Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"
Тип урока: комбинированный.
Цель: проследить эволюцию органов чувств и познакомиться с процессом регуляции деятельности организма.
Задачи:
- обучающая: изучить эволюцию органов чувств. Выделить 2 типа регуляции деятельности организма, выявить отличительные их особенности и механизмы воздействия на организм.
- развивающая: научить выявлять прогрессивные признаки в развитии органов чувств у каждого последующего в изучении класса животных, развивать навыки выполнения лабораторных работ и научных исследований. Формировать умения анализировать и делать выводы по проведенным исследованиям.
- воспитательная: воспитывать бережное отношение к животному миру, показать взаимосвязь живой и неживой природы и взаимодействие всех живых организмов, формировать экологическое мышление.
Методы:
- словесный: рассказ, беседа
- наглядный: демонстрация фильма “Животные отвечают”
- пpaктические: выполнение лабораторной работы №13 “Изучение органов чувств животных”.
Новые понятия и термины:
- глаз, простой глазок, сложный фасеточный глаз
- монокулярное зрение, бинокулярное зрение,
- нервная регуляция, жидкостная регуляция.
Литература:
для учащихся
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
- Животные, М., Дрофа, 1999г 7 класс
- Биология, справочник школьника, М., 1995
для учителя
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Введение в
изучение науки о животных. Беспозвоночные. М.,
“Просвещение”, 1982
Ход урока
Индивидуальный контроль:
Работу органов чувств и поведение животных определяет нервная система. Поэтому давайте вспомним, как шел процесс развития нервной системы нервной системы, т.е. поговорим об эволюции нервной системы животных.
А) Расскажите о формировании и развитии нервной системы у беспозвоночных животных?
Б) Расскажите о процессе эволюции у хордовых животных.
Формирование новых знаний.
Мы проследили, как шел процесс усложнения нервной системы.
Какие органы позволяют животному организму получать различную информацию, реагировать на неё в зависимости от её значения, определять хаpaктер собственных действий в данной ситуации?
Поэтому дальше речь пойдет об эволюции органов чувств.
Органы чувств.
Касс ресничные черви. Органы чувств представлены примитивными глазками, органами равновесия – статоцистами (замкнутыми мешочками с камешками из углекислой извести внутри) в коже есть осязательные клетки. Класс сосальщики имеет слабо развитые органы чувств. Только у личинок, плавающих свободно в воде, имеются глазки.
У круглых червей органы чувств развиты слабо. Кольчатые черви имеют органы чувств, которые представлены органами осязания, органами химического чувства и чувства равновесия, а также различно устроенными глазками.
Тип члeнистоногие – самый высокоразвитый и наиболее богатый видами тип среди беспозвоночных животных.
Среди разнообразных органов чувств наиболее важными и развитыми являются органы зрения. Имеются простые и сложные глаза. Простой и непарный глаз хаpaктерен для личинок и сохраняется на взрослых стадиях развития лишь у низших paков.
Сложный, или фасеточный, глаз состоит из мелких глазков – омматидиев, количество которых достигает несколько тысяч. Каждый глазок воспринимает часть предмета, а из их суммы складывается общая картина (мозаичное зрение). На конечностях, антеннах и антенулах располагаются чувствительные клетки, с помощью, которых paки распознают химические изменения в окружающей среде. У некоторых paкообразных есть орган равновесия. Класс паукообразных имеет орган осязания и зрения. Глаза простые, в количестве от 2 до 12. Различные раздражения окружающей среды воспринимаются чувствительными волосками, локализованными на педипальпах, конечностях и туловище.
У представителей типа моллюски органы чувств представлены органами зрения – глазами, органами обоняния, равновесия и химического чувства.
Тип хордовые, подтип бесчерепные, касс ланцетники имеют органы чувств в виде глазков Гессе, расположенных в области невроцеля и обонятельные ямки.
У рыб развиты боковая линия, органы обоняния, зрения, слуха, равновесия и вкуса. Орган обоняния состоит из парных обонятельных мешков, котрые сообщаются с внешней средой через ноздри. Запахи рыбы могут улавливать на очень большом расстоянии (до 500 метров и более). Это позволяет им находить не только добычу, но и особей своего вида., что особенно важно при размножении.
Особенное значение для рыб имеет боковая линия. Это канал, который тянется вдоль тела и заходит в голову рыбы. С внешней средой канал сообщается отверстиями, внутри канала располагаются чувствительные клетки, которые связаны с нервом. Боковая линия воспринимает перемещение частиц воды и очень тонкие звуковые колебания. Благодаря этому органу рыбы воспринимают направление течений, приближение других обитателей воды, не сталкиваются с подводными препятствиями.
