Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.

Оборудование: таблицы \"Изменение состава воздуха в классе в течение дня\", \"Вред курения\", \"Профилактика воздушно-капельных инфекций\".

Ход урока

I. Вводная часть.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи, распределяет роли. (Психолог, пульмонолог, фтизиатр, два врача инфекциониста, врач терапевт, четверо выступающих из зала)

II. Основная часть урока ./Ролевая игра/

Ведущий. :

Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:

Сегодня в рамках нашей встречи \"Экология здоровья\" пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.

Для этого к нам за \"круглый стол\" мы пригласили гостей, которые поведают нам тайны этого жизненно - важного процесса.

Представление гостей /психолог-специалист по дыхательным психотехникам, пульмонолог, врач фтизиатр ,1 врач инфекционист, 2 врач инфекционист, врач терапевт/

Ведущий.

Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух \"пастбищем жизни\". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к cмepти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.

Психолог - специалист по дыхательным психотехникам.

Обычно мы не замечаем своего дыхания, не задумываемся, как мы дышим и что вдыхаем. А зря! Ведь у человека только два источника получения энергии: питание и дыхание. В широком смысле дыхание - это энергообмен между различными энергетическими средами, к которым относятся земля и планеты, растения и животные и, конечно, люди. Но дыхание - это еще и базовый человеческий инстинкт. При его правильном применении наш организм развивается, оздаравливается; если же не уделять ему должного внимания, организм заболевает.

Само наличие дыхания подразумевает жизнь, а возможности его безграничны, Конечно, мы можем рассматривать дыхание лишь как физиологический процесс обеспечения газообмена (кислород - углекислота). Но вместе с кислородом во время вдоха наш организм наполняется энергией - жизненно важной силой. При выдохе мы на физиологическом уровне освобождаем легкие от углекислого газа, но осознанное внимание к этому процессу позволяет нам направлять потоки энергии внутрь тела и насыщать наши органы и системы. Опыт показывает, что, заменив обычное дыхание осознанным энергетическим, можно изменить в лучшую сторону многие процессы в организме. При энергетическом дыхании мы вдыхаем не просто воздух, а вдыхаем энергию как жизненную силу, необходимую организму. Поэтому нужно научиться ценить каждый свой вдох - выдох - как первый и последний.

Врач терапевт

Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, клетки которого чувствительны к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания. Пребывание людей в закрытом, плохо проветриваемом помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль, вялость, сонливость, разбитость.

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, что конкретно является причиной столь угнетенного состояния человека, находящегося в закрытом помещении?

Врач терапевт.

Виновником такого состояния человека является целый комплекс факторов, но прежде всего углекислота. Углекислота - мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Влияя на сосуды головного мозга, она расширяет их, причем тем активнее, чем больше концентрация углекислого газа в крови, это в свою очередь вызывает дискомфорт. Кроме углекислоты, мы вдыхаем вредные примеси такие как угарный газ, аммиак, альдегиды и т.п., которые могут стать причиной патологических изменений внутренних органов, в первую очередь органов дыхания.

Поэтому помещения, в которых мы живем и работаем, надо систематически проветривать, а самим чаще бывать на свежем воздухе.

Врач пульмонолог.

Нельзя не отметить отрицательное влияние на органы дыхания таких вредных привычек , как употрeбление алкогольных напитков и курение. Алкоголь в значительных количествах выводится из организма через легкие, повреждая при этом ткань легкого и оболочки дыхательных путей.

Установлено, что не менее 90% курильщиков \"со стажем\" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Это объясняется тем, что они являлись пассивными курильщиками, вдыхая воздух, отравленный дымом выкуренных родителями сигарет.

У курящих детей часто возникает кашель и развиваются такие болезни, как бронхит и пневмония. У них наблюдается увеличение частоты дыхания, а жизненная емкость легких сокращается на 1000 - 1250 куб.см. по сравнению с некурящими сверстниками. Существует взаимосвязь между емкостью легких и \"стажем\" курения.

Ученые установили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ, но никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.

Если человек в день курит от 1 - 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-6 лет по сравнению с некурящими;

  • от 10 до 19 сигарет - на 5,5 лет;
  • от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.

Табачный дым содержит канцерогены - вещества, стимулирующие образование злокачественных опухолей, что повышает в 30 раз риск возникновения paка легких и paка гортани.

