников (береза бородавчатая, каштан конский, тополь, рябина, сирень). Отметить хаpaктерные признаки, по которым вы их определили. Оформить в виде таблицы.

Название растения Побег (рисунок) Хаpaктерные признаки: расположение почек, их окраска.
     

Задание 3. Почему деревья и кустарники сбрасывают листву на зиму ?

Третья группа

Задание 1. Найти в парке клен остролистный. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.

Задание 2. Найти растения с очередным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить в виде таблицы.

Название растения Побег (рисунок) Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах, липкость.
     

Задание 3. Какие приспособления имеют вечнозеленые растения к перенесению зимнего периода? Происходит ли смена хвоинок у ели и сосны?

Четвертая группа

Задание 1. Найти липу широколистную. Описать форму кроны, цвет коры и расположение почек. Зарисовать силуэт дерева.

Задание 2. Найти растения с супротивным расположением почек. По хаpaктерным признакам определить, каким деревьям они принадлежат. Оформить задание в виде таблицы.

Название растения Побег(рисунок) Хаpaктерные признаки: окраска, опушение, запах.
     

Задание 3. Чем и почему почки деревьев и кустарников отличаются от почек травянистых растений?

Дополнительные пpaктические работы для учащихся 9-11 классов.

Пpaктическая работа «Изучение морфологического критерия вида».

Цель работы: обеспечить усвоение понятия морфологического критерия вида, закрепить
умение составлять описательную хаpaктеристику живых организмов.

Ход работы:

1. Рассмотрите растения или животных двух видов, запишите их названия.
2. Составьте морфологическую хаpaктеристику представителя каждого вида, т.е. опишите особенности их внешнего строения.
3. Сравните представителей двух видов, выявите черты сходства и различия.
4. Результаты наблюдения занесите в таблицу.

Вид Место обитания Внешний вид Сходства Различия
         

5. Сделайте вывод – может ли принадлежность организма к определенному виду определяться одним критерием.

Пpaктическая работа «Приспособление организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».

Цель работы: установить механизм приспособленности организмов к среде обитания и убедиться, что любая приспособленность относительна и является результатом действия естественного отбора.

Ход работы:

1. Определить среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Выявите относительный хаpaктер приспособленности.
4. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Название растения или животного Условия обитания Черты приспособленности Биологическое значение приспособления Относительный хаpaктер приспособленности
         

5. На примере одного растения или животного ответьте на вопросы:

  • Какие преимущества получили растения (животные) в связи с приобретением определенных вами хаpaктерных признаков приспособленности?
  • Поясните, как могли возникнуть определенные вами приспособительные признаки, если предположить, что предки этих растений (животных) их не имели.

6. Сделайте вывод.

Список литературы:

  1. Бардадым В. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992.
  2. Литвинская С.А., Лозовой С.П. Памятники природы Краснодарского края. Периодика Кубани 2005.

Приложение 1

Приложение 2




Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

22 01 2022 2:35:47

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"


    Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...

21 01 2022 18:10:10

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

20 01 2022 20:17:12

Исследовательская работа "Какой сок полезен?"


    Исследовательская работа "Какой сок полезен?"

      Исследовательская работа "Какой сок полезен?" может быть использована для проведения лабораторной работы при изучении курса биологии в 8-м классе (тема "Витамины") или при выполнении пpaктически направленного проекта по элективному курсу "Экология человека". Данная работа позволяет учащимся заинтересоваться качеством рекламируемой продукции и в связи с этим проблемами своего здоровья, провести простое, доступное исследование и получить ответ на вопрос: "Какой сок полезен?" ...

19 01 2022 0:46:28

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

18 01 2022 18:59:20

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

17 01 2022 12:38:48

Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Животные". 5-й класс

      На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....

16 01 2022 6:30:32

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

15 01 2022 19:57:43

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс


    Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Жгутиконосцы". 7-й класс

      Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....

14 01 2022 16:30:20

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

13 01 2022 23:45:57

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

12 01 2022 2:30:27

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

11 01 2022 22:35:36

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

10 01 2022 19:40:23

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

09 01 2022 5:15:27

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

08 01 2022 16:54:42

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

07 01 2022 2:49:36

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

06 01 2022 10:35:57

Урок по окружающему миру "Как нам жить"


    Урок по окружающему миру "Как нам жить"

      Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки. ...

05 01 2022 23:43:18

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

04 01 2022 18:51:38

Применение компьютера в процессе обучения биологии

Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...

03 01 2022 0:20:37

Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"


    Урок-конференция по теме "Господа планеты – насекомые"

      Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде? ...

02 01 2022 14:13:48

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

01 01 2022 5:18:45

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

31 12 2021 10:59:52

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

30 12 2021 15:28:11

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

29 12 2021 14:59:46

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

28 12 2021 15:25:26

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

27 12 2021 7:46:15

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

26 12 2021 21:40:43

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

25 12 2021 21:45:49

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе


    Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

      Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

24 12 2021 19:39:52

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

23 12 2021 0:13:48

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"


    Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

      Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

22 12 2021 18:58:44

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

21 12 2021 9:25:25

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

20 12 2021 9:51:12

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

19 12 2021 4:38:37

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

18 12 2021 7:21:11

Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра


    Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра

      Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....

17 12 2021 2:54:25

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

16 12 2021 19:12:21

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

15 12 2021 0:32:27

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

14 12 2021 22:17:52

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

13 12 2021 17:39:13

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

12 12 2021 6:28:54

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Многообразие цветковых растений"

      Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...

11 12 2021 1:28:38

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

      Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

10 12 2021 10:47:56

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

09 12 2021 6:30:20

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

08 12 2021 1:23:41

Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся


    Использование различных форм обучения в преподавании биологии для развития творческих способностей учащихся

      В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....

07 12 2021 17:31:55

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

06 12 2021 8:49:26

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

05 12 2021 12:27:26

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости"

      Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....

04 12 2021 21:19:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::