Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Необходимость становления качественно новой эффективной системы образования, в условиях которой меняются не только цели, задачи образования, но и критерии эффективности и воспитания, приобретает важное значение в связи с изменением социально-экономической ситуации как в нашей стране, так и в мире в целом. Высокий темп развития и совершенствования науки и техники стимулирует потребность общества в людях образованных способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и творчески.
Выполнение такого рода задач становится важным в условиях проблемного обучения, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями и развитие мыслительных способностей. Эта технология, на мой взгляд, отвечает требованиям времени, теоретически обоснована.
Несмотря на значительные достижения в апробации этой педагогической технологии, есть еще вопросы, требующие своего разрешения, более детальной разработки методики обучения биологии. Именно это явилось определяющим при выборе темы моей методической работы, а именно «Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Учитывая социальный заказ общества, основываясь на задачах, стоящих перед школьным курсом биологии, отражающим всю систему биологических знаний и умений, сгруппированную в три взаимосвязанные содержательные линии:
- организм – биологическая система;
- надорганизменные системы;
- многообразие и эволюция органического мира.
Целью моей работы считаю активизировать познавательную деятельность на уроках биологии с целью развития познавательных способностей учащихся. через применение технологии проблемного обучения. Достичь этой цели планирую через решение следующих задач:
- оценить содержание школьного курса биологии на возможность применения педагогической технологии проблемного обучения;
- создать систему методов и форм обучения, реализующую технологию проблемного обучения на уроках биологии;
- проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках биологии.
В основе активизации познавательной деятельности учащихся находятся:
- совместная деятельность через общение, сотрудничество, диалог;
- единство воспитания, развития, обучения;
- перенос акцента на развитие мышления, усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса познания этих результатов;
- формирование структуры учебных знаний, адекватных структуре научных знаний;
- формирование общенаучных методов, как способов и приемов получения новых знаний;
- оптимальное сочетание формальной логики и диалектики;
- создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств обучаемого;
- целенаправленное и планомерное формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
При «отборе» содержания, выборе методов, средств, приемов, опираюсь на следующие принципы:
- принцип креативности;
- интегральный принцип единства личности, психики, сознания и деятельности;
- принцип системности;
- принцип наглядности.
Содержание курса биологии в школе определяется системой биологических знаний и умений, сгруппированных в три взаимосвязанных содержательных линии:
- организм – биологическая система,
- надорганизменные системы,
- многообразие и эволюция органического мира.
Выделенные содержательные линии пронизывают все ступени обучения: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Начиная с элементарного ознакомительного уровня введения системы знаний в дальнейшем идет развитие, углубление, расширение этих знаний, до уровня обобщения. Сама логика научных знаний, конструирования дидактического содержания материала должны быть представлены как цепь проблемных ситуаций и призваны обеспечить достижения следующих целей обучения:
- развитие личности и ее способностей;
- овладение знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;
- формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- формирование биосферного мышления;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни;
формирование отношения к живой природе как сфере собственной пpaктической деятельности.
Сущность активизации познавательной деятельности заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится субъектом, то есть обучается ради самоизменения. У большинства учащихся после начальной школы уже сформирована потребность и способность к самоизменению, поэтому основная задача в 6-11 классах развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:
- Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного хаpaктера.
- Учение должно быть разнообразным.
- Понимание нужности, целесообразности изучаемого.
- Тесная связь нового материала с усвоенными ранее знаниями.
- Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Яркость учебного материала.
- Заинтересованность самого учителя.
Приведенному комплекту условий отвечают активные формы и методы проблемного обучения, сущность которого отражена в следующей технологической схеме: (сост. Г.К. Селевко)
Для реализации проблемной технологии необходимо:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Доминирующими формами организации обучения в зависимости от класса являются то коллективные, позволяющие осуществлять развитие интеллекта через организованное общение, то парные, то индивидуальные.
В своей работе использую разные методы обучения, но постоянно помню о том, что должно быть оптимальное соотношение между продуктивными, творческими и репродуктивными методами при доминирующей роли первых двух.
Усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельный подход порождает много различных способов организации процесса обучения. В процессе активной учебно-познавательной деятельности учащихся метод текстового контроля, предложенный В.П. Беспалько, позволяет оценить развитие интеллектуальных знаний школьников, обеспечивает необходимую диагностичность. Он выделяет четыре уровня усвоения:
- ученический – узнавание;
- алгоритмическая деятельность;
- эвристическая деятельность;
- творческая деятельность.
Обучение стараюсь вести на втором и третьем уровнях, используя следующие активные приемы обучения: выполнение заданий на основе алгоритма (заполнение сравнительных таблиц, составление опopных конспектов, решение кроссворда, изготовление модели, составление плана к тексту, выполнение лабораторных и пpaктических работ, моделирование логической цепочки, проблемные задания (решение познавательных задач, найти биологические ошибки в тексте).
Решение данных заданий требует переноса знаний в нестандартную ситуацию, развивает интерес к предмету, помогает формировать на их основе прочные пpaктические навыки.
На четвертом уровне работают сильные учащиеся. Наиболее эффективными методами и приемами являются: проблемные задачи; мини-исследовательская деятельность, доклад, сообщение, реферат, сочинение).
При изучении нового материала использую следующую типологию уроков:
- Урок – экскурсия;
- Урок – лабораторная работа;
- Урок – путешествие;
- Урок – лекция;
- Урок – поисковая беседа.
При закреплении и обобщении изученного материала использую:
- Урок – путешествие;
- Урок – соревнование;
- урок – семинар;
- Урок – дискуссия;
- Урок – конференция;
- Урок – игра.
