Исследовательский подход в преподавании биологии
Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. В связи с этим, модернизация содержания образования предполагает усиление пpaктической ориентации среднего (полного) общего образования, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку пpaктических навыков, расширения различного рода пpaктикумов. Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески переpaбатывать, использовать его пpaктически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Следовательно, современный педагог должен формировать у ребёнка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей - научно - исследовательская работа на уроке и внеурочной деятельности. Овладение ее навыками происходит поэтапно.
Работа с литературой
Важное условие исследовательской деятельности - это умение работать с литературой, в первую очередь с учебником. Работа с учебником и другими информационными источниками - начальные элементарные требования обучению исследовательской деятельности. К признакам самообразовательной деятельности учащихся можно отнести:
а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;
б) добровольность в приобретении новых знаний;
в) совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
г) избирательный хаpaктер по сравнению с учебным познанием;
д) целенаправленность, системность и планомерный хаpaктер этой деятельности.
При работе с учебником я использую прием \"пометки на полях\", который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики знаками отмечают на полях учебника или данного им текста новую информацию, ту, что идет в разрез с их мнением, и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке не конечны, многое остается неизученным. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопросы, обращению к различным источникам информации. При работе с учебником я использую прием \"пометки на полях\", который позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ученики знаками отмечают на полях учебника или данного им текста новую информацию, ту, что идет в разрез с их мнением, и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке не конечны, многое остается неизученным. Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопросы, обращению к различным источникам информации.
2. Проблемное обучение.
Проблемное задание - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается школьниками как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления (в отличие от вопросов, требующих только напряжения памяти). Ученик при этом не только воспринимает информацию, но у него возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения. Например, при прохождении темы \"Кровь\" перед учащимися ставится проблемный вопрос: \"Почему при любых заболеваниях врачи назначают сдать анализ крови?\". Ученики обсуждают проблему, предлагают пути решения ее, приходят к выводу, что необходимо изучить состав крови, знать строение и функции ее составляющих в норме, а затем можно судить об изменениях в составе крови при заболеваниях. Эта проблема решается и на лабораторной работе, где сравнивается строение крови лягушки и человека, делается вывод об эволюции эритроцитов. Так из урока в урок учащиеся подходят к решению проблемы, создают мини-проект \"Мой анализ крови\". Самостоятельная деятельность при проблемном обучении обеспечивает учащимся овладение умениями не только выполнять задания, в которых вопрос уже сформулирован, но и выдвигать свои проблемы, рассматривать явления со всех сторон, отыскивать сходные факты в различных ситуациях и на основе этого отбрасывать привычные способы решения задач, создавать принципиально новый подход к их решению.
Указанные умения составляют основу творческой самостоятельности. Поэтому реализация проблемного обучения в школе - важнейшее условие развития самостоятельности учащихся.
3. Лабораторные работы
Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленные, методически продуманные даже непродолжительные по времени лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского хаpaктера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение.
Мною разработаны и поставлены различные новые лабораторные работы в разных классах лицея №3, в основном в классах с углубленным изучением биологии (8-11классах).
Темы лабораторных работ:
1. Строение печеночного сосальщика.
2. Сравнение головок, зрелых и гермафродитных члeников свиного и бычьего цепней, широкого лентеца.
3. Стадии бесполого размножения малярийного плазмодия.
4.Тип члeнистоногих. Класс паукообразных отряд клещи.
5.Органоиды клетки. Митохондрии в клетках почечного кaнaльца. Лизосомы
6. Включения клетки
7.Митоз в клетках корешка лука, в клетках яйца аскариды, амитоз в клетках мочевого пузыря мыши.
8.Формы бесполого размножения.
9.Формы пoлoвoго размножения.
10. Этапы эмбрионального развития ланцетника.
11. Постэмбриональное развитие.
12. Генеалогический метод генетики.
13. Близнецовый метод генетики.
14. Цитогенетический метод генетики.
15. Дерматоглифика как метод генетики.
16. Изучение растений открытых и закрытых зон. Роль света как экологического фактора.
17. Изучение растений разных экологических групп.
18. Изучение биоритмов собственного организма.
19. Сезонные биоритмы растений и перелетных птиц.
Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках. Однако пpaктические и лабораторные работы, как правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем.
Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным - проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты для сильных учащихся нового уровня содержат лишь цель исследования и направления работы, в то время как карты стандартного уровня определяют всю последовательность действий.
5. Проектная деятельность.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для такой работы подходят пpaктические, лабораторные работы, уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые деятельные формы организации учебного занятия с ролевым распределением работы в группе. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Например, самостоятельное планирование выполнения пpaктического задания или проведение лабораторных работ с включением частично самостоятельной деятельности учащихся, проблемное введение в тему урока и другое.
6. Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - это работа учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным решением (в отличие от пpaктикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и пpaктическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
На первом этапе работы с учащимися применяется проектная технология, что позволяет учащимся освоить общие основы исследовательской деятельности. Необходимо создать ситуацию успеха и уверенности учащихся в своих знаниях (оценивание учителем, публичная защита, участие в конкурсах проектов).
На втором этапе учащимся предлагаются к выполнению мини-исследования, в ходе которых учащиеся применяют знания в разных областях человеческой деятельности. Главный принцип - открытие учащимися новых сфер применения учебных знаний, и получение посредством исследования новой для себя информации. Поэтапное выполнение исследований различной степени сложности позволяет создать ситуацию успеха в обучении.
На третье этапе предлагается более глубокая исследовательская деятельность и работа проводиться только с учащимися наиболее подготовленными и заинтересованными в продолжении исследовательской деятельности по данному предмету. На этом этапе работы появляется необходимость сотрудничества с преподавателями вузов.
