Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

Цель: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков.

Задачи:

  • предметные: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми “Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории; воспитывать культуру поведения в групповой работе.
  • личностные: воспитывать интерес к миру живых существ, природным комплексам; воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, чувства сопричастности к сохранению уникальности природы.
  • регулятивные: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) ; прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения.
  • коммуникативные: развитие творческих способностей ребёнка; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) ; формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • познавательные: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Планируемый результат.

Предметные:

Знают:  особо охраняемую природную территорию “Шорский национальный парк”, памятники природы, расположенные на территории парка.

Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу; пользуясь картой определять место положения национального парка, различать животных и растения, занесенных в Красную книгу; работать в группах; ставить цель и планировать свои действия.

Личностные:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Знание основных принципов и правил отношения к окружающей среде.

Метапредметные (познавательные): самостоятельно определяют цель своего обучения.

Ход урока:

1. Вступительное слово

1 часть — информационная

2. Виды охраняемых территорий.

3. Статус “Шорского национального парка”, занимаемая площадь.

4.  Дата возникновения.

5. Описание местоположения.

6. Рельеф, климатические условия.

8. Описание животного и растительного мира.

9. Эмблема парка.

10. Туристическая деятельность на территории парка.

11. Экопросветительская деятельность на территории парка.

12. Знаменитые люди Горной Шории.

13. Физминутка.

2 часть — занимательная:

Викторина, буриме, загадки, ребусы, пословицы.

Класс: 7 класс

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).

Методы, используемые на уроке:

1. Объяснительно-иллюстративный 

2. Частично-поисковый

3. Репродуктивный

Место занятия в структуре образовательного процесса: внеурочное занятие - знакомство с природоохраняемой территорией Кемеровской обл.

Новизна: Масштабы влияния хозяйственной промышленности на природу в наше время стали таковы, что сейчас надо спасать природу от разрушения, влияния цивилизации, а значит охранять ее. Необходимо сберечь ее для будущих поколений. Проводя агитационную, экопросветительную работу с учащимися учителя повышают экологическую грамотность и культуру населения.

Значимость: представление природы как универсальной ценности, сохранение в первозданном виде, охранение ландшафтов и уникальных природных объектов. 

Актуальность работы:

Сохранение и развитие системы, особо охраняемые природные территории Кемеровской области (ООПТ) является приоритетным направлением экологической политики Российской Федерации. Охрана окружающей среды и её экологическое состояние для человечества всегда были жизненно необходимы, а на сегодняшний день как никогда актуальны. Проблемы сохранения уникальных природных объектов и ландшафтов можно решить с помощью открытий и познаний в области природоохранной деятельности человечества. Национальные парки должны стать базой, с которой начнется включение общения с Природой в процесс обучения школьников.

Ожидаемые результаты: повышение интереса учащихся к особо охраняемым природным территориям Кемеровской области, расширение кругозора учащихся, понимание жизни как наивысшей ценности, вера в красоту и добро.

Приобретаемые навыки детей: посредством общения, воображения, игр дети приобретают навыки умения ориентироваться по карте, различать животных и растения, занесенные в Красную книгу.

Дальнейшие мероприятия: разработка внеурочных занятий по особо охраняемым природным территориям Кемеровской области.

Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, настенный экран, ноутбук, электронное приложение к уроку (52 слайда), карта Кемеровской области и Таштагольского района.

Вид внеурочной деятельности: познавательный

Цель: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков.

(слайд 3)

Ход урока

I этап. “Органиционно-мотивационный”

Планируемые результаты деятельности:

  • Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
  • Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра интересного материала на экране. (слайд 1) Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос “ О чем мы сегодня будем говорить на занятии?” (показ слайдов с изображением природы)

Презентация.

Приложение.

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Сегодня рассмотрим особо охраняемую территорию Кемеровской области. Какие виды охраняемых территорий вы знаете? (Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.)

Заказники — охраняемые природные территории, на которых в течение ряда лет сохраняются отдельные виды животных и растений, а остальные виды природного богатства используются ограниченно.

Заповедники — это охраняемая территория, где запрещена всякая хозяйственная деятельность и ведутся научные исследования по охране природы.

Национальные парки — территории с определенной структурой управления отдыхом людей и природопользованием, на которых охраняются ландшафты и уникальные природные объекты. 

Вот и вырвался все-таки в горы я. (слайд 4)
И не важно, что лишь на два дня.
Знаменитая Горная Шория,
Словно друга, встречает меня.
Владимир Семизаров.

