Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс «Природа и экология Красноярского края». С этого года во всех красноярских школах преподают этот предмет, в 1 классе и в 5 классе (первый год в начальной и средней школе соответственно). Из учебно-методического комплекса для 5 классов, в которых я преподаю, имеется лишь программа, которая была утверждена лишь в конце октября 2006 г., примерное тематическое планирование и хрестоматия для школьников в электронном виде (CD-диск). Учебники, карты, какие-либо еще материалы находятся в стадии разработки. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса «Природа и экология Красноярского края». Надеюсь, этот материал окажется ценным для учителей не только нашего края, но и учителям биологии, географии, экологии всей страны.
Урок № 3
Тема: Великие воды енисейского края.
Содержательные элементы урока:
1. Общее знакомство с реками Красноярского края
Сколько же в крае рек? Около 3164 рек и речек. Вода почти из всех потоков, в конечном счете, попадает в моря и заливы Северного Ледовитого океана. Почти строго с юга на север несет свои воды в Карское море главная артерия края - Енисей. Бассейн Енисея - одной из величайших рек мира - занимает 57% территории края. По площади бассейна (2580 кв.км) Енисей занимает седьмое место в мире, второе место в Азии и в стране.
Енисей - самая многоводная река страны. Она несет в океан ежегодно 610 кубических километров воды. В Енисее в 2.5 раза больше воды, чем в Волге, втрое - чем в Дунае, вшестеро - чем в Днепре. Свыше половины стока несут три его правых притока - Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. Тунгуска – это название трех крупнейших (длиной 1800-3000 километров) правых притоков Енисея: Верхняя (Ангара), Подкаменная (Средняя), Нижняя. Слово «тунгиз» произошло от кетского «тунгаске», что означало: «люди трех родов» - оленные, конные, собачьи (различия по животным, которыми пользовались для передвижений). Тунгусами – «дальними жителями» - называли эвенков ханты, служившие русским проводниками по Восточной Сибири. Подкаменная Тунгуска впадала в Енисей ниже «Камня», то есть Осиновского порога. Она представляла собой самый большой приток Енисея.
Самая многоводная из них - могучая Ангара; при встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Справа в Енисей впадают и другие крупные притоки - Туба, Курейка, Канн, Большой Пит. Бахта и другие. Левые притоки значительно поменьше; крупнейшие из них - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан. Это значит, что бассейн Енисей резко ассиметричен: площадь справа от реки в пять раз больше, чем слева.
Но кроме Енисея и его притоков, в крае есть и другие крупные реки. Это прежде всего Хатанга - могучая северная река, одна из самых слабоизученных рек земного шара, хотя она несет в море столько воды, сколько Днепр, Дон и Урал.
Среди других крупных рек- Пясина и Таймыра, текущие в восточную часть Карского моря, а также правый приток Оби -Чулым. Небольшие площади занимают участки бассейнов рек Таз, притока Лены Вилюя и Оленёка.
Богат Красноярский край могучими реками. Ученые подчитали, что непосредственно в море, а также за границы края - по Чулыму, Тазу, Вилюю, Оленеку - в среднем за год стекает около 900 кубических километров воды. Но из этой величины почти 200 кубокилометров образуется за пределами края, поэтому сток составляет 700 кубокилометров. Это очень много - почти пятая часть стока всей страны.
Еще более красноречивы не абсолютные, а относительные цифры - так называемые удельные показатели. Один из них - показатель стока на единицу площади. Ведь если по общему объему сток СССР занимает второе место в мире - около 10% речного стока планеты, то по удельному стоку страна в шесть раз уступает Норвегии, в пять раз Югославии и примерно равна США и КНР. В крае же этот показатель - 290 кубокилометров на 1 кв. км. площади - почти в полтора раза выше, чем в среднем по стране.
Для рек края хаpaктерно, что большинство их названий связано с племенами и народами, населявшими территорию прежде и теперь.
Главное питание рек края - снеговое, от таяния снежного покрова. У большинства рек оно превышает 50%, а у многих составляет 60 - 70 %. Второй источник питания - от выпавших дождей. Третий вид питания - глубокое подземное.
