Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Цели урока:

- систематизация знаний о движущих силах эволюции;

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;

- продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

- сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Оборудование:

  • таблица “Приспособленность и ее относительный хаpaктер”,
  • фотографии,
  • рисунки,
  • коллекции организмов растений и животных,
  • карточки для выполнения тестов,
  • презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа, частично- поисковый, проблемный.

Форма работы: индивидуальная, коллективная.

Требования согласно программе:

ученик должен:

  • иметь представление: о многообразии адаптаций живых организмов;

знать понятия:

  • адаптагенез, мимикрия, адаптация, основные виды адаптаций, механизмы возникновения адаптаций;

уметь:

  • объяснять сущность приспособлений, приводить примеры адаптаций.

Междисциплинарные связи: география – биология - экология “Приспособления живых организмов”.

Проблемы урока.

  1. Какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни?
  2. Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды? Пути решения проблемы выживания?
  3. Как выжить? Как передать свои приобретенные навыки своим потомкам?

Учитель биологии:

Животные и растения обитают в самых различных местах. Иначе говоря, каждый вид имеет свое местообитание. Для лося местообитание - это лес, протянувшийся на многие километры, а для колонии муравьев достаточно небольшой опушки, которой ограничен весь мир. Некоторые животные на протяжении жизни мигрируют на огромные расстояния, занимая местообитания в разных климатических зонах и даже на разных континентах. Другие меняют среду обитания, даже не перемещаясь на большие расстояния. Например, стрекозы летают над прудом, где по дну ползали их личинки. Есть и домоседы – жизнь одноклеточной инфузории, со всеми её радостями и бедами, проходит в паре кубических сантиметров.

Учитель географии:

Ребята, сейчас мы с вами переходим к решению проблем поставленных перед вами в начале урока. Итак, первая проблема: “Как выбрать более благоприятные условия жизни? Чем же различаются местообитания?”. У вас на партах лежат опopные карты, в которых вовремя рассказа исследователей, вы должны внести суждения о решении данного вида проблемы.

Ученик:

В пустыне, например, жарко и сухо, в тропическом – жарко и влажно, а в тундре – влажно и холодно. В море вода соленая, а в реках пресная. Можно перечислять отличия и дальше. Все это – факторы среды.

Среда – это комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. В широком смысле это материальные тела, явления и энергия, воздействующие на организм.

Существует значительное разнообразие слова “среда” в зависимости от степени конкретизации понятия.

Схема

Учитель географии:

А какие вы знаете факторы среды, и чем они отличаются друг от друга?

Ученица:

Факторы среды бывают разными. Некоторые из них – это условия среды – они как бы заданы изначально и для всех в данном местообитании одинаковы. Ни исчерпать условия, ни сделать их менее доступными для других организмов невозможно. В самом деле, температуру или соленость воды нельзя ни “израсходовать”, ни поделить между собой.

К факторам среды относятся и ресурсы, то есть все, что организм потрeбляет или использует, чтобы обеспечить своё существование. Примером “потрeбления” является пища – источник веществ и энергии. Бутерброд, который жуёт ученик на перемене, - его пищевой ресурс. Однако “использование” следует понимать в более широком смысле. Например, стол в школьной столовой, за которым тот же ученик сидит с бутербродом. Разумеется, этот стол ученик не ест. Но для других его место за столом уже недоступно.

В отличие от условий ресурсы всегда имеются в определенном, исчерпаемом количестве, которое уменьшается в результате жизнедеятельности организмов.

Факторы среды могут быть:

  1. Абиотические – это все свойства неживой природы, прямо или косвенно влияющие на живые организмы;
  2. Биотические - это прямые или опосредованные формы воздействия живых существ друг на друга. Любой организм в реальных условиях постоянно испытывает на себе самое различное влияние других существ.
  3. Антропические – факторы, которые возникают в ходе непосредственного (прямого) воздействия человека на что-то либо.

Весьма часто употрeбляют “антропогенный фактор”. Под ним понимают фактор, косвенно обязанный своим происхождением деятельности (настоящей и прошлой) человека.

Абиотические Биотические
Климатические: свет, температура, влага, движение воздуха, давление Фитогенные: растительные организмы
Эдафогенные: (от “эдафос” - почва): механический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плотность Зоогенные: животные организмы
Орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона Микробиогенные: вирусы, простейшие бактерии
Химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растений Антропогенные: деятельность человека

Один и тот же фактор среды имеет различное значение в жизни совместно обитающих организмов разных видов. Например, сильный ветер в зимнее время весьма нeблагоприятен для крупных животных, особенно обитающих открыто (lоси), но не действует на более мелких, обычно укрывающихся в норах или под снегом.

