Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"


    Внеклассное мероприятия по биологии "Помоги душе не заблyдиться"

Борьба с наркоманией и алкоголизмом ведется во всем мире, но нигде эти пагубные явления не изжиты окончательно. Более того, в последние годы масштабы их возрастают. А наука недостаточно располагает знаниями, на основе которых можно было бы дать эффективные, исчерпывающие рекомендации для искоренения дурных пристрастий. Одна из причин тому – отсутствие или почти отсутствие соответствующих теоретических разработок. Как ни странно, при том, что в нашей стране достаточно много научных достижений мирового значения, мы не совсем полно осведомлены о физиологических и биохимических механизмах воздействия наркотиков на живой организм, возникновении зависимости от этих веществ.

Если долгое время считалось, что главной причиной наркомании и алкоголизма служат социальные факторы (забыться от забот и скверной жизни), то сейчас налицо видно противоречие. Среди обеспеченных людей наркоманы встречаются тоже очень часто (еще в 1958 г. одна треть зажиточного населения Иоганнесбурга была наркоманами).

Человек имеет те же корни что и животные, никто с этим и не спорит. Многие ученые убеждают нас, что среди диких и домашних животных имеет место не только лечение ядовитыми веществами растений, но иногда может возникать и пристрастие ним. Но ведь нет и подтверждения в том, что наркомания и алкоголизм в дикой природе встречаются в таких же масштабах, как и в человеческом обществе. Почему же человек умышленно идет на это?

Испокон веков нехватку смелости и резвости слабый человек пытается восполнить. Робкий молодой парень на вечеринке нередко пропускает для храбрости стаканчик. Другим нужна порция для радости и наслаждения. Третьим - для творческого вдохновения. К четвертым можно отнести современную молодежь и их проблемы: отсутствие опыта в жизни, неуверенность в своих силах, неудачи в учебе, любви, общении с одноклассниками, изъяны внешности и т. д. Когда возникает дефицит в чем-то, начинаются поиски заменителя.

А почему всё-таки это чаще всего психотропные вещества?

Может, потому, что молодые люди недостаточно хорошо осведомлены о влиянии наркотиков на организм, даже при избытке информации с телевидения; не знают, как меняется жизнь наркомана: перестали читать книги (Чарлза Диккенса, С. Гурски, Чингиса Айтматова) ; не знают, что, помимо героина, кокоина, марихуаны существует еще множество разных допингов. Перестали задумываться о том, что вино, пиво – это не только алкогольные напитки, но и наркотические вещества, а «никотин», который убивает лошадь, сейчас не пугает даже дошкольника.

Анкетирование учащихся нашей школы (в рамках программы «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе») показало, что ученики среднего звена недостаточно осведомлены по данному вопросу, чаще всего их ответы опирались только на общие знания.

Вот почему возникла необходимость проведения валеологических часов по теме «Наркотики. Психотропные вещества. Наркомания».

Валеологический час

Цель: формирование валеологической культуры, ценностных ориентаций учащихся в выборе жизненной позиции в условиях прогрессирующей наркомании.

Задачи: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, причинами появления наркомании, классификацией и видами психотропных средств, показать негативные воздействия наркотиков на организм человека, проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости, найти пути, способствующие решению сложных ситуации без привлечения психостимуляторов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Помоги душе не заблyдиться» (приложение), глобусы, анкеты на каждого ученика, листы бумаги, ножницы, маркеры.

Мудра Земли или мудра «Лестница небесного храма» - подготовка учащихся к работе, так как классный час проходит после занятий.

Объявление темы валеологического часа (слайд №1).

- Что вы понимаете под понятием «заблyдшая душа»?

- Где она может заблyдиться?

(Ответы учащихся. Корректирование ответов, подведение к теме).

- Какие вы знаете психоактивные вещества?

- Что такое наркомания?

Проведение анкетирования «Анкета для выявления осведомленности о нарко-и токсикомании» (приложение).

Подведение итогов.

Сегодня мы поговорим, что собой представляют психотропные вещества, чем они опасны для здоровья человека, почему наркомания завоевала столько душ людей, и о том, как помочь себе в трудную минуту.

Cлайд №2.

Психоактивными веществами или психотропными называются вещества, воздействующие на определенные участки коры головного мозга. Выделяют четыре группы: психостимуляторы, опиаты, галлюциногены, снотворные препараты.

Я приглашаю вас в небольшое путешествие посмотреть, как давно и с какой целью человек использует психоактивные вещества (Cлайд №3).

Пока мы будем путешествовать, вы, пожалуйста, отмечайте на глобусе остановки.