II этап.Осмысление содержания.

Планируемые результаты деятельности:

  • Личностные УУД: воспитывать интерес к миру живых существ, природным комплексам; воспитывать ответственное отношение к окружающей среде, чувства сопричастности к сохранению уникальности природы.
  • Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  • Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.

Отправляясь в “Шорию” мы с вами должны подготовиться, найти снаряжение для путешествия. Узнать о достопримечательностях и уникальности природы национального парка.

“Шорский национальный парк” получил статус федерального значения.Площадь парка составляет 413.800.00 га.( слайд 5)

Создан Горно-Шорский национальный район в 1926 г.В 1939 году район был ликвидирован, в связи с развитием горнодобывающей промышлености.Образован парк постановлением Совета Министров РСФСР от 27.12.1989 № 386 с целью сохранения уникального природного комплекса Горной Шории и создания условий для развития организованного отдыха трудящихся.( слайд 6)

Каково географическое положение Горной Шории?

Граничит с Алтаем (по хребту Бийская грива) и Хакасией (по Абаканскому хребту).

Здесь смыкаются отроги Кузнецкого Алатау, Алтая и Саян (гора Мустаг, гора Зеленая, горы:Кубез, Патын, Куль-Тайга). Протяженность территории с севера на юг 170 км, с запада на восток 100 км. (слайд 7)

Город Таштагол - административный центр, находится в 560 км от Новосибирска, 400 км от Кемерово и в 160 км от Новокузнецка. В переводе с шорского языка означает “камень на ладони”.(слайд 8)

- Почему, путешественники, называют этот район страной заповедных гор?

Рельеф - это сложная горная система, сильно расчлeненная речными долинами. Средняя высота над уровнем моря 500–800 м, отдельные вершины достигают 1600–1800 м. Высшая точка - гора Мустаг, 1570 м.( слайд 9)

Недра Горной Шории – настоящая кладовая, в них почти вся таблица Менделеева: уголь, фосфориты, медь, доломит, золото. Именно в Горной Шории был найден крупнейший в Сибири золотой самородок весом 24кг. Здесь добывают лучшую в стране железную руду, на ЗСМК и КМК ее переpaбатывают. Местные жители шорцы еще в глубокой древности плавили из нее железо и ковали кольчуги, мечи, лопаты. И в настоящее время в Горной Шории работают рудники по добыче железной руды.(слайд 10)

- В какой же сезон лучше отравляться в Горную Шорию?

Сезон летнего туризма длится с мая по сентябрь, с ноября по май – горнолыжный сезон. Климат - континентальный, в целом довольно мягкий. Большая интенсивность солнца позволяет загорать уже с марта. Зимой преобладает ясная, умеренно морозная погода без ветра, образуется мощный снежный покров. Снежный покров достигает местами 200 - 250 см. Среднегодовая ? -1С°, минимальная ? -52С°, максимальная  ? +32С°. Около 1000 мм осадков в год. Преобладают ветры южного и юго-западного направления. Лето теплое с достаточным количеством влаги.(слайд 11)

Познакомимся с природой национального парка.

Леса занимают более 90% от всей площади парка. На склонах горных хребтов и в речных долинах раскинулась черневая тайга.К хаpaктерным признакам черневой тайги относятся преобладание в древостое пихты и осины с подлеском из высокорослых кустарников (черемухи обыкновенной, рябины сибирской и калины обыкновенной) и развитие высоких (до 2,5 м и более) трав – борца северного, живокости высокой, бодяка разнолистного и др.

Кедрачи встречаются в основном по берегам р. Мрассу, что, по мнению топонимиста В. Шабалина, послужило основанием для шорцев назвать ее “кедровой рекой”.В ядре ореха содержится 60–70 % жира, хорошо усваиваемого человеческим организмом. ( слайд 12)

К редким видам парка относятся более 60 видов, Башмачок крапчатыйсвое название цветок получил по форме губы, напоминающей женский башмачок.(слайд 13)

Большое разнообразие ягод: земляника, клюва, черника, брусника.( слайд 14)

- Каких встретим зверей?

