Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение
Цели урока:
- Образовательные цели: раскрыть особенности размножения и развития водорослей; разобрать причины их многообразия; расширить знания учащихся о пpaктическом значении водорослей.
- Развивающая цель: формировать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательная цель: воспитание интереса к знаниям и культуры умственного труда.
Применяемая технология: \"Развитие критического мышления через чтение и письмо\" (РКМЧП)
Учебные пособия: презентация, гербарии \"Водоросли\", динамическая таблица \"Размножение водорослей\", пособия на демонстрационном столике: стаканчик мороженого, йод, мыло, хлеб, вода и т. д.
Ход урока
Организационные моменты (проверка отсутствующих, готовность пособий к уроку и т.д.)
Изучение нового материала
1 этап \"Вызов\".
Задачи этапа:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Проведение устного опроса | Анализ таблицы, заполненной на
предыдущем уроке Что знал Что хочу узнать Что узнал |
2 этап \"Осмысление\".
Задачи этапа:
- активное получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- корректировка учеником поставленных целей обучения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Объяснение непонятных слов. Организация обсуждения. Помощь в составлении схемы. Организация решения познавательных задач разного уровня сложности: Какие еще приспособления к жизни в разных условиях вы знаете у этих растений? Олимпиадная задача: \"Большинство водорослей произрастают в воде. Однако водоросли, которые живут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды. Это им не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить нeблагоприятные условия? Пpaктическая задача. На столике: стаканчик с мороженым, хлеб, бутылочка раствора йода, коробка зефира, вода и т.д. Вопрос: Почему эти предметы появились на нашем уроке? Обобщение - просмотр презентации. Организация моделирования ситуации \"Мир без водорослей\". |
Фронтальная работа с текстом и словарем
(статьи \"Размножение водорослей \" стр 42). Прием
\"Инсерт\" Для этого используется система условных значков: \"+\" - новое для меня \" - \" - думал иначе \" ? \" - требуется разъяснение \" V \" - я это знаю Обсуждение полученных результатов. Составление схемы пoлoвoго размножения водорослей. Обсуждение способов размножения водорослей и причины их появления в природе. Решение задач: - фронтально; - индивидуально, парами; - фронтально. 5. Просмотр и обсуждение информации, размещенной в презентации. 6. Обсуждение проблемы. |
3 этап \"Рефлексия\"
Задачи этапа:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы (\"новый вызов\") ;
- оценка собственных достижений в реализации поставленных задач.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организация анализа таблицы | Сравнение 1 и 3 граф таблицы \"Что
знал?..\" Поиск тем и проблем для дальнейшей работы. |
4. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Учитель предлагает разноуровневые
домашние задания: 1. Работа с текстом учебника + заполнение 3 графы таблицы, задания в тетради №29; 2. Работа с текстом учебника + решение олимпиадной задачи: \" Вы - исследователь морских глубин. Ваш батискаф вышел из строя и вы оказались на дне моря. Заканчивается кислород и еда. Вы поранили руку. Не ориентируетесь - на какой вы глубине. Могут ли водоросли Вам помочь?\" 3. Работа с текстом учебника + мини-сочинение \"Мир без водорослей\" |
Выбирают домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Используемая литература и пособия:
- Захаров в.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс - М.: Дрофа, 2008.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом \"Речь\", 2003.
- Мамонтов Д.И. Открытая биология. Версия 2.5. Новый диск. Физикон.
- Иллюстрации: зеленые водоросли: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Зелёные%20водоросли/, красные водоросли: www.referat.ru, lib.rus.ec, www.help-rus-student.ru, бурые водоросли: www.help-rus-student.ru.
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии:
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
15 10 2025 5:47:38
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
14 10 2025 7:15:24
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
13 10 2025 5:27:31
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
12 10 2025 20:38:34
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
11 10 2025 1:21:47
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
10 10 2025 3:55:47
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
09 10 2025 1:38:56
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
08 10 2025 7:42:57
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
07 10 2025 21:10:23
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
06 10 2025 3:24:25
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
05 10 2025 9:18:42
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
04 10 2025 16:13:37
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
03 10 2025 3:22:57
Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....
02 10 2025 23:16:38
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
01 10 2025 5:52:32
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики",
при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека".
При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе.
...
30 09 2025 16:53:42
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
29 09 2025 4:26:53
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
28 09 2025 4:53:26
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
27 09 2025 22:52:27
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
26 09 2025 7:23:21
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
25 09 2025 10:30:20
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
24 09 2025 9:40:25

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
23 09 2025 5:59:10
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
22 09 2025 19:20:28
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
21 09 2025 4:20:39
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
20 09 2025 19:14:42
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
19 09 2025 2:20:45
Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления.
...
18 09 2025 10:13:33
Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов.
...
17 09 2025 18:19:20
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
16 09 2025 3:34:37
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
15 09 2025 20:24:55
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....
14 09 2025 14:40:58
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
13 09 2025 19:41:57
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
12 09 2025 21:56:10
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
11 09 2025 12:19:48
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
10 09 2025 10:26:26
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
09 09 2025 7:30:47
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
08 09 2025 2:51:10
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
07 09 2025 15:11:20
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
06 09 2025 20:22:12
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
05 09 2025 4:59:35
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
04 09 2025 22:34:29
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
03 09 2025 2:50:31
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
02 09 2025 2:52:55
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
01 09 2025 6:43:50
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
31 08 2025 22:58:44
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
30 08 2025 23:27:42
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
29 08 2025 11:20:28
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
28 08 2025 9:42:10
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
27 08 2025 12:59:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::