Человек и окружающая среда > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

Участники проекта: учащиеся 5 класса.

Типология проекта:

  1. По доминирующей деятельности: творчески – исследовательский
  2. По предметно-содержательной области: межпредметный (география, математика, литература), привлекаются в качестве консультантов учителя вышеназванных дисциплин.
  3. По хаpaктеру контактов: внутренний
  4. По количеству участников: групповой
  5. По продолжительности проекта: средней продолжительности (2 недели)

Цели проекта:

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: “Человек и окружающая среда”.
  2. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; формирование экологического стиля мышления;
  3. Воспитание пpaктико-ориентированного отношения к жизнедеятельности;
  4. Этическое и эстетическое воспитание учащихся на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов.

Оформление кабинета: Карта Самарской области, самодельные стенды: “Дары леса”, “Стволы наших деревьев”, “Процесс рождения бумаги”, “Лекарственные растения”, “Районы происхождения культурных растений”; плакаты детей под девизом: “Сохрани!”

Презентация проекта происходит в виде урока-конференции, где участники проекта отчитываются о проделанной работе.

Последовательность работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (определение цели и темы проекта).
  2. Планирование
  3. Исследование
  4. Результаты
  5. Представление отчетов, выступление с сообщениями на конференции.
  6. Оценки результатов процесса.

Подготовительный этап

Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли микроколлективы учащихся (4-5 человек). Для творческих работ выбраны темы: “Лес в жизни природы и человека”, “Чудо – синоптики”, “Великие лесные стены” (деятельность человека, улучшающая окружающую среду), “Экспериментальная работа по изучению проблемы бытовых отходов” (деятельность человека, ухудшающая окружающую среду). За две недели до данного урока учащимся предложено выполнить творческую работу или провести эксперимент. Чтобы школьники могли ориентироваться в информационной среде, им предлагается план творческой работы (объем 5 условных страниц):

  • 1-я страница – исследовательская. Учащиеся берут интервью, проводят опросы, собирают информацию по предложенной теме.
  • 2-я страница – результативная. Учащиеся анализируют информацию и делают выводы.
  • 3-я страница – заповедная. Описывается работа людей по охране окружающей среды, по сохранению растений и животных, занесенных в Красную книгу, желательно по Самарской области.
  • 4-я страница – литературная. Учащиеся представляют стихи, басни, прозу (можно собственного сочинения) по выбранной теме.
  • 5-я страница – занимательная. На этой странице представляются занимательные факты, загадки, кроссворды.

В течение этого времени учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы. Творческая работа позволяет расширить рамки программы и сделать изученное интересным и пpaктически значимым для каждого ученика.

Ход урока

Этап 1. “Пригласительный билет”

Начинается работа еще на перемене, так как учащиеся могут войти в класс только по пригласительным билетам, которые ученики получили заранее. Билет представляет собой вопрос или загадку, ответив на который ученик получает право на вход в класс. Приветствуется, если вместе с пригласительным билетом ученик сдаёт учителю рисунок, сообщение или описание наблюдения, рассказывающие о живом существе или растении, название которого было в пригласительном билете. При этом сообщение должно соответствовать теме: “Человек и живая природа”. Оценивается такая работа от 3-х до 5 баллов.

Этап 2. “Заслушивание отчетов”

Отчет первой группы. Сообщение: Лес в жизни природы и человека.

– Природа – наше жилище, кормилица, помощник и поставщик всего сырья и энергии, а значит, одна из основ экономики, она сама работает как продуктивнейшая отрасль хозяйства. Сокровищницей люди считают лес. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, почвообразование, водный режим, состав воздуха, является “легкими планеты”.

Зимой лес задерживает снег, а весной не дает ему быстро таять, чем способствует увлажнению почвы. Лес ослабляет силу ветра, защищая сельскохозяйственные угодья от жарких суховеев на юге и от выхолаживающей стужи на севере. Он служит местом отдыха и туризма. Многие виды животных обитают в лесу, где находят дом и пищу. Здесь произрастают ценные древесные породы, лекарственные растения, орехи, ягоды, грибы.

