Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»
Цели урока:
- Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.
- Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
Задачи:
- обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми
- научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы;
- учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос;
Оборудование:
- роман Ч.Айтматова
- портреты учёных-биологов, Ч. Айтматова;
- фрагменты из 3-й симфонии Бетховена и из 5-й симфонии Шостаковича;
- оборудование для исследований.
Словарь:
- Суть – самое главное, существенное
- Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль
- Истинный – действительный, настоящий, правдивый
- Ложный – ошибочный, неправильный, мнимый
- Антитеза – противопоставление.
- Генетика – (от греч. — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
- Евгеника – (от греч. — “хорошего рода”, “породистый”) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
- Экспериментатор – учёный, занимающийся опытами
План урока
- “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...”
- “Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где-то в бункерах генетики до поры до времени”
1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Ход урока
“Здесь нет правых и виноватых,
нет справедливых и несправедливых, нет ангелов
и нет бесов, как нет победителей. Есть только
побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.
(Б.Васильев)“Каждый волен делать выводы сообразно
своим понятиям и устремлениям души”.
(Ч. Айтматов)
1. Организационный момент.
- звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности.
Музыка - это одна из неисчислимых трaнcформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей”. /Айтматов/
Вступительное слово учителя.
На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание властью, любовью... Каждому свое. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, - испытание временем. Времена бывают стабильные, бывают - беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы говорили: “Не дай Бог тебе жить во времена перемен”. Каждому выпадает свое время. “Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”. И сегодня мы поговорим о том, как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена перемен” — считалось самым страшным проклятьем.
Слайд 2, 3
Лента времени.
XX век | 1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Историческая часть | Русско-японская война | Первая русская революция | Первая мировая война | Вторая русская революция | Гражданская война |
Слайд 4
“Неуживчивые, неугомонные призpaки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны-собеседники. Фантомы, двое призpaков, неразлучная пара”. (Ч.Айтматов “Тавро Кассандры”). Ленин и Сталин у стен Кремля даже после cмepти не перестают спорить.
- О чём они говорят?
Слайд 5
Посмотрите на иллюстрацию, вам она знакома?
Это Площадь Революции в Челябинске.
Она была так названа в честь большевистского переворота, который произошёл в России в 1917 году. В нашем городе также сохранились топонимические названия о тех памятных временах.
Слайд 6 – Фрагмент 1
Цель нашего урока – определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны.
Исследования Н.Кольцова
Многие исследователи обратились к евгенике, науке о способах улучшения генетических качеств человека. Создавались евгенические общества. Одним из пионеров этого движения был Николай Кольцов – основатель Московского института экспериментальной биологии.
“Необходимо создать в результате мнения евгеники не просто человека разумного, а наиболее разумного, необходимо развитие лучших генетических качеств человеческого рода” (Н.Кольцов)
Неслучайно главный герой романа Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” - Андрей Крыльцов, когда-то подброшенный матерью к дверям детского дома.
Исследования А.Богданова
Согласно теории Александра Богданова, русского философа и революционера, самым быстрым способом создания нового общества был обмен кровью.
Слайд 7 - Фрагмент 2
Идея переливания крови, предложенная Богдановым в 20-е годы, была впервые изложена в фантастическом романе-утопии “Красная звезда”, написанным в 1908 году. Это был один из первых научно-фантастических романов в России. В романе рассказывается о приключениях русского революционера на Марсе. На этой планете победил коммунизм, и местные учёные обнаружили, что переливание крови способствует оздоровлению человеческого тела. Всех жителей Марса объединяет кровное братство, и им почти удалось достичь бесcмepтия.
Первоначально Богданов обменивался кровью со своими соратниками.
Богданов усмотрел в крови источник здоровья и источник омоложения. Это гениальная мысль. Богданов думал, что защита от болезней в крови, и он был совершенно прав.
Богданов считал, что обмен кровью между молодыми и старыми, больными и здоровыми необходим. Он был уверен, что нашёл способ спасения человечества, устанавливая таким образом биологическую связь между поколениями. Он верил, что это даст вторую молодость ветеранам революционного движения, а советская молодёжь получит опыт, иммунитет и биологические факторы защиты.
- Что происходит при переливании крови? (изъяли кровь, изъяли из тканей суммарные токсины и влили чужую, в которой этого ничего нет. Чувствуешь себя молодым и активным)
Слайд 8 - Фрагмент 3
Во время 12 переливания крови Богданов умер.
- Как вы думаете, что привело к cмepти учёного? (не был изучен резус-фактор)
Потом стали определять группы крови, такой службы не было в стране, её надо было создавать. Богданов предлагал переливать при истощении, при анемии (а в то время люди мало ели, голодали, были худыми, у многих был туберкулёз,
Эксперимент.
- Рассмотрите анализы крови, сравните показатели гемоглобина в крови, лейкоцитов, СОЭ.
Помимо опытов с переливанием крови, в это же время создавались первые лечебницы для лидеров революционной элиты, где использовались самые разные виды лечебных пpaктик. Одна из них – скипидapные ванны.
- Какими лечебными свойствами обладает скипидap?
- Какова польза скипидapных ванн?
Проведём небольшой опыт. Размешаем определённое количество жёлтого раствора скипидapа в горячей воде (37гр.), через 5 минут температура воды повысится.
Скипидapные ванны открывают закрытые капилляры, восстанавливают снабжение кровью, обеспечивают приток кислорода – жизнь тканей и клеток восстанавливается.
