Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

Цель урока: сформировать общие представления о бактериях, их строении, особенностях жизнедеятельности, познакомиться с разнообразием бактерий и их роли в природе и в жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

  • выделить хаpaктерные признаки особенности в строении бактерий
  • познакомить с приспособлениями бактерий к средам добывания
  • определить роль бактерий в природеи в жизни человека

Развивающие:

  • развить умение анализировать, сравнивать и обобщать факты
  • научить выявлять причинно-следственные связи
  • развить умение учащихся работать с текстовой информацией

Воспитательные:

  • продолжить формировать интерес к изучению биологии
  • воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

Оборудование: ПК, доска, проектор, плакаты\" Многообразие бактерий\", презентация к уроку, дидактический материал для проверки знаний

Ход урока

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока называется \"Бактерии- незримые и вездесущие\".

Слайд 2: Вот эти существа.Многообразны по формам. Бактерии представляют собой группу одноклеточных микроорганизмов.

Слайд 3: Исторические имена в изучении бактерий.Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралистАнтони ван Левенгук. Увиденные в микроскопе живые существа назвал их \"анималькули\"В 1828 году Христиан Эренберг ввел термин \"бактерии\".1850-х годах Луи Пастер положил начало изучению процессов жизнедеятельности бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства. В трудах немецкого микробиолога Роберта Кохабыли сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни туберкулеза и сибирской язвы. В 1905 годуРоберт Кох был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Сергeй Николаевич Виноградский изучил роль бактерий в природе.Раздел микробиологии, изучающий особенности жизнедеятельности бактерий, их свойства и значение в жизни человека и в природе называется - бактериология

Слайд 4: Места обитания бактерий.Они живут повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах. Они обитают в самой глубокой котловине в океане и на высочайшей горной вершине Земли - Эвересте, их находят во льдах Арктики и Антарктиды, в подземных источниках горячих вод, верхних слоях атмосферы. Уже этот перечень условий обитания показывает, какой высокой степенью приспособленности обладают эти организмы, несмотря на простоту своего строения. Бактерии представляют собой примитивные формы жизни, и можно предположить,что они относятся к тому типу живых существ, которые появились на самых ранних этапах развития жизни на Земле.

Слайд 5. Рассмотрите на слайде растительную и бактериальную клетку, сравните, что общего есть у этих клеток, а что различает их между собой.

Приложение 1 Таблица \"Сравнительные особенности в строении бактериальной и растительной клетки\", заполните таблицу и сделайте вывод, отвечая на вопросы:

1) Какая клетка проще устроена, а какая сложнее? 2) Может ли такое строение бактерии позволить приспособиться к различным средам обитания? Учащиеся формулирую вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Слайд 6. Проверим правильность заполнения таблицы

Слайд 7. Пользуясь словами для справок, распределите функции внутренних структур бактериальной клетки в последней графе таблицы \"Сравнительные особенности в строении бактериальной и растительной клетки\"

Слайд 8.Проверим правильность заполнения таблицы

Учитель: Что еще может помочь бактериальной клетке быть уязвимой от различных факторов окружающей среды?

Слайд 9. Устойчивость бактерий к нeблагоприятным факторам среды.

Рассказ учителя: Многим бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток в питательных веществах или когда в среде в избытке накапливаются продукты обмена. Внутри родительской клетки формируются одна или две покоящиеся споры. Процессы жизнедеятельности внутри спор пpaктически не прекращаются. Споры бактерий очень устойчивы. В таком состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры. Примером этого могут служить споры, обнаруженные в древних захоронениях (мумии древних египтян). Слайд 10.Кроме того в состоянии спор может происходить распространение бактерий, например, при помощи ветра. Попадая в благоприятные условия, споры преобразуются в активную бактериальную клетку.

Слайд 11. Разнообразие бактерий по форме.

Рассказ учителя: Бактерии обладают мелкими размерами от 1- 2 мкм , что объясняет незримость их для человеческого глаза. Поэтому основном инструмент изучения бактерий- микроскоп.

Используя рисунок слайда, ознакомьтесь и дополните не достающие обозначения. Какие из приведенных бактериальных клеток на рисунке можно отнести к подвижным и неподвижным формам?

Слайд 12. Проверим правильность заполнения.

Слайд 13. Размножение бактерий.

Рассказ учителя:Размножаются бактерии простым поперечным делением клетки Иногда клетки после деления не расходятся и образуют цепочки(стрептококки), гроздевидные (стафилококки) или плотно упакованные (сарцины) скопления. Хаpaктерной чертой бактерий является их необыкновенная скорость размножения. Для большинства бактерий, при оптимальных условиях весь процесс размножения занимает всего 20 - 30 минут. Если делению ничто не мешает, при такой скорости за 6 часов из одной клетки может образоваться более 260.000 дочерних клеток.

Слайд 14. Разнообразие бактерий по отношению к кислороду.

Рассказ учителя: По своим физиологическим свойствам бактерии довольно разнообразны. По отношению к кислороду бактерии можно разделить на две группы: Аэробные (нуждаются в наличии О2 ) и Анаэробные(существуют в бескислородных условиях)

Слайд 15. По способу питания.

Рассказ учителя: Бактерии очень разнообразны по своим пищевым потребностям. Большинство бактерий нуждаются в готовых органических веществах, и таких бактерий относят к гетеротрофам. Встречаются бактерии, которые могут сами для себя образовывать необходимые вещества. И такие бактерии относятся к автотрофам. Слайд 16 Автотрофные бактерии

Слайд 17. Распределите описание гетеротрофных бактерий по способу добывания себе пищи.

Слайд 18. Проверим правильность выполнения Приложение 3

Слайд 19.Бактерии симбионты.