Глаза рыб приспособлены для видения на близком расстоянии, они имеют плоскую роговицу, круглый хрусталик. Около глаза расположено неподвижное веко. У некоторых видов существует мигательная перепонка.
Орган слуха и равновесия состоит только из внутреннего уха, которое представлено перепончатым лабиринтом, состоящим из трех полукружных каналов, овального и круглого мешочков
А теперь давайте посмотрим, как это отразилось в поведении животных, которое становилось все более и более сложным.
Вашему вниманию я предлагаю видеофильм, демонстрирующий поведение животных. Прислушайтесь к словам автора, обратите внимание и ответьте для себя на вопрос: “Является ли поведение животных разумным или оно контролируется врожденными рефлексами?”
Мы сегодня будем сотрудничать. Слушайте внимательно мой рассказ и это вам поможет ответить на вопросы лабораторной работы, которую мы будем выполнять.
Филин (фото А.Н. Бока)
Лабораторная работа.
Тема: Изучение органов чувств животных.
Цель: познакомиться с органами чувств на предложенных животных и выяснить их значение в жизни животных.
Оборудование: насекомые, панцирь речного paка, рыбы, чучела птиц, млекопитающие (белые мыши, морская свинка).
Ход работы
1. Знакомство с особенностями органов зрения у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Отметьте место расположения глаз, их число; величину глаз относительно головы.
Насекомое _________________________________________
Речной paк_________________________________________
Птица_____________________________________________
Млекопитающее ____________________________________
Рыба_______________________________________________
Выясните, у каких животных глаза подвижны; как и чем защищены глаза у разных животных.
____________________________________________________________________________________
2. Знакомство с внешним строением органов слуха у различных животных.
Рассмотрите предложенных вам животных. Выясните, у каких животных имеются видимые наружные органы слуха.
_____________________________________________________________________________________
Определите направление и силу звука с приставленными к вашим ушными paковинам ладонями и без них. Сделайте вывод:
______________________________________________________________________________________
3. Изучение органов осязания. Покажите схематично, при помощи стрелок, какому животному какой орган осязания принадлежит.
Paк Пауки
Насекомые
Рыбы
Млекопитающие
чувствительные волоски вибрисы
боковая линия
усики
антенны
Вывод:__________________________________________________________________________________
Закрепление новых знаний.
Работа с терминами
Знания, полученные на этом уроке, помогут вам в изучении следующего курса биологии: “Человек. Анатомия, физиология, гигиена”.
Комментарии:
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
16 01 2025 11:31:32
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
15 01 2025 12:14:39
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
14 01 2025 2:42:59
Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
13 01 2025 10:36:11
В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....
12 01 2025 0:19:47
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
11 01 2025 17:28:10
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
10 01 2025 8:15:52
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
09 01 2025 4:54:10
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
08 01 2025 3:53:46
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
07 01 2025 9:43:28
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
06 01 2025 14:47:22
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...
05 01 2025 10:20:48
Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
04 01 2025 21:17:56
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
03 01 2025 21:48:53
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
02 01 2025 10:30:42
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
01 01 2025 4:51:47
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
31 12 2024 20:57:28
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
30 12 2024 16:24:11
Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....
29 12 2024 0:17:11
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
28 12 2024 14:14:41
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
27 12 2024 22:36:35
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...
26 12 2024 2:46:49
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...
25 12 2024 13:30:27
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
24 12 2024 19:36:21
При планировании урока "Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского хаpaктера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...
23 12 2024 22:22:50
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
22 12 2024 17:43:25
Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охаpaктеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....
21 12 2024 0:55:12
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
20 12 2024 15:14:44
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...
19 12 2024 15:34:11
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...
18 12 2024 17:30:36
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
17 12 2024 8:50:14
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
16 12 2024 12:45:10
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
15 12 2024 1:29:37
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
14 12 2024 8:55:47
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
13 12 2024 13:56:57
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
12 12 2024 8:58:58
Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...
11 12 2024 6:40:13
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...
10 12 2024 23:43:39
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
09 12 2024 1:12:20
Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...
08 12 2024 19:51:39
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
07 12 2024 2:24:14
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
06 12 2024 9:31:59
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
05 12 2024 12:32:12
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
04 12 2024 17:45:47
Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...
03 12 2024 22:25:30
Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
02 12 2024 4:46:46
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
01 12 2024 1:13:44
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
30 11 2024 18:42:15
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...
29 11 2024 7:38:53
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
28 11 2024 9:41:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::