Информационные технологии на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Информационные технологии на уроках биологии

Задачи урока:

-сформировать знания о значении млекопитающих, об уменьшении численности многих видов

-познакомить с редкими видами млекопитающих, занесенных в Красную книгу, в том числе Ростовской области

-привить ответственное и бережное отношение к живой природе, животному миру

Эпиграф урока:

“Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы,

Убивайте всех зверей внутри себя”.

Оборудование: географическая карта РО, тесты, технологические карты, таблица “Красная книга”, мультимедийный проектор, компьютер, диски с презентациями, выставка книг о млекопитающих, Красная книга.

Данному уроку предшествовала дополнительная подготовка. Уч-ся самостоятельно готовили сообщения о редких животных. Работали группами по подготовке презентаций, а также с различными источниками информации .

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент .

Учитель:Сегодня на уроке мы постараемся выяснить значение млекопитающих в природе и жизни человека, а также группа ребят представит свое проектное задание “Редкие и исчезающие виды млекопитающих”.

2.Проверка знаний.

1.Мини –викторина. ( устно, между группами)

Вопросы:

  1. Чем отличаются млекопитающие от других хордовых животных?
  2. На какие группы делят млекопитающих, в зависимости от особенностей развития и размножения?
  3. Что такое эхолокация?
  4. Назовите самого огромного млекопитающего.
  5. Назовите самого маленького млекопитающего.
  6. Назовите самого медленного млекопитающего.
  7. Назовите самого высокого млекопитающего .
  8. Какое млекопитающее имеет самую низкую температуру тела?
  9. Что такое пушистое золото?
  10. Какие особенности имеет волосяной покров млекопитающих?

2.Работа с тестом по вариантам.

Вариант1.

1. К теплокровным животным относят:

А-млекопитающих

Б-кишечнополостных

В-земноводных

Г-червей

2.В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающих делят на 3 группы:

А- водные, наземные, земноводные

Б- травоядные, хищные, всеядные

В- яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Г- роющие, почвенные, летающие

3.Универсальный орган, развитый за счет видоизменения носа и верхней губы называют

А- хвостом

Б- вибриссами

В- защечными мешками

Г- хоботом

4.Пушистым золотом называют:

А-кожные покровы

Б- вибриссы

В- ценный мех

Г- маховые перья

5. Мелкие грызуны в природе играют следующую роль:

А- рыхлят почву

Б- разносят инфекционные болезни

В- опыляют растения

Г- являются санитарами природы

Вариант 2.

1.Постоянную температуру тела имеют:

А-земноводные

Б-пресмыкающие

В-млекопитающие

Г-рыбы

2.Хищники для природы имеют следующее значение:

А- распространяют семена

Б- рыхлят почву

В- являются санитарами природы

Г- разносят заболевания

3.Какое приспособление позволяет летучим мышам не натыкаться на предметы в темноте:

А-крылья

Б- слух и зрение

В- эхолокация

В- волосяной покров

4.Самым огромным млекопитающим является:

А- слон

Б- морж

В- синий кит

Г-жираф

5. Реликтовый зверек, современник мамонтов, эндемик:

А- выхухоль

Б-ягуар

В-коала

Г-кенгуру

3.Взаимопроверка. Все обмениваются своими работами , сравнивают с ответами на экране и оценивают . ( На экране высвечиваются правильные ответы и критерии оценивания работ. Использование ИКТ)

3.Новая тема.

Учитель: Ребята! Подумайте и скажите:

Какие блага человек получил , изучая млекопитающих?

Уч-ся: Человек использует млекопитающих для

-получения продуктов питания

-как сырье , из которого получают одежду, обувь, меха.

-перевозки грузов, на охоте, т.е. как рабочую силу,

-медицинских и научных целей

-эстетическое значение.

Вопрос учителя? Какова роль млекопитающих в природе?

-переносчики инфекционных заболеваний

-распространяют семена

-рыхлят почву

-являются санитарами природы

-регулируют численность других животных

-влияют на рост и развитие растений

-являются одним из звеньев в цепи питания.

Учитель :

Подведем итоги нашей беседы:

Смотрим на экран и работаем с технологическими картами,

заполняем схемы 1 и 2 . ( Использование ИКТ).

Технологическая карта.

Задание: заполните схемы:

СХЕМА 1. Значение млекопитающих для человека.

1. 2. 3. 4. 5.

СХЕМА 2. Роль млекопитающих в природе.

1. 2. 3. 4. 5.

 

Учитель: Многовековое использование млекопитающих, а также хозяйственная деятельность человека привели к сокращению численности одних животных, вымиранию других .

С 1600 года на Земле вымерло 63 вида млекопитающих и опасность исчезновения грозит более 120 видам.

И не зря эпиграфом нашего урока являются строки Евгения Евтушенко:

“Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя”.

Далее на уроке речь пойдет об охране млекопитающих.

Учитель: С целью сохранения численности млекопитающих проводят специальные природоохранные мероприятия:

-организуют территории с различными степенями охраны - это

Заповедники, заказники , памятники природы, национальные парки.

