Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк» > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


Цель: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков.

Задачи:

  • предметные: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми “Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории; воспитывать культуру поведения в групповой работе.
  • личностные: воспитывать интерес к миру живых существ, природным комплексам; воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, чувства сопричастности к сохранению уникальности природы.
  • регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока); прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.
  • коммуникативные: развитие творческих способностей ребёнка; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Планируемый результат.

Предметные:

Знают:  особо охраняемую природную территорию “Шорский национальный парк”, памятники природы, расположенные на территории парка.

Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу; пользуясь картой определять место положения национального парка, различать животных и растения, занесенных в Красную книгу; работать в группах; ставить цель и планировать свои действия.

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Знание основных принципов и правил отношения к окружающей среде.

Метапредметные (познавательные): самостоятельно определяют цель своего обучения.

Ход урока:

1. Вступительное слово

1 часть — информационная

2. Виды охраняемых территорий.

3. Статус “Шорского национального парка”, занимаемая площадь.

4.  Дата возникновения.

5. Описание местоположения.

6. Рельеф, климатические условия.

8. Описание животного и растительного мира.

9. Эмблема парка.

10. Туристическая деятельность на территории парка.

11. Экопросветительская деятельность на территории парка.

12. Знаменитые люди Горной Шории.

13. Физминутка.

2 часть — занимательная:

Викторина, буриме, загадки, ребусы, пословицы.

Класс: 7 класс

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).

Методы, используемые на уроке:

1. Объяснительно-иллюстративный 

2. Частично-поисковый

3. Репродуктивный

Место занятия в структуре образовательного процесса: внеурочное занятие - знакомство с природоохраняемой территорией Кемеровской обл.

Новизна: Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Необходимо сберечь ее для будущих поколений. Проводя агитационную, экопросветительную работу с учащимися учителя повышают экологическую грамотность и культуру населения.

Значимость: представление природы как универсальной ценности, сохранение в первозданном виде, охранение ландшафтов и уникальных природных объектов. 

Актуальность работы:

Сохранение и развитие системы, особо охраняемые природные территории Кемеровской области (ООПТ) является приоритетным направлением экологической политики Российской Федерации. Охрана окружающей среды и её экологическое состояние для человечества всегда были жизненно необходимы, а на сегодняшний день как никогда актуальны. Проблемы сохранения уникальных природных объектов и ландшафтов можно решить с помощью открытий и познаний в области природоохранной деятельности человечества. Национальные парки должны стать базой, с которой начнется включение общения с Природой в процесс обучения школьников.

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к особо охраняемым природным территориям Кемеровской области, расширение кругозора учащихся, понимание жизни как наивысшей ценности, вера в красоту и добро.

Приобретаемые навыки детей: посредством общения, воображения, игр дети приобретают навыки умения ориентироваться по карте, различать животных и растения, занесенные в Красную книгу.

Дальнейшие мероприятия: разработка внеурочных занятий по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области.

Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, настенный экран, ноутбук, электронное приложение к уроку (52 слайда), карта Кемеровской области и Таштагольского района.

Вид внеурочной деятельности: познавательный

Цель: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков.

(слайд 3)

Ход урока

I этап. “Органиционно-мотивационный”

Планируемые результаты деятельности:

  • Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
  • Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра интересного материала на экране. (слайд 1) Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос “ О чем мы сегодня будем говорить на занятии?” (показ слайдов с изображением природы)

Презентация.

Приложение.

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Сегодня рассмотрим особо охраняемую территорию Кемеровской области. Какие виды охраняемых территорий вы знаете? (Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.)

Заказники — охраняемые природные территории, на которых в течение ряда лет сохраняются отдельные виды животных и растений, а остальные виды природного богатства используются ограниченно.

Заповедники — это охраняемая территория, где запрещена всякая хозяйственная деятельность и ведутся научные исследования по охране природы.

Национальные парки — территории с определенной структурой управления отдыхом людей и природопользованием, на которых охраняются ландшафты и уникальные природные объекты. 

Вот и вырвался все-таки в горы я. (слайд 4)
И не важно, что лишь на два дня.
Знаменитая Горная Шория,
Словно друга, встречает меня.
Владимир Семизаров.

II этап.Осмысление содержания.

