Лаборатория фитоинвазий    

Человек и окружающая среда

Участники проекта: учащиеся 5 класса.

Типология проекта:

  1. По доминирующей деятельности: творчески – исследовательский
  2. По предметно-содержательной области: межпредметный (география, математика, литература), привлекаются в качестве консультантов учителя вышеназванных дисциплин.
  3. По характеру контактов: внутренний
  4. По количеству участников: групповой
  5. По продолжительности проекта: средней продолжительности (2 недели)

Цели проекта:

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: “Человек и окружающая среда”.
  2. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; формирование экологического стиля мышления;
  3. Воспитание практико-ориентированного отношения к жизнедеятельности;
  4. Этическое и эстетическое воспитание учащихся на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов.

Оформление кабинета: Карта Самарской области, самодельные стенды: “Дары леса”, “Стволы наших деревьев”, “Процесс рождения бумаги”, “Лекарственные растения”, “Районы происхождения культурных растений”; плакаты детей под девизом: “Сохрани!”

Презентация проекта происходит в виде урока-конференции, где участники проекта отчитываются о проделанной работе.

Последовательность работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (определение цели и темы проекта).
  2. Планирование
  3. Исследование
  4. Результаты
  5. Представление отчетов, выступление с сообщениями на конференции.
  6. Оценки результатов процесса.

Подготовительный этап

Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли микроколлективы учащихся (4-5 человек). Для творческих работ выбраны темы: “Лес в жизни природы и человека”, “Чудо – синоптики”, “Великие лесные стены” (деятельность человека, улучшающая окружающую среду), “Экспериментальная работа по изучению проблемы бытовых отходов” (деятельность человека, ухудшающая окружающую среду). За две недели до данного урока учащимся предложено выполнить творческую работу или провести эксперимент. Чтобы школьники могли ориентироваться в информационной среде, им предлагается план творческой работы (объем 5 условных страниц):

  • 1-я страница – исследовательская. Учащиеся берут интервью, проводят опросы, собирают информацию по предложенной теме.
  • 2-я страница – результативная. Учащиеся анализируют информацию и делают выводы.
  • 3-я страница – заповедная. Описывается работа людей по охране окружающей среды, по сохранению растений и животных, занесенных в Красную книгу, желательно по Самарской области.
  • 4-я страница – литературная. Учащиеся представляют стихи, басни, прозу (можно собственного сочинения) по выбранной теме.
  • 5-я страница – занимательная. На этой странице представляются занимательные факты, загадки, кроссворды.

В течение этого времени учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы. Творческая работа позволяет расширить рамки программы и сделать изученное интересным и практически значимым для каждого ученика.

Ход урока

Этап 1. “Пригласительный билет”

Начинается работа еще на перемене, так как учащиеся могут войти в класс только по пригласительным билетам, которые ученики получили заранее. Билет представляет собой вопрос или загадку, ответив на который ученик получает право на вход в класс. Приветствуется, если вместе с пригласительным билетом ученик сдаёт учителю рисунок, сообщение или описание наблюдения, рассказывающие о живом существе или растении, название которого было в пригласительном билете. При этом сообщение должно соответствовать теме: “Человек и живая природа”. Оценивается такая работа от 3-х до 5 баллов.

Этап 2. “Заслушивание отчетов”

Отчет первой группы. Сообщение: Лес в жизни природы и человека.

– Природа – наше жилище, кормилица, помощник и поставщик всего сырья и энергии, а значит, одна из основ экономики, она сама работает как продуктивнейшая отрасль хозяйства. Сокровищницей люди считают лес. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, почвообразование, водный режим, состав воздуха, является “легкими планеты”.

Зимой лес задерживает снег, а весной не дает ему быстро таять, чем способствует увлажнению почвы. Лес ослабляет силу ветра, защищая сельскохозяйственные угодья от жарких суховеев на юге и от выхолаживающей стужи на севере. Он служит местом отдыха и туризма. Многие виды животных обитают в лесу, где находят дом и пищу. Здесь произрастают ценные древесные породы, лекарственные растения, орехи, ягоды, грибы.

