Человек и окружающая среда > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

Участники проекта: учащиеся 5 класса.

Типология проекта:

  1. По доминирующей деятельности: творчески – исследовательский
  2. По предметно-содержательной области: межпредметный (география, математика, литература), привлекаются в качестве консультантов учителя вышеназванных дисциплин.
  3. По хаpaктеру контактов: внутренний
  4. По количеству участников: групповой
  5. По продолжительности проекта: средней продолжительности (2 недели)

Цели проекта:

  1. Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: “Человек и окружающая среда”.
  2. Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся; формирование экологического стиля мышления;
  3. Воспитание пpaктико-ориентированного отношения к жизнедеятельности;
  4. Этическое и эстетическое воспитание учащихся на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов.

Оформление кабинета: Карта Самарской области, самодельные стенды: “Дары леса”, “Стволы наших деревьев”, “Процесс рождения бумаги”, “Лекарственные растения”, “Районы происхождения культурных растений”; плакаты детей под девизом: “Сохрани!”

Презентация проекта происходит в виде урока-конференции, где участники проекта отчитываются о проделанной работе.

Последовательность работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (определение цели и темы проекта).
  2. Планирование
  3. Исследование
  4. Результаты
  5. Представление отчетов, выступление с сообщениями на конференции.
  6. Оценки результатов процесса.

Подготовительный этап

Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли микроколлективы учащихся (4-5 человек). Для творческих работ выбраны темы: “Лес в жизни природы и человека”, “Чудо – синоптики”, “Великие лесные стены” (деятельность человека, улучшающая окружающую среду), “Экспериментальная работа по изучению проблемы бытовых отходов” (деятельность человека, ухудшающая окружающую среду). За две недели до данного урока учащимся предложено выполнить творческую работу или провести эксперимент. Чтобы школьники могли ориентироваться в информационной среде, им предлагается план творческой работы (объем 5 условных страниц):

  • 1-я страница – исследовательская. Учащиеся берут интервью, проводят опросы, собирают информацию по предложенной теме.
  • 2-я страница – результативная. Учащиеся анализируют информацию и делают выводы.
  • 3-я страница – заповедная. Описывается работа людей по охране окружающей среды, по сохранению растений и животных, занесенных в Красную книгу, желательно по Самарской области.
  • 4-я страница – литературная. Учащиеся представляют стихи, басни, прозу (можно собственного сочинения) по выбранной теме.
  • 5-я страница – занимательная. На этой странице представляются занимательные факты, загадки, кроссворды.

В течение этого времени учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы. Творческая работа позволяет расширить рамки программы и сделать изученное интересным и пpaктически значимым для каждого ученика.

Ход урока

Этап 1. “Пригласительный билет”

Начинается работа еще на перемене, так как учащиеся могут войти в класс только по пригласительным билетам, которые ученики получили заранее. Билет представляет собой вопрос или загадку, ответив на который ученик получает право на вход в класс. Приветствуется, если вместе с пригласительным билетом ученик сдаёт учителю рисунок, сообщение или описание наблюдения, рассказывающие о живом существе или растении, название которого было в пригласительном билете. При этом сообщение должно соответствовать теме: “Человек и живая природа”. Оценивается такая работа от 3-х до 5 баллов.

Этап 2. “Заслушивание отчетов”

Отчет первой группы. Сообщение: Лес в жизни природы и человека.

– Природа – наше жилище, кормилица, помощник и поставщик всего сырья и энергии, а значит, одна из основ экономики, она сама работает как продуктивнейшая отрасль хозяйства. Сокровищницей люди считают лес. Лес – это один из важнейших типов растительного покрова Земли. Он оказывает большое влияние на климат, почвообразование, водный режим, состав воздуха, является “легкими планеты”.

Зимой лес задерживает снег, а весной не дает ему быстро таять, чем способствует увлажнению почвы. Лес ослабляет силу ветра, защищая сельскохозяйственные угодья от жарких суховеев на юге и от выхолаживающей стужи на севере. Он служит местом отдыха и туризма. Многие виды животных обитают в лесу, где находят дом и пищу. Здесь произрастают ценные древесные породы, лекарственные растения, орехи, ягоды, грибы.

Лиственные леса составляют основу лесного фонда области. Основным деревом этих лесов является дуб черешчатый – одно из немногих могучих деревьев-долгожителей природы. В лиственных лесах встречаются также липа мелколистная, осина, клен платановидный. Под пологом деревьев растут кустарники: лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый; большим разнообразием отличается травяной покров, здесь типичны: ландыш майский, сныть обыкновенная. Довольно широко распространены в Высоком Заволжье осинники. В степных районах по балкам, долинам и оврагам формируются байрачные леса. В лесостепных районах произрастают липовые леса – отличные медоносы. Один гектар липового леса может дать за сезон пчеловодам около тысячи килограммов душистого меда. Животный мир лиственных лесов богат и разнообразен. Хвойные леса в области занимают небольшие территории, поэтому они наиболее ценные. Основной лесообразующей породой является сосна обыкновенная. Вечнозеленые сосновые боры произрастают в лесостепных районах. Остепненные сосновые леса Самарской Луки с ярусом низкорослого кустарника – толокнянки обыкновенной, а также участки Рачейского и Муранского боров с брусничниками, черникой и клюквой являются реликтами северных таежных лесов.