Учитель биологии:

Сегодня очень много говорится о среде. Какое же влияние среда оказывает на организм?

Ученица:

Организм, испытывая потребность в притоке вещества, энергии и информации, полностью зависит от среды. И как гласит “первый закон жизни”: результаты развития (изменений) любого объекта (организма) определяются соотношением его внутренних особенностей и особенностей той среды, в которой он находится. Этот закон имеет общее значение, так как в равной мере относится и к живой и неживой материи, а так же и социальной сфере.

Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни вообще, поскольку обеспечивает саму возможность ее существования, возможность организмов размножаться.

Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды, выражающееся в изменении их внешних и внутренних особенностей носит название адаптация.

Адаптации способны проявляться на самых ранних уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экосистем.

Каждый организм реагирует на окружающую среду в соответствии со своей генетической конституцией. Правило соответствия условий среды генетической предопределенности организма гласит: до тех пор, пока среда, окружающая определенный вид организмов, соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее колебаниям и изменениям, этот вид может существовать.

Учитель географии:

Ребята, скажите, пожалуйста, а оказывают ли живые организмы какое либо влияние на среду?

Ученик:

Я считаю, что да. Организмы и сами способны существенно воздействовать на среду. Так, их жизнедеятельность сильно влияет на газовый состав атмосферы. Это связано, в частности с тем, что в результате фотосинтеза зеленых растений в атмосферу попадает кислород. Диоксид углерода, напротив, извлекается из атмосферного воздуха растениями и вновь поступает туда в процессе дыхания и в процессе разложения остатков погибших организмов. В процессе разложения тел погибших организмов бактерии, грибы и животные участвуют в образовании почвы. Именно жизнедеятельность организмов определяет содержание растворенных органических соединений и минеральных солей в природных водах. Организмы, меняя химический состав среды, воздействуют и на ее физические свойства.

Предел воздействия организмов на среду обитания описывает “второй закон жизни”: каждый вид организмов, потрeбляя из окружающей среды необходимые ему вещества и выделяя в нее продукты своей жизнедеятельности, изменяет ее таким образом, что среда обитания становится непригодной для его существования.

Можно сделать вывод, что организмы испытывают воздействия постоянно меняющихся условий среды, но и сами способны изменять эти условия.

Учитель биологии:

Ребята, мы сегодня очень много говорили о среде. А существуют ли приспособления у различных организмов к нeблагоприятным условиям среды? Если есть то, какие?

Мы с вами переходим к решению второй проблемы нашего урока “Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды? Пути решения проблемы выживания?”

Ученица:

Экологические факторы среды могут выступать как:

  1. Раздражители – вызывают приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;
  2. Ограничители – обуславливают невозможность существования в данных условиях;
  3. Модификаторы – вызывают анатомические и морфологические изменения организмов;
  4. Сигналы – свидетельствуют об изменениях других факторов среды.

В процессе приспособления к нeблагоприятных условий среды организмы смогли выработать три основных пути избегания последних.

Активный путь – это путь, способствующий усилению сопротивляемости, развитию регуляторных процессов, которые позволяют осуществить все жизненные функции организмов, несмотря на нeблагоприятные факторы. Например, теплокровные животные – птицы и млекопитающие. Обитая в условиях изменчивой температуры, поддерживают внутри себя постоянную температуру, которая оптимальна для биохимических процессов в клетках тела. Вполне очевидно, что такое активное сопротивление влиянию внешней среды требует больших затрат энергии, которую им надо постоянно восполнять, а также специальных приспособлений во внешнем и внутреннем строении организмов.

Пассивный путь связан с подчинением жизненных функций организма изменению факторов среды. Например, при недостатке тепла это приводит к угнетению жизнедеятельности и понижению уровня метаболизма, что способствует экономному использованию энергетических запасов – спячка животных.

При резком ухудшении условий среды организмы разных видов могут приостанавливать свою жизнедеятельность и переходить в состояние скрытой жизни. Например, некоторые мелкие организмы могут полностью высыхать на воздухе, а затем возвращаться к активной жизни после пребывания в воде. Это состояние мнимой cмepти называется анабиозом. Переход в состояние глубокого анабиоза, при котором пpaктически полностью останавливается обмен веществ, существенно расширяет возможности выживания организмов в самых экстремальных условиях. Известно, что высушенные семена и споры растений, а также некоторые мелкие животные (коловратки, нематоды) способны выдерживать температуру ниже -200 С.