Уч-ся работают с учебником на стр 293 и отвечают на вопрос:

Чем отличаются данные территории друг от друга?

Примерные ответы уч-ся :

Заповедник – эталон нетронутой природы. Исключается любая хозяйственная деятельность человека. Основная задача - охрана редких и исчезающих видов, сохранение генофондов растений и животных.

Заказник – территории с частичным режимом охраны сроком на 5 или 10 лет.

Памятник природы – отдельные природные объекты , имеющие научное или историческое значение.

Национальные парки – участки территории , выделенные для сохранения природы.

Учитель: Привлечь внимание человечества к спасению исчезающих видов помогает Красная книга. Знаете ли вы что такое Красная книга?

Прослушаем дополнительное сообщение о Красной книге.

Уч-ся:

Красная книга – это перечень видов животных и растений , грибов и лишайников, которым грозит реальное исчезновение с лица земли.

В 1960-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая красная книга – Международная – появилась в 1966 году. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности.

Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы!

Учитель: Как вы думаете ребята , а как обстоят дела в РО?

По мнению ученых , территория нашего края в далеком прошлом представляла травяной океан, по которому бродили стада диких животных- зубров, бизонов, медведей, тарпанов, и великое множество мелких : зайцев, лис, сурков ...

Но богатый и своеобразный животный мир РО претерпел значительные изменения.

Численность млекопитающих сократилась, многие полностью исчезли.

На сегодня в РО зафиксировано 66 видов млекопитающих , из них 4 вида занесены в Красну. Книгу Дона. Это: байбак, выхухоль, перевязка, гигантская вечерница.

И у нас, на Дону , создана целая система сохранения фауны:

-имеются два водно-болотных угодья международного значения: озеро Маныч-Гудило и Веселовское водохранилищею

- семь охотничьих заказников федерального подчинения

- 24 заказника областного подчинения

- 92 памятника природы

- постановлением Правительства от 27 декабря 1995 года учрежден первый в области Государственный заповедник Ростовский, который был создан из четырех самостоятельных участков в Орловском и Ремонтненском районах.

(Учитель показывает на экране расположение заповедника на территории Ростовской области).

Учитель: Группа ребят получила опережающее задание - подготовить презентацию “Редкие и исчезающие виды млекопитающих” и познакомить нас с этими животными.

Уч-ся представляют презентацию “Редкие и исчезающие млекопитающие” и в ходе презентации дают характеристики этим животным.

Коала.

Сумчатый медведь , живет на эвкалиптовых деревьях, питается исключительно их листьями. При чем из 100 видов эвкалиптов, существующих в Австралии, выбирает только один.

Амурский тигр.

Обитает на юге Дальнего Востока. Это самое северное местообитание тигра в мире. Имеет крупные размеры, пышный зимний мех. Сохранился этот вид в биосферном заповеднике Приморья. Тигр настойчиво охотится на оленей и прибегает к своеобразной военной хитрости. Хищник приманивает самцов оленя, подражая их брачному реву.

Белый медведь.

Обитатель Арктики. Это самый крупный медведь на свете. В 2 раза больше человека. Белые медведи не мерзнут на холоде. Густая , мохнатая шерсть и толстый слой жира помогают им сохранить тепло.

Белый песец.

Это тоже обитатель Арктики. По сравнению с рыжей лисицей у песца не такой острый нос и маленькие ушки. Зимой имеет очень красивый и густой мех, который высоко ценится. Песец семенит мелкими шажками. Он ставит задние лапки точно на отпечатки передних, поэтому цепочка его следов тянется в одну линию.

Панда.

А это бамбуковый медведь. Дальний родственник енотов. Живет в прохладных и влажных лесах Китая, питаясь молодыми побегами и листьями бамбука.

Ягуар.

Предпочитает селиться в чаще лесов, поблизости от воды. Он замечательный пловец. Окраска у каждого ягуара уникальная и неповторимая. Нет двух ягуаров с одинаковым расположением узоров пятен на шкуре.

Выхухоль.

Эндемик, т.е. нигде больше не встречается. Реликтовый вид, очень редок, занесен в Красную книгу Ростовской области. Это зверек с величиной с ежа, только не в колючей шкурке , а в мягком , шелковистом меху темно-бурого цвета на спине и светло-серебристого на брюшке. По ценности меха этого зверька можно поставить рядом с соболем. Мордочка выхухоли удлиненная как у ежа, но кончается она не черным носиком – пуговкой , а удлиненным подвижным хоботком. Хоботок этот помогает ощупывать предметы, он отчасти заменяет зверьку глаза. Ведь выхухоль почти слепа.

Европейский байбак.

Внешне очень напоминает сусликов, но значительно крупнее. Тело покрыто короткой мягкой шерстью темно-желтого цвета. Водится в злаково –разнотравных степях и балках. Байбак – ценный пушной зверек. Мех байбака очень прочен. Мясо съедобно. Добывают его в августе. Перед спячкой зверьки накапливают много жира. А жир его используют в медицине. Занесен в Красную книгу.