Наряду с естественными сосняками в области более 150 лет произрастают искусственные сосновые леса. На Самарской Луке они входят в запретную для рубки зону Национального парка области. Животный мир хвойных лесов богат и разнообразен. Здесь обитают, множество зверей, птиц и насекомых. Сосновые леса Самарской Луки, а также участки Рачейского и Муранского сосновых боров объявлены памятниками природы области. Бузулуксий бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Леса в Самарской области занимают чуть больше десятой части ее территории. Многолетняя хозяйственная деятельность людей значительно отразилась на составе и размещении лесов, оставив их, в основном, на водоразделах и склонах речных долин. Насыщенность области химическими, нефтехимическими и другими производствами требует увеличения площадей лесов. Задача жителей области – сохранение и приумножение зеленого богатства, запасы которого на ее территории невелики.

Писатель Павел Маpaкулин – автор миниатюр “Лесная азбука” написал такое стихотворение:

Я боюсь за судьбу
Богатейшего в мире народа,
Потому что и смелому
Дрогнуть настала пора
Лишь слепец не увидит,
Как быстро скудеет природа,
Лишь глухой не услышит
Заносчивый гром топора!

Древние славяне считали, что Бог лесов выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба, волосы Его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит Он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Как Его имя? Ответ: Бор.

Теперь бором называют хвойный лес. Сосновые леса Самарской области объявлены памятниками природы. Бузулукский бор считается самым юго-восточным пунктом распространения сосны обыкновенной в Европе. Сосновые леса здесь существуют более 7 тысяч лет. Каждое дерево, каждый лес приносит пользу людям. Берегите лес, друзья, и не верьте тем, кто говорит, что лесов еще слишком много. Человек по отношению к природе за последние годы становится каким-то жуликоватым хищником, пpaктически почти не наказуемым.

Сообщение второй группы по теме: “Чудо-синоптики”.

Человек всегда нуждается в точном прогнозировании погоды. Ему в этом могут помочь животные и растения. Миллионы лет живая природа совершенствовала свои творения. В ходе эволюционного развития под воздействием света, звука, запаха, тепла и холода и т.д. в живых организмах сформировались механизмы приема и переработки многообразной информации, благодаря чему животные и растения отличаются поразительной способностью реагировать на ничтожные, едва уловимые изменения в окружающей их среде, с большой точностью прогнозировать погоду! В настоящее время бионикам известно более тысячи видов животных и растений, способных прогнозировать погоду на несколько дней, на месяц, сезон и даже год.

Озерная лягушка – самый крупный у нас представитель семейства лягушек из отряда бесхвостых земноводных. Существует целый набор народных примет, связанных с лягушками:

– если лягушки квакают вечером с приятной трелью – к хорошей погоде;
– молчат – перед холодной погодой;
– “турчат” – будет дождь;
– на суше прыгают – к дождю.

Некоторые люди недолюбливают лягушек, говорят, что от них бывают бородавки, а французы употрeбляют мясо лягушек в пищу, и те, и другие уничтожают лягушек в большом количестве. Но, в природе всё взаимосвязано: уменьшение количества одних живых существ, несет за собой гибель других. Так осушение некоторых небольших водоемов и болот, привело к исчезновению там лягушек. Однако в рацион питания лягушек входили комары, мелкие насекомые, следовательно, их стало больше, а вот цапли серые питаются земноводными, исчезновение которых привело к резкому сокращению численности красивых птиц.

Об изменениях погоды можно узнать, наблюдая за домашними животными и птицами. Известно, что курица-клушка перед дождем уводит цыплят в укрытие или прячет под крылья. Если куры не прячутся от дождя, то он будет непродолжительным. У бapaнов перед дождем шерсть набухает и удлиняется, в сухую погоду часть влаги испаряется и шерсть удлиняется. Великолепно развитые органы чувств помогают собакам выслеживать дичь на охоте, разыскивать преступников, обнаруживать наркотики, контролировать исправность газовых магистралей. Но особенно чувствительны у них биоиндикаторы к изменениям, происходящим в атмосфере. Известно, что если собака усиленно роет землю – к дождю и снегу. Если собака спит, раскинув лапы и брюхом к верху – к теплу.

Хорошо прогнозируют погоду многие животные лесов и степей. Так, зверек бурундук из семейства беличьих перед дождем начинает волноваться, сядет на пень, закроет уши лапками, и жалобно кричит: “Трум!”. Охотники знают, что бурундучьи прогнозы безошибочны. Кроты перед холодной зимой вход в нору делают к югу, перед сырой – к западу, перед сухой – к востоку, перед теплой – к северу.

