Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.
Оборудование: таблицы \"Изменение состава воздуха в классе в течение дня\", \"Вред курения\", \"Профилактика воздушно-капельных инфекций\".
Ход урока
I. Вводная часть.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи, распределяет роли. (Психолог, пульмонолог, фтизиатр, два врача инфекциониста, врач терапевт, четверо выступающих из зала)
II. Основная часть урока ./Ролевая игра/
Ведущий. :
Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:
Сегодня в рамках нашей встречи \"Экология здоровья\" пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.
Для этого к нам за \"круглый стол\" мы пригласили гостей, которые поведают нам тайны этого жизненно - важного процесса.
Представление гостей /психолог-специалист по дыхательным психотехникам, пульмонолог, врач фтизиатр ,1 врач инфекционист, 2 врач инфекционист, врач терапевт/
Ведущий.
Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух \"пастбищем жизни\". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к cмepти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.
Психолог - специалист по дыхательным психотехникам.
Обычно мы не замечаем своего дыхания, не задумываемся, как мы дышим и что вдыхаем. А зря! Ведь у человека только два источника получения энергии: питание и дыхание. В широком смысле дыхание - это энергообмен между различными энергетическими средами, к которым относятся земля и планеты, растения и животные и, конечно, люди. Но дыхание - это еще и базовый человеческий инстинкт. При его правильном применении наш организм развивается, оздаравливается; если же не уделять ему должного внимания, организм заболевает.
Само наличие дыхания подразумевает жизнь, а возможности его безграничны, Конечно, мы можем рассматривать дыхание лишь как физиологический процесс обеспечения газообмена (кислород - углекислота). Но вместе с кислородом во время вдоха наш организм наполняется энергией - жизненно важной силой. При выдохе мы на физиологическом уровне освобождаем легкие от углекислого газа, но осознанное внимание к этому процессу позволяет нам направлять потоки энергии внутрь тела и насыщать наши органы и системы. Опыт показывает, что, заменив обычное дыхание осознанным энергетическим, можно изменить в лучшую сторону многие процессы в организме. При энергетическом дыхании мы вдыхаем не просто воздух, а вдыхаем энергию как жизненную силу, необходимую организму. Поэтому нужно научиться ценить каждый свой вдох - выдох - как первый и последний.
Врач терапевт
Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, клетки которого чувствительны к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания. Пребывание людей в закрытом, плохо проветриваемом помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль, вялость, сонливость, разбитость.
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, что конкретно является причиной столь угнетенного состояния человека, находящегося в закрытом помещении?
Врач терапевт.
Виновником такого состояния человека является целый комплекс факторов, но прежде всего углекислота. Углекислота - мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Влияя на сосуды головного мозга, она расширяет их, причем тем активнее, чем больше концентрация углекислого газа в крови, это в свою очередь вызывает дискомфорт. Кроме углекислоты, мы вдыхаем вредные примеси такие как угарный газ, аммиак, альдегиды и т.п., которые могут стать причиной патологических изменений внутренних органов, в первую очередь органов дыхания.
Поэтому помещения, в которых мы живем и работаем, надо систематически проветривать, а самим чаще бывать на свежем воздухе.
Врач пульмонолог.
Нельзя не отметить отрицательное влияние на органы дыхания таких вредных привычек , как употрeбление алкогольных напитков и курение. Алкоголь в значительных количествах выводится из организма через легкие, повреждая при этом ткань легкого и оболочки дыхательных путей.
Установлено, что не менее 90% курильщиков \"со стажем\" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Это объясняется тем, что они являлись пассивными курильщиками, вдыхая воздух, отравленный дымом выкуренных родителями сигарет.
У курящих детей часто возникает кашель и развиваются такие болезни, как бронхит и пневмония. У них наблюдается увеличение частоты дыхания, а жизненная емкость легких сокращается на 1000 - 1250 куб.см. по сравнению с некурящими сверстниками. Существует взаимосвязь между емкостью легких и \"стажем\" курения.
Ученые установили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ, но никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.
