Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся
Одиннадцатый учебный год в жизни школьников заканчивается экзаменами на аттестат зрелости. Сегодня пpaктически существует три формы экзаменов: по билетам, реферат и единый государственный экзамен или ЕГЭ. На мой взгляд, в 11 классе, наиболее интересной и творческой формой экзамена является реферат. Реферат – это маленькая обзорная научная работа. Она стимулирует познавательную деятельность учащихся. В реферате необходимо отразить современные научные данные по выбранной тематике и выразить свой взгляд на данную проблему.
В 2006-2007 учебном году подготовка рефератов к экзамену по биологии была проведена, как разработка проекта «Экология и здоровье человека». В октябре 2007 года на собрании учащихся 11 классов было создано научное общество. Создание общества закреплено протоколом. На втором собрании члeнов общества учащихся была предложена разработка проекта «Экология и здоровье человека». Почему экология? Экология очень масштабная наука, сегодня она проникла во все области деятельности человека. Как наука об охране окружающей среды. Экология серьезно заявила о себе в 70-ые годы прошлого столетия. Благодаря научно-техническому прогрессу природа дала сбой - сегодня она не в силах утилизировать огромное количество отходов, которое образуется в результате деятельности человека. Весь парадокс состоит в том, что Конституция РФ гарантирует каждому российскому гражданину право на благоприятную окружающую среду, и сам же российский гражданин эту среду загрязняет.
Целью проекта было показать, как влияют экологические проблемы на здоровье человека. На собрании научного общества в ноябре месяце были утверждены темы, по которым учащиеся готовили рефераты. Первым этапом в работе было составление плана реферата и подбор литературы. На этом этапе некоторые темы были заменены. Вообще список тем для работы был предложен учителем, но некоторые темы ребята предложили сами. Работа по составлению планов и подбору литературы носила строго индивидуальный хаpaктер. Планы работ обсуждались на заседаниях научного общества, которые проводились регулярно один раз в месяц. Учащиеся активно работали, подбирали литературу в соответствии с теми задачами, которые были передними поставлены. Наиболее длительным был этап написания рефератов и их проверки. Это занимает достаточно много времени и у учащихся, и у учителя. Но это самый интересный этап для обеих сторон. Именно на этом этапе ребята учатся писать научную работу, анализировать материал, отбирать самое важное и суметь представить это важное в письменном виде, сделать выводу и высказать свою точку зрения на проблему. Во введении необходимо обосновать важность тематики работы и показать, почему выбрана именно эта тема.
Учитель выступает, как простой контролер, он участник работы, советует, обсуждает, и, конечно, сам обогащается за счет получения новых данных и сведений, которые имеются в каждой научной работе. На заседании научного обществ было принято решение о проведении конференции по теме «Экологи и здоровье человека». Пpaктически по каждому выступлению была приготовлена презентация под руководством учителя информатики Андросовой О.В., на пpaктическую часть работы, которую содержал каждый реферат.
Главная задача конференции – показать, какие экологические проблемы существуют сегодня в пос. Правдинском и какова экология самого человека.
Конференция была проведена в мае и зачтена учащимся как предзащита реферата. Ниже приводится план конференции с комментариями ведущего.
1. «Твердые бытовые отходы и их утилизация» (с презентацией) Воробьев В., Радугин А.
Все знают крылатую фразу: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»
2. «О роли автомобиля в жизни человека» (с презентацией) Мосолов С., Хомич П.
Пожалуй, самую главную роль в жизни человека играет вода. Она основа его здоровья и активной жизнедеятельности.
3. «Вода и человек» (с презентацией) Горбачев Р.
4. «Вода – лекарство» Чудакова К.
Человек приручил животных много веков назад, от них он получал гарантированную пищу и одежду. Сегодня личные хозяйства, где разводят коров, свиней, овец, уступили место крупным животноводческим комплексам. Но для души, а иногда и для устрашения соседей и прохожих, человек содержит в домашних условиях различные виды домашних животных.
5. «Человек и собаки» (с презентацией) Герасимова Е., Исакова М.
6. «Аквариумные рыбки» Казанцева О.
К сожалению, человек не может похвастаться отменным здоровьем, а виной тому является состояние окружающей среды, неправильное питание и вредные привычки.
7. «Вредные привычки человека» (с презентацией) Раткова Т., Гордейчева О., Травкина Т.
Сегодня очень серьезной проблемой для человека является ожирение.
