Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс «Природа и экология Красноярского края». С этого года во всех красноярских школах преподают этот предмет, в 1 классе и в 5 классе (первый год в начальной и средней школе соответственно). Из учебно-методического комплекса для 5 классов, в которых я преподаю, имеется лишь программа, которая была утверждена лишь в конце октября 2006 г., примерное тематическое планирование и хрестоматия для школьников в электронном виде (CD-диск). Учебники, карты, какие-либо еще материалы находятся в стадии разработки. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса «Природа и экология Красноярского края». Надеюсь, этот материал окажется ценным для учителей не только нашего края, но и учителям биологии, географии, экологии всей страны.

Урок № 3

Тема: Великие воды енисейского края.

Содержательные элементы урока:

1. Общее знакомство с реками Красноярского края

Сколько же в крае рек? Около 3164 рек и речек. Вода почти из всех потоков, в конечном счете, попадает в моря и заливы Северного Ледовитого океана. Почти строго с юга на север несет свои воды в Карское море главная артерия края - Енисей. Бассейн Енисея - одной из величайших рек мира - занимает 57% территории края. По площади бассейна (2580 кв.км) Енисей занимает седьмое место в мире, второе место в Азии и в стране.

Енисей - самая многоводная река страны. Она несет в океан ежегодно 610 кубических километров воды. В Енисее в 2.5 раза больше воды, чем в Волге, втрое - чем в Дунае, вшестеро - чем в Днепре. Свыше половины стока несут три его правых притока - Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. Тунгуска – это название трех крупнейших (длиной 1800-3000 километров) правых притоков Енисея: Верхняя (Ангара), Подкаменная (Средняя), Нижняя. Слово «тунгиз» произошло от кетского «тунгаске», что означало: «люди трех родов» - оленные, конные, собачьи (различия по животным, которыми пользовались для передвижений). Тунгусами – «дальними жителями» - называли эвенков ханты, служившие русским проводниками по Восточной Сибири. Подкаменная Тунгуска впадала в Енисей ниже «Камня», то есть Осиновского порога. Она представляла собой самый большой приток Енисея.

Самая многоводная из них - могучая Ангара; при встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Справа в Енисей впадают и другие крупные притоки - Туба, Курейка, Канн, Большой Пит. Бахта и другие. Левые притоки значительно поменьше; крупнейшие из них - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан. Это значит, что бассейн Енисей резко ассиметричен: площадь справа от реки в пять раз больше, чем слева.

Но кроме Енисея и его притоков, в крае есть и другие крупные реки. Это прежде всего Хатанга - могучая северная река, одна из самых слабоизученных рек земного шара, хотя она несет в море столько воды, сколько Днепр, Дон и Урал.

Среди других крупных рек- Пясина и Таймыра, текущие в восточную часть Карского моря, а также правый приток Оби -Чулым. Небольшие площади занимают участки бассейнов рек Таз, притока Лены Вилюя и Оленёка.

Богат Красноярский край могучими реками. Ученые подчитали, что непосредственно в море, а также за границы края - по Чулыму, Тазу, Вилюю, Оленеку - в среднем за год стекает около 900 кубических километров воды. Но из этой величины почти 200 кубокилометров образуется за пределами края, поэтому сток составляет 700 кубокилометров. Это очень много - почти пятая часть стока всей страны.

Еще более красноречивы не абсолютные, а относительные цифры - так называемые удельные показатели. Один из них - показатель стока на единицу площади. Ведь если по общему объему сток СССР занимает второе место в мире - около 10% речного стока планеты, то по удельному стоку страна в шесть раз уступает Норвегии, в пять раз Югославии и примерно равна США и КНР. В крае же этот показатель - 290 кубокилометров на 1 кв. км. площади - почти в полтора раза выше, чем в среднем по стране.

Для рек края хаpaктерно, что большинство их названий связано с племенами и народами, населявшими территорию прежде и теперь.

Главное питание рек края - снеговое, от таяния снежного покрова. У большинства рек оно превышает 50%, а у многих составляет 60 - 70 %. Второй источник питания - от выпавших дождей. Третий вид питания - глубокое подземное.