Явление, при котором имеет место временный физиологический покой в индивидуальном развитии некоторых животных, растений, обусловленный нeблагоприятными факторами внешней среды, называется диапаузой.

Учитель биологии:

Ребята, а как вы думаете, могут ли организмы избежать нeблагоприятные воздействия?

Ученик:

Избегание нeблагоприятных воздействий – это выработка организмом таких жизненных циклов, при которых наиболее уязвимые стадии его развития завершаются в самые благоприятные по температурным и другим условиям года.

Обычный для животных путь приспособления к нeблагоприятным периодам – это миграция. Так, сайгаки ежегодно уходят на зиму в малоснежные южные пустыни, где зимние травы в связи с сухостью климата более доступны. Однако летом травостой пустынь быстро выгорают, поэтому на период размножения сайгаки переходят в более влажные северные степи.

Адаптация — процесс приспособления, процесс возникновения признака, соответствующего условиям среды. Процесс возникновения приспособлений И.И. Шмальгаузен назвал адаптациогенезом, а процесс приспособительного преобразования организмов — адаптациоморфозом. Ге opгиевский пришел к заключению, что \"по своему содержанию естественный отбор и адаптациогенез — понятия тождественные\". Знак равенства ставил между ними и Ч.Дарвин, хаpaктеризуя отбор как \"выживание наиболее приспособленных\".

Существуют 3 вида адаптаций к факторам среды:

Схема

Морфологический тип приспособления животного или растения, при котором они имеют внешнюю форму, отражающую способ взаимодействия со средой обитания, называются жизненной формой вида. При этом разные виды могут иметь сходную жизненную форму, если ведут близкий образ жизни. Примером, здесь могут быть кит-млекопитающее, пингвин-птица и акула-рыба.

Выpaбатываемое живыми организмами тепло как побочный продукт биохимической реакции может служить источником повышения температуры их тела. Поэтому многие организмы, используя физиологические процессы, могут в определенных пределах менять температуру своего тела. Эту способность называют терморегуляцией.

Учитель географии:

Ребята давайте сейчас мы с вами поговорим об основных абиотических факторах и их влиянии на организмы.

Ученица:

Существует ряд экологических факторов абиотической природы, влияние которых на живые организмы почти везде пpaктически одинаково. К ним, например, относится сила тяготения и является одним из важнейших ее условий. Она определяет форму тел организмов, особенно многоклеточных. Диоксид углерода в атмосфере и гидросфере определяет явление фотосинтеза – основу всей жизни.

    • Солнечный свет – это условия жизни организмов, которые определяются общим потоком излучения в окружающей среде – обуславливает климатические условия среды.
    • Солнечная радиация – поддерживает тепловой баланс Земли, обеспечивает водный обмен организмов, создание органического вещества автотрофным звеном биосферы.
    • Приливно-отливные ритмы – все виды организмов, которые обитают в прибрежной или донной части мелководья, в которую свет проникает до дна, находятся в условиях очень сложной периодичности внешней среды. В течение лунных суток (24ч50мин) наблюдаются 2 прилива и 2 отлива. Дважды в месяц (новолуние и полнолуние) сила приливов достигает максимальной величины. Самки рыбы атерина в самый высокий прилив откладывают икру у кромки воды, закатывая ее в песок. При отливе икра остается созревать в песке. Выход мальков происходит через полтора месяца, он совпадает с временем следующего высокого прилива.
    • Температура – экологическое значение тепла состоит, прежде всего, в том, что температура окружающей среды определяет температуру организмов, она также оказывает непосредственное влияние на скорость и хаpaктер протекания всех химических реакций, определяющий обмен веществ. Живые организмы в ходе длительной эволюции выработали разнообразные приспособления, которые позволяют регулировать обмен веществ при изменениях температуры окружающей среды. Такие приспособления изменения пределов выносливости называют акклиматизацией.
    • Влажность – протекание всех биохимических процессов в клетках и нормальное функционирование организма в целом возможны только при достаточном обеспечении его водой. Она является одновременно и климатическим и средообразующим фактором, поскольку многие организмы, особенно растениям, вода требуется в определенном состоянии и в атмосфере, и в почве. В растениях вода присутствует в двух формах: свободной и связанной.
    • Атмосферный воздух – представляет собой физическую смесь газов различной природы, воздух имеет для всего живущего исключительное значение. Воздух это не только газовая оболочка планеты, но и газовая компонента почвы, растворенные газы природных вод и тканевых жидкостей организмов. Жизнь во взвешенном состоянии, конечно же, невозможна; и хотя многие животные, микроорганизмы, споры, семена и пыльца растений способны длительно находится в воздухе, основная функция жизненного цикла организмов – размножение – осуществляется только на поверхности земли.

