Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему.

Оборудование: таблицы \"Изменение состава воздуха в классе в течение дня\", \"Вред курения\", \"Профилактика воздушно-капельных инфекций\".

Ход урока

I. Вводная часть.

Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи, распределяет роли. (Психолог, пульмонолог, фтизиатр, два врача инфекциониста, врач терапевт, четверо выступающих из зала)

II. Основная часть урока ./Ролевая игра/

Ведущий. :

Такое чудо - воздух
Не сыщите, нигде,
А только на планете,
На матушке Земле.
Его не замечаем,
Его как будто нет,
А перекройте воздух -
И сразу меркнет свет:

Сегодня в рамках нашей встречи \"Экология здоровья\" пойдет разговор о процессе, без которого жизнь невозможна - о дыхании, о возможных заболеваниях органов дыхания, связанных с окружающей, социальной средой, профилактике этих заболеваний, пагубном воздействии вредных привычек на дыхательную систему.

Для этого к нам за \"круглый стол\" мы пригласили гостей, которые поведают нам тайны этого жизненно - важного процесса.

Представление гостей /психолог-специалист по дыхательным психотехникам, пульмонолог, врач фтизиатр ,1 врач инфекционист, 2 врач инфекционист, врач терапевт/

Ведущий.

Еще великий древнегреческий врач Гиппократ называл воздух \"пастбищем жизни\". Без воздуха не может прожить в первую очередь человек Вернее может, но только одну минуту, не больше. И лишь некоторые из нас могут задержать дыхание до шести минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к cмepти, потому что в организме нет запаса кислорода для дыхания.

Психолог - специалист по дыхательным психотехникам.

Обычно мы не замечаем своего дыхания, не задумываемся, как мы дышим и что вдыхаем. А зря! Ведь у человека только два источника получения энергии: питание и дыхание. В широком смысле дыхание - это энергообмен между различными энергетическими средами, к которым относятся земля и планеты, растения и животные и, конечно, люди. Но дыхание - это еще и базовый человеческий инстинкт. При его правильном применении наш организм развивается, оздаравливается; если же не уделять ему должного внимания, организм заболевает.

Само наличие дыхания подразумевает жизнь, а возможности его безграничны, Конечно, мы можем рассматривать дыхание лишь как физиологический процесс обеспечения газообмена (кислород - углекислота). Но вместе с кислородом во время вдоха наш организм наполняется энергией - жизненно важной силой. При выдохе мы на физиологическом уровне освобождаем легкие от углекислого газа, но осознанное внимание к этому процессу позволяет нам направлять потоки энергии внутрь тела и насыщать наши органы и системы. Опыт показывает, что, заменив обычное дыхание осознанным энергетическим, можно изменить в лучшую сторону многие процессы в организме. При энергетическом дыхании мы вдыхаем не просто воздух, а вдыхаем энергию как жизненную силу, необходимую организму. Поэтому нужно научиться ценить каждый свой вдох - выдох - как первый и последний.

Врач терапевт

Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, клетки которого чувствительны к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания. Пребывание людей в закрытом, плохо проветриваемом помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль, вялость, сонливость, разбитость.

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, что конкретно является причиной столь угнетенного состояния человека, находящегося в закрытом помещении?

Врач терапевт.

Виновником такого состояния человека является целый комплекс факторов, но прежде всего углекислота. Углекислота - мощный фактор регуляции функций дыхания и кровообращения. Влияя на сосуды головного мозга, она расширяет их, причем тем активнее, чем больше концентрация углекислого газа в крови, это в свою очередь вызывает дискомфорт. Кроме углекислоты, мы вдыхаем вредные примеси такие как угарный газ, аммиак, альдегиды и т.п., которые могут стать причиной патологических изменений внутренних органов, в первую очередь органов дыхания.

Поэтому помещения, в которых мы живем и работаем, надо систематически проветривать, а самим чаще бывать на свежем воздухе.

Врач пульмонолог.

Нельзя не отметить отрицательное влияние на органы дыхания таких вредных привычек , как употрeбление алкогольных напитков и курение. Алкоголь в значительных количествах выводится из организма через легкие, повреждая при этом ткань легкого и оболочки дыхательных путей.

Установлено, что не менее 90% курильщиков \"со стажем\" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Это объясняется тем, что они являлись пассивными курильщиками, вдыхая воздух, отравленный дымом выкуренных родителями сигарет.

У курящих детей часто возникает кашель и развиваются такие болезни, как бронхит и пневмония. У них наблюдается увеличение частоты дыхания, а жизненная емкость легких сокращается на 1000 - 1250 куб.см. по сравнению с некурящими сверстниками. Существует взаимосвязь между емкостью легких и \"стажем\" курения.