Фауна парка насчитывает 60 видов млекопитающих и 180 видов птиц. В парке можно встретить царственного марала и могучего лося, хрупкую кабаргу и пугливую косулю, пушистого соболя и грациозную норку, неуклюжую росомаху и ловкую рысь. Встречаются кабан и медведь, рябчик и глухарь.Сибирская кабарга редкий вид. У самцов на брюшной стороне расположены мускусные железы, с помощью которых они метят территорию. Усиленно уничтожается бpaконьерами из-за наличия мускусных желез, используемых в парфюмерии.( слайд 15,16)

Редкие виды, занесенные в Красную книгу РФ и Красную книгу Кузбасса: орлан белохвостый, беркут, скопа, серая цапля, иглохвостый стриж.(слайд 17)

В кристально чистых реках Горной Шории обитает 14 видов рыб, среди них хариус, ленок, таймень, налим.На территории парка разрешена любительская лицензионная охота. ( слайд 18)

Изучая природу парка мы с Крепких Александром создали эмблему парка. Растительный мир представлен кедрачом, животный сибирской кабаргой и соболем. (слайд 19)

- Чем еще можно заниматься в парке? Природным туризмом.

На территории парка известно более 70 природных достопримечательностей, многие из которых именуются “памятниками природы”.Перспективным видом туризма является конный, экологический и спортивный (восхождение на горные вершины, спуск в пещеры). Действуют  два водных маршрута по р. Мрас – су. ( слайд 20)

Водопад “Сага” расположен на ручье Шолбычак в 200 м от реки Мрассу. С высоты 15 метров, разбиваясь о камни, падает ручей Шолбычак и успокаивается в студеном озерце с небольшим гротом. Останец “Солдат” или “Старуха-камень” стоит на особой границе, нарушать которую не положено щукам. Если попадется на крючок, ее отпускают из-за стpaxa cмepти. ( слайд 21)

Арка “Пьющий слон” по форме напоминает слона, который наклонился к реке и пьет воду. Легенда горыТуралык.Однажды оспа шла на инородцев; Туралыг начал в нее бросать камнями. Оспа превратилась в двух змей и поползла по горе, но Туралыг не вдался в обман. Он пригвоздил змей к утесу, который и до сих пор в виде двух черных извилистых полос отражаются на желтоватом камне. В признательность за это благодеяние Туралыг чествуется шаманами во время их суеверных действий наравне с другими горами чем-либо знаменитыми. ( слайд 22)

Скалы “Царские ворота” (высотой 100 метров) расположены на правом берегу реки Мрас-су. Название получили они из-за большого сквозного отверстия в виде капли, расположенного ближе к вершине. Местное население готово рассказать множество легенд, раскрывающих тайну появления этого удивительного отверстия. Окраска скал меняется в зависимости от погоды и освещения: в солнечную погоду они светлые, серо-белые или розоватые, а в пасмурную – серые с фиолетовым оттенком.(слайд 23)

“Спасские дворцы” - так называются скалы, расположенные недалеко от посёлка Спасска. Поражают размеры, массивность и неприступность скал, сложенных гранитными породами в окружении тайги. (слайд 24)

Культовая вершина коренного местного населения – шорцев гора Мустаг (1570 м) - высшая точка Горной Шории в переводе “ледяная гора”. Подъем на вершину г. Зеленая и спуск – на кресельной канатной дороге. Далее – пеший переход к группе гранитных скал “Верблюды”, подъем на вершину горы Курган к Поклонному кресту. (слайд 25, 26)

В 2001 году на горе Курган, одной из вершин Мустага, в честь 2000-летия Рождества Христова, благодаря усилиям Кемеровской и Новокузнецкой епархии, был поставлен огромный металлический крест. Конструкция весит ни много ни мало, а  7,5 тонн, поэтому, для ее доставки и установки на гору потребовался вертолет. Вместе с основанием его высота составляет примерно 20 метров. (слайд 27)

- Почему Горную Шорию называют Сибирской Швейцарией?

Самой природой здесь созданы уникальные условия для развития туризма: горнолыжные курорты, альпийские луга и необыкновенно чистый, лекарственный воздух. Здесь водятся соболя, хариусы, кедровые орехи, дикие звери и “снежные люди”. Поросшие лесом горы прорезаны глубокими каньонами рек, и это делает ландшафт особенно выразительным, не похожим на “обычную” тайгу. (слайд 28)

Легкий “сухой” снег привлекает горнолыжников и сноубордистов. Центр популярного горнолыжного курорта “Шерегеш” -Гора Зелёная.