Работа с глобусами и значками.

Cлайд №4.

Существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40 тыс. лет до н. э.) человек познакомился с данной группой веществ. Первым упоминаемым растением с психоактивными свойствами был снотворный мак.

  • Еще 5 тыс. лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии (современный Иpaк). Выделенным из млечного сока этого растения опиум они называли \"гиль\", что оз­начает \"радость\". Гомер в \"Одиссее\" говорит о том, как прекрасная Елена подала Телемаку, сыну Одис­сея, кубок с напитком \"непентес\", позволяющий за­бывать боль и горе. В начале прошлого века, в 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первую составляющую опиума и дал веществу название в честь греческого бога сна Морфея — морфин. Измотавшиеся в океа­нах моряки всех стран плавали по волнам собственных грез в притонах Гон­конга и Сингапура, покуривая неказистые трубочки, набитые высушенным млечным соком мака. В насто­ящее время морфин используется в медицине в ка­честве сильного болеутоляющего средства.
  • Ни один бедуин не отправлялся в дальний пе­реход, не запасшись бангом — смолой, приготовлен­ной из конопли и печально известной сегодня под названием марихуаны или гашиша. Покурив смолы, усталый труженик пустыни приободрялся, и уны­лый пейзаж не так угнетал его. О гашише, как лекарст­ве от кашля, говорилось в лечебнике китайского императора Шен-Нуна (2737 г. до н. э.). В индий­ском эпосе \"Ригведа\" (1500 лет до н.э.) гашиш на­зывался «небесным проводником». Священный на­питок сома, изготавливаемый из индийской коноп­ли, восхвалялся как средство, способное излечить то, что изранено, научить слепца, как прозреть, хромого — как ходить, бедняка — как стать богатым.
  • Шахтеры Боливии издавна получали за свой каторжный труд часть жалованья не деньгами, а листьями растения кока. Листья жевали или курили. Это помогало восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землей. Ведь содержа­щийся в листьях кокаин снимал состояние усталос­ти, повышал двигательную активность, вызывал состояние эйфории. Подобное действие оказывают и вещества, по­лучаемые из молодых ветвей и листьев древовид­ного кустарника кат, произрастающе­го на высокогорьях Африканского Рога и юга Аравийского полуострова. Для местного населения дру­жеские встречи, на которых жуют кат, так же есте­ственны, как званые обеды в Европе.
  • Испанцы времен освоения Нового Света оста­вили письменные свидетельства о массовом упо­трeблении \"божественного гриба\" во время коро­нации Монтесумы. Каменные грибы, найденные в Гватемале, свидетельствуют о том, что индейцы майя исповедовали культ грибов.
  • В Древней Греции в религиозных целях использовали галлюциногенные грибы.
  • Неко­торые сибирские племена с целью достижения ви­дений во время ритуальных обрядов использовали широко известный мухомор.

(Учащиеся делают вывод о распространении наркотических веществ на земном шаре).

- Так наркотики - это хорошо или плохо?

(Работа в группах: вырезание из бумаги двух видов фигур - прямоугольника и треугольника. На одних фигурах - написать позитивное, на других – негативное действие психотропных веществ, выложить дом).

Анализ работы.

- Почему человек, так давно используя психоактивные вещества, не переступал черту опасности, а в настоящее время создал такую угрожающую обстановку для себя и окружающих людей?

«Наркомания – состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотиков» (по ВОЗ 1957 г.) (Cлайд №5).

Знакомство с классификацией наркотиков (Cлайд №6).

Cлайды №7–19.

Психостимуляторы соединения, стимулирую­щие работу центральной нервной системы. К этой группе относятся эфедрин, катинон, препараты, изготовленные из конопли (марихуана, анаша). Для всех перечисленных веществ хаpaктерна способ­ность снимать ощущение усталости и сонливости, подавлять чувство голода. Высыпаемая ими эйфория сопровождается двигательной активностью, болтливостью, учащением сердцебиения. В отсутствие наркотика раз­вивается подавленное состояние, часто с появляю­щейся наклонностью к самоубийству.

  • Амфетамины - сильные возбуждающие средства. Их действие состоит в значительном повышении концентрации норадреналина, возбуждению которого они способствуют,
    одновременно замедляя его инактивацию. Таким образом, они увеличивают состояние общего возбуждения, что может далее привести к упадку сил.
  • Кокаин - белый порошок, получаемый из листьев южноамериканского кустарника кока. Вызывает эйфорию, чувство силы, деятельности, превосходства, уверенности в себе. Но такое состояние быстро сменяется беспокойством, а иногда и неприятными слуховыми галлюцинациями.
  • Марихуану изготавливают из листьев и цветков конопли, а гашиш - это камедь, извлекаемая из её верхушек.
    Применяются они почти исключительно путем курения в трубке или сигаретах.