8. «Борьба с ожирением» (с презентацией) Яшкин П.
9. «Рациональное питание» Шулежко Е.
Занятия различными видами спорта требует тонкого различия в питании.
10. «Питание спортсменов» (с презентацией) Павлусик Д.
На почве вредных привычек возникают серьезные проблемы с деторождением.
11. «Факторы риска при деторождении» Горелова С.
Каждый человек хочет жить долго. Сколько же долгожителей в нашем поселке?
12. «Долголетие» Богучарова И.
Есть очень серьезные биологические факторы, которые угрожают жизни человека.
13. «Вирусы – что это такое?» (с презентацией) Башмаков А.
14. «Вирусные эпидемии» (с презентацией) Шагин А.
Ежедневно люди принимают тысячи антибиотиков. Но что они приносят в большей степени: пользу или вред?
15. «Антибиотики – добро или зло?» Лобанов Д.
Кроме биологических проблем в существовании человека возникают биолого-политические проблемы.
16. «Существует ли расизм сегодня?» Сонникова Л.
Человек всегда мечтал о своем оживлении после cмepти.
17. «Оживление человека» Буртов М.
И, наконец
18. «Сохранится ли человек как вид?» Ситкина М.
В проект еще вошли рефераты со следующей тематикой:
«Черви-паразиты» Павлов Д.
«Красная книга» Азеева Н.
«Антропогенное загрязнение окружающей среды» Коленникова Е.
«Загрязнение пресных вод» Агаркова А.
Конференция была освещена в районном журнале «Тема».
Каждый реферат содержал пpaктическую часть. Что это такое? Приведу несколько примеров:
По реферату «Твердые бытовые отходы и их утилизация» были подсчитаны свалки и помойки в пос. Правдинском, и проведен социологический опрос жителей о том, удовлетворяет ли их сбор отходов в поселке.
По животным было подсчитано количество бездомных собак и просчитана перспектива увеличения их количества в ближайшие годы.
Социологический опрос и анкетирование – это две формы пpaктической работы учащихся.
Социологический опрос был проведен по качеству воды в поселке «по автомобилям».
По вредным привычкам человека было проведено анкетирование в лесном техникуме и в нашей школе.
В заключении хочу отметить, что ребята работали активно и с большим энтузиазмом. Они научились подбирать литературу по проблеме, анализировать ее, делать выводы, проводить социологические опросы и анкетирования.
Таким образом, научное общество, которое было создано в школе, дало свои плоды. В 2007-2008 оду был разработан проект: «НТП и здоровье человека».
Комментарии:
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...
18 03 2024 15:37:50
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
17 03 2024 8:47:28
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
16 03 2024 16:51:15
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...
15 03 2024 19:23:43
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
14 03 2024 17:19:47
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...
13 03 2024 5:50:17
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
12 03 2024 16:38:41
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
11 03 2024 7:29:50
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
10 03 2024 2:10:52
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
09 03 2024 18:35:35
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
08 03 2024 23:40:53
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
07 03 2024 7:59:42
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
06 03 2024 15:44:11
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
05 03 2024 21:28:18
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
04 03 2024 13:11:51
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...
03 03 2024 22:23:11
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
02 03 2024 23:35:25
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
01 03 2024 13:21:27
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
29 02 2024 17:26:53
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
28 02 2024 9:30:51
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...
27 02 2024 19:58:16
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
26 02 2024 1:25:40
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
25 02 2024 4:23:25
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
24 02 2024 17:38:19
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
23 02 2024 18:41:11
В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...
22 02 2024 5:18:50
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
21 02 2024 17:42:42
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
20 02 2024 1:41:27
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...
19 02 2024 13:15:40
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...
18 02 2024 21:15:30
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
17 02 2024 21:52:13
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
16 02 2024 10:13:45
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
15 02 2024 3:26:29
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...
14 02 2024 13:21:48
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
13 02 2024 14:18:46
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
12 02 2024 3:31:49
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...
11 02 2024 11:26:33
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
10 02 2024 2:18:35
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...
09 02 2024 17:28:31
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
08 02 2024 4:39:15
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...
07 02 2024 10:20:59
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
06 02 2024 6:39:37
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
05 02 2024 5:53:52
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
04 02 2024 23:10:28
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
03 02 2024 6:31:34
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
02 02 2024 18:29:48
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
01 02 2024 4:15:20
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
31 01 2024 21:54:19
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
30 01 2024 0:51:58
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
29 01 2024 12:25:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::