Мекка летнего туризма — Шорский национальный парк, занимающий треть территории удивительного края. Бурные и порожистые реки Горной Шории питаются снегом и обильными летними осадками, поэтому с весны, когда вода прибывает, сюда едут любители водного спорта. ( слайд 29)

Ко дню рождения \"Шорского национального парка\"  в рамках регионального конкурса социальных и культурных проектов ежегодно проводятся фотоконкурсы по номинациям “Живая природа”, “Красоты родного края”, “Человек и природа”,“ПриродаШерегеша”, “Шерегешсемейный”,“ЛыжникШерегеша”,“Краса Шерегеша”. ( слайд 30, 31)

Конкурс “Йети-талисман”. Много легенд сложено о шорском народе. Одна из них – о снежном человеке, который, якобы, живёт в Азасской пещере, на берегу реки Мрас-Су. Его никто не видел, но народные умельцы представляют его таким. ( слайд 32,33)

Находясь на территории национального парка, наблюдая за природой, она побуждает людей посвятить Горной Шории стихи. Например, “Тайга Горной Шории”, написал Вадим Чернышев.(слайд 34)

Теперьб ребятаб немного отдохнем и в путь в страну “Знаний”

Физминутка (слайд 35) IIIэтап.Закрепление нового материала.

Планируемые результаты деятельности:

  • Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Личностные УУД: Осознавать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
  • Коммуникативные УУД: Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Понимать возможность существования различных точек зрения.

Разминка “Горная Шория” (слайд 36)

  1. Административный центр Горной Шории?
  2. В каком году образован Шорский национальный парк?
  3. С какими территориями граничит Горная Шория?
  4. Что является высшей точкой Горной Шории?
  5. Какие добывают полезные ископаемые?
  6. Какие животные изображены на эмблеме заповедника?
  7. Каких животных внесли в Красную книгу Кузбасса?
  8. Животные, какой природной зоны встречаются на территории заповедника?
  9. Что такое черненая тайга?
  10. Какие на территории парка располагаются памятники природы?
  11. Почему Горную Шорию называют “Сибирской Швейцарией”?
  12. Что располагается на вершине горы Мустага?
  13. Главный талисман Горной Шории?

Конкурс “Следопыт”. (слайд 37)

Угадать следы медведя, зайца (1 комaнда), лося и росомахи (2 комaнда).

Конкурс “Буриме”.За 5-6 мин придумать стих, по предложенным рифмам. (слайд 38)

1 комaнда

......охраняю

.......не забываю

........храню

.......люблю

2 комaнда

.........знать

....защищать

.........чистой

.......лучистой

Конкурс “Загадки”. (слайд 39)

В тихом домике на ветке
От дождя укрылись детки.
В тёмных горенках сидят,
Из-под ставенок глядя. (кедровые орешки)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка,
Что за ягодка? (калина)

Я красна, я кисла,
Созревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком? (клюква)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке. (сосна)

Стоит красавица
Всем нравится,
Платье потерялось,
А пуговицы остались. (черемуха)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя, его клюют. (рябина)

Стоит девчонка
В красной шапчонке.
Кто ни пройдет-
Всяк поклонится. (земляника)

Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягодка созрела,
Синяя такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил,
- Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (черника)

Конкурс “Ребусы”. Составить пословицу. (слайд 40)

1 комaнда. Не беречь поросли – не видать леса.

2 комaнда. Нет земли краше, чем страна наша.

1 комaнда

1.Вырос лес, так будет и ........

2. Леса от ветра защищают, урожаю ........

3. У леса, как у беса, всего .....

2 комaнда

1. В лес не съездишь, так и дома ..........

2.Каково в лес кликнешь, таково ...........

3. Лес и вода - брат и ......

Если ребята не устали можно провести конкурс “Пословицы о лесе”. Необходимозакончить пословицу. (слайд 41)

1. Вырос лес, так будет и топорище.

2. В лес не съездишь, так и дома замерзнешь.

3. Леса от ветра защищают, урожаю помогают.

4. Каково в лес кликнешь, таково и откликнется.

5. У леса, как у беса, всего много.

6. Лес и вода - брат и сестра.

Рефлексия.

Подведение итогов.Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

Планируемые результаты деятельности:Коммуникативные УУД: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.РегулятивныеУУД: выделять моменты своей и чужой деятельности как единого целого.ЛичностныеУУД: умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

Заключение.

Любите наш родной сибирский край! Часто путешествуйте по уголкам Кемеровской области, узнавайте и открывайте неизведанное. Интересуйтесь и любите свою малую Родину! Мы в ответственности за ее судьбу. (слайд 42)

“Если хотите быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, - то будьте верны музе далеких стрaнcтвий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновение в область значительного и прекрасного”.(слайд 43) К.Г. Паустовский.