Лиственные леса составляют основу лесного фонда области. Основным деревом этих лесов является дуб черешчатый – одно из немногих могучих деревьев-долгожителей природы. В лиственных лесах встречаются также липа мелколистная, осина, клен платановидный. Под пологом деревьев растут кустарники: лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый; большим разнообразием отличается травяной покров, здесь типичны: ландыш майский, сныть обыкновенная. Довольно широко распространены в Высоком Заволжье осинники. В степных районах по балкам, долинам и оврагам формируются байрачные леса. В лесостепных районах произрастают липовые леса – отличные медоносы. Один гектар липового леса может дать за сезон пчеловодам около тысячи килограммов душистого меда. Животный мир лиственных лесов богат и разнообразен. Хвойные леса в области занимают небольшие территории, поэтому они наиболее ценные. Основной лесообразующей породой является сосна обыкновенная. Вечнозеленые сосновые боры произрастают в лесостепных районах. Остепненные сосновые леса Самарской Луки с ярусом низкорослого кустарника – толокнянки обыкновенной, а также участки Рачейского и Муранского боров с брусничниками, черникой и клюквой являются реликтами северных таежных лесов.

Наряду с естественными сосняками в области более 150 лет произрастают искусственные сосновые леса. На Самарской Луке они входят в запретную для рубки зону Национального парка области. Животный мир хвойных лесов богат и разнообразен. Здесь обитают, множество зверей, птиц и насекомых. Сосновые леса Самарской Луки, а также участки Рачейского и Муранского сосновых боров объявлены памятниками природы области. Бузулуксий бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Леса в Самарской области занимают чуть больше десятой части ее территории. Многолетняя хозяйственная деятельность людей значительно отразилась на составе и размещении лесов, оставив их, в основном, на водоразделах и склонах речных долин. Насыщенность области химическими, нефтехимическими и другими производствами требует увеличения площадей лесов. Задача жителей области – сохранение и приумножение зеленого богатства, запасы которого на ее территории невелики.

Писатель Павел Маpaкулин – автор миниатюр “Лесная азбука” написал такое стихотворение:

Я боюсь за судьбу
Богатейшего в мире народа,
Потому что и смелому
Дрогнуть настала пора
Лишь слепец не увидит,
Как быстро скудеет природа,
Лишь глухой не услышит
Заносчивый гром топора!

Древние славяне считали, что Бог лесов выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба, волосы Его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит Он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Как Его имя? Ответ: Бор.

Теперь бором называют хвойный лес. Сосновые леса Самарской области объявлены памятниками природы. Бузулукский бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Каждое дерево, каждый лес приносит пользу людям. Берегите лес, друзья, и не верьте тем, кто говорит, что лесов еще слишком много. Человек по отношению к природе за последние годы становится каким-то жуликоватым хищником, пpaктически почти не наказуемым.

Сообщение второй группы по теме: “Чудо-синоптики”.

Человек всегда нуждается в точном прогнозировании погоды. Ему в этом могут помочь животные и растения. Миллионы лет живая природа совершенствовала свои творения. В ходе эволюционного развития под воздействием света, звука, запаха, тепла и холода и т.д. в живых организмах сформировались механизмы приема и переработки многообразной информации, благодаря чему животные и растения отличаются поразительной способностью реагировать на ничтожные, едва уловимые изменения в окружающей их среде, с большой точностью прогнозировать погоду! В настоящее время бионикам известно более тысячи видов животных и растений, способных прогнозировать погоду на несколько дней, на месяц, сезон и даже год.

Озерная лягушка – самый крупный у нас представитель семейства лягушек из отряда бесхвостых земноводных. Существует целый набор народных примет, связанных с лягушками:

– если лягушки квакают вечером с приятной трелью – к хорошей погоде;
– молчат – перед холодной погодой;
– “турчат” – будет дождь;
– на суше прыгают – к дождю.

