Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

Цель урока: раскрыть особенности организации насекомых отряда Чешуекрылые.

Задачи урока:

  • ознакомить учащихся с особенности отряда Чешуекрылые, значением их в природе и жизни человека;
  • отработать умение самостоятельно находить решение проблемы;
  • закрепить умение учащихся работать с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

Ход урока

У доски за партой сидят Незнайка с открытой книгой в руках и Знайка, который что-то пишет.

Незнайка читает: “Капустная белянка является вредителем сельскохозяйственных культур семейства крестоцветных” “Вот это да!” - восклицает он. “А ведь ты говорил, что бабочки украшают нашу жизнь, что они питаются нектаром цветов, что они и сами похожи на порхающие цветы, а тут оказывается, что они вредители. Как же так? А?”.

Знайка: Да я действительно говорил, что бабочки одни из самых прекрасных существ на земле и что большинство из них питается нектаром. Но я никогда не отрицал, что некоторые из них являются вредителями сельского хозяйства.

Незнайка: Но как же так? Капустная белянка пьёт нектар, а капуста от этого страдает. Этого не может быть! Ничего не понимаю…

Знайка: Ну что же придётся ребятам помочь тебе с решением этой проблемы. “Ребята, давайте напомним Незнайке, кто такие Чешуекрылые.

Ученица: Говоря языком фактов: чешуекрылые или бабочки – это один из самых распространённых отрядов класса Насекомых. По количеству видов (более 150 тысяч) они занимают второе место, уступая только жукам. Но, на мой взгляд, это ещё и самая загадочная и романтичная группа насекомых:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
(А.Фет)

Бабочки – одно из самых ярких и красочных созданий природы. Вряд ли найдётся на свете человек, который не восхищался бы ими, как восхищаются красивыми цветами. Недаром ещё в Древнем Риме верили в то, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от своих стeблей.

Незнайка: Как красиво!.. Вот только, что такое чешуекрылые?

Знайка: Сейчас мы это узнаем. Давай послушаем нашего эксперта.

Эксперт: Вы уже знаете, что научное название бабочек – чешуекрылые. И действительно, их крылья покрыты поперечными рядами чешуек (плоскими мешочками с ребристыми стенками), как черепицей. От пигмента находящегося в них зависит окраска крыла. Но могут быть ещё и оптические чешуйки, без пигмента, цвет которых возникает из-за преломления лучей света и разложение его на составляющие. В физике такое явление называется интерференция. А крылья таких бабочек отливают металлическим блеском. Третью группу чешуек составляют пахучие чешуйки (больше похожие на видоизменённые волоски) и расположенные на крыльях, теле и ногах. Вещества, выделяемые этими чешуйками, привлекают особей противоположного пола, многие бабочки ощущают этот запах на большом расстоянии - около 10 километров для большого ночного павлиньего глаза.

Другим хаpaктерным признаком бабочек является ротовой аппарат. У большинства из них – это трубочка (хоботок) скрученная и расположенная на голове бабочки.<Рисунок 1>. Садясь на цветок, бабочка раскручивает хоботок и погружает его внутрь цветка, высасывая нектар. Некоторые бабочки не питаются и хоботка у них нет.

 

Рис. 1. Голова и ротовые органы белянки капустной:

1 - усики; 2 - щупики; 3 - хоботок

Незнайка: Так значит, я все-таки был прав. Бабочки питаются нектаром и не могут поедать листья капусты!

Знайка: Не спеши, давай сначала узнаем о бабочках всё, что узнали наши ребята.

Ученик: По хаpaктеру активности бабочки делятся на две большие группы. Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую солнечную погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные бабочки, наоборот, днем сидят в укрытиях, а активно летают в сумерках и ночью.

Дневных и ночных бабочек можно легко отличить по внешнему виду. Дневные бабочки имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают, отводя вертикально вверх и прижимая, друг к другу внутренней яркоокрашенной стороной. Тело у них стройное, гpyдь и брюшко тонкие, усики заканчиваются булавой. Дневных бабочек называют также булавоусыми.

У ночных бабочек крылья более узкие, и складывают они их чаще всего кровлеобразно над брюшком или же держат распластанными в стороны. Гpyдь и брюшко этих бабочек обычно толстые, усики разнообразного строения, часто перистые, но никогда не бывают булавовидными.

Полет большинства дневных бабочек медленный, порхающий. У ночных же стремительный, с частыми взмахами крыльев.