Опиаты хаpaктеризуются тем, что вызывают состояние созерцательной эйфории, ложное ощу­щение осуществленных желаний, минимум двига­тельной активности. При употрeблении быстро развивается привыкание, причем такое, что для достижения того же по силе эффекта и дальней­шем необходимо увеличивать дозу наркотика в де­сятки раз. Возникает также потребность принимать повторно препарат и для избавления от физичес­ких страданий. Синдром лишения - \"ломка\" - про­текает как тяжелое заболевание с ломотой в суста­вах, тяжелой одышкой. К опиатам относятся пре­параты, изготовленные из маковой соломки, содер­жащие морфин и кодеин, синтетический героин. Жан Кокто писал: «Все, чем мы занимаемся в жизни, даже любовью, мы делаем находясь в скором поезде, который несется к cмepти. Курить опиум - все равно что выпрыгивать из поезда на полном ходу…». Многие писатели, публицисты, ученые описывают картины обстановки курильни опиума. Чарлз Диккенс: «Он лежит одетый, поперек неопрятной кровати… на ней тоже поперек, а не вдоль, и тоже одетые лежат еще трое: китаец, ласкар и худая, изможденная женщина. Ласкар и китаец спят – а может быть, это не сон, а какое-то оцепенение; женщина пытается раздуть маленькую, странного вида трубку… Женщина от постоянного курения опиума приобрела странное сходство с китайцем. Очертание его щек, глаз, висков, его цвет кожи повторяются в ней. Китаец делает судорожные движения – быть может, борется во сне с каким– нибудь из своих многочисленных богов или демонов и злобно скалит зубы. Ласкар ухмыляется; слюни текут у него изо рта. Женщина лежит неподвижно». Или вот еще описание квартиры современного наркомана С Гурски: «Везде пепел, табак, смятые пачки из-под сигарет… Только после того как Аксель вколол себе дозу наркотика, я поняла, почему здесь так пахнет. Аксель вытащил из вены иголку, наполнил водой из крана шприц с остатками крови и просто выдавил эту розовую жидкость прямо на ковер. Он всегда так чистил свое снаряжение. Разлагающаяся на ковре кровь, протухший консервный маринад и создавал такой гнилостно-сладковатый запах. Даже занавески были желтыми и отвратительно пахли».

  • Морфий действует на головной мозг, блокируя передачу сигналов, направляющихся к центрам боли, и в то же время активирует нервные пути, участвующие в возбуждении центров удовольствия.
  • Героин вызывает вспышку острого и глубокого ощущения полного блаженства, которое длится самое большее 10 секунд, зато быстро развивает физическую зависимость у 91% людей.
  • Эндорфины - синтезированные в конце 70-х гг. оказались еще опаснее, вызывают большую зависимость, чем героин.

Галлюциногены – вещества, способные вызывать глубокие изменения психики с такими классически­ми признаками психоза, как галлюцинации. Описа­ние вызываемых ими ощущений носит фантастиче­ский хаpaктер, например, у некоторых людей появляется уверенность в способности ходить по воде, летать, что некоторые из них и пытаются осуществить. Установлено, что галлюциногены могут про­воцировать возникновение или обострять течение шизофрении. ЛСД, мескалин, псилоцибин, буфотенин воздействуют, главным образом, на восприятие окружающего мира, искажая, в частности, восприятие формы и цвета.

  • Мескалин - вещество, получаемое из бутонов кактуса лофофора, очень близок по составу к норадреналину.
  • Буфотенинизвлекают из яда жаб или из грибов, он расщепляется с образованием серотонина.
  • ЛСД - близок к серотонину, но он мешает взаимодействовать с рецепторами, занимая его место, вызывает перевозбужденное состояние и информационную перегрузку.

Снотворные препараты применяются с целью вызвать сон, из них наиболее опасны производные барбитуровой кислоты. Они не вызывают эйфории, однако привыкание к ним развивается до­вольно быстро, при этом сон не приносит отдыха - остается ощущение слабости, болит го­лова, подташнивает. Синдром лишения барбитура­та протекает очень тяжело, с угрозой перехода в белую горячку.