Ученые установили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ, но никотин по своей ядовитости равен синильной кислоте.

Если человек в день курит от 1 - 9 сигарет, то сокращает свою жизнь на 4-6 лет по сравнению с некурящими;

  • от 10 до 19 сигарет - на 5,5 лет;
  • от 20 до 39 сигарет - на 6,2 года.

Табачный дым содержит канцерогены - вещества, стимулирующие образование злокачественных опухолей, что повышает в 30 раз риск возникновения paка легких и paка гортани.

Одним из симптомов заболевания органов дыхания является кашель. Причиной \"табачного кашля\" являются капли дегтя, осевшие в легких. Они раздражают слизистую оболочку и рефлекторно через мозговой центр вызывают кашлевые толчки. Выделяемая при этом мокрота постоянно сплевывается курильщиком.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения , в которой много и настойчиво изучают проблему курения, от причин, связанных с употрeблением табака ежегодно умирает от 500 до 700 тысяч человек .

Во многих европейских странах люди бросают курить, твердо решив стать некурящей нацией в новом веке.

1 Врач инфекционист.

Самыми широко распространенными, относительно кратковременными заболеваниями органов дыхания являются - грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина. Это вирусные инфекции, хаpaктеризующиеся интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Эти заболевания, в свою очередь могут вызвать ряд более серьезных или принимать хроническую форму. Так, например, гайморит и фронтит.

Гайморит вызван воспалением слизистой оболочки гайморовых пазух.

Фронтит - воспаление лобной пазухи. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура.

Ангина ( в переводе с лат. - \"сжимаю душу\") относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Эта болезнь известна с древних времен. Обычно она вызывается бетагемолитическим стрептококком, и источником распространения инфекции являются больные ангиной.

За мягким небом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, содержащей множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом они иногда сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзилит.

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзилит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (без операции).

Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно - капельным путем. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато - белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез.

Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, какая категория людей чаще всего болеет дифтерией? Какова профилактика этого заболевания?

1 Врач инфекционист.

Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько, обычно около 10 лет.

2 Врач инфекционист.

Я хочу продолжить разговор начатый моим коллегой. Разговор пойдет о бронхите.

Бронхит - это воспаление бронхов с поражением их слизистой. Различают две формы бронхита - острый и хронический. На фоне затянувшегося заболевания может развиться бронхиальная астма - основным проявлением которой являются приступы удушья, которые могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

Туберкулез - одно из бактериальных заболеваний легких - получил свое название потому, что в очагах заражения образуются воспалительные узелки, называемые туберкулы, что в переводе с латинского означает \"небольшая опухоль\".

Вопрос из зала.

Скажите, пожалуйста, что такое чахотка?

2 Врач инфекционист.

Чахотка-это другое название туберкулеза. Чахотка получила свое название за то, что ей сопутствует истощение тканей и в результате создается впечатление, что больной чахнет. Возбудителем туберкулеза (чахотки) является - палочка Коха, которая попадает в организм человека воздушно - капельным путем, впрочем как и все вирусы, вызывающие болезни органов дыхания.

Невозможно не сказать об oнкoлoгических заболеваниях. К сожалению, с большим трудом поддающихся, лечению.

Paк - это опухоль, развивающаяся из покровного или железистого эпителия. Развивается paк во всех органах и тканях, в которых имеются эпителиальные элементы, но чаще всего в желудке, толстой кишке, матке, на коже, в молочной железе и легких.

Туберкулез и paк легкого начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может не подозревать. А лечение более успешно в начальной стадии болезни.

Чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни и оказать своевременную и качественную помощь больному все взрослое население проходит обязательное флюорографическое обследование.

Вопрос из зала.

Недавно в одной из телевизионных программ рассказывалось о дeвoчке, которая чихает каждую секунду, такое возможно?

Врач.

Необычный факт был зарегистрирован в 2009 году американскими врачами. Дeвoчка, после перенесенного простудного заболевания, продолжала чихать каждую секунду. Такое заболевание известно в медицине под названием \"пулеметного кашля\". В мире известны всего четыре таких случая. К сожалению, врачи не могут объяснить причину возникновения этой болезни и поэтому, пока не в силах помочь таким больным.

Врач инфекционист.