Например, на уроках введены элементы научно-исследовательских работ при прохождении темы \"Генетика человека\". Учащиеся составляют свои родословные, анализируют схемы, составленные товарищами, делают и изучают отпечатки пальцев. Выясняют, используя близнецовый метод, роль наследственности и среды в развитии признаков. Таким образом, проводим мини-исследования, которые потом перерастают в большую исследовательскую работу. Так в 2009-2010 годах были выполнены работы по темам: \"Близнецовый метод генетики\". \"Дерматоглифика\", \"Пoлoвoй хроматин\", \"Цитогенетический метод генетики\". Работы были представлены на городских научно-пpaктических конференциях и все высоко оценены, получили дипломы разной степени.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Научно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс. Научно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся наиболее благоприятные условия для развития дивергентного мышления, интуиции, воображения; помогает \"запустить\" механизм самообразования, самореализации; создает высокую мотивацию познавательной деятельности; формирует черты творческой личности. Исследовательская деятельность ведется на основе индивидуальных программ, программ спецкурсов, дополняющих и углубляющих предмет специализации, что позволяет использовать разнообразные виды исследовательского творчества учащихся с широким применением информационных технологий, включая Интернет-ресурсы. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности - понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития, образования.
О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся лицея: на вопрос \"Что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности\" ребята ответили:
1. Полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии - 50 %.
2. Работа над исследованием помогла моей самореализации -15%.
3. В процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми-исследователями, учеными, участвовал в научных конференциях -12%.
4. В процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать, научился работать с литературой и другими источниками информации - 10 %
5. Приобрел много друзей по интересам-8 %.
6. Научился выступать на публике, не бояться аудитории-5%.
Диагностические исследования учащихся лицея сотрудниками психологической службы показали наличие потребностей и возможностей лицеистов заниматься научно-исследовательской работой. Психолог лицея утверждает, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности. Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития лицея как инновационного учебного заведения нового типа. В лицее формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, непрерывное совершенствование субъект-субъектных отношений, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний; развитию познавательного интереса; стремлению к поиску, получению информации и новых ресурсов; развитию умения анализировать; формированию собственных суждений; формированию адекватной самооценки; установлению контактов и стремлению к контакту; становлению способности ориентироваться в жизни, возможности профессионального самоопределения; возможности моделировать будущее, профессиональной мобильности. Я считаю, что было бы целесообразно включить исследовательскую деятельность в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ. Необходимо принять программу, согласно которой вузы должны оказывать методическую и пpaктическую помощь в научно-исследовательской работе учащихся, приглашать наиболее одаренных детей в свои лаборатории. Учащиеся, показавшие хорошие результаты в исследованиях, могут заниматься в студенческих научных обществах и выступать с работами на вузовских конференциях(как выступала Вертикова А.на конференции в СГАУ).Есть необходимость организовать курсы повышения учителей по методике проведения исследовательских работ.
Комментарии:
В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы.
В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....
09 10 2025 14:19:16
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
08 10 2025 4:13:57
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
07 10 2025 17:23:24
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
06 10 2025 17:50:15
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
05 10 2025 21:14:51
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
04 10 2025 9:10:21
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
03 10 2025 23:48:33
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
02 10 2025 5:47:49
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
01 10 2025 21:42:15
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
30 09 2025 15:18:17
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
29 09 2025 22:43:14
Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....
28 09 2025 7:52:22
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
27 09 2025 14:55:11
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
26 09 2025 18:13:21
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 09 2025 0:39:12
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
24 09 2025 19:20:57
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
23 09 2025 13:30:27
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
22 09 2025 16:18:27
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
21 09 2025 23:26:51
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
20 09 2025 16:19:32
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
19 09 2025 8:48:40
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
18 09 2025 0:26:24
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
17 09 2025 6:27:11
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
16 09 2025 15:18:27
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
15 09 2025 9:47:59
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
14 09 2025 2:23:28
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
13 09 2025 13:19:37
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
12 09 2025 23:41:44
Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований ФГОС. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....
11 09 2025 3:19:26
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
10 09 2025 16:59:58
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
09 09 2025 12:58:48

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
08 09 2025 6:11:52
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
07 09 2025 22:51:58
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
06 09 2025 8:56:55
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
05 09 2025 2:59:47
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
04 09 2025 13:40:33
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
03 09 2025 11:51:34

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
02 09 2025 4:25:38
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
01 09 2025 11:43:42
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
31 08 2025 12:37:17
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
30 08 2025 17:59:18
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
29 08 2025 19:48:30

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
28 08 2025 12:34:47
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
27 08 2025 20:55:55
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
26 08 2025 7:44:45
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
25 08 2025 1:53:22
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
24 08 2025 6:14:24
Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....
23 08 2025 19:40:27
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
22 08 2025 10:15:20
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
21 08 2025 15:52:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::