Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Содержание:
- 1) Популяция и ее признаки
- 1.1) Виды популяций
- 1.2) Основные хаpaктеристики популяций
- 2) Формы микроэволюции
- 3) Способы видообразования
- 3.1) Географическое (аллопатическое) видообразование
- 3.2) Экологическое (симпатическое) видообразование
- 4) Значение мутаций для микроэволюции
- 4.1) Естественный отбор
- 4.2) Дрейф генов
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды.
Популяция и ее признаки
Популяция – это совокупность представителей одного вида, которые населяют ограниченную территорию, могут свободно скрещиваться и обмениваться генетической информацией.
Популяция – наименьшая элементарная единица эволюции, отдельный организм нельзя рассматривать как единицу эволюции, потому что его геном не изменяется с течением времени.
Виды популяций
Существует три вида популяций:
Элементарная или микропопуляция – это группа организмов, населяющих небольшую территорию. Представители имеют сходный генотип и часто скрещиваются.
Экологическая популяция – это популяции особей, которые находятся в одном ареале, тесно взаимодействуют, но сохраняют свои отличительные черты.
Географическая популяция – совокупность организмов, заселяющих относительно большую территорию с однородными географическими условиями. Такие популяции живут изолированно и редко скрещиваются со своими сородичами из соседних популяций.
Основные хаpaктеристики популяций
Плотность популяции – число особей, населяющих определенную площадь.
Численность популяции – это совокупность всех представителей популяции на изучаемой территории.
Рождаемость и cмepтность – указывают на способность популяции к репродукции и выживанию, и позволяет спрогнозировать конечный исход.
Формы микроэволюции
Филатическая – постепенное изменение строения и внешних признаков особей одного вида, популяции. При этом адаптационные возможности организмов возрастают.
Видообразование – заключается в эволюции отдельных популяций одного вида. В итоге исходный вид распадается на новые, или дает ответвление.
Способы видообразования
Микроэволюционные явления возможны при сочетании ряда факторов. Основной из них — изоляция, необходимая для расхождения хаpaктеристик вида и предотвращения обмена генетической информацией между его представителями. Выходя из этого, выделяют 2 способа образования вида: географическое и экологическое.
Географическое (аллопатическое) видообразование
Географическое (аллопатическое) видообразование – обусловлено наличием преград между популяциями одного вида, что не дает им свободно скрещиваться. Данный процесс довольно длительный. Аллопатическое видообразование связано с распространением живых организмов за пределы обычного ареала, при этом изоляция наступает через географические преграды – горные массивы, моря или перемены климатических зон.
Попадая в другие условия, меняется окружающий популяцию растительный и животный мир, температура окружающей среды и др., чтобы выжить необходимо преодолеть ряд адаптационных изменений. Новые поколения рождаются уже с наследственными мутациями, продолжается естественный отбор, где выживают сильнейшие. Таким образом, постепенно геном популяции меняется, что со временем может привести к формированию нового вида.
Экологическое (симпатическое) видообразование
Экологическое (симпатическое) видообразование предполагает образование видов путем изоляции особей в пределах одного ареала.
Представители вида живут в разных экологических нишах, перестают конкурировать между собой, и начинают развитие по своей линии. После генетических модификаций последующие поколения будут находиться уже в биологической изоляции, не скрещиваясь друг с другом – это последний этап формирования нового вида.
Видообразование как результат микроэволюции идет по установленной схеме:
- Выделение популяции;
- мутации и рекомбинации генома;
- изолирование;
- расхождение признаков;
- формирование подвидов;
- биологическая изоляция;
- появление нового вида.
К примеру, в начале прошлого столетия часть зайцев-русаков вывезли из обычного места обитания и поселили на юго-западной территории Сибири. От сородичей их отделяли непреодолимые горы, безграничная степная зона, что привело к полной изоляции популяции зайцев в Сибири. Спустя 20 лет сибирских зайцев пришлось выделить в отдельный вид, так как произошли значительные изменения на генетическом уровне.
