Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс «Природа и экология Красноярского края». С этого года во всех красноярских школах преподают этот предмет, в 1 классе и в 5 классе (первый год в начальной и средней школе соответственно). Из учебно-методического комплекса для 5 классов, в которых я преподаю, имеется лишь программа, которая была утверждена лишь в конце октября 2006 г., примерное тематическое планирование и хрестоматия для школьников в электронном виде (CD-диск). Учебники, карты, какие-либо еще материалы находятся в стадии разработки. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса «Природа и экология Красноярского края». Надеюсь, этот материал окажется ценным для учителей не только нашего края, но и учителям биологии, географии, экологии всей страны.

Урок № 3

Тема: Великие воды енисейского края.

Содержательные элементы урока:

1. Общее знакомство с реками Красноярского края

Сколько же в крае рек? Около 3164 рек и речек. Вода почти из всех потоков, в конечном счете, попадает в моря и заливы Северного Ледовитого океана. Почти строго с юга на север несет свои воды в Карское море главная артерия края - Енисей. Бассейн Енисея - одной из величайших рек мира - занимает 57% территории края. По площади бассейна (2580 кв.км) Енисей занимает седьмое место в мире, второе место в Азии и в стране.

Енисей - самая многоводная река страны. Она несет в океан ежегодно 610 кубических километров воды. В Енисее в 2.5 раза больше воды, чем в Волге, втрое - чем в Дунае, вшестеро - чем в Днепре. Свыше половины стока несут три его правых притока - Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска. Тунгуска – это название трех крупнейших (длиной 1800-3000 километров) правых притоков Енисея: Верхняя (Ангара), Подкаменная (Средняя), Нижняя. Слово «тунгиз» произошло от кетского «тунгаске», что означало: «люди трех родов» - оленные, конные, собачьи (различия по животным, которыми пользовались для передвижений). Тунгусами – «дальними жителями» - называли эвенков ханты, служившие русским проводниками по Восточной Сибири. Подкаменная Тунгуска впадала в Енисей ниже «Камня», то есть Осиновского порога. Она представляла собой самый большой приток Енисея.

Самая многоводная из них - могучая Ангара; при встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Справа в Енисей впадают и другие крупные притоки - Туба, Курейка, Канн, Большой Пит. Бахта и другие. Левые притоки значительно поменьше; крупнейшие из них - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан. Это значит, что бассейн Енисей резко ассиметричен: площадь справа от реки в пять раз больше, чем слева.

Но кроме Енисея и его притоков, в крае есть и другие крупные реки. Это прежде всего Хатанга - могучая северная река, одна из самых слабоизученных рек земного шара, хотя она несет в море столько воды, сколько Днепр, Дон и Урал.

Среди других крупных рек- Пясина и Таймыра, текущие в восточную часть Карского моря, а также правый приток Оби -Чулым. Небольшие площади занимают участки бассейнов рек Таз, притока Лены Вилюя и Оленёка.

Богат Красноярский край могучими реками. Ученые подчитали, что непосредственно в море, а также за границы края - по Чулыму, Тазу, Вилюю, Оленеку - в среднем за год стекает около 900 кубических километров воды. Но из этой величины почти 200 кубокилометров образуется за пределами края, поэтому сток составляет 700 кубокилометров. Это очень много - почти пятая часть стока всей страны.

Еще более красноречивы не абсолютные, а относительные цифры - так называемые удельные показатели. Один из них - показатель стока на единицу площади. Ведь если по общему объему сток СССР занимает второе место в мире - около 10% речного стока планеты, то по удельному стоку страна в шесть раз уступает Норвегии, в пять раз Югославии и примерно равна США и КНР. В крае же этот показатель - 290 кубокилометров на 1 кв. км. площади - почти в полтора раза выше, чем в среднем по стране.

Для рек края хаpaктерно, что большинство их названий связано с племенами и народами, населявшими территорию прежде и теперь.

Главное питание рек края - снеговое, от таяния снежного покрова. У большинства рек оно превышает 50%, а у многих составляет 60 - 70 %. Второй источник питания - от выпавших дождей. Третий вид питания - глубокое подземное.

