Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика
Содержание:
- 1) Возбудитель инфекции
- 2) Механизм развития болезни
- 3) Симптомы пироплазмоза
- 4) Диагностика пироплазмоза
- 5) Лечение пироплазмоза
- 6) Профилактика бабезиоза
Пироплазмоз у собак (бабезиоз) — болезнь, спровоцированная проникновением в организм простейших паразитов. Возбудитель инфекции – Piroplasma canis, попадает в восприимчивый организм, разрушая клетки крови – красные кровяные тельца. Инфицирование собаки происходит посредством укуса зараженного бабезиозом клеща рода Ixodes, являющегося переносчиком простейших.
Пик заболеваемости пироплазмозом диагностируется в последних месяцах весны и в начале осени, что связано с наибольшей активностью иксодовых клещей. Опасность заболевания заключается в высокой вероятности cмepти при отсутствии своевременного лечения.
Возбудитель инфекции
Возбудителем пироплазмоза являются одноклеточные паразиты, поражающие клетки крови. Местом их локализации служат эритроциты. В одном эритроците порой располагается от 2 до 32 возбудителей инфекции, заполоняя весь эритроцит. При сильном поражении организма пироплазмозом, бабезии диагностируют даже в плазме крови.
Переносчиками болезни являются иксодовые клещи, которые находятся в стадии пoлoвoй зрелости. Наиболее благоприятные условия для размножения клещей и инфицирования их пироплазмозом — регионы с влажным и жарким климатом.
Можно ли заразиться от собаки пироплазмозом? Бабезиоз у человека встречается редко, но случаи заражения определенными типами бабезий зафиксированы, но передаются они не от собаки.
Механизм развития болезни
Попадая в тело клеща, бабезии активно размножаются в его кишечнике, а далее перемещаются в гемолимфу и клетки яиц, где делятся и продолжают развиваться. Далее происходит миграция пироплазм в слюнные железы, откуда проникают при укусе кровососущего насекомого в организм собаки. Попав в кровяное русло, бабезии заражают красные кровяные тельца.
В процессе жизнедеятельности, инфекционные агенты продуцируют большое количество токсических веществ, которые наносят вред нервной системе. Нарушения в центральной нервной системе провоцируют:
- Развитие осложнений во внутренних системах организма;
- нарушения обменного хаpaктера на уровне клеток;
- изменения продуцирования клеток крови;
- проблемы с иммунитетом;
- нарушается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
На фоне пироплазмоза у собак в разы снижается общий газообмен, организм испытывает кислородное голодание, а в первую очередь страдает головной мозг. Распад пораженных красных кровяных телец приводит в развитию воспалительных процессов, поражающих другие системы организма. Нарушается функция гепаторенальной системы, происходят изменения в процессе пищеварения.
Инкубационный период от момента проникновения паразитов в организм до начала развития первых клинических признаков колeблется от недели до одного месяца. С серьезными последствиями для организма болеют маленькие щенки и собаки в возрасте, что связано с проблемами иммунного хаpaктера.
Восстановление организма после заболевания занимает длительный период времени и требует постоянного контроля со стороны ветеринарного специалиста.
Симптомы пироплазмоза
Симптомы инфекции зависят от формы заболевания – молниеносной, острой или хронической.
Молниеносная форма пироплазмоза у собак, хаpaктеризуется отсутствием выраженных признаков инфекции и внезапным летальным исходом.
Повышение температуры отмечается в острой стадии пироплазмоза у собак. При нормальных показателях 38,8-39,2 °C, температура поднимается до 42 °C, и длится лихорадка на протяжении 24-72 часов. Хаpaктерно изменение пульсации крови в артериях. Пульс становится нитевидным, плохо прощупывается, диагностируется аритмия.
Среди других симптомов — изменение цвета видимых слизистых оболочек. Они приобретают синюшный, белесый или желтушный оттенок (хаpaктерно для запущенных стадий пироплазмоза). Это проявление нарушений в работе печеночных структур.
Спустя 2-5 дней после первых признаков пироплазмоза, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате обильного выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в мочу.
Запоздалое лечение или его отсутствие, становится причиной слабости собаки, у нее отказывают задние и/или передние конечности, возможно наступление паралича. Акты дефекации и мочеиспускания не контролируются и животное может ходить под себя.
Хроническая форма пироплазмоза отмечается чаще у собак метисов (смешанных пород), а также бездомных животных, обладающих природной устойчивостью к пироплазмозу.
При хронической форме бабезиоза диагностируется слабость мышечных волокон задних конечностей. Отмечаются анемии, отказ от корма, общее истощение и апатичные состояния. В самом начале болезни температура тела может быть повышена до 41 градуса, а спустя 2-3 суток приходит к нормальным показателям. Без своевременной помощи собаки с хронической формой пироплазмоза самостоятельно выздоравливают спустя 2-4 месяца, но обращение к специалисту желательно.
Диагностика пироплазмоза
Постановка диагноза заключается в проведении специфического анализа на пироплазмоз. Первоначально проводится оценка клинических проявлений:
- Наличие вялости;
- наличие высокой температуры тела;
- количество, консистенция и окрас каловых масс и мочи;
- изменение цвета видимых слизистых оболочек.