Учитель биологии:

Мы постепенно переходим с вами к решению второй и частично третьей проблемы: “Как выжить? Как передать свои приобретенные навыки своим потомкам?”. В решении данной проблемы вы записываете в таблице виды приспособлений живых организмов.

Формы приспособлений Примеры Описание приспособления Преимущества данного приспособления
Форма тела      
     
     

 

Покровительственная окраска (маскировка)      
     
     

 

Предупреждающая окраска      
     
     

 

Мимикрия      
     
     

 

Ученица:

Для решения данной проблемы организмы приобрели приспособительные особенности.

Схема

Покровительственная окраска – служит средством защиты от врагов. Благодаря ей птицы насиживают яйца на земле, сливаясь с окружающим фоном. Малозаметны и их яйца имеющие пигментированную скорлупу.

Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна, например, скат и камбала. При этом камбала может еще, и менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона. Такой же особенностью обладает и хамелеон.

Если фон среды изменяется в зависимости от сезона года, многие животные меняют и окраску, например, заяц, песец, горностай, белая куропатка.

Может показаться, что полосатая шкура зебр делает их очень заметными, но в знойном мареве африканских саванн полосы расплываются, утрачивая четкость, и это выполняет роль защитной маскировочной окраски, особенно когда зебры убегают от преследователей.

Шкура новорожденных детенышей тапира покрыта пятнами и полосками. Это делает их почти незаметными в полумpaке джунглей. Тапиры настолько пугливы и осторожны и живут в такой непроходимой чаще джунглей, что первый их экземпляр был обнаружен лишь 1818 году.

Защитное действие покровительственной окраски повышается при соответствующим поведении. Например, замирании (выпь, гусеницы, рыбы, амфибии, птицы).

Предупреждающая окраска, как правило, наоборот привлекает внимание, демаскирует. Как правило, такие животные являются ядовитыми. Такая окраска заранее предупреждает хищника о бесполезности, и даже опасности нападения. Попробовав только один раз, хищник быстро учится избегать столкновения с такой жертвой. Это, например, пчелы, осы. Божью коровку птицы ни когда не склевывают из-за выделяемого ею ядовитого секрета.

Остроносая рыба фугу чрезвычайно ядовита, и другие рыбы ее не трогают. В Японии эта рыба считается съедобной, но при ее разделке должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным. И все же фугу считаемая деликатесом, ежегодно уносит жизнь многих людей.

Изящная рыбка-дpaкон таит яд на кончиках своих плавников. Она плавает свободно, ни от кого не прячась, так как ее яркая окраска сигнализирует о том, что она очень ядовита. При появлении опасности рыбка-дpaкон сама атакует врага, нанося ему уколы ядовитыми плавниками.

Животные, имеющие предостерегающую окраску, стараются сочетать ее демонстративным поведением, отпугивающим хищника (австралийская бородатая ящерица).

Приспособительное поведение. У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик водного млекопитающего – дельфина. Его движения легки и точны, а скорость движения в воде достигает 40 км/ч. Плотность воды в 800 раз выше плотности воздуха. Как же дельфину удается преодолеть ее? Помимо других особенностей строения, этому способствует торпедовидная форма тела, благодаря которой не образуются тормозящие движение завихрения потоков воды, обтекающих дельфина. Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных paковин, в полете обычно втягивают ноги. В результате по скорости передвижения они намного превосходят всех других животных. Например, сокол сапсан пикирует на свою жертву со скоростью до 290 км/ч. Птицы быстро двигаются даже в воде. Например, арктический пингвин может развить скорость под водой до 35 км/ч.

Морские анемоны имеют ядовитые щупальца, убивающие мелких рыбешек, которыми анемоны питаются. Однако рыбке-клоуну эти ядовитые щупальца не причиняют никакого вреда, и они живут среди них, спасаясь от хищников. В свою очередь, рыбка-клоун служит приманкой для многих рыб, которые стремятся схватить ее, становятся жертвами и добычей анемон, а это симбиоз. Защитой от ядовитых щупалец анемона рыбке-клоуну служит особая слизь.

