"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

Девиз урока: В здоровом теле - здоровый дух!
- Цели педагогические:
- Обобщение и систематизация знаний учащихся о дыхательной и кровеносной системах;
- Усвоение учащимися стандартного минимума сведений о дыхательной и кровеносной систем;
- Развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи.
- Цели воспитания: воспитание самостоятельного мышления, культуры труда, экологической культуры.
- Цели развития образовательного процесса (диагностические, познавательные, исследовательские)
- Основная диагностическая цель - определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения ими темы \"Кровеносная и дыхательная системы\".
- Основная познавательная цель - определение результативности и эффективности ряда дидактических и методических приемов и технологических операций.
- Основная исследовательская цель-определение возможностей проектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события предназначенного для проживания его совместно учащимися и учителем.
Оборудование:
- таблицы \"Органы дыхания\", \"Схема кровообращения\",
- 3 комплекта заданий,
- ножницы,
- фломастеры,
- клейкая бумага,
- магнит,
- ватман,
- листы с тестом.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Индивидуальная (тест) и групповая работа учащихся по заданиям.
- Презентация работы.
- Выводы и обобщения по уроку.
Ход урока
Актуализация знаний о кровеносной и дыхательной системах.
А. Проведение тестирования (индивидуальная работа)
Тест
Выберите один правильный ответ:
1. Где начинается большой круг кровообращения?
А.В правом желудочке.
Б.В левом желудочке.
В. В артериях.
Г. В правом предсердии.
2. Благодаря иммунитету организм защищает себя от:
А. потерь крови.
Б. чужеродных живых тел и веществ.
В. свертывания крови.
Г. отравления угарным газом.
3. Углекислый газ образуется в организме в:
А. легких.
Б. клетках тела.
В. легочных капиллярах.
Г. капиллярах большого круга.
4. Кровь в легких отдает:
А. кислород.
Б .углекислый газ.
В. азот.
Г. инертные газы.
5. Где начинается малый круг кровообращения?
А. В правом желудочке.
Б. В левом желудочке.
В. В правом предсердии.
Г. В левом предсердии.
6. Окисление органических веществ происходит в:
А. легочных пузырьках.
Б. лейкоцитах.
В. капиллярах.
Г. клетках тела.
7. В тканях в кровь поступает:
А. кислород
Б.азот.
В.углекислый газ.
Г.угарный газ.
8. При сокращении желудочков сердца:
А.все клапаны открыты.
Б.все клапаны закрыты.
В.полулунные клапаны закрыты, а створчатые открыты.
Г.створчатые клапаны закрыты, а полулунные открыты.
9. При сокращении предсердий:
А. все клапаны закрыты.
Б. все клапаны открыты.
В. створчатые клапаны закрыты, а полулунные открыты.
Г. створчатые клапаны открыты, а полулунные закрыты.
Ответы:1. А. 2.Б.3. Б.4.Б.5.А. 6.Г. 7.В. 8.Г. 9.Г.
Б. Групповая работа.
1. На схеме показать движение
1) никотина,
2) лекарства,
3) наркотика (см. приложение).
Каждой группе дается одно из заданий.
2 .По отдельным фрагментам составить процесс вдоха и выдоха.
Задания к групповой работе
Даны отдельные фрагменты вдоха и выдоха (1-4), расположив их последовательно, прочитайте девиз урока.
| 1. Сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы) | - ВЗДОР |
| 2. Увеличение объема грудной полости | - ОВОМТЕ |
| 3. Уменьшение давления в грудной полости и в полости легких | - ЛЕЗДОР |
| 4. Засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути | - РОВЫЙДУХ |
Группа первой выполнившая задание читает девиз урока -
В здоровом теле – здоровый дух!
Усвоение и закрепление нового материала. Работа в группах.
1. Пользуясь рабочим материалом (информация “ Человек в городе”, учебник, клейкая бумага, ножницы, ватман, маркеры) составить проект \"В здоровом теле - здоровый дух\"
Материал для проектной работы
Человек в городе
| Городские ТЭЦ, работающие на угле или мазуте, содержащие много серы (сернистый газ, оксиды азота, угарный газ и др.) | Промышленные загрязнения и их влияние
на здоровье человека. ПДК, ПДВ. |
Бытовая химия (аэрозоли, стиральные порошки, лаки и др.) |
| Состояние зеленых насаждений | Квартира – город в миниатюре (пыль поролона, микроорганизмы, бытовая химия) | Автомобиль в жизни города (угарный газ, оксиды азота, сера, свинец, сажа.) |
Используя необходимые ресурсы, человек неизбежно засоряет среду. Выход – контроль и регулирование количества загрязнителей, воспитание культуры потрeбления.
В 1м3 воздуха классной комнаты содержится до 30 тыс. микробов.
В дыме папирос до 20 ядовитых веществ.
Летом деревья улавливают из воздуха до 50% пыли.
Особенности режима дня, труда и отдыха.
Особенности двигательной деятельности, питания и эмоционального состояния.
Материал из учебника “Биология Человек” Н.И. Сонина на странице 144 – 145.
Подведение итогов работы групп. Каждая группа выступает и защищает свой проект.
Выводы и обобщения по уроку.
Комментарии:
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
16 12 2025 1:42:50
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
15 12 2025 17:31:31
Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....
14 12 2025 16:22:21
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
13 12 2025 8:41:16
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
12 12 2025 20:30:44
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
11 12 2025 20:41:32
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
10 12 2025 17:44:33
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
09 12 2025 4:40:52
Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....
08 12 2025 6:26:31
Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.
...
07 12 2025 2:50:18
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
06 12 2025 21:47:10
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
05 12 2025 23:47:52
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
04 12 2025 4:58:18
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
03 12 2025 12:11:18
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
02 12 2025 23:21:33
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
01 12 2025 14:32:20
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
30 11 2025 23:59:51
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
29 11 2025 8:15:43
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
28 11 2025 14:25:33
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
27 11 2025 17:46:18
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
26 11 2025 14:43:32
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
25 11 2025 8:58:19
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
24 11 2025 0:33:57
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
23 11 2025 21:42:21
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
22 11 2025 18:52:17
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
21 11 2025 20:20:23
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
20 11 2025 22:46:26
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
19 11 2025 6:29:29
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
18 11 2025 21:45:38
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
17 11 2025 13:40:46
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
16 11 2025 13:48:41
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
15 11 2025 5:33:15
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
14 11 2025 4:22:16
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
13 11 2025 21:38:15
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
12 11 2025 16:44:36
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
11 11 2025 4:14:19
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
10 11 2025 21:46:27
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
09 11 2025 1:33:19
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
08 11 2025 19:40:44
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
07 11 2025 18:42:11
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
06 11 2025 10:30:54
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
05 11 2025 6:47:35
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
04 11 2025 20:49:13
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
03 11 2025 21:17:44
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
02 11 2025 9:53:55
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
01 11 2025 14:47:33
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
31 10 2025 4:47:31
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
30 10 2025 1:29:28
Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; хаpaктеризуется значение живых организмов для человека и природы....
29 10 2025 17:59:11
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
28 10 2025 23:48:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