Исследования И. Иванова
Слайд 9 - Фрагмент 4а
Слайд 10 – Фрагмент 4б
- Что напомнил вам этот фрагмент?
- Чем занимается профессор Преображенский в романе Булгакова “Собачье сердце”?
Слайд 11
В середине 20-ых годов Московский институт экспериментальной биологии находился в центре научной жизни, здесь проводились уникальные эксперименты. Например, удалось пересадить сердце жабе и изменить пол шелкопряда. Однако, директор института Николай Кольцов запретил любые эксперименты с людьми. Он был уверен, что попытки радикального изменения человеческой природы преждевременны. Но некоторые студенты были настроены решительно. Среди них был Александр Серебровский, учёный, прославившийся в области генетики домашней птицы. Он был сторонником искусственного осеменения, предложенного Ильёй Ивановым. Вот ряд его смелых тезисов: искусственное осеменение от выдающихся деятелей революции, производство идеального потомства. От одного выдающегося мужчины можно получить огромное количество детей, что позволит очень быстро улучшить умственные и нравственные качества народа. Это ускорит эволюцию человечества и откроет для страны путь в будущее.
Обратимся к роману Ч.Айтматова “Тавро Кассандры”.
Слайд 12
- Как решалась проблема искусственного выведения человека? (с.91-92)
- Как планировалось выведение “иксродов” - беззаветных революционеров ХХI века? (с.97-99)
- Как “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей - “иксродов”, которые положат конец Отцовству и Материнству”?
- Когда в А.Крыльцове заговорила совесть? Кто разбудил её? ( с. 106)
Вскоре евгеника стала считаться реакционной наукой. Эксперименты 20-ых годов остались в прошлом.
Исследования Павлова
Слайд 13 - Фрагмент 5
Павлов прославился изучением условных рефлексов, у каждого из нас выpaбатываются такие рефлексы.
Если собаке можно привить рефлекс стpaxa и повиновения, то почему это не нельзя сделать и человеку?
“Изучение животных – это первая ступень изучения психики. Человеческая природа может вполне измениться под действием Диктатуры Пролетариата” (Павлов).
Троцкий был не согласен с Павловым: “ Теории условных рефлексов нет места в социалистической науке, результаты опытов с собаками не применимы к человеческому обществу”.
В Советском Союзе создавалась новая социальная среда, призванная перевоспитать человека. Коммунистической партии нужны были научные обоснования для поддержания идеологии, и коммунисты нашли их в теории Павлова, который говорил, что ведущую роль в формировании человеческой личности играет именно окружающая среда.
Павлов утверждал, что условные рефлексы формируются под влиянием окружающей среды.
“Жизнь, свобода, достоинство – всё находится в руках государства, - писал Павлов, – всё гражданское общество превратилось в дрожащую однородную массу”. Но Павлов был нужен государству, он был лидером Советской науки. “Вся наша жизнь состояла из экспериментов, наше правительство – тоже экспериментатор, только несравненно более высокой категории. ...... Террор и насилие указывают на формирование рефлексов стpaxa, покорности и слепого подчинения”. Но именно этого и добивалось правительство.
2013 год объявлен Президентом годом Экологии.
- Как реагирует природа в романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” на происходящие события?
- Каким представлен океан в романе?
- Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, - что это? Реакция мирового разума на земные события? (с.86)
- Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне? С.61, 77-78,
Вернёмся к плану урока.
1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Итог.
“В газете три объявления: cмepть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”.
“Люди должны знать, что конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях, и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром...” (85)
“Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным способом — нравственным самосовершенствованием” (Ч.Айтматов)
Комментарии:
Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....
03 07 2025 21:35:14
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
02 07 2025 17:24:50
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
01 07 2025 17:51:57
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
30 06 2025 4:15:14
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
29 06 2025 23:39:28
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
28 06 2025 18:29:25
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
27 06 2025 8:56:33
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
26 06 2025 7:54:43
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
25 06 2025 7:41:40
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
24 06 2025 4:36:57
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
23 06 2025 2:21:23
В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....
22 06 2025 6:35:55
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
21 06 2025 18:35:23
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
20 06 2025 4:24:42
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология".
...
19 06 2025 8:40:24
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
18 06 2025 4:49:29
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
17 06 2025 9:38:49
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
16 06 2025 23:42:42
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
15 06 2025 21:54:20
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
14 06 2025 3:58:27
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
13 06 2025 5:32:25
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
12 06 2025 2:15:30
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
11 06 2025 12:38:29
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
10 06 2025 22:39:48
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
09 06 2025 21:11:11
Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....
08 06 2025 9:39:52
Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....
07 06 2025 1:42:14
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
06 06 2025 17:26:35
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
05 06 2025 19:22:45
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
04 06 2025 21:26:50
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
03 06 2025 18:27:48
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
02 06 2025 15:45:16
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
01 06 2025 9:48:23
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
31 05 2025 2:37:17
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
30 05 2025 19:26:38
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
29 05 2025 15:12:16
Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний.
...
28 05 2025 1:10:27
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
27 05 2025 13:14:43
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
26 05 2025 22:47:52
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
25 05 2025 3:54:21
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
24 05 2025 14:21:50

Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
23 05 2025 22:48:30
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
22 05 2025 15:29:24

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
21 05 2025 11:58:22
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
20 05 2025 2:42:53
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
19 05 2025 5:30:18
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
18 05 2025 16:27:48
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
17 05 2025 23:13:39
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 05 2025 20:57:41
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
15 05 2025 23:24:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::