Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс


    Многообразие пресмыкающихся. 7-й классс

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:

  1. Показать многообразие современных пресмыкающихся;
  2. Углубить и расширить понятие о классе;
  3. На различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания;
  4. Совершенствовать умения работать с текстом (находить необходимые сведения, составлять хаpaктеристики).

Задачи:

  1. Продолжить знакомство обучающихся с многообразием пресмыкающихся;
  2. Показать особенности чешуйчатых, черепах и крокодилов в связи со средой обитания и образом жизни.
  3. Познакомить со строением и экологией представителей отрядов Клювоголовых, Черепах, Крокодилов, Чешуйчатых.

Содержание урока:

  1. Разнообразие пресмыкающихся.
  2. Особенности строения современного древнего пресмыкающегося – гаттерии.
  3. Сходство и различие змей и ящериц.
  4. Как кусает змея.
  5. Черепахи
  6. Крокодилы черты строения и обитания.

 

Методы: частично-поисковый, дискуссии, проблемный

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Знакомство обучающихся с планом урока.

  1. Каких пресмыкающихся вы знаете кроме прыткой ящерицы?
  2. Потренируем мозги - решим задачи
  3. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное — свои примеры

(обучающиеся подготовили примеры к новому материалу)

Мотивация урока

  1. Знаете ли вы, как называется наука, которая изучает пресмыкающихся?
  2. Может ли выжить человек, которого укусила змея?
  3. Как используют яд змей в медицине?

Восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого проведем тестовое задание.

Выполнение разноуровневых дифференцированных тестовых заданий (10 мин).

Задания на «3», «4», «5».

Задание на «3»

Выберите правильный ответ

1. Жизнь современных пресмыкающихся связана;

а) только с сушей;
б) с сушей и водой;
в) с сушей или водой;
г) только с водой.

2. Кожа у пресмыкающихся:

а) имеет сальные железы;
б) сухая (без желез) ;
в) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь;
г) имеет потовые железы.

3. Орган слуха у пресмыкающихся представлен:

а) только внутренним ухом;
б) только средним ухом;
в) внутренним и средним ухом;

4. Температура тела у пресмыкающихся:

а) постоянная, но низкая;
б) непостоянная;
в) постоянная и высокая.

5. Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное;
б) внутреннее;
в) как наружное, так и внутреннее.

Задание на «4»

Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

  1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинка.
  2. Все пресмыкающиеся за исключением змей - четвероногие животные.
  3. Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.
  4. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
  5. Все пресмыкающиеся питаются животными (насекомыми, грызунами, лягушками и др.).
  6. Все пресмыкающиеся заглатывают добычу целиком.
  7. Среди пресмыкающихся имеются живородящие.
  8. Температура тела у пресмыкающихся постоянная, но невысокая.
  9. Функции органа обоняния у пресмыкающихся выполняет язык.
  10. Некоторые виды перешли к водному образу жизни.

Задания на «5»

Из перечня органов (1-6) выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1- 12). Занесите цифровые обозначения органов в колонку.

Система органов

  1. нервная система
  2. кровеносная система
  3. пищеварительная система
  4. дыхательная система
  5. выделительная система
  6. покровная система

I - № …
II - № …
III - №…
IV - №…
V - №…
VI - №…

Органы, образующие систему

  • № 1 –клоака
  • № 2 – кожа
  • № 3 – сердце
  • № 4 – легкие
  • № 5 – кожа с роговыми чешуйками
  • № 6 – артерии и вены
  • № 7 – нервы
  • № 8 – кишечник
  • № 9 – спинной мозг
  • № 10 – желудок
  • № 11 – почки, мочевой пузырь
  • № 12 – головной мозг

III. Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации.

1. Многообразие пресмыкающихся.(слайд 5)

Разноуровневые задания по группам I -А и II-Б

Распределение представителей класса по отрядам (слайд презентации 6)

2. Отряд клювоголовые. (Мини-презентация с выступление обучающегося, слайд 6)

Гаттерия «животное ископаемое»- самое крупное клювоголовое пресмыкающиеся Новой Зеландии, мало изменившееся за последние 200 млн. лет и сохранивший третий глаз, расположенный в крыше черепа. Развивается из яйца в течение 12-15 месяцев, а пoлoвoй зрелости достигает к 20 годам. Наиболее активна гаттерия ночью, когда t° до 7- 4 °С, что необходимо для рептилий.

По ходу изучения нового материала самостоятельная работа с текстом §42 стр.197

обучающимся предлагается заполнить таблицу в рабочей тетради стр. 38 задание 2.

Разноуровневые задания по группам А и Б

Особенности представителей отрядов Пресмыкающихся.

 признак  Вид
Миссисипский аллигатор Средиземноморская черепаха Среднеазиатская гадюка Прыткая ящерица
 отряд Крокодилы Черепахи Чешуйчатые Чешуйчатые
 Покров тела Тело покрыто крупными щитками с костной подстилкой. Тело покрыто костно-роговым панцирем. Кожа покрыта мелкой роговой чешуей. Кожа покрыта мелкой роговой чешуей.
 Строение конечностей Две пары конечностей. На задних лапах имеются плавательные перепонки. Две пары конечностей. У морских две пары преобразованы в ласты. Конечности редуцированы Передние и задние конечности с пятью пальцами.
 Зубы Зубы однотипные, конические, в ячейках (альвеолах). Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем. Зубы дифференцированы: у ядовитых имеются специальные зубы. Зубы мелкие конические; прирастают к челюстным костям.