Ученица: А какие это крылья! Форма их разнообразна, но все они в большинстве случаев предназначены для полёта. Хотя некоторые бабочки приспособились с помощью рисунка на крыльях отпугивать врагов (глазчатый бражник и др.).

Размеры бабочек разнообразны от нескольких миллиметров до 30 сантиметров. Самые крупные из них дневные парусники из новой Гвинеи – 26 см., ещё крупнее ночная тропическая совка агриппина и австралийская павлиноглазка размером 28 см. Зато в Великобритании живут ночные мотыльки, размах крыльев которых составляет всего 2 мм.

Что касается лётных качеств, то в этом нет равных бражникам, они настоящие чемпионы. Скорость их полёта может достигать 60 км/ч.

Незнайка: Вот это да! Мне бы так летать. Жаль, что у меня нет крыльев.

Знайка: Тоже мне Икар нашелся.

Эксперт: А ведь Вы сейчас назвали имя одной из самых красивых бабочек - лесной гoлyбянки Икар. Когда она порхает, видны гoлyбые крылья, а села на цветок, сложила крылья, и гoлyбой огонёк погас (нижняя сторона крыла серая). Своё название она получила в честь героя Икара, который хотел перелететь море на крыльях созданных его отцом, но крылья обожгло солнцем, он упал в море и погиб.

Вообще у бабочек много интересных имён: Аполлон, Киприда, Ио, Гектор, Сатир, Пенелопа, Галатея, Гарпия, Климена, Феб. А сколько интересных загадок таят в себе их имена. Ребята кто из вас знает. Что такое “мертвая голова”?

Незнайка: Я, я знаю! Это голова, которая не может разговаривать…

Знайка: Ты как всегда неправ…

Ученик: Сейчас я тебе расскажу об этом. “Мертвая голова” - так назвали одну из ночных бабочек, бражника. У этой бабочки сверху на спинке отчетливо виден желтый рисунок, похожий на череп с двумя перекрещенными костями <Рисунок 2>. За такой зловещий внешний вид бражника раньше считали порождением злого духа. Дополняет портрет этого ночного чудовища еще и огненный блеск его глаз. Существует примета: если бражник залетит в комнату - быть беде. Ну а если еще это таинственное существо загудит - тут уж самым смелым становится не по себе. Но зачем бражнику эти устрашающие звуки?

Рис.2. Бабочка “Мёртвая голова”

Длительные наблюдения показали, что бабочка подражает гудению пчелиной матки, которым та оповещает у лей о своем рождении. Для “мертвой головы”, любительницы меда, гудение - способ добыть лакомство. Услышав гудение обманщицы, пчелы, как завороженные, замирают. Это позволяет бабочке беспрепятственно проникнуть в улей. В улье бражник ежедневно поглощает столько меда, сколько весит сам.

Незнайка: а вот я никогда не видел эту бабочку в природе.

Знайка: Это потому, что она редкая. А в нашей местности часто можно увидеть капустную белянку или капустницу. Ребята расскажем Незнайке об этой бабочке, и может быть узнаем, наконец, почему она вредитель.

Ученица: Я с удовольствием расскажу вам о капустнице. Эта бабочка хорошо известна всем именно из-за того, что стала неприятной спутницей сельских угодий. Её сложно встретить вдалеке от полей и огородов, хотя гусеницы способны развиваться на диких растениях из семейства крестоцветных, но чаще капустница концентрируется на полях, занятых капустой, и на огородах. Особенно сильно гусеницы повреждают цветную и белокочанную капусту. Они развиваются также на брюкве, репе, рапсе, горчице и других крестоцветных.

Распространена капустница очень широко. Бабочки летают ранней весной, в Московской области, например, с начала мая и до поздней осени. Это теплолюбивые и солнцелюбивые насекомые, в пасмурную погоду или при понижении температуры они прячутся среди растений. Летают только в дневное время - с 7 до 18 ч. Питаются они нектаром цветков.

Самка откладывает яйца кучками от 20 до 200 штук на одном листе капусты или другого крестоцветного. Всего самка может отложить до 250 яиц.

Молодые гусеницы держатся скоплениями, они питаются, соскабливая мякоть листа. По мере роста они расползаются и начинают поедать все части листа, кроме толстых жилок.

Взрослые гусеницы поднимаются на заборы, стволы деревьев и другие предметы, прикрепляют свое тело шелковистым пояском в вертикальном положении головой вверх и превращаются в куколок. Куколка окрашивается в цвет, сходный с цветом предмета, на котором окуклилась гусеница, что делает ее малозаметной для врагов.

