Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Необходимость становления качественно новой эффективной системы образования, в условиях которой меняются не только цели, задачи образования, но и критерии эффективности и воспитания, приобретает важное значение в связи с изменением социально-экономической ситуации как в нашей стране, так и в мире в целом. Высокий темп развития и совершенствования науки и техники стимулирует потребность общества в людях образованных способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и творчески.
Выполнение такого рода задач становится важным в условиях проблемного обучения, которое предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями и развитие мыслительных способностей. Эта технология, на мой взгляд, отвечает требованиям времени, теоретически обоснована.
Несмотря на значительные достижения в апробации этой педагогической технологии, есть еще вопросы, требующие своего разрешения, более детальной разработки методики обучения биологии. Именно это явилось определяющим при выборе темы моей методической работы, а именно «Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Учитывая социальный заказ общества, основываясь на задачах, стоящих перед школьным курсом биологии, отражающим всю систему биологических знаний и умений, сгруппированную в три взаимосвязанные содержательные линии:
- организм – биологическая система;
- надорганизменные системы;
- многообразие и эволюция органического мира.
Целью моей работы считаю активизировать познавательную деятельность на уроках биологии с целью развития познавательных способностей учащихся. через применение технологии проблемного обучения. Достичь этой цели планирую через решение следующих задач:
- оценить содержание школьного курса биологии на возможность применения педагогической технологии проблемного обучения;
- создать систему методов и форм обучения, реализующую технологию проблемного обучения на уроках биологии;
- проанализировать результаты применения технологии проблемного обучения на уроках биологии.
В основе активизации познавательной деятельности учащихся находятся:
- совместная деятельность через общение, сотрудничество, диалог;
- единство воспитания, развития, обучения;
- перенос акцента на развитие мышления, усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса познания этих результатов;
- формирование структуры учебных знаний, адекватных структуре научных знаний;
- формирование общенаучных методов, как способов и приемов получения новых знаний;
- оптимальное сочетание формальной логики и диалектики;
- создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств обучаемого;
- целенаправленное и планомерное формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
При «отборе» содержания, выборе методов, средств, приемов, опираюсь на следующие принципы:
- принцип креативности;
- интегральный принцип единства личности, психики, сознания и деятельности;
- принцип системности;
- принцип наглядности.
Содержание курса биологии в школе определяется системой биологических знаний и умений, сгруппированных в три взаимосвязанных содержательных линии:
- организм – биологическая система,
- надорганизменные системы,
- многообразие и эволюция органического мира.
Выделенные содержательные линии пронизывают все ступени обучения: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Начиная с элементарного ознакомительного уровня введения системы знаний в дальнейшем идет развитие, углубление, расширение этих знаний, до уровня обобщения. Сама логика научных знаний, конструирования дидактического содержания материала должны быть представлены как цепь проблемных ситуаций и призваны обеспечить достижения следующих целей обучения:
- развитие личности и ее способностей;
- овладение знаниями о живой природе как важной составной части содержания образования в целом, методами познания, учебными умениями;
- формирование научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- формирование биосферного мышления;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни;
формирование отношения к живой природе как сфере собственной пpaктической деятельности.
Сущность активизации познавательной деятельности заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится субъектом, то есть обучается ради самоизменения. У большинства учащихся после начальной школы уже сформирована потребность и способность к самоизменению, поэтому основная задача в 6-11 классах развить эту способность и создать условия для ее максимальной реализации.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:
- Такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного хаpaктера.
- Учение должно быть разнообразным.
- Понимание нужности, целесообразности изучаемого.
- Тесная связь нового материала с усвоенными ранее знаниями.
- Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Яркость учебного материала.
- Заинтересованность самого учителя.
Приведенному комплекту условий отвечают активные формы и методы проблемного обучения, сущность которого отражена в следующей технологической схеме: (сост. Г.К. Селевко)
Для реализации проблемной технологии необходимо:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Доминирующими формами организации обучения в зависимости от класса являются то коллективные, позволяющие осуществлять развитие интеллекта через организованное общение, то парные, то индивидуальные.
