Сохранение многообразия видов
Цели:
- Актуализировать знания учащихся для выполнения самостоятельной работы.
- Использовать дифференцированные разноуровневые задания для развития логического, индуктивного мышления и анализа.
- Организовать групповую работу для развития навыков социального взаимодействия.
- С помощью создания проблемных ситуаций, способствовать развитию критического мышления, умений анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, прогнозировать результаты изменений в биосфере с изменением биоразнообразия.
Оборудование: три компьютера, мультимедийный проектор, микроскоп, плакаты «Направления эволюции», учебник экологии, Красная книга Волгоградской области, рисунки, фотографии животных и растений, компьютерная презентация, видеофильм «Тропический лес. Загадочный мир тропических лесов Коста-Рики». National Geographic video, листовки.
ХОД УРОКА
Вступление – 8 мин.
Учитель или ученик читает стихи с одновременной демонстрацией фрагмента видеофильма «Тропический лес. Загадочный мир тропических лесов Коста-Рики». National Geographic video.
Учитель:
До теперешней нашей Земли
До её снегов, метелей
Бронтозавры не доползли.
Птеродактили не долетели.
Это личная их беда,
За неё никто не в ответе.
Заблyдились, пошли не туда.
Cмepть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит.
Ветвь направо и ветвь налево.
Человек разумный сидит на вершине этого древа.
А над ним проносится век.
Повороты, круговороты.
Да неужто, и человек – тупиковая ветвь природы?
По подсчётам специалистов естественная
скорость вымирания видов животных составляет – 1
вид за 1000 лет. С XVII века по XX скорость вымирания
животных составила 1 вид за каждые 10 лет. В
настоящее время ежегодно вымирает 1 вид. В
Волгоградской области 269 видов живых организмов
занесено в Красную книгу. Вот некоторые из них (ученики
распознают виды растений и животных на слайдах).
Дополните список (ученики называют известные
им виды из Красной книги). Такие темпы снижения
биоразнообразия могут стать катастрофическими (слайд).
Почему? (ученики – биосфера будет неустойчива).
Человечество должна волновать эта проблема? Вас
волнует эта проблема? Сформулируйте её.
Сохранение биоразнообразие.
Тогда эта проблема и станет темой нашего урока.
Учитель: Результатом чего является многообразие видов?
Ученики: Результатом эволюции.
Учитель: Значит, нам нужно знать какие
закономерности эволюционного процесса
способствуют многообразию (1-я задача урока:
Выявить закономерности эволюционного процесса,
приводящие к многообразию видов.).
Но, тем не менее, как природа не старалась
подарить нам биоразнообразие, виды вымирают.
Чтобы предотвратить вымирание вида, что
необходимо знать? (Причины вымирания видов. 2-я
задача: Выяснить причины вымирания видов.)
Представьте себе, что решение проблемы
сохранения многообразия видов поручено вашему
классу (на доске открыть третью задачу урока:
Выявить способы сохранения биоразнообразия).
Итак, вы отправляетесь на поиски истины в составе
своих комaнд экспериментаторов, теоретиков,
аналитиков и художников. Вам предстоит открыть
завесу великой тайны. Ваш путь будут освещать для
вас ваши знания. Я думаю, вам понадобится
вспомнить некоторые понятия: ароморфоз,
идиоадаптация и дегенерация (дают
формулировки). В качестве напутствия возьмите
этот эпиграф нашего урока:
Одно дело желать, чтобы истина была на нашей стороне, и совсем другое – иметь искреннее желание быть на стороне истины.
Ричард Уэйтли.
Условия работы комaнд следующие:
Необходимо выбрать капитана комaнды. У капитанов комaнд своя инструктивная карточка. Капитаны должны организовать работу в группе. Каждый из вас выполняет своё задание, вписывает краткий ответ в карточку, затем, обсудив результаты в группе, посовещавшись, вы все вместе делаете вывод, который и будет одним из правил эволюции, способствующих многообразию видов. На выполнение работы у вас 10 минут. Начнём.
Групповая работа – 10 мин.
Инструктивная карточка для руководителя группы.
- Распределить задания между члeнами группы.
- По мере необходимости оказывать помощь члeнам группы.
- Обсудив выполненные задания в группе, сформулировать общий вывод и записать его на листе бумаги.
- Прикрепить лист на доске напротив цветного значка вашей комaнды.
- Объяснить на основании чего пришли к данному выводу.
Группа «экспериментаторов»
Индивидуальные задания:
- Рассмотреть рисунки, ответить на вопрос. Удалось ли вторичноводным животным в процессе эволюции снова «стать рыбами»? Объясните свою точку зрения.
- Рассмотреть водные растения, ответить на вопрос. Удалось ли вторичноводным растениям в процессе эволюции снова «стать водорослями»? Почему?