Реки края относятся к особому типу водного режима, называемому восточно-сибирским. Его хаpaктерная черта - мощная волна пoлoвoдья, при котором за полтора-два месяца проходит обычно 40 - 50, а нередко и 60 - 70 % всего годового стока. Летом обычны многочисленные дождевые паводки, но их максимумы, как правило, меньше, чем «пик» пoлoвoдья. Зимняя межень более маловодная, чем летне-осенняя, и совпадает с длительным периодом ледостава. Дополнительная информация содержится в Приложении 1.

2. Реки

Енисей.

… в своей жизни я не видел реки
великолепнее Енисея…
Енисей – могучий, неистовый
богатырь…
(А. П. Чехов)

Река, расположенная в Красноярском крае и Туве. Делит территорию Российской Федерации на две пpaктически равных части. В основе названия эвенкийский народный географический термин енэ (йэне) – “большая река”, который использовался для обозначения Ангары и Енисея ниже ее впадения. Более поздние жители этого края кеты восприняли употрeблявшееся эвенками название и добавили к нему свой термин сес (съесъ) – “река”, а получившееся сочетание Енэсесъ или Йэнэсъесъ трaнcформировалось в языке русских первопроходцев в Енисей. Выше впадения Ангары Енисей у коренного населения края назывался Кем, а в самом верхнем течении, на территории Тувы, Енисей именуется Улуг-Хем (Верхний Енисей), а его истоки Бий-Хем (Большой Енисей) и Ка-Хем (Малый Енисей). Кем, Хем – разные формы древнего географического термина “река”. О Енисее слагали легенды (Приложение 2).

Происхождение названий притоков Енисея

Названия рек Красноярского края изучали многие ученые, такие, как Троицкий, Еленев, Дульзан, Васильевич, Владимиров и другие, прежде всего, в связи с картографированием территории.

Пожалуй, нет на Земле реки, берега которой настолько разнообразны! Здесь и заснеженные хребты Саян, и степи Минусинской котловины, и бескрайние туруханские болота, и лесистые сопки Енисейского кряжа, причудливые скалы Красноярских Столбов и черные базальтовые утесы заполярного плато Путорана, таймырская тундра и сосновые боры Приангарья... А как красивы и непохожи друг на друга притоки Енисея! Каждый из них запоминается чем-то особенным, присущим только ему: спокойная неторопливая Нижняя Тунгуска и бешеный Большой Пит, таежная красавица Мана и сумрачный болотистый Кас, могучая Ангара и порожистая быстрая Хамсара – у каждой реки свой облик и свой норов. 

Правые притоки Енисея

Ангара

Правый приток Енисея на юго-западе Восточной Сибири в Иркутской области и Красноярском крае.

Название Ангара скорее всего, происходит от эвенкийских и бурятских слов ангай, ангара, ангархай, обозначающих “рот, пасть, раскрытый”, зияющий”, а в переносном смысле – “каньон, ущелье”. Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающую воду Байкала. 140 км2 воды ежегодно вносит Ангара в Енисей, недаром Ангара, правый приток Енисея, равноправна с ним по количеству воды.

Эвенки, живущие в правобережье Ангары и Енисея, считали Ангару главной рекой, а Енисей – ее притоком, поэтому их название Йэнэ (из термина йэнэ – “большая река”) относилось в Ангаре и Енисею ниже ее впадения. В первой четверти XVII века русские люди прочно освоили Енисей и дали названия его протокам. Ангару назвали Верхняя Тунгуска. Но оно не закрепилось в употрeблении и было вытеснено более известным Ангара.

Множество сказаний, песен, стихотворений посвященных Ангаре. Самая известная легенда – о своенравной красавице, единственной дочери старика Байкала, убежавшей от сурового отца к богатырю Енисею. (Приложение 3)

Би-Хем

Приток Енисея.

Бий-Хем – “большая река”, русское название Большой Енисей.

Верхняя Тунгуска

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Верхней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Верхняя – отличало ее от двух других Тунгусок.

Катанга (Подкаменная Тунгуска)

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы дали этой реке имя Средняя Тунгуска, где Тунгуска от этнонима тунгусы (современные эвенки), а определение позволило отличить эту реку от двух других Тунгусок – Нижней и Верхней. Со временем Средняя Тунгуска стала называться Подкаменная Тунгуска, т. к. она впадает в Енисей “под камнем”, т. е. ниже Енисейского кряжа, называвшегося тогда просто Камень.