Лиственные леса составляют основу лесного фонда области. Основным деревом этих лесов является дуб черешчатый – одно из немногих могучих деревьев-долгожителей природы. В лиственных лесах встречаются также липа мелколистная, осина, клен платановидный. Под пологом деревьев растут кустарники: лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый; большим разнообразием отличается травяной покров, здесь типичны: ландыш майский, сныть обыкновенная. Довольно широко распространены в Высоком Заволжье осинники. В степных районах по балкам, долинам и оврагам формируются байрачные леса. В лесостепных районах произрастают липовые леса – отличные медоносы. Один гектар липового леса может дать за сезон пчеловодам около тысячи килограммов душистого меда. Животный мир лиственных лесов богат и разнообразен. Хвойные леса в области занимают небольшие территории, поэтому они наиболее ценные. Основной лесообразующей породой является сосна обыкновенная. Вечнозеленые сосновые боры произрастают в лесостепных районах. Остепненные сосновые леса Самарской Луки с ярусом низкорослого кустарника – толокнянки обыкновенной, а также участки Рачейского и Муранского боров с брусничниками, черникой и клюквой являются реликтами северных таежных лесов.

Наряду с естественными сосняками в области более 150 лет произрастают искусственные сосновые леса. На Самарской Луке они входят в запретную для рубки зону Национального парка области. Животный мир хвойных лесов богат и разнообразен. Здесь обитают, множество зверей, птиц и насекомых. Сосновые леса Самарской Луки, а также участки Рачейского и Муранского сосновых боров объявлены памятниками природы области. Бузулуксий бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Леса в Самарской области занимают чуть больше десятой части ее территории. Многолетняя хозяйственная деятельность людей значительно отразилась на составе и размещении лесов, оставив их, в основном, на водоразделах и склонах речных долин. Насыщенность области химическими, нефтехимическими и другими производствами требует увеличения площадей лесов. Задача жителей области – сохранение и приумножение зеленого богатства, запасы которого на ее территории невелики.

Писатель Павел Маракулин – автор миниатюр “Лесная азбука” написал такое стихотворение:

Я боюсь за судьбу
Богатейшего в мире народа,
Потому что и смелому
Дрогнуть настала пора
Лишь слепец не увидит,
Как быстро скудеет природа,
Лишь глухой не услышит
Заносчивый гром топора!

Древние славяне считали, что Бог лесов выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба, волосы Его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит Он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Как Его имя? Ответ: Бор.

Теперь бором называют хвойный лес. Сосновые леса Самарской области объявлены памятниками природы. Бузулукский бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Каждое дерево, каждый лес приносит пользу людям. Берегите лес, друзья, и не верьте тем, кто говорит, что лесов еще слишком много. Человек по отношению к природе за последние годы становится каким-то жуликоватым хищником, практически почти не наказуемым.

Сообщение второй группы по теме: “Чудо-синоптики”.

Человек всегда нуждается в точном прогнозировании погоды. Ему в этом могут помочь животные и растения. Миллионы лет живая природа совершенствовала свои творения. В ходе эволюционного развития под воздействием света, звука, запаха, тепла и холода и т.д. в живых организмах сформировались механизмы приема и переработки многообразной информации, благодаря чему животные и растения отличаются поразительной способностью реагировать на ничтожные, едва уловимые изменения в окружающей их среде, с большой точностью прогнозировать погоду! В настоящее время бионикам известно более тысячи видов животных и растений, способных прогнозировать погоду на несколько дней, на месяц, сезон и даже год.

Озерная лягушка – самый крупный у нас представитель семейства лягушек из отряда бесхвостых земноводных. Существует целый набор народных примет, связанных с лягушками:

– если лягушки квакают вечером с приятной трелью – к хорошей погоде;
– молчат – перед холодной погодой;
– “турчат” – будет дождь;
– на суше прыгают – к дождю.

Некоторые люди недолюбливают лягушек, говорят, что от них бывают бородавки, а французы употребляют мясо лягушек в пищу, и те, и другие уничтожают лягушек в большом количестве. Но, в природе всё взаимосвязано: уменьшение количества одних живых существ, несет за собой гибель других. Так осушение некоторых небольших водоемов и болот, привело к исчезновению там лягушек. Однако в рацион питания лягушек входили комары, мелкие насекомые, следовательно, их стало больше, а вот цапли серые питаются земноводными, исчезновение которых привело к резкому сокращению численности красивых птиц.

Об изменениях погоды можно узнать, наблюдая за домашними животными и птицами. Известно, что курица-клушка перед дождем уводит цыплят в укрытие или прячет под крылья. Если куры не прячутся от дождя, то он будет непродолжительным. У баранов перед дождем шерсть набухает и удлиняется, в сухую погоду часть влаги испаряется и шерсть удлиняется. Великолепно развитые органы чувств помогают собакам выслеживать дичь на охоте, разыскивать преступников, обнаруживать наркотики, контролировать исправность газовых магистралей. Но особенно чувствительны у них биоиндикаторы к изменениям, происходящим в атмосфере. Известно, что если собака усиленно роет землю – к дождю и снегу. Если собака спит, раскинув лапы и брюхом к верху – к теплу.