Демонстративное поведение позволят животному, заранее предупредить “врага” о своем местонахождении. Тем самым обезопасить, как и себя, так и противника. Например, кобра раздувает свой капюшон, а гремучая змея издает звуковые сигналы, своим хвостом “погремушкой”. Как правило, таких противников стараются все обойти.

Черный дьявол или тасманский дьявол, получил свое название из-за своей устрашающей пасти со страшными зубами. Он охотится по ночам, из засады неожиданно набрасываясь на добычу. Его сильные устрашающие челюсть открываются почти под прямым углом.

Намереваясь отпугнуть врага дурно пахнущей жидкостью, полосатый скунс поворачивается к нему спиной. Затем делает стойку на передних лапках, намереваясь выстрелить во врага вонючей жидкостью. Поднимает хвост, шипит и воет. Если этого недостаточно, скунс направляет на врага струю невероятно вонючей жидкости из желез расположенных под хвостом. Он очень метко попадает этой струей в цель на расстояние до 3 м, а отвратительный запах жидкости чувствуется за полкилометра от скунса.

Страшные челюсти бегемота, обращенные к другим бегемотам, - это сигнал к началу битвы. Хотя у бегемотов и огромные зубы, но питаются они только растениями, отрывая их своими сильными губами. Самка бегемота пускает в ход зубы, только защищая своего детеныша от голодного крокодила, самец – сражаясь с другими бегемотами за свою территорию и способен наносить ими рваные раны.

Мимикрия – это сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными ему видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской. Например, мухи подражают осам.

Подражательная окраска скорлупы яиц наблюдается в случае гнездового паразитизма у птиц – например, кукушка. Яйца кукушки настолько похожи на яйца вида-хозяина, что самка не может различить их и насиживает вместе со своими, а затем выкармливает птенца.

Чемпионом по изменению окраски является – каpaкатица. Она маскируется под цвет и рисунок дна. Плавая среди скал, покрытых водорослями и разнообразными анемонами, она изменяет окраску в соответствии с их цветом. Стайки каpaкатиц одновременно изменяют свой цвет.

Плоские рыбки – мастера изменения своей окраски. Они могут не только менять окраску, но и рисунок в соответствии с цветом дна. Плавая по хорошо знакомому дну, они изменяют свою окраску всего за несколько секунд. Чтобы приспособится к незнакомому дну, им требуется больше времени, но опыты показывают, что плоские рыбы могут подладится даже ко дну в виде шахматной доски.

Морской дpaкон маскируется под морские водоросли, растущие у берегов Австралии. Родственник морского конька, он покрыт длинными отростками, похожими на стeбли водорослей. А чтобы сохранить свое потомство, подобно морским конькам и морской игле, самец дpaкона носит отложенные самкой яйца до тех пор, пока из них не выведутся мальки.

Но самое интересное, что есть и виды животных которые используют мимикрию для охоты. Чейлинус – активный хищник, маскируется под безвредных рыбок, которые питаются водорослями. Он способен изменять окраску, маскируясь под мирных рыбок нескольких видов (рыбу – попугай, козьих рыбок). Благодаря этому он подплывает на очень близкое расстояние к своей жертве и внезапно бросается на нее.

Ученик:

Третья проблема решается следующим образом. В процессе эволюции у растений нередко образуются иглы и колючки, защищающие их от поедания травоядными животными (кактусы, шиповник, боярышник, облепиха). Такую же роль играют ядовитые вещества, обжигающие волоски, например, у крапивы.

Для выживания организмов в борьбе за существование большое значение имеет приспособительное поведение. Помимо затаивания или демонстративного, отпугивающего поведения при приближении врага, существует много других вариантов приспособительного поведения, обеспечивающего выживаемость взрослых особей или молоди. Так, многие животные запасают корм на нeблагоприятный сезон года. В пустынях для многих видов время наибольшей активности – ночь, когда спадет зной.и молоди. так,а, существует много других вариантов приспособитель

Учитель биологии:

Давайте посмотрим, какой должна быть запись в вашей таблице.