3. Хаpaктерные особенности отрядов чешуйчатые.

а) Подотряд ящерицы:

  1. Кожа покрыта мелкой роговой чешуей.
  2. Передние конечности с пятью пальцами. Утрата конечностей вторична (у веретениц, желтопузика).
  3. Развита грудная клетка. Зубы меньше конечностей.
  4. Зрение развито. Глаза защищены подвижными веками. Хорошо слыша- есть баpaбанные перепонки.

Знаете ли вы что….(мини- презентация с выступлением обучающегося, слайд 9, 10)

Хамелеон.

Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски связано с особенностями строения кожных покровов. В наружном волокнистом и более глубоком слое дермы находятся особые разветвленные клетки - хроматофор, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и желтого цветов. Хамелеоны имеют необычные органы зрения. Веки животных сросшиеся, постоянно покрывающие глаз, но имеющие отверстие для зрачка. Движения левого и правого глаз могут осуществляться несогласованно, что имеет важное значение при ловле насекомых. Хамелеоны обладают круговым обзором. Хамелеоны, прежде всего, встречаются в материковой части Африки южнее Сахары и на острове Мадагаскар, хотя некоторые виды встречаются также в Северной Африке, Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Индии, Шри-Ланке и ряде мелких островов в западной части Индийского океана. Есть представители диких популяций на Гавайях и были зарегистрированы в Калифорнии и Флориде. Хамелеоны обитают во всех видах тропических лесов, саваннах, а иногда и пустынях и степях.

б) Подотряд змеи. (слайд 11, 12, 13)

Продолжение работы с учебником §42 стр.196 подотряд Змеи.

а) Вопрос. Перечислите хаpaктеристики особенности подотряда?

Выступление обучающихся группы А (заполнение и проверка таблицы)

  1. Кожа покрыта мелкой роговой чешуей.
  2. Конечности и их пояса редуцированы.
  3. Нет грудной клетке. Зубы дифференцированы: у ядовитых змей имеются специальные зубы.
  4. Немигающие глаза, прикрыты прозрачными оболочками, не слышат – отсутствуют баpaбанная перепонка ; развита сейсмочувствительность.

Проблемный диалог.

б) Вопрос. Как отличить змею от ящерицы? (работа со слайдом 15 компьютера)

Хотя ящерицы и змеи принадлежат к одному и тому же отряду чешуйча­тых рептилии, они явно различаются между собой. Типичная ящерица передвигается на четырех конечнос­тях, воспринимает звуки в воздушной среде с помощью среднего уха и имеет глаза, защищенные подвижными веками. Типичная Змея, напротив, пе­редвигается главным образом за счет изгибов туловища. Движению по­могают также расширенные брюшные чешуи, которые цепляются за неровности почвы и препятству­ют соскальзыванию тела. С помощью костей черепа змея способна воспри­нимать колебания почвы. Немигаю­щие глаза змеи прикрыты прозрачны­ми чешуями.

б) Что делать если вас укусит гадюка?(работа со слайдом 14 компьютера)

Дать обильное питье и пострадавшего срочно доставить в ближайший медицинский пункт.

4. Отряд черепахи. (слайд 16)

Выступление обучающихся группы Б (продолжение заполнения таблицы).

Хаpaктерные особенности:

  1. Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2 цилиндров – брюшного (пластрона) и спинного (карапакса) (слайд 17)
  2. Кости плечевого пояса частично срастаются с костно-роговым панцирем. Две пары конечностей. У морских обе пары преобразованы в ласты.
  3. Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем.

4) Зрение и обоняние хорошо развиты, слух слабее.

5. Отряд крокодилы. (слайд 18)

Хаpaктерные особенности:

  1. Тело покрыто крупными роговыми чешуйками с костной подстилкой.
  2. Две пары конечностей. На задних лапах имеются плавательные перепонки.
  3. Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах).
  4. Хорошо развито зрение, обоняние и слух.
  5. Сердце четырех камерное, но кровь частично смешанная.

Беседа-дискуссия: в чем отличие между аллигатором и крокодилом? (слайд 19)

Выступление обучающихся группы А и Б и подведение итогов заполнения таблицы.

IV. Рефлексия. Решение творческих задач (Угадай-ка).

Задача 1. В плену у крокодилов.

Во время Второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает… Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут – о, ужас! – летчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать!- решили летчики. Но прямо по курсу- крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ними сейчас не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?

Попробовать взять разгон. маневрируя между «животными-айсбергами»? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже… И все же летчики нашли выход из положения! Попробуйте найти его и вы …

Решили? Если нет - подсказка: в критический момент один из члeнов экипажа сообразил, что нужно использовать что-то такое, чего «эти звери сильно не любят» - чтобы сами разбежались…

Ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу «разбежались», освободив путь для разгона.