Планируемые результаты деятельности:

  • Личностные УУД: воспитывать интерес к миру живых существ, природным комплексам; воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, чувства сопричастности к сохранению уникальности природы.
  • Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Отправляясь в “Шорию” мы с вами должны подготовиться, найти снаряжение для путешествия. Узнать о достопримечательностях и уникальности природы национального парка.

“Шорский национальный парк” получил статус федерального значения.Площадь парка составляет 413.800.00 га.( слайд 5)

Создан Горно-Шорский национальный район в 1926 г.В 1939 году район был ликвидирован, в связи с развитием горнодобывающей промышлености.Образован парк постановлением Совета Министров РСФСР от 27.12.1989 № 386 с целью сохранения уникального природного комплекса Горной Шории и создания условий для развития организованного отдыха трудящихся.( слайд 6)

Каково географическое положение Горной Шории?

Граничит с Алтаем (по хребту Бийская грива) и Хакасией (по Абаканскому хребту).

Здесь смыкаются отроги Кузнецкого Алатау, Алтая и Саян (гора Мустаг, гора Зеленая, горы:Кубез, Патын, Куль-Тайга). Протяженность территории с севера на юг 170 км, с запада на восток 100 км. (слайд 7)

Город Таштагол - административный центр, находится в 560 км от Новосибирска, 400 км от Кемерово и в 160 км от Новокузнецка. В переводе с шорского языка означает “камень на ладони”.(слайд 8)

- Почему, путешественники, называют этот район страной заповедных гор?

Рельеф - это сложная горная система, сильно расчлeненная речными долинами. Средняя высота над уровнем моря 500–800 м, отдельные вершины достигают 1600–1800 м. Высшая точка - гора Мустаг, 1570 м.( слайд 9)

Недра Горной Шории – настоящая кладовая, в них почти вся таблица Менделеева: уголь, фосфориты, медь, доломит, золото. Именно в Горной Шории был найден крупнейший в Сибири золотой самородок весом 24кг. Здесь добывают лучшую в стране железную руду, на ЗСМК и КМК ее переpaбатывают. Местные жители шорцы еще в глубокой древности плавили из нее железо и ковали кольчуги, мечи, лопаты. И в настоящее время в Горной Шории работают рудники по добыче железной руды.(слайд 10)

- В какой же сезон лучше отравляться в Горную Шорию?

Сезон летнего туризма длится с мая по сентябрь, с ноября по май – горнолыжный сезон. Климат - континентальный, в целом довольно мягкий. Большая интенсивность солнца позволяет загорать уже с марта. Зимой преобладает ясная, умеренно морозная погода без ветра, образуется мощный снежный покров. Снежный покров достигает местами 200 - 250 см. Среднегодовая ? -1С°, минимальная ? -52С°, максимальная  ? +32С°. Около 1000 мм осадков в год. Преобладают ветры южного и юго-западного направления. Лето теплое с достаточным количеством влаги.(слайд 11)

Познакомимся с природой национального парка.

Леса занимают более 90% от всей площади парка. На склонах горных хребтов и в речных долинах раскинулась черневая тайга.К хаpaктерным признакам черневой тайги относятся преобладание в древостое пихты и осины с подлеском из высокорослых кустарников (черемухи обыкновенной, рябины сибирской и калины обыкновенной) и развитие высоких (до 2,5 м и более) трав – борца северного, живокости высокой, бодяка разнолистного и др.

Кедрачи встречаются в основном по берегам р. Мрассу, что, по мнению топонимиста В. Шабалина, послужило основанием для шорцев назвать ее “кедровой рекой”.В ядре ореха содержится 60–70 % жира, хорошо усваиваемого человеческим организмом. ( слайд 12)

К редким видам парка относятся более 60 видов, Башмачок крапчатыйсвое название цветок получил по форме губы, напоминающей женский башмачок.(слайд 13)

Большое разнообразие ягод: земляника, клюва, черника, брусника.( слайд 14)

- Каких встретим зверей?

