Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся
Одиннадцатый учебный год в жизни школьников заканчивается экзаменами на аттестат зрелости. Сегодня пpaктически существует три формы экзаменов: по билетам, реферат и единый государственный экзамен или ЕГЭ. На мой взгляд, в 11 классе, наиболее интересной и творческой формой экзамена является реферат. Реферат – это маленькая обзорная научная работа. Она стимулирует познавательную деятельность учащихся. В реферате необходимо отразить современные научные данные по выбранной тематике и выразить свой взгляд на данную проблему.
В 2006-2007 учебном году подготовка рефератов к экзамену по биологии была проведена, как разработка проекта «Экология и здоровье человека». В октябре 2007 года на собрании учащихся 11 классов было создано научное общество. Создание общества закреплено протоколом. На втором собрании члeнов общества учащихся была предложена разработка проекта «Экология и здоровье человека». Почему экология? Экология очень масштабная наука, сегодня она проникла во все области деятельности человека. Как наука об охране окружающей среды. Экология серьезно заявила о себе в 70-ые годы прошлого столетия. Благодаря научно-техническому прогрессу природа дала сбой - сегодня она не в силах утилизировать огромное количество отходов, которое образуется в результате деятельности человека. Весь парадокс состоит в том, что Конституция РФ гарантирует каждому российскому гражданину право на благоприятную окружающую среду, и сам же российский гражданин эту среду загрязняет.
Целью проекта было показать, как влияют экологические проблемы на здоровье человека. На собрании научного общества в ноябре месяце были утверждены темы, по которым учащиеся готовили рефераты. Первым этапом в работе было составление плана реферата и подбор литературы. На этом этапе некоторые темы были заменены. Вообще список тем для работы был предложен учителем, но некоторые темы ребята предложили сами. Работа по составлению планов и подбору литературы носила строго индивидуальный хаpaктер. Планы работ обсуждались на заседаниях научного общества, которые проводились регулярно один раз в месяц. Учащиеся активно работали, подбирали литературу в соответствии с теми задачами, которые были передними поставлены. Наиболее длительным был этап написания рефератов и их проверки. Это занимает достаточно много времени и у учащихся, и у учителя. Но это самый интересный этап для обеих сторон. Именно на этом этапе ребята учатся писать научную работу, анализировать материал, отбирать самое важное и суметь представить это важное в письменном виде, сделать выводу и высказать свою точку зрения на проблему. Во введении необходимо обосновать важность тематики работы и показать, почему выбрана именно эта тема.
Учитель выступает, как простой контролер, он участник работы, советует, обсуждает, и, конечно, сам обогащается за счет получения новых данных и сведений, которые имеются в каждой научной работе. На заседании научного обществ было принято решение о проведении конференции по теме «Экологи и здоровье человека». Пpaктически по каждому выступлению была приготовлена презентация под руководством учителя информатики Андросовой О.В., на пpaктическую часть работы, которую содержал каждый реферат.
Главная задача конференции – показать, какие экологические проблемы существуют сегодня в пос. Правдинском и какова экология самого человека.
Конференция была проведена в мае и зачтена учащимся как предзащита реферата. Ниже приводится план конференции с комментариями ведущего.
1. «Твердые бытовые отходы и их утилизация» (с презентацией) Воробьев В., Радугин А.
Все знают крылатую фразу: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»
2. «О роли автомобиля в жизни человека» (с презентацией) Мосолов С., Хомич П.
Пожалуй, самую главную роль в жизни человека играет вода. Она основа его здоровья и активной жизнедеятельности.
3. «Вода и человек» (с презентацией) Горбачев Р.
4. «Вода – лекарство» Чудакова К.
Человек приручил животных много веков назад, от них он получал гарантированную пищу и одежду. Сегодня личные хозяйства, где разводят коров, свиней, овец, уступили место крупным животноводческим комплексам. Но для души, а иногда и для устрашения соседей и прохожих, человек содержит в домашних условиях различные виды домашних животных.
5. «Человек и собаки» (с презентацией) Герасимова Е., Исакова М.
6. «Аквариумные рыбки» Казанцева О.
К сожалению, человек не может похвастаться отменным здоровьем, а виной тому является состояние окружающей среды, неправильное питание и вредные привычки.
7. «Вредные привычки человека» (с презентацией) Раткова Т., Гордейчева О., Травкина Т.
Сегодня очень серьезной проблемой для человека является ожирение.
8. «Борьба с ожирением» (с презентацией) Яшкин П.
9. «Рациональное питание» Шулежко Е.
Занятия различными видами спорта требует тонкого различия в питании.
10. «Питание спортсменов» (с презентацией) Павлусик Д.
На почве вредных привычек возникают серьезные проблемы с деторождением.
11. «Факторы риска при деторождении» Горелова С.
Каждый человек хочет жить долго. Сколько же долгожителей в нашем поселке?
12. «Долголетие» Богучарова И.
Есть очень серьезные биологические факторы, которые угрожают жизни человека.
13. «Вирусы – что это такое?» (с презентацией) Башмаков А.
14. «Вирусные эпидемии» (с презентацией) Шагин А.
Ежедневно люди принимают тысячи антибиотиков. Но что они приносят в большей степени: пользу или вред?
15. «Антибиотики – добро или зло?» Лобанов Д.
Кроме биологических проблем в существовании человека возникают биолого-политические проблемы.
16. «Существует ли расизм сегодня?» Сонникова Л.
Человек всегда мечтал о своем оживлении после cмepти.
17. «Оживление человека» Буртов М.
И, наконец
18. «Сохранится ли человек как вид?» Ситкина М.
В проект еще вошли рефераты со следующей тематикой:
«Черви-паразиты» Павлов Д.
«Красная книга» Азеева Н.
«Антропогенное загрязнение окружающей среды» Коленникова Е.
«Загрязнение пресных вод» Агаркова А.
Конференция была освещена в районном журнале «Тема».
Каждый реферат содержал пpaктическую часть. Что это такое? Приведу несколько примеров:
По реферату «Твердые бытовые отходы и их утилизация» были подсчитаны свалки и помойки в пос. Правдинском, и проведен социологический опрос жителей о том, удовлетворяет ли их сбор отходов в поселке.
По животным было подсчитано количество бездомных собак и просчитана перспектива увеличения их количества в ближайшие годы.
Социологический опрос и анкетирование – это две формы пpaктической работы учащихся.
Социологический опрос был проведен по качеству воды в поселке «по автомобилям».
По вредным привычкам человека было проведено анкетирование в лесном техникуме и в нашей школе.
В заключении хочу отметить, что ребята работали активно и с большим энтузиазмом. Они научились подбирать литературу по проблеме, анализировать ее, делать выводы, проводить социологические опросы и анкетирования.
Таким образом, научное общество, которое было создано в школе, дало свои плоды. В 2007-2008 оду был разработан проект: «НТП и здоровье человека».
Комментарии:
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
30 06 2025 7:37:29
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
29 06 2025 18:18:51
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
28 06 2025 22:17:58
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
27 06 2025 23:33:34

