Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- пpaктические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
Литература:
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в
изучение науки о животных. Беспозвоночные. М.,
“Просвещение”, 1982
Ход урока
Индивидуальный контроль:
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять хаpaктер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Органы чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип члeнистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз хаpaктерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших paков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых paки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых paкообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Лабораторная работа.
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного paка, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
Ход работы
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Насекомое _________________________________________
Речной paк_________________________________________
Птица_____________________________________________
Млекопитающее ____________________________________
Рыба_______________________________________________
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
____________________________________________________________________________________
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
_____________________________________________________________________________________
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными paковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
______________________________________________________________________________________
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Paк Пауки
Насекомые
Рыбы
Млекопитающие
чувствительные волоски вибрисы
боковая линия
усики
антенны
Вывод:__________________________________________________________________________________
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Комментарии:
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
15 10 2025 13:11:13
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
14 10 2025 17:15:45
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
13 10 2025 22:33:49
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
12 10 2025 13:57:14
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
11 10 2025 10:55:57
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
10 10 2025 8:42:45
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
09 10 2025 20:21:36
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
08 10 2025 17:55:33
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
07 10 2025 15:36:29
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков.
...
06 10 2025 21:38:20
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
05 10 2025 22:36:29
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
04 10 2025 15:58:25
Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно.
...
03 10 2025 1:51:22
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
02 10 2025 19:19:38

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
01 10 2025 18:12:40
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
30 09 2025 13:29:34
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
29 09 2025 15:20:57
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
28 09 2025 12:25:52
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
27 09 2025 20:25:33
Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Пpaктическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....
26 09 2025 6:56:33
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
25 09 2025 20:33:46
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
24 09 2025 21:20:45
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
23 09 2025 4:47:54
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
22 09 2025 19:18:18
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
21 09 2025 15:17:37
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
20 09 2025 13:34:29
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
19 09 2025 23:19:49
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
18 09 2025 13:25:19
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
17 09 2025 8:17:32
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
16 09 2025 22:54:44
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
15 09 2025 8:16:14
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
14 09 2025 19:57:11
Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение".
...
13 09 2025 11:13:52
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
12 09 2025 23:17:15
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
11 09 2025 2:21:43
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
10 09 2025 9:27:34
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
09 09 2025 22:47:50
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
08 09 2025 22:33:12
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
07 09 2025 22:55:27
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
06 09 2025 3:35:11
Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...
05 09 2025 5:21:11
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
03 09 2025 8:26:23
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
02 09 2025 3:14:22
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
01 09 2025 21:24:25
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
31 08 2025 11:47:30
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
30 08 2025 10:29:11
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
29 08 2025 1:42:10
Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....
28 08 2025 10:59:17
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
27 08 2025 20:55:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::