Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»
Цели урока:
- Обучающая: Определить с учащимися суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому.
- Развивающая: Развивать интеллектуальные умения (умение оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы), учить аргументировано и логично доказывать свою точку зрения, развивать монологическую речь учащихся.
- Воспитательная: Способствовать развитию интереса к событиям отечественной истории, воспитанию любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
Задачи:
- обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми
- научными и художественными открытиями, которые сделали учёные и писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы;
- учиться работать с текстом; находить “ключи” в нём для ответа на вопрос;
Оборудование:
- роман Ч.Айтматова
- портреты учёных-биологов, Ч. Айтматова;
- фрагменты из 3-й симфонии Бетховена и из 5-й симфонии Шостаковича;
- оборудование для исследований.
Словарь:
- Суть – самое главное, существенное
- Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль
- Истинный – действительный, настоящий, правдивый
- Ложный – ошибочный, неправильный, мнимый
- Антитеза – противопоставление.
- Генетика – (от греч. — происходящий от кого-то) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
- Евгеника – (от греч. — “хорошего рода”, “породистый”) — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств.
- Экспериментатор – учёный, занимающийся опытами
План урока
- “Зло сменяется злом, оставляя семена свои для следующего зла...”
- “Зло, сотворённое, не уходит бесследно, безответно вместе с теми, кто его творил, а оседает где-то в бункерах генетики до поры до времени”
1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Ход урока
“Здесь нет правых и виноватых,
нет справедливых и несправедливых, нет ангелов
и нет бесов, как нет победителей. Есть только
побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.
(Б.Васильев)“Каждый волен делать выводы сообразно
своим понятиям и устремлениям души”.
(Ч. Айтматов)
1. Организационный момент.
- звучит музыка Бетховена, симфония мощи и космичности.
Музыка - это одна из неисчислимых трaнcформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как рада, улавливает музыку из космоса, формирует её, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей”. /Айтматов/
Вступительное слово учителя.
На долю человека выпадает много испытаний. Испытание богатством. Испытание бедностью. Испытание властью, любовью... Каждому свое. Но есть одно испытание, которое выпадает всем, - испытание временем. Времена бывают стабильные, бывают - беспокойные, бывают времена глобальных перемен. Мудрые китайцы говорили: “Не дай Бог тебе жить во времена перемен”. Каждому выпадает свое время. “Время дано. Это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, расположившийся в нем”. И сегодня мы поговорим о том, как живут и умирают люди в переходные периоды истории, времена революций и войн, и почему китайцы считали такие периоды самым тяжелым испытанием для человека, а пожелание: “чтоб тебе жить во времена перемен” — считалось самым страшным проклятьем.
Слайд 2, 3
Лента времени.
XX век | 1904-1905 | 1905-1907 | 1914-1918 | 1917 | 1918-1920 |
Историческая часть | Русско-японская война | Первая русская революция | Первая мировая война | Вторая русская революция | Гражданская война |
Слайд 4
“Неуживчивые, неугомонные призpaки. Одинаковые с виду, одинаково приземистые, одинаково башкастые, шептуны-собеседники. Фантомы, двое призpaков, неразлучная пара”. (Ч.Айтматов “Тавро Кассандры”). Ленин и Сталин у стен Кремля даже после cмepти не перестают спорить.
- О чём они говорят?
Слайд 5
Посмотрите на иллюстрацию, вам она знакома?
Это Площадь Революции в Челябинске.
Она была так названа в честь большевистского переворота, который произошёл в России в 1917 году. В нашем городе также сохранились топонимические названия о тех памятных временах.
Слайд 6 – Фрагмент 1
Цель нашего урока – определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны.
Исследования Н.Кольцова
Многие исследователи обратились к евгенике, науке о способах улучшения генетических качеств человека. Создавались евгенические общества. Одним из пионеров этого движения был Николай Кольцов – основатель Московского института экспериментальной биологии.
“Необходимо создать в результате мнения евгеники не просто человека разумного, а наиболее разумного, необходимо развитие лучших генетических качеств человеческого рода” (Н.Кольцов)
Неслучайно главный герой романа Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” - Андрей Крыльцов, когда-то подброшенный матерью к дверям детского дома.
Исследования А.Богданова
Согласно теории Александра Богданова, русского философа и революционера, самым быстрым способом создания нового общества был обмен кровью.