Некоторые люди недолюбливают лягушек, говорят, что от них бывают бородавки, а французы употрeбляют мясо лягушек в пищу, и те, и другие уничтожают лягушек в большом количестве. Но, в природе всё взаимосвязано: уменьшение количества одних живых существ, несет за собой гибель других. Так осушение некоторых небольших водоемов и болот, привело к исчезновению там лягушек. Однако в рацион питания лягушек входили комары, мелкие насекомые, следовательно, их стало больше, а вот цапли серые питаются земноводными, исчезновение которых привело к резкому сокращению численности красивых птиц.

Об изменениях погоды можно узнать, наблюдая за домашними животными и птицами. Известно, что курица-клушка перед дождем уводит цыплят в укрытие или прячет под крылья. Если куры не прячутся от дождя, то он будет непродолжительным. У бapaнов перед дождем шерсть набухает и удлиняется, в сухую погоду часть влаги испаряется и шерсть удлиняется. Великолепно развитые органы чувств помогают собакам выслеживать дичь на охоте, разыскивать преступников, обнаруживать наркотики, контролировать исправность газовых магистралей. Но особенно чувствительны у них биоиндикаторы к изменениям, происходящим в атмосфере. Известно, что если собака усиленно роет землю – к дождю и снегу. Если собака спит, раскинув лапы и брюхом к верху – к теплу.

Хорошо прогнозируют погоду многие животные лесов и степей. Так, зверек бурундук из семейства беличьих перед дождем начинает волноваться, сядет на пень, закроет уши лапками, и жалобно кричит: “Трум!”. Охотники знают, что бурундучьи прогнозы безошибочны. Кроты перед холодной зимой вход в нору делают к югу, перед сырой – к западу, перед сухой – к востоку, перед теплой – к северу.

Много примет связано с воронами и галками:

– Вороны каркают стаей – к морозу;
– Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, на верхушки деревьев – к морозу. Давно замечено, что лучше всякого барометра предугадывает погоду паук. Он не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – перед дождем или бурей, а нередко перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную им паутину и поспешно забираются в щели, если же паук снова принимается за работу с особым старанием – жди ясной погоды. Об изменениях погоды можно узнать и по растениям леса и степей, если быть наблюдательным. Например, если береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – дождливое. Совсем недавно ученые установили, что прекрасным природным барометром обнаружила себя обыкновенная ель. Она почти за неделю может предсказывать погоду, низко опуская свои ветки перед ненастьем, и наоборот, резко поднимая их вверх перед погожими солнечными днями.

Человек должен быть внимательным к живой природе и тогда он точно может даже без метеорологов прогнозировать погоду.

Сообщение третьей группы по теме: “Итоги экологического эксперимента по изучению проблемы отходов”.

Окружающая среда способна к самоочищению. Но интенсивное сельское хозяйство (в некоторых странах пахотные земли составляют 30-70%) рост городов, в которых проживает 80% населения земли, развитие автомобильного и железнодорожного трaнcпорта, добыча невосполнимых ресурсов – полезных ископаемых, промышленные выбросы – дымы, стоки нанесли непоправимый ущерб природе. Окружающая среда утратила способность к самоочищению, поскольку количество отходов, выбрасываемых в нее, превышает эту способность. Наша группа решила исследовать, какой вред окружающей среде наносят жители Самары в результате выброса твердых бытовых отходов (ТБО).

Для решения этой проблемы мы:

  1. Распределили ТБО по категориям;
  2. Путем взвешивания определили общее количество твердых бытовых отходов каждой категории в семьях нашей группы за 7 дней;
  3. Вычислили приблизительно количество ТБО каждой категории, приходящейся на одного человека.
  4. Вычислили количество ТБО по Самарской области.

