Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.
Оборудование: таблицы \"Изменение состава воздуха в классе в течение дня\", \"Вред курения\", \"Профилактика воздушно-капельных инфекций\".
Ход урока
I. Вводная часть.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи, распределяет роли. (Психолог, пульмонолог, фтизиатр, два врача инфекциониста, врач терапевт, четверо выступающих из зала)
II. Основная часть урока ./Ролевая игра/
Ведущий. :
Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:
Сегодня в рамках нашей встречи \"Экология здоровья\" пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.
Для этого к нам за \"круглый стол\" мы пригласили гостей, которые поведают нам тайны этого жизненно - важного процесса.
Представление гостей /психолог-специалист по дыхательным психотехникам, пульмонолог, врач фтизиатр ,1 врач инфекционист, 2 врач инфекционист, врач терапевт/
Ведущий.
Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух \"пастбищем жизни\". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к cмepти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.
Психолог - специалист по дыхательным психотехникам.
Обычно мы не замечаем своего дыхания, не задумываемся, как мы дышим и что вдыхаем. А зря! Ведь у человека только два источника получения энергии: питание и дыхание. В широком смысле дыхание - это энергообмен между различными энергетическими средами, к которым относятся земля и планеты, растения и животные и, конечно, люди. Но дыхание - это еще и базовый человеческий инстинкт. При его правильном применении наш организм развивается, оздаравливается; если же не уделять ему должного внимания, организм заболевает.
Само наличие дыхания подразумевает жизнь, а возможности его безграничны, Конечно, мы можем рассматривать дыхание лишь как физиологический процесс обеспечения газообмена (кислород - углекислота). Но вместе с кислородом во время вдоха наш организм наполняется энергией - жизненно важной силой. При выдохе мы на физиологическом уровне освобождаем легкие от углекислого газа, но осознанное внимание к этому процессу позволяет нам направлять потоки энергии внутрь тела и насыщать наши органы и системы. Опыт показывает, что, заменив обычное дыхание осознанным энергетическим, можно изменить в лучшую сторону многие процессы в организме. При энергетическом дыхании мы вдыхаем не просто воздух, а вдыхаем энергию как жизненную силу, необходимую организму. Поэтому нужно научиться ценить каждый свой вдох - выдох - как первый и последний.
Врач терапевт
Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, клетки которого чувствительны к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания. Пребывание людей в закрытом, плохо проветриваемом помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль, вялость, сонливость, разбитость.
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, что конкретно является причиной столь угнетенного состояния человека, находящегося в закрытом помещении?
Врач терапевт.
Виновником такого состояния человека является целый комплекс факторов, но прежде всего углекислота. Углекислота - мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Влияя на сосуды головного мозга, она расширяет их, причем тем активнее, чем больше концентрация углекислого газа в крови, это в свою очередь вызывает дискомфорт. Кроме углекислоты, мы вдыхаем вредные примеси такие как угарный газ, аммиак, альдегиды и т.п., которые могут стать причиной патологических изменений внутренних органов, в первую очередь органов дыхания.
Поэтому помещения, в которых мы живем и работаем, надо систематически проветривать, а самим чаще бывать на свежем воздухе.
Врач пульмонолог.
Нельзя не отметить отрицательное влияние на органы дыхания таких вредных привычек , как употрeбление алкогольных напитков и курение. Алкоголь в значительных количествах выводится из организма через легкие, повреждая при этом ткань легкого и оболочки дыхательных путей.
Установлено, что не менее 90% курильщиков \"со стажем\" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Это объясняется тем, что они являлись пассивными курильщиками, вдыхая воздух, отравленный дымом выкуренных родителями сигарет.
У курящих детей часто возникает кашель и развиваются такие болезни, как бронхит и пневмония. У них наблюдается увеличение частоты дыхания, а жизненная емкость легких сокращается на 1000 - 1250 куб.см. по сравнению с некурящими сверстниками. Существует взаимосвязь между емкостью легких и \"стажем\" курения.
Ученые установили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ, но никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.
Если человек в день курит от 1 - 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-6 лет по сравнению с некурящими;
- от 10 до 19 сигарет - на 5,5 лет;
- от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.
