Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции» > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»


    Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Цели урока:

  • Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.
  • Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.
  • Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.

Задачи:

  • обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми
  • научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы;
  • учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос;

Оборудование:

  • роман Ч.Айтматова
  • портреты учёных-биологов, Ч. Айтматова;
  • фрагменты из 3-й симфонии Бетховена и из 5-й симфонии Шостаковича;
  • оборудование для исследований.

Словарь:

  • Суть – самое главное, существенное
  • Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль
  • Истинный – действительный, настоящий, правдивый
  • Ложный – ошибочный, неправильный, мнимый
  • Антитеза – противопоставление.
  • Генетика – (от греч. — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
  • Евгеника – (от греч. — “хорошего рода”, “породистый”) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
  • Экспериментатор – учёный, занимающийся опытами

План урока

- “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...”

- “Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где-то в бункерах генетики до поры до времени”

1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”

2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”

3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”

4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.

Ход урока

Здесь нет правых и виноватых,
нет справедливых и несправедливых, нет ангелов
и нет бесов, как нет победителей. Есть только
побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

(Б.Васильев)

“Каждый волен делать выводы сообразно
своим понятиям и устремлениям души”.

(Ч. Айтматов)

1. Организационный момент.

- звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности.

Музыка - это одна из неисчислимых трaнcформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей”. /Айтматов/

Вступительное слово учителя.

На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание властью, любовью... Каждому свое. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, - испытание временем. Времена бывают стабильные, бывают - беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы говорили: “Не дай Бог тебе жить во времена перемен”. Каждому выпадает свое время. “Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”. И сегодня мы поговорим о том, как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена перемен” — считалось самым страшным проклятьем.

Слайд 2, 3

Лента времени.

XX век 1904-1905 1905-1907 1914-1918 1917 1918-1920
Историческая часть Русско-японская война Первая русская революция Первая мировая война Вторая русская революция Гражданская война

Слайд 4

“Неуживчивые, неугомонные призpaки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны-собеседники. Фантомы, двое призpaков, неразлучная пара”. (Ч.Айтматов “Тавро Кассандры”). Ленин и Сталин у стен Кремля даже после cмepти не перестают спорить.

- О чём они говорят?

Слайд 5

Посмотрите на иллюстрацию, вам она знакома?

Это Площадь Революции в Челябинске.

Она была так названа в честь большевистского переворота, который произошёл в России в 1917 году. В нашем городе также сохранились топонимические названия о тех памятных временах.

Слайд 6 – Фрагмент 1

Цель нашего урока – определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны.

Исследования Н.Кольцова

Многие исследователи обратились к евгенике, науке о способах улучшения генетических качеств человека. Создавались евгенические общества. Одним из пионеров этого движения был Николай Кольцов – основатель Московского института экспериментальной биологии.

“Необходимо создать в результате мнения евгеники не просто человека разумного, а наиболее разумного, необходимо развитие лучших генетических качеств человеческого рода” (Н.Кольцов)

Неслучайно главный герой романа Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” - Андрей Крыльцов, когда-то подброшенный матерью к дверям детского дома.

Исследования А.Богданова

Согласно теории Александра Богданова, русского философа и революционера, самым быстрым способом создания нового общества был обмен кровью.

Слайд 7 - Фрагмент 2

Идея переливания крови, предложенная Богдановым в 20-е годы, была впервые изложена в фантастическом романе-утопии “Красная звезда”, написанным в 1908 году. Это был один из первых научно-фантастических романов в России. В романе рассказывается о приключениях русского революционера на Марсе. На этой планете победил коммунизм, и местные учёные обнаружили, что переливание крови способствует оздоровлению человеческого тела. Всех жителей Марса объединяет кровное братство, и им почти удалось достичь бесcмepтия.

Первоначально Богданов обменивался кровью со своими соратниками.

Богданов усмотрел в крови источник здоровья и источник омоложения. Это гениальная мысль. Богданов думал, что защита от болезней в крови, и он был совершенно прав.