Фауна парка насчитывает 60 видов млекопитающих и 180 видов птиц. В парке можно встретить царственного марала и могучего лося, хрупкую кабаргу и пугливую косулю, пушистого соболя и грациозную норку, неуклюжую росомаху и ловкую рысь. Встречаются кабан и медведь, рябчик и глухарь.Сибирская кабарга редкий вид. У самцов на брюшной стороне расположены мускусные железы, с помощью которых они метят территорию. Усиленно уничтожается бpaконьерами из-за наличия мускусных желез, используемых в парфюмерии.( слайд 15,16)

Редкие виды, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Кузбасса: орлан белохвостый, беркут, скопа, серая цапля, иглохвостый стриж.(слайд 17)

В кристально чистых реках Горной Шории обитает 14 видов рыб, среди них хариус, ленок, таймень, налим.На территории парка разрешена любительская лицензионная охота. ( слайд 18)

Изучая природу парка мы с Крепких Александром создали эмблему парка. Растительный мир представлен кедрачом, животный сибирской кабаргой и соболем. (слайд 19)

- Чем еще можно заниматься в парке? Природным туризмом.

На территории парка известно более 70 природных достопримечательностей, многие из которых именуются “памятниками природы”.Перспективным видом туризма является конный, экологический и спортивный (восхождение на горные вершины, спуск в пещеры). Действуют  два водных маршрута по р. Мрас – су. ( слайд 20)

Водопад “Сага” расположен на ручье Шолбычак в 200 м от реки Мрассу. С высоты 15 метров, разбиваясь о камни, падает ручей Шолбычак и успокаивается в студеном озерце с небольшим гротом. Останец “Солдат” или “Старуха-камень” стоит на особой границе, нарушать которую не положено щукам. Если попадется на крючок, ее отпускают из-за стpaxa cмepти. ( слайд 21)

Арка “Пьющий слон” по форме напоминает слона, который наклонился к реке и пьет воду. Легенда горыТуралык.Однажды оспа шла на инородцев; Туралыг начал в нее бросать камнями. Оспа превратилась в двух змей и поползла по горе, но Туралыг не вдался в обман. Он пригвоздил змей к утесу, который и до сих пор в виде двух черных извилистых полос отражаются на желтоватом камне. В признательность за это благодеяние Туралыг чествуется шаманами во время их суеверных действий наравне с другими горами чем-либо знаменитыми. ( слайд 22)

Скалы “Царские ворота” (высотой 100 метров) расположены на правом берегу реки Мрас-су. Название получили они из-за большого сквозного отверстия в виде капли, расположенного ближе к вершине. Местное население готово рассказать множество легенд, раскрывающих тайну появления этого удивительного отверстия. Окраска скал меняется в зависимости от погоды и освещения: в солнечную погоду они светлые, серо-белые или розоватые, а в пасмурную – серые с фиолетовым оттенком.(слайд 23)

“Спасские дворцы” - так называются скалы, расположенные недалеко от посёлка Спасска. Поражают размеры, массивность и неприступность скал, сложенных гранитными породами в окружении тайги. (слайд 24)

Культовая вершина коренного местного населения – шорцев гора Мустаг (1570 м) - высшая точка Горной Шории в переводе “ледяная гора”. Подъем на вершину г. Зеленая и спуск – на кресельной канатной дороге. Далее – пеший переход к группе гранитных скал “Верблюды”, подъем на вершину горы Курган к Поклонному кресту. (слайд 25, 26)

В 2001 году на горе Курган, одной из вершин Мустага, в честь 2000-летия Рождества Христова, благодаря усилиям Кемеровской и Новокузнецкой епархии, был поставлен огромный металлический крест. Конструкция весит ни много ни мало, а  7,5 тонн, поэтому, для ее доставки и установки на гору потребовался вертолет. Вместе с основанием его высота составляет примерно 20 метров. (слайд 27)

- Почему Горную Шорию называют Сибирской Швейцарией?

Самой природой здесь созданы уникальные условия для развития туризма: горнолыжные курорты, альпийские луга и необыкновенно чистый, лекарственный воздух. Здесь водятся соболя, хариусы, кедровые орехи, дикие звери и “снежные люди”. Поросшие лесом горы прорезаны глубокими каньонами рек, и это делает ландшафт особенно выразительным, не похожим на “обычную” тайгу. (слайд 28)

Легкий “сухой” снег привлекает горнолыжников и сноубордистов. Центр популярного горнолыжного курорта “Шерегеш” -Гора Зелёная.