Реки края относятся к особому типу водного режима, называемому восточно-сибирским. Его хаpaктерная черта - мощная волна пoлoвoдья, при котором за полтора-два месяца проходит обычно 40 - 50, а нередко и 60 - 70 % всего годового стока. Летом обычны многочисленные дождевые паводки, но их максимумы, как правило, меньше, чем «пик» пoлoвoдья. Зимняя межень более маловодная, чем летне-осенняя, и совпадает с длительным периодом ледостава. Дополнительная информация содержится в Приложении 1.

2. Реки

Енисей.

… в своей жизни я не видел реки
великолепнее Енисея…
Енисей – могучий, неистовый
богатырь…
(А. П. Чехов)

Река, расположенная в Красноярском крае и Туве. Делит территорию Российской Федерации на две пpaктически равных части. В основе названия эвенкийский народный географический термин енэ (йэне) – “большая река”, который использовался для обозначения Ангары и Енисея ниже ее впадения. Более поздние жители этого края кеты восприняли употрeблявшееся эвенками название и добавили к нему свой термин сес (съесъ) – “река”, а получившееся сочетание Енэсесъ или Йэнэсъесъ трaнcформировалось в языке русских первопроходцев в Енисей. Выше впадения Ангары Енисей у коренного населения края назывался Кем, а в самом верхнем течении, на территории Тувы, Енисей именуется Улуг-Хем (Верхний Енисей), а его истоки Бий-Хем (Большой Енисей) и Ка-Хем (Малый Енисей). Кем, Хем – разные формы древнего географического термина “река”. О Енисее слагали легенды (Приложение 2).

Происхождение названий притоков Енисея

Названия рек Красноярского края изучали многие ученые, такие, как Троицкий, Еленев, Дульзан, Васильевич, Владимиров и другие, прежде всего, в связи с картографированием территории.

Пожалуй, нет на Земле реки, берега которой настолько разнообразны! Здесь и заснеженные хребты Саян, и степи Минусинской котловины, и бескрайние туруханские болота, и лесистые сопки Енисейского кряжа, причудливые скалы Красноярских Столбов и черные базальтовые утесы заполярного плато Путорана, таймырская тундра и сосновые боры Приангарья... А как красивы и непохожи друг на друга притоки Енисея! Каждый из них запоминается чем-то особенным, присущим только ему: спокойная неторопливая Нижняя Тунгуска и бешеный Большой Пит, таежная красавица Мана и сумрачный болотистый Кас, могучая Ангара и порожистая быстрая Хамсара – у каждой реки свой облик и свой норов. 

Правые притоки Енисея

Ангара

Правый приток Енисея на юго-западе Восточной Сибири в Иркутской области и Красноярском крае.

Название Ангара скорее всего, происходит от эвенкийских и бурятских слов ангай, ангара, ангархай, обозначающих “рот, пасть, раскрытый”, зияющий”, а в переносном смысле – “каньон, ущелье”. Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающую воду Байкала. 140 км2 воды ежегодно вносит Ангара в Енисей, недаром Ангара, правый приток Енисея, равноправна с ним по количеству воды.

Эвенки, живущие в правобережье Ангары и Енисея, считали Ангару главной рекой, а Енисей – ее притоком, поэтому их название Йэнэ (из термина йэнэ – “большая река”) относилось в Ангаре и Енисею ниже ее впадения. В первой четверти XVII века русские люди прочно освоили Енисей и дали названия его протокам. Ангару назвали Верхняя Тунгуска. Но оно не закрепилось в употрeблении и было вытеснено более известным Ангара.

Множество сказаний, песен, стихотворений посвященных Ангаре. Самая известная легенда – о своенравной красавице, единственной дочери старика Байкала, убежавшей от сурового отца к богатырю Енисею. (Приложение 3)

Би-Хем

Приток Енисея.

Бий-Хем – “большая река”, русское название Большой Енисей.

Верхняя Тунгуска

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Верхней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Верхняя – отличало ее от двух других Тунгусок.

Катанга (Подкаменная Тунгуска)

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы дали этой реке имя Средняя Тунгуска, где Тунгуска от этнонима тунгусы (современные эвенки), а определение позволило отличить эту реку от двух других Тунгусок – Нижней и Верхней. Со временем Средняя Тунгуска стала называться Подкаменная Тунгуска, т. к. она впадает в Енисей “под камнем”, т. е. ниже Енисейского кряжа, называвшегося тогда просто Камень.

Известно также местное название Чуликан, где чу – предположительно древнетюркское “река”, а кан – эвенкийский суффикс уменьшительности, т. е. Енисей и Тунгуска – это “река” и “меньшая река”.