Реки края относятся к особому типу водного режима, называемому восточно-сибирским. Его хаpaктерная черта - мощная волна пoлoвoдья, при котором за полтора-два месяца проходит обычно 40 - 50, а нередко и 60 - 70 % всего годового стока. Летом обычны многочисленные дождевые паводки, но их максимумы, как правило, меньше, чем «пик» пoлoвoдья. Зимняя межень более маловодная, чем летне-осенняя, и совпадает с длительным периодом ледостава. Дополнительная информация содержится в Приложении 1.
2. Реки
Енисей.
… в своей жизни я не видел реки
великолепнее Енисея…
Енисей – могучий, неистовый
богатырь…
(А. П. Чехов)
Река, расположенная в Красноярском крае и Туве. Делит территорию Российской Федерации на две пpaктически равных части. В основе названия эвенкийский народный географический термин енэ (йэне) – “большая река”, который использовался для обозначения Ангары и Енисея ниже ее впадения. Более поздние жители этого края кеты восприняли употрeблявшееся эвенками название и добавили к нему свой термин сес (съесъ) – “река”, а получившееся сочетание Енэсесъ или Йэнэсъесъ трaнcформировалось в языке русских первопроходцев в Енисей. Выше впадения Ангары Енисей у коренного населения края назывался Кем, а в самом верхнем течении, на территории Тувы, Енисей именуется Улуг-Хем (Верхний Енисей), а его истоки Бий-Хем (Большой Енисей) и Ка-Хем (Малый Енисей). Кем, Хем – разные формы древнего географического термина “река”. О Енисее слагали легенды (Приложение 2).
Происхождение названий притоков Енисея
Названия рек Красноярского края изучали многие ученые, такие, как Троицкий, Еленев, Дульзан, Васильевич, Владимиров и другие, прежде всего, в связи с картографированием территории.
Пожалуй, нет на Земле реки, берега которой настолько разнообразны! Здесь и заснеженные хребты Саян, и степи Минусинской котловины, и бескрайние туруханские болота, и лесистые сопки Енисейского кряжа, причудливые скалы Красноярских Столбов и черные базальтовые утесы заполярного плато Путорана, таймырская тундра и сосновые боры Приангарья... А как красивы и непохожи друг на друга притоки Енисея! Каждый из них запоминается чем-то особенным, присущим только ему: спокойная неторопливая Нижняя Тунгуска и бешеный Большой Пит, таежная красавица Мана и сумрачный болотистый Кас, могучая Ангара и порожистая быстрая Хамсара – у каждой реки свой облик и свой норов.
Правые притоки Енисея
Ангара
Правый приток Енисея на юго-западе Восточной Сибири в Иркутской области и Красноярском крае.
Название Ангара скорее всего, происходит от эвенкийских и бурятских слов ангай, ангара, ангархай, обозначающих “рот, пасть, раскрытый”, зияющий”, а в переносном смысле – “каньон, ущелье”. Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающую воду Байкала. 140 км2 воды ежегодно вносит Ангара в Енисей, недаром Ангара, правый приток Енисея, равноправна с ним по количеству воды.
Эвенки, живущие в правобережье Ангары и Енисея, считали Ангару главной рекой, а Енисей – ее притоком, поэтому их название Йэнэ (из термина йэнэ – “большая река”) относилось в Ангаре и Енисею ниже ее впадения. В первой четверти XVII века русские люди прочно освоили Енисей и дали названия его протокам. Ангару назвали Верхняя Тунгуска. Но оно не закрепилось в употрeблении и было вытеснено более известным Ангара.
Множество сказаний, песен, стихотворений посвященных Ангаре. Самая известная легенда – о своенравной красавице, единственной дочери старика Байкала, убежавшей от сурового отца к богатырю Енисею. (Приложение 3)
Би-Хем
Приток Енисея.
Бий-Хем – “большая река”, русское название Большой Енисей.
Верхняя Тунгуска
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Верхней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Верхняя – отличало ее от двух других Тунгусок.
Катанга (Подкаменная Тунгуска)
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы дали этой реке имя Средняя Тунгуска, где Тунгуска от этнонима тунгусы (современные эвенки), а определение позволило отличить эту реку от двух других Тунгусок – Нижней и Верхней. Со временем Средняя Тунгуска стала называться Подкаменная Тунгуска, т. к. она впадает в Енисей “под камнем”, т. е. ниже Енисейского кряжа, называвшегося тогда просто Камень.
