Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"


    Урок-конференция по теме "Загадочный мир грибов"

Тип урока: Обобщение изученного материала.

Вид урока: Урок-конференция.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации слайдов;
  • плодовые тела шляпочных грибов;
  • таблицы “Съедобные и ядовитые грибы”;
  • рисунки с изображением грибов;
  • выставка книг;
  • стенд “Такие таинственные существа”.

Итак, (читает ученик).

Грибы, как и люди, имеют привычки.
Живут в самой чаще лисички-сестрички,
Живут на опушке подружки-волнушки,
Пока не посолены в тесной кадушке.
Поганки открыто стоят на полянке,
Зато сыроежки попрятались в спешке,
Маслята устроились дружной семейкой,
У маленькой шляпки меньше копейки,
И крошек опят тонконогие стайки.
У старого пня собрались на лужайке.
Найдется и белый для зоркого глаза,
Хотя и не всюду хотя и не сразу.
Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,
Забрался под кочку, сидит в одиночку.
А вот кто – то важный на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой, на шляпке горошки.
С осанкою строгой глядит недотрогой;
Хоть царствовать впору ему, мухомору!
Живет без забот населенье лесное,
Живет под березкой, живет под сосною.
У каждого жителя нрав свой особый.
Их много в лесу, а найди-ка, попробуй!

ВИКТОРОВ

Тема урока: “Загадочный мир грибов”. (Слайд 1).

Цели урока:

Образовательная: углубить и расширить знания о шляпочных грибах, раскрыть общие особенности организации грибов, отличающие их от организации других царств живой природы; продолжить формирование умений узнавать изученные грибы, обосновывать их принадлежность к царству грибов; познакомить с правилами сбора и пищевого потрeбления грибов.

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, бережно отношения и любви к природе, экологической культуре; дать понятие о рациональном использовании природных ресурсов.

Наш урок я хочу начать с такой фразы: “Самые знакомые и самые таинственные существа”. Действительно с грибами, так или иначе, знакомы все. Среди нас есть поклонники “тихой охоты”, ценящих неспешные прогулки по лесу, снимающие стрессы повседневной жизни. Собранные грибы идут на приготовление разнообразных вкусных блюд, неизменно украшающих дружеские застолья, а в сушенном, соленном, маринованном виде их запасают на длительный срок. Но немногие знают, насколько обширно царство грибов и как тесно связана наша жизнь с ними.

На уроке мы постараемся проникнуть в загадочный мир грибов. Познать и проникнуть в тайны этих загадочных существ нам поможет наш урок – конференция.

Цель конференции – расширить наши представления об интересной, но во многих аспектах незнакомой для большинства людей группе живых организмов грибах.

Наука о грибах – микология (от греческого слова “микос”-гриб) зародилась на Балканском полуострове, заселенном в то время греками. (Слайд 2).

Первое упоминание о грибах встречается в трудах великого врача Древней Греции Гиппократа (V век до нашей эры). Древнегреческий ученый Аристотель тоже интересовался грибами. Теофраст – ученик Аристотеля, описал все известные ему грибы, разделив их на съедобные и ядовитые. Многие ученые рассматривали грибы. Даже, Карл Линней – великий знаток природы, долго не мог решить, куда отнести грибы – к животным или к растениям.

В настоящее время многие систематики выделяют грибы в особое царство живых организмов. Это низшие прокариоты, отличающиеся своеобразным сочетанием признаков как растений: неподвижность, неограниченный верхушечный рост, способность к синтезу витаминов и др., так и животных: питание готовыми органическими веществами, наличие хитина в клеточных стенках.

В нашей повседневной жизни мы называем грибами лишь плодовые тела шляпочных грибов. Грибы крайне разнообразны по своим размерам, облику, местам обитания. К группе организмов – грибам относят до 100 тысяч видов, свыше 100 видов – съедобные. Грибы присутствуют повсеместно: в почве, воздухе, в воде, внутри других организмов, на их поверхности и играют существенную роль в природе и жизни человека.