В своей работе использую разные методы обучения, но постоянно помню о том, что должно быть оптимальное соотношение между продуктивными, творческими и репродуктивными методами при доминирующей роли первых двух.
Усвоение учащимися знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельный подход порождает много различных способов организации процесса обучения. В процессе активной учебно-познавательной деятельности учащихся метод текстового контроля, предложенный В.П. Беспалько, позволяет оценить развитие интеллектуальных знаний школьников, обеспечивает необходимую диагностичность. Он выделяет четыре уровня усвоения:
- ученический – узнавание;
- алгоритмическая деятельность;
- эвристическая деятельность;
- творческая деятельность.
Обучение стараюсь вести на втором и третьем уровнях, используя следующие активные приемы обучения: выполнение заданий на основе алгоритма (заполнение сравнительных таблиц, составление опopных конспектов, решение кроссворда, изготовление модели, составление плана к тексту, выполнение лабораторных и пpaктических работ, моделирование логической цепочки, проблемные задания (решение познавательных задач, найти биологические ошибки в тексте).
Решение данных заданий требует переноса знаний в нестандартную ситуацию, развивает интерес к предмету, помогает формировать на их основе прочные пpaктические навыки.
На четвертом уровне работают сильные учащиеся. Наиболее эффективными методами и приемами являются: проблемные задачи; мини-исследовательская деятельность, доклад, сообщение, реферат, сочинение).
При изучении нового материала использую следующую типологию уроков:
- Урок – экскурсия;
- Урок – лабораторная работа;
- Урок – путешествие;
- Урок – лекция;
- Урок – поисковая беседа.
При закреплении и обобщении изученного материала использую:
- Урок – путешествие;
- Урок – соревнование;
- урок – семинар;
- Урок – дискуссия;
- Урок – конференция;
- Урок – игра.
С целью контроля очень эффективны:
- Урок – пpaктикум
- Зачет
Особое место в системе уроков занимают активные формы урока, не только повышающие эффективность обучения, но и способствующие развитию у учащихся интереса к предмету.
В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин делю учащихся на 3 основные группы:
- школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ,гибкость мыслительной деятельности. Поэтому, работая с ними необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор более трудных заданий.
- школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (с помощью меня), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Стараюсь создать условия для продвижения в развитии этой группы и постепенного перехода некоторых в первую группу.
Значительную трудность при подготовке к дифференцированной работе представляет третья группа – дети с пониженной успеваемостью. Для этих учащихся использую опopные конспекты, кроссворды, задания репродуктивного хаpaктера.
Однако для успешного осуществления такой работы необходимо соблюдение следующих условий:
- между мной и коллективом класса должна существовать атмосфера сотрудничества, доверительные отношения;
- постоянное внимание совместной работе всех трех групп, отмечая работу каждой группы в решении общей проблемы;
- я обязана внимательно следить за ростом учащихся, замечать любое, продвижение (даже самое небольшое), своевременно переводить детей из одной группы в другую.
Наличие хорошей мотивации и организации активной познавательной деятельности соответственно целям обучения еще не гарантирует достижение планируемых результатов. Необходимо специальным образом управлять учебной деятельностью, то есть следить за полным и правильным выполнением всех предложенных заданий контролировать качество усвоения и обязательно корректировать ошибки. В своей работе использую различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый (зачеты, экзамены).
Контроль знаний и умений по биологии осуществляю в индивидуальной форме (срезовая работа, тесты), разработаны по большинству тем, карточки 3-х уровней, творческая работа, реферат, и в показательной: устный опрос, взаимоконтроль, урок-соревнование. Так же для анализа эффективности обучения использую следующие методы контроля: наблюдение за учащимися в процессе обучения; методы устного контроля (беседа, опрос учащихся), методы письменного контроля (письменные работы, рефераты), методы пpaктического контроля (решение задач, выполнение лабораторных работ), методы программированного контроля (безмашинный)
- графические и комбинированные диктанты, карточки, перфокарты).
