Авторская программа "Человек и природа"
Пояснительная записка
“ У природы нет иного мозга, кроме того, что она с таким трудом вложила в наши головы” (Бернард Шоу)
Интегрированные процессы осуществляются во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Интеграция в педагогической деятельности обуславливается расширением социальных функций школы и системы образования в целом, необходимостью создания системного учебно-воспитательного процесса, использования научно обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности.
Для создания интегративной системы обучения, способствующей формированию творческого мышления учащихся, мы определили основные принципы и способы ее построения.
Цель создания этой программы – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом ученик учится свободно и ярко говорить. Одна из главных задач этой программы – осуществление предпрофильной подготовки учащихся.
При создании данной программы нами было установлено смысловое соответствие учебных программ по литературе и биологии в 5-11 классах. Были выделены в каждом классе темы, наиболее близкие друг другу, сопоставимые между собой.
В результате опытной работы над созданием данной программы мы убедились, что единая программа такого курса отличается многогранной структурой, а каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.
Цель курса
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-9 классах (предпрофильная подготовка) и в 10-11 классах (гуманитарный профиль).
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
- введение профильного обучения на старшей ступени школы;
- соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный хаpaктер образования, направленный на формирование познавательной, коммуникативной, пpaктической, творческой деятельности;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания, способствующего становлении личности ученика;
- обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
Новизна данного курса заключается в следующем:
- формирование общеучебных умений и навыков учащихся происходит благодаря совместным усилиям учителей биологии и литературы;
- авторы демонстрируют невозможность изолированного преподавания предметов, общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в их программе;
- данная программа отличается многомерной структурой, где каждый предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность;
- данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Содержание программы
Класс | Мероприятие | Количество часов | Сроки |
5 класс | Урок “Человек и природа” (по
рассказу В. Астафьева “Васюткино озеро” Рассказ В.П. Астафьева “Васюткино озеро” выбран в качестве темы разговора, потому что в этом произведении одной из главных является мысль о том, что человек должен чувствовать природу, знать ее, понимать и беречь. Автор затрагивает в своем произведении экологические проблемы, проблемы охраны природы, здоровья человека. Это произведение позволяет наиболее полно раскрыть тему урока “Человек и природа”. Урок-викторина (по книге В. Бианки “Лесная газета”) Это урок внеклассного чтения. Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки “Лесная газета”. В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степени любил и литературу, и мир животных. Это единение и позволило создать удивительную, пронизанную любовью ко всему живому “Лесную газету” - энциклопедию русской природы. Обращение к этой теме позволяет расширить знания учащихся по природоведению, воспитывает бережное отношение к природе, умение наблюдать за ней. Нестандартная форма урока повышает интерес детей, вовлекая всех в активное участие в работе. |
1 час
1 час |
март
май
|
6 класс | Урок-экскурсия “Путешествие в
мир растений и мир поэзии” (по лирике поэтов XIX
века) Стихотворения Тютчева, Никитина, Майкова, Баратынского, подобранные к данному уроку, позволяют продемонстрировать изменения, происходящие в природе, через образ, через изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся могут сравнить возможности живописи и слова, поэзии и прозы. Вечер-бал “ Мне по сердцу цветы наших русских полей” Это внеклассное мероприятие, которое позволяет учителю обобщить и пополнить знания учащихся о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Увлекательное путешествие в мир растений помогает провести поэзия, народный фольклор, воспитывая любовь к природе, стремление ее охранять. |
2 часа
3 часа |
декабрь
май |
7 класс | Урок “Друзья наши меньшие” (по
рассказу Л. Андреева “Кусака”) Рассказ Л. Андреева “Кусака” позволяет поднять тему взаимоотношений человека и животных. Он воспитывает чувство сострадания к братьям нашим меньшим, негативное отношение к бессердечию человека по отношению к животным. Знания по зоологии помогут ребятам вспомнить особенности животных, придти к пониманию необходимости гуманного отношения человека к “друзьям нашим меньшим”. Семинар по произведению “Белый Бим, Черное ухо” Г. Троепольского Урок по данному произведению продолжает разговор о взаимоотношениях человека и животных, о сострадании и бессердечии как критериях нравственности человека, об особенности собаки как представителя животного мира. Урок призван воспитывать у школьников бережное отношение к животным, восприятие их как части нашего мира, сообщества. |
1 час
2 часа |
март
апрель |
8 класс | Урок-раздумье “Мы в ответе за
тех, кого приручили” (по сказке А.
Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Урок внеклассного чтения по сказке “Маленький принц” нацелен на восприятие личности в окружающем мире, на взаимоотношения людей, на проблемы экологии человека. Философичность произведения помогает расширить разговор о взаимосвязи человека и природы, человека и домашних животных. Урок “Поэты русского зарубежья о природе” Данный урок продолжает разговор о взаимоотношениях человека и природы. Стихи И. Бунина, В. Ходасевича, А. Черного и др. воспитывают любовь к Родине через отношение к родной природе. Урок учит работать со словом, отpaбатывает элементы анализа поэтического текста, позволяет повторить материал по биологии, поднимая вопрос об особенностях природы России. |
2 часа
2 часа |
февраль
апрель
|
9 класс | Урок “Умному дай голову” Б.
Окуджава (по повести М. Булгакова “Собачье
сердце”) Привлечение в данном уроке знаний учащихся по анатомии и физиологии человека помогает ребятам понять идею данного произведения, расширить разговор об умственной, нравственной и духовной недоразвитости как основы живучести “шариковщины”, раскрыть гуманистическую позицию автора, определить роль художественной условности, фантастики, гротеска в повести. |
1 час | март |
10 класс | Урок внеклассного чтения И.С.
Тургенев “Записки охотника” Цикл “Записки охотника” отражает живое ощущение России как целого. Работа с текстом произведения должна привести учащихся к определению роли пейзажа, к связям описания природы с сюжетом рассказа, его героями, расширить понимание функций пейзажа. Урок-раздумье “Психологизм Достоевского” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа “Преступление и наказание”, объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии. Эту задачу решает урок “Психологизм Достоевского”. |
2 часа
2 часа |
декабрь
февраль |
11 класс | Урок-собеседование “Проблемы
экологии в современном обществе” (по повести
В. Распутина “Прощание с Матерой”) Урок по повести Распутина поднимает тему народа, его истории, его земли. Проблема экологии, поднятая в повести, позволяет вести предметный разговор о влиянии человека, технического прогресса на природу, а так же, что очень важно, о взаимосвязи проблем экологии с проблемами духовности. Повесть дает возможность ощутить человека как звено в нескончаемой смене поколений. Нравственные начала переплетаются с природными. Урок призван показать трагизм разрыва взаимосвязей человека и природы, человека и истории. Семинар по повести Э. Хемингуэя “Старик и море” Вместе с героем повести Сантьяго мы входим в большой мир Природы, царство морской стихии, где человек чувствует себя не затерянной песчинкой, а частью этой велик5ой гармонии. Урок воспитывает способность поэтически воспринимать мир природы, животных, растений, звезд. |
2 часа
2 часа |
март
май |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Комментарии:
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...
12 12 2024 19:18:25
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
11 12 2024 4:18:39
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
10 12 2024 9:40:41
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...
09 12 2024 13:29:32
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу. ...
08 12 2024 17:55:37
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
07 12 2024 12:12:11
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
06 12 2024 5:48:31
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
05 12 2024 15:25:53
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...
04 12 2024 3:55:48
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
03 12 2024 9:21:12
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
02 12 2024 9:17:17
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
01 12 2024 13:44:13
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
30 11 2024 8:54:16
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...
29 11 2024 13:37:37
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
28 11 2024 6:47:40
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
27 11 2024 0:30:23
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
26 11 2024 6:44:46
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...
25 11 2024 16:56:42
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
24 11 2024 23:16:37
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
23 11 2024 23:31:16
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
22 11 2024 14:59:48
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
21 11 2024 8:47:54
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
20 11 2024 5:16:55
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...
19 11 2024 1:59:33
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...
18 11 2024 16:40:45
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
17 11 2024 12:43:11
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
16 11 2024 16:43:12
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
15 11 2024 3:51:35
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
14 11 2024 6:32:49
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
13 11 2024 5:19:23
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
12 11 2024 7:18:42
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...
11 11 2024 23:58:38
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
10 11 2024 16:43:28
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
09 11 2024 19:47:26
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...
08 11 2024 18:16:40
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
07 11 2024 8:51:52
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
06 11 2024 16:31:17
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
05 11 2024 18:31:14
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...
04 11 2024 22:43:50
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
03 11 2024 3:46:17
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
02 11 2024 17:31:18
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
01 11 2024 17:45:59
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...
31 10 2024 0:59:39
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
30 10 2024 0:47:28
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...
29 10 2024 2:25:54
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
28 10 2024 20:41:39
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
27 10 2024 5:15:46
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
26 10 2024 16:39:45
Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....
25 10 2024 9:52:24
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
24 10 2024 20:30:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::