Сегодня на конференции присутствуют специалисты по изучению грибов: специалист – миколог, любитель – грибник, научный сотрудник НИИ, представитель прессы, врач – диетолог, врач скорой помощи, фармацевт, шеф – повар, специалист по выращиванию грибов, эколог.

Послушаем их сообщения.

Специалист-миколог. Грибы – одноклеточные (часто микроскопические) или многоклеточные организмы, разнообразные по строению и размерам. (Слайд 3).

Тело большинства грибов состоит из многочисленных ветвящихся нитей (гифов), образующих грибницу, или мицелий, которая развивается на поверхности или внутри определенного субстрата. Большинству из нас наиболее знакомы шляпочные грибы (белые, подосиновики, подберезовики и многие другие), грибница которых образует плодовые тела, состоящие из пенька (ножки) и шляпки. Как гетеротрофные организмы, грибы для своего существования нуждаются в готовых органических веществах. По способу питания грибы можно разделить на три основные группы: сапротрофы, симбионты и паразиты.

Грибы-сапротрофы питаются за счет разложения отмерших растительных остатков опавших листьев, хвои, веток, древесины. Ферменты, выделяемые грибами, мгновенно воздействуют на субстрат и способствуют его частичному перевариванию вне грибной клетки. Такой полупереваренный материал легко абсорбируется всей поверхностью клетки. (Слайд 4).

Грибы-симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Некоторые грибы тесно сотрудничают с высшими растениями, образуя с их корнями микоризу (“грибокорень”) ; среди них – многие из тех, чьи плодовые тела служат излюбленными трофеями нашей “тихой охоты”. Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Образуя микоризу, грибы снабжают растения элементами минерального питания, в первую очередь фосфором, соединения которого в почве малодоступны; растения, в свою очередь, делятся с грибами углеводами, которые те из-за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами. Так, подосиновики растут чаще под осинами, но встречаются под березами, а белый гриб образует микоризу с 50 видами деревьев. (Слайд 5).

Грибы-паразиты используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, а также на животных. Именно к паразитическим грибам принадлежит большая часть возбудителей болезней сельскохозяйственных растений, ежегодно наносящих большой экономический ущерб. Паразитические грибы, поражающие дикорастущие растения, серьезно вредят лесному и садово-парковому хозяйству. Некоторые грибы-паразиты вызывают болезни людей и животных; среди них есть патогенны, вызывающие болезни пчел и рыб. (Слайд 6).

Любитель-грибник. Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие, странные кольца, в старину не собирали. Не имея ответа на такую загадку, суеверные люди, связывали это явление с нечистой силой. В Голландии эти круги считались местом, где черти сбивали масло, в Швеции — местом хранения заколдованных кладов, которые могут быть открыты только волшебником, а в Германии — местом пляски ведьм. Вот и пошло по свету название — “ведьмины круги”.

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — “грибы”. Грибница потрeбляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава. Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров: диаметром от 70 до 200 м. В течение года грибница нарастает на 10—12 см. Таким образом “ведьмин круг” диаметром 70 м может достигать возраста 100 и более лет.

Научный сотрудник НИИ. Здесь уже было сказано, что грибы широко распространены в природе. Закономерно возникает вопрос: а как же они размножаются? (Слайд 7).

У шляпочных грибов споры, которыми они размножаются, созревают в трубочках или на пластинках шляпок. Грибы, у которых нижний слой плодовых тел покрыт многочисленными пластинками, называют пластинчатыми (рыжики, сыроежки, волнушки и др.), а у которых нижний слой пронизан многочисленными трубочками — трубчатыми (белый гриб, подберезовик, масленок и др.). Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер

Представитель прессы (задает вопросы)

I. Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? Какие грибы нельзя употрeбллять в пишу? Какой гриб считают самым ядовитым?

Сотрудник НИИ. В наших лесах встречается много съедобных грибов, например, подберезовики, маслята, подосиновики, сыроежки, волнушки, рыжики, грузди, моховики, шампиньоны, опята, валуи. (Демонстрирует муляжи и фотографии грибов.)