Известно также местное название Чуликан, где чу – предположительно древнетюркское “река”, а кан – эвенкийский суффикс уменьшительности, т. е. Енисей и Тунгуска – это “река” и “меньшая река”.

Ка-Хем

Приток Енисея.

Ка-Хем – “малая река”, русское название Малый Енисей.

Курейка

Река на Среднесибирском плоскогорье, правый приток Енисея.

В основе гидронима Курейка можно предположить русское курья – “заводь, протока”.

Возможны иные решения: известен эвенкийский род курэ, обитавший по правым притокам Енисея, причем управа, объединившая эвенков этого района, называлась Курэйской. Допустима также связь с эвенкийским курейка – “дикий олень”, может быть через название рода.

Нижняя Тунгуска

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Нижней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя – отличало ее от двух других Тунгусок.

Левые притоки Енисея

Абакан

Река в Хакасии и Красноярском крае. Левый приток Енисея, впадает в Красноярское водохранилище

Название Абакан скорее всего, означает “река абинцев” – жившего здесь древнего племени. Менее вероятные версии о происхождении имени реки от слов аба – “медведь”, и кан – “кровь”, то есть “медвежья кровь”, а также от слова онкын – “волна, водоворот”. Вероятно, последняя версия связана с тем, что на Абакане, главной реки Хакасской автономной области и левом притоке Енисея, случаются очень большие наводнения. По-хакасски произносится как Агбан, Абаган, Абыган. В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. (Приложение 4.1)

В сообщении ученого В.Титова говорится: \"Другую поэму пел он (старый Сюрей) о реке Абакане, впадающей в Енисей, из которой видно, что Абакана назывался в древности Алаирт, что на берегу его жил сильный, могучий богатырь Аба-кан – “медвежья кровь” или “медведь-хан”, который на богатырском коне своем перескакивал реку с берега на берег, не замочив копыт коня и не спрашивал перевозов; что только однажды при широком разливе реки, конь богатыря Абакана не мог перепрыгнуть ее, сел задними ногами в воду, и богатырь свалился. В память этого происшествия Алаирт получил название Абакана\". (Приложение 4.2)

Кстати в верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава - Малый и Большой Абакан, – есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.

Эти народные \"объяснения\" – фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана. Для того чтобы выяснить, что означает слово, можно обратиться к различным языкам. Очевидно, что Абакан образовано из двух слов: аба и к(хан). Известно, например, что в верховьях Абакана один из его левых притоков называется Аба. В Кузбассе один из притоков Томи называется также Аба. Среди шорцев имеется этническое название аба (абинцы). В древности аба, или абинцы, проживали в верховьях Абакана. У древних хакасов был титул Абохан, т.е. старейший хан. Значение \"старший\", \"старейший\" и легло в основу слова аба. В тибетском языке аба есть \"отец\", в некоторых тюркских языка капчакской группы аба значит \"медведь\". В хакасском языке аба значит \"отец\" и \"медведь\". Что же означает второй элемент кан (хан). Если это \"кровь\", как толкуется в народной легенде, то могут ли \"кровью\" называться многочисленные реки на кан и в других местах (кан присущ многим языкам).

Бирюса (Она)

Левый приток реки Тасеева.

Гидроним бирюса от названия отюреченного охотничьего племени бирюс, бирюсы, обитавшего в отрогах Саян до второй половины XVIII века. Позже этот этноним не употрeблялся, а роды хан и саган из племени бирюсов вошли в состав хакасов.

Дудинка

Река на Таймыре.

Название получила от названия зимовья Дудино, возникшего в 1667 г. Название от имени Дуда или фамилии Дудин.

Кача

Река, левый приток Енисея.

Две равноправных версии есть о происхождении названия Кача. Возможно, оно идет от многочисленного рода самодейцев каш или кашха, живших когда-то в местности около нынешнего Красноярска. Вторая версия связывает название с тюркским словом каче – кочевье.

Турухан

Река на северо-востоке Западной Сибири, левый приток Енисея.Несколько гипотез есть о происхождении названия Турухан. В одной из них это название связывается с именем кочевавшего вблизи тунгусского хана Туру. Но, скорее всего, оно происходит от самодийских гидронимов: селькупского тур – “озеро” или камасинского ту – “река”.