Если человек в день курит от 1 - 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-6 лет по сравнению с некурящими;
- от 10 до 19 сигарет - на 5,5 лет;
- от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.
Табачный дым содержит канцерогены - вещества, стимулирующие образование злокачественных опухолей, что повышает в 30 раз риск возникновения paка легких и paка гортани.
Одним из симптомов заболевания органов дыхания является кашель. Причиной \"табачного кашля\" являются капли дегтя, осевшие в легких. Они раздражают слизистую оболочку и рефлекторно через мозговой центр вызывают кашлевые толчки. Выделяемая при этом мокрота постоянно сплевывается курильщиком.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения , в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употрeблением табака ежегодно умирает от 500 до 700 тысяч человек .
Во многих европейских странах люди бросают курить, твердо решив стать некурящей нацией в новом веке.
1 Врач инфекционист.
Самыми широко распространенными, относительно кратковременными заболеваниями органов дыхания являются - грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина. Это вирусные инфекции, хаpaктеризующиеся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Эти заболевания, в свою очередь могут вызвать ряд более серьезных или принимать хроническую форму. Так, например, гайморит и фронтит.
Гайморит вызван воспалением слизистой оболочки гайморовых пазух.
Фронтит - воспаление лобной пазухи. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура.
Ангина ( в переводе с лат. - \"сжимаю душу\") относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Эта болезнь известна с древних времен. Обычно она вызывается бетагемолитическим стрептококком, и источником распространения инфекции являются больные ангиной.
За мягким небом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, содержащей множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они иногда сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзилит.
Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.
Тонзилит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).
Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно - капельным путем. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато - белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.
Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, какая категория людей чаще всего болеет дифтерией? Какова профилактика этого заболевания?
1 Врач инфекционист.
Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые.
Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько, обычно около 10 лет.
2 Врач инфекционист.
Я хочу продолжить разговор начатый моим коллегой. Разговор пойдет о бронхите.
Бронхит - это воспаление бронхов с поражением их слизистой. Различают две формы бронхита - острый и хронический. На фоне затянувшегося заболевания может развиться бронхиальная астма - основным проявлением которой являются приступы удушья, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.
Туберкулез - одно из бактериальных заболеваний легких - получил свое название потому, что в очагах заражения образуются воспалительные узелки, называемые туберкулы, что в переводе с латинского означает \"небольшая опухоль\".
Вопрос из зала.
Скажите, пожалуйста, что такое чахотка?
2 Врач инфекционист.
Чахотка-это другое название туберкулеза. Чахотка получила свое название за то, что ей сопутствует истощение тканей и в результате создается впечатление, что больной чахнет. Возбудителем туберкулеза (чахотки) является - палочка Коха, которая попадает в организм человека воздушно - капельным путем, впрочем как и все вирусы, вызывающие болезни органов дыхания.
Невозможно не сказать об oнкoлoгических заболеваниях. К сожалению, с большим трудом поддающихся, лечению.
Paк - это опухоль, развивающаяся из покровного или железистого эпителия. Развивается paк во всех органах и тканях, в которых имеются эпителиальные элементы, но чаще всего в желудке, толстой кишке, матке, на коже, в молочной железе и легких.
Туберкулез и paк легкого начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может не подозревать. А лечение более успешно в начальной стадии болезни.
Чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни и оказать своевременную и качественную помощь больному все взрослое население проходит обязательное флюорографическое обследование.
Вопрос из зала.
Недавно в одной из телевизионных программ рассказывалось о дeвoчке, которая чихает каждую секунду, такое возможно?
Врач.
Необычный факт был зарегистрирован в 2009 году американскими врачами. Дeвoчка, после перенесенного простудного заболевания, продолжала чихать каждую секунду. Такое заболевание известно в медицине под названием \"пулеметного кашля\". В мире известны всего четыре таких случая. К сожалению, врачи не могут объяснить причину возникновения этой болезни и поэтому, пока не в силах помочь таким больным.
Врач инфекционист.