Несколько слов хочется сказать о, всех нас напугавшем, \"свином гриппе\". Генетическим материалом всех вирусов гриппа является РНК, которая мутирует в 1000 раз чаще, чем ДНК, что и позволяет вирусу гриппа \"пробивать\" иммунную защиту птиц, свиней и человека. Вирус H1N1 - это сокращенные названия поверхностных вирусных белков гемагглютинина (H) и фермента нейраминидазы (N). Еще недавно было много газетного шума по поводу птичьего гриппа, о котором все почти уже забыли.

Конечно, полторы сотни cмepтей в одной стране вызывают беспокойство. Все эти жертвы имели контакты со свиньями. Проблема усугубилась тем, что до сих пор случаи передачи вируса от свиньи к человеку не были известны, хотя и вирус H1N1 до сих пор не регистрировался.

Ведущая.

И в завершение нашего разговора хочется подчеркнуть, что простудным заболеваниям органов дыхания чаще всего подвергаются люди с ослабленным иммунитетом и низкой физической подготовкой - \"тепличные\". А что для этого нужно делать нам подсказали слова одной известной песни:

Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!

А от себя добавлю: \"И веди здоровый образ жизни!\"

Благодарю наших гостей за содержательную беседу.

Учитель.

III. Домашнее задание. Изучить параграф 29. Задание 120-122 в рабочей тетради.

IV. Выставление поурочного балла.

Литература.

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие. - Издательский центр \"Вентана - Граф\", 2003.

2. Колесов Д.В., Р.Д.Маш., И.Н.Беляев. Биология.Человек.8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2009.

3. Никандрова С.М. \"Лечебные вести\" №5, ст.\"Дыхание жизни\".

4. Г.А.Леликова. Классные часы. 7 класс: беседы, викторины, тематические вечера и познавательные игры\". - Волгоград: Учитель, 2008.

5. Пепеляева О.В., Сунцова И В . Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. - М.:ВАКО, 2007.

6. Т.В.Козачек. Биология 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина \"Человек\". - Волгоград: Учитель, 2006.

7. Азарова Н.И. Конкурс знатоков биологии. //Биология. 2004. № 12.

8. И.Э. Лалаянц.Грипп подложил свинью. // Биология. 2009. № 18.



Комментарии:

Генеалогический метод изучения наследственности


    Генеалогический метод изучения наследственности

      Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....

25 04 2025 8:26:53

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

24 04 2025 1:46:46

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

23 04 2025 12:18:40

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

22 04 2025 5:25:46

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

21 04 2025 15:13:59

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

20 04 2025 12:25:14

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

19 04 2025 1:53:55

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс


    Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

18 04 2025 7:45:26

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

17 04 2025 10:21:16

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

16 04 2025 19:23:26

Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии


    Взгляд учителя на проблему формирования ключевых компетенций на уроках биологии

      В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....

15 04 2025 22:25:24

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

14 04 2025 17:20:21

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

13 04 2025 9:20:33

Стадия бластулы и гаструлы.

Стадия бластулы и гаструлы. Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...

12 04 2025 6:52:21

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

11 04 2025 8:50:27

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

10 04 2025 15:41:54

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

09 04 2025 6:55:59

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

08 04 2025 3:51:38

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"


    Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

      Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

07 04 2025 19:37:40

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

06 04 2025 18:36:53

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

05 04 2025 1:35:31

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

04 04 2025 22:10:16

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

03 04 2025 4:33:32

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

02 04 2025 6:20:22

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

01 04 2025 3:39:26

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

31 03 2025 8:38:17

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

30 03 2025 1:52:53

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"


    Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

      Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

29 03 2025 1:27:50

Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"


    Внеклассное мероприятие на тему "Амурский тигр"

      2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....

28 03 2025 13:23:44

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

27 03 2025 19:11:49

"Размножение рыб". 7-й класс


    "Размножение рыб". 7-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения пoлoвoй системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением ИКТ. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

26 03 2025 10:39:51

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс


    Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

      Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

25 03 2025 6:57:15

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

24 03 2025 20:33:36

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

23 03 2025 21:57:52

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

22 03 2025 18:38:52

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

21 03 2025 18:55:42

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

20 03 2025 4:49:41

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

19 03 2025 15:13:46

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

18 03 2025 23:22:49

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

17 03 2025 22:24:56

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"


    Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

      Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

16 03 2025 20:24:10

Развитие жизни в Мезозойскую эру


    Развитие жизни в Мезозойскую эру

      Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....

15 03 2025 21:15:41

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

14 03 2025 17:37:41

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

13 03 2025 13:16:41

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"


    Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

      Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

12 03 2025 16:57:30

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

11 03 2025 16:30:49

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

10 03 2025 4:46:16

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

09 03 2025 6:49:11

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

08 03 2025 1:48:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

07 03 2025 21:33:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::