  • Барбитуратов известно более 2 тыс. разновидностей. В случаях токсикомании возможны различные последствия – от ухудшения памяти и способности к суждению до ослабления умственной деятельности и интереса к работе или к событиям текущей жизни. Наблюдается потеря над эмоциями, нарушения парадоксального сна.
  • Транквилизаторы или успокаивающие средства уменьшают беспокойство, блокируя избыточный поток сигналов на уровне синапсов. Употрeбление приводит к привыканию организма, что может вызвать физическую и психологическую зависимость.

Имеются возрастные особенности потрeбления психотропных средств. До 20 -30 лет, то есть молодые люди, обычно используют стимуляторы, в 40 – 50 лет – успокаивающие средства – транквилизаторы, а в 60 лет – в основном обезболивающие препараты.

В 50–60 гг. XX века в Западной Европе произошла трагедия, связанная с использованием снотворного – талидомида.

Этот препарат выписывали беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Часто у новорожденных кисти и стопы росли прямо из туловища.

Наиболее многочисленны алкоголики.

Алкоголь – «зеленый змей», мы с вами каждый день видим людей с алкогольной зависимостью. Это тоже наркотическое вещество.

У злоупотрeбляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение. Происходит нарушение пoлoвых клеток. Последствиями АСП - «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев, изменение формы головы, гpyди, патологии внутренних органов. О них и о курильщиках табака, которые заканчивают процессию мы поговорим на следующем часе.

Cлайд №20.

Посмотрите на эту картину.

Мне кажется, она описывает нашу жизнь. В ней столько пожаров, ветров, гор, океанов. И чтобы их потушить, устоять, перейти, преодолеть - необходимо быть готовым. Как можно преодолеть сложные жизненные проблемы, выйти из ситуации, которая кажется неразрешимой, при этом, не прибегая к психотропным веществам.

Мозговой штурм. Выдвижение идей.

- Кто же нам может помочь? (Cлайд №22)

Рефлексия (Cлайд №23).

Вернемся к анкете, с которой вы работали на начало нашего часа.

- На какие вопросы вы бы сейчас ответили иначе? Почему?

Рефлексия по всему валеологическому часу.

Психологический тренинг «Хочу тебе пожелать…»



Комментарии:

Симфония по рецепту


    Симфония по рецепту

      Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....

12 12 2025 19:24:43

Генетическое определение пола


    Генетическое определение пола

      Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

11 12 2025 7:47:40

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

10 12 2025 23:58:23

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

09 12 2025 17:43:40

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

08 12 2025 10:15:39

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

07 12 2025 18:30:23

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

06 12 2025 9:32:53

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

05 12 2025 15:37:42

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

04 12 2025 5:37:21

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

03 12 2025 8:27:47

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

02 12 2025 18:13:49

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

01 12 2025 21:23:55

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

      Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

30 11 2025 7:40:13

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

29 11 2025 22:53:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

28 11 2025 23:54:49

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

27 11 2025 18:20:19

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

26 11 2025 13:43:36

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

25 11 2025 5:51:29

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Мочевыделительная система"

      Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет". ...

24 11 2025 18:23:26

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

23 11 2025 8:54:53

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ


    Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

      Данный урок является обобщающим в теме "Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые ИКТ (мультимедийный проектор и интеpaктивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

22 11 2025 7:42:46

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники: особенности строения, питания и размножения Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

21 11 2025 9:47:37

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

20 11 2025 8:22:33

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

19 11 2025 13:49:57

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

18 11 2025 16:48:22

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

17 11 2025 20:39:52

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

16 11 2025 20:31:58

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

15 11 2025 18:35:10

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

14 11 2025 12:10:32

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

13 11 2025 3:34:10

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

12 11 2025 18:22:37

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

11 11 2025 15:46:28

Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Виртуальная экскурсия по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....

10 11 2025 13:53:33

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

09 11 2025 7:13:56

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

08 11 2025 12:33:49

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

07 11 2025 1:51:59

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

06 11 2025 19:56:15

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

05 11 2025 18:29:41

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

04 11 2025 18:25:45

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

03 11 2025 7:29:35

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

02 11 2025 2:55:34

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

01 11 2025 8:53:51

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

31 10 2025 3:45:49

Мультимедийный урок на тему "Царство животные. Простейшие"

Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....

30 10 2025 11:35:32

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

29 10 2025 19:13:48

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

28 10 2025 6:47:42

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

27 10 2025 21:30:56

Урок-презентация. Подцарство одноклеточные


    Урок-презентация. Подцарство одноклеточные

      Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....

26 10 2025 5:57:35

Урок-игра "Классы рыб"


    Урок-игра "Классы рыб"

      Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

25 10 2025 10:51:16

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

24 10 2025 21:55:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::