Хорошо прогнозируют погоду многие животные лесов и степей. Так, зверек бурундук из семейства беличьих перед дождем начинает волноваться, сядет на пень, закроет уши лапками, и жалобно кричит: “Трум!”. Охотники знают, что бурундучьи прогнозы безошибочны. Кроты перед холодной зимой вход в нору делают к югу, перед сырой – к западу, перед сухой – к востоку, перед теплой – к северу.

Много примет связано с воронами и галками:

– Вороны каркают стаей – к морозу;
– Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, на верхушки деревьев – к морозу. Давно замечено, что лучше всякого барометра предугадывает погоду паук. Он не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – перед дождем или бурей, а нередко перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную им паутину и поспешно забираются в щели, если же паук снова принимается за работу с особым старанием – жди ясной погоды. Об изменениях погоды можно узнать и по растениям леса и степей, если быть наблюдательным. Например, если береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – дождливое. Совсем недавно ученые установили, что прекрасным природным барометром обнаружила себя обыкновенная ель. Она почти за неделю может предсказывать погоду, низко опуская свои ветки перед ненастьем, и наоборот, резко поднимая их вверх перед погожими солнечными днями.

Человек должен быть внимательным к живой природе и тогда он точно может даже без метеорологов прогнозировать погоду.

Сообщение третьей группы по теме: “Итоги экологического эксперимента по изучению проблемы отходов”.

Окружающая среда способна к самоочищению. Но интенсивное сельское хозяйство (в некоторых странах пахотные земли составляют 30-70%) рост городов, в которых проживает 80% населения земли, развитие автомобильного и железнодорожного транспорта, добыча невосполнимых ресурсов – полезных ископаемых, промышленные выбросы – дымы, стоки нанесли непоправимый ущерб природе. Окружающая среда утратила способность к самоочищению, поскольку количество отходов, выбрасываемых в нее, превышает эту способность. Наша группа решила исследовать, какой вред окружающей среде наносят жители Самары в результате выброса твердых бытовых отходов (ТБО).

Для решения этой проблемы мы:

  1. Распределили ТБО по категориям;
  2. Путем взвешивания определили общее количество твердых бытовых отходов каждой категории в семьях нашей группы за 7 дней;
  3. Вычислили приблизительно количество ТБО каждой категории, приходящейся на одного человека.
  4. Вычислили количество ТБО по Самарской области.

Результаты эксперимента свели в таблицу (вес ТБО одного человека за неделю)

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес (кг) 0,4 0,08 0,7 0,02 0,4 1,6
Доля (%) 25 5 43,75 1,25 25 100

Вес ТБО по г.Самаре (1240 тысяч человек) за неделю.

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес за нед. (т) 496 99,2 868 24,8 496 1984
Вес за год (т). 25792 5158,4 45136 1289,6 25792 103168

Вот так загрязняют землю ежедневно самарцы. А известно, что стекло не способно к разложению. Но ведь можно сортировать мусор для более эффективной утилизации. И тогда можно сохранить деревья, не перерабатывая их на бумагу, освободить свалки от стекла, пустив его на вторичную переработку, так как это делают в Германии, выплавить новые тонны металла из полученного металлолома, накормить животных имеющимися пищевыми отходами. И, конечно, можно использовать часть ТБО для поддержания огня в термических печах.

Человек думает, что он преобразует природу, а на самом деле ухудшает ее.

Роберт Рождественский писал:

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Насекомые с полным и неполным превращением

К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...

20 01 2021 10:14:52

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

19 01 2021 4:29:19

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

18 01 2021 23:43:59

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

17 01 2021 15:19:40

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела « Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В. В. Пасечника в 9-м классе по курсу « Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

16 01 2021 5:10:16

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

15 01 2021 0:45:38

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

При проведении данного урока используется интерактивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интерактивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте « Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

14 01 2021 15:25:21

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

13 01 2021 2:38:11

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме " Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии " Координация и регуляция", первый в теме " Анализаторы"....

12 01 2021 7:22:29

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

11 01 2021 16:42:22

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

10 01 2021 11:34:42

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

09 01 2021 10:17:18

Витамины. 8-й класс

Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....