Слайд 7 - Фрагмент 2
Идея переливания крови, предложенная Богдановым в 20-е годы, была впервые изложена в фантастическом романе-утопии “Красная звезда”, написанным в 1908 году. Это был один из первых научно-фантастических романов в России. В романе рассказывается о приключениях русского революционера на Марсе. На этой планете победил коммунизм, и местные учёные обнаружили, что переливание крови способствует оздоровлению человеческого тела. Всех жителей Марса объединяет кровное братство, и им почти удалось достичь бесcмepтия.
Первоначально Богданов обменивался кровью со своими соратниками.
Богданов усмотрел в крови источник здоровья и источник омоложения. Это гениальная мысль. Богданов думал, что защита от болезней в крови, и он был совершенно прав.
Богданов считал, что обмен кровью между молодыми и старыми, больными и здоровыми необходим. Он был уверен, что нашёл способ спасения человечества, устанавливая таким образом биологическую связь между поколениями. Он верил, что это даст вторую молодость ветеранам революционного движения, а советская молодёжь получит опыт, иммунитет и биологические факторы защиты.
- Что происходит при переливании крови? (изъяли кровь, изъяли из тканей суммарные токсины и влили чужую, в которой этого ничего нет. Чувствуешь себя молодым и активным)
Слайд 8 - Фрагмент 3
Во время 12 переливания крови Богданов умер.
- Как вы думаете, что привело к cмepти учёного? (не был изучен резус-фактор)
Потом стали определять группы крови, такой службы не было в стране, её надо было создавать. Богданов предлагал переливать при истощении, при анемии (а в то время люди мало ели, голодали, были худыми, у многих был туберкулёз,
Эксперимент.
- Рассмотрите анализы крови, сравните показатели гемоглобина в крови, лейкоцитов, СОЭ.
Помимо опытов с переливанием крови, в это же время создавались первые лечебницы для лидеров революционной элиты, где использовались самые разные виды лечебных пpaктик. Одна из них – скипидapные ванны.
- Какими лечебными свойствами обладает скипидap?
- Какова польза скипидapных ванн?
Проведём небольшой опыт. Размешаем определённое количество жёлтого раствора скипидapа в горячей воде (37гр.), через 5 минут температура воды повысится.
Скипидapные ванны открывают закрытые капилляры, восстанавливают снабжение кровью, обеспечивают приток кислорода – жизнь тканей и клеток восстанавливается.
Исследования И. Иванова
Слайд 9 - Фрагмент 4а
Слайд 10 – Фрагмент 4б
- Что напомнил вам этот фрагмент?
- Чем занимается профессор Преображенский в романе Булгакова “Собачье сердце”?
Слайд 11
В середине 20-ых годов Московский институт экспериментальной биологии находился в центре научной жизни, здесь проводились уникальные эксперименты. Например, удалось пересадить сердце жабе и изменить пол шелкопряда. Однако, директор института Николай Кольцов запретил любые эксперименты с людьми. Он был уверен, что попытки радикального изменения человеческой природы преждевременны. Но некоторые студенты были настроены решительно. Среди них был Александр Серебровский, учёный, прославившийся в области генетики домашней птицы. Он был сторонником искусственного осеменения, предложенного Ильёй Ивановым. Вот ряд его смелых тезисов: искусственное осеменение от выдающихся деятелей революции, производство идеального потомства. От одного выдающегося мужчины можно получить огромное количество детей, что позволит очень быстро улучшить умственные и нравственные качества народа. Это ускорит эволюцию человечества и откроет для страны путь в будущее.
Обратимся к роману Ч.Айтматова “Тавро Кассандры”.
Слайд 12
- Как решалась проблема искусственного выведения человека? (с.91-92)
- Как планировалось выведение “иксродов” - беззаветных революционеров ХХI века? (с.97-99)
- Как “миф о манкуртах переплетается с появлением новых людей - “иксродов”, которые положат конец Отцовству и Материнству”?
- Когда в А.Крыльцове заговорила совесть? Кто разбудил её? ( с. 106)
Вскоре евгеника стала считаться реакционной наукой. Эксперименты 20-ых годов остались в прошлом.
Исследования Павлова
Слайд 13 - Фрагмент 5
Павлов прославился изучением условных рефлексов, у каждого из нас выpaбатываются такие рефлексы.
Если собаке можно привить рефлекс стpaxa и повиновения, то почему это не нельзя сделать и человеку?