Задача 2: Королевская кобра.

У королевской кобры ( самой крупной ядовитой змеи в мире) длина ядовитых зубов достигает 3-4 см. От укусов погибают не только люди, но и такие крупные животные как носороги и слоны. Конечно, кобр можно неделями не доставать из мешка или корзины, в которых их обычно перевозят ловцы, ведь они могут долго обходиться без еды и воды. Но эти змеи запросто прокусят любую корзину, и тогда ловцу грозит cмepтельная опасность.
Вопрос
: Как выходят из положения ловцы? Только не надо предлагать «бронированные» корзины – их в джунглях Индии просто нет.

Задание 1: Знаете ли вы пресмыкающихся?

Вам предлагаются три группы животных, по 4 в каждой. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно животное в каждой группе не имеет этого признака и является лишним. Определите, какое лишнее. Свой ответ обоснуйте.

I
Веретеница
Живородящая ящерица
Желтопузик
Гадюка
    II
Кобра
Удав
Желтопузик

Уж обыкновенный
    III
Крокодил
Саламaндра

Хамелеон
Черепаха

V. Подведение итогов.

  1. В классе рептилий более 6 тыс. видов.
  2. Холоднокровные животные
  3. Наиболее многочисленные в тропических и субтропических широтах.
  4. Отсутствуют за полярным кругом.

VI. Д/З. §42

  1. Подумать, почему А.П. Чехов дал одному из своих рассказов название «Хамелеон»? В каком смысле употрeблено это слово?
  2. Творческое задание. Обучающимся предлагается разработать:
    1. Сказки, частушки, фантастические рассказы по теме;
    2. Кроссворды, ребусы.

Литература:

  1. Карташева Н. В. – Биология, репетиор, Книга для учителя Моска 2003г.
  2. Константинов В.М., Бабенко В.Л., Кузменко В. С. – Биологи, животные 7 кл., Москва издательский центр, «Вентона-Граф»- 2007г.
  3. Молис С.А.- Книга для чтения по зоологии, Москва «Просвящение»1981г.
  4. Никишов А. И., Шорова И.Х – Биология животные 7-8 класс.
  5. Рязанов А.Г. - Зоология в таблицах, схемах и рисунках, Москва 2007г.

Презентация.



Комментарии:

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

08 11 2025 1:39:47

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

07 11 2025 8:15:35

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

06 11 2025 8:28:44

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

05 11 2025 3:59:38

Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"


    Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

      Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

04 11 2025 7:11:46

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

03 11 2025 5:13:57

Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии


    Свободный полет: литературно-философская импровизация на уроке биологии

      Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....

02 11 2025 15:26:26

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

01 11 2025 4:44:31

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

31 10 2025 10:49:50

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

30 10 2025 14:55:57

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

29 10 2025 4:18:10

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

28 10 2025 18:41:37

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

27 10 2025 1:14:26

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

26 10 2025 2:46:49

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

25 10 2025 4:35:34

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

24 10 2025 10:35:40

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

23 10 2025 17:53:39

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

22 10 2025 7:53:57

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

21 10 2025 15:42:35

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс


    Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

      Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

20 10 2025 9:13:32

Дыхание растений, бактерий и грибов Биология

Дыхание растений, бактерий и грибов  Биология Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...

19 10 2025 2:38:55

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

18 10 2025 23:16:10

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

17 10 2025 12:13:11

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

16 10 2025 18:18:53

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс


    Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

      Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

15 10 2025 2:16:32

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

14 10 2025 3:16:36

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

13 10 2025 2:55:51

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

12 10 2025 14:53:49

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

11 10 2025 15:56:48

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

10 10 2025 22:20:53

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

09 10 2025 4:50:23

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

08 10 2025 16:55:57

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

07 10 2025 6:39:42

Доказательства эволюции


    Доказательства эволюции

      Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....

06 10 2025 15:43:25

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

05 10 2025 10:52:16

Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"


    Урок биологии по теме "Тайны невидимого мира"

      Вирусы широко распространены в природе неклеточной формой жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний. Это существа или вещества, они живые или неживые? Какова история развития вирусных заболеваний? Ответы на эти вопросы пытались найти ребята на уроке биологии "Тайны невидимого мира"....

04 10 2025 4:47:45

«Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс


    «Грибы. Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы». 6-й класс

      На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....

03 10 2025 5:28:26

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры

Что такое рефлексы? Примеры рефлексов. Нервные центры Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....

02 10 2025 10:14:35

Урок по теме "Органы цветкового растения. Семя и его строение"

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....

01 10 2025 0:58:17

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

30 09 2025 3:22:48

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

29 09 2025 2:36:23

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

28 09 2025 9:10:47

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии


    Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

      Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

27 09 2025 22:43:48

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

26 09 2025 21:30:29

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

25 09 2025 15:12:50

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

24 09 2025 16:25:26

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

23 09 2025 4:47:51

Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"


    Урок биологии в 8-м классе "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции"

      Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память. ...

22 09 2025 6:54:51

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"


    Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

      Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

21 09 2025 14:12:39

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

20 09 2025 23:55:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::