08 01 2021 12:22:44

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

07 01 2021 22:52:29

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

06 01 2021 16:34:44

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

05 01 2021 22:44:16

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

04 01 2021 22:35:16

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Практическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

03 01 2021 14:28:35

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

02 01 2021 13:22:10

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

01 01 2021 11:36:20

Ржавчинные грибы. Характеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

31 12 2020 19:39:18

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

30 12 2020 14:39:12

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

29 12 2020 14:26:17

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

28 12 2020 19:26:57

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

27 12 2020 21:47:44

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

26 12 2020 5:16:41

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

В практике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут. Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический транс» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

25 12 2020 21:27:44

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

24 12 2020 8:16:16

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

23 12 2020 15:42:44

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

22 12 2020 7:16:37

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

21 12 2020 12:50:35

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интерактивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

20 12 2020 21:52:52

Органоиды клетки

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки практического применения знаний....

19 12 2020 13:26:15

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

18 12 2020 1:35:46

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

17 12 2020 7:26:48

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

16 12 2020 19:41:42

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании полового и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и полового размножения в природе и для человека....

15 12 2020 20:35:23

Урок биологии в 7-м классе по теме "Класс насекомые. Отряд перепончатокрылые"

Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска « Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися. ...

14 12 2020 10:47:18

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

13 12 2020 21:37:57

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

12 12 2020 12:56:10

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

11 12 2020 18:52:14

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

10 12 2020 2:31:52

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Урок проходит в форме игры « Клуб знатоков». Из класса выбирается команда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

09 12 2020 15:16:23

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

08 12 2020 9:27:30

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в « Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

07 12 2020 0:54:34

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

06 12 2020 9:51:27

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

05 12 2020 12:41:55

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Представлен конспект комбинированного урока по теме: " Кровь - река жизни"....

04 12 2020 0:44:51

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный практикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

03 12 2020 10:19:28

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

02 12 2020 20:58:18

Создание культурных растений человеком, ярусность как признак растительного сообщества

Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....

01 12 2020 14:43:46

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

30 11 2020 9:38:11

Конспект открытого урока биологии в 7-м классе

Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных У У Д учащихся....

29 11 2020 14:39:13

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

28 11 2020 6:40:18

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

27 11 2020 10:48:54

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

26 11 2020 16:57:26

Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблудиться"

Цель занятия: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных веществ, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, показать пути решения сложных проблем без привлечения психостимуляторов. ...

25 11 2020 9:22:55

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

24 11 2020 6:56:30

Программа кружка "Юные цветоводы"

Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

23 11 2020 3:22:37

Полушария большого мозга. Урок биологии в 8-м классе

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....

22 11 2020 22:26:16

Открытый урок по теме "Витамины"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов ( А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов Г И А-9 части « С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

21 11 2020 4:23:14

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

20 11 2020 18:14:20

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

19 11 2020 12:33:12

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

18 11 2020 17:13:13

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам « Цитология, « Эволюция», « Генетика». ...

17 11 2020 10:40:32

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

16 11 2020 19:32:17

Эколого-валеологическая программа для учащихся "Твое здоровье в твоих руках"

Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....

15 11 2020 12:54:18

Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей

Цель урока: познакомить учащихся с ролью опорно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....

14 11 2020 11:27:17

Фенотипическая изменчивость

Народная мудрость гласит: « Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

13 11 2020 20:51:38

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

12 11 2020 14:53:43

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

11 11 2020 11:18:46

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

10 11 2020 19:21:24

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

09 11 2020 10:35:15

Развитие исследовательских навыков учащихся

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

08 11 2020 11:39:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

07 11 2020 13:53:16

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

06 11 2020 13:50:34

Естественные и искусственные биоценозы

<p> Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема « Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

05 11 2020 0:40:56

Урок по курсу "Природоведение", 5-й класс "Как размножаются животные?"

Урок знакомит учащихся с формами полового и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе полового размножения....

04 11 2020 20:10:21

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

03 11 2020 0:31:11

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

02 11 2020 11:10:19

Роль гормонов в обмене веществ, рост и развитие организма

Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование И К Т-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...

01 11 2020 13:49:19

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

31 10 2020 17:28:53

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

30 10 2020 21:54:54

Урок "Регуляция биохимических процессов клетки"

Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся. ...

29 10 2020 19:47:12

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

28 10 2020 7:23:37

Доказательства животного происхождения человека

Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....