Табачный дым содержит канцерогены - вещества, стимулирующие образование злокачественных опухолей, что повышает в 30 раз риск возникновения paка легких и paка гортани.
Одним из симптомов заболевания органов дыхания является кашель. Причиной \"табачного кашля\" являются капли дегтя, осевшие в легких. Они раздражают слизистую оболочку и рефлекторно через мозговой центр вызывают кашлевые толчки. Выделяемая при этом мокрота постоянно сплевывается курильщиком.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения , в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употрeблением табака ежегодно умирает от 500 до 700 тысяч человек .
Во многих европейских странах люди бросают курить, твердо решив стать некурящей нацией в новом веке.
1 Врач инфекционист.
Самыми широко распространенными, относительно кратковременными заболеваниями органов дыхания являются - грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина. Это вирусные инфекции, хаpaктеризующиеся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Эти заболевания, в свою очередь могут вызвать ряд более серьезных или принимать хроническую форму. Так, например, гайморит и фронтит.
Гайморит вызван воспалением слизистой оболочки гайморовых пазух.
Фронтит - воспаление лобной пазухи. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура.
Ангина ( в переводе с лат. - \"сжимаю душу\") относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Эта болезнь известна с древних времен. Обычно она вызывается бетагемолитическим стрептококком, и источником распространения инфекции являются больные ангиной.
За мягким небом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, содержащей множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они иногда сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзилит.
Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.
Тонзилит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).
Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно - капельным путем. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато - белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.
Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, какая категория людей чаще всего болеет дифтерией? Какова профилактика этого заболевания?
1 Врач инфекционист.
Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые.
Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько, обычно около 10 лет.
2 Врач инфекционист.
Я хочу продолжить разговор начатый моим коллегой. Разговор пойдет о бронхите.
Бронхит - это воспаление бронхов с поражением их слизистой. Различают две формы бронхита - острый и хронический. На фоне затянувшегося заболевания может развиться бронхиальная астма - основным проявлением которой являются приступы удушья, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
Туберкулез - одно из бактериальных заболеваний легких - получил свое название потому, что в очагах заражения образуются воспалительные узелки, называемые туберкулы, что в переводе с латинского означает \"небольшая опухоль\".
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, что такое чахотка?
2 Врач инфекционист.
Чахотка-это другое название туберкулеза. Чахотка получила свое название за то, что ей сопутствует истощение тканей и в результате создается впечатление, что больной чахнет. Возбудителем туберкулеза (чахотки) является - палочка Коха, которая попадает в организм человека воздушно - капельным путем, впрочем как и все вирусы, вызывающие болезни органов дыхания.
Невозможно не сказать об oнкoлoгических заболеваниях. К сожалению, с большим трудом поддающихся, лечению.
Paк - это опухоль, развивающаяся из покровного или железистого эпителия. Развивается paк во всех органах и тканях, в которых имеются эпителиальные элементы, но чаще всего в желудке, толстой кишке, матке, на коже, в молочной железе и легких.
Туберкулез и paк легкого начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может не подозревать. А лечение более успешно в начальной стадии болезни.
Чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни и оказать своевременную и качественную помощь больному все взрослое население проходит обязательное флюорографическое обследование.
Вопрос из зала.
Недавно в одной из телевизионных программ рассказывалось о дeвoчке, которая чихает каждую секунду, такое возможно?
Врач.
Необычный факт был зарегистрирован в 2009 году американскими врачами. Дeвoчка, после перенесенного простудного заболевания, продолжала чихать каждую секунду. Такое заболевание известно в медицине под названием \"пулеметного кашля\". В мире известны всего четыре таких случая. К сожалению, врачи не могут объяснить причину возникновения этой болезни и поэтому, пока не в силах помочь таким больным.
Врач инфекционист.
Несколько слов хочется сказать о, всех нас напугавшем, \"свином гриппе\". Генетическим материалом всех вирусов гриппа является РНК, которая мутирует в 1000 раз чаще, чем ДНК, что и позволяет вирусу гриппа \"пробивать\" иммунную защиту птиц, свиней и человека. Вирус H1N1 - это сокращенные названия поверхностных вирусных белков гемагглютинина (H) и фермента нейраминидазы (N). Еще недавно было много газетного шума по поводу птичьего гриппа, о котором все почти уже забыли.