Южнорусская перевязка.

Это хищный зверек, относится к семейству куньих. Уничтожает мышевидных грызунов. По размерам меньше степного хорька. Отличается пестрой окраской. Уши крупные, хвост длинный пушистый . Очень красивый зверек. Перевязка активна в темную часть суток . В настоящее время – редкий малочисленный вид.

Учитель : Довольно долго можно перечислять редких животных, но хотелось бы услышать ваши предложения по восстановлению численности охраняемых животных.

Уч-ся совещаются в группах и предлагают возможные пути решения:

-создание заповедных территорий

-рациональное использование ресурсов

-сохранение среды обитания животных

-искусственное расселение в районах былого распространения

-полный запрет охоты на редкие виды

Учитель дополняет ответы уч-ся и приводит слова из народной мудрости: “Не тот охотник хорош, который убивает , а тот хорош , который бережет и охраняет”.

4.Закрепепление.

Обобщающая беседа по изученным вопросам с использованием ИКТ.

5.Подведение итогов.

Учитель анализирует работу всего класса, высказывает свое мнение о презентациях уч-ся, оценивает качество ответов.

6.Заключение.

Закончить урок хотелось бы строками из стихотворения “Обращение к людям”.

( Учитель читает стихотворение)

Люди!

Задержитесь на мгновенье,

Прежде чем увидите в лицо

Наших братьев поколенье

Матери-Природы естество.

Миллионы лет она творила,

Чтобы совершенством покорять,

Мы ведь тоже часть ее творений,

Только часть- пора бы нам понять!

Все свои права мы знаем четко,

Их лишаем права жить подчас,

Словно ненароком забывая, что права –то равные у нас.

Словно нет на свете Красной книги,

Самой грустной книги на Земле,

В шелесте страниц которой слышно:

“Человек, подумай обо мне…”

Мы на то и люди, чтобы думать,

Ведь от нас зависит их судьба,

В наших силах красные страницы

Выкрасить в зеленый цвет добра.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную характеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

29 07 2021 9:25:47

Среда обитания и экологические факторы

Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять характерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

29 07 2021 12:50:11

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

29 07 2021 13:43:27

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

29 07 2021 5:13:29

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

29 07 2021 10:34:37

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

29 07 2021 21:46:37

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

29 07 2021 2:29:43

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

29 07 2021 23:31:48

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

29 07 2021 0:57:32

Цветок

На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

29 07 2021 4:18:10

Использование контекстных задач на уроках биологии

С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

29 07 2021 18:58:56

"Амфибии. Ода земноводным"

Содержание урока носит комплексный характер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

29 07 2021 7:58:42

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

29 07 2021 7:46:52

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

29 07 2021 2:49:37

Обобщающий урок по теме "Цитология"

Обобщающий урок по теме « Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к Е Г Э....

29 07 2021 9:28:33

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, вырабатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

29 07 2021 9:35:46

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе полового размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

29 07 2021 1:18:49

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

На этом уроке учащимся даются четкие представление о характерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

29 07 2021 12:28:57

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

29 07 2021 15:23:15

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

29 07 2021 11:10:49

Наследственные болезни

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

29 07 2021 6:15:38

Урок природоведения на тему "Как и когда появилась жизнь на Земле"

В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией " Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....

29 07 2021 22:16:23

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

29 07 2021 20:31:50

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

29 07 2021 10:46:11

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

29 07 2021 11:10:11

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

29 07 2021 23:36:36

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

29 07 2021 16:33:36

Песец – полярный путешественник

В материале описано занятие для учащихся детского объединения « Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

29 07 2021 18:56:47

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

29 07 2021 2:51:56

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

29 07 2021 11:12:40

Вышли мы все из природы

Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

29 07 2021 23:17:20

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

29 07 2021 11:29:53

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

29 07 2021 5:36:53

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

29 07 2021 21:10:31

Учебно-полевая практика "Растительный мир улуса"

Назначение практики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

29 07 2021 6:31:22

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

29 07 2021 2:36:27

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

Раздел " Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела " Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

29 07 2021 10:58:40

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится практическая работа " Оценка микроклимата классной комнаты". ...

29 07 2021 20:27:41

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

29 07 2021 22:53:24

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра « Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опорно-схематические конспекты....

29 07 2021 0:49:37

Мастерская "Десятиногие"

Мастерская предназначена для изучения темы " Ракообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о ракообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

29 07 2021 8:58:10

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

29 07 2021 3:11:14

Игра как средство интерактивного обучения

Широкое использование И К Т позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре « Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

29 07 2021 6:56:25

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

29 07 2021 17:49:14

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

29 07 2021 0:50:21

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии " Дебаты" по теме " Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

29 07 2021 12:38:24

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опорными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

29 07 2021 12:51:41

Питание животных Биология

Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

29 07 2021 5:25:50

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

29 07 2021 23:54:26

Экология птиц антропогенного ландшафта

В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

29 07 2021 21:36:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)