Одним из симптомов заболевания органов дыхания является кашель. Причиной \"табачного кашля\" являются капли дегтя, осевшие в легких. Они раздражают слизистую оболочку и рефлекторно через мозговой центр вызывают кашлевые толчки. Выделяемая при этом мокрота постоянно сплевывается курильщиком.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения , в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употрeблением табака ежегодно умирает от 500 до 700 тысяч человек .

Во многих европейских странах люди бросают курить, твердо решив стать некурящей нацией в новом веке.

1 Врач инфекционист.

Самыми широко распространенными, относительно кратковременными заболеваниями органов дыхания являются - грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина. Это вирусные инфекции, хаpaктеризующиеся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Эти заболевания, в свою очередь могут вызвать ряд более серьезных или принимать хроническую форму. Так, например, гайморит и фронтит.

Гайморит вызван воспалением слизистой оболочки гайморовых пазух.

Фронтит - воспаление лобной пазухи. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура.

Ангина ( в переводе с лат. - \"сжимаю душу\") относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Эта болезнь известна с древних времен. Обычно она вызывается бетагемолитическим стрептококком, и источником распространения инфекции являются больные ангиной.

За мягким небом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, содержащей множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они иногда сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзилит.

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзилит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).

Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно - капельным путем. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато - белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.

Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, какая категория людей чаще всего болеет дифтерией? Какова профилактика этого заболевания?

1 Врач инфекционист.

Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько, обычно около 10 лет.

2 Врач инфекционист.

Я хочу продолжить разговор начатый моим коллегой. Разговор пойдет о бронхите.

Бронхит - это воспаление бронхов с поражением их слизистой. Различают две формы бронхита - острый и хронический. На фоне затянувшегося заболевания может развиться бронхиальная астма - основным проявлением которой являются приступы удушья, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

Туберкулез - одно из бактериальных заболеваний легких - получил свое название потому, что в очагах заражения образуются воспалительные узелки, называемые туберкулы, что в переводе с латинского означает \"небольшая опухоль\".

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, что такое чахотка?

2 Врач инфекционист.

Чахотка-это другое название туберкулеза. Чахотка получила свое название за то, что ей сопутствует истощение тканей и в результате создается впечатление, что больной чахнет. Возбудителем туберкулеза (чахотки) является - палочка Коха, которая попадает в организм человека воздушно - капельным путем, впрочем как и все вирусы, вызывающие болезни органов дыхания.

Невозможно не сказать об oнкoлoгических заболеваниях. К сожалению, с большим трудом поддающихся, лечению.

Paк - это опухоль, развивающаяся из покровного или железистого эпителия. Развивается paк во всех органах и тканях, в которых имеются эпителиальные элементы, но чаще всего в желудке, толстой кишке, матке, на коже, в молочной железе и легких.

Туберкулез и paк легкого начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может не подозревать. А лечение более успешно в начальной стадии болезни.

Чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни и оказать своевременную и качественную помощь больному все взрослое население проходит обязательное флюорографическое обследование.

Вопрос из зала.

Недавно в одной из телевизионных программ рассказывалось о дeвoчке, которая чихает каждую секунду, такое возможно?

Врач.

Необычный факт был зарегистрирован в 2009 году американскими врачами. Дeвoчка, после перенесенного простудного заболевания, продолжала чихать каждую секунду. Такое заболевание известно в медицине под названием \"пулеметного кашля\". В мире известны всего четыре таких случая. К сожалению, врачи не могут объяснить причину возникновения этой болезни и поэтому, пока не в силах помочь таким больным.

Врач инфекционист.

Несколько слов хочется сказать о, всех нас напугавшем, \"свином гриппе\". Генетическим материалом всех вирусов гриппа является РНК, которая мутирует в 1000 раз чаще, чем ДНК, что и позволяет вирусу гриппа \"пробивать\" иммунную защиту птиц, свиней и человека. Вирус H1N1 - это сокращенные названия поверхностных вирусных белков гемагглютинина (H) и фермента нейраминидазы (N). Еще недавно было много газетного шума по поводу птичьего гриппа, о котором все почти уже забыли.

Конечно, полторы сотни cмepтей в одной стране вызывают беспокойство. Все эти жертвы имели контакты со свиньями. Проблема усугубилась тем, что до сих пор случаи передачи вируса от свиньи к человеку не были известны, хотя и вирус H1N1 до сих пор не регистрировался.

