Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- пpaктические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
Литература:
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в
изучение науки о животных. Беспозвоночные. М.,
“Просвещение”, 1982
Ход урока
Индивидуальный контроль:
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять хаpaктер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Органы чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип члeнистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз хаpaктерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших paков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых paки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых paкообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Лабораторная работа.
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного paка, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
Ход работы
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Насекомое _________________________________________
Речной paк_________________________________________
Птица_____________________________________________
Млекопитающее ____________________________________
Рыба_______________________________________________
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
____________________________________________________________________________________
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
_____________________________________________________________________________________
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными paковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
______________________________________________________________________________________
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Paк Пауки
Насекомые
Рыбы
Млекопитающие
чувствительные волоски вибрисы
боковая линия
усики
антенны
Вывод:__________________________________________________________________________________
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Комментарии:
Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах.
...
22 03 2023 9:44:11
Данный материал помогает обеспечить учащихся знаниями об особенностях строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, их приспособленности к среде обитания, значении кишечнополостных в природе и жизни человека. Формирует научное мировоззрение на основе знаний о взаимосвязи кишечнополостных со средой....
21 03 2023 12:25:57
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
20 03 2023 17:31:19
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
19 03 2023 22:36:15
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
18 03 2023 11:35:54
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
17 03 2023 6:39:36
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
16 03 2023 15:22:45
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
15 03 2023 6:20:31
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
14 03 2023 1:59:19
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
13 03 2023 21:22:31
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
12 03 2023 0:41:57
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
11 03 2023 8:40:31
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
10 03 2023 2:59:10
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
09 03 2023 15:55:36
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
08 03 2023 16:15:28
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
07 03 2023 18:35:32
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
06 03 2023 6:33:52
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
05 03 2023 8:42:35
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
04 03 2023 16:34:54
Урок проводится с использованием ИКТ-технологий: компьютерная презентация учителя, презентация учащегося - как творческая работа, раздаточный печатный материал....
03 03 2023 14:55:30
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
02 03 2023 3:12:18
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
01 03 2023 15:29:18
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
28 02 2023 19:43:14
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
27 02 2023 9:42:21
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
26 02 2023 21:36:49
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....
25 02 2023 14:18:18
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
24 02 2023 6:31:27
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
23 02 2023 9:55:41
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
22 02 2023 13:19:15
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
21 02 2023 0:11:44
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
20 02 2023 19:13:33
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
19 02 2023 16:47:55
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
18 02 2023 21:59:23
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
17 02 2023 23:58:26
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
16 02 2023 5:54:48
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
15 02 2023 17:38:27
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
14 02 2023 14:27:59
Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....
13 02 2023 5:15:14
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
12 02 2023 18:11:36
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
11 02 2023 1:11:50
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
10 02 2023 20:56:25
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края.
...
09 02 2023 15:38:47
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
08 02 2023 12:38:19
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
07 02 2023 10:33:13
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
06 02 2023 20:47:16
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
05 02 2023 18:10:10
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
04 02 2023 17:12:10
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
03 02 2023 20:23:52
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
02 02 2023 2:44:21
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
01 02 2023 22:40:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::