Ка-Хем

Приток Енисея.

Ка-Хем – “малая река”, русское название Малый Енисей.

Курейка

Река на Среднесибирском плоскогорье, правый приток Енисея.

В основе гидронима Курейка можно предположить русское курья – “заводь, протока”.

Возможны иные решения: известен эвенкийский род курэ, обитавший по правым притокам Енисея, причем управа, объединившая эвенков этого района, называлась Курэйской. Допустима также связь с эвенкийским курейка – “дикий олень”, может быть через название рода.

Нижняя Тунгуска

Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.

В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Нижней Тунгуской. Тунгуска – поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя – отличало ее от двух других Тунгусок.

Левые притоки Енисея

Абакан

Река в Хакасии и Красноярском крае. Левый приток Енисея, впадает в Красноярское водохранилище

Название Абакан скорее всего, означает “река абинцев” – жившего здесь древнего племени. Менее вероятные версии о происхождении имени реки от слов аба – “медведь”, и кан – “кровь”, то есть “медвежья кровь”, а также от слова онкын – “волна, водоворот”. Вероятно, последняя версия связана с тем, что на Абакане, главной реки Хакасской автономной области и левом притоке Енисея, случаются очень большие наводнения. По-хакасски произносится как Агбан, Абаган, Абыган. В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. (Приложение 4.1)

В сообщении ученого В.Титова говорится: \"Другую поэму пел он (старый Сюрей) о реке Абакане, впадающей в Енисей, из которой видно, что Абакана назывался в древности Алаирт, что на берегу его жил сильный, могучий богатырь Аба-кан – “медвежья кровь” или “медведь-хан”, который на богатырском коне своем перескакивал реку с берега на берег, не замочив копыт коня и не спрашивал перевозов; что только однажды при широком разливе реки, конь богатыря Абакана не мог перепрыгнуть ее, сел задними ногами в воду, и богатырь свалился. В память этого происшествия Алаирт получил название Абакана\". (Приложение 4.2)

Кстати в верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава - Малый и Большой Абакан, – есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.

Эти народные \"объяснения\" – фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана. Для того чтобы выяснить, что означает слово, можно обратиться к различным языкам. Очевидно, что Абакан образовано из двух слов: аба и к(хан). Известно, например, что в верховьях Абакана один из его левых притоков называется Аба. В Кузбассе один из притоков Томи называется также Аба. Среди шорцев имеется этническое название аба (абинцы). В древности аба, или абинцы, проживали в верховьях Абакана. У древних хакасов был титул Абохан, т.е. старейший хан. Значение \"старший\", \"старейший\" и легло в основу слова аба. В тибетском языке аба есть \"отец\", в некоторых тюркских языка капчакской группы аба значит \"медведь\". В хакасском языке аба значит \"отец\" и \"медведь\". Что же означает второй элемент кан (хан). Если это \"кровь\", как толкуется в народной легенде, то могут ли \"кровью\" называться многочисленные реки на кан и в других местах (кан присущ многим языкам).

Бирюса (Она)

Левый приток реки Тасеева.

Гидроним бирюса от названия отюреченного охотничьего племени бирюс, бирюсы, обитавшего в отрогах Саян до второй половины XVIII века. Позже этот этноним не употрeблялся, а роды хан и саган из племени бирюсов вошли в состав хакасов.

Дудинка

Река на Таймыре.

Название получила от названия зимовья Дудино, возникшего в 1667 г. Название от имени Дуда или фамилии Дудин.

Кача

Река, левый приток Енисея.

Две равноправных версии есть о происхождении названия Кача. Возможно, оно идет от многочисленного рода самодейцев каш или кашха, живших когда-то в местности около нынешнего Красноярска. Вторая версия связывает название с тюркским словом каче – кочевье.

Турухан

Река на северо-востоке Западной Сибири, левый приток Енисея.Несколько гипотез есть о происхождении названия Турухан. В одной из них это название связывается с именем кочевавшего вблизи тунгусского хана Туру. Но, скорее всего, оно происходит от самодийских гидронимов: селькупского тур – “озеро” или камасинского ту – “река”.