Ведущая.

И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - \"тепличные\". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:

Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!

А от себя добавлю: \"И веди здоровый образ жизни!\"

Благодарю наших гостей за содержательную беседу.

Учитель.

III. Домашнее задание. Изучить параграф 29. Задание 120-122 в рабочей тетради.

IV. Выставление поурочного балла.

Литература.

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. - Издательский центр \"Вентана - Граф\", 2003.

2. Колесов Д.В., Р.Д.Маш., И.Н.Беляев. Биология.Человек.8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

3. Никандрова С.М. \"Лечебные вести\" №5, ст.\"Дыхание жизни\".

4. Г.А.Леликова. Классные часы. 7 класс: беседы, викторины, тематические вечера и познавательные игры\". - Волгоград: Учитель, 2008.

5. Пепеляева О.В., Сунцова И В . Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. - М.:ВАКО, 2007.

6. Т.В.Козачек. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина \"Человек\". - Волгоград: Учитель, 2006.

7. Азарова Н.И. Конкурс знатоков биологии. //Биология. 2004. № 12.

8. И.Э. Лалаянц.Грипп подложил свинью. // Биология. 2009. № 18.



Комментарии:

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

01 04 2025 1:39:29

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

31 03 2025 10:37:35

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

30 03 2025 12:32:48

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

29 03 2025 0:38:13

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

28 03 2025 23:31:33

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

27 03 2025 9:45:37

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)


    Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

      В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

26 03 2025 21:50:26

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

25 03 2025 22:30:23

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

24 03 2025 8:29:33

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

23 03 2025 4:22:40

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

22 03 2025 6:12:50

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

21 03 2025 11:21:10

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

20 03 2025 1:31:16

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

19 03 2025 7:53:27

Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления


    Урок по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления

      Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...

18 03 2025 19:56:45

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

17 03 2025 13:15:29

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

16 03 2025 16:22:33

Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Сельскохозяйственные растения, или Растения-переселенцы". 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....

15 03 2025 12:29:20

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

14 03 2025 20:14:31

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

13 03 2025 9:15:21

Урок-проект "Рыбы Тверской области"


    Урок-проект "Рыбы Тверской области"

      Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....

12 03 2025 13:32:23

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      В статье представлен вариант использования компьютерных технологий на уроке биологии в 6-м классе. Обобщающий урок по теме "Жизнедеятельность, рост и развитие цветковых растений" проводится по типу телевизионной передачи "Своя игра". ...

11 03 2025 7:31:34

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

10 03 2025 8:41:55

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

09 03 2025 6:17:14

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

08 03 2025 4:48:16

Программа курса "Биоиндикация"


    Программа курса "Биоиндикация"

      Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды. ...

07 03 2025 6:56:59

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

06 03 2025 15:23:26

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

05 03 2025 8:25:37

Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе


    Биотические связи в природе. Урок биологии в 9-м классе

      Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...

04 03 2025 15:28:41

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

03 03 2025 15:43:52

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

02 03 2025 15:23:10

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

01 03 2025 16:57:39

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

28 02 2025 3:26:55

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

27 02 2025 10:46:26

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

26 02 2025 21:51:28

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

25 02 2025 23:43:23

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

      ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....

24 02 2025 3:15:16

Элективный курс "Приемная доктора Айболита"


    Элективный курс "Приемная доктора Айболита"

      Несмотря на полноту и содержательность школьного курса биологии, изучающего человеческий организм, у учащихся часто возникают вопросы по применению этих знаний на пpaктике. Кроме того, нередко школьники задают вопросы, не предусмотренные школьной программой, но интересующие их. Данный курс призван решить эти противоречия и ответить на все вопросы учащихся. Он может быть изменён согласно их пожеланиям....

23 02 2025 4:16:59

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

22 02 2025 17:33:26

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

21 02 2025 14:11:21

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

20 02 2025 1:37:32

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

19 02 2025 3:49:43

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

18 02 2025 22:59:55

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

17 02 2025 4:35:43

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

16 02 2025 10:56:49

Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"


    Лабораторная работа "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя"

      Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...

15 02 2025 10:51:47

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

14 02 2025 21:40:10

Урок по теме "Онтогенез и его этапы"


    Урок по теме "Онтогенез и его этапы"

      В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры. Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность. ...

13 02 2025 15:44:46

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

12 02 2025 0:58:56

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

11 02 2025 10:34:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::