Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика
Содержание:
- 1) Возбудитель инфекции
- 2) Механизм развития болезни
- 3) Симптомы пироплазмоза
- 4) Диагностика пироплазмоза
- 5) Лечение пироплазмоза
- 6) Профилактика бабезиоза
Пироплазмоз у собак (бабезиоз) — болезнь, спровоцированная проникновением в организм простейших паразитов. Возбудитель инфекции – Piroplasma canis, попадает в восприимчивый организм, разрушая клетки крови – красные кровяные тельца. Инфицирование собаки происходит посредством укуса зараженного бабезиозом клеща рода Ixodes, являющегося переносчиком простейших.
Пик заболеваемости пироплазмозом диагностируется в последних месяцах весны и в начале осени, что связано с наибольшей активностью иксодовых клещей. Опасность заболевания заключается в высокой вероятности cмepти при отсутствии своевременного лечения.
Возбудитель инфекции
Возбудителем пироплазмоза являются одноклеточные паразиты, поражающие клетки крови. Местом их локализации служат эритроциты. В одном эритроците порой располагается от 2 до 32 возбудителей инфекции, заполоняя весь эритроцит. При сильном поражении организма пироплазмозом, бабезии диагностируют даже в плазме крови.
Переносчиками болезни являются иксодовые клещи, которые находятся в стадии пoлoвoй зрелости. Наиболее благоприятные условия для размножения клещей и инфицирования их пироплазмозом — регионы с влажным и жарким климатом.
Можно ли заразиться от собаки пироплазмозом? Бабезиоз у человека встречается редко, но случаи заражения определенными типами бабезий зафиксированы, но передаются они не от собаки.
Механизм развития болезни
Попадая в тело клеща, бабезии активно размножаются в его кишечнике, а далее перемещаются в гемолимфу и клетки яиц, где делятся и продолжают развиваться. Далее происходит миграция пироплазм в слюнные железы, откуда проникают при укусе кровососущего насекомого в организм собаки. Попав в кровяное русло, бабезии заражают красные кровяные тельца.
В процессе жизнедеятельности, инфекционные агенты продуцируют большое количество токсических веществ, которые наносят вред нервной системе. Нарушения в центральной нервной системе провоцируют:
- Развитие осложнений во внутренних системах организма;
- нарушения обменного хаpaктера на уровне клеток;
- изменения продуцирования клеток крови;
- проблемы с иммунитетом;
- нарушается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
На фоне пироплазмоза у собак в разы снижается общий газообмен, организм испытывает кислородное голодание, а в первую очередь страдает головной мозг. Распад пораженных красных кровяных телец приводит в развитию воспалительных процессов, поражающих другие системы организма. Нарушается функция гепаторенальной системы, происходят изменения в процессе пищеварения.
Инкубационный период от момента проникновения паразитов в организм до начала развития первых клинических признаков колeблется от недели до одного месяца. С серьезными последствиями для организма болеют маленькие щенки и собаки в возрасте, что связано с проблемами иммунного хаpaктера.
Восстановление организма после заболевания занимает длительный период времени и требует постоянного контроля со стороны ветеринарного специалиста.
Симптомы пироплазмоза
Симптомы инфекции зависят от формы заболевания – молниеносной, острой или хронической.
Молниеносная форма пироплазмоза у собак, хаpaктеризуется отсутствием выраженных признаков инфекции и внезапным летальным исходом.
Повышение температуры отмечается в острой стадии пироплазмоза у собак. При нормальных показателях 38,8-39,2 °C, температура поднимается до 42 °C, и длится лихорадка на протяжении 24-72 часов. Хаpaктерно изменение пульсации крови в артериях. Пульс становится нитевидным, плохо прощупывается, диагностируется аритмия.
Среди других симптомов — изменение цвета видимых слизистых оболочек. Они приобретают синюшный, белесый или желтушный оттенок (хаpaктерно для запущенных стадий пироплазмоза). Это проявление нарушений в работе печеночных структур.
Спустя 2-5 дней после первых признаков пироплазмоза, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате обильного выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в мочу.
Запоздалое лечение или его отсутствие, становится причиной слабости собаки, у нее отказывают задние и/или передние конечности, возможно наступление паралича. Акты дефекации и мочеиспускания не контролируются и животное может ходить под себя.
Хроническая форма пироплазмоза отмечается чаще у собак метисов (смешанных пород), а также бездомных животных, обладающих природной устойчивостью к пироплазмозу.
При хронической форме бабезиоза диагностируется слабость мышечных волокон задних конечностей. Отмечаются анемии, отказ от корма, общее истощение и апатичные состояния. В самом начале болезни температура тела может быть повышена до 41 градуса, а спустя 2-3 суток приходит к нормальным показателям. Без своевременной помощи собаки с хронической формой пироплазмоза самостоятельно выздоравливают спустя 2-4 месяца, но обращение к специалисту желательно.
Диагностика пироплазмоза
Постановка диагноза заключается в проведении специфического анализа на пироплазмоз. Первоначально проводится оценка клинических проявлений:
- Наличие вялости;
- наличие высокой температуры тела;
- количество, консистенция и окрас каловых масс и мочи;
- изменение цвета видимых слизистых оболочек.