Самым ядовитым и cмepтельно опасным грибом считают бледную поганку, опасны для жизни человека мухомор, желчный гриб, ложные лисички и др. При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые грибы от съедобных. (Демонстрирует таблицу и цветные иллюстрации.).

Любитель-грибник. “Третья охота”, о которой так увлекательно и мастерски рассказывает писатель В.Солоухин, привлекает огромное число людей во всем мире, но, наверное, это увлечение особенно хаpaктерно для жителей средней полосы России. Побродить по лесу в поисках грибов — лучший отдых, однако надо знать, какие грибы брать и как их собирать.

Я хочу предложить вам несколько рекомендаций по сбору грибов. (Приложение 1).

Врач-диетолог. Грибы – ценный продукт питания. В них содержится большое \"количество минеральных солей, микроэлементов, витаминов. Однако ежегодно в сезон сбора грибов у врачей прибавляется работы из-за большого числа отравлений. Опасность вызывают не только ядовитые грибы, но и вполне съедобные. Так, например, одними из первых в наших лесах появляются строчки. Однако известно, что этот гриб содержит опасный токсин, вызывающий у человека отравление. Употрeбллять строчки в пищу можно: их предварительно отваривают 15-20 мин., отвар сливают, грибы промывают и только после этого жарят или варят. Во избежание неприятностей при сборе грибов советуем вам прочитать и запомнить следующую памятку. (Приложение 2).

Врач скорой помощи. Здоровье и даже жизнь, отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут помощь, поэтому я хочу дать несколько рекомендаций. (Приложение 3).

Фармацевт. В последнее время химики уделяют грибам все больше внимания. Многие из грибов, а их (более 250 видов) в процессе жизнедеятельности синтезируют антибиотики, которые подавляют развитие возбудителей различных заболеваний человека: дифтерии, менингита, туберкулеза, чумы, туляремии и др. Так, например, из рыжика получен ценный антибиотик лак-таривиолин, из говорушки – микомицетин, в белом грибе обнаружены антибиотики, cмepтельные для палочек Коха. В Индии получен новый препарат из шампиньонов, который применяется при лечении тифозных больных, из боровика получен алкалоид герцинин, повышающий жизнеспособность организма, препараты из желчного гриба улучшают работу печени, в зеленушке содержатся антикоагулянты — вещества, не позволяющие крови сгущаться. Вытяжки многих шляпочных грибов имеют замечательную способность подавлять стафилококк — возбудителя различных гнойных заболеваний. Белый гриб содержит противоопухолевые вещества. Возможно, в дальнейшем грибы позволят покончить и с такой страшной болезнью, как paк.

Шеф-повар ресторана. Грибы широко используются в кулинарии разных народов мира. Здоровым людям полезны любые блюда, приготовленные из грибов. Остерегаться их употрeбления рекомендуется только тем, кто страдает болезнями печени, кишечника, желчного пузыря, поджелудочной железы, а также хронической почечной недостаточностью. Предлагаю несколько простых рецептов блюд, которые можно приготовить из грибов. (Приложение 4).

Специалист по выращиванию грибов. В настоящее время грибы не только объект сбора любителями. Многие виды грибов эффективно выращивают в искусственных условиях, что гарантирует экологическую чистоту продукта и круглогодичное снабжение потребителей. В настоящее-время наиболее успешно решена проблема культивирования шампиньонов, вешенок. В специальных цехах устанавливают стеллажи или полки, поддерживают температуру и влажность воздуха, почвы, при которых плодовые тела быстро растут. С одного квадратного метра почвы снимают более 20 кг плодовых тел шампиньонов. Собирают по 5 урожаев грибов в год. (Слайд 8).

Эколог. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества, доступные для питания растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. Грибы-симбионты, сожительствуя с деревьями, способствуют их лучшему росту. Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушились взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употрeбляет. Охранять их от истрeбления — долг каждого. Быть культурным грибником — значит не только беречь грибные ресурсы, но и приумножать их..

Представитель прессы. Встречаются ли редкие виды грибов на территории нашей страны? Если да, то, какие?