“Изучение животных – это первая ступень изучения психики. Человеческая природа может вполне измениться под действием Диктатуры Пролетариата” (Павлов).
Троцкий был не согласен с Павловым: “ Теории условных рефлексов нет места в социалистической науке, результаты опытов с собаками не применимы к человеческому обществу”.
В Советском Союзе создавалась новая социальная среда, призванная перевоспитать человека. Коммунистической партии нужны были научные обоснования для поддержания идеологии, и коммунисты нашли их в теории Павлова, который говорил, что ведущую роль в формировании человеческой личности играет именно окружающая среда.
Павлов утверждал, что условные рефлексы формируются под влиянием окружающей среды.
“Жизнь, свобода, достоинство – всё находится в руках государства, - писал Павлов, – всё гражданское общество превратилось в дрожащую однородную массу”. Но Павлов был нужен государству, он был лидером Советской науки. “Вся наша жизнь состояла из экспериментов, наше правительство – тоже экспериментатор, только несравненно более высокой категории. ...... Террор и насилие указывают на формирование рефлексов стpaxa, покорности и слепого подчинения”. Но именно этого и добивалось правительство.
2013 год объявлен Президентом годом Экологии.
- Как реагирует природа в романе Ч.Айтматова “Тавро Кассандры” на происходящие события?
- Каким представлен океан в романе?
- Групповое самоубийство китов, противоречащее закону биологии, закону самосохранения вида, - что это? Реакция мирового разума на земные события? (с.86)
- Какова связь китов и совы, живущей на Спасской башне? С.61, 77-78,
Вернёмся к плану урока.
1. “Два призpaка спорят о жизни и cмepти”
2. “Генетика из таинства биологии превращается в политику”
3. “Иксроду терять нечего, его рука не дрогнет нанести ядерный удар”
4. “Киты плыли клином, как журавли в небе, могуче вспарывая волны, они шли в единой устремлённости, не нарушая сложившегося хода”.
Итог.
“В газете три объявления: cмepть Филофея, гибель китов, мёртвая сова на мавзолее”.
“Люди должны знать, что конец света – в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях, и это сказывается на генетическом коде человека, приближая кризис. И будет поздно, когда грянет гром...” (85)
“Вечность вечна сама по себе, а человеку положено продлевать кредит на вечность из рода в род единственным способом — нравственным самосовершенствованием” (Ч.Айтматов)
Комментарии:
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
25 04 2025 7:59:16
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
24 04 2025 6:14:39
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
23 04 2025 6:30:52
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
22 04 2025 5:38:29
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
21 04 2025 3:47:21
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
20 04 2025 22:21:45
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
19 04 2025 8:23:46
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
18 04 2025 21:10:45
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
17 04 2025 8:10:19
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
16 04 2025 16:46:36
Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....
15 04 2025 11:49:35
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов».
...
14 04 2025 13:29:55
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
13 04 2025 13:52:26
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
12 04 2025 22:29:23
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
11 04 2025 16:32:31
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
10 04 2025 7:17:26
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
09 04 2025 8:26:58
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
08 04 2025 0:56:37
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
07 04 2025 13:44:45
В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....
06 04 2025 18:32:45
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
05 04 2025 19:58:53
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
04 04 2025 1:11:14
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
03 04 2025 8:49:42
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
02 04 2025 23:59:40
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
01 04 2025 23:57:30
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
31 03 2025 22:40:45
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
30 03 2025 1:44:23
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
29 03 2025 22:30:15
Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....
28 03 2025 3:49:37
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
27 03 2025 11:17:12
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
26 03 2025 7:23:45
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
25 03 2025 19:45:55
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
24 03 2025 23:13:38
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
23 03 2025 9:31:19
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
22 03 2025 1:56:34
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
21 03 2025 10:31:40
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
20 03 2025 21:31:33
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких.
...
19 03 2025 11:35:26
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
18 03 2025 3:43:22
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
17 03 2025 0:19:32

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
16 03 2025 19:53:31
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
15 03 2025 16:40:30
Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....
14 03 2025 5:20:41
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
13 03 2025 2:52:56
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
12 03 2025 2:54:15
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
11 03 2025 13:29:40
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
10 03 2025 19:19:23
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
09 03 2025 21:33:11
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
08 03 2025 17:28:23
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
07 03 2025 7:59:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::