Несколько слов хочется сказать о, всех нас напугавшем, \"свином гриппе\". Генетическим материалом всех вирусов гриппа является РНК, которая мутирует в 1000 раз чаще, чем ДНК, что и позволяет вирусу гриппа \"пробивать\" иммунную защиту птиц, свиней и человека. Вирус H1N1 - это сокращенные названия поверхностных вирусных белков гемагглютинина (H) и фермента нейраминидазы (N). Еще недавно было много газетного шума по поводу птичьего гриппа, о котором все почти уже забыли.
Конечно, полторы сотни cмepтей в одной стране вызывают беспокойство. Все эти жертвы имели контакты со свиньями. Проблема усугубилась тем, что до сих пор случаи передачи вируса от свиньи к человеку не были известны, хотя и вирус H1N1 до сих пор не регистрировался.
Ведущая.
И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - \"тепличные\". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!
А от себя добавлю: \"И веди здоровый образ жизни!\"
Благодарю наших гостей за содержательную беседу.
Учитель.
III. Домашнее задание. Изучить параграф 29. Задание 120-122 в рабочей тетради.
IV. Выставление поурочного балла.
Литература.
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. - Издательский центр \"Вентана - Граф\", 2003.
2. Колесов Д.В., Р.Д.Маш., И.Н.Беляев. Биология.Человек.8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
3. Никандрова С.М. \"Лечебные вести\" №5, ст.\"Дыхание жизни\".
4. Г.А.Леликова. Классные часы. 7 класс: беседы, викторины, тематические вечера и познавательные игры\". - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Пепеляева О.В., Сунцова И В . Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. - М.:ВАКО, 2007.
6. Т.В.Козачек. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина \"Человек\". - Волгоград: Учитель, 2006.
7. Азарова Н.И. Конкурс знатоков биологии. //Биология. 2004. № 12.
8. И.Э. Лалаянц.Грипп подложил свинью. // Биология. 2009. № 18.
Комментарии:
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
24 08 2025 11:35:59
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
23 08 2025 1:54:12
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
22 08 2025 19:25:21
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
21 08 2025 12:52:53

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
20 08 2025 20:58:43
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
19 08 2025 12:30:34
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
18 08 2025 1:58:27
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
17 08 2025 18:11:26
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
16 08 2025 4:14:27
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
15 08 2025 1:34:34
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
14 08 2025 22:27:58
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
13 08 2025 11:59:27
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
12 08 2025 15:48:33
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
11 08 2025 13:40:55
Решая образовательные и развивающие задачи урока, автор использует информационные технологии (мультимедийную презентацию), что обеспечивает также существенную экономию учебного времени.
...
10 08 2025 7:45:30
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
09 08 2025 4:36:18
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
08 08 2025 11:46:36
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
07 08 2025 23:43:39
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
06 08 2025 3:25:31
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
05 08 2025 15:25:11

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
04 08 2025 18:37:50
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
03 08 2025 3:35:47
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
02 08 2025 0:44:45
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
01 08 2025 19:57:20
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
31 07 2025 16:46:28
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
30 07 2025 9:21:21
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
29 07 2025 10:29:25
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
28 07 2025 22:17:33
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
27 07 2025 23:10:25
Тема "Эволюционное учение" объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное - самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.
...
26 07 2025 1:34:20
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
25 07 2025 13:12:34
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
24 07 2025 1:43:36
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
23 07 2025 4:22:47
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 07 2025 5:42:34
Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер.
...
21 07 2025 0:18:46
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
20 07 2025 4:58:11
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
19 07 2025 2:20:58
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями.
...
18 07 2025 5:56:17
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
17 07 2025 17:51:27
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
16 07 2025 12:44:48
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
15 07 2025 10:10:17
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
14 07 2025 3:31:35
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
13 07 2025 12:48:49
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
12 07 2025 14:18:14

Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
11 07 2025 7:25:53
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
10 07 2025 9:52:38
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
09 07 2025 0:11:36
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
08 07 2025 12:34:46
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
07 07 2025 7:36:54
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
06 07 2025 18:39:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::