Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

Цель урока: сформировать общие представления о бактериях, их строении, особенностях жизнедеятельности, познакомиться с разнообразием бактерий и их роли в природе и в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
- выделить хаpaктерные признаки особенности в строении бактерий
- познакомить с приспособлениями бактерий к средам добывания
- определить роль бактерий в природеи в жизни человека
Развивающие:
- развить умение анализировать, сравнивать и обобщать факты
- научить выявлять причинно-следственные связи
- развить умение учащихся работать с текстовой информацией
Воспитательные:
- продолжить формировать интерес к изучению биологии
- воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
Оборудование: ПК, доска, проектор, плакаты\" Многообразие бактерий\", презентация к уроку, дидактический материал для проверки знаний
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель: Тема нашего урока называется \"Бактерии- незримые и вездесущие\".
Слайд 2: Вот эти существа.Многообразны по формам. Бактерии представляют собой группу одноклеточных микроорганизмов.
Слайд 3: Исторические имена в изучении бактерий.Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралистАнтони ван Левенгук. Увиденные в микроскопе живые существа назвал их \"анималькули\"В 1828 году Христиан Эренберг ввел термин \"бактерии\".1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению процессов жизнедеятельности бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. В трудах немецкого микробиолога Роберта Кохабыли сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни туберкулеза и сибирской язвы. В 1905 годуРоберт Кох был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Сергeй Николаевич Виноградский изучил роль бактерий в природе.Раздел микробиологии, изучающий особенности жизнедеятельности бактерий, их свойства и значение в жизни человека и в природе называется - бактериология
Слайд 4: Места обитания бактерий.Они живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине в океане и на высочайшей горной вершине Земли - Эвересте, их находят во льдах Арктики и Антарктиды, в подземных источниках горячих вод, верхних слоях атмосферы. Уже этот перечень условий обитания показывает, какой высокой степенью приспособленности обладают эти организмы, несмотря на простоту своего строения. Бактерии представляют собой примитивные формы жизни, и можно предположить,что они относятся к тому типу живых существ, которые появились на самых ранних этапах развития жизни на Земле.
Слайд 5. Рассмотрите на слайде растительную и бактериальную клетку, сравните, что общего есть у этих клеток, а что различает их между собой.
Приложение 1 Таблица \"Сравнительные особенности в строении бактериальной и растительной клетки\", заполните таблицу и сделайте вывод, отвечая на вопросы:
1) Какая клетка проще устроена, а какая сложнее? 2) Может ли такое строение бактерии позволить приспособиться к различным средам обитания? Учащиеся формулирую вывод об особенностях строения бактериальной клетки.
Слайд 6. Проверим правильность заполнения таблицы
Слайд 7. Пользуясь словами для справок, распределите функции внутренних структур бактериальной клетки в последней графе таблицы \"Сравнительные особенности в строении бактериальной и растительной клетки\"
Слайд 8.Проверим правильность заполнения таблицы
Учитель: Что еще может помочь бактериальной клетке быть уязвимой от различных факторов окружающей среды?
Слайд 9. Устойчивость бактерий к нeблагоприятным факторам среды.
Рассказ учителя: Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Внутри родительской клетки формируются одна или две покоящиеся споры. Процессы жизнедеятельности внутри спор пpaктически не прекращаются. Споры бактерий очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры. Примером этого могут служить споры, обнаруженные в древних захоронениях (мумии древних египтян). Слайд 10.Кроме того в состоянии спор может происходить распространение бактерий, например, при помощи ветра. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.
Слайд 11. Разнообразие бактерий по форме.
Рассказ учителя: Бактерии обладают мелкими размерами от 1- 2 мкм , что объясняет незримость их для человеческого глаза. Поэтому основном инструмент изучения бактерий- микроскоп.
Используя рисунок слайда, ознакомьтесь и дополните не достающие обозначения. Какие из приведенных бактериальных клеток на рисунке можно отнести к подвижным и неподвижным формам?
Слайд 12. Проверим правильность заполнения.
Слайд 13. Размножение бактерий.
Рассказ учителя:Размножаются бактерии простым поперечным делением клетки Иногда клетки после деления не расходятся и образуют цепочки(стрептококки), гроздевидные (стафилококки) или плотно упакованные (сарцины) скопления. Хаpaктерной чертой бактерий является их необыкновенная скорость размножения. Для большинства бактерий, при оптимальных условиях весь процесс размножения занимает всего 20 - 30 минут. Если делению ничто не мешает, при такой скорости за 6 часов из одной клетки может образоваться более 260.000 дочерних клеток.
Слайд 14. Разнообразие бактерий по отношению к кислороду.
Рассказ учителя: По своим физиологическим свойствам бактерии довольно разнообразны. По отношению к кислороду бактерии можно разделить на две группы: Аэробные (нуждаются в наличии О2 ) и Анаэробные(существуют в бескислородных условиях)
Слайд 15. По способу питания.
Рассказ учителя: Бактерии очень разнообразны по своим пищевым потребностям. Большинство бактерий нуждаются в готовых органических веществах, и таких бактерий относят к гетеротрофам. Встречаются бактерии, которые могут сами для себя образовывать необходимые вещества. И такие бактерии относятся к автотрофам. Слайд 16 Автотрофные бактерии
Слайд 17. Распределите описание гетеротрофных бактерий по способу добывания себе пищи.
Слайд 18. Проверим правильность выполнения Приложение 3
Слайд 19.Бактерии симбионты.