Много примет связано с воронами и галками:

– Вороны каркают стаей – к морозу;
– Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, на верхушки деревьев – к морозу. Давно замечено, что лучше всякого барометра предугадывает погоду паук. Он не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – перед дождем или бурей, а нередко перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную им паутину и поспешно забираются в щели, если же паук снова принимается за работу с особым старанием – жди ясной погоды. Об изменениях погоды можно узнать и по растениям леса и степей, если быть наблюдательным. Например, если береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед – дождливое. Совсем недавно ученые установили, что прекрасным природным барометром обнаружила себя обыкновенная ель. Она почти за неделю может предсказывать погоду, низко опуская свои ветки перед ненастьем, и наоборот, резко поднимая их вверх перед погожими солнечными днями.

Человек должен быть внимательным к живой природе и тогда он точно может даже без метеорологов прогнозировать погоду.

Сообщение третьей группы по теме: “Итоги экологического эксперимента по изучению проблемы отходов”.

Окружающая среда способна к самоочищению. Но интенсивное сельское хозяйство (в некоторых странах пахотные земли составляют 30-70%) рост городов, в которых проживает 80% населения земли, развитие автомобильного и железнодорожного трaнcпорта, добыча невосполнимых ресурсов – полезных ископаемых, промышленные выбросы – дымы, стоки нанесли непоправимый ущерб природе. Окружающая среда утратила способность к самоочищению, поскольку количество отходов, выбрасываемых в нее, превышает эту способность. Наша группа решила исследовать, какой вред окружающей среде наносят жители Самары в результате выброса твердых бытовых отходов (ТБО).

Для решения этой проблемы мы:

  1. Распределили ТБО по категориям;
  2. Путем взвешивания определили общее количество твердых бытовых отходов каждой категории в семьях нашей группы за 7 дней;
  3. Вычислили приблизительно количество ТБО каждой категории, приходящейся на одного человека.
  4. Вычислили количество ТБО по Самарской области.

Результаты эксперимента свели в таблицу (вес ТБО одного человека за неделю)

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес (кг) 0,4 0,08 0,7 0,02 0,4 1,6
Доля (%) 25 5 43,75 1,25 25 100

Вес ТБО по г.Самаре (1240 тысяч человек) за неделю.

Категории ТБО бумага металл Пищевые отходы Пластмассовая масса стекло Общий вес
Вес за нед. (т) 496 99,2 868 24,8 496 1984
Вес за год (т). 25792 5158,4 45136 1289,6 25792 103168

Вот так загрязняют землю ежедневно самарцы. А известно, что стекло не способно к разложению. Но ведь можно сортировать мусор для более эффективной утилизации. И тогда можно сохранить деревья, не переpaбатывая их на бумагу, освободить свалки от стекла, пустив его на вторичную переработку, так как это делают в Германии, выплавить новые тонны металла из полученного металлолома, накормить животных имеющимися пищевыми отходами. И, конечно, можно использовать часть ТБО для поддержания огня в термических печах.

Человек думает, что он преобразует природу, а на самом деле ухудшает ее.

Роберт Рождественский писал:

Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы
Все больше – окружающей среды.



Комментарии:

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

24 08 2025 8:45:32

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

23 08 2025 23:31:40

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"


    Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

      Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

22 08 2025 1:11:27

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

21 08 2025 12:27:46

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

20 08 2025 14:47:22

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

19 08 2025 3:50:29

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

18 08 2025 9:14:15

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

17 08 2025 22:36:18

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

16 08 2025 17:38:52

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)


    Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

      Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

15 08 2025 6:21:58

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

14 08 2025 23:17:55

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

13 08 2025 19:36:11

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

12 08 2025 6:58:39

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

11 08 2025 1:34:14

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс


    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

10 08 2025 4:59:55

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

09 08 2025 13:37:53

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

08 08 2025 0:58:34

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

07 08 2025 5:38:34

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

06 08 2025 14:30:35

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

05 08 2025 15:21:16

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

04 08 2025 14:32:54

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

03 08 2025 20:19:33

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

02 08 2025 17:42:36

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

01 08 2025 19:38:49

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

31 07 2025 13:52:37

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

30 07 2025 8:51:33

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

29 07 2025 10:33:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

28 07 2025 8:27:37

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

27 07 2025 6:33:46

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

26 07 2025 3:32:29

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

25 07 2025 12:14:48

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс


    Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

      Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

24 07 2025 8:48:17

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

23 07 2025 1:23:42

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

22 07 2025 15:47:47

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

21 07 2025 5:50:35

"Функции желез внутренней секреции". 8-й класс

Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....

20 07 2025 9:12:12

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

19 07 2025 1:41:50

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

18 07 2025 22:53:53

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

17 07 2025 2:47:55

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

16 07 2025 7:23:53

Экология устами младенца

Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...

15 07 2025 5:38:57

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

14 07 2025 16:21:52

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

13 07 2025 19:57:16

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

12 07 2025 11:11:46

Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"


    Разработка урока по теме "Корневище, клубень, луковица – подземные видоизмененные побеги"

      Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....

11 07 2025 17:30:38

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

10 07 2025 20:26:44

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

09 07 2025 5:22:35

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

08 07 2025 3:50:37

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

07 07 2025 10:11:44

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

06 07 2025 2:21:55

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::