Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"


    Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

Цель урока: сформировать знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития особи, возникшего в результате эволюции животного мира.

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с онтогенезом, периодами индивидуального развития, типами развития животных; сформировать понятие о метаморфозе, показать его приспособительную роль в жизни животного;
  • развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поисково-репродуктивного, сравнительно-аналитического и творческогохаpaктера;
  • воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе.

Личностная значимость изучаемого материала для учащихся заключается в следующем:

  • учащиеся, выясняя влияние внешней среды на развитие зародыша, могут применить эти знания в отношении развития зародыша человека;
  • знания циклов развития насекомых можно использовать в пpaктической деятельности, например, при организации борьбы с насекомыми–вредителями;
  • знания о периодизации и продолжительности жизни животных, о влиянии внешней среды на развитие организма можно использовать при организации ухода за домашними животными.

Оборудование: УМК для 7 класса по программе В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, листы контроля, компьютер, мультимедийный процессор, презентация по теме, готовые компьютерные программы:

  • 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. /ЗАО «1С» 2007, ООО «1С – Паблишинг, 2007», Издательский центр «Вентана-граф», текст учебника с иллюстрациями, 2007 (к учебнику Пономаревой) ;
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 10 класс./ ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2006.

Методы: частично-поисковый, сравнительно-аналитический, творческий.

Формы работы: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Проведение урока

УМК по программе В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой раздел «Животные» 

I. Организационный этап.

Учитель объявляет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цели и задачи урока. (Цель урока: изучить индивидуальное развитие у животных, выяснить, какие есть периоды индивидуального развития, познакомиться с продолжительностью жизни животных).

Учитель. – Все записи сегодня мы делаем в листе контроля. Запишите число, фамилию, имя, класс.

II. Актуализация знаний.

– Что мы знаем по теме «Размножение животных»? (предполагаемые ответы учащихся: определение, значение, понятия «яйцеклетка», «cпepматозоид», «оплодотворение», способы оплодотворения, примеры)

– Что вы хотели бы узнать по теме урока? (предполагаемые ответы учащихся: как происходит индивидуальное развитие организма животного, для чего изучаем этот вопрос, где знания об индивидуальном развитии можно использовать в жизни?)

– Сравните понятия «размножение» и «развитие». (предполагаемые ответы учащихся: размножение – это увеличение числа особей, а развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни).

III. Изучение нового материала.

– С чего начинается индивидуальное развитие организма? (с оплодотворения, с зиготы)

Что называется оплодотворением? (процесс слияния яйцеклетки и cпepматозоида)

– Какие клетки участвуют в процессе оплодотворения? (яйцеклетка, cпepматозоид)

– Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения? (зигота)

А. Онтогенез. Периоды онтогенеза. 

  • Процесс индивидуального развития особи (от зарождения до cмepти) получил название ОНТОГЕНЕЗ. (слайд презентации 1 Онтогенез – это процесс индивидуального развития особи (от зарождения до cмepти), запись понятия в лист контроля).
  • Онтогенез можно разделить на периоды (просмотр анимационной схемы с диска 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс)

Работа в группах (задание на слайде презентации и в листах контроля).

Задание учащимся. Прочитать в § 48 (стр. 247-248) соответствующий раздел и подготовить рассказ по плану:

  • название периода,
  • продолжительность периода,
  • особенности периода.

Обсуждение в группах.

(предполагаемые ответы учащихся:

  1. эмбриональный период – от момента слияния гамет до рождения, продолжительность периода различна, идет развитие зародыша;
  2. формирование и рост организма – от рождения до взрослого состояния, продолжительность периода различна, происходит рост и пoлoвoе созревание;
  3. пoлoвая зрелость – период активного размножения, продолжительность периода различна от нескольких часов до нескольких лет, хаpaктеризуется активным размножением;
  4. старость – с окончания периода размножения до естественной cмepти, продолжительность периода различна, угасают все функции организма, проявляются болезни, ослабевают органы чувств, животные становятся легкой добычей для хищников и паразитов.)

Задание учащимся. Составить и заполнить аналитическую схему в листе контроля. (задание на слайде презентации и в листах контроля)

(Слайд с анимацией – вариант заполненной схемы):

Б. Хаpaктеристика эмбрионального периода.

В период эмбрионального развития происходит множество превращений: зигота многократно делится, формируются органы и системы органов, образуется зародыш.