Модельный ответ

Формы приспособлений Примеры Описание приспособления Преимущества данного приспособления
Форма тела Дельфин Торпедовидная форма тела Движения легки, точны, скорость передвижения 40км/ч
Сокол-сапсан Обтекаемая форма тела, отсутствие ушных paковин, Пикирующий полёт, скорость полета 290 км/ч
Морской конёк Причудливая форма тела, напоминающая водоросли Помогает скрываться от врагов
Покровительственная окраска (маскировка) Камбала П Подстраивает свою окраску под цвет и хаpaктер морского дна Защита от врагов
Тундровая куропатка Подстраивает свою окраску под цвет и хаpaктер подстилающей поверхности Защита от врагов
Хамелеон Способен менять окраску путём перераспределения пигмента Маскировка в соответствии с окружающим фоном

Защита от врагов

Предупреждающая окраска Пчела Яркая окраска тела привлекает внимание птиц Наличие жало
Божья коровка Яркая окраска тела привлекает внимание птиц Наличие ядовитого секрета
Кобра Яркая окраска тела привлекает животных Наличие ядовитого секрета
Мимикрия Бабочка нимфалида Сходство беззащитного или съедобного вида с хорошо защищенными видами бабочки данаида (в тканях данаид содержится ядовитое вещество) Защита от поедания птицами
Яйца кукушки Схожесть яиц кукушки с яйцами вида-хозяина Позволяет выкармливать птенцов птицей хозяином гнезда
Гусеница пяденицы В покое удивительно сходна с сухой веткой Защита от птиц

II. Закрепление: тестовое задание

1 вариант

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;

б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;

б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;

в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;

г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;

б) мимикрия;

в) приспособительная окраска;

г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела.

2 вариант

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;

б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;

в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;

г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с cyчком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с cyчком.

5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с cyчком.

III. Домашнее задание.

Схема

Список используемой литературы:

    1. А.И. Ажгиревич, В.А. Грачев, В.В. Гутенев, В.В. Денисов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова, И.Н. Лозановская, И.А. Луганская, А.П. Москаленко, Б.И.Хорунжий, “Экология”, Москва-Ростов-на-Дону, издательский центр “МарТ”, 2006.
    2. Энциклопедия для детей Аванта+ “Экология”, том 19, Москва. Аванта+, 2001.
    3. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. “Биология. Общие закономерности. 9 класс”. М. Дрофа, 2002.
    4. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Основы экологии. 10 (11) класс”. М. Дрофа, 2004.
    5. Рик Моррис “Тайны живой природы”. М. “Росмен”, 1998.

Презентация



Комментарии:

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

12 11 2025 10:57:45

Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"


    Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....

11 11 2025 22:44:14

Загадочные соседи - лишайники


    Загадочные соседи - лишайники

      Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...

10 11 2025 10:22:22

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

09 11 2025 7:31:32

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)


    Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

      Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

08 11 2025 9:45:59

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"


    Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

      Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

07 11 2025 7:39:20

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)


    Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

      В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

06 11 2025 21:57:54

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"


    ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

      Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

05 11 2025 12:29:24

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

04 11 2025 3:10:11

Предпосылки возникновения Дарвинизма

Предпосылки возникновения Дарвинизма В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

03 11 2025 18:20:31

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

02 11 2025 13:23:24

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

01 11 2025 19:46:42

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

31 10 2025 17:19:52

Конструкторское бюро живой природы


    Конструкторское бюро живой природы

      Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....

30 10 2025 19:34:13

Кровообращение (9-й класс)


    Кровообращение (9-й класс)

      На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...

29 10 2025 15:38:44

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

28 10 2025 4:56:32

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

27 10 2025 16:34:44

Урок-прогноз "Путь к долголетию"


    Урок-прогноз "Путь к долголетию"

      Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....

26 10 2025 12:47:20

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

25 10 2025 9:32:31

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

24 10 2025 9:44:14

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

23 10 2025 16:16:58

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

22 10 2025 23:58:19

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

21 10 2025 14:17:22

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

20 10 2025 19:31:54

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

19 10 2025 3:19:22

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

18 10 2025 23:35:56

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

17 10 2025 17:37:53

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

16 10 2025 0:12:45

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

15 10 2025 10:31:23

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

14 10 2025 7:41:31

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

13 10 2025 6:45:16

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

12 10 2025 21:39:13

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

11 10 2025 7:32:28

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

10 10 2025 22:40:48

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

09 10 2025 19:36:13

Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

      Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....

08 10 2025 8:16:27

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

07 10 2025 16:26:21

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

06 10 2025 15:20:29

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

05 10 2025 10:53:46

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

04 10 2025 10:18:27

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

03 10 2025 8:43:24

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

02 10 2025 2:46:41

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

01 10 2025 21:14:46

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

30 09 2025 18:25:54

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

29 09 2025 16:28:53

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

28 09 2025 10:39:38

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

27 09 2025 21:39:22

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

26 09 2025 14:24:40

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

25 09 2025 17:52:55

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

24 09 2025 19:19:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::