Известно также местное название Чуликан, где чу – предположительно древнетюркское “река”, а кан – эвенкийский суффикс уменьшительности, т. е. Енисей и Тунгуска – это “река” и “меньшая река”.
Ка-Хем
Приток Енисея.
Ка-Хем – “малая река”, русское название Малый Енисей.
Курейка
Река на Среднесибирском плоскогорье, правый приток Енисея.
В основе гидронима Курейка можно предположить русское курья – “заводь, протока”.
Возможны иные решения: известен эвенкийский род курэ, обитавший по правым притокам Енисея, причем управа, объединившая эвенков этого района, называлась Курэйской. Допустима также связь с эвенкийским курейка – “дикий олень”, может быть через название рода.
Нижняя Тунгуска
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Нижней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя – отличало ее от двух других Тунгусок.
Левые притоки Енисея
Абакан
Река в Хакасии и Красноярском крае. Левый приток Енисея, впадает в Красноярское водохранилище
Название Абакан скорее всего, означает “река абинцев” – жившего здесь древнего племени. Менее вероятные версии о происхождении имени реки от слов аба – “медведь”, и кан – “кровь”, то есть “медвежья кровь”, а также от слова онкын – “волна, водоворот”. Вероятно, последняя версия связана с тем, что на Абакане, главной реки Хакасской автономной области и левом притоке Енисея, случаются очень большие наводнения. По-хакасски произносится как Агбан, Абаган, Абыган. В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. (Приложение 4.1)
В сообщении ученого В.Титова говорится: \"Другую поэму пел он (старый Сюрей) о реке Абакане, впадающей в Енисей, из которой видно, что Абакана назывался в древности Алаирт, что на берегу его жил сильный, могучий богатырь Аба-кан – “медвежья кровь” или “медведь-хан”, который на богатырском коне своем перескакивал реку с берега на берег, не замочив копыт коня и не спрашивал перевозов; что только однажды при широком разливе реки, конь богатыря Абакана не мог перепрыгнуть ее, сел задними ногами в воду, и богатырь свалился. В память этого происшествия Алаирт получил название Абакана\". (Приложение 4.2)
Кстати в верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава - Малый и Большой Абакан, – есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.
Эти народные \"объяснения\" – фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана. Для того чтобы выяснить, что означает слово, можно обратиться к различным языкам. Очевидно, что Абакан образовано из двух слов: аба и к(хан). Известно, например, что в верховьях Абакана один из его левых притоков называется Аба. В Кузбассе один из притоков Томи называется также Аба. Среди шорцев имеется этническое название аба (абинцы). В древности аба, или абинцы, проживали в верховьях Абакана. У древних хакасов был титул Абохан, т.е. старейший хан. Значение \"старший\", \"старейший\" и легло в основу слова аба. В тибетском языке аба есть \"отец\", в некоторых тюркских языка капчакской группы аба значит \"медведь\". В хакасском языке аба значит \"отец\" и \"медведь\". Что же означает второй элемент кан (хан). Если это \"кровь\", как толкуется в народной легенде, то могут ли \"кровью\" называться многочисленные реки на кан и в других местах (кан присущ многим языкам).
Бирюса (Она)
Левый приток реки Тасеева.
Гидроним бирюса от названия отюреченного охотничьего племени бирюс, бирюсы, обитавшего в отрогах Саян до второй половины XVIII века. Позже этот этноним не употрeблялся, а роды хан и саган из племени бирюсов вошли в состав хакасов.
Дудинка
Река на Таймыре.
Название получила от названия зимовья Дудино, возникшего в 1667 г. Название от имени Дуда или фамилии Дудин.
Кача
Река, левый приток Енисея.
Две равноправных версии есть о происхождении названия Кача. Возможно, оно идет от многочисленного рода самодейцев каш или кашха, живших когда-то в местности около нынешнего Красноярска. Вторая версия связывает название с тюркским словом каче – кочевье.
Турухан
Река на северо-востоке Западной Сибири, левый приток Енисея.Несколько гипотез есть о происхождении названия Турухан. В одной из них это название связывается с именем кочевавшего вблизи тунгусского хана Туру. Но, скорее всего, оно происходит от самодийских гидронимов: селькупского тур – “озеро” или камасинского ту – “река”.