Богданов считал, что обмен кровью между молодыми и старыми, больными и здоровыми необходим. Он был уверен, что нашёл способ спасения человечества, устанавливая таким образом биологическую связь между поколениями. Он верил, что это даст вторую молодость ветеранам революционного движения, а советская молодёжь получит опыт, иммунитет и биологические факторы защиты.

- Что происходит при переливании крови? (изъяли кровь, изъяли из тканей суммарные токсины и влили чужую, в которой этого ничего нет. Чувствуешь себя молодым и активным)

Слайд 8 - Фрагмент 3

Во время 12 переливания крови Богданов умер.

- Как вы думаете, что привело к cмepти учёного? (не был изучен резус-фактор)

Потом стали определять группы крови, такой службы не было в стране, её надо было создавать. Богданов предлагал переливать при истощении, при анемии (а в то время люди мало ели, голодали, были худыми, у многих был туберкулёз,

Эксперимент.

- Рассмотрите анализы крови, сравните показатели гемоглобина в крови, лейкоцитов, СОЭ.

Помимо опытов с переливанием крови, в это же время создавались первые лечебницы для лидеров революционной элиты, где использовались самые разные виды лечебных пpaктик. Одна из них – скипидapные ванны.

- Какими лечебными свойствами обладает скипидap?

- Какова польза скипидapных ванн?

Проведём небольшой опыт. Размешаем определённое количество жёлтого раствора скипидapа в горячей воде (37гр.), через 5 минут температура воды повысится.

Скипидapные ванны открывают закрытые капилляры, восстанавливают снабжение кровью, обеспечивают приток кислорода – жизнь тканей и клеток восстанавливается.

Исследования И. Иванова

Слайд 9 - Фрагмент 4а

Слайд 10 – Фрагмент 4б

- Что напомнил вам этот фрагмент?

- Чем занимается профессор Преображенский в романе Булгакова “Собачье сердце”?

Слайд 11

В середине 20-ых годов Московский институт экспериментальной биологии находился в центре научной жизни, здесь проводились уникальные эксперименты. Например, удалось пересадить сердце жабе и изменить пол шелкопряда. Однако, директор института Николай Кольцов запретил любые эксперименты с людьми. Он был уверен, что попытки радикального изменения человеческой природы преждевременны. Но некоторые студенты были настроены решительно. Среди них был Александр Серебровский, учёный, прославившийся в области генетики домашней птицы. Он был сторонником искусственного осеменения, предложенного Ильёй Ивановым. Вот ряд его смелых тезисов: искусственное осеменение от выдающихся деятелей революции, производство идеального потомства. От одного выдающегося мужчины можно получить огромное количество детей, что позволит очень быстро улучшить умственные и нравственные качества народа. Это ускорит эволюцию человечества и откроет для страны путь в будущее.

Обратимся к роману Ч.Айтматова “Тавро Кассандры”.

Слайд 12

- Как решалась проблема искусственного выведения человека? (с.91-92)

- Как планировалось выведение “иксродов” - беззаветных революционеров ХХI века? (с.97-99)

- Как “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей - “иксродов”, которые положат конец Отцовству и Материнству”?

- Когда в А.Крыльцове заговорила совесть? Кто разбудил её? ( с. 106)

Вскоре евгеника стала считаться реакционной наукой. Эксперименты 20-ых годов остались в прошлом.

Исследования Павлова

Слайд 13 - Фрагмент 5

Павлов прославился изучением условных рефлексов, у каждого из нас выpaбатываются такие рефлексы.

Если собаке можно привить рефлекс стpaxa и повиновения, то почему это не нельзя сделать и человеку?

“Изучение животных – это первая ступень изучения психики. Человеческая природа может вполне измениться под действием Диктатуры Пролетариата” (Павлов).

Троцкий был не согласен с Павловым: “ Теории условных рефлексов нет места в социалистической науке, результаты опытов с собаками не применимы к человеческому обществу”.