3. Озера

На территории Красноярского края расположено много озер, различных по площади, глубинам, происхождению, минерализации воды, водному и ледовому режимам. Всего насчитывается в крае 2625 озер с площадью водного зеркала не менее 1кв. км. Озера встречаются во всех природных зонах, но распределяются они крайне неравномерно. Очень много озер расположено в тундре Таймырского полуострова (Быррангский озерный район). Глубины озер здесь небольшие, поэтому многие из них зимой промерзают. Вода в них пресная, так как питание их осуществляется за счет талых снеговых вод. Почти все озера проточные.

Озеро Таймыр — самое крупное в этом районе. Основными притоками являются реки Верхняя Таймыра, Западная, Северная, Бинада-Нгуома, Яму-Тарида и Каламиссамо. В весенне-летний сезон уровень воды в озере повышается, максимум которого наблюдается в середине июля. Минимум отмечен в феврале. В течение всего года вода в озере холодная, среднемecячная температура равна 7°. Девять месяцев (с ноября по июль) озеро покрыто льдом. Озеро имеет рыбопромысловое значение.

Крупными озерами Северо – Сибирской низменности являются Пясино, Лабаз, Портнягино, Кокора.

Из пресных озер самые крупные: Малое, Большое Линево, Инголь, Сармоголь, Косоголь, Черное, Иткуль, Фыркал.

Горько соленые озера: Шира, Учум.

4. Подземные воды

Наш край имеет огромные запасы подземных вод. Они питают реки в зимний сезон, служат источником водоснабжения промышленных предприятий и коммунальных служб и даже представляют производственное сырье при различных процессах химического производства. Некоторые подземные воды (термоминеральные) используются в бальнеологических целях. Назовем основные артезианские бассейны края. Это Тунгусский артезианский бассейн в Эвенкии, Канский и Рыбинский в предгорьях Восточного Саяна, Чулымский и Енисейский артезианские бассейны находятся в центральных районах края. Подземные воды типа «Дарасун», обнаруженные в деревне Кожаны, используются теперь в бальнеологических целях на курорте «Красноярское Загорье».

Говоря в целом о водных ресурсах края, необходимо отметить, что используется их еще незначительная часть, особенно там, где территория слабо заселена.



Комментарии:

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

01 04 2025 3:48:17

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

      Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

31 03 2025 20:24:52

Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Ткани растений". 6-й класс

      Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....

30 03 2025 5:55:18

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

29 03 2025 17:38:45

Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.


    Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.

      Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....

28 03 2025 2:20:19

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

27 03 2025 3:51:42

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

26 03 2025 2:24:18

Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"


    Использование разнообразных форм контроля на разных этапах урока. Урок в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мыщц"

      Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....

25 03 2025 18:16:20

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

24 03 2025 0:56:29

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

23 03 2025 19:24:27

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

22 03 2025 13:12:47

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

21 03 2025 1:52:29

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

20 03 2025 8:32:49

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

19 03 2025 16:53:23

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

18 03 2025 5:46:33

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

17 03 2025 16:19:14

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

16 03 2025 13:53:53

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

15 03 2025 4:15:15

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

14 03 2025 14:50:48

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

13 03 2025 13:34:48

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

12 03 2025 19:36:33

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

11 03 2025 10:35:51

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"


    Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

      Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

10 03 2025 7:57:50

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

09 03 2025 5:49:48

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

08 03 2025 15:35:12

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

07 03 2025 8:41:42

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

06 03 2025 11:55:28

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

05 03 2025 18:23:10

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

04 03 2025 20:38:49

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

03 03 2025 1:37:38

Экологический вечер "Наш дом в опасности"


    Экологический вечер "Наш дом в опасности"

      В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....

02 03 2025 13:19:41

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

01 03 2025 16:57:45

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

28 02 2025 4:38:36

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

27 02 2025 21:28:33

Урок по природоведению "Атмосфера Земли"

На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....

26 02 2025 20:10:16

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

25 02 2025 5:57:24

Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"


    Урок по теме "Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением"

      Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...

24 02 2025 1:20:58

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

23 02 2025 18:13:41

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

22 02 2025 21:20:14

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

21 02 2025 20:54:53

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

20 02 2025 2:24:27

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"


    Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

      Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

19 02 2025 20:38:12

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

18 02 2025 17:38:25

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

17 02 2025 11:39:28

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

16 02 2025 14:42:57

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

15 02 2025 18:53:19

Фотосинтез Биология

Фотосинтез  Биология Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве,...

14 02 2025 15:29:46

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

13 02 2025 8:24:42

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

12 02 2025 18:13:33

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

11 02 2025 0:38:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::