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
26 06 2025 21:38:20
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
25 06 2025 18:18:46
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
24 06 2025 3:53:29
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
23 06 2025 13:47:59
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
22 06 2025 13:45:14
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
21 06 2025 15:19:11
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
20 06 2025 13:57:35

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
19 06 2025 12:36:39
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
18 06 2025 6:32:32
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
17 06 2025 13:52:54
Статья о развитии коммуникативных умений с использованием опopного конспекта на уроках биологии в школе закрытого типа. Реализация цели формирования коммуникативной компетенции предполагает развитие речевой деятельности во всех ее видах....
16 06 2025 11:49:24
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
15 06 2025 10:51:25
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
14 06 2025 5:21:32

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
13 06 2025 21:50:27
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
12 06 2025 9:57:19
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
11 06 2025 12:52:17
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
10 06 2025 10:16:56
Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
09 06 2025 9:24:44
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
08 06 2025 9:24:26
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
07 06 2025 1:41:28
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
06 06 2025 0:35:29
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
05 06 2025 13:54:58
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
04 06 2025 15:45:21
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
03 06 2025 6:10:21
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
02 06 2025 6:57:15
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
01 06 2025 7:31:27
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
31 05 2025 7:39:30
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
30 05 2025 14:20:38
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
29 05 2025 0:31:23

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
28 05 2025 14:54:34
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
27 05 2025 4:38:35
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
26 05 2025 10:29:16
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
25 05 2025 8:59:57
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
24 05 2025 10:46:44
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
23 05 2025 19:59:46
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
22 05 2025 7:36:42
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
21 05 2025 1:34:20
Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....
20 05 2025 6:36:35
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
19 05 2025 0:12:24
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
18 05 2025 19:18:27
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
17 05 2025 15:26:35
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
16 05 2025 23:40:42
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
15 05 2025 14:28:14
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
14 05 2025 1:23:26
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
13 05 2025 3:37:50
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
12 05 2025 9:12:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::