- Рассмотреть микропрепарат листа элодеи, найти покровную и основную ткань. Доказать, что элодея – высшее растение.
- Рассмотреть рисунки, ответить на вопрос. Паразитический образ жизни привёл этих насекомых к дегенерации, они перестали быть от этого насекомыми? Как можно это доказать?
- Совпадают ли понятия дегенерация и биологический регресс? Ответ пояснить.
Предполагаемый общий вывод после обсуждения: эволюция необратима.
Группа «аналитиков»
Индивидуальные задания:
- Проанализировать список пищевой специализации птиц, выделить монофагов и полифагов. У какой группы больше шансов для выживания и эволюции. Ответ поясните.
- Построить график, иллюстрирующий взаимосвязь степени пищевой специализации (монофаги, олигофаги, полифаги) и экологической устойчивости (приспособляемости, пластичности, выживания), изменяя уже существующие данные таблицы Excel.
- Рассмотреть график (рис. № 6, с. 17, учебник «Основы экологии». Чернова Н. М. и др.), ответить на вопрос. Какие из организмов имеют больше шансов эволюционировать: стенобионты или эврибионты?
- У каких организмов больше шансов эволюционировать: специализированных или неспециализированных? Поясните свой ответ.
- Какова, на ваш взгляд, главная причина гибели тупиковых эволюционных ветвей?
Предполагаемый общий вывод после обсуждения: происхождение новых видов от наименее специализированных предков.
Группа «теоретиков»
Индивидуальные задания:
- Завершить расчёты двух таблиц в Excel, сравнить полученные результаты, сделать вывод (таблицы демонстрируют увеличение поверхности одноклеточного организма по формуле 4r2, а его объёма и массы по формуле D2 : 6).
- Почему бактерия начинает голодать, как только её радиус превысит 1 мкм?
- Как одноклеточные организмы больших размеров (свыше 1 мкм) решают проблемубольшого объёма и относительно небольшой поверхности?
- Рассмотреть рисунки, ответить на вопрос. Почему у многоклеточных организмов органы, отвечающие за потрeбление веществ и их выделение, состоят из сложных складчатых структур?
- Закончите логическую цепочку, иллюстрирующую неизбежность усложнения организации видов в процессе эволюции. Например: стремление к ускорению обмена веществ ––> увеличение скорости добывания пищи не беспредельно ––> …
Предполагаемый общий вывод: развитие происходит от простого к сложному.
Группа «художников»
Задание:
Рассмотреть плакаты, вывести правило о
чередовании главных направлений эволюции. Как
можно образно представить соотношение,
порядок чередования главных направлений
эволюции? Предложите и зарисуйте несколько
идей-проектов.
Предполагаемый общий вывод: правило о
соотношении главных направлений эволюции.
Обсуждение результатов (10 мин.).
Учитель: Время вышло. Приступаем к обсуждению полученных результатов. Сейчас наступает ещё один очень ответственный момент. Вы должны будете представить отчёт о работе ваших групп. И на этом нелёгком этапе пусть вас снова поддержат слова Ричарда Уэйтли (зачитать). Разнообразию видов кроме известных вам факторов эволюции (ученики называют) способствуют правила эволюции, которые вы должны были сформулировать.
1-я группа «экспериментаторов»: Отчёт
о работе. Вывод.
Уверены школьники все до едина эволюция
необратима (на доске параллельно формулировке
закона, выведенного учениками открывается
формулировка закона Л. Долло)
Запись в тетради.
Каким образом необратимость эволюции может
влиять на биоразнообразие? (приводит к появлению
в водной среде более высокоорганизованных
животных и растений, а значит к разнообразию форм
и разнообразию использования среды).
И так, мы выявили одно из условий многообразия.
2-я группа «аналитиков»: Отчёт о работе. Вывод.
Уверен каждый эволюционист – не способен к
развитию узкий специалист (на доске
параллельно формулировке закона, выведенного
учениками открывается формулировка закона Э.
Копа).
Запись в тетради.
Вопрос группе: Кто сидит в чёрном ящике? (Крыса)
3-я группа «теоретиков»: Отчёт о работе. Вывод.
Спесью, бросьте надуваться, лучше будем
развиваться (открыть формулировку закона).
Думаю, не стоит спрашивать способствует ли
развитие от простого к сложному биоразнообразию?
Ответ очевиден.
4-я группа «Художников»: Отчёт о работе. Вывод.
Отчёт по своему проекту (проекты-образы:
«дерево», «дорога», «трёхглавый дpaкон
«Эволюшка» и др.).
Как видим, многообразие видов обеспечивается не
только идиоадаптациями и ароморфозами, но и
дегенерацией.