Далее необходимо проверить наличие иксодовых клещей на теле собаки. Обязательным методом диагностики является мaзoк на пироплазмоз у собак. Он позволяет не только обнаружить инфекцию, но и определить, было ли ранее заражение пироплазмозом и наличие хронической формы болезни.
Проводится анализ урины на предмет обнаружения билирубина или гемоглобина. На первых этапах пироплазмоза результат может быть отрицательным.
Анализ крови на наличие других сопутствующих заболеваний также необходим для дифференциальной диагностики. Отличить пироплазмоз необходимо от лептоспироза, чумы плотоядных, интоксикаций организма, поражений гепаторенальной системы.
Когда и как сдавать анализы – подскажет ветеринарный врач после клинического осмотра.
Лечение пироплазмоза
После постановки диагноза, специалист назначает схему лечения бабезиоза. Терапия должна начинаться сразу, особенно в случае острого течения. В противном случае с высокой вероятностью собака гибнет. Лечение заключается в комплексном подходе и включает в себя:
- Применение специфических препаратов от пироплазмоза у собак – Имизол, Азидин, Пиросан. Лекарственные средства способны быстро уничтожить паразитов, но не способны устранить из организма токсические продукты распада бабезий.
- Использование иммуномодулирующих препаратов, направленных на повышение защитных сил организма.
- Назначение медикаментозных средств, усиливающих работу сердечно-сосудистой системы, витаминных средств для быстрой регенерации, а также гепатопротекторов, для улучшения работы печени.
Проводится переливание крови. Очистка крови от паразитов необходима для выведения токсических веществ, полуразрушенных эритроцитов, поврежденных белков поврежденных факторов свертываемости крови. Проводят плазмофорез без участия почечных структур, что облегчает процесс восстановления организма.
В домашних условиях поставить капельницу при пироплазмозе собаке или же провести плазмофорез — невозможно. Поэтому лечение нужно проводить в стационаре клиники. Питомец будет под присмотром специалистов и в случае ухудшения состояния, врачи смогут оказать неотложную помощь.
Профилактика бабезиоза
К методам профилактики кровопаразитарной болезни относится вакцинация. Прививка от пироплазмоза минимизирует риски заражения. Важно помнить, что ни одна вакцина не является 100% гарантией, что собака не заразится. В случае заражения привитой собаки, протекание пироплазмоза будет заметно легче и закончится выздоровлением.
Помимо проведения плановых вакцинаций, особенно в районах нeблагополучных по бабезиозу, проводится противопаразитарная обработку от клещей и других паразитов (власоедов и блох). Для этого используются специальные шампуни, ошейники или капли на холку. Противопаразитарные препараты должны использоваться строго по инструкции.
Для укрепления организма собаки, соблюдайте режим питания, давайте только качественные корма, обеспечивайте полноценный минеральный рацион.
Комментарии:

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
22 05 2025 11:14:32
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
21 05 2025 20:38:40
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
20 05 2025 9:46:13
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
19 05 2025 17:21:39
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
18 05 2025 5:33:12
Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....
17 05 2025 7:38:22
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
16 05 2025 7:19:18
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
15 05 2025 1:55:16
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
14 05 2025 8:57:30
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
13 05 2025 18:16:21
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
12 05 2025 6:58:23
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
11 05 2025 6:46:33
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
10 05 2025 19:10:16
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
09 05 2025 4:26:59
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
08 05 2025 1:27:13
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
07 05 2025 4:37:44
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....
06 05 2025 4:38:11
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
05 05 2025 17:37:32
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
04 05 2025 17:58:36
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
03 05 2025 9:50:50
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
02 05 2025 5:29:41
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
01 05 2025 3:15:56
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
30 04 2025 14:35:50
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
29 04 2025 7:11:51
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
28 04 2025 13:18:17
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 04 2025 15:59:37
Работа содержит олимпиадные задания для учащихся 7–8-х классов. Предусмотрены различные формы тестов, которые позволяют более объективно оценить ответы учащихся. Требования к уровню подготовки школьников – базовый уровень....
26 04 2025 11:48:18
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
25 04 2025 5:19:11
К отряду двукрылых относятся комары, мухи, оводы. Они имеют только переднюю пару крыльев, вторая пара значительно уменьшена, так что от нее сохраняются только булавовидные образования — жужжальца....
24 04 2025 0:15:27
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
23 04 2025 22:52:48
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
22 04 2025 16:23:46
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
21 04 2025 23:59:40
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
20 04 2025 13:54:30
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
19 04 2025 4:18:25
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая.
Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен.
Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
18 04 2025 6:43:10
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
17 04 2025 15:43:47
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
16 04 2025 10:28:10
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
15 04 2025 12:30:38
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
14 04 2025 12:53:11
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
13 04 2025 21:24:12
Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....
12 04 2025 2:56:55
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
11 04 2025 3:24:34
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
10 04 2025 14:40:44
Данный урок разработан с использованием программы PowerPoint. Использование компьютерных презентаций позволяет активизировать деятельность ученика и разнообразить формы ведения урока. Кроме того, данная программа позволяет расширить базу наглядности и увеличивает количество способов предоставления информации....
09 04 2025 3:36:30
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
08 04 2025 2:38:37

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
07 04 2025 21:38:17
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
06 04 2025 11:54:41
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию.
...
05 04 2025 17:39:29
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
04 04 2025 4:22:40
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
03 04 2025 11:27:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::