Эколог. Называет и показывает иллюстрации грибов, занесенных в Красную книгу России: чешуйница древесинная, шишкогриб хлопьеножковый, рогатик булавовидный, гриб-бapaн, гиропор-синяк, паутинник фиолетовый, порфировик, сетконоска сдвоенная и др. (Слайд 9).

Организаторы конференции сообщили нам много нового, интересного. Спасибо большое. Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о грибах:

а) Грибные прибаутки. (Приложение 5).

б) Кроссворд о грибах. (Слайд 10, 11).

в) Давайте поиграем. (Слайд 12 – 18).

Вывод по уроку: Итак, грибы – особая группа живых организмов, обладающих признаками, как растений, так и животных. Сейчас известно более 100 тыс. видов грибов. Среди них есть и микроскопические и грибы – великаны. Грибы отличаются друг от друга по строению и внешнему виду и значению. Основа гриба – мицелий. Шляпочные грибы, наряду с почвенным мицелием, имеют плодовое тело. Грибы питаются готовыми органическими веществами (мертвых организмов – сапрофиты, живых организмов – паразиты). Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, разрушая остатки погибших растений и животных и образуя перегной. Многие грибы человек использует в пищу, для получения лекарств (антибиотиков) и т. д.

Подведение итога урока. Оценивание учащихся.

Задание на дом. Подготовить пословицы и поговорки, народные приметы о грибах, рецепты блюд, приготовленных из грибов.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо.

Презентация



Комментарии:

Развитие ОУУ во внеурочное время


    Развитие ОУУ во внеурочное время

      Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ. ...

25 12 2025 16:57:26

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс


    Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

      Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

24 12 2025 12:43:28

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

23 12 2025 3:46:44

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

22 12 2025 23:21:17

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс


    Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

      Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

21 12 2025 0:18:10

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

20 12 2025 1:51:59

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

19 12 2025 7:39:11

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

18 12 2025 0:14:12

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

17 12 2025 6:11:33

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

16 12 2025 18:51:10

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

15 12 2025 10:54:43

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

14 12 2025 1:54:51

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

13 12 2025 2:19:38

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

12 12 2025 13:13:14

Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

      Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....

11 12 2025 23:33:31

Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс


    Учебное занятие "Если хочешь быть здоров…". 8-й класс

      Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....

10 12 2025 11:35:23

Игра-викторина "Что? Где? Когда?" "По страницам Красной книги Алтайского края"

Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....

09 12 2025 4:12:30

Плоды


    Плоды

      На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....

08 12 2025 4:29:14

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

07 12 2025 21:20:13

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

06 12 2025 22:18:39

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

05 12 2025 18:40:33

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

04 12 2025 21:35:46

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

03 12 2025 9:48:11

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....

02 12 2025 11:22:11

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

01 12 2025 7:39:18

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"


    Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

      Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

30 11 2025 5:32:51

Движение крови в организме. Органы кровообращения


    Движение крови в организме. Органы кровообращения

      Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....

29 11 2025 16:22:38

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

28 11 2025 21:49:13

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

27 11 2025 17:20:23

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

26 11 2025 5:18:31

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

25 11 2025 17:37:20

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

24 11 2025 12:40:15

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

23 11 2025 22:34:31

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

22 11 2025 5:52:24

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

21 11 2025 15:31:13

Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"


    Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"

      Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих. ...

20 11 2025 3:18:55

Что такое анатомия и физиология человека

Что такое анатомия и физиология человека Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...

19 11 2025 10:35:37

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

18 11 2025 5:24:24

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

17 11 2025 7:34:28

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

16 11 2025 19:34:32

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

15 11 2025 4:34:53

Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"


    Элективный курс "Проектно-исследовательская деятельность"

      Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...

14 11 2025 15:28:43

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

13 11 2025 10:15:57

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

12 11 2025 23:13:35

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

11 11 2025 18:30:19

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

10 11 2025 15:43:44

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

09 11 2025 1:47:41

Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"


    Дебаты на уроках биологии "Вирусы - живые существа?"

      Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...

08 11 2025 15:44:39

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс


    Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

      Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о пoлoвoм размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

07 11 2025 18:22:19

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

06 11 2025 6:27:24

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::