Мекка летнего туризма — Шорский национальный парк, занимающий треть территории удивительного края. Бурные и порожистые реки Горной Шории питаются снегом и обильными летними осадками, поэтому с весны, когда вода прибывает, сюда едут любители водного спорта. ( слайд 29)

Ко дню рождения "Шорского национального парка"  в рамках регионального конкурса социальных и культурных проектов ежегодно проводятся фотоконкурсы по номинациям “Живая природа”, “Красоты родного края”, “Человек и природа”,“ПриродаШерегеша”, “Шерегешсемейный”,“ЛыжникШерегеша”,“Краса Шерегеша”. ( слайд 30, 31)

Конкурс “Йети-талисман”. Много легенд сложено о шорском народе. Одна из них – о снежном человеке, который, якобы, живёт в Азасской пещере, на берегу реки Мрас-Су. Его никто не видел, но народные умельцы представляют его таким. ( слайд 32,33)

Находясь на территории национального парка, наблюдая за природой, она побуждает людей посвятить Горной Шории стихи. Например, “Тайга Горной Шории”, написал Вадим Чернышев.(слайд 34)

Теперьб ребятаб немного отдохнем и в путь в страну “Знаний”

Физминутка (слайд 35) IIIэтап.Закрепление нового материала.

Планируемые результаты деятельности:

  • Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Личностные УУД: Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Понимать возможность существования различных точек зрения.

Разминка “Горная Шория” (слайд 36)

  1. Административный центр Горной Шории?
  2. В каком году образован Шорский национальный парк?
  3. С какими территориями граничит Горная Шория?
  4. Что является высшей точкой Горной Шории?
  5. Какие добывают полезные ископаемые?
  6. Какие животные изображены на эмблеме заповедника?
  7. Каких животных внесли в Красную книгу Кузбасса?
  8. Животные, какой природной зоны встречаются на территории заповедника?
  9. Что такое черненая тайга?
  10. Какие на территории парка располагаются памятники природы?
  11. Почему Горную Шорию называют “Сибирской Швейцарией”?
  12. Что располагается на вершине горы Мустага?
  13. Главный талисман Горной Шории?

Конкурс “Следопыт”. (слайд 37)

Угадать следы медведя, зайца (1 комaнда), лося и росомахи (2 комaнда).

Конкурс “Буриме”.За 5-6 мин придумать стих, по предложенным рифмам. (слайд 38)

1 комaнда

......охраняю

.......не забываю

........храню

.......люблю

2 комaнда

.........знать

....защищать

.........чистой

.......лучистой

Конкурс “Загадки”. (слайд 39)

В тихом домике на ветке
От дождя укрылись детки.
В тёмных горенках сидят,
Из-под ставенок глядя. (кедровые орешки)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка,
Что за ягодка? (калина)

Я красна, я кисла,
Созревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке. (сосна)

Стоит красавица
Всем нравится,
Платье потерялось,
А пуговицы остались. (черемуха)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя, его клюют. (рябина)

Стоит девчонка
В красной шапчонке.
Кто ни пройдет-
Всяк поклонится. (земляника)

Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягодка созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,
- Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (черника)

Конкурс “Ребусы”. Составить пословицу. (слайд 40)

1 комaнда. Не беречь поросли – не видать леса.

2 комaнда. Нет земли краше, чем страна наша.

1 комaнда

1.Вырос лес, так будет и ........

2. Леса от ветра защищают, урожаю ........

3. У леса, как у беса, всего .....

2 комaнда

1. В лес не съездишь, так и дома ..........

2.Каково в лес кликнешь, таково ...........

3. Лес и вода - брат и ......

Если ребята не устали можно провести конкурс “Пословицы о лесе”. Необходимозакончить пословицу. (слайд 41)

1. Вырос лес, так будет и топорище.

2. В лес не съездишь, так и дома замерзнешь.

3. Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

4. Каково в лес кликнешь, таково и откликнется.

5. У леса, как у беса, всего много.

6. Лес и вода - брат и сестра.

Рефлексия.

Подведение итогов.Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Планируемые результаты деятельности:Коммуникативные УУД: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.РегулятивныеУУД: выделять моменты своей и чужой деятельности как единого целого.ЛичностныеУУД: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Заключение.