Результаты эксперимента свели в таблицу (вес ТБО одного человека за неделю)

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес (кг) 0,4 0,08 0,7 0,02 0,4 1,6
Доля (%) 25 5 43,75 1,25 25 100

Вес ТБО по г.Самаре (1240 тысяч человек) за неделю.

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес за нед. (т) 496 99,2 868 24,8 496 1984
Вес за год (т). 25792 5158,4 45136 1289,6 25792 103168

Вот так загрязняют землю ежедневно самарцы. А известно, что стекло не способно к разложению. Но ведь можно сортировать мусор для более эффективной утилизации. И тогда можно сохранить деревья, не переpaбатывая их на бумагу, освободить свалки от стекла, пустив его на вторичную переработку, так как это делают в Германии, выплавить новые тонны металла из полученного металлолома, накормить животных имеющимися пищевыми отходами. И, конечно, можно использовать часть ТБО для поддержания огня в термических печах.

Человек думает, что он преобразует природу, а на самом деле ухудшает ее.

Роберт Рождественский писал:

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.



Комментарии:

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

30 05 2023 4:54:16

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

29 05 2023 3:46:20

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

28 05 2023 4:22:51

Строение и жизнедеятельность инфузорий


    Строение и жизнедеятельность инфузорий

      Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

27 05 2023 17:30:19

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)


    Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

      Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

26 05 2023 21:21:29

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

25 05 2023 21:11:49

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

24 05 2023 4:48:59

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

23 05 2023 20:34:42

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

22 05 2023 22:56:22

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

21 05 2023 9:52:51

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

20 05 2023 23:13:20

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

19 05 2023 1:20:24

"Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс


    "Регуляция процессов жизнедеятельности". 6-й класс

      Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания. ...

18 05 2023 9:23:52

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

17 05 2023 4:49:35

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

16 05 2023 16:42:23

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

15 05 2023 18:53:41

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

14 05 2023 5:53:51

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

13 05 2023 13:24:51

Урок-обобщение по теме "Дыхание"


    Урок-обобщение по теме "Дыхание"

      Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....

12 05 2023 12:29:48

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

11 05 2023 14:27:12

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

10 05 2023 5:54:44

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

      Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

09 05 2023 7:42:52

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

08 05 2023 19:47:55

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка


    Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

      Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

07 05 2023 8:42:48

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

06 05 2023 17:24:50

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

05 05 2023 9:28:22

"Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")


    "Эта чудесная клетка" (с использованием тренажера "Основы учения о клетке")

      Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....

04 05 2023 16:28:17

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

03 05 2023 1:40:17

Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии


    Использование элективных курсов для подготовки к ЕГЭ по биологии

      Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....

02 05 2023 15:35:18

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

01 05 2023 17:10:41

Исследование "Изучение плесневых грибов"


    Исследование "Изучение плесневых грибов"

      Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....

30 04 2023 15:27:51

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

29 04 2023 5:14:23

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

28 04 2023 0:35:21

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

27 04 2023 2:35:55

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

26 04 2023 13:20:21

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"


    Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

      В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

25 04 2023 9:12:29

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"


    Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

      Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

24 04 2023 1:22:11

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"


    План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

      Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

23 04 2023 12:10:13

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"


    Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

      Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

22 04 2023 12:43:38

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

21 04 2023 11:34:17

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

20 04 2023 11:36:54

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

19 04 2023 1:12:58

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

18 04 2023 7:46:17

Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"


    Урок биологии по теме "Хаpaктеристика представителей семейств. Розоцветные. Бобовые"

      Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....

17 04 2023 5:56:21

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

16 04 2023 15:57:26

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

15 04 2023 7:53:27

Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления


    Урок биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с применением технологии развития критического мышления

      Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....

14 04 2023 3:12:20

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

13 04 2023 5:10:21

Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии


    Научно-исследовательская деятельность учащихся – модель педагогической технологии

      В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....

12 04 2023 6:19:30

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

11 04 2023 17:11:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::