27 10 2020 16:26:28

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

26 10 2020 13:22:45

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

25 10 2020 10:44:46

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

24 10 2020 21:46:47

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

23 10 2020 2:20:38

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

22 10 2020 0:20:43

Урок биологии по теме "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения". 8-й класс

Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гуморальную регуляцию этих процессов....

21 10 2020 15:23:44

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок « Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

20 10 2020 20:47:29

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

19 10 2020 22:59:13

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

18 10 2020 15:33:27

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме " Вода" (учебник для 5-го кл. " Природа. Неживая и живая": В. М. Пакулова, Н. В. Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

17 10 2020 12:31:58

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

Интегрированное занятие по биологии и Л Ф К формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена практическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

16 10 2020 18:22:53

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, Ц О Ры). ...

15 10 2020 7:12:51

Шляпочные грибы

В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

14 10 2020 3:56:40

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Урок " Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы " Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них практическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

13 10 2020 1:52:21

Урок по теме: "Среда обитания. Факторы среды". 5-й класс

Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного характера, самостоятельную работу с текстом учебника, практическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы. ...

12 10 2020 22:42:54

Урок "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

11 10 2020 11:11:40

Игра по теме "Путешествие по лесной тропинке родного края"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты- Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты- Мансийском крае, закреплению полученных знаний....

10 10 2020 18:38:52

Наши пернатые друзья

Внеклассное мероприятие подготовлено к « Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и практические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

09 10 2020 18:42:36

Смотр знаний по теме "Скелет человека"

По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....

08 10 2020 23:21:59

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

07 10 2020 23:13:45

Программа элективного курса для профильного класса "Решение генетических задач"

Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ. Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. ...

06 10 2020 23:27:19

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют транспортным аппаратом клетки....

05 10 2020 11:19:29

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

04 10 2020 23:34:26

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н. И. Сонина и В. Б. Захарова « Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

03 10 2020 23:20:54

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

02 10 2020 17:49:57

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

01 10 2020 1:25:39

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

30 09 2020 22:38:13

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

29 09 2020 15:14:26

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

28 09 2020 5:29:26

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

27 09 2020 23:34:10

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Элементы А С О на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов А С О при изучении темы « Побег. Строение и значение побега»....

26 09 2020 12:48:17

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

25 09 2020 20:20:13

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

24 09 2020 11:10:12

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

23 09 2020 13:31:57

Витамины (разработка урока в 8-м классе)

Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

22 09 2020 14:40:28

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

21 09 2020 21:29:39

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

20 09 2020 9:29:15

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

19 09 2020 5:20:19

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

18 09 2020 15:28:16

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

17 09 2020 1:39:33

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер « Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

16 09 2020 18:50:19

Тема урока: "Химический состав растений"

Данный урок является одним из уроков по теме " Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...

15 09 2020 14:49:31

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

14 09 2020 5:36:46

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

13 09 2020 5:59:13

Минералы и горные породы

Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

12 09 2020 5:13:49

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование С Н И Т, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

11 09 2020 13:12:14

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

10 09 2020 21:13:45

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

09 09 2020 17:34:17

Использование модульных технологий на уроках биологии

Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе « Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н. М. Черновой, § 28), а также в курсе « Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

08 09 2020 17:12:45

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

07 09 2020 11:38:10

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

06 09 2020 19:51:21

Урок по биологии на тему "Грибы, их роль в природе и жизни человека"

Урок в 6-м классе по программе В. В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...

05 09 2020 6:57:15

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

04 09 2020 16:47:59

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

03 09 2020 13:25:32

Наука о растениях ‒ ботаника

На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....

02 09 2020 11:41:59

Игровые технологии как средство профессиональной подготовки медицинских сестер из числа инвалидов по зрению I и II группы

Интеллектуальная игра " Анатомическая викторина" с элементами К В Н является примером успешного использования игр в практике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....

01 09 2020 11:54:59

По следам эволюции

Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы " Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....

31 08 2020 1:36:12

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

30 08 2020 19:10:34

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

29 08 2020 6:53:23

Педагогическая мастерская "Наш вклад в снижение выбросов парниковых газов"

Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интерактивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, практическую деятельность. ...

28 08 2020 0:23:53

Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс

Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....

27 08 2020 6:12:56

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

Урок завершает тему " Класс рыбы", " Класс земноводные", " Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

26 08 2020 7:51:45

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем « Пищеварение» и « Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

25 08 2020 10:10:28

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом С П И Да и другими вирусными заболеваниями....

24 08 2020 10:14:31

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)