Рассказ учителя:Симбиоз -форма совместного существования двух организмов, относящихся к разным видам, которое оказывается полезным для тех и других. Примером симбиоза могут служить бактерии на корнях бобовых растений или цианобактерии и грибы, образующие лишайники, а также полезные бактерии , живущие в кишечнике человека , поддерживающие иммунитет .
Слайд 20. Бактерии -сапротрофы.
Рассказ учителя: Большая часть бактерий принадлежит к сапротрофам- они питаются органическими веществами умерших животных и растений. Это почвенные бактерии, бактерии гниения,поселяющиеся на растительных и животных остатках, а также бактерии брожения и гниения.
Слайд 21. Значение бактерий в природе. Соотнесите значения бактерий в природе Приложение2
Слайд 22. Проверим правильность выполнения.
Рассказ учителя:1)Почвенные бактерии участвуют в образовании каменного угля, нефти и торфа, а также участвуют в почвообразовании; 2) Гнилостные бактерии разлагают органические вещества на неорганические, делая их доступными для растений; 3)Азотфиксирующие бактерии участвуют в круговороте азота; 4) Сапротрофные бактерии являются санитарами леса, так как очищают землю от трупов животных и растительных остатков.
Слайд 23. Значение бактерий в жизни человека.
Рассказ учителя: Молочнокислые бактерии необходимы для свёртывания молока, из которого люди делают кефир, сыр и йогурт. Без молочнокислых бактерий мы бы никогда не смогли получить все эти замечательные продукты.В сельском хозяйстве так же используют бактерии брожения для приготовления корма скоту - силос. А уксуснокислые бактерии превращают вино в уксус. В медицине бактерии являются средой для выработки антибиотиков и витаминов, с их помощью получают необходимые биологические вещества - человеческий инсулин и интерферон.
Слайд 24. Бактерии, вызывающие болезни человека.
Слайд 25. Пути передачи бактериальной инфекции.
Рассказ учителя: Некоторые болезни человека передаются воздушно - капельным путём. Такие как: бактериальная пневмония, коклюш, дифтерит. В настоящее время дифтерит встречается довольно редко, поскольку большинство детей вакцинируют против него. Возбудитель туберкулёза остаётся ещё причиной cмepти многих людей, несмотря на усовершенствование методов диагностики лечения. Чума - острое инфекционное заболевание человека и животных. Вызывается бактериальной - чумной палочкой. Холера вызывает острые кишечно-желудочные расстройства и обезвоживание организма. Возбудитель - бактерия холерный вибрион. Переносится через воду, пищу.Целый ряд других болезней бактериального происхождения передаётся через воду и пищу. Примером могут служить брюшной тиф, паратиф, дизентерия.
Задание по учебнику: на страницу 92 прочитайте какие меры предупреждения необходимо использовать человеку для предотвращения заражения тифом, дифтерией.
Ответьте на вопрос: что делают с инструментами и предметами в пищевых, медицинских и детских учреждениях?
Слайд 26. Подведем итоги урока.
Слайд 27. Организационный момент Урок закончен. Спасибо за внимание.
Слайд 28-30. Ресурсы интернета и список использованной литературы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Комментарии:
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением.
...
07 12 2025 20:45:46
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
06 12 2025 3:18:51
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
05 12 2025 2:16:32
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
04 12 2025 16:16:59
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
03 12 2025 21:36:20
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала.
Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.
...
02 12 2025 21:43:27
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
01 12 2025 13:28:55
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
30 11 2025 10:55:51
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
29 11 2025 22:46:23
Мероприятие проводится для учащихся 5—6-х классов как внеклассное. Включает игровые задания, что позволяет повысить познавательный интерес к предмету. Большинство заданий не предусматривают готовых ответов, заставляют рассуждать, использовать полученные учащимися знания на пpaктике, рассчитаны на разный уровень подготовленности детей.
...
28 11 2025 8:49:15
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
27 11 2025 5:32:49
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
26 11 2025 6:56:24
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
25 11 2025 12:14:10
Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....
24 11 2025 0:52:46
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
23 11 2025 10:15:58
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
22 11 2025 20:51:18
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
21 11 2025 9:48:36
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
20 11 2025 2:20:35
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
19 11 2025 16:56:15
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
18 11 2025 3:42:18
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
17 11 2025 16:59:48
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
16 11 2025 0:10:19
Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....
15 11 2025 17:13:31
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
14 11 2025 0:19:26
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
13 11 2025 0:19:19
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
12 11 2025 8:44:57
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
11 11 2025 21:42:28
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
10 11 2025 14:53:29
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
09 11 2025 9:11:52
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
08 11 2025 19:59:58
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
07 11 2025 14:35:45
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
06 11 2025 7:17:45
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
05 11 2025 6:52:40
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
04 11 2025 19:27:27
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
03 11 2025 8:32:26
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
02 11 2025 12:24:16
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
01 11 2025 12:35:37
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
31 10 2025 0:59:22
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
30 10 2025 23:51:43
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
29 10 2025 6:48:13
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
28 10 2025 16:32:21
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
27 10 2025 20:44:19
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
26 10 2025 18:34:39
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
25 10 2025 2:22:18
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
24 10 2025 22:51:29
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
23 10 2025 5:42:56
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
22 10 2025 13:49:48
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
21 10 2025 3:33:22
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
20 10 2025 11:32:46
Урок изучения нового материала по теме: "Тип Члeнистоногие животные". Форма проведения урока - групповая исследовательская деятельность. Учащиеся работают с биологической литературой, составляют хаpaктеристику основных отрядов класса "Насекомые". Каждая группа представляет выполненную работу.
...
19 10 2025 19:40:50
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"