3. Озера
На территории Красноярского края расположено много озер, различных по площади, глубинам, происхождению, минерализации воды, водному и ледовому режимам. Всего насчитывается в крае 2625 озер с площадью водного зеркала не менее 1кв. км. Озера встречаются во всех природных зонах, но распределяются они крайне неравномерно. Очень много озер расположено в тундре Таймырского полуострова (Быррангский озерный район). Глубины озер здесь небольшие, поэтому многие из них зимой промерзают. Вода в них пресная, так как питание их осуществляется за счет талых снеговых вод. Почти все озера проточные.
Озеро Таймыр — самое крупное в этом районе. Основными притоками являются реки Верхняя Таймыра, Западная, Северная, Бинада-Нгуома, Яму-Тарида и Каламиссамо. В весенне-летний сезон уровень воды в озере повышается, максимум которого наблюдается в середине июля. Минимум отмечен в феврале. В течение всего года вода в озере холодная, среднемecячная температура равна 7°. Девять месяцев (с ноября по июль) озеро покрыто льдом. Озеро имеет рыбопромысловое значение.
Крупными озерами Северо – Сибирской низменности являются Пясино, Лабаз, Портнягино, Кокора.
Из пресных озер самые крупные: Малое, Большое Линево, Инголь, Сармоголь, Косоголь, Черное, Иткуль, Фыркал.
Горько соленые озера: Шира, Учум.
4. Подземные воды
Наш край имеет огромные запасы подземных вод. Они питают реки в зимний сезон, служат источником водоснабжения промышленных предприятий и коммунальных служб и даже представляют производственное сырье при различных процессах химического производства. Некоторые подземные воды (термоминеральные) используются в бальнеологических целях. Назовем основные артезианские бассейны края. Это Тунгусский артезианский бассейн в Эвенкии, Канский и Рыбинский в предгорьях Восточного Саяна, Чулымский и Енисейский артезианские бассейны находятся в центральных районах края. Подземные воды типа «Дарасун», обнаруженные в деревне Кожаны, используются теперь в бальнеологических целях на курорте «Красноярское Загорье».
Говоря в целом о водных ресурсах края, необходимо отметить, что используется их еще незначительная часть, особенно там, где территория слабо заселена.
Комментарии:
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
30 06 2025 13:38:37
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
29 06 2025 4:21:29
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
28 06 2025 17:22:41
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
27 06 2025 11:33:28
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
26 06 2025 6:32:41
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
25 06 2025 2:53:54
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
24 06 2025 17:51:19
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
23 06 2025 4:39:35
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
22 06 2025 0:53:18
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
21 06 2025 12:59:14

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
20 06 2025 21:22:56
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
19 06 2025 2:43:48
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
18 06 2025 5:22:53
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
17 06 2025 7:41:51

Работа выполнена для использования на предметной неделе по биологии/экологии. Представлена в форме игры для учащихся 8-х классов. Игра в форме компьютерной презентации позволяет более наглядно представить материал, который поможет закрепить, использовать и дополнить знания учащихся о мире живой природы, в котором мы живем....
16 06 2025 10:24:27
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
15 06 2025 23:49:48
Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....
14 06 2025 18:16:52
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
13 06 2025 5:39:44
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
12 06 2025 17:43:31
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
11 06 2025 21:50:19
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....
10 06 2025 2:39:29

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
09 06 2025 21:37:51
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
08 06 2025 21:53:26
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
07 06 2025 22:31:46
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
06 06 2025 5:52:40
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
05 06 2025 8:48:52
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
04 06 2025 20:23:32
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
03 06 2025 17:56:25
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
02 06 2025 15:45:13
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
01 06 2025 1:35:51
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
31 05 2025 7:52:26
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
30 05 2025 14:48:54
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
29 05 2025 20:23:28
Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....
28 05 2025 19:12:23
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
27 05 2025 11:47:33
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
26 05 2025 10:17:20

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
25 05 2025 0:59:55
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
24 05 2025 11:54:54
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
23 05 2025 23:28:47
Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.
...
22 05 2025 15:46:16
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
21 05 2025 0:38:39
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
20 05 2025 23:37:32
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
19 05 2025 16:31:57
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
18 05 2025 9:45:51
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
17 05 2025 6:31:23
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
16 05 2025 16:32:22
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
15 05 2025 23:20:58

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....
14 05 2025 21:39:48
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
13 05 2025 22:29:24
На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка
(русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....
12 05 2025 12:12:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::