Далее необходимо проверить наличие иксодовых клещей на теле собаки. Обязательным методом диагностики является мaзoк на пироплазмоз у собак. Он позволяет не только обнаружить инфекцию, но и определить, было ли ранее заражение пироплазмозом и наличие хронической формы болезни.
Проводится анализ урины на предмет обнаружения билирубина или гемоглобина. На первых этапах пироплазмоза результат может быть отрицательным.
Анализ крови на наличие других сопутствующих заболеваний также необходим для дифференциальной диагностики. Отличить пироплазмоз необходимо от лептоспироза, чумы плотоядных, интоксикаций организма, поражений гепаторенальной системы.
Когда и как сдавать анализы – подскажет ветеринарный врач после клинического осмотра.
Лечение пироплазмоза
После постановки диагноза, специалист назначает схему лечения бабезиоза. Терапия должна начинаться сразу, особенно в случае острого течения. В противном случае с высокой вероятностью собака гибнет. Лечение заключается в комплексном подходе и включает в себя:
- Применение специфических препаратов от пироплазмоза у собак – Имизол, Азидин, Пиросан. Лекарственные средства способны быстро уничтожить паразитов, но не способны устранить из организма токсические продукты распада бабезий.
- Использование иммуномодулирующих препаратов, направленных на повышение защитных сил организма.
- Назначение медикаментозных средств, усиливающих работу сердечно-сосудистой системы, витаминных средств для быстрой регенерации, а также гепатопротекторов, для улучшения работы печени.
Проводится переливание крови. Очистка крови от паразитов необходима для выведения токсических веществ, полуразрушенных эритроцитов, поврежденных белков поврежденных факторов свертываемости крови. Проводят плазмофорез без участия почечных структур, что облегчает процесс восстановления организма.
В домашних условиях поставить капельницу при пироплазмозе собаке или же провести плазмофорез — невозможно. Поэтому лечение нужно проводить в стационаре клиники. Питомец будет под присмотром специалистов и в случае ухудшения состояния, врачи смогут оказать неотложную помощь.
Профилактика бабезиоза
К методам профилактики кровопаразитарной болезни относится вакцинация. Прививка от пироплазмоза минимизирует риски заражения. Важно помнить, что ни одна вакцина не является 100% гарантией, что собака не заразится. В случае заражения привитой собаки, протекание пироплазмоза будет заметно легче и закончится выздоровлением.
Помимо проведения плановых вакцинаций, особенно в районах нeблагополучных по бабезиозу, проводится противопаразитарная обработку от клещей и других паразитов (власоедов и блох). Для этого используются специальные шампуни, ошейники или капли на холку. Противопаразитарные препараты должны использоваться строго по инструкции.
Для укрепления организма собаки, соблюдайте режим питания, давайте только качественные корма, обеспечивайте полноценный минеральный рацион.
Комментарии:
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
01 04 2025 7:16:18
Формирование ключевых компетенций у учащихся осуществляется через опыт
самостоятельности и личной ответственности. Такой подход объясняется тем, что
школьное биологическое образование должно стать востребованным и в "послешкольной
жизни" учащихся, ответить на пpaктические вопросы подростка о повседневной бытовой
стороне биологических явлений, удовлетворить естественный интерес к самому себе и
окружающему миру....
31 03 2025 15:13:26
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
30 03 2025 0:44:59
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
29 03 2025 23:25:38
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
28 03 2025 6:30:20
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
27 03 2025 9:48:37
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
26 03 2025 12:27:51
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
25 03 2025 21:12:39
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
24 03 2025 0:42:36
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
23 03 2025 6:34:21
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
22 03 2025 4:52:49
Урок по биологии в 9-м классе по теме «Влияние психоактивных веществ на развитие организма». Основная цель урока – формирование представления о влиянии психоактивных веществ, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье будущих поколений....
21 03 2025 21:40:11
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
20 03 2025 21:50:30
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
19 03 2025 19:41:13
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
18 03 2025 5:58:48
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
17 03 2025 17:25:59
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
16 03 2025 13:51:29
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
15 03 2025 3:23:29
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
14 03 2025 7:40:52
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
13 03 2025 1:20:45
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
12 03 2025 9:52:45
На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....
11 03 2025 6:36:35
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
10 03 2025 7:10:30
Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....
09 03 2025 2:22:49
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
08 03 2025 4:25:13
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
07 03 2025 4:35:15
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
06 03 2025 18:40:18
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
05 03 2025 15:43:50
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
04 03 2025 18:47:37

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
03 03 2025 18:22:48
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
02 03 2025 20:43:53
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
01 03 2025 9:18:36
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
28 02 2025 12:59:47
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
27 02 2025 8:31:15
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
26 02 2025 19:53:43
В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....
25 02 2025 8:40:17
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
24 02 2025 12:26:16
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
23 02 2025 6:51:37
Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....
22 02 2025 0:17:38
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
21 02 2025 19:47:16
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
20 02 2025 19:53:18
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
19 02 2025 20:56:42
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
18 02 2025 12:44:35
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
17 02 2025 15:37:45
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
16 02 2025 14:47:56
Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....
15 02 2025 18:48:31
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
14 02 2025 0:15:20
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
13 02 2025 22:26:40
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
12 02 2025 11:58:45
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
11 02 2025 19:24:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::