Учитель: Вопрос о прогрессивной эволюции органического мира является предметом давнего спора. Одни учёные считают, что никакого прогресса в органическом мире нет, так как прогресс совпадает с приспособлением. Поэтому амёба, например, так же хорошо приспособлена к среде, как и тигр или человек. Другие считают, что в природе действует закон прогрессивного усовершенствования. Кто из них прав? На чьей стороне истина?
Ответы учащихся.
Ответ: По мнению А.Н. Северцева,
различие во взглядах зависит от смешения
биологической и морфологической сторон
эволюции. Он различает в природе два типа
прогресса: биологический и морфофизиологический
(тот самый, который мы называем эволюционным
прогрессом, подразумевая развитие от простого к
сложному). Объяснение биологического
прогресса (понятие, слайд). И этого
прогресса по Северцеву можно достичь тремя
способами: с помощью ароморфоза, идиоадаптации
или дегенерации.
Как видите дорога к истине терниста и сложна.
И на этом пути можно многому научиться. Если
принять цветок за символ истины. На чьей стороне
сегодня была истина? Куда я должна поставить
цветок? Отвечают. Давайте попробуем
прочитать эпиграф ещё раз внимательно.
Истину невозможно вот так переносить куда нам
вздумается. Хотим, чтобы она была на нашей
стороне, взяли и перенесли. Мы можем только
стремиться найти истину и встать на её сторону.
Удалось нам выполнить 1-ю задачу урока? Как вы
считаете, какая из комaнд наилучшим образом
справилась со своим заданием и почему? (Выразить
своё мнение о работе групп).
Вторая задача урока (3 мин.).
Одна из причин вымирания кроется в выведенных
вами закономерностях. Что это за причина? (ученики
называют).
Итак, мы выяснили с вами, что узкая специализация
может привести вид к вымиранию. А какие ещё
причины могут привести вид к вымиранию?
(Изменения климата, растительности. Влияние
человека.) В настоящее время многие виды
страдают от так называемой генетической эрозии,
т. е. сокращается и обедняется их общий генофонд.
Выполнили вторую задачу урока?
Третья задача урока (5 мин.)
Выявить способы сохранения биоразнообразия
Биоразнообразие является – основой
устойчивости биосферы. Как же человек может
сохранить многообразие видов? Перечисляют.
(Общий вывод – ответственное отношение людей к живой природе.)
А какие конкретные пpaктические действия
предпринимаете лично вы, ваш класс, ваша школа
для решения поставленной проблемы? Перечисляют.
В нашей школе тоже проводится большая
экологическая работа. Я хочу рассказать об акции
«Жизнь без мусора». Рассказ о листовке.
Домашнее задание: используя материалы урока,
дополнительную литературу, составьте текст
листовки в защиту биоразнообразия, найдите такие
слова, которые могли бы «задеть» любого человека.
Листовки раздаю.
Заключение
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все на век объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Презентация
Комментарии:
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
24 08 2025 16:45:52

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....
23 08 2025 10:35:24
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
22 08 2025 22:24:50
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
21 08 2025 18:36:50
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
20 08 2025 8:43:56
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
19 08 2025 22:33:40
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
18 08 2025 5:24:40
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
17 08 2025 18:49:28
Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....
16 08 2025 1:34:50

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
15 08 2025 22:21:17
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
14 08 2025 6:19:33
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
13 08 2025 17:17:19
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
12 08 2025 0:17:16
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
11 08 2025 20:50:10
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
10 08 2025 4:46:52
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....
09 08 2025 16:57:50
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
08 08 2025 12:26:16
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
07 08 2025 10:54:31
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
06 08 2025 6:14:56
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
05 08 2025 18:22:38
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
04 08 2025 23:59:39
Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....
03 08 2025 10:38:46
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
02 08 2025 17:55:13
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
01 08 2025 13:12:37
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
31 07 2025 0:45:53

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
30 07 2025 4:20:49
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
29 07 2025 10:31:25
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
28 07 2025 4:58:59
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
27 07 2025 4:28:54
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
26 07 2025 18:59:15
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
25 07 2025 17:33:20
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
24 07 2025 14:31:59
Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....
23 07 2025 7:30:25
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
22 07 2025 2:10:24
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
21 07 2025 4:23:20
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
20 07 2025 20:32:37
Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
19 07 2025 3:17:30
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
18 07 2025 1:48:39
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
17 07 2025 0:49:47
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
16 07 2025 5:18:11
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
15 07 2025 9:25:54
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
14 07 2025 4:24:33
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
13 07 2025 9:57:27
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
12 07 2025 17:12:48
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
11 07 2025 17:20:51
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
10 07 2025 0:50:23
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
09 07 2025 9:38:52

Как в условиях интенсификации УВП овладеть понятийным аппаратом? Авторская «Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема «Матрица» на разных этапах урока....
08 07 2025 2:10:21
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
07 07 2025 8:55:41
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
06 07 2025 11:55:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::