Используемые интернет ресурсы:

1. Из личного фотоальбома Крепких Н.В. Учитель нач. классов

2. http://art.novokuznetsk.su

3.http://biouroki.ru

4. http://birds-altay.ru

5. http://festival.1september.ru/authors/207-453-884

6. http://fotki.yandex.ru

7 .http://images.yandex.ru

8 .http://myski.su

9.http://news.ngs.ru

http://fotki.yandex.ru/

10.http://fotki.yandex.ru/http://pressa.ruAnonspublication/show/id/2057

11.http://prozagadki.ru

12.http://rutracker.org

13.http://sewelew.ru/bogatstvo-shorii/bogatstvo-shorii#ixzz2f9pInl11

14.http://shema-dohoda

15.http://sheregesh.su

16.http://smito.ru

17.http://tash-school9.narod.ru

18.http://www.nvkz.kuzbass.net

19.http://wiki.kem-edu.ru

20.http://www.kuzbass85.ru

21.http://www.zapoved.net

22.http://www.shor-np.kemv.ru



Комментарии:

Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии (ФГОС) на тему "Лишайники". 5-й класс

      В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....

23 11 2025 6:54:12

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)


    Урок биологии по теме "Вегетативное размножение цветковых растений" (с использованием информационных технологий)

      Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....

22 11 2025 13:11:17

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

21 11 2025 15:26:22

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"


    Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

      Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...

20 11 2025 0:21:28

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

19 11 2025 13:24:29

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

18 11 2025 11:39:52

Кровь - это жизнь. Состав и функции крови. 8-й класс

Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....

17 11 2025 4:53:39

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

16 11 2025 6:35:50

Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе


    Развитие творческих способностей на уроке природоведения в 5-м классе

      Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....

15 11 2025 22:21:41

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"


    Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

      Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края". ...

14 11 2025 10:14:11

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

13 11 2025 19:22:17

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

      Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

12 11 2025 20:42:16

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

11 11 2025 18:23:14

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

10 11 2025 18:40:42

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

09 11 2025 3:14:13

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

08 11 2025 14:15:42

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"


    Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

      Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

07 11 2025 9:42:46

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

06 11 2025 7:42:47

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава

Строение и состав костей человека, их соединение и строение сустава Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....

05 11 2025 8:46:18

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

04 11 2025 9:56:42

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

03 11 2025 12:13:19

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

02 11 2025 14:55:15

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

01 11 2025 23:22:55

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

31 10 2025 21:10:11

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

30 10 2025 18:49:21

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

29 10 2025 17:14:26

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

28 10 2025 0:10:36

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

27 10 2025 7:18:16

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

26 10 2025 12:36:42

Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»


    Виртуальная экскурсия «Шорский национальный парк»

      Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....

25 10 2025 11:46:55

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

24 10 2025 8:19:37

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"


    Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

      Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

23 10 2025 23:57:16

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

22 10 2025 19:44:40

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

21 10 2025 19:56:16

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

20 10 2025 7:19:53

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

19 10 2025 4:11:30

Проект открытого урока по биологии в 6-м классе по теме «Цветок»


    Проект открытого урока по биологии в 6-м классе  по теме «Цветок»

      На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....

18 10 2025 7:13:31

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

17 10 2025 18:46:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Воздушное питание растений — фотосинтез"

      Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...

16 10 2025 20:35:40

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

15 10 2025 22:26:14

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

14 10 2025 1:56:25

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

13 10 2025 1:53:11

Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс


    Урок биологии на тему "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах". 9-й класс

      Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....

12 10 2025 11:31:17

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"


    Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

11 10 2025 13:15:17

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

10 10 2025 1:21:23

КСО на уроках биологии


    КСО на уроках биологии

      В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....

09 10 2025 15:18:58

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

08 10 2025 3:49:16

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

07 10 2025 10:23:25

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

06 10 2025 12:29:17

"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)


    "Загадки мира растений" (час игры и состязаний)

      В нашей школе традиционно проходит предметная неделя биологии, в рамках которой проводятся внеклассные мероприятия и нестандартные формы уроков. Этот час веселых затей включает несколько чередующихся игр, которые проводятся в быстром темпе и позволяют проверить пpaктические и теоретические знания учащихся о растениях. ...

05 10 2025 19:50:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::