Любите наш родной сибирский край! Часто путешествуйте по уголкам Кемеровской области, узнавайте и открывайте неизведанное. Интересуйтесь и любите свою малую Родину! Мы в ответственности за ее судьбу. (слайд 42)

“Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, - то будьте верны музе далеких стрaнcтвий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновение в область значительного и прекрасного”.(слайд 43) К.Г. Паустовский.

Используемые интернет ресурсы:

1. Из личного фотоальбома Крепких Н.В. Учитель нач. классов

2. http://art.novokuznetsk.su

3.http://biouroki.ru

4. http://birds-altay.ru

5. http://festival.1september.ru/authors/207-453-884

6. http://fotki.yandex.ru

7 .http://images.yandex.ru

8 .http://myski.su

9.http://news.ngs.ru

http://fotki.yandex.ru/

10.http://fotki.yandex.ru/http://pressa.ruAnonspublication/show/id/2057

11.http://prozagadki.ru

12.http://rutracker.org

13.http://sewelew.ru/bogatstvo-shorii/bogatstvo-shorii#ixzz2f9pInl11

14.http://shema-dohoda

15.http://sheregesh.su

16.http://smito.ru

17.http://tash-school9.narod.ru

18.http://www.nvkz.kuzbass.net

19.http://wiki.kem-edu.ru

20.http://www.kuzbass85.ru

21.http://www.zapoved.net

22.http://www.shor-np.kemv.ru


Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

16 08 2022 15:38:26

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

15 08 2022 4:16:58

Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс


    Урок по теме "Строение и работа сердца", 8-й класс

      Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос. ...

14 08 2022 22:50:13

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

13 08 2022 22:23:15

Что такое анатомия и физиология человека

Что такое анатомия и физиология человека Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...

12 08 2022 5:25:25

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

11 08 2022 20:45:27

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

10 08 2022 22:13:33

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

09 08 2022 12:52:46

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

08 08 2022 13:47:42

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

07 08 2022 8:53:25

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

06 08 2022 7:56:25

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

05 08 2022 5:40:52

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

04 08 2022 15:45:29

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

03 08 2022 16:11:15

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

02 08 2022 10:12:46

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

01 08 2022 22:33:44

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

31 07 2022 6:29:50

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

30 07 2022 3:18:45

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

29 07 2022 21:47:23

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс


    Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

      Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

28 07 2022 2:26:57

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

27 07 2022 3:39:45

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

26 07 2022 18:56:52

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

25 07 2022 7:55:20

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

24 07 2022 0:42:12

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

23 07 2022 7:10:33

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"


    Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

      Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

22 07 2022 15:47:27

Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"


    Разработка урока "Медицинские профессии" в рамках элективного курса "Биология и профессии"

      Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....

21 07 2022 20:27:43

Биологическая игра "Мир вокруг нас"


    Биологическая игра "Мир вокруг нас"

      В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....

20 07 2022 14:29:16

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

19 07 2022 23:16:10

Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс


    Конспект урока по теме: "Неаллельное взаимодействие генов". 10-й класс

      В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....

18 07 2022 17:20:16

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

17 07 2022 6:57:51

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

16 07 2022 16:14:57

Викторина "Семейства цветковых растений"


    Викторина "Семейства цветковых растений"

      Обобщающий урок-викторина по теме «Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

15 07 2022 4:46:36

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

14 07 2022 22:12:47

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

13 07 2022 20:18:44

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

12 07 2022 23:46:44

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

11 07 2022 15:11:37

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

10 07 2022 6:19:29

Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"


    Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"

      В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...

09 07 2022 10:43:32

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

08 07 2022 0:56:42

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

07 07 2022 4:55:35

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

06 07 2022 9:24:51

Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"


    Технология кейс-стадии на уроке биологии в 9-м классе. Тема: "Эволюционное учение Чарлза Дарвина"

      Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....

05 07 2022 17:26:48

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

04 07 2022 4:30:16

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

03 07 2022 21:26:43

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

02 07 2022 7:44:12

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

      Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....

01 07 2022 0:28:14

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

30 06 2022 12:35:42

Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Процессы жизнедеятельности клетки". 5-й класс

      Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....

29 06 2022 19:13:59

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс


    «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей». 8-й класс

      Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....

28 06 2022 13:45:10

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::