Проблемные вопросы:

– Какое влияние на зародыш оказывает внешняя среда? (Зародышу нужны кислород, вода, органические и неорганические вещества, значит, при изменении условий среды может произойти нарушение развития зародыша).

– Где эти знания может использовать человек? (При искусственном оплодотворении, при искусственном получении потомства, при уходе за домашними животными).

Физкультминутка.

В. Хаpaктеристика постэмбрионального периода. (презентация 2)

Существует 2 типа постэмбрионального развития (анимационная схема на слайде презентации, заполнить в листе контроля).

Хаpaктеристика типов развития.

Работа с анимационными схемами (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс).

  • Задание для самостоятельной работы.

Просмотреть анимационную схему «Развитие насекомых с неполным превращением» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и составить аналитическую схему «Этапы прямого развития» (схема на слайде презентации).

  • Задание для самостоятельной работы.

Просмотреть анимационную схему «Развитие насекомых с полным превращением» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и составить аналитическую схему «Этапы непрямого развития» (схема на слайде презентации).

Г. Значение постэмбрионального развития в жизни животных. (презентация 2)

  • Задание для самостоятельной работы.

Просмотреть анимацию «Постэмбриональное развитее животных на примере лягушки» (диск 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс) и заполнить сравнительно-аналитическую таблицу:

Сравнительная хаpaктеристика головастика и лягушки

Признаки Головастик Лягушка
1. Среда обитания водная наземная
2. Способ питания(чем питается?) растительной пищей животной пищей
3. Особенности строения Похож на рыбу: двухкамерное сердце, один круг кровообращения, наружные жабры трехкамерное сердце, два круга кровообращения, орган дыхания – легкие

Проблемные вопросы:

– Какое значение имеет метаморфоз в жизни животных?

– Почему в ходе эволюции появился тип развития животных с метаморфозом?

Чтобы на них ответить выполните задание в парах.

  • Задание для работы в парах.
  1. Прочитать в учебнике
    1-й вариант: в § 47 (стр. 244) 1 – 3 абзацы.
    2-й вариант: в § 47 (стр. 244) с 4-го абзаца до конца страницы.
  2. Обсудить в парах вопросы:
    – Какое значение имеет метаморфоз в жизни животных? (Вариант ответа: разная среда обитания, разный способ питания и все приспособления к той среде, в которой обитает)
    – Почему в ходе эволюции появился тип развития животных с метаморфозом? (Вариант ответа: для того, чтобы уменьшить конкуренцию внутри вида).
    – Как может использовать человек знания циклов развития насекомых в своей пpaктической деятельности? (Вариант ответа: при организации борьбы с насекомыми-вредителями, например, с капустной белянкой – следует уничтожать куколок, гусениц, кладки яиц; знания о периодах онтогенеза, о влиянии внешней среды на развитие организма можно использовать при организации ухода за домашними животными.)

Продолжительность жизни животных.

Учитель. Верно ли утверждение, что у высокоорганизованных животных продолжительность жизни дольше?

Сообщение учащегося по данной теме с использованием презентации.

Продолжительность жизни животных, относящихся к различным систематическим группам, неодинакова.

Очень короткая жизнь у одноклеточных животных (амёбы, инфузории) в периоде между двумя делениями и измеряющаяся одними сутками.

Недолго живут и подёнки – 2-3 дня, а вот их личинки, обитающие в воде, могут прожить до 2-3 лет. Непродолжительна жизнь у пчёл и майского жука.

Обитатели почвы – кроты живут до 4 лет, а дождевые черви до 10 лет.

Лягушки могут прожить до 16 лет, речные paки и собаки до 20 лет, а плоские черви – сосальщики в организме хозяина до 28 лет. Кошачьи живут до 30 лет.

Продолжительность жизни гoлyбей, гусей и лошадей – 40 лет.

Беспозвоночные актинии, так же как и крокодилы доживают до 60 лет.

100 лет живут киты, слоны, орлы, а рыбы доживают до 150 лет.

Учитель. Итак, мы убедились, что продолжительность жизни у животных неодинакова и ограничена.

IV. Закрепление изученного материала.

(с использованием презентации или индивидуальных карточек, ответы записать в листе контроля).

Задание 1. На рисунке представлена одна из стадий развития:

  • Вариант 1 – мотылька лугового,
  • Вариант 2 – майского жука.

Определите стадию развития.

Задание 2. На рисунке представлены различные стадии развития:

  • Вариант 1 – майского жука,
  • Вариант 2 – мотылька лугового.