Рассказ учителя:Симбиоз -форма совместного существования двух организмов, относящихся к разным видам, которое оказывается полезным для тех и других. Примером симбиоза могут служить бактерии на корнях бобовых растений или цианобактерии и грибы, образующие лишайники, а также полезные бактерии , живущие в кишечнике человека , поддерживающие иммунитет .

Слайд 20. Бактерии -сапротрофы.

Рассказ учителя: Большая часть бактерий принадлежит к сапротрофам- они питаются органическими веществами умерших животных и растений. Это почвенные бактерии, бактерии гниения,поселяющиеся на растительных и животных остатках, а также бактерии брожения и гниения.

Слайд 21. Значение бактерий в природе. Соотнесите значения бактерий в природе Приложение2

Слайд 22. Проверим правильность выполнения.

Рассказ учителя:1)Почвенные бактерии участвуют в образовании каменного угля, нефти и торфа, а также участвуют в почвообразовании; 2) Гнилостные бактерии разлагают органические вещества на неорганические, делая их доступными для растений; 3)Азотфиксирующие бактерии участвуют в круговороте азота; 4) Сапротрофные бактерии являются санитарами леса, так как очищают землю от трупов животных и растительных остатков.

Слайд 23. Значение бактерий в жизни человека.

Рассказ учителя: Молочнокислые бактерии необходимы для свёртывания молока, из которого люди делают кефир, сыр и йогурт. Без молочнокислых бактерий мы бы никогда не смогли получить все эти замечательные продукты.В сельском хозяйстве так же используют бактерии брожения для приготовления корма скоту - силос. А уксуснокислые бактерии превращают вино в уксус. В медицине бактерии являются средой для выработки антибиотиков и витаминов, с их помощью получают необходимые биологические вещества - человеческий инсулин и интерферон.

Слайд 24. Бактерии, вызывающие болезни человека.

Слайд 25. Пути передачи бактериальной инфекции.

Рассказ учителя: Некоторые болезни человека передаются воздушно - капельным путём. Такие как: бактериальная пневмония, коклюш, дифтерит. В настоящее время дифтерит встречается довольно редко, поскольку большинство детей вакцинируют против него. Возбудитель туберкулёза остаётся ещё причиной cмepти многих людей, несмотря на усовершенствование методов диагностики лечения. Чума - острое инфекционное заболевание человека и животных. Вызывается бактериальной - чумной палочкой. Холера вызывает острые кишечно-желудочные расстройства и обезвоживание организма. Возбудитель - бактерия холерный вибрион. Переносится через воду, пищу.Целый ряд других болезней бактериального происхождения передаётся через воду и пищу. Примером могут служить брюшной тиф, паратиф, дизентерия.

Задание по учебнику: на страницу 92 прочитайте какие меры предупреждения необходимо использовать человеку для предотвращения заражения тифом, дифтерией.

Ответьте на вопрос: что делают с инструментами и предметами в пищевых, медицинских и детских учреждениях?

Слайд 26. Подведем итоги урока.

Слайд 27. Организационный момент Урок закончен. Спасибо за внимание.

Слайд 28-30. Ресурсы интернета и список использованной литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.



Комментарии:

Игра как метод обучения и воспитания


    Игра как метод обучения и воспитания

      Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....

17 09 2025 6:12:21

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

16 09 2025 19:40:55

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

15 09 2025 20:56:28

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

14 09 2025 17:48:17

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

13 09 2025 20:19:55

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

12 09 2025 17:15:27

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

11 09 2025 17:28:53

Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"


    Обобщающий урок по биологии на тему "Царства Бактерии, Грибы, Растения"

      В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки. ...

10 09 2025 16:46:25

Доказательства животного происхождения человека


    Доказательства животного происхождения человека

      Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

09 09 2025 15:17:59

Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность


    Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность

      Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...

08 09 2025 7:28:31

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

07 09 2025 16:28:58

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

06 09 2025 17:25:37

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

05 09 2025 21:27:38

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

04 09 2025 18:40:24

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

03 09 2025 22:30:29

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

02 09 2025 3:31:58

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

01 09 2025 4:13:56

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

31 08 2025 0:54:40

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

30 08 2025 5:36:34

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

29 08 2025 18:37:51

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

28 08 2025 3:38:30

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Эти странные грибы"

      Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации. ...

27 08 2025 19:10:26

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

26 08 2025 11:19:30

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

25 08 2025 19:59:49

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

24 08 2025 9:49:37

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

23 08 2025 20:41:46

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

22 08 2025 5:13:51

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

21 08 2025 0:43:56

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

20 08 2025 10:37:14

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

19 08 2025 19:34:16

Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"


    Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"

      На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...

18 08 2025 6:10:37

Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"


    Урок биологии по теме "Строение и работа сердца"

      Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....

17 08 2025 10:52:59

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

16 08 2025 17:17:13

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

15 08 2025 0:53:41

Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

14 08 2025 7:24:44

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

13 08 2025 5:54:31

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

12 08 2025 5:20:49

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

11 08 2025 7:14:46

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

10 08 2025 5:35:35

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

09 08 2025 22:12:33

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

08 08 2025 10:40:37

Цветок – орган пoлoвoго размножения


    Цветок – орган пoлoвoго размножения

      Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....

07 08 2025 14:28:38

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

06 08 2025 16:49:23

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

05 08 2025 20:52:32

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

04 08 2025 22:36:25

Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека


    Многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека

      Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....

03 08 2025 6:47:23

Секреты взрослеющей дeвoчки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

02 08 2025 19:49:55

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

01 08 2025 8:12:37

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

31 07 2025 22:41:37

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"


    Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

      Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

30 07 2025 15:41:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::