Конечно, полторы сотни cмepтей в одной стране вызывают беспокойство. Все эти жертвы имели контакты со свиньями. Проблема усугубилась тем, что до сих пор случаи передачи вируса от свиньи к человеку не были известны, хотя и вирус H1N1 до сих пор не регистрировался.
Ведущая.
И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - \"тепличные\". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
А от себя добавлю: \"И веди здоровый образ жизни!\"
Благодарю наших гостей за содержательную беседу.
Учитель.
III. Домашнее задание. Изучить параграф 29. Задание 120-122 в рабочей тетради.
IV. Выставление поурочного балла.
Литература.
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. - Издательский центр \"Вентана - Граф\", 2003.
2. Колесов Д.В., Р.Д.Маш., И.Н.Беляев. Биология.Человек.8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
3. Никандрова С.М. \"Лечебные вести\" №5, ст.\"Дыхание жизни\".
4. Г.А.Леликова. Классные часы. 7 класс: беседы, викторины, тематические вечера и познавательные игры\". - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Пепеляева О.В., Сунцова И В . Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. - М.:ВАКО, 2007.
6. Т.В.Козачек. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина \"Человек\". - Волгоград: Учитель, 2006.
7. Азарова Н.И. Конкурс знатоков биологии. //Биология. 2004. № 12.
8. И.Э. Лалаянц.Грипп подложил свинью. // Биология. 2009. № 18.
Комментарии:
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
30 06 2025 19:31:55
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся
9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
29 06 2025 5:32:24
На уроке рассматриваются особо охраняемые территории Омской области, в частности Баировский республиканский государственный комплексный заказник. Какие виды животных охраняются на территории Баировского заказника. В основе игровой части урока – материалы связанные с Красной книгой Омской области....
28 06 2025 18:57:53
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
27 06 2025 16:21:20

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
26 06 2025 21:55:30
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
25 06 2025 7:50:51
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
24 06 2025 23:43:46
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
23 06 2025 1:37:54
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
22 06 2025 22:28:18
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
21 06 2025 6:51:40
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
20 06 2025 10:22:10
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
19 06 2025 15:34:15
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
18 06 2025 6:29:11
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
17 06 2025 17:43:16
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
16 06 2025 19:19:42

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....
15 06 2025 18:12:27
Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения.
...
14 06 2025 4:13:33
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
13 06 2025 6:13:48
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
12 06 2025 8:31:38
Заключительный урок по теме "Класс млекопитающие" проводится в форме игры. Игра позволяет не только закрепить и обобщить знания учащихся по теме, но и активизировать их познавательную деятельность, а также превратить урок в увлекательное мероприятие. Оценки на уроке получают все учащиеся.
...
11 06 2025 6:50:38
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
10 06 2025 17:21:21
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
09 06 2025 17:34:29
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
08 06 2025 8:31:15
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
07 06 2025 3:16:13
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
06 06 2025 12:48:15
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
05 06 2025 12:26:23
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
04 06 2025 23:36:38
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
03 06 2025 13:22:17
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
02 06 2025 23:15:48
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
01 06 2025 22:14:50
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
31 05 2025 22:57:51
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
30 05 2025 6:31:26

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....
29 05 2025 4:30:47
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
28 05 2025 21:33:36
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
27 05 2025 21:12:51
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
26 05 2025 17:46:41
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
25 05 2025 8:11:23
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
24 05 2025 21:36:27
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
23 05 2025 13:34:53

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
22 05 2025 5:29:36
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
21 05 2025 17:41:49
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
20 05 2025 14:46:32
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
19 05 2025 22:12:12
Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся
...
18 05 2025 14:42:19
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
17 05 2025 4:55:27
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
16 05 2025 2:25:57
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
15 05 2025 14:41:46
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
14 05 2025 21:33:35
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
13 05 2025 13:46:36
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
12 05 2025 10:28:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::