3. Озера

На территории Красноярского края расположено много озер, различных по площади, глубинам, происхождению, минерализации воды, водному и ледовому режимам. Всего насчитывается в крае 2625 озер с площадью водного зеркала не менее 1кв. км. Озера встречаются во всех природных зонах, но распределяются они крайне неравномерно. Очень много озер расположено в тундре Таймырского полуострова (Быррангский озерный район). Глубины озер здесь небольшие, поэтому многие из них зимой промерзают. Вода в них пресная, так как питание их осуществляется за счет талых снеговых вод. Почти все озера проточные.

Озеро Таймыр — самое крупное в этом районе. Основными притоками являются реки Верхняя Таймыра, Западная, Северная, Бинада-Нгуома, Яму-Тарида и Каламиссамо. В весенне-летний сезон уровень воды в озере повышается, максимум которого наблюдается в середине июля. Минимум отмечен в феврале. В течение всего года вода в озере холодная, среднемecячная температура равна 7°. Девять месяцев (с ноября по июль) озеро покрыто льдом. Озеро имеет рыбопромысловое значение.

Крупными озерами Северо – Сибирской низменности являются Пясино, Лабаз, Портнягино, Кокора.

Из пресных озер самые крупные: Малое, Большое Линево, Инголь, Сармоголь, Косоголь, Черное, Иткуль, Фыркал.

Горько соленые озера: Шира, Учум.

4. Подземные воды

Наш край имеет огромные запасы подземных вод. Они питают реки в зимний сезон, служат источником водоснабжения промышленных предприятий и коммунальных служб и даже представляют производственное сырье при различных процессах химического производства. Некоторые подземные воды (термоминеральные) используются в бальнеологических целях. Назовем основные артезианские бассейны края. Это Тунгусский артезианский бассейн в Эвенкии, Канский и Рыбинский в предгорьях Восточного Саяна, Чулымский и Енисейский артезианские бассейны находятся в центральных районах края. Подземные воды типа «Дарасун», обнаруженные в деревне Кожаны, используются теперь в бальнеологических целях на курорте «Красноярское Загорье».

Говоря в целом о водных ресурсах края, необходимо отметить, что используется их еще незначительная часть, особенно там, где территория слабо заселена.



Комментарии:

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

27 11 2024 22:45:15

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....

26 11 2024 7:56:42

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

25 11 2024 9:35:34

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

24 11 2024 21:17:40

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

23 11 2024 18:49:17

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

22 11 2024 15:45:37

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

21 11 2024 5:56:53

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

20 11 2024 12:53:47

Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний (из опыта работы)


    Кроссворд – нетрадиционная форма проверки знаний  (из опыта работы)

      В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....

19 11 2024 7:17:48

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"


    Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

      Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

18 11 2024 12:11:18

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

17 11 2024 6:54:43

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

16 11 2024 8:31:48

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

15 11 2024 2:53:21

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

14 11 2024 1:11:28

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

13 11 2024 23:57:57

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

12 11 2024 14:13:30

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

11 11 2024 21:36:18

Удивительное рядом. Бабочки


    Удивительное рядом. Бабочки

      Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

10 11 2024 14:58:58

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

09 11 2024 1:49:16

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

08 11 2024 18:33:28

Типы взаимодействия организмов в сообществах


    Типы взаимодействия организмов в сообществах

      Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....

07 11 2024 0:22:40

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

06 11 2024 20:16:26

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

05 11 2024 17:43:28

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

04 11 2024 16:23:20

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

03 11 2024 6:11:49

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

02 11 2024 22:15:36

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

01 11 2024 21:14:18

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

31 10 2024 17:11:46

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

30 10 2024 13:53:15

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

29 10 2024 14:12:31

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

28 10 2024 14:43:27

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

27 10 2024 19:10:25

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

26 10 2024 10:28:58

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

25 10 2024 22:31:52

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

24 10 2024 12:12:39

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

23 10 2024 3:17:21

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

22 10 2024 15:12:26

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

21 10 2024 10:39:58

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

20 10 2024 0:26:20

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

19 10 2024 5:40:10

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

18 10 2024 8:57:22

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

17 10 2024 20:37:24

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

16 10 2024 8:19:15

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

15 10 2024 6:56:39

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

14 10 2024 13:57:49

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

13 10 2024 10:38:57

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

12 10 2024 14:26:21

Экологический эрудицион


    Экологический эрудицион

      Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

11 10 2024 11:44:26

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

10 10 2024 11:51:14

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

09 10 2024 20:36:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::