Составьте последовательную цепочку развития животного.

Задание 3. На рисунке под цифрами изображены животные:

1 – бабочка, 2 – гуси, 3- пчела, 4- гoлyбь, 5 – жук-олень, 6 – тигр, 7 – лягушка, 8 – ящерица.

Распределите животных по типам развития.

  • Вариант 1 – с прямым развитием, (2, 4, 6, 8)
  • Вариант 2 – с непрямым развитием. (1, 3, 5, 7)

Задание 4. Из предложенного списка утверждений, выберите номера:

  • Вариант 1 – правильных утверждений, (1, 2, 3, 7)
  • Вариант 2 – неправильных утверждений. (4, 5, 6 ,8)
  1. Одной из стадий развития жука является куколка.
  2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
  3. Превращение личинки в куколку, а затем во взрослое насекомое происходит с метаморфозом.
  4. Личинки НЕ линяют.
  5. Яйцо – личинка – куколка. Это стадии с прямым развитием, или без превращения.
  6. Куколка – это стадия активного роста и питания.
  7. У бабочек и пчел непрямое развитие.
  8. У кузнечиков и жуков прямое развитие.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Домашнее задание.

  • Прочитать § 47, § 48, выполнить номера в печатной тетради.
  • Определите период онтогенеза и тип развития у ваших домашних животных.



Комментарии:

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

07 12 2025 4:57:21

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

06 12 2025 5:23:36

Достижения и основные направления современной селекции


    Достижения и основные направления современной селекции

      Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

05 12 2025 22:56:13

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

04 12 2025 3:28:56

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

03 12 2025 7:54:23

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

02 12 2025 18:34:37

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

01 12 2025 1:52:44

Мастер-класс "Диалектический подход к образовательному процессу как один из способов реализации ФГОС ООО"

Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....

30 11 2025 12:14:57

Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"


    Интегрированный урок (биология + химия). "Жизнь есть способ существования белковых тел"

      Интегрированный урок способствует формированию у учащихся понимания взаимосвязей между биологическими и химическими процессами, развитию творчества учащихся, повышает интерес к учебным предметам через проблемно-поисковый метод обучения. Разработка урока содержит перечень лабораторных работ, темы для презентаций, формы контроля знаний учащихся ...

29 11 2025 23:39:46

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

28 11 2025 14:44:54

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

27 11 2025 8:36:21

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

26 11 2025 10:54:30

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

25 11 2025 18:18:44

Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"


    Зачётно-обобщающий урок в 10-м классе по теме "Клетка — структурная единица живого"

      Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению. ...

24 11 2025 8:46:49

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

23 11 2025 23:46:38

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"


    Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

      Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека". ...

22 11 2025 10:49:34

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

21 11 2025 23:39:50

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

20 11 2025 12:21:22

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

19 11 2025 0:27:14

Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"


    Урок биологии по теме "Высшие споровые растения"

      Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс. ...

18 11 2025 10:13:48

Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха


    Проблемное обучение на уроках биологии – средство формирования положительной мотивации учения детей с нарушениями слуха

      Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....

17 11 2025 8:53:23

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

16 11 2025 11:34:45

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы

Осязание человека, рецепторы осязания, механизм работы Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....

15 11 2025 2:36:36

Использование интеpaктивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

14 11 2025 8:40:31

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

13 11 2025 6:40:47

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

12 11 2025 22:33:14

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс


    Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

      Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

11 11 2025 16:54:54

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

10 11 2025 14:39:56

Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"


    Урок биологии на тему "Лист. Внешнее строение листа"

      Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал. ...

09 11 2025 20:51:33

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

08 11 2025 0:34:42

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

07 11 2025 4:45:35

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"


    Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

      Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...

06 11 2025 9:42:20

Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные


    Тип Члeнистоногие. Класс Paкообразные

      На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....

05 11 2025 20:20:58

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

04 11 2025 7:18:26

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...

03 11 2025 5:16:41

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

02 11 2025 7:32:31

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

01 11 2025 5:58:46

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

31 10 2025 10:47:11

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

30 10 2025 1:33:59

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

29 10 2025 7:25:42

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

28 10 2025 17:20:25

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"


    Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

      Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

27 10 2025 20:40:37

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

26 10 2025 0:23:58

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

25 10 2025 4:58:47

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

24 10 2025 16:52:32

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

23 10 2025 8:57:49

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

22 10 2025 18:29:11

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

21 10 2025 9:30:59

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

20 10 2025 9:28:24

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

19 10 2025 14:19:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::