С целью контроля очень эффективны:
- Урок – пpaктикум
- Зачет
Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие развитию у учащихся интереса к предмету.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин делю учащихся на 3 основные группы:
- школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ,гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
- школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью меня), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Стараюсь создать условия для продвижения в развитии этой группы и постепенного перехода некоторых в первую группу.
Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся использую опopные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного хаpaктера.
Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:
- между мной и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
- постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
- я обязана внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить детей из одной группы в другую.
Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В своей работе использую различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
Контроль знаний и умений по биологии осуществляю в индивидуальной форме (срезовая работа, тесты), разработаны по большинству тем, карточки 3-х уровней, творческая работа, реферат, и в показательной: устный опрос, взаимоконтроль, урок-соревнование. Так же для анализа эффективности обучения использую следующие методы контроля: наблюдение за учащимися в процессе обучения; методы устного контроля (беседа, опрос учащихся), методы письменного контроля (письменные работы, рефераты), методы пpaктического контроля (решение задач, выполнение лабораторных работ), методы программированного контроля (безмашинный)
- графические и комбинированные диктанты, карточки, перфокарты).
Считаю целесообразным проанализировать результаты своей деятельности по следующей схеме:
Анализируя уровень познавательной потребности учащихся на основе анкетирования было обследовано 42 человека и выявлены следующие данные:
- у 23% учащихся – сильно выраженная познавательная потребность,
- у 69,8% - умеренная познавательная потребность,
- у 7,2 % - слабо выраженная познавательная потребность
Определить аспект личностного отношения между учителем и учащимися помогла таблица, предложенная Гурановой Р.Г.
В результате работы выявлено, что у 73% учащихся отношения, с учителем находится на допустимом уровне; у 15, 4% - на оптимальном; и у 11, 5% - на пpaктическом.
Анализируя тест я определила доминирующую установку на природу как на объект красоты («эстетическая установка») – у 54%;
как на объект изучения – у 26%
как на объект охраны «этическая установка» - у 11%
как на объект пользы – у 9%
Определяя тип мотивации я заключила, что у 57% - эстетическая мотивация к объектам природы;
у 23% - пpaктическая
у 14% - когнитивная
у 6% - прагматичная
Школьным психологом было проведено анкетирование по классам: «Положительное отношение к предмету».
Биология в 9 и 11 классе занимает 4 место из 15 предметов, и 7 место из 15 (соответственно).
Реализация поставленных целей идет как на уроках, так и во внеклассной работе:
- подготовка и проведение «Дня птиц»,«Дня земли».
- участие в школьных и районных олимпиадах и интеллектуальных играх, научно-пpaктических конференциях.
7,5% от всех выпускников связали свою жизнь с медициной и успешно обучались и обучаются в ВУЗах г. Новосибирска и Барнаула.
Считаю, что в вышеперечисленных результатах не малую роль сыграла систематическая работа в системе технологии проблемного обучения, методы и категории которой на пpaктике оказались достаточно эффективными для активизации познавательной деятельности учащихся.
Комментарии:
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
18 03 2024 21:38:59
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
17 03 2024 10:26:58
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
16 03 2024 0:17:42
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
15 03 2024 6:35:26
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
14 03 2024 18:28:39
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
13 03 2024 17:15:46
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
12 03 2024 11:57:27
Методическая разработка урока для студентов первого курса педагогического колледжа по технологии критического мышления. На каждом этапе урока выделяются три стадии: стадия вызова, стадия осмысления информации и стадия рефлексии. Структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Урок предполагает демонстрацию большого числа примеров, иллюстрирующих многообразие приспособлений организмов к окружающей среде....
11 03 2024 19:36:30
Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов ХХ века повлияла на развитие биологии как науки....
10 03 2024 2:26:11
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
09 03 2024 23:30:45
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
08 03 2024 13:29:58
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
07 03 2024 4:55:33
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
06 03 2024 2:26:29
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
05 03 2024 10:34:42
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
04 03 2024 18:57:38
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
03 03 2024 10:45:26
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...
02 03 2024 7:38:46
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
01 03 2024 18:28:43
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....
29 02 2024 12:16:26
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
28 02 2024 3:28:39
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
27 02 2024 1:16:36
Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....
26 02 2024 0:42:26
Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику «Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н.И., Сапин М.Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....
25 02 2024 19:29:39
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
24 02 2024 8:43:42
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
23 02 2024 16:46:59
Урок развивает мышление, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на вопросы. Урок учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения....
22 02 2024 19:18:22
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
21 02 2024 18:46:10
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
20 02 2024 14:21:27
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...
19 02 2024 10:45:29
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
18 02 2024 9:37:42
Птицы — двуногие высшие животные, передние конечности которых превратились в крылья, тело покрыто перьями, температура тела постоянная и высокая....
17 02 2024 19:38:16
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
16 02 2024 3:54:33
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...
15 02 2024 8:26:40
Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....
14 02 2024 2:12:45
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
13 02 2024 12:44:12
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
12 02 2024 21:34:54
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
11 02 2024 19:36:24
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...
10 02 2024 14:36:49
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
09 02 2024 15:26:59
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
08 02 2024 13:12:56
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
07 02 2024 23:27:26
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
06 02 2024 20:14:54
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
05 02 2024 17:20:34
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
04 02 2024 13:19:32
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
03 02 2024 19:59:19
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...
02 02 2024 17:25:15
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
01 02 2024 0:31:31
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
31 01 2024 3:34:15
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
30 01 2024 10:20:57
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...
29 01 2024 20:20:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::