Считаю целесообразным проанализировать результаты своей деятельности по следующей схеме:
Анализируя уровень познавательной потребности учащихся на основе анкетирования было обследовано 42 человека и выявлены следующие данные:
- у 23% учащихся – сильно выраженная познавательная потребность,
- у 69,8% - умеренная познавательная потребность,
- у 7,2 % - слабо выраженная познавательная потребность
Определить аспект личностного отношения между учителем и учащимися помогла таблица, предложенная Гурановой Р.Г.
В результате работы выявлено, что у 73% учащихся отношения, с учителем находится на допустимом уровне; у 15, 4% - на оптимальном; и у 11, 5% - на пpaктическом.
Анализируя тест я определила доминирующую установку на природу как на объект красоты («эстетическая установка») – у 54%;
как на объект изучения – у 26%
как на объект охраны «этическая установка» - у 11%
как на объект пользы – у 9%
Определяя тип мотивации я заключила, что у 57% - эстетическая мотивация к объектам природы;
у 23% - пpaктическая
у 14% - когнитивная
у 6% - прагматичная
Школьным психологом было проведено анкетирование по классам: «Положительное отношение к предмету».
Биология в 9 и 11 классе занимает 4 место из 15 предметов, и 7 место из 15 (соответственно).
Реализация поставленных целей идет как на уроках, так и во внеклассной работе:
- подготовка и проведение «Дня птиц»,«Дня земли».
- участие в школьных и районных олимпиадах и интеллектуальных играх, научно-пpaктических конференциях.
7,5% от всех выпускников связали свою жизнь с медициной и успешно обучались и обучаются в ВУЗах г. Новосибирска и Барнаула.
Считаю, что в вышеперечисленных результатах не малую роль сыграла систематическая работа в системе технологии проблемного обучения, методы и категории которой на пpaктике оказались достаточно эффективными для активизации познавательной деятельности учащихся.
Комментарии:
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
01 12 2023 4:35:15
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
30 11 2023 19:58:35
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
29 11 2023 23:47:58
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
28 11 2023 7:44:36
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
27 11 2023 11:10:58
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
26 11 2023 21:51:22
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
25 11 2023 11:26:50
Экологический фитодизайн интерьера является одновременно и дизайнерским оформлением, и профилактическим, оздоравливающим методом. От болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений....
24 11 2023 12:29:12
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
23 11 2023 20:52:28
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
22 11 2023 17:58:28
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
21 11 2023 10:44:33
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
20 11 2023 9:38:49
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
19 11 2023 20:15:22
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
18 11 2023 21:39:57
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
17 11 2023 18:38:53
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
16 11 2023 5:39:19
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
15 11 2023 9:49:54
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
14 11 2023 5:40:54
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
13 11 2023 5:19:49
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
12 11 2023 23:41:12
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
11 11 2023 19:58:45
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
10 11 2023 18:36:59
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
09 11 2023 7:35:23
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
08 11 2023 18:59:59
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
07 11 2023 2:17:43
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
06 11 2023 3:51:10
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
05 11 2023 15:21:50
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
04 11 2023 0:37:16
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
03 11 2023 6:10:54
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
02 11 2023 4:43:57
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
01 11 2023 14:13:49
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
31 10 2023 20:34:47
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
30 10 2023 22:40:46
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
29 10 2023 14:43:36
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
28 10 2023 22:21:51
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
27 10 2023 11:24:37
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
26 10 2023 18:31:36
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
25 10 2023 18:50:55
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
24 10 2023 7:57:20
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
23 10 2023 10:38:10
Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....
22 10 2023 18:10:46
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
21 10 2023 2:41:16
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
20 10 2023 11:37:10
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
19 10 2023 9:22:44
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
18 10 2023 8:18:14
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
17 10 2023 18:11:54
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
16 10 2023 13:19:24
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
15 10 2023 7:34:47
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
14 10 2023 9:57:26
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
13 10 2023 17:29:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::