В Советском Союзе создавалась новая социальная среда, призванная перевоспитать человека. Коммунистической партии нужны были научные обоснования для поддержания идеологии, и коммунисты нашли их в теории Павлова, который говорил, что ведущую роль в формировании человеческой личности играет именно окружающая среда.

Павлов утверждал, что условные рефлексы формируются под влиянием окружающей среды.

“Жизнь, свобода, достоинство – всё находится в руках государства, - писал Павлов, – всё гражданское общество превратилось в дрожащую однородную массу”. Но Павлов был нужен государству, он был лидером Советской науки. “Вся наша жизнь состояла из экспериментов, наше правительство – тоже экспериментатор, только несравненно более высокой категории. ...... Террор и насилие указывают на формирование рефлексов стpaxa, покорности и слепого подчинения”. Но именно этого и добивалось правительство.

2013 год объявлен Президентом годом Экологии.

- Как реагирует природа в романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” на происходящие события?

- Каким представлен океан в романе?

- Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, - что это? Реакция мирового разума на земные события? (с.86)

- Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне? С.61, 77-78,

Вернёмся к плану урока.

1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”

2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”

3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”

4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.

Итог.

“В газете три объявления: cмepть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”.

“Люди должны знать, что конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях, и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром...” (85)

“Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным способом — нравственным самосовершенствованием” (Ч.Айтматов)



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция трaнcкрипции и трaнcляции. Генная и клеточная инженерия"

      Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме "Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

09 12 2025 3:34:34

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

08 12 2025 7:25:28

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

07 12 2025 8:35:32

Урок биологии на тему "Генетика человека"


    Урок биологии на тему "Генетика человека"

      Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

06 12 2025 0:13:33

Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор


    Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор

      Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....

05 12 2025 20:18:51

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

04 12 2025 22:42:51

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

03 12 2025 13:36:46

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

02 12 2025 15:10:10

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

01 12 2025 6:55:56

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс


    Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

      Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

30 11 2025 7:40:28

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

29 11 2025 17:22:49

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

28 11 2025 16:31:38

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

27 11 2025 10:32:42

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

26 11 2025 11:48:10

Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"


    Инновационно-диагностический семинар "Физиологические основы здоровья"

      Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....

25 11 2025 14:45:23

Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"


    Урок биологии в 6-м кассе "Повторение и обобщение темы «Основные отделы царства растений»"

      Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера. ...

24 11 2025 1:32:37

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

23 11 2025 22:30:31

Программа кружка "Юные цветоводы"


    Программа кружка "Юные цветоводы"

      Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

22 11 2025 0:10:35

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

21 11 2025 18:54:38

Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

      Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

20 11 2025 12:57:52

Путешествие в страну здоровья

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....

19 11 2025 18:57:38

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

18 11 2025 11:32:35

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

17 11 2025 3:14:10

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

16 11 2025 1:28:28

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

15 11 2025 18:26:39

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

14 11 2025 17:13:37

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

13 11 2025 18:44:10

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

12 11 2025 16:14:33

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

11 11 2025 12:16:53

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

10 11 2025 7:33:46

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

09 11 2025 14:46:17

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

08 11 2025 5:46:31

Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

07 11 2025 22:25:19

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

06 11 2025 14:56:30

Урок биологии "Лишайники"

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....

05 11 2025 4:30:33

Конспект урока "Этапы эволюции человека"


    Конспект урока "Этапы эволюции человека"

      Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....

04 11 2025 17:38:37

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

03 11 2025 5:49:29

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

02 11 2025 5:20:34

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

01 11 2025 9:17:47

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

31 10 2025 11:31:21

Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"


    Урок биологии. Тема: "Кровь как внутренняя среда организма"

      Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....

30 10 2025 8:21:11

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

29 10 2025 8:24:20

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

28 10 2025 2:19:41

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

27 10 2025 11:56:54

Красный цвет в природе


    Красный цвет в природе

      Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....

26 10 2025 14:56:58

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

      Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

25 10 2025 1:11:57

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

24 10 2025 10:43:56

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

23 10 2025 15:30:28

Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс

      Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....

22 10 2025 8:12:39

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

21 10 2025 9:45:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::