Капустница нередко размножается в больших количествах и уничтожает капусту на многих тысячах гектаров. Гусеницы приносят заметный вред даже при небольшой численности: их зеленые экскременты западают между листьями кочана и вызывают его загнивание. За лето развивается несколько поколений вредителя. Скопившиеся в больших количествах бабочки иногда совершают перелеты на значительные расстояния.

Капустница входит в большую группу бабочек-белянок, среди которых много вредных видов - брюквенница, репница, боярышница и др.

Незнайка: Ура! Я теперь понял. Значит это гусеницы портят урожай капусты, как всё просто оказалось. А сколько нового и интересного я узнал сегодня на уроке. Спасибо Вам ребята и тебе Знайка спасибо.

Знайка: Не стоит благодарности Незнайка. Но напоследок я хочу загадать тебе и ребятам загадку:

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может.

Незнайка: А я знаю, знаю. Это гусеница.

Знайка: Молодец! И Вы ребята молодцы! Спасибо Вам за интересный урок.

Незнайка и Знайка прощаются с ребятами и уходят.

Домашнее задание: п.18 стр.77-81; вопрос 1 стр.84 письменно.

Список литературы:

1. В.В. Пасечник, В.А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник для 7 класса.- М.: Дрофа,2001

2. М.П. Корнелио. Школьный атлас-определитель бабочек.- М.: Просвещение, 1986

3. Б.М. Мамаев, Е.А. Бордукова. Энтомология для учителя. - М.: Просвещение, 1985

4. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Тайны природы. – М.: Вентана-Графф, 2001

5. А.Л. Калуцкий. О бабочках. Приложение к газете “Первое сентября” “Биология” №21/2001

6. В. Ковалёв. Легкокрылое племя. - “Юный натуралист”, №6 1973



Комментарии:

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

19 12 2025 14:12:36

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы


    Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

      Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

18 12 2025 2:23:50

Урок "Гигиена питания"


    Урок "Гигиена питания"

      Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

17 12 2025 16:24:52

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

16 12 2025 22:13:28

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"


    Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

      Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

15 12 2025 17:48:51

Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии


    Самостоятельная учебная деятельность учащихся – одно из условий эффективности урока биологии

      На современном этапе развития образования все более возрастают требования к умственной деятельности учащихся, поэтому удлинились сроки обучения, увеличивается объем знаний, который должен быть усвоен учащимися. Самостоятельность и творчество, высокая познавательная активность учащихся необходимы для усвоения большого объема знаний, социализации в обществе, формирования научного мировоззрения....

14 12 2025 13:32:56

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

13 12 2025 1:25:28

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

12 12 2025 18:14:41

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)


    Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

      Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....

11 12 2025 9:11:34

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

10 12 2025 9:55:22

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

09 12 2025 12:20:18

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

08 12 2025 10:59:41

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

07 12 2025 4:29:56

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

06 12 2025 22:58:55

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

05 12 2025 22:59:18

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе". 7-й класс

      Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....

04 12 2025 12:36:38

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

03 12 2025 17:34:44

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

      Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

02 12 2025 6:26:40

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

01 12 2025 21:16:36

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

30 11 2025 22:54:49

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

29 11 2025 17:36:20

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?


    Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

      В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

28 11 2025 14:22:25

Головоногие моллюски


    Головоногие моллюски

      Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

27 11 2025 2:43:35

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

26 11 2025 4:27:52

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 11 2025 12:49:34

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

24 11 2025 22:54:13

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

23 11 2025 2:22:45

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

22 11 2025 3:49:55

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

21 11 2025 5:29:56

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

20 11 2025 5:36:17

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

19 11 2025 20:16:10

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

18 11 2025 18:13:22

Клещи — переносчики возбудителей болезней


    Клещи — переносчики возбудителей болезней

      В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

17 11 2025 22:29:56

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

16 11 2025 8:55:49

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"


    План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

      Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....

15 11 2025 13:46:22

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

14 11 2025 9:33:53

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

13 11 2025 3:18:23

Фотосинтез

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....

12 11 2025 5:23:16

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

11 11 2025 3:33:21

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

10 11 2025 14:24:56

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

09 11 2025 9:28:13

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

08 11 2025 17:56:28

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

07 11 2025 2:17:26

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

06 11 2025 17:28:44

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

05 11 2025 6:17:12

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

04 11 2025 4:30:29

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"


    Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

      Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

03 11 2025 1:46:36

Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"


    Двухчасовое занятие элективного курса "Питайся правильно — будешь здоров". Тема: "Кто хорошо жует — тот долго живет"

      Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....

02 11 2025 2:19:37

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

31 10 2025 10:40:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::