Микроэволюция приводит к внутривидовым изменениям, которые возможны благодаря действию мутаций, естественного отбора, дрейфа генов. Данные факторы лежат в основе и макроэволюционных процессов, только к микроэволюции относится образование видов, а макроэволюция направлена на формирование крупных таксонов – родов, семейств и т.д.
Значение мутаций для микроэволюции
Исходным материалом для микроэволюции служат мутации. Они возникают часто, но не все имеют направленный хаpaктер и существенно не влияют на генофонд. Мутации, которые ведут к стойкому изменению генотипа, происходят реже и действуют на уровне генома или отдельных хромосом.
Мутационная изменчивость – основа для наследственных изменений, первичное звено всех дальнейших преобразований. Так, в процессе микроэволюции образуются новые виды под действием мутагенных факторов.
Естественный отбор
Естественный отбор – основная движущая сила микроэволюции. При этом в популяциях увеличивается численность организмов способных к быстрой адаптации и выживаемости, а особи с нeблагоприятными хаpaктеристиками погибают.
Так, путем естественного отбора популяция избавляется от вредоносных мутаций, а полезные качества кодируются доминантными аллелями и передаются следующим поколениям. Но одна и та же мутация может быть полезной и вредной, все зависит от окружающих условий.
Например, при появлении бескрылых насекомых в обычной среде, их быстро бы вытеснили крылатые сородичи, но на островах с сильными, постоянными ветрами именно бескрылые смогли выжить и занять доминирующее положение.
Дрейф генов
Помимо мутаций в популяциях возможен дрейф генов – случайные изменения генома в небольших группах. Дрейф генов не имеет большого значения, поскольку приводит к бесцельным эволюционным сдвигам.
Проявление дрейфа генов наблюдается в родственных видах, которые населяют разные зоны земного шара. При этом представители будут иметь незначительные отличительные черты, которые не имеют существенного влияния.
Комментарии:
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
30 03 2023 2:46:59
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
29 03 2023 20:54:29
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
28 03 2023 7:27:22
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
27 03 2023 6:12:48
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
26 03 2023 20:21:56
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
25 03 2023 14:27:29
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
24 03 2023 8:28:40
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
23 03 2023 10:36:22
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
22 03 2023 22:43:18
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
21 03 2023 22:30:51
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
20 03 2023 22:23:11
Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....
19 03 2023 19:10:53
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы.
...
18 03 2023 15:53:31
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
17 03 2023 6:51:50
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
16 03 2023 6:38:17
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
15 03 2023 14:34:20
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
14 03 2023 21:10:47
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
13 03 2023 23:56:47
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
12 03 2023 4:14:14
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
11 03 2023 1:13:46
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
10 03 2023 15:30:40
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли.
...
09 03 2023 13:36:10
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
08 03 2023 16:30:47
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
07 03 2023 4:11:58
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
06 03 2023 12:45:54
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
05 03 2023 19:20:56
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
04 03 2023 22:54:57
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
03 03 2023 11:51:17
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
02 03 2023 3:25:55
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
01 03 2023 7:52:22
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
28 02 2023 22:34:32
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
27 02 2023 0:34:17
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
26 02 2023 9:50:16
Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект.
...
25 02 2023 1:51:21
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
24 02 2023 0:27:14
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
23 02 2023 22:54:40
Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....
22 02 2023 0:22:59
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
21 02 2023 9:18:16
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
20 02 2023 19:36:38
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
19 02 2023 9:24:22
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
18 02 2023 9:18:34
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
17 02 2023 10:26:50
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
16 02 2023 2:37:28
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
15 02 2023 15:37:59
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
14 02 2023 0:32:43
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
13 02 2023 10:36:17
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
12 02 2023 13:56:55
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
11 02 2023 22:45:22
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
...
10